Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческая направленность «Истоки»
рабочая программа (7 класс)
Программа «Истоки» по содержательной, тематической направленности является туристско-краеведческой, по форме организации – групповой, по времени реализации – годичной.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Она направлена на активизацию интеллектуально- творческой деятельности обучающихся. Актуальность данной программы в том, что работа по изучению истории малой родины, прежде всего, направлена на расширение и углубление, у заинтересованных и одаренных детей, знаний через различные формы деятельности. Она привлекает внимание к проблемам малой родины, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Ребенок осознает значимость наследия родного края в своей жизни, жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Изучаемый материал актуален и современен, т.к. позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг к другу гуманно. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества, ориентирована на открытый и сетевой характер реализации.
Предлагаемая программа по краеведению важна для морального, нравственного становления личности. Ведь одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным чувственно – выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Когда учащийся понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка их и создание самостоятельных исследований в системе районного краеведческого клуба «Истоки».
Одной из отличительных черт программы является тот факт, что она построена на взаимодействии образовательных учреждений с учреждениями социально-культурной направленности. Для ее реализации осуществляются выездные заседания в школьные музеи, музей-усадьбу Л.Н. Толстого и другие музеи, находящиеся в г.Туле с участием сотрудников музеев. Программа сориентирована на работу с детьми, имеющими повышенный интерес к изучению истории края, с одаренными детьми. Разновозрастная аудитория требует внимательного отбора форм, используемых в процессе реализации программы, и индивидуальных методов работы.
Особое место в овладении данной программой отводится самостоятельной работе обучающихся с историческим материалом и формированию практических умений и навыков исследовательского характера. В результате такой работы они становятся более наблюдательными, начинают замечать то, на что раньше не обращали внимания, что недооценивали.
Специфика организации занятий по данной программе заключается в параллелизме краеведческой и музейной составляющей курса. Данный подход создает условия для комплексного изучения истории и культуры края музейно-краеведческими средствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dop._obrazovaniyu_istoki_kozlova_e.m.docx | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческая направленность
«Истоки»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования:
Козлова Елена Михайловна
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Истоки» по содержательной, тематической направленности является туристско-краеведческой, по форме организации – групповой, по времени реализации – годичной.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Она направлена на активизацию интеллектуально- творческой деятельности обучающихся. Актуальность данной программы в том, что работа по изучению истории малой родины, прежде всего, направлена на расширение и углубление, у заинтересованных и одаренных детей, знаний через различные формы деятельности. Она привлекает внимание к проблемам малой родины, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Ребенок осознает значимость наследия родного края в своей жизни, жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Изучаемый материал актуален и современен, т.к. позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг к другу гуманно. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества, ориентирована на открытый и сетевой характер реализации.
Предлагаемая программа по краеведению важна для морального, нравственного становления личности. Ведь одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным чувственно – выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Когда учащийся понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка их и создание самостоятельных исследований в системе районного краеведческого клуба «Истоки».
Одной из отличительных черт программы является тот факт, что она построена на взаимодействии образовательных учреждений с учреждениями социально-культурной направленности. Для ее реализации осуществляются выездные заседания в школьные музеи, музей-усадьбу Л.Н. Толстого и другие музеи, находящиеся в г.Туле с участием сотрудников музеев. Программа сориентирована на работу с детьми, имеющими повышенный интерес к изучению истории края, с одаренными детьми. Разновозрастная аудитория требует внимательного отбора форм, используемых в процессе реализации программы, и индивидуальных методов работы.
Особое место в овладении данной программой отводится самостоятельной работе обучающихся с историческим материалом и формированию практических умений и навыков исследовательского характера. В результате такой работы они становятся более наблюдательными, начинают замечать то, на что раньше не обращали внимания, что недооценивали.
Специфика организации занятий по данной программе заключается в параллелизме краеведческой и музейной составляющей курса. Данный подход создает условия для комплексного изучения истории и культуры края музейно-краеведческими средствами.
Не менее важным является привлечение к деятельности по данной программе родителей обучающихся, краеведов, известных людей Тульского края.
Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача - усвоение обучающимися суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу своего края, воспитание общей культуры, в том числе музейной. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой родины. Изучив историю края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности.
Цель и задачи программы
Цель Программы:
Развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее
Воспитательные задачи:
- формирование духовно-нравственной личности на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию своего края;
Обучающие задачи:
- знакомство обучающихся с историей, традициями и культурой большой и малой Родины, активизация познавательного интереса к отечественной истории и культуре, формирование навыков исследовательской работы.
Развивающие задачи:
- развитие и реализация умственного, духовного и творческого потенциала обучающихся.
В образовательном процессе используются очно-заочные, групповые и индивидуальные формы, самостоятельная работа, занятия в парах. Наиболее эффективные формы реализации программы: составление летописей, хроник, очерков, написание исследовательских работ об исторических событиях, истории населенных пунктов или отдельных памятников; подготовка словарей, путеводителей, генеалогического древа; организация походов, экскурсий, экспедиций, направленных на реализацию образовательных модулей ; формирование музейных коллекций и организации деятельности школьных музеев.
Виды занятий по программе определяются содержанием тем:
- беседа
- лекция
- заочный семинар
- круглый стол
- экскурсия
- встреча со знаменитыми земляками и краеведами
- поход
- экскурсия
- экспедиция
- выставка
- защита исследовательской работы
- сюжетная игра
- работа творческой мастерской
- домашнее задание
- практическое занятие
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 13 – 15 лет.
Срок реализации- 1 год.
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа рассчитана на 68часов. Режим занятий – один раз в неделю.
Ожидаемые результаты:
Знать:
- основные даты, связанные с историей села, хронологические рамки значительных событий и процессов;
- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;
-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.
Уметь:
- читать карту своего края;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные разных источников, анализировать их;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях города, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;
- проводить экскурсии по музею;
- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;
- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;
- работать с техническими средствами;
Прогнозируемые результаты:
В процессе работы кружка накопится определенный опыт, материал в виде стендов, фотоматериале. Итогами работы кружка на отдельных этапах является выпуск исторических газет, карт, схем, рукописных материалов по истории родного края, которые будут использоваться в школе и находится в краеведческом музее, использоваться в учебно-воспитательной работе.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ (1 час) Презентация кружка | 1 | 1 | - |
2 | РОДОСЛОВИЕ (10 часов) Что такое генеалогия | 1 | 1 | - |
3 | Происхождение, история и родственные связи родов и семей. | 1 | 1 | - |
4 | Приемы составления генеалогических таблиц | 1 | 1 | - |
5 | Создание истории своей семьи, своей родословной | 1 | - | 1 |
6 | Создание истории своей семьи, своей родословной | 1 | - | 1 |
7 | Круглый стол «Мои знаменитые родственники» | 1 | - | 1 |
8 | Семейный герб | 1 | 1 | - |
9 | Составление семейного герба | 1 | - | 1 |
10 | Беседа «Загляните в семейный альбом | 1 | - | 1 |
11 | Обмен мнениями «Моя семья в истории моей Родины» | 1 | - | 1 |
12 | ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ (15 часов) Что такое летопись | 1 | 1 | - |
13 | Знакомство с историей нашего города | 1 | - | 1 |
14 | Наш край в истории России | 1 | 1 | - |
15 | Составление туристско-краеведческого путеводителя по нашему городу | 1 | - | 1 |
16 | Составление туристско-краеведческого путеводителя по нашей местности | 1 | - | 1 |
17 | Природа нашего края | 1 | 1 | - |
18 | Культурная жизнь нашего города | 1 | 1 | - |
19 | Памятники г. Тулы | 1 | 1 | - |
20 | Памятники г. Тулы | 1 | 1 | - |
21 | Тульский кремль | 1 | 1 | - |
22 | История Успенского собора Тульского кремля | 1 | 1 | - |
23 | История Кафедрального Успенского собора | 1 | 1 | - |
24 | Проект «Мой город» | 1 | - | 1 |
25 | Проект «Мой город» | 1 | - | 1 |
26 | КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (10 часов) Фольклор Тульского края | 1 | 1 | - |
27 | Составление сборника «Тульского края » | 1 | - | 1 |
28 | Составление сборника «Тульского края» | 1 | - | 1 |
29 | Запись песен, частушек | 1 | - | 1 |
30 | Поэты и писатели г.Тулы | 1 | 1 | - |
31 | Тульский край в жизни и творчестве русских писателей | 1 | 1 | - |
32 | Тульский край в жизни и творчестве русских писателей | 1 | 1 | - |
33 | Тульский край в жизни и творчестве русских писателей | 1 | 1 | - |
34 | Тульский край в жизни и творчестве русских писателей | 1 | 1 | - |
35 | Фотоконкурс «Дорогие сердцу места» | 1 | - | 1 |
36 | ЭТНОГРАФИЯ (20 часов) Что такое этнография | 1 | 1 | - |
37 | Материальная культура. Жилище со всеми хозяйственными постройками | 1 | 1 | - |
38 | Выполнение макета русской хаты | 1 | - | 1 |
39 | Выполнение макета русской хаты | 1 | - | 1 |
40 | Выполнение макета русской хаты | 1 | - | 1 |
41 | Одежда и украшения | 1 | 1 | - |
42 | Выполнение рисунков старинной одежды | 1 | - | 1 |
43 | Традиционные и праздничные блюда нашего села | 1 | 1 | - |
44 | Составление сборника рецептов | 1 | - | 1 |
45 | Составление сборника рецептов | 1 | - | 1 |
46 | Орудия труда и средства передвижения. | 1 | 1 | - |
47 | Духовная культура, обычаи | 1 | 1 | - |
48 | Обряды и праздники. | 1 | 1 | - |
49 | Престольный праздник | 1 | 1 | - |
50 | Описание свадебного обряда | 1 | - | 1 |
51 | Поверья и приметы | 1 | 1 | - |
52 | Народный календарь | 1 | 1 | - |
53 | Народная медицина. Народные целители | 1 | 1 | - |
54 | Народные промыслы | 1 | 1 | - |
55 | ТОПОНИМИКА И ОНОМАСТИКА (6 часов) Что такое топонимика и ономастика | 1 | 1 | - |
56 | Из истории имён и фамилий | 1 | 1 | - |
57 | Что обозначают наши фамилии и имена | 1 | - | 1 |
58 | Исследовательская работа «Имена и фамилии г.Тулы» | 1 | - | 1 |
59 | Исследовательская работа «Имена и фамилии нашего города» | 1 | - | 1 |
60 | Топонимы нашего края | 1 | - | 1 |
61 | ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА(4 часа) Земляки-участники Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | - |
62 | Герои Советского Союза | |||
63 | Герои Советского Союза | 1 | 1 | - |
64 | Дети и война | 1 | 1 | - |
65 | Труженики тыла | 1 | 1 | - |
66 | Труженики тыла | 1 | 1 | |
67 | ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. (2 часа) Защита проектов «Мой край» | 1 | - | 1 |
68 | Защита проектов «Мой край» Подведение итогов. | 1 | - | 1 |
Содержание программы.
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Презентация кружка
РОДОСЛОВИЕ (10 часов)
Задачи: Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода.
Теория: Что такое генеалогия. Происхождение, история и родственные связи родов и семей. Семейный герб
Практика: Приемы составления генеалогических таблиц. Создание истории своей семьи, своей родословной. Создание истории своей семьи, своей родословной
Круглый стол «Мои знаменитые родственники».
Составление семейного герба. Беседа «Загляните в семейный альбом
Обмен мнениями «Моя семья в истории моей Родины»
ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ (15 часов)
Задачи: Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.
Теория: Что такое летопись. Знакомство с историей г. Тулы. Наш край в истории России.
Практика:Составление туристско-краеведческого путеводителя по нашей местности. Природа нашего края. Культурная жизнь. Памятники г.Тулы. Тульский кремль. История Успенского собора Тульского кремля. История Кафедрального Успенского собора. Настоящее и будущее моего города. Проект «Мой край».
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (10 часов)
Задачи: Изучение культурного и литературного наследия нашего края, творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края.
Теория: Фольклор Тульской области. Поэты и писатели г.Тулы. Тульский край в жизни и творчестве русских писателей.
Практика: Составление сборника «Фольклор Тульской области». Запись песен, частушек. Фотоконкурс «Дорогие сердцу места»
ЭТНОГРАФИЯ (20 часов)
Задачи: Изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов.
Теория:Что такое этнография. Материальная культура. Жилище со всеми хозяйственными постройками. Одежда и украшения. Традиционные и праздничные блюда нашего села. Орудия труда и средства передвижения.Духовная культура, обычаи. Обряды и праздники.Престольный праздник. Поверья и приметы. Народный календарь. Народная медицина. Народные целители. Народные промыслы.
Практика:Выполнение макета русской хаты. Выполнение рисунков старинной одежды. Составление сборника рецептов. Составление сборника рецептов. Описание свадебного обряда.
ТОПОНИМИКА И ОНОМАСТИКА (6 часов)
Задачи: Изучение топонимики и ономастики нашего края
Теория: Что такое топонимика и ономастика. Из истории имён и фамилий. Что обозначают наши фамилии и имена. Топонимы нашего края
Практика:Исследовательская работа «Имена и фамилии нашего города»
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА(4 часа)
Задачи: Изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами
Теория: Герои Великой отечественной войны. Туляки– Герои Советского Союза. Дети и война. Труженики тыла
Практика: выявление и сбор документов, вещевых и изобразительных памятников, отражающих историю войны; сбор воспоминаний очевидцев тех суровых времен и их родственников и друзей.
ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. (2 часа)
Защита проектов «Моя малая родина». Подведение итогов.
Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Аудиотехника и телевизионное оборудование.
Список литературы, рекомендуемой учащимся:
Тарарина Л. Ф., Хачатурова К. С., Гендель З. С. Природоведение Тульского края: учебное пособие для начальной и средней школы: Тула: Приок. кн. изд-во, 2010. – 96 с., ил.
Семушкин С.И., Вронский О.Г. История Тульского края: учебное пособие для начальной и средней школы: Тула: Приок. кн. изд-во, 2007. – 96 с., ил.
Семушкин С.И., Аксенова Т.С., Хорун Л.В., Патцукова Л.В. Тульская область в вопросах и ответах: учебное пособие для начальной и средней школы: Тула: ООО «Изд-во Приокское», 2013. – 96 с., ил.
Поляков В.С. ООО «Журнал «Детская энциклопедия». Познавательный журнал для девочек и мальчиков №7 – 2012 (Дом Поленова)
Симонов Е.В. Тульский краеведческий альманах: Тула: Тульский
полиграфист, 2012.
Список литературы, рекомендуемой педагогу:
Аникеев В. Суворов. - Тула, Пересвет, 2006 г.
Афремов И.Ф. «История Тульского края (историческое обозрение Тульской губернии)». Тула: Приокское изд, 2002.
Ашурков В.П. Тульская старина. -Тула, 2004 г.
Богуславский В.В. Тульские древности. Энциклопедический словарь.- Тула. Русский лексикон, 1995 г.
Бритенкова Людмила Тула самоварная - Тула : Гриф и К, 2011. - 213 с.: цв. ил., фото. - (Моя малая родина).
Бурова О.В., Гаврилов О.В., Горбунов Е.Л., Шалимова Ж.Н., Шереметьева И.С. Учебные материалы по географии Тульской области – М.: Изд. МГУ, 2003.
Высоцкая Н.Ф., Попкова А.Е. «Учебно-методическое пособие по краеведению». - РИО ИПК и ППРО ТО, 2007.
Глаголева О.Е. Русская провинциальная старина.- Тула, 1993 г.
Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области. –Тула, Пересвет, 2002г.
Горбунов Е.Л. Социальная и экономическая география Тульской области. –Тула, 2001г.
Граморина Н.Н. Поленово. – Тула. Приокское книжное издательство, 1987 г.
Ефремов И.Ф. историческое обозрение Тульской губернии. –Тула, 1996 г.
Кириленко Н. Н Тульский краеведческий альманах : избранное - Тула : Гриф и К, 2011. - 317 с. : ил., фото. - (Моя малая родина).
Кирюхин Н.К. (сост.) «Тула. История и современность». – Тула: «Пересвет», 2006.
Куликов В.В., Кирюхин Н.К. «Край наш Тульский». – Тула, 2002, 2007.
Милонов Н. А. Тульский край и русские писатели. – Тула, 1971 г.
Недра Тульской области. – Тула, 1999 г.
Ошевский С.Д. Энциклопедия городов и районов Тульской области. – Тула, Пересвет, 2003 г.
Парамонова, И. Тула. ХХ век: подробности.- Тула: Дизайн-коллегия, 2008.
Пахомов В. Тульский край в литературе и искусстве. – Тула. Пересвет, 2001г.
Присенко Г.Т. История Тульской области. – Тула. Пересвет, 2003г.
Растительный и животный мир Тульской области и его охрана. – Тула, 1995 г.
Рассадиев С.П. Прогулки по старой Туле. – Тула 1995 г.
Семушкин С. Н. История Тульского края.- Тула: Приокское книжное издательство, 2007.
Тихонова А.С. Тульский самовар. – Тула, Приокское книжное издательство, 1989 г.
Труфанов В. Г. Уроки природы родного края. Тульская область. – Тула, 2003 г.
Черноусенко. Р.В. Мастера строительных дел : кн. очерков о тул. строителях / ред. - Тула : Гриф и К, 2010. - 364 с.: ил., фото.
Чижков А.Б. Тульские усадьбы : каталог с картой расположения усадеб / А.Б. Чижков ; науч. ред. И.А. Антонова ; Департамент Тул. обл. по культуре, Некоммерч. партнерство «Русская усадьба». - Тула : Гриф и К, 2011. - 208 с. : ил., фото.
Юркин И.Н. Тульский завод Демидовых. – Тула, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"
Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Музейное дело"
Программа "Музейное дело" для 2-5 классов, срок реализации 1 год....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Музей нефти...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Основы исторической реконструкции»
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по истории в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческого направления «ИСТОКИ»
Программа туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, Концепцией духовно-нравстве...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи» рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туристёнок»
Содержание программного материала предусматривает ознакомление с основами туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения, развитие умений преодолевать препятствия, не требующие спец...