Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Дубинина Елена Владимировна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass.docx48.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хомутовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Домникова В. М.»

Орловское казачество.

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        

курса внеурочной деятельности

6 класс

Нормативный срок реализации 1 год

Духовно-нравственное направление развития личности

Составитель:

Педагог-библиотекарь

Дубинина

Елена Владимировна

п.Хомутово, 2019г.

Пояснительная записка

История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории: Н. М. Карамзин,                          С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов:             А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова, — а также литераторов, таких, как В. М. Катанов, В. Ф. Садовский и др. Оценку роли казачества в истории России подчёркивает фраза Л. Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию».

На протяжении двух десятилетий в условиях демократизации жизни России шёл сложный, противоречивый процесс возрождения  казачества.          В 2012 году Президент России В. В. Путин подписал Стратегию развития российского казачества, что является следствием многочисленных исканий всех заинтересованных в возрождении казачества социальных групп. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Александр Дмитриевич Беглов в своем комментарии к Стратегии отметил, что «государство сегодня создаёт все условия для развития казачества, в том числе создана большая нормативно-правовая база для развития российского казачества…».

 Стратегия основана на положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утверждённой Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. № Пр-1355.  Именно эти документы можно считать основополагающими для создания программы внеурочной деятельности «Орловское казачество: история, традиции, перспективы».

Актуальность программы связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

- во-первых, живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства, в том числе и на территории Орловской области;

- во-вторых, с выполнением на всех уровнях главной государственной задачи, связанной с формированием национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян, воспитания любви к Отечеству, к своей малой Родине — Орловскому краю;  

- в-третьих, преломление воспитания через практико-ориетированные направления позволяет сформировать у подрастающего поколения такое качество личности, которое определяет в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

- в-четвёртых, в настоящее время выявляется актуальность и приоритетность существования курсов по истории казачества, в ходе изучения которых возможно активное использование межпредметных связей                       (с историей, экономикой, культурологией и т. д.), что поможет расширить  кругозор учащихся, стимулировать развитие их творческих способностей и сформировать навыки самостоятельной, в частности исследовательской работы.

Поэтому появилась необходимость синергизировать усилия педагогов, общественности, казачества по включению программы курса внеурочной деятельности в практику общеобразовательных школ Орловской области.

Нормативно-правовые основы создания программы курса внеурочной деятельности:

•        Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»            № 273 от 29 декабря 2012 года;

•        Федеральный Закон РФ «О государственной службе российского казачества» № 154 - ФЗ от 05.12.2005 года (ред. от 13.07.2015 г.);  

•        Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Утверждена Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. Пр № 1355;

•        Стратегия развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 г. Утверждена Президентом РФ 15.09.2012 г.             Пр № 2789;

•        Концепция Национального проекта формирования национальной элиты России с детства на базе суворовских военных училищ и кадетских корпусов страны в рамках Проекта Федеральной целевой программы развития кадетского образования на 2008—2018 гг.;

•        Указ Губернатора Орловской области «Об утверждении Устава Орловского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье общество» от 26 сентября 2011 г. № 329;

•        Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  (в редакции приказов от 29 декабря 2014г.          № 1644);

•        Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Утверждена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 08. 04. 2015 г. № 1/15).  

Предметом курса «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» является изучение процесса становления орловского казачества, формирования его территории,  населения, социально-экономического уклада и культурных традиций.

Программу внеурочной деятельности «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» можно отнести к духовно-нравственному направлению развития личности.  

         Основной целью программы является формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах становления и развития российского казачества, формирование начального представления об орловском казачестве.

Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности общеобразовательных организаций принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании в РФ», такие как:

•        воспитание гражданственности и любви к Родине;

•        защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

•        формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

•        формирование мировоззренческой, нравственной культуры;  

•        воспитание гражданственности и патриотизма, идентификация себя с определенной социокультурной и этнокультурной средой,  готовой к служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Задачи программы:

- углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления и до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами учёных, с историческими документами, истоками духовной культуры казачества;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление с ролью казачества на службе Отечеству;

- развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.

- укрепление связей с казачьими обществами, действующими на территории муниципальных образований, с целью профилактики асоциального поведения подростков.

- культивирование важнейших качеств казака как уважительное отношение к старшим, личное достоинство, дисциплинированность, трудолюбие, порядочность, сплоченность, самоорганизация, ответственность.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» основана на принципах системно-деятельностной организации воспитания. В ходе реализации программы каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу, для решения которой обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к её содержанию:

-        общеобразовательных дисциплин;

-        произведений искусства;

-        периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

-        духовной культуры, литературы;

-        истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

-        жизненного опыта своих родителей (законных представителей)               и прародителей;

-        общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

-       других источников информации и научного знания.

        Принципы организации педагогического процесса:

•        Принцип гуманистической  направленности — ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности;

•        Принцип связи с жизнью и  практикой отрицает абстрактно-просветительскую направленность программы, рассчитан на деятельностный подход. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с  текущими  событиями;  широкого привлечения на занятиях местного краеведческого материала.  

•         Принцип научности  является ведущим ориентиром при приведении содержания  образования в соответствие с уровнем развития науки, нормативно-правовой базой,  с опытом, накопленным в истории России и региона в вопросах казачества.    

•        Принцип ориентированности педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений,  сознания и поведения требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых  знаний,  идей,  овладевали  бы умениями и навыками социально ценного поведения.

•        Принцип обучения и воспитания детей в коллективе   предполагает  оптимальное  сочетание  коллективных, групповых  и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

•        Принцип преемственности,  систематичности и последовательности предполагает  такую  организацию педагогического  процесса,  при  которой то или иное мероприятие, то или иное занятие являются логическим продолжением  ранее  проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает обучающегося на более высокий уровень развития.  

•        Принцип наглядности предполагает, что термины, понятия и абстрактные положения легче доходят до учащихся,  если они подкрепляются  конкретными  фактами  в  процессе сравнения, проведения аналогий.

Принципы управления деятельностью обучающихся:

•        Принцип   сочетания  педагогического управления с  развитием инициативы и самостоятельности воспитанников

предполагает поддерживать полезные начинания детей,  учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы,  поощрять инициативу и творчество.  

•        Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе предполагает активную роль обучающегося в педагогическом процессе.      

•        Принцип согласованности требований  школы, семьи и общественности предполагает  единство и целостность урочной и внеурочной деятельности.  

•        Принцип доступности связан с учетом реальных возможностей обучающихся, предупреждения интеллектуальных,  физических и нервно-эмоциональных перегрузок,  отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

•        Принцип от простого к сложному предполагает последовательное изложение материала от наглядного (бытового) до научного (аналитического).

•        Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при организации деятельности по программе 6 класса.

 Одна из главных задач педагога — на материале курса сформировать основные компетенции учащихся,  такие, как:

•        ключевые интеллектуальные умения (ключевые интеллектуальные умения, постановка проблемы, работа с информацией, планирование работы, рассуждение, выдвижение гипотез…);

•        универсальные способы деятельности, способы познания и взаимодействия;

•        базовые знания, общее представление о системе знаний;

•        социальный опыт;

•        адекватная самооценка собственной системы знаний.

Программа предназначена для учащихся 6 классов общеобразовательных организаций. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Основная форма организации занятий — учебное занятие.

 Формы работы в объединении:

•        Беседы.

•        Проектная деятельность.

•        Коллективные творческие дела.

•        Дискуссии.

•        Тренинги общения.

•        Работа в парах, группах.

•        Игры.

•        Акции.

•        Участие в митингах, шествиях, парадах и др.

        Кадровое обеспечение программы:

        Для успешной реализации настоящей Программы необходимы скоординированные действия педагогического коллектива, администрации общеобразовательной школы, наставников из представителей казачества и духовенства, а также родителей.  

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы:

•        выбор оптимальных условий и площадок для проведения занятий по  программе (школа, УДО, музей, клуб и др.);

•        рабочая программа курса внеурочной деятельности с учебно-методическим сопровождением;

•        аудиоматериалы, видеоматериалы;

•        персональный компьютер с выходом в Интернет, мультимедийное оборудование, экран.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» должна обеспечивать формирование личностных и метапредметных результатов.

Личностные и метапредметные результаты

к концу 6 класса

К важнейшим личностным результатам можно отнести следующие:

  • формирование чувства ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

К важнейшим метапредметным результатам можно отнести следующие:

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (доклад, проект, сообщение, статья, презентация и др.);
  • осознание безусловной ценности семьи, понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

Формы контроля:

  • Контрольно-измерительные материалы по темам курса (в программе).
  • Участие в общешкольных, муниципальных, региональных проектах,   акциях.

        Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение Программы, а именно, выполнение  контрольных заданий по темам, активное участие в проведении занятий, участие в мероприятиях по казачьей культуре, соревнованиях, исторических викторинах, акциях.  

        Косвенными критериями служат: создание сплоченного стабильного коллектива, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.  

        В целях мониторинга реализации программы возможно проведение  анкетирования среди учащихся и родителей.    

Объём программы

Класс

Количество часов за год

Продолжительность занятия (мин)

6 класс

18

45

        

Время организации занятий определяется администрацией ОО. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 18 недель (III—IV четверти).

Ресурсное обеспечение программы

Вид ресурсов

Перечень действий

Информаци-онные

Спланировать рекламно-разъяснительную работу среди родителей и обучающихся по набору обучающихся в кружок.

Залогом успешной воспитательной деятельности с обучающимися по программе внеурочной деятельности «Орловское казачество: история традиции, перспективы»  является сотрудничество педагога с родителями, поскольку семья, оказывает значительное влияние  на процесс развития ребёнка. Следовательно, вовлечь родителей в качестве активных участников педагогического процесса — важная и ответственная психолого-педагогическая задача, стоящая перед педагогическим коллективом.

Нормативно- правовые

Рассмотреть  и утвердить программу «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» и УМК на педагогическом совете школы.

Программно- методические

Сделать подборку литературы в школьной библиотеке и медиатеку по проблематике казачества (библиотекарь).

Установить связи с муниципальными музеями, представителями местного казачества, представителями РПЦ.  

Содержание курса внеурочной деятельности

6 класс (18 часов)

Тема 1: Культура физического воспитания казачества (2 часа)

Физическое воспитание казаков в семье и общине (станице). Казачьи народные игры. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас. Казачий всполох. Казачьи забавы.

Возможные формы организации деятельности обучающихся: беседа, демонстрация видеоматериалов, подвижные игры, игры-эстафеты и др.

Контрольно-измерительные материалы:

Организация и проведение спортивного праздника.

Организация и проведение детской казачьей игры.

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Казаки / под редакцией Б. А. Алмазова // Санкт-Петербург. : «Золотой век» «Диамант», 1999. — 134 с.  

Интернет–ресурсы:

  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2014/05/02/kazachi-igry /Социальная сеть работников образования. Казачьи игры/

Тема 2. Воинский мир казачества (2 часа)

Казак как прирождённый воин. Казачьи чины. Роль казачества в современной истории России. Экипировка казака и верховой лошади. Оружие казаков. Подготовка военного снаряжения к службе в армии. Конь — верный друг казака. Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка.

Возможные формы организации деятельности обучающихся: беседа, демонстрация видеоматериалов, рисование, выставка и др.

Контрольно-измерительные материалы:

- Какие казачьи чины (звания) знаете?

- Почему конь – верный друг казака?

- В чём главное предназначение казака?

- Оформление выставки макетов и рисунков «Казачьи символы»

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Безотосный В. Кто такие казаки / В. Безотосный // Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». — 2004. — № 5. —                   С. 7—13.

•        Марждопов В.Заколдованное слово / В. Марждопов // Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». — 2004. — № 5.—            С. 22—24.

Интернет-ресурсы:

  • http://voinanet.ucoz.ru/index/kazaki_4/0-8237
  • http://www.vko-ckv.ru/kazachya-sluzhba/ Войсковое казачье войско: ЦКВ/
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/950091 / Казачьи чины/

Тема 3. Воспитание в казачьей семье. Воспитание мальчика (3 часа)

Первые бытовые обряды — первая стрижка, праздник первых штанов, обучение верховой езде, стрельбе, владению шашкой. Взросление и обучение. Роль мужчины в семье. Отношение к женщине.

Возможные формы организации деятельности обучающихся: беседа, демонстрация видеоматериалов, дискуссия и др.

Контрольно-измерительные материалы:

- Во сколько лет казачонка стригли?

- Опишите ритуал пострига.

- В чём заключалась главная задача казака?

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Казаки / под редакцией Б. А. Алмазова // Санкт-Петербург. : «Золотой век» «Диамант», 1999.— 134 с.  

•        Кашкаров А. П. Казаки: традиции, обычаи, культура / А. П. Кашкаров. — Ростов н/Д. : Феникс, 2015. — 125 с.

•        Нехай А.  Не бывать переводу казацкому роду / А. Нехай // Орловская правда. — 2002. —.14 сентября. — С. 4.

Интернет – ресурсы:

Тема 4. Воспитание в казачьей семье. Воспитание девочки  (3часа)

Обычаи и обряды в первые годы жизни девочки. Девичьи праздники и работа. «Хвалёнка». Преемственность традиций народов Великой степи, пережитки матриархата. Права и обязанности казачки. Роль женщины в семье. Отношение к мужчине. Праздник матери.

Возможные формы организации деятельности обучающихся: беседа, демонстрация видеоматериалов, дискуссия и др.

Контрольно-измерительные материалы:

- Что дарил дед внучке?

- В чём разница в воспитание девочки-казачки от мальчика-казака?

В чем разница в воспитании девочки-казачки от обычной девочки?

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Казаки / под ред. Б. А. Алмазова // Санкт-Петербург. : «Золотой век» «Диамант», 1999.— 134 с.  

•        Ступак И. Не боли болячка — я казачка! / И. Ступак // Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина» — 2004. — № 5.— С. 122—124.

Интернет–ресурсы:

Тема 5. Традиционная одежда мужчин-казаков (1 час)

Мужская казачья одежда. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха. История возникновения причёски — казачий чуб. Символическая, сакральная и утилитарная роль серьги мужчин-казаков. Лампасы — символ принадлежности к вольному воинству. Роль папахи и фуражки в обычаях и символике казаков

Возможные формы организации деятельности обучающихся: устное изложение материала, демонстрация видеоматериалов, творческая деятельность и др.

Контрольно-измерительные материалы:

В чем заключается символическая роль серьги у мужчин-казаков?

Зарисовка мужского и женского костюма.

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII—XXвв. — Ростов н\Д. : «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006.

•        Веряскина О. Г. Страницы истории Донского края. — Ростов-на-Дону. : Донской издательский дом, 2006.

•        Казаки / под редакцией Б. А. Алмазова // Санкт-Петербург : «Золотой век» «Диамант», 1999.— 134 с.  

Интернет – ресурсы: 

  • Википедия.  

Тема 6. Традиционная одежда женщин-казачек (2 часа)

 Отличия казачьего женского костюма от других женских костюмов России. Тюркская основа костюма. Значение кружев и вышивки в костюме. Символика украшений. Головные уборы, прически, украшения. Женский костюм казачки Орловской губернии (на примере костюма казачки Новодеревеньковского района).  

Возможные формы организации деятельности обучающихся: беседа, демонстрация видеоматериалов,  дискуссия, проектная деятельность и др.

Контрольно-измерительные материалы:

Зарисовка орловского женского казачьего костюма на примере костюма казачки Новодеревеньковского района.

Рекомендуемый список литературы, используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Соснина. Иллюстрированная энциклопедия «Русский традиционный костюм» / Соснина, Шанчик // — СПб. : Искусство, 1998.

•        Семенова Т. Народное искусство и его проблемы (очерки) /                     Т. Семенова // — Москва. : Изд. «Советский художник», 1977. — С. 138.

•        Материалы из фондов БУК ОО «Музей изобразительных искусств»

•        Работнова И. П. Женская одежда Новодеревеньковского района Орловской области / И. П. Работнова // Сборник трудов. Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Госместпромиздат, 1962.

•        Философия костюма / Регион 57, №2, Апрель—май 2006. С.12

Интернет-ресурсы:

http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=14287 (Женская казачья одежда)

Тема 7. Казачьи ритуалы (2 часа)

Рождение детей. Казачья свадьба как ритуал и игра. Новоселье. Похороны в казачьей семье. Отношение к старшим. Почитание родителей. Роль крёстного и крёстной. Казаки и гости. Казачий круг.

Возможные формы организации деятельности обучающихся: беседа, демонстрация видеоматериалов, дискуссия, проектная деятельность, демонстрация отрывков из х/фильмов «Кубанские казаки», «Тихий Дон» (эпизоды), театрализация

Контрольно-измерительные материалы:

- В чём заключалась роль крёстного и крёстной в жизни казака (казачки)?

- Что является высшим органом самоуправления у казаков?

- Театрализация ритуала.

Рекомендуемый список литературы,

 используемый при разработке содержания темы занятия:

  • Казаки / под редакцией Б. А. Алмазова. — Санкт-Петербург. : «Золотой век» «Диамант», 1999.— 134 с.  

Интернет-ресурсы:

  • Википедия.

Тема 8. Славься, казачий род! (3 часа)

Итоговое занятие.

Возможные формы организации деятельности обучающихся: встреча с представителями местного казачества, организация фестиваля казачьей культуры, посещение музеев,  работа в малых группах, самостоятельная работа

Контрольно-измерительные материалы:  

- Тест по итогам освоения программы курса

- Составить презентацию о воспитании в казачьей семье

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Болхов — город церквей. Очерки истории и святыни. — СПб. : Агат, 2005.— 352 с.  

•        Казаки в России и на Орловщине / под ред.                                                      И. Я. Мосякина. — Орел. : Тургеневский бережок, 1996. — 244 с.

•        Корнева В. Град на Острожной горе. Историко-краеведческий очерк к 850-летию города Новосиля / В. Корнева ; под ред. А. П. Олейниковой. — Орел : изд. «Труд», 2008. — 608 с., ил. (48—53 С.)

•        Рыжкин Г. В. Страницы ливенской жизни. Краеведческие очерки /                  Г.В. Рыжкин // Орловская государственная телевизионная и радиовещательная компания, 1996.— 178 с. (94—95 С.)

 Тематическое планирование: 6 класс

№ п/п

Тема

Всего часов

Количество часов по программе

Теория

Практика

1.

Культура физического воспитания казачества

2

1

1

2.

Воинский мир казачества

2

1

1

3.

Воспитание в казачьей семье. Воспитание мальчика

3

1

2

4.

Воспитание в казачьей семье. Воспитание девочки

3

1

2

5.

Традиционная одежда  мужчин-казаков

1

1

-

6.

Традиционная одежда женщин-казачек

2

1

1

7.

Казачьи ритуалы

2

1

1

8.

Славься, казачий род!

3

-

3

Итого:

18

7

11

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Культура физического воспитания казачества (2 ч.)

Физическое воспитание казаков в семье и общине

Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Казачьи забавы.

Воинский мир казачества (2 ч.)

Казак как прирожденный воин. Роль казачества в современной истории России.

Подготовка казака к службе в армии. Главные казачьи символы и знаки.

Воспитание в казачьей семье. Воспитание мальчика.(3 ч.)

Воспитание мальчика в казачьей семье. Первые бытовые обряды.

Воспитание мальчика. Взросление и обучение.

Роль мужчины в семье. Отношение к женщине.

Воспитание в казачьей семье. Воспитание девочки. (3 ч.)

Воспитание девочки. Обычаи и обряды в первые годы жизни.

Права и обязанности казачки.

Роль женщины в семье. Праздник матери.

Традиционная одежда мужчин-казаков.(1 ч.)

Мужская казачья одежда.

Традиционная одежда женщин-казачек.(2 ч.)

Традиционная одежда женщин-казачек.

Женский костюм казачки Орловской губернии.

Казачьи ритуалы.(2 ч.)

Казачья свадьба, новоселье. Рождение детей. Похороны в казачьей семье.

Отношение к старшим. Почитание родителей. Роль крестного и крестной. Казаки и гости. Казачий круг.

Славься, казачий род! (3 ч.)

Посещение краеведческого музея.

Работа над презентацией.

Защита презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"  для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Классный класс»

Обучение и воспитание в школе – важный способ передачи культурного и социального опыта, развития личностных, метапредметных и других способностей человека, получение позитивного отношения к базо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 8 класс

Отличительная особенность данного курса - доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс...