Рабочая программа кружка краеведение
календарно-тематическое планирование по краеведению (5, 6 класс)
Данный материал можно использовать как рабочую программу краеведческого кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kraevedeniyu.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.Актуальность и практическая значимость программы.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
2.Цели и задачи программы.
Основная цель, стоящая перед программой – формирование патриотического сознания школьников на основе изучения истории и культуры родного края. Цель реализуется через триаду задач: Обучающие развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы; формирование у учащихся комплексных знаний о родном городе; освоение историко – обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, зданий, города, рода); Развивающие воображение как основы для решения творческих задач; мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках; эстетические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием родного края. Воспитательные воспитание положительной привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода; воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности; воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
3.Основные идеи, принципы, особенности и пути реализации программы. В курсе краеведения реализуется идеи формирования патриотического сознания школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую основу курса составляет личностно - деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота. Задача школьного краеведческого курса – создать образное представление о семейном – национальном – микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью. Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам. Инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как единого целого в многообразии. Важно, что разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий культурный багаж ребенка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы в школе. Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания курса: технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность. Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как
• Доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
• Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
• Научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
• Интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
• Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края.
• Экологизации: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
4. Основное содержание программы.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Введение. Что такое краеведение: зачем и как изучать свой край. | 1 | |
2-3 | Моя семья . Мое имя и фамилия | 2 | |
4-5 | Родословная моей семьи. | 2 | |
6 | Конкурс «Летопись моей семьи» (защита проектов) | 1 | |
7 | История моей школы. | 1 | |
8 | Школа сегодня. | 1 | |
9 | Его имя носит наша школа | 1 | |
10 | Учителя ветераны. | 1 | |
11 | Гордость нашей школы-музей. | 1 | |
12 | Экспонаты нашего школьного музея. | 1 | |
13 | Сочинение «Моя школа в будущем» | 1 | |
14 | Мое село. Исторические особенности моего села. | 1 | |
15-16 | Восстание «Алдан-Маадыр» | 2 | |
17-18 | История создания села. | 1 | |
19-20 | Практическое занятие. Экскурсия в музей села | 1 | |
21-22 | Названия улиц моего села | 2 | |
23-24 | Памятники села | 2 | |
25 | Учреждения моего села | 1 | |
26-27 | Защита проектов | 2 | |
28 | Народные промыслы | 1 | |
29 | Растительный мир нашего села. | 1 | |
30 | Топонимы моего села. | 1 | |
31 | Экология вокруг села | 1 | |
32 | Воины-интернационалисты нашего села. | 1 | |
33 | Защита проектов. | 2 | |
34 | Национальные праздники села | 1 | |
35 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса
Пояснительная записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...
Рабочая программа кружка по краеведению "Истоки"
Программа включает: 1) Пояснительная записка; 2) Содержание программы; 3) Учебно-тематическое планирование; 4)Календарно-тематическое планирование; 5)организационно -методические условия реализации....
Рабочая программа кружка «Историческое краеведение»
Рабочая программа кружка «Историческое краеведение»...
Рабочая программа кружка "Литературное краеведение"
Рабочая программа кружка "Литературное краеведение"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Краеведение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка«Краеведение»7-8 класс...
Рабочая программа кружка Краеведение 6-8 класс.
Рабочая программа кружка Краеведение 6-8 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА
Программа рассчитана на 1 год, усложнение материала из занятия в занятие в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных...