Разработка урока по русскому языку с использованием регионального компонента
план-конспект урока по краеведению (5 класс)
Разработка урока по русскому языку " Стили речи" 5 класс с использованием регионального компонента ХМАО-ЮГРА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_stili_rechi.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Разработал: учитель Бондаренко А.В.
Тема « Стили речи»
Цели урока:
1. Образовательные:
- знакомство с понятием «стили речи»;
- обобщение знаний о стилях речи на основе общих признаков.
2. Развивающие:
- формирование умений находить характерные признаки стилей речи;
- закрепление умений определения стилей речи.
- - формирование коммуникативной компетенции у школьников: умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её
3. Воспитательные:
- содействие развитию умения школьников общаться между собой,
- помощь учащимся осознать ценность групповой деятельности;
Оборудование: схема - «Кластер», презентация, памятки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Учитель: Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнём урок, давайте прослушаемнебольшое стихотворение и попробуем определить его основную мысль (чтение стихотворения)(слайд1):
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!
Ученики(предполагаемый ответ): Основная мысль данного стихотворения заключается в том, что в наше время каждому грамотному человеку необходимо знать, какой стиль речи надо использовать для написания любого текста.
Учитель: Хорошо. А как вы считаете, почему необходимо современному человеку знать характерные признаки всех стилей речи?
Ученики (предполагаемый ответ): Для того, чтобы написать какое – либо деловое письмо или, например, научно - практическую работу, нужно знать, как правильно это оформить.
Учитель: Верно, каждый стиль речи имеет формальные особенности, своюсферу употребления, характерные признаки, которые необходимо знать и учитывать при работе с текстом.
Учитель: Итак, тема урока « Стили речи». Проговариваются цели урока (слайд 2)
Учитель:А что вы понимаете под словом « СТИЛЬ»?
Ученик: (опережающее задание) рассказывает о происхождении слова СТИЛЬ (слайд 3)
Учитель: Давайте поработаем с толковым словарем и обсудим лексические значения данного слова.
Ученик: (обсуждение словарных статей)
Учитель:Сегодня мы подробно остановимся на 3-м лексическом значении.( слайд 4).
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о речи. (Выполнение задания)( слайд 5).
Учитель: Поговорим о стилях речи (слайд 6).
Ученики рассказывают о том, что уже знают по данной теме.
Учитель:Сегодня на уроке работу со стилями речи мы построим на материале литературного краеведения. Как вы думаете, что изучает краеведение? ( Обсуждение).
Учитель: А литературное краеведение? ( Обсуждение).( слайд 7)
Учитель: Перед вами наиболее известные писатели нашего края, с отрывками из их произведений мы будем работать(Еремей Айпин, Виктор Шибанов, Вагитова Мария Кузьминична, Конькова Анна Митрофановна, Коняев Николай Иванович, ШесталовЮван ( Иван) Николаевич.)( слайд 8)
Ученики: Краткая справка о творчестве писателей Югры.
Учитель: Вернёмся к теме нашего урока. Вспомните характерные черты стилей речи (научный, художественный, разговорный).
Задание: Работа с предложенными текстами. Особенности научного стиля( слайда 9).
Учитель: Каковы характерные черты научного стиля?
Ответ:Термины, определенные понятия, даты, отсутствует авторская позиция.
Учитель: Перед Вами три текста разных стилей.
Задание: Определить стиль речи каждого из них. Обоснуйте свою точку зрения. (слайд 10)
Учитель: ПЕРЕД ВАМИ ПСЕВДОТЕКСТ, т. е. текст, в котором имеют место разные стили речи. Составьте три текста. Определенного стиля речи ( групповая работа) (слайд 11)
Проверка: (слайд 12)
Учитель предлагает задание: найдите отличительные черты каждого стиля:
1.научный стиль (слайд 13)
Ответ:
- Сфера деятельности человека – наука.
- Цель – описание научных открытий; обучение.
- Характерные черты – подчеркнутая доказательность, точность.
- Языковые средства – однозначные слова, научные термины; отсутствие эмоционально окрашенных слов.
2.художественный стиль (слайд 14)
Ответ:
- Сфера деятельности человека – искусство, литература
- Цель – художественное осмысление мира
- Характерные для стиля черты – образность
- Языковые средства – синонимы, эпитеты, метафоры, гиперболы и др.
3.разговорный стиль ( слайд 15)
Ответ:
-Сфера деятельности человека – быт.
- .Цель – установление контактов между людьми.
- Характерные для стиля черты – непринужденность, спонтанность.
- Языковые стили – бытовая лексика, разговорная лексика, просторечные фразеологизмы и др.
Творческое задание:составьте три небольших текста для речевых ситуаций по
предложенной иллюстрации ( слайд 16).
Подведение итога (слайд 17)
Учитель:Итак, сегодняна уроке мы с вами повторили материал об особенностях всех стилей речи русского языка и научились определять их на основе разных текстов. Теперь Высможете все навыки и умения, которые приобрели сегодня на уроке применять в современной жизни.
Домашнее задание: Составить небольшой кроссворд по теме« Стили речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание русского языка с учётом регионального компонента
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений яз...
Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.
Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009. Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....
Разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий.
Фрагмент урока составлен на основе здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Также включает авторские технологии, разработанные мною, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся....
Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе( региональный компонент) с мультимедийной поддержкой. Ф.А.Абрамов."О чём плачут лошади"
Урок внеклассного чтения в 7 классе.Ф.А.Абрамов "О чём плачут лошади"....
Развитие личностных УУД обучающихся на уроках русского языка посредством использования регионального компонента
Хорошо известно, что наш регион является уникальным по своим природным и этническим особенностям. Несомненно, знание истории, культуры, традиций, литературы сможет духовно объединить несколько национа...
Разработка урока русского языка с использованием регионального компонента
Тема урока: "Стили речи" ,5 класс...