РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Краеведение»
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алкинская основная общеобразовательная школа»
Программа рассмотрена на заседании Школьного методического объединения Протокол от «___»____ 2016 г. Руководитель _____ Ольховая А.М. | «Согласованно» Заместителем директора по УВР ______/Луцаева Л.М./ «____»__________2016 г. | «Утверждаю» и.о. директора МКОУ «Алкинской ООШ» _____/Варламова Т.В. «___»______2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка
«Краеведение»
7-8 класс
Учитель: I квалификационной категории Савченко Екатерина Сергеевна
Алкин
2016 г.
Пояснительная записка
Программа кружка по краеведению составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А. Тимофеева., Москва Просвещение» 2010.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями.
Основные направления внеурочной деятельности:
- изучение истории своей малой родины;
- проектная деятельность.
Программа кружка по краеведческому направлению призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Иркутской области, Куйтунского района, сел Алкин, Сулке, М.Кочерма, герои нашей земли в годы Великой Отечественной войны.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса школы, в которой проводится работа по изучению истории села, развития образования в районе. На базе кабинета истории создан уголок «Память», где хранится и пополняется краеведческий материал (документы, предметы материальной культуры). К 70-летию Победы создана Книга Памяти.
Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских и проектных работ;
• воспитывать патриотизм.
Задачи программы:
Образовательные
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием ИК.
Воспитательные
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, работа с документами, СМИ, работа с ТСО).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, творчество и успех.
Направленность данной кружковой программы: исследовательская и проектная деятельность.
Классы: 7-8. Наполняемость группы – 12 человек.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения. Всего: 34 часов.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением жителей села.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях, на территории села.
Исследовательская и проектная деятельность включает проведение исследований, экскурсий, заседаний, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Эти виды деятельности предусматривают поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть представители различных профессий, родители, увлеченные люди, школьники.
Форма и режим занятий:
- групповая работа;
- экскурсии;
- беседы, викторины;
- смотры-конкурсы, выставки;
- экскурсии, поездки, походы;
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство ребят с темой.
2. Выбор областей знания (подтемы).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Защита проектов.
Учитель организует и регулирует работу над темой проекта.
Межпредметные связи
Предмет | Описание межпредметной связи |
Русский язык | запись воспоминаний жителей села, конспектирование отдельных фрагментов текста, составление рассказа, выступлений |
Информатика | Выполнение проекта на ПК, работа в Интернет |
Изобразительное искусство | оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов |
География | Работа с картами на местности |
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства достижения результатов | ||
личностные |
| организация занятии групповой работы | ||
Метапредметные результаты | ||||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
| ||
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы; - выделять существенную информацию из текстов разных видов | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | ||
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • задавать вопросы;
|
|
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Содержание курса
Раздел I. Введение в исследовательскую и проектную деятельность. (5 часов).
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор MS Word и MS PowerPoint.
Исследовательская работа. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Проектная работа. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования и создания проектов.
Раздел II. История Иркутской области и Куйтунского района.(5 часов)
Изучение истории родного края. История Куйтунского района. Символика Иркутской области и Куйтунского района. Известные люди родного края. Достопримечательности и музей Куйтунского района.
Раздел III. Куйтунский район в годы Великой Отечественной войны. (10 часов).
Изучение исторических событий родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Земляки – Герои Советского Союза. Героизм жителей на фронтах войны и их вклад в победу над врагом. Работа над Книгой Памяти.
Раздел IV. Моя родная школа (5 часов).
Сбор материала по истории школы, информации о работниках школы, фотографии.
Раздел V. Подготовка и защита проектов (9 ч.)
Оформление результатов исследовательской работы с помощью средств ИКТ. Публичная защита проекта. Организация экскурсий и классных часов. Подготовка общешкольного мероприятия ко Дню Победы.
Всего: 34 часов.
Учебно-тематическое планирование
Разделы программы | Тема занятия | Кол-во час | Дата |
Раздел I. Введение в исследовательскую и проектную деятельность | 5 | ||
Цели и задачи работы курса на предстоящий год. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор MS Word и MS PowerPoint | 1 | ||
Исследовательская работа. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе | 2 | ||
Проектная работа. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования и создания проектов. | 2 | ||
Раздел II. История Иркутской области и Куйтунского района | 5 | ||
Изучение истории родного края. История Куйтунского района. | 2 | ||
Символика Иркутской области и Куйтунского района. | 1 | ||
Известные люди родного края. | 1 | ||
Достопримечательности и музей. | 1 | ||
Раздел III. Куйтунский район в годы Великой Отечественной войны | 10 | ||
Изучение исторических событий родного края периода Великой Отечественной войны. | 1 | ||
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. | 1 | ||
Земляки – Герои Советского Союза. | 1 | ||
Героизм жителей на фронтах войны и их вклад в победу над врагом. | 3 | ||
Работа над Книгой Памяти | 4 | ||
Раздел IV. Моя родная школа | 5 | ||
Работа с историей школы | 5 | ||
Раздел V. Подготовка и защита проектов | 9 | ||
Оформление результатов исследовательской работы с помощью средств ИКТ. | 5 | ||
Подготовка общешкольного мероприятия ко Дню Победы. | 1 | ||
Организация экскурсий и классных часов. | 2 | ||
Публичная защита проекта. | 1 |
Информационно-методическое обеспечение
дополнительная литература
- Карта РФ, Иркутской области, Куйтунского района
- Книга Памяти. Иркутск
- Краеведческий материал из фондов музея.
- История земли иркутской.
- Иркутская область. Исторические очерки, воспоминания, материалы. Издание саратовского общества вспомоществования нуждающимся
цифровые образовательные ресурсы;
Предполагаемая результативность курса
Предполагаемые результаты обучения.
• Изучение истории малой Родины;
• Сбор материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны - жителей села;
• Овладение навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах;
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской и проектной работы;
- умение систематизировать материал и защищать проекты.
Возможные результаты проектной деятельности состоят в создании и защите проектов в виде презентации, оформлении альбомов, плакатов, разработок экскурсий, тематических мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Краеведение
Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях...
Рабочая программа Краеведение Челябинская область 6-8 кл
Статус документаПрограмма интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Челяби...
рабочая программа краеведение 5 кл
Рабочая программа "краеведение" для 5 класса Новосибирской области, разработана для сельской школы....
Рабочая программа краеведение
Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г.Б. Историческое краеведение. Учебная программа для общеобразовательных учреждений. - Нижний Новгород: Ниро, 2011 год. П...
Рабочая программа "Краеведение"ФГОС 6 класс
Географическое краеведение – школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественнонаучного цикла, позволяющий формировать целостно...
Рабочая программа "Краеведение. НИСК"
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее времяназрела необходимость возрождения духовности, изучения культуры своег...
Рабочая программа «Краеведение»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение»...
- Мне нравится (1)