Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческая направленность «Истоки»
рабочая программа (7 класс)

Козлова Елена Михайловна

Программа  «Истоки» по содержательной, тематической направленности является туристско-краеведческой, по форме организации – групповой, по времени реализации – годичной.

Программа призвана обогатить знаниями  об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма  и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие  способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Она направлена на активизацию интеллектуально- творческой деятельности  обучающихся.            Актуальность данной программы в том, что работа по изучению истории малой родины, прежде всего, направлена на расширение  и углубление, у заинтересованных и одаренных детей, знаний через различные формы деятельности. Она привлекает внимание к проблемам малой родины, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Ребенок осознает значимость наследия родного края в своей жизни, жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Изучаемый материал актуален и современен,  т.к. позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг к другу гуманно. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества, ориентирована на открытый и сетевой характер реализации.

          Предлагаемая программа по краеведению  важна для морального, нравственного становления личности. Ведь одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным чувственно – выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Когда учащийся понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя.  

      Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний  об истории и культуре родного края  из разных источников информации, творческая переработка их и создание  самостоятельных исследований в системе районного краеведческого клуба «Истоки».

        Одной из отличительных черт программы  является тот факт, что она построена на взаимодействии образовательных учреждений  с учреждениями социально-культурной направленности. Для ее реализации осуществляются  выездные заседания в школьные  музеи,  музей-усадьбу Л.Н. Толстого   и другие музеи, находящиеся в г.Туле с участием сотрудников музеев.  Программа сориентирована на работу с детьми,  имеющими повышенный интерес к изучению истории края, с одаренными детьми. Разновозрастная аудитория требует внимательного отбора форм, используемых в процессе реализации программы, и индивидуальных методов работы.

  Особое место в овладении данной программой  отводится  самостоятельной работе  обучающихся с историческим материалом и формированию практических умений и навыков исследовательского характера. В  результате такой работы они становятся  более наблюдательными, начинают замечать то, на что раньше не обращали внимания, что недооценивали. 

    Специфика организации занятий по данной программе  заключается в параллелизме  краеведческой и музейной составляющей курса. Данный подход создает условия для комплексного  изучения истории и культуры края  музейно-краеведческими средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dop._obrazovaniyu_istoki_kozlova_e.m.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

  туристско-краеведческая направленность

 «Истоки»

Возраст обучающихся: 13-15 лет

                                            Срок реализации: 1 год

Педагог дополнительного образования:

                                                           Козлова Елена Михайловна

        

2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

Программа  «Истоки» по содержательной, тематической направленности является туристско-краеведческой, по форме организации – групповой, по времени реализации – годичной.

Программа призвана обогатить знаниями  об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма  и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие  способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Она направлена на активизацию интеллектуально- творческой деятельности  обучающихся.            Актуальность данной программы в том, что работа по изучению истории малой родины, прежде всего, направлена на расширение  и углубление, у заинтересованных и одаренных детей, знаний через различные формы деятельности. Она привлекает внимание к проблемам малой родины, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Ребенок осознает значимость наследия родного края в своей жизни, жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Изучаемый материал актуален и современен,  т.к. позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг к другу гуманно. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества, ориентирована на открытый и сетевой характер реализации.

          Предлагаемая программа по краеведению  важна для морального, нравственного становления личности. Ведь одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным чувственно – выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Когда учащийся понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя.  

      Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний  об истории и культуре родного края  из разных источников информации, творческая переработка их и создание  самостоятельных исследований в системе районного краеведческого клуба «Истоки».

        Одной из отличительных черт программы  является тот факт, что она построена на взаимодействии образовательных учреждений  с учреждениями социально-культурной направленности. Для ее реализации осуществляются  выездные заседания в школьные  музеи,  музей-усадьбу Л.Н. Толстого   и другие музеи, находящиеся в г.Туле с участием сотрудников музеев.  Программа сориентирована на работу с детьми,  имеющими повышенный интерес к изучению истории края, с одаренными детьми. Разновозрастная аудитория требует внимательного отбора форм, используемых в процессе реализации программы, и индивидуальных методов работы.

  Особое место в овладении данной программой  отводится  самостоятельной работе  обучающихся с историческим материалом и формированию практических умений и навыков исследовательского характера. В  результате такой работы они становятся  более наблюдательными, начинают замечать то, на что раньше не обращали внимания, что недооценивали.  

    Специфика организации занятий по данной программе  заключается в параллелизме  краеведческой и музейной составляющей курса. Данный подход создает условия для комплексного  изучения истории и культуры края  музейно-краеведческими средствами.

    Не менее важным является  привлечение к деятельности по данной программе родителей обучающихся, краеведов, известных людей Тульского края.    

     Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача - усвоение обучающимися суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу своего края, воспитание общей культуры, в том числе музейной. Реальная гуманизация  воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой родины. Изучив историю края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности.

Цель и задачи программы

Цель Программы:

           

Развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества  и свое будущее

Воспитательные задачи:

  • формирование духовно-нравственной личности на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию своего края;  

Обучающие задачи:

  • знакомство обучающихся с историей, традициями и культурой большой и малой Родины, активизация познавательного интереса к отечественной истории и культуре, формирование навыков исследовательской работы.

Развивающие задачи:

  • развитие и реализация умственного, духовного и творческого потенциала обучающихся.

 

В образовательном процессе используются очно-заочные, групповые и индивидуальные  формы, самостоятельная работа, занятия в парах. Наиболее эффективные формы реализации программы: составление  летописей, хроник, очерков, написание исследовательских работ об исторических событиях, истории населенных пунктов или отдельных памятников; подготовка словарей, путеводителей, генеалогического древа; организация походов, экскурсий, экспедиций, направленных на реализацию образовательных модулей ; формирование музейных коллекций и организации деятельности школьных музеев.

        Виды занятий по программе определяются содержанием тем:

  • беседа
  • лекция
  • заочный семинар
  • круглый стол
  • экскурсия
  • встреча со знаменитыми земляками и  краеведами
  • поход
  • экскурсия
  • экспедиция
  • выставка
  • защита исследовательской работы
  • сюжетная игра
  • работа творческой мастерской
  • домашнее задание
  • практическое занятие

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 13 – 15 лет.

Срок реализации- 1 год.

В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа рассчитана на 68часов.  Режим занятий –  один  раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

Знать:

- основные даты, связанные с историей села, хронологические рамки значительных событий и процессов;

- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.

Уметь:

- читать карту своего края;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные разных источников, анализировать их;

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях города, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

- проводить экскурсии по музею;

- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;

- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;

- работать с техническими средствами;

  Прогнозируемые результаты:

В процессе работы  кружка накопится определенный опыт, материал в виде стендов, фотоматериале. Итогами работы кружка на отдельных этапах является  выпуск исторических газет, карт, схем, рукописных материалов по истории родного края, которые будут использоваться  в школе и находится в краеведческом музее, использоваться в учебно-воспитательной работе.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование  разделов, тем

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Презентация кружка

1

1

-

2

РОДОСЛОВИЕ (10 часов)

Что такое генеалогия

1

1

-

3

Происхождение, история и родственные связи родов и семей.

1

1

-

4

Приемы составления генеалогических таблиц

1

1

-

5

Создание истории своей семьи, своей родословной

1

-

1

6

Создание истории своей семьи, своей родословной

1

-

1

7

Круглый стол «Мои знаменитые родственники»

1

-

1

8

Семейный герб

1

1

-

9

Составление семейного герба

1

-

1

10

Беседа «Загляните в семейный альбом

1

-

1

11

Обмен мнениями «Моя семья в истории моей Родины»

1

-

1

12

ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ (15 часов)

Что такое летопись

1

1

-

13

Знакомство с историей нашего города

1

-

1

14

Наш край в истории России

1

1

-

15

Составление туристско-краеведческого путеводителя по нашему городу

1

-

1

16

Составление туристско-краеведческого путеводителя  по нашей местности

1

-

1

17

Природа нашего края

1

1

-

18

Культурная жизнь нашего города

1

1

-

19

Памятники г. Тулы

1

1

-

20

 Памятники г. Тулы

1

1

-

21

Тульский кремль

1

1

-

22

История Успенского собора Тульского кремля

1

1

-

23

История Кафедрального Успенского собора

1

1

-

24

Проект «Мой город»

1

-

1

25

Проект «Мой город»

1

-

1

26

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (10 часов)

Фольклор  Тульского края

1

1

-

27

Составление сборника «Тульского края »

1

-

1

28

Составление сборника «Тульского края»

1

-

1

29

Запись песен, частушек

1

-

1

30

Поэты и писатели г.Тулы

1

1

-

31

Тульский край в жизни и творчестве русских писателей

1

1

-

32

 Тульский край в жизни и творчестве русских писателей

1

1

-

33

Тульский край в жизни и творчестве русских писателей

1

1

-

34

 Тульский край в жизни и творчестве русских писателей

1

1

-

35

Фотоконкурс «Дорогие сердцу места»

1

-

1

36

ЭТНОГРАФИЯ (20 часов)

Что такое этнография

1

1

-

37

Материальная культура.  Жилище со всеми хозяйственными постройками

1

1

-

38

Выполнение макета русской хаты

1

-

1

39

Выполнение макета русской хаты

1

-

1

40

Выполнение макета русской хаты

1

-

1

41

Одежда и украшения

1

1

-

42

Выполнение рисунков старинной одежды

1

-

1

43

Традиционные и праздничные блюда нашего села

1

1

-

44

Составление сборника рецептов

1

-

1

45

Составление сборника рецептов

1

-

1

46

Орудия труда и средства передвижения.

1

1

-

47

Духовная культура, обычаи

1

1

-

48

Обряды и праздники.

1

1

-

49

Престольный праздник

1

1

-

50

Описание свадебного обряда

1

-

1

51

Поверья и приметы

1

1

-

52

Народный календарь

1

1

-

53

Народная медицина. Народные целители

1

1

-

54

Народные промыслы

1

1

-

55

ТОПОНИМИКА И ОНОМАСТИКА (6 часов)

Что такое топонимика и ономастика

1

1

-

56

Из истории имён и фамилий

1

1

-

57

Что обозначают наши фамилии и имена

1

-

1

58

Исследовательская работа «Имена и фамилии г.Тулы»

1

-

1

59

Исследовательская работа «Имена и фамилии нашего города»

1

-

1

60

Топонимы нашего края

1

-

1

61

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА(4 часа)

Земляки-участники Великой Отечественной войны.

1

1

-

62

Герои Советского Союза

63

 Герои Советского Союза

1

1

-

64

Дети и война

1

1

-

65

 Труженики тыла

1

1

-

66

Труженики тыла

1

1

67

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. (2 часа)

Защита проектов «Мой край»

1

-

1

 68

Защита проектов «Мой край» Подведение итогов.

1

-

1

Содержание программы.

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Презентация кружка

РОДОСЛОВИЕ (10 часов)

Задачи: Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода.

Теория: Что такое генеалогия. Происхождение, история и родственные связи родов и семей. Семейный герб

Практика: Приемы составления генеалогических таблиц. Создание истории своей семьи, своей родословной. Создание истории своей семьи, своей родословной

Круглый стол «Мои знаменитые родственники».

Составление семейного герба. Беседа «Загляните в семейный альбом

Обмен мнениями «Моя семья в истории моей Родины»

ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ (15 часов)

Задачи: Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.

Теория: Что такое летопись. Знакомство с историей г. Тулы. Наш край в истории России.  

Практика:Составление туристско-краеведческого путеводителя по нашей местности. Природа нашего края. Культурная жизнь. Памятники г.Тулы. Тульский кремль. История Успенского собора Тульского кремля. История Кафедрального Успенского собора.  Настоящее и будущее моего города. Проект «Мой край».

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (10 часов)

Задачи: Изучение культурного и литературного наследия нашего края, творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края.

Теория: Фольклор Тульской области. Поэты и писатели г.Тулы. Тульский край в жизни и творчестве русских писателей.  

Практика:  Составление сборника «Фольклор Тульской области». Запись песен, частушек. Фотоконкурс «Дорогие сердцу места»

ЭТНОГРАФИЯ (20 часов)

Задачи: Изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов.

Теория:Что такое этнография. Материальная культура.  Жилище со всеми хозяйственными постройками. Одежда и украшения. Традиционные и праздничные блюда нашего села. Орудия труда и средства передвижения.Духовная культура, обычаи. Обряды и праздники.Престольный праздник. Поверья и приметы. Народный календарь. Народная медицина. Народные целители. Народные промыслы.

Практика:Выполнение макета русской хаты. Выполнение рисунков старинной одежды. Составление сборника рецептов. Составление сборника рецептов. Описание свадебного обряда.  

ТОПОНИМИКА И ОНОМАСТИКА (6 часов)

Задачи: Изучение топонимики и ономастики нашего края

Теория: Что такое топонимика и ономастика. Из истории имён и фамилий. Что обозначают наши фамилии и имена. Топонимы нашего края

Практика:Исследовательская работа «Имена и фамилии нашего города»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА(4 часа)

Задачи: Изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами

Теория: Герои Великой отечественной войны. Туляки– Герои Советского Союза. Дети и война.  Труженики тыла

Практика: выявление и сбор документов, вещевых и изобразительных памятников, отражающих историю войны; сбор воспоминаний очевидцев тех суровых времен и их родственников и друзей.

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. (2 часа)

Защита проектов «Моя малая родина». Подведение итогов.

Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.

 

 Материально-техническое обеспечение программы

Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Аудиотехника и телевизионное оборудование.

Список литературы, рекомендуемой учащимся:

Тарарина Л. Ф., Хачатурова К. С., Гендель З. С. Природоведение Тульского края: учебное пособие для начальной и средней школы: Тула: Приок. кн. изд-во, 2010. – 96 с., ил.

Семушкин С.И., Вронский О.Г. История Тульского края: учебное пособие для начальной и средней школы: Тула: Приок. кн. изд-во, 2007. – 96 с., ил.

Семушкин С.И., Аксенова Т.С., Хорун Л.В., Патцукова Л.В. Тульская область в вопросах и ответах: учебное пособие для начальной и средней школы: Тула: ООО «Изд-во Приокское», 2013. – 96 с., ил.

Поляков В.С. ООО «Журнал «Детская энциклопедия». Познавательный журнал для девочек и мальчиков №7 – 2012 (Дом Поленова)

Симонов Е.В. Тульский краеведческий альманах: Тула: Тульский

полиграфист, 2012.

Список литературы, рекомендуемой педагогу:

Аникеев В. Суворов. - Тула, Пересвет, 2006 г.

Афремов И.Ф. «История Тульского края (историческое обозрение Тульской губернии)». Тула: Приокское изд, 2002.

Ашурков В.П. Тульская старина. -Тула, 2004 г.

Богуславский В.В. Тульские древности. Энциклопедический словарь.- Тула. Русский лексикон, 1995 г.

Бритенкова Людмила Тула самоварная - Тула : Гриф и К, 2011. - 213 с.: цв. ил., фото. - (Моя малая родина).

Бурова О.В., Гаврилов О.В., Горбунов Е.Л., Шалимова Ж.Н., Шереметьева И.С. Учебные материалы по географии Тульской области – М.: Изд. МГУ, 2003.

Высоцкая Н.Ф., Попкова А.Е. «Учебно-методическое пособие по краеведению». - РИО ИПК и ППРО ТО, 2007.

Глаголева О.Е. Русская провинциальная старина.- Тула, 1993 г.

Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области. –Тула, Пересвет, 2002г.

Горбунов Е.Л. Социальная и экономическая география Тульской области. –Тула, 2001г.

Граморина Н.Н. Поленово. – Тула. Приокское книжное издательство, 1987 г.

Ефремов И.Ф. историческое обозрение Тульской губернии. –Тула, 1996 г.

Кириленко Н. Н Тульский краеведческий альманах : избранное - Тула : Гриф и К, 2011. - 317 с. : ил., фото. - (Моя малая родина).

Кирюхин Н.К. (сост.) «Тула. История и современность». – Тула: «Пересвет», 2006.

Куликов В.В., Кирюхин Н.К. «Край наш Тульский». – Тула, 2002, 2007.

Милонов Н. А. Тульский край и русские писатели. – Тула, 1971 г.

Недра Тульской области. – Тула, 1999 г.

Ошевский С.Д. Энциклопедия городов и районов Тульской области. – Тула, Пересвет, 2003 г.

Парамонова, И. Тула. ХХ век: подробности.- Тула: Дизайн-коллегия, 2008.

Пахомов В. Тульский край в литературе и искусстве. – Тула. Пересвет, 2001г.

Присенко Г.Т. История Тульской области. – Тула. Пересвет, 2003г.

Растительный и животный мир Тульской области и его охрана. – Тула, 1995 г.

Рассадиев С.П. Прогулки по старой Туле. – Тула 1995 г.

Семушкин С. Н. История Тульского края.- Тула: Приокское книжное издательство, 2007.

Тихонова А.С. Тульский самовар. – Тула, Приокское книжное издательство, 1989 г.

Труфанов В. Г. Уроки природы родного края. Тульская область. – Тула, 2003 г.

Черноусенко. Р.В. Мастера строительных дел : кн. очерков о тул. строителях / ред. - Тула : Гриф и К, 2010. - 364 с.: ил., фото.

Чижков А.Б. Тульские усадьбы : каталог с картой расположения усадеб / А.Б. Чижков ; науч. ред. И.А. Антонова ; Департамент Тул. обл. по культуре, Некоммерч. партнерство «Русская усадьба». - Тула : Гриф и К, 2011. - 208 с. : ил., фото.

Юркин И.Н. Тульский завод Демидовых. – Тула, 1996 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"

Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Основы исторической реконструкции»

Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по истории в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческого направления «ИСТОКИ»

Программа  туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО,  Концепцией духовно-нравстве...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»  рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туристёнок»

Содержание программного материала предусматривает ознакомление с основами туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения, развитие умений преодолевать препятствия, не требующие спец...