История и культура Санкт-Петербурга. 8 класс "Литературный Петербург"
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему

Высоцкая Нина Александровна

Конспект и презентация к уроку "Литературный Петербург" (Параграф 7) (История и культура Санкт-Петербурга. 8 класс) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkinskiy_peterburg._per.pol_.hih_veka.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Литературный Петербург

Пушкинский Петербург

Обоснование:   «Литературный Петербург» рассказывает о многих деятелях литературы в изучаемый период. В рамках указанной темы считаю целесообразным выделить отдельный урок «Пушкинский Петербург» для более глубокого изучения жизни А.С.Пушкина, адресов и событий, связанных с его именем.  

Программа: Л.К.Ермолаевой

Класс: 8

Цель урока:

Создать условия для  аналитического восприятия города,  как места жизни и творчества А.С.Пушкина.  

   

Задачи:

 

  •  Объяснить значение понятия «Пушкинский Петербург»
  • Ознакомить учащихся  с «пушкинскими» адресами. Как они связаны с жизнью поэта. Сохранились ли они в наши дни.  
  • Сформировать способность размышлять, выражать впечатления, отмечать изменения, внесённые Временем в облик города и отдельных зданий, мест

 

  • Прогнозируемые результаты:

  1. Учащиеся расширят свои познания о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
  2. Учащиеся научатся устанавливать связь между «пушкинскими адресами» и событиями, происходящими в жизни поэта и в жизни города.
  3.  Учащиеся смогут выражать впечатление и своё отношение к событиям, происходящим в городе в разные эпохи.

Оборудование:

  1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век – начало XX века): учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8кл. – СПб.: СМИО Пресс, 2013.  
  2. Презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент. Озвучивание плана урока. Вступительное слово.
  2. Опрос по предыдущей теме.
  3. Изучение нового материала.

ХIХ  век – «золотой век» русской литературы. И не только русской, но и петербургской. Будучи столицей, Петербург открывает много имён, составивших впоследствии золотой фонд классики русской литературы.

Дети перечисляют имена писателей и поэтов (по пройденному ранее материалу).

На экран выводится 1 слайд. Дети записывают информацию со слайдов.

 

Начало 19 века нередко именуется пушкинской эпохой, а Петербург называют городом Пушкина, пушкинским Петербургом.

Предложить детям поразмышлять на тему: Почему  Петербург первой половины XIX века  именуют именно Пушкинским? С чем это связано…? (Пушкин остаётся любимым поэтом многих россиян. Он становится знаменитым поэтом именно в Петербурге – городе, в котором он учился, жил, творил и трагически погиб).

3 слайд 

В июле 1811 года Пушкина из Москвы привёз дядя для учёбы в вновь построенном Лицее. В 1811 году Пушкин поступает в Лицей. Лицей был расположен в Царском Селе. Здесь Пушкин провел 6 лет (с 1811 по 1817). Считалось, что Пушкин учится в привилегированном учебном заведении. По возрасту учащихся – Лицей – гимназия; по программе – Университет. Считалось, что, окончив Лицей в 18 лет, Пушкин получит высшее образование. Программ нет, учебников тоже. Преподаватели читают лекции, надеясь только на самих себя.

Когда же и где появилось первое стихотворение Пушкина? Это произошло в 1814 году. В популярном журнале «Вестник Европы» появилось первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». Подписано «НКШП». Как вы думаете, что это значит? (Фамилию нужно читать наоборот, добавив гласные). Сочинителю 15 лет.

Программа была очень обширной: русский, латинский, французский, немецкий, греческий, фехтование, верховая езда, риторика, история, география и др. Учились по 7 часов в день с большими перерывами. Учиться в Лицее было очень тяжело. К примеру, немецкий язык преподавался на французском (учитель Гауеншильд не знал русского). Учится Пушкин посредственно, особенно по логике и математике. В нем отмечают поэтическую пылкость и отсутствие прилежания.

Случай из жизни Пушкина

Как-то на старшем курсе грозный профессор Карцев вызвал Пушкина к доске и продиктовал ему алгебраическую задачку. Пушкин долго стоял у доски, переминался с ноги на ногу. Карцев не выдержал: «Чему же равен X?». «Нулю», - ответил Пушкин. На что Карцев ответил: «У вас все равняется нулю. Садитесь на место и пишите лучше стихи!». Александр сел и стал писать. И так писал всю жизнь…
По страсти Пушкина к французскому языку его называли французом, а по внешнему виду – обезьяной.

4 слайд 

После окончания Лицея ( в 1817 году)  Пушкин прожил в городе всего 3 года и за это время стал широко известным поэтом. В 1827 году (после семилетней разлуки с городом) Пушкин вновь вернулся в северную столиц у и поселился в Петербурге с женой ( в 1831 году). (Свадьба состоялась в 1830 году в Москве. Пушкин жил то в Москве, то на Кавказе, в 1228 и 1830- годах наездами – в Питере) В феврале 1837 года тело Пушкина увезли в Святогорский монастырь (Псковская область).

Коломна. Итак, После обучения в Лицее, Пушкин три года жил в Коломне. Коломной называли территорию между Фонтанкой, Мойкой, Крюковым каналом. На фасаде дома № 185 по набережной Фонтанки – мемориальная доска с надписью « В этом доме по окончании Лицея жил А.С.Пушкин с 1817 по 1820 год). Родители Пушкина снимали квартиру здесь, их привлекала дешевизна, в центре города квартира была им не по карману.

Пушкины занимали просторную квартиру на втором этаже. Александр занимал небольшую комнатку с окнами во двор. Здесь у него бывали только самые близкие друзья. «Мой угол тесный и простой», - так назвал поэт комнату, в которой прожил три года.

В этом доме Пушкин закончил оду «Вольность» и первую свою большую поэму «Руслан и Людмила». Покинув Коломну, поэт не раз вспоминал её с ностальгической грустью:

…Я живу

Теперь не там, но верною мечтою

Люблю летать, заснувши наяву,

В Коломну, к Покрову и в воскресенье

Там слушать русское богослуженье («Домик в Коломне»).

        В этом же доме, на набережной Фонтанки, 185, провёл последние годы жизни Карл Росси. Великий зодчий умер здесь в 1849 году в нищете и всеми забытый…

В XIX веке здание было расширено надстроен третий этаж. Затем – четвёртый, и сейчас трудно представить облик дома, в котором жил молодой Пушкин.

5 слайд 

 1831-1837

Дача Китаевой. Уникальность  дачи, сохраненной временем и судьбой, заключается, прежде всего, в том, что расположена она в подлинном деревянном доме на высоких подвалах с верандой и балконом в мезонине. Дом принадлежал вдове придворного камердинера А. Китаевой. Здесь с мая до середины октября 1831 года поэт с молодой женой провел лучшие месяцы семейной жизни, общался с друзьями, принимал родных и близких, гулял по Екатерининскому парку и окрестностям Царского Села.

    Воссозданные по воспоминаниям современников интерьеры комнат, а также представленные в экспозиции музея материалы рассказывают о жизни и творчестве Пушкина этого времени. В мезонине дома, стены которого помнят Пушкина, воссоздан кабинет поэта, где были написаны его многие шедевры ("Сказка о царе Салтане", "Письмо Онегина к Татьяне" и др.). 

6 слайд

 Дом братьев Тургеневых

Дом 20 на левом берегу Фонтанки, здесь жили братья Тургеневы (Николай и Александр). У них часто собирались члены литературного общества «Арзамас», в которое Пушкин вошёл еще в Лицее.

Что такое кружок «Арзамас»?

«Арзамас» (1815 – 1818) — название литературного кружка, объединявшего сторонников нового «карамзинского»  направления в литературе. «Арзамас» поставил себе задачей борьбу с архаическими литературными вкусами и традициями. Членами «Арзамаса» были как писатели (В. А. ЖуковскийК. Н. БатюшковП. А. ВяземскийА. А. ПлещеевВ. Л. ПушкинА. С. Пушкин), так и лица, известные более по своей общественной деятельности (например, братья Тургеневы).

Большинство членов «Арзамаса» ещё до его основания были тесно связаны между собой давними дружескими связями и принадлежали к одному поколению столичного дворянства, европейски образованного и в массе либерально настроенного после войны 1812 года. Их оппоненты — члены общества «Беседы любителей русского слова» — были консерваторами в области политики и литературы. В противовес бюрократической торжественности заседаний «Беседы» заседания «Арзамаса» имели характер весёлых дружеских сборищ. Название «Арзамас» было взято из пародии Батюшкова; все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского (Жуковский — Светлана, Вяземский — Асмодей, Пушкин — Сверчок и т. д.).  

На заседаниях «Арзамаса» читались шутливые протоколы, эпиграммы и пародии, высмеивающие членов «Беседы». С закрытием «Беседы» в 1816 году полемический характер деятельности «Арзамаса» потерял смысл. Арзамасцы попытались сделать работу кружка более серьёзной и задумали издание журнала, который должен был теснее сблизить членов кружка. Однако далее составления плана журнала дело не пошло.

 7 слайд 

Дом Муравьёвой Дом 25 на правом берегу Фонтанки – принадлежал Екатерине Фёдоровне Муравьёвой – матери будущих декабристов – Никиты и Александра. Дом Муравьёвых славился своим гостеприимством и был одним из роскошнейших в столице.

8 слайд 

Здесь собирались самые яркие представители интеллигенции того времени – историк Карамзин (который жил в этом же доме), поэты, художники. Потом дом стал пристанищем для членов тайного Северного общества, которое возглавил Никита Муравьёв. Пушкина тоже волновали эти политические разговоры и споры и он часто присутствовал на собраниях этого тайного общества… После восстания обоих братьев отправили на сибирскую каторгу. Жена Никиты Муравьёва последовала вслед за мужем, навсегда расставшись со своими двумя маленькими детьми. Вместе с ней Пушкин переда послание своим друзьям-декабристам «Во глубине сибирских руд…»

 

9 слайд 

Дом Пиковой дамы

Кто читал и помнит сюжет повести?... напомнить им

Так называют трехэтажный дом на Малой Морской улице, дом 10, на углу Гороховой улицы.. в 1830-х годах он принадлежал княгине Наталье Петровне Голицыной, фрейлине императорского двора. Княгиня отличалась умом, властным характером и была в молодости известной на весь Петербург красавицей. С годами она утратила свою привлекательность и даже обросла бородой и усами, за что её стали называть «княгиней усатой». Наталья Петровна занимала исключительное положение в свете: на поклон к ней съезжался весь город, перед ней заискивали и трепетали, её побаивались даже члены царской семьи.

Внук Натальи Петровны, заядлый картёжник – С. Голицын, как-то рассказал Пушкину, что однажды проигрался дотла и прилетел к бабушке просить денег. Денег она ему не дала, зато назвала три карты, назначенные ей в Париже известным колдуном и авантюристом Сент-Жерменом. «Попробуй» - сказала бабушка. Внук поставил на эти карты и отыгрался. Это дало Пушкину сюжет повести «Пиковая дама». Описание этого дома в повести не оставляет сомнений, что в качестве прообраза взят именно дом Пиковой дамы.

10 слайд

Дом Салтыкова

Дворцовая набережная, 4. В стиле строгого классицизма по проекту Джакомо Кваренги, позже был перестроен К.Роси. В наши дни там располагается Государственный университет культуры и искусств. Во времена Пушкина здесь находилось австрийское посольство. Жена посла (внучка Кутузова) Дарья Фёдоровна (Долли) Фикельмон собирала здесь изысканный салон, где собирались известные литераторы, композиторы, политики. Пушкин был частым гостем в этом салоне. Мать Долли, дочь великого полководца, Елизавета Михайловна Хитрово, жила здесь же и у неё тоже был свой салон. Пушкин дружил и с матерью и был гостем в обоих салонах.

11 слайд 

Каменный остров

На Каменном острове Пушкин провёл последнее лето своей жизни – в 1836 году. Здесь он снимал дачу для своей семьи. Здесь же родилась его младшая дочь Наталья (всего было 4 детей). Летом 1836 года Пушкин создал здесь свой знаменитый каменноостровский лирический цикл, которому суждено было стать последним в его поэзии. Здесь же он написал стихотворение, которое стало его поэтическим завещанием «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

В последний раз Пушкин проезжал через Каменный остров 27 января 1837 года по дороге на Чёрную реку, на место дуэли. Встретившись с Данзасом (своим секундантом) на Невском проспекте в кондитерской Вольфа и Беранже, они сели в сани и около четырёх часов дня выехали на Дворцовую набережную. От Иорданского подъезда Зимнего дворца была проложена Ледовая дорога к Петропавловской крепости, оттуда они выехали на Каменноостровский проспект и отправились к Чёрной речке. Им то и дело попадались экипажи знакомых, которые возвращались этой дорогой с катания с ледяных гор на Островах. Многие потом вспоминали, как окрикивали экипаж Пушкина, как он вежливо всем раскланивался и выглядел совершенно спокойным… Час спустя смертельно раненого поэта везли обратно той же дорогой- через Каменный остров, по Каменноостровскому проспекту домой, на Мойку…

12 слайд

Кондитерская Вольфа и Беранже

Литературное кафе на Невском, 18.   Сюда накануне дуэли заходил в 1837 году А. С. Пушкин, чтобы дождаться своего секунданта и взглянуть на Невский проспект, который поэт очень любил

13 слайд 

 Чёрная речка

Место последней дуэли Пушкина, но он бывал здесь и раньше. Это было модное дачное место и Пушкин дважды снимал здесь дачу…

Первый памятный знак – дощечка с надписью «27 января 1837 года против сего места упал смертельно раненный на поединке Пушкин». Сейчас это памятное место обозначено обелиском.

14 слайд

Мойка,12

В октябре 1836 года Пушкин с семьёй поселился на набережной Мойки, сняв весь бельэтаж (что такое бельэтаж?) в доме княгини Волконской. Здесь он прожил четыре месяца, сюда его привезли смертельно раненым после дуэли с Дантесом. Камердинер занёс его в дом на руках, Пушкин спросил у него:  «Грустно тебе нести меня»?

Весть о раненом Пушкине облетела весь Петербург, сразу же к дому стали стягиваться люди. Современник воспоминал, на Мойке, у Певческого моста не было ни прохода, ни проезда. Толпы народа и экипажи осаждали дом. Жуковский, вывешивал на дверях дома сводки о состоянии здоровья Пушкина.

Пушкин оставался в сознании до самого конца. За несколько минут до смерти он сказал «Жизнь кончена» 29 января (10 февраля) 1837 года Пушкина не стало… Современная медицина считает ранение Пушкина несерьёзным, сегодня его бы удалось спасти…

В последние дни Пушкина его жена, по словам друзей, не оставляла надежды на то, что он будет жить. Когда Пушкину стало хуже, он просил не скрывать его состояния от Натальи Николаевны: «Она не притворщица; вы её хорошо знаете, она должна всё знать».  Несколько раз Пушкин звал жену, и они оставались наедине. Он повторял, что Наталья Николаевна невиновна  в  происшедшем, и что он всегда ей доверял.

Смерть мужа стала для Натальи Николаевны тяжёлым потрясением, она заболела. Но, несмотря на то состояние, в котором она находилась, Пушкина настояла, чтобы поэта похоронили в сюртуке, а не в камер-юнкерском мундире, который он ненавидел. Пятница, день смерти мужа, стала траурным днём для Натальи Николаевны. До конца жизни в пятницу она никуда не выезжала, «предавалась печальным воспоминаниям, и целый день ничего не ела».

По решению императора были оплачены долги Пушкина, назначена пенсия вдове и дочерям до выхода замуж, сыновья записаны в пажи, на них выделялось по 1500 рублей в год до поступления на службу.  

Над детьми была учреждена Опека. Опекой было издано многотомное собрание сочинений Пушкина в пользу семьи.

Наталья Николаевна повторно вступила в брак с Петром Петровичем Ланским. Они покоятся на кладбище Александро-Невской лавры в общей могиле. У них была дружная семья. Четверо детей Пушкина + трое детей Ланского.

Домашнее задание – посетить одно из перечисленных мест и поразмышлять на тему: что изменилось в облике города со времён Пушкина. Что бы увидели вы, оказавшись в этом месте в ХIХ веке? Или. Что удивило бы Пушкина, окажись он здесь в наши дни?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...