Разработка урока русского языка с использованием регионального компонента
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лавринова Анна Игоревна

Тема урока: "Стили речи" ,5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка по теме «Стили речи» с использованием регионального компонента

Цель: сопоставить разговорный, художественный и научный стили речи.

Задачи:

• научить различать речь книжную и разговорную, научить видеть отличительные признаки художественного, разговорного и научного стилей.

речи;

• развивать воображение, творческие способности, коммуникативные компетенции;

• воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.

Планируемые результаты:

Предметные: находить и извлекать информацию из текста.

Метапредметные:

• уметь анализировать структуру текста;

• уметь высказывать свою точку зрения, делать вывод.

Личностные: уметь формировать собственную позицию по отношению к прочитанному.

Оборудование: дидактический раздаточный материал с текстами и таблицей, интерактивная доска.

Ход урока

Стадия «Вызов».

Для формулировки темы урока необходимо разгадать ребус (представлен на экране).

Тема урока «Стили речи». Записываем на доске и в тетрадях. На прошлом занятии Вы уже познакомились со стилями речи, какие задачи стоят перед нами сегодня?

Задачи урока: научиться видеть признаки каждого стиля речи, научиться определять стили речи, создавать свои тексты в определённом стиле речи.

Работа с текстом. Приём «Сравнительная (системная) таблица»

Посмотрите на слайд. Представлена таблица, в которой записаны признаки каждого стиля речи, но есть пропуски. Таблица раздаётся для работы в парах. Необходимо за 3 минуты вставить в таблицу пропущенные слова.

Художественный стиль

Научный стиль

Разговорный стиль

Сфера деятельности человека – искусство, литература

- Цель  – художественное осмысление мира

- Характерные для стиля черты – ………

- Языковые средства – синонимы,  ……., метафоры, ………. и др.

Сфера деятельности человека – …...

- Цель – описание научных открытий; ……...

-  Характерные черты – подчеркнутая доказательность, ……..

- Языковые средства – однозначные слова, ………….; ………., отсутствие эмоционально окрашенных слов.

Сфера деятельности человека – ……..

- .Цель  – установление  контактов между людьми.

-  Характерные для стиля черты – непринужденность, ……….

-  Языковые стили – бытовая лексика,  разговорная лексика,  ……….

Правильный ответ:

Художественный стиль

Научный стиль

Разговорный стиль

Сфера деятельности человека – искусство, литература

- Цель  – художественное осмысление мира

- Характерные для стиля черты – образность

- Языковые средства – синонимы,  эпитеты, метафоры, гиперболы и др.

- Сфера деятельности человека – наука.

- Цель – описание научных открытий; обучение.

-  Характерные черты – подчеркнутая доказательность, точность.

- Языковые средства – однозначные слова, научные термины; точные даты, отсутствие эмоционально окрашенных слов.

-Сфера деятельности человека – быт.

- .Цель  – установление  контактов между людьми.

-  Характерные для стиля черты – непринужденность, спонтанность.

-  Языковые стили – бытовая лексика,  разговорная лексика,  просторечные фразеологизмы и др.

Проверка выполнения задания. Проверка осуществляется таким образом: одна пара учащихся называет один отличительный признак, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным пунктам

таблицы.

Аналитическая работа с текстом.

Чтение текста (раздаточный материал). Определение стиля текста. Обоснование своей точки зрения. Выписать из текста  в тетрадь характерные для стиля черты.

Берутся 3 текста. Каждой парте в произвольном порядке раздаётся один из текстов.

Деревня Полдневая возникла в 1735 году как крепость для защиты горных заводов от набегов бесконечно бунтовавших «башкирцев». Бажов писал: «Известно, например, что Полдневая, бывшая когда-то крепостцой против башкирских набегов, была населена мастеровыми Турчанинова». Название «Полдневая» означает «южная» (другой исток Чусовой — Западная Чусовая). Но народная этимология утверждает, что деревня названа Полдневой потому, что в полдень солнце стоит над её главной улицей. Вокруг Полдневой в старину располагались рудники, золотые прииски и прииски, где добывали знаменитые самоцветы «кразелиты» — хризолиты. (отрывок из произведения А.Иванова « Message: Чусовая»)

Прямо перед Танюшкой, как вот в зеркале, стоит красавица, про каких только в сказках сказывают. Волосы как ночь, а глаза зеленые. И вся-то она изукрашена дорогими каменьями, а платье на ней из зеленого бархату с переливом. И так это платье сшито, как вот у цариц на картинах. На чем только держится. Со стыда бы наши заводские сгорели на людях такое надеть, а эта зеленоглазая стоит себе спокойнешенько, будто так и надо. Народу в том помещенье полно. По-господски одеты, и все в золоте да заслугах. У кого спереду навешано, у кого сзаду нашито, а у кого и со всех сторон. Видать, самое вышнее начальство. И бабы ихние тут же. Тоже голоруки, гологруды, каменьями увешаны. Только где им до зеленоглазой! Ни одна в подметки не годится. (отрывок из произведения П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»)

Беспокойные мысли чаще всего приходят вечером, когда вспоминаются радости и обиды отшумевшего длинного дня.

Сначала появляется просто мысль, такая же, как другие, не печальная, не радостная-воспоминание о чем-то. Но вот она застревает в голове, не укладывается как надо, царапает острыми краями. Словно та железная штука в кармане, которую Тоник сегодня нашел на дороге. Недовольно крутятся с боку на бок другие мысли, ворча на беспокойную соседку. Потом вскакивают и вступают в перепалку. Но беспокойство трудно победить. Оно растет, прогоняет сон, который подкрадывался раньше времени… (отрывок из произведения В.Крапивина «Почему такое имя?»)

Проверка осуществляется таким образом: одна пара учащихся называет стиль и отличительные признаки, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным пунктам.

Закрепление изученного. Творческая работа с текстом. Приём «Метаморфозы».

Чтение текста (раздаточный материал). Превратите этот текст разговорного стиля в текст книжного стиля. Что для этого надо сделать? (Заменить разговорные слова на книжные, снять избыточную эмоциональность)

Ну,  и  принялся  Данилушко  за тот камень. Ни дня, ни ночи не знает. А Прокопьич  помалкивает.  Может, угомонится парень, как охотку стешит. Работа ходко  идет.  Низ  камня  отделал.  Как есть, слышь-ко, куст дурмана. Листья широкие  кучкой,  зубчики, прожилки - все пришлось лучше нельзя. Прокопьич и то говорит - живой цветок-от хоть рукой пощупать. Ну, а как до верху дошел -тут  заколодило. (Отрывок из произведения П.П.Бажова «Каменный цветок»)

Рефлексия.

Выберите из списка любые начала фраз и закончите их, подводя итоги проделанной в процессе изучения материала занятия работе.

Сегодня я узнал(а) ... Я почувствовал(а), что ...

Было интересно ... Я приобрел(а) ...

Было трудно ... Я научился (ась) ...

Домашнее задание

.

  К данной иллюстрации придумать з небольших текста (3-4 предложения) разных стилей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий»

Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце на...

Разработка урока по русскому языку с использованием регионального компонента

Разработка урока по русскому языку " Стили речи" 5 класс с использованием регионального компонента ХМАО-ЮГРА...

Разработка урока русского языка с использованием модульной технологии

Среди личностно-ориентированных технологий особое ме то занимает модульная, описанная в работах П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, Д. Г. Левитеса и других. Нельзя не согласиться с Д. Г. Левитесом, что о...

Развитие личностных УУД обучающихся на уроках русского языка посредством использования регионального компонента

Хорошо известно, что наш регион является уникальным по своим природным и этническим особенностям. Несомненно, знание истории, культуры, традиций, литературы сможет духовно объединить несколько национа...

Методическая разработка урока русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс

Урок русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс...

Методическая разработка урока русского языка с использованием заданий по развитию функциональной(читательской) грамотности 6 класс

Использование  заданий по развитию функциональной (читательской) грамотности на уроке русского языка в 6кл....