Рабочая программа кружка Краеведение 6-8 класс.
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему
Рабочая программа кружка Краеведение 6-8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_kraevedenie_6-8_klass.docx | 47.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.
Направленность программы данного курса по содержанию является краеведческой; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — 3 года.
Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”;
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- Письмо Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «О курсе «Краеведение» от 13.06.2013 №80-01-09/3587;
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное
образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г.
Актуальность программы
Краеведение – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и навыков общественно полезной деятельности. Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у школьников, является любовь и чувство сопричастности кмалой родине, к месту, где он живет, а затем уже и к большой Родине – России.
Представленная учебная программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа актуальна, так как она обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихсяв основной школе.
Педагогическая целесообразность
Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, привить любовь к Родине, родному селу, к школе. При реализациисодержания программы расширяются знания, полученныедетьми при изучении школьных курсов обществознания,истории, географии, литературного чтения, изобразительного искусства. Программа направлена на достижениепланируемых результатов внеурочной деятельности ипредназначена для учащихся 6-8 классов и учителей истории и обществознания, а также педагогов дополнительного образования.
По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.
В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели реализации программы: формирование у школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
-формировать у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего села , края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие района , края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
-прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
- расширять и углублять знания учащихся по обществознанию и истории.
Развивающие:
-развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах,
способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
-расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
-формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
-воспитывать уважение и любовь к родному краю;
-способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным иприродным ценностям села, края;
-воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;
-содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданскимсамосознанием.
Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:
Принцип природосообразностипредполагает, что краеведческая деятельность школьниковдолжнаосновываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов,согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
Принцип культуросообразностипредполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
Принцип коллективностипредполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь вдетско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опытвзаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения исамореализации;
Принцип диалогичностипредполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитиеосуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве,содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместноепродуцирование гражданских ценностей;
Принцип патриотической направленностипредусматривает обеспечение в процессе
социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией,народами России, российской культурой и историей.Реализация принципа патриотическойнаправленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
Принцип проектностипредполагает последовательную ориентацию всей деятельности
педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие,
разворачивающееся в логике замысел – реализация– рефлексия. В ходе проектирования передчеловеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучиосуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, чтоученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логикедействия данного принципа в программепредусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
Принцип поддержки самоопределениявоспитанника.Самоопределение - процесс
формирования личностью собственногоосмыслённого и ответственного отношения к
социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения
происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный(устное изложение материала – лекции),
-метод демонстрации(использование схем, карт, портфолио),
-наглядный- посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий ;
-поисковый- сбор информации по заданной теме.
-исследовательский метод- изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности)
Программа реализуется в следующих формах работы:
Урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лекция, урок-путешествие, урок беседа с элементами творческо-поисковых заданий, урок-игра, практическое занятие, походы, музейные уроки.
В процессе работы учитываются следующие моменты:
-заинтересованность обучающихся -форма занятий должна быть разнообразной, чтобы заинтересованность не ослабевала;
- желание - работают все, кто как может, а если что-то не получается, возможна замена заданий.
- возрастные особенности -материал по сложности доступен для понимания, поисково-творческий подход.
Возраст детей
В реализации данной программы участвуют школьники 6-ых, 7-ых, 8-ых классов.
Сроки реализацииобразовательной программы –3года.
Режим занятий:
На изучение курса выделен 51 часна три года обучения, каждый из которых предполагает реализацию определённого направления историко – краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 0,5 часав неделю.
День проведения занятия – вторник.
Начало занятий – 15.15.
Средства обучения:
-Мероприятия- беседа, презентация, защита проекта, реферата, экскурсия, игра, культпоход.
- Творческие дела- фестивали, слёты, тематические недели.
- Конкурсы рисунков, презентаций, выставки поделок, оформление экспозиций музея школы.
- Игры.
- Экскурсии.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование УУД (универсальных учебных действий) (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД(регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Реализация программы деятельности определяется личностным ростом школьников.Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат можно увидеть и зафиксировать.
Это:
-знание истории своего села,района, школы;
- достижения учащихся в городских, областных, всероссийских конкурсах;
-интерес учащихся к поисково-краеведческим экспедициям, походам.
Внутренний результат - выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью учащегося, в их духовном росте.
Возможные дополнительные эффекты от реализации программы:
Учащиеся получают навыки поисковой работы, развиваются творческие способности, культура речи, познавательная активность, гражданская позиция и активность, а так же возможность пополнить портфолио своими достижениями.
Диагностика личностных и метапредметных результатов освоения программы «Краеведение»:
Основные показатели воспитанности патриотизма | Признаки и уровни формирующихся качеств. |
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России. | 3 – знает и может объяснить все основные понятия; 2 – объясняет понятия не полностью; 1 – в объяснении понятий допускает ошибки. |
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику. | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям; 2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям; 1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями. |
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине | 3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям; 2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями; 1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым. |
4. Служение своими силами | 3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел; 2 – участвует в организованных другими делах; 3 – неохотно принимает участие в делах. |
5. Забота о своей школе | 3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других; 2 – участвует в делах класса и школы; 1 – в делах класса участвует при побуждении. |
Расшифровка показателей:
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - хороший уровень;
«1» - низкий уровень.
При проведении диагностики используются следующие формы:
- наблюдение педагогом;
- лист самооценки качеств личности;
- анкетирование;
- рисуночный тест;
- беседа;
- мини-сочинения.
Примерная анкета «Родина в моей жизни»:
1. Моя большая Родина – это…
2. Моя малая родина – это…
3. Самыми трудными событиями моей Родины были…
4. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
5. Когда я вырасту, я хочу…
6. Я не хочу, чтобы моя Родина…
7. По отношению к Родине я испытываю…
8. Я благодарен своей Родине за то, что…
9. Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…
10. Я стремлюсь быть…
11. Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…
Методика незаконченных предложений:
Продолжи предложения:
1. Самое дорогое для человека – это…
2. Патриот своей Родины – это…
3. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
4. Долг для меня – это…
5. Свет в окнах моего дома – это…
6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…
7. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…
8. Помогать Отечеству – значит…
9. Смыслом семейной жизни для меня является…
10. Закон для меня – это…
11. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…
12. Символы нашего государства для меня…
Обработка:
Качественный анализ полученных ответов.
Содержание курса
Структура программы курса " Краеведение" включает разделы с определённой направленностью по каждому году обучения:
1 год направление – «Я и моя малая родина»;
2 год направление – «Край Воронежский»;
3 год направление «Люби и знай свой край».
Условия реализации программы
1. Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео; методические разработки соответствующего направления; плакаты/презентации
2. Материально – техническое обеспечение: компьютер, сканер, принтер, видеокамера, диктофон, мультимедиапроектор, экран.
3. Места для проведения занятий – кабинеты лицея, музей, территория школы.
Список литературы:
1. Вансалова Е. Воспитание школьников. 2014.№5 С 4-6.
2.Великовская Г.В. Культурно-образовательная деятельность (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 2001. С 89-96.
3. Пантелеева Л.В. Краеведение детям.-Москва, 2012.-265 с.
4. Попова И.В. Краеведческие записки. Выпуск 3 .- Барнаул, 2010. С 199-203.
5. Столяров Б. И.История и современность.// Народное образование. 2014. №5.
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ред. Горского В.А. – 2-е изд. - , М.: Просвещение, 2011 -111с.
Тематическое планирование – 51 час.
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
1-ый год обучения | ||
1. | Я и моя малая родина . Что изучает краеведение? | 1 |
2. | История Верхнемамонского района. | 1 |
3. | Экскурсия в школьный краеведческий музей. | 1 |
4. | Семейные традиции , праздники и обряды. | 1 |
5. | Народные традиции, праздники и обряды. | 1 |
6. | Исторические памятники Верхнемамонского района. | 1 |
7. | Символика Верхнемамонского района. | 1 |
8. | Достопримечательности нашего села. | 1 |
9. | Географическое расположениеВерхнемамонскогорайона. | 1 |
10. | Известные люди Верхнемамонскогорайона. | 1 |
11. | Верхнемамонский район в наше время. | 1 |
12. | Верхнемамонский район вгоды Великой Отечественной войны. | 1 |
13. | Героизм наших земляков на фронтах войны. | 1 |
14. | Земляки – Герои Советского Союза. | 1 |
15. | Жители поселка – фронту. | 1 |
16. | Вклад местных жителей в победу над врагом. | 1 |
17. | Оформление и защита творческих работ по теме «Моя малая родина». | 1 |
Итого | 17 часов | |
2-ой год обучения | ||
1. | Край Воронежский. Воронежский край в древности. | 1 |
2. | Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств. | 1 |
3. | Заочное путешествие по древнему Воронежу. | 1 |
4. | Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства. | 1 |
5. | Воронеж и Воронежский край при Петре I. | 1 |
6. | Летопись периода правления Петра I. | 1 |
7. | Воронеж – колыбель русского флота. | 1 |
8. | Сподвижники Петра I. | 1 |
9. | Наш край в петровскую эпоху. | 1 |
10. | Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII вв. | 1 |
11. | Воронеж – центр губернии. | 1 |
12. | Участие воронежского дворянства в движении декабристов. | 1 |
13. | История Воронежского края в истории России. | 1 |
14. | Памятники древней истории в крае. | 1 |
15. | Ученые-краеведы Воронежской области. | 1 |
16. | Наш современный областной центр. | 1 |
17. | Защита творческих работ по теме «Край Воронежский». | 1 |
Итого | 17 часов | |
3-ий год обучения | ||
1. | Люби и знай свой край. Вклад воронежцев в культуру России. | 1 |
2. | Выдающиеся земляки: А.В. Кольцов, И.С. Никитин. | 1 |
3. | Выдающиеся земляки: А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов. | 1 |
4. | М. Горький на Воронежской земле. | 1 |
5. | Листая страницы прошлого. | 1 |
6. | Литературный Воронеж 20-х годов XIX века. | 1 |
7. | Память о С. Есенине в Воронеже. | 1 |
8. | М.А. Шолохов в Богучаре. | 1 |
9. | О. Мандельштам в Воронеже и о Воронеже. | 1 |
10. | А. Ахматова в Воронеже и о Воронеже. | 1 |
11. | Великая Отечественная война в жизни и творчестве Воронежских писателей. | 1 |
12. | «Воронеж. Родина. Любовь» А. Жигулина. | 1 |
13. | Воронежские адреса А.Т. Прасолова. | 1 |
14. | Рождение города и его «архитектурная эволюция»(16-18 в.в.). | 1 |
15. | Архитектурный облик Воронежа в 19 в.-20 в. | 1 |
16. | Воронеж начала 21 века-крупнейший центр Черноземья. | 1 |
17. | Защита творческих работ по теме «Города Воронежской области». | 1 |
Итого | 17 часов | |
Весь курс | 51 час |
Список
Краеведение
1.Долженков Денис
2.Долженкова София
3.Дурнева Виктория
4.Емельянова Александра
5.Жаворонкина Виктория
6.Зашихина Анастасия
7.Колушкина Дарья
8.Косых Юлия
9.Мустафина Алина
10.Чернышева Алёна
11.Чернышова Анжелика
12.Чернышова Виктория
Руководитель – Жиляева Т.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ (ФАКУЛЬТАТИВ) 6 КЛАСС
Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребёнок мало знает о том уголке, где он живёт, которы...
Рабочая программа по краеведению в 5 классе
В данное рабочей программе представлена пояснительная записка к учебному курсу, учебно-тематическое планирование на 35 часов из расчёта 1 раз в неделю и интернет-ресурсы....
Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса
Пояснительная записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...
Рабочая программа по краеведению (7-9 классы).
Рабочая программа по краеведению с приложением 7-9 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Краеведение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка«Краеведение»7-8 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА
Программа рассчитана на 1 год, усложнение материала из занятия в занятие в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных...
Рабочая программа кружка краеведение
Данный материал можно использовать как рабочую программу краеведческого кружка....