Разработка урока по русскому языку с использованием регионального компонента
план-конспект урока по краеведению (5 класс)

Бондаренко Алевтина Васильевна

Разработка урока по русскому языку " Стили речи" 5 класс с использованием регионального компонента ХМАО-ЮГРА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_stili_rechi.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Разработал: учитель Бондаренко А.В.

Тема « Стили речи»

Цели урока:

1. Образовательные:

  • знакомство с понятием «стили речи»;
  • обобщение знаний о  стилях речи на основе общих признаков.

2. Развивающие:

  • формирование умений находить характерные признаки  стилей речи;
  • закрепление умений определения стилей речи.
  • - формирование коммуникативной компетенции у школьников:  умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её

3. Воспитательные:

  • содействие развитию умения школьников общаться между собой,
  •  помощь  учащимся осознать ценность групповой деятельности;

Оборудование:  схема - «Кластер», презентация, памятки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Учитель: Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнём урок, давайте прослушаемнебольшое стихотворение и попробуем определить его основную мысль (чтение стихотворения)(слайд1):

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!

Ученики(предполагаемый ответ): Основная мысль данного стихотворения заключается в том, что в наше время каждому грамотному человеку необходимо знать, какой стиль речи надо использовать для написания  любого текста.

Учитель: Хорошо. А как вы считаете, почему необходимо современному человеку знать характерные признаки всех  стилей речи?

Ученики (предполагаемый ответ): Для того, чтобы написать какое – либо  деловое письмо или, например, научно - практическую работу, нужно знать, как  правильно  это оформить.

Учитель: Верно, каждый стиль речи имеет формальные особенности, своюсферу употребления, характерные признаки, которые необходимо знать и учитывать при работе с  текстом.

Учитель: Итак, тема урока « Стили речи». Проговариваются цели урока (слайд 2)

Учитель:А что вы понимаете под словом « СТИЛЬ»?

Ученик: (опережающее задание) рассказывает о происхождении слова СТИЛЬ (слайд 3)

Учитель: Давайте поработаем с толковым словарем и обсудим лексические значения данного слова.

Ученик: (обсуждение словарных статей)

Учитель:Сегодня мы подробно остановимся на 3-м лексическом значении.( слайд 4).

Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о речи. (Выполнение задания)( слайд 5).

Учитель: Поговорим о стилях речи (слайд 6).

Ученики рассказывают о том, что уже знают по данной теме.

Учитель:Сегодня на уроке работу со стилями речи мы построим на материале литературного краеведения. Как вы думаете, что изучает краеведение? ( Обсуждение).

Учитель: А литературное краеведение? ( Обсуждение).( слайд 7)

Учитель: Перед вами наиболее известные писатели нашего края, с отрывками из их произведений мы будем работать(Еремей Айпин, Виктор Шибанов, Вагитова Мария Кузьминична, Конькова Анна Митрофановна, Коняев Николай Иванович, ШесталовЮван ( Иван) Николаевич.)( слайд 8)

Ученики: Краткая справка о творчестве писателей Югры.

Учитель: Вернёмся к теме нашего урока. Вспомните характерные черты стилей речи (научный, художественный, разговорный).

Задание: Работа с предложенными текстами. Особенности научного стиля( слайда 9).

Учитель: Каковы характерные черты научного стиля?

Ответ:Термины, определенные понятия, даты, отсутствует авторская позиция.

Учитель: Перед Вами три текста разных стилей.

Задание: Определить стиль речи каждого из них. Обоснуйте свою точку зрения. (слайд 10)

Учитель:  ПЕРЕД ВАМИ ПСЕВДОТЕКСТ, т. е. текст, в котором имеют место разные стили речи. Составьте три текста. Определенного стиля речи ( групповая работа) (слайд 11)

Проверка: (слайд 12)

Учитель предлагает задание: найдите отличительные черты каждого стиля:

1.научный стиль (слайд 13)

Ответ:

- Сфера деятельности человека – наука.

- Цель – описание научных открытий; обучение.

-  Характерные черты – подчеркнутая доказательность, точность.

- Языковые средства – однозначные слова, научные термины; отсутствие эмоционально окрашенных слов.

2.художественный стиль (слайд 14)

Ответ:

- Сфера деятельности человека – искусство, литература

- Цель  – художественное осмысление мира

- Характерные для стиля черты – образность

- Языковые средства – синонимы,  эпитеты, метафоры, гиперболы и др.

3.разговорный стиль ( слайд 15)

Ответ:

 -Сфера деятельности человека – быт.

- .Цель  – установление  контактов между людьми.

-  Характерные для стиля черты – непринужденность, спонтанность.

-  Языковые стили – бытовая лексика,  разговорная лексика,  просторечные фразеологизмы и др.

Творческое задание:составьте три небольших текста для речевых ситуаций  по

предложенной иллюстрации ( слайд 16).

Подведение итога (слайд 17)

Учитель:Итак, сегодняна уроке мы с вами повторили материал об особенностях всех стилей речи русского языка и научились определять их на основе разных текстов. Теперь Высможете все навыки и умения, которые приобрели сегодня на уроке применять в современной жизни.

Домашнее задание: Составить небольшой кроссворд по теме« Стили речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание русского языка с учётом регионального компонента

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений яз...

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

Разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий.

Фрагмент урока составлен на основе здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Также включает авторские технологии, разработанные мною, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся....

Развитие личностных УУД обучающихся на уроках русского языка посредством использования регионального компонента

Хорошо известно, что наш регион является уникальным по своим природным и этническим особенностям. Несомненно, знание истории, культуры, традиций, литературы сможет духовно объединить несколько национа...