Проектная работа "Верный друг казака"
проект по краеведению (9 класс) по теме

Белашева Вера Владимировна

Проектная работа, посвященная изучению истории казачества на Кубани

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kon_v_kazachey_kulture.docx113.46 КБ
Файл prilozhenie.docx1.03 МБ
Файл vernyy_drug_kazaka_prezentatsiya.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой

Научно-практической конференции «Эврика»

Малой академии наук учащихся Кубани

Секция: «Кубановедение»

  

ВЕРНЫЙ ДРУГ КАЗАКА

  

 

Автор:

Фунт Алексей Васильевич, 9 «В» класс, МБОУ СОШ № 5

Научный руководитель:

Белашева Вера Владимировна

учитель ИЗО и кубановедения

МБОУ СОШ №5

п. Октябрьский

2018 год

Коновалов Аркадий Владимирович, Омельченко Андрей Игоревич,

Фунт Алексей Васильевич

Краснодарский край, Красноармейский район, пос. Октябрьский

МБОУ СОШ №5  9  класс.

«Верный друг казака»

Научный руководитель: Белашева Вера Владимировна,

Учитель изо, кубановедения  МБОУ  СОШ №5

Аннотация.

Актуальность работы – как важен конь для казака.

В проектно – исследовательской работе мы решили поставить перед собой основную цель:

Исследовать значение коня для казака в прошлом и настоящем.

В своей работе мы придерживались следующих задач:

- изучить историю присутствия коня в казачьей культуре

- собрать данные о подготовке коня к военной службе

- предоставить данные об участии конных казаков в военных действиях

- воспитывать любовь к животным, уважение к национальным традициям;

-создать творческий отчёт в виде презентации

Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Жизнь казака была тесно связана с конём, а порой и зависела от него.

2. подготовка коня к военной службе актуальна и в наши дни

3. Лошади приносят не только пользу человеку, но и радость общения.

Результатом нашего труда был наш творческий проект, в котором мы собрали всю информацию и представили к вниманию учащимся школы. Важно, что на завершающем этапе мы почувствовали удовлетворение от результатов своего труда, почувствовали гордость оттого, что мы смогли принести пользу своим товарищам, так как информацию, которую нам удалось собрать, они могут использовать на уроках кубановедения.


Оглавление.

І. Введение…………………………………………………………3-5

ΙІ. Аннотация        .............................................................................1

3.Основная часть………………………………………………...... 6-24

3.1.Конь в казачьей культуре      .................................................... 6-7

3.2.Традиции в воспитании мальчика-казака  и боевого коня .... 8-9

3.3.Конь казака                   ...............................................................10

3.4.Воинская служба казака и коня        .........................................11-13

3.5.Участие казака и коня в военных действиях      ..................... 14-18                    

3.6. Казак и конь в мирном труде              ..................................... 19                                          3.6. Казак и конь в современное время       ....................................20-21

3.7. Иппотерапия…………………………………………………   22-23

ΙΙΙ. Вывод………………………………………………………….  24

VI.Список используемой литературы……………………………25








Коновалов Аркадий Владимирович, Омельченко Андрей Игоревич,

Фунт Алексей Васильевич

Краснодарский край, Красноармейский район, пос. Октябрьский

МБОУ СОШ №5  9  класс.

«Верный друг казака»

Научный руководитель: Белашева Вера Владимировна,

Учитель изо, кубановедения  МБОУ СОШ №5

Введение.

Наша проектно- исследовательская работа называется «Верный друг казака ». Почему мы выбрали именно такую тему для нашей работы? Изучая на уроках кубановедения историю родного края, жизнь и быт казаков, мы обратили внимание на то, как много говорится о связи казака с его конём. Казаки говорят: « Конь казаку наилучший друг», «Учи белого лебедя плавать, а казачьего сына – на коня садиться», « Казак сам не ест, а коня покормит», « Казак без коня, что солдат без ружья». Всех поговорок, указывающих на важную роль коня в казачьей жизни, и не счесть!

Осенний призыв на службу – великое событие в жизни кубанской станицы, готовятся к нему заранее. Каждый отец думает, как достойно снарядить сына на службу. Всё снаряжение и форму казаки покупают за свой счёт. А коня доброго купить – дело особой важности. Поэтому Матвей Иванович Конограй взял деньги, вырученные от продажи выращенной пшеницы, и отправился в черкесский аул, чтобы купить Николаю, своему старшему сыну, хорошего коня, там же заказал и добротное кожаное седло, конскую упряжь. Коня выбирал долго и наконец купил молодого жеребца мышатой масти. С этим – то жеребцом и шёл теперь через всю станицу Николай.

Все, кто был поблизости, выбежали смотреть на коня. Бросили свои дела казачки, встали с завалинок старики, вышли на улицу служивые казаки, отдыхавшие в станице по случаю побывки. Коня хвалили, конём любовались, со всех сторон сыпались вопросы и замечания.

- Добрый конь, - нахваливала, сладко улыбаясь, Устинья.

-Больно уж худой, - вставила Евдокия.

-Не худой, а поджарый, -поправил Федька Левченко, завороженно разглядывая серого красавца.

- И подкован хорошо, -придирчиво осмотрев копыта коня, заметил кузнец. –Как назвали?

-Да никак пока,- ответил Конограй.

В этот момент сидевшая на руках бабки Улиты маленькая Анюта, указывая на коня, пропищала:

- Зайчик, зайчик серенький!

- Вот и имя! – одобрил Николай, ласково гладя своего нового друга по шелковистой гриве».

Из этого отрывка видно, как важен конь для казака, какое отношение к коню всех жителей станицы. Но это было так давно, когда не было машин, а сейчас? Сохранилась ли связь между человеком и лошадью, не заменила ли техника коня? Заводят ли сейчас коней? Для чего?

Выбирая тему проектно- исследовательской работы, мы хотели ответить на эти вопросы, а так же решили собрать такую информацию, которая может понадобиться на уроках кубановедения и внеклассных мероприятиях, поделиться результатом своего труда с учащимися других классов. Знания, полученные в ходе этого исследовательского проекта, мы сможем применить в дальнейшей жизни, может быть кто – то из нас станет учителем кубановедения  или коневодом.

Составляя программу проектной- исследовательской деятельности, мы запланировали посетить библиотеки сельскую и школьную для подбора необходимой литературы; поиск в Интернете информации по тем направлениям, которые были нами определены.

Результатом нашего труда был наш информационный проект, в котором мы собрали всю информацию и представили к вниманию учащимся школы. Важно, что на завершающем этапе мы почувствовали удовлетворение от результатов своего труда, почувствовали гордость оттого, что мы смогли принести пользу своим товарищам, так как информацию, которую нам удалось собрать, они могут использовать на уроках кубановедения.



Цель проекта: исследовать значение коня для казака в прошлом и настоящем.

Задачи проекта:

- изучить историю присутствия коня в казачьей культуре

- собрать данные о подготовке коня к военной службе

- предоставить данные об участии конных казаков в военных действиях

- воспитывать любовь к животным, уважение к национальным традициям.

-создать творческий отчёт в виде презентации

Состав участников проекта: учащиеся 9 класса.

Основная часть

2.Защита и возможность реализации этого проекта

Мы определи следующие направления в нашем исследовании: "Конь в казачьей культуре", «Казак и конь в военных действиях», «Казак и конь в мирном труде», «Казак и конь в современное время».

Соответственно образовалась группа исследователей. Группа ребят -исследователей собрала информацию и подготовила сообщение. Обсудив сообщения, мы решили, что в наших силах реализовать задуманный исследовательский проект.

Коновалов Аркадий Владимирович, Омельченко Андрей Игоревич,

Фунт Алексей Васильевич

Краснодарский край, Красноармейский район, пос. Октябрьский

МБОУ СОШ №5  9  класс.

«Верный друг казака»

Научный руководитель: Белашева Вера Владимировна,

Учитель изо, кубановедения  МБОУ СОШ №5

КОНЬ В КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЕ

На старинной запорожской картине «Казак Мамай», которая была излюбленной среди украинских и кубанских казаков, и которую изображали чаще всего на дверях или на столе, представлены все стихии космоса казачьей культуры. Сидящий с бандурой казак Мамай, окружен предметами: шашкой, которая висит вместе с гербом на дубе (мировом дереве), возле дуба еще один символ мирового дерева – конь, привязанный к ратовищу пики (списы), возле ног обычно изображали разные атрибуты казацкой жизни (пистоль, карты, бутыль).(Приложение 1)

Конь в славянской традиции был уникальным животным. Он представлялся одновременно и земным существом, и солярным символом. Мистическую природу коня обнаруживали уже в том, что он питается земной растительностью, причем, дважды в сутки – на восходе и закате солнца, словно встречая и провожая небесное божество. С архаических времен сохранилось представление о коне-пламени, которое связано не только с его независимым, «огненным», нравом, но и с древним обрядом сжигания лошади вместе с человеком.

Основой культуры и системы ценностей кубанских казаков была военная составляющая. И конь, отношение к нему были ее важным элементов. Поэтому влияние военизированного образа жизни на мифологические представления о коне было значительным. Конь считался атрибутом общественных сил, помогающим казаку в борьбе с врагами. Недаром святые, особенно сильно почитавшиеся казаками - Георгий Победоносец, Архангел Михаил, Никола Угодник, считались в славянской традиции тесно связанными с лошадьми.

Конь для казака-символ воинского ремесла и неразрывно связанных с ним силы, свободы, аристократизма. Конь - непременный символический атрибут принадлежности к казачеству. От старожилов кубанских станиц, нередко можно слышать такие высказывания: "Шоб обязательно вин (казак) был на коняке". Или: "Раньше, если вин казак, – вин соби кохае, идэ в армию с конем". Конь -один из самых распространенных элементов фольклорного описания казака. Они -единый, нерасчлененный образ. Например: "Иванушка приезжал /…На вороном на коню… /Он Марьюшку выкликал". Или "В нас Григорьюшка на вороном коню, /Да Петрович на чиркесском на седлу…".
Во многих культурах Евразии конь почитался как сакральный защитник и помощник воина. Это было характерно и для казаков Кубани. В их среде бытовали представления о крылатых богатырских конях, с помощью которых можно было совершить необычайные подвиги. Одна из легенд повествует, как белый конь с золотой упряжью помог человеку добраться до райского сада. В текстах песен неоднократно говорилось, что конь способен помочь хозяину установить контакт со своими родными, если он находится далеко на войне. Например: "Заржи, заржи, мой конечек, /Подай голосочек, /Чтоб слыхала ридна маты, /сидючи у хаты".

На Дону отношение к коню было иным. Это отношение впитало в себя почитание коня прежде всего евразийскими кочевниками. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные нам различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям. Сохранилось свидетельство Диона Кассия о том, что знатные иберы во главе с царем Фарасманом демонстрировали свое боевое искусство владеть конем на Марсовом поле в древнем Риме. В нартовском эпосе осетин также часто упоминаются скачки, на которых испытывалась резвость коней. Характер их был, разумеется, боевой, а о размахе можно судить по участию в них небожителей . Разнообразные виды конных игр и состязаний, то есть тех видов развлечений, в которых конь принимает непосредственное участие, у осетин, условно разбивают на скачки и джигитовку. Джигитовка есть разновидность скачки, во время которой наездник демонстрирует умение управлять конем, владеть своим телом и оружием. Все упражнения, среди которых преобладают силовые, производятся на лошади, скачущей широким галопом.(приложение 2)

Традиции в воспитании мальчика-казака

и боевого коня

Воспитание коней у коннозаводчиков было особенное. Летом кони всегда были в степи, там они паслись и ночевали. Зимой для них имелись помещения, но кормили их сеном, которое разбрасывали на чистом снегу. И их не поили; вместе с сеном они забирали снег; а в самом начале зимы, когда снег был не глубокий, им сена еще не давали, они, как говорят, «тебеневали», то есть, разрывая копытом снег, находили себе пропитание. И кони были, как дикие: их начинали учить четырехлетками только. Когда приезжала ремонтная комиссия для армии, то это было зрелище, когда арканом ловили этих коней и силой подводили к ветеринару и, после принятия, накладывали тавро. И таких-то вот коней раздавали казакам-новобранцам, и сколько нужно было иметь знания, терпения, ловкости и храбрости, чтобы приучить такую лошадь к строю. Результатом такого воспитания получались кони выносливые, не боявшиеся ни буранов, ни дождей.

Конь символизировал для казака причастность к мужской субкультуре. Недаром во время обряда "постригов", одного из начальных этапов социализации, мальчика сажали на коня. Особая близость казаков мужчин к лошадям культивировалась с раннего детства.

Воспитание любви к лошади начиналось с детства. В казачьей семье сына не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному.

В три года казачат начинали обучать езде на лошади, в пять лет это были наездники, способные долго скакать в бескрайней степи. ; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном; в 12 они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности. 14-15 летние подростки могли преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь. Могли самостоятельно охотиться на зверей, охота была своеобразной репетицией боя.

Нередко подростку дарили жеребенка, чтобы он сам его вырастил, и с ним отправился на службу. По своим физическим данным лошадь двигается только вперед, обучить ее двигаться боком или назад стоило немалого труда и терпения.

Кропотливым воспитанием познавались секреты верховой езды и боевой тактики. Понятно, что с этого времени казак и лошадь были неразлучны и дружны. В трудном боевом походе конь для воина был больше, чем друг, товарищ и брат. О здоровье и благополучии коня заботились, как о здоровье члена семьи. Обычно срок обучения лошади длился около трех лет, и только после этого она попадала под седло.

Обучение стоило немалых денег и в основной массе казаки сами тренировали своих лошадей. Одновременно с обучением лошади юные всадники продолжали упражняться в стрельбе из лука или ружья.

В самом раннем возрасте основным элементом обучения и воспитания молодого поколения считалось наставничество старших. Казачьи офицеры забирали с собой на службу собственных сыновей или племянников пяти – семилетнего возраста. Иногда этим детям приходилось участвовать и в боевых действиях, где они не понаслышке обучались военным хитростям и боевой смекалке.

В бою присматривались к секретам получения разведывательной информации или добыванию пленных врагов. Прикидывали, как можно безопаснее и поскорее эти сведения доставить казачьему командиру. Возвращались из долгих походов молодые казачата уже зрелыми и опытными воинами.

 

Конь казака

Считается, что конь для казака означает жизнь и волю. Ни больше, ни меньше. И действительно, целые столетия казак и конь всегда вместе в труде и на поле брани.

Конь занимал в системе ценностей кубанских казаков место защитника, помощника и друга казака. Наряду с формой и оружием конь входил в число материальных объектов, несших наибольшую ценностную нагрузку в казачьей ментальности.

 Конь казака был все для военной жизни. Конь казака это и боевой товарищ, и защита, и помощник, и верный друг. У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, пришпоривал коня и карьером уходил к месту сбора. При возвращении казака жена встречала мужа кланялась ему и коню, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму. У казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьям. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.

Во время боевых действий казаки многократно преодолевали препятствия, двигаясь по пересеченной местности. Сочетание пешего и конного боя заставляло их часто спешиваться и снова садиться в седло. Иногда во время пристрелки кони служили для казаков живым щитом. Засады, обходы, рейды в тыл противника заставляли казачью кавалерию быть скрытной и терпеливой. Все это требовало особой выучки коня.

На театр военных действий лошади попадали в основном с Дона, 40 процентов лошадей для русской армии поставляло Войско Донское. Лошади у казаков были универсальные – на них воевали, но если нужно, то и работали. За день казачий конь мог преодолеть расстояние в 300 км.

Казак умел не только управлять лошадью, но и знал, как ухаживать за ней. Вставал рано: поил лошадь, кормил и чистил ее. Каждый помнил – чистка для лошади очень важна, потому что лошадь дышит через кожу.

Воинская служба казака и коня.

Воинская служба определялась в 4 года с 21 года. Воинские казачьи соединения – сотни, полусотни, батареи, полки формировались по территориальному принципу. Все хутора и станицы выставляли положенное число воинов. Все служивые казаки были заранее расписаны по сотням, а не ждали распределения. Служба в одной сотне или полку сплачивала казаков-станичников, обеспечивала взаимовыручку в бою и крепкую дружбу. Молодёжь после воинских сборов расписывалась по своим станичным сотням. Ни о какой дедовщине речи не было, старые служивые казаки опекали и быстро обучали молодых, берегли их в боях, пока они «пороху понюхают».

Казаки, не сумевшие справить себе коня, (сироты) получали от станичного правления станичного коня или деньги на его покупку, но конь в таком случае подлежал возврату его станице и сдачи на станичную конюшню, где содержались кони для нужд войска.

В отличии от обычных казачьих частей были атаманские части, куда брали особенно крепких и сильных казаков. Они имели особую форму. И как высшее доверие воспринимали казаки зачисление в охранные казачьи части, охранявшие царский дворец и лично российского императора – это была высшая честь.

Подобный образ жизни воспитывал железную дисциплину и уважение к старшим, верность воинской присяге. Казак и вся его семья были на виду у всей станицы и берегли честь семьи, отца, деда. Замечание атамана, священника, члена правления, казака старшего возраста считалось серьёзным предупреждением. За недостойное поведение сына нёс ответственность в первую очередь отец перед атаманским правлением или даже перед Кругом.

После службы в армии все казаки 1-ой очереди проходили ежегодные воинские сборы в казачьих лагерях по 1-2 месяца, где они совершенствовали воинские приёмы на практике, тактические занятия по ведению боевых действий в составе сотен и полков выполняя марш-броски, отрабатывая атаки лавой, стрельбы, маневры в степи (отходы, обходы, охваты и пр.).

Воинская служба считалась почётной обязанностью казака. Казаки с гордость носили военную форму, но не каждый день. Форма носилась только на службе, одевалась на Круг, в церковь, на воинских сборах и в особо торжественных случаях. Строевые казаки имели право носить форму, когда сочтут нужным. После выхода на льготу по возрасту казаки могли носить форму, но без погон. Офицеры могли носить погоны до конца своих дней..

Для каждого взрослого мужчины любой этнической принадлежности и в любой стране есть главные и незыблемые ценности. Прежде всего, это уважаемый обществом профессионализм, он же путь к достатку. Так сложилось исторически, что каждый этнос тяготеет к определенной сфере деятельности, у каждого этноса есть свои уважаемые профессии. Для казака уважаемая профессия – это воинская (не обязательно в кавалерии), казачье бесстрашие и лихость известны всем. Все настоящие казаки обладают геном «бесстрашия», доставшимся им от древних скифов, аланов и черкесов.

Условия пограничной службы и регулярных боевых стычек с горцами способствовали тому, что у казаков отдельные физические упражнения и народные игры постепенно превратились в средства военно-прикладной подготовки с элементами единоборств. В соревнованиях борцов важное значение придавалось проявлению быстроты и ловкости. «То нэ козак, шо поборов, а той, шо вывырнувся», - говорит казачья пословица. Широкое распространение в казачестве рукопашных состязаний и регулярное вовлечение в них значительного количества участников способствовало развитию у основной массы мужского казачьего населения высоких бойцовских качеств.

Значительное влияние в процессе военно-физической подготовки казаков уделялось владению холодным оружием: шашкой, кинжалом и нагайкой. С середины XIX века у казака «кинжал стал азиатский с произвольной оправою, привешиваемой к поясу, а шашка — азиатского образца с произвольной отделкой». Смена оружия вынуждала казаков вводить в систему военно-прикладной подготовки новые элементы, позволяющие сформировать навыки уверенного владения шашкой и кинжалом. 

Весьма эффективным оружием в ближнем бою у казаков была нагайка — старинное казачье оружие (существует много примеров, когда казаки с помощью нагайки стаскивали с лошади и наносили серьезные ранения своим противникам). Уважительное отношение к этому виду оружия проявляется в казачьем фольклоре: «Казак без нагайки — что монах без молитвы», «Нагайкой владеешь — силу имеешь». 

Широкую известность получили казаки как хорошие наездники. Только незначительная часть казаков не проходила военную службу в кавалерийских казачьих полках. Как известно, на военную службу казак шел со своим конем, выращенным и воспитанным им самим. На нем он лихо воевал с противником, а в мирные дни участвовал в конных состязаниях, джигитовал, удивляя зрителей своей ловкостью и сноровкой. Джигитовке обучали опытные отслужившие казаки, назначенные станичным атаманом

Последующие исследователи внесли и искажение другого порядка — отождествление казаков с легкой конницей. То есть с родом войск. И в итоге ряд современных ученых договаривается до вывода: дескать, в современной войне легкая конница не нужна, поэтому и казачество не имеет будущего. Однако в действительности казаки были конницей далеко не всегда. Изначально они были пехотой и десантниками. Для табунов нужны пастбища, а степь еще принадлежала татарам. В кавалерийских боях с крупными отрядами степняков шансов на победу у казаков было мало. Как и на то, чтобы уйти на конях от татарской погони. Лошади имелись у служилых казаков — для разъездов, сторожевой службы. Вольные казаки тоже умели ездить верхом (как и все тогдашние русские), но использовали коней ограниченно — находясь на службе, для отдельных рейдов и дальних переездов (для чего их угоняли у татар). А главным транспортным средством являлась лодка. И операции чаще всего осуществлялись на лодках. Скрытно подплыть, внезапно высадиться, ударить, а потом отчалили — и попробуй достань на воде. И исчезли в сплетениях рек и проток.

Основной тактикой была стрелковая. Казаки учились владеть оружием с детства и славились исключительной меткостью. Что и не удивительно, ведь пропитание добывали охотой. Причем в середине XVI в. огнестрельное вооружение применялось еще не слишком широко, но казаки всеми силами стремились обзавестись им — захватить, купить, выменять. И выделялись именно как мастера «огненного боя», оснащенность им была в среднем выше, чем в российской или европейских армиях. В морских столкновениях или при десантировании один борт лодки стрелял, другой перезаряжал ружья. Сметали врага огнем, а потом бросались в сабли.

Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на службу и французские короли, и германские курфюсты, но особенно соседние православные народы.

Участие казака и коня в военных действиях.

1 августа 1914 года началась Первая мировая война, один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества.

Кубанские казаки тоже участвовали в этой войне и их подвиг достоин того, чтобы вспомнить о нём.

На фронты Первой мировой войны Кубанское казачье войско выставило 37 конных полков, 2 гвардейские сотни, 24 пластунских батальона, 6 конноартиллерийских батарей, 31 особую сотню, 7 конвойных полусотен.   Кубанские казаки принимали участие в военных действиях в Польше, Восточной Пруссии и на Карпатах, но большая их часть сражалась на Кавказском фронте.

Слава о казачьей удали довольно быстро разнеслась по миру. Австрийцы и немцы называли их «дьяволами на лошадях». Сохранились письма, в которых противник рассказывает, что лучше сразиться с десятью обычными солдатами, чем с одним казаком. Подтверждений этому достаточно.

- Рота поручика Дикирева, ворвавшись в центр расположения австрийцев, взяла в плен  командира австрийского пехотного полка, 66 офицеров и 150 солдат. Противник был вынужден сдаться.

- В ноябре 1914 года в бою у села Хухлива сотня кубанцев обратила в бегство два батальона противника (это почти 700 человек), захватила четыре орудия и множество пленных, обеспечив успешное продвижение русских войск.

К началу войны с Турцией на Кавказском фронте находилось уже 35 тысяч кубанских казаков, многие из которых вошли в состав  Саракамышского и Ольгинского отрядов. Они проявили себя в боях так, что получили каждую третью из всех выданных в то время россиянам наград.

Отважным участником Первой мировой был есаул А.Г. Шкуро, будущий известный генерал Белого движения. Его задачей было проникать в тыл противника, разрушать железные дороги, телеграфную и телефонную связь, мосты. Его можно назвать автором идеи создания таких партизанских отрядов.

В конце 1915 года, чтобы пресечь деятельность германо-турецких сил в Персии, Россия ввела туда экспедиционный корпус генерал-лейтенанта Баратова, основу которого составляли кубанские конные полки 1-й Кавказской и Сводно-Кубанской казачьих дивизий.

Нашим войскам удалось углубиться на 200-300 километров во внутренние районы Турции, захватив значительную территорию с городами Эрзерум и Трапезунд.

Успехи России на Кавказе выглядели ещё более значимыми на фоне неудач Британского экспедиционного корпуса в Месопотамии. Для поднятия боевого духа союзников на соединение с ними весной 1917 года послали сотню 1-го Уманского казачьего полка под  командованием есаула Гамалия. Кубанцы много километров шли по пустыне через территорию, которую контролировали турецкие войска. Они первые из всех частей русской армии встретились с англичанами под Багдадом. Это событие серьезно укрепило боевой дух союзников, а все казаки сотни получили за этот рейд Георгиевские кресты. Есаула наградили ещё и английским военным крестом.

С первых дней войны кубанцы показали свой героизм, удаль и смекалку. Только за август 1914 года к наградам представили около 500 человек.

Была в кубанских боевых частях и своя «кавалерист-девица», отвагой напоминающая героиню 1812 года Надежду Дурову. Это была казачка Елена Чоба.

Героем Первой мировой был и наш земляк, Константин Иосифович Недорубов. Он был награжден:

- Первым Георгиевским крестом 4-й степени за проявленное геройство в ходе одного из тяжелейших боев под городом Томашевым. В августе 1914 года, преследуя отступавших австрийцев, невзирая на ураганный артиллерийский обстрел, группа казаков во главе с урядником Недорубовым ворвалась в расположение неприятельской батареи и захватила её вместе с прислугой и боекомплектом.

- Второй Георгиевский крест Константин Иосифович получил в феврале 1915 года за подвиг во время боев за город Перемышль. За находчивость и геройство, проявленные им во время разведки, за то что, в одиночку взял в плен 52 австрийца.

- Третий Георгиевский крест Недорубов получил за отличие в боях в июне 1916 года в период знаменитого Брусиловского прорыва, где он проявил храбрость и отвагу.

- Четвёртого - золотого «Георгия» 1-й степени он получил за пленение с группой казаков штаба немецкой дивизии вместе с генералом и оперативными документами.

Кроме четырёх крестов Константин Недорубов был награждён ещё и двумя Георгиевскими медалями за боевую отвагу. 

В боях под Кущёвской особенно отличилась донская казачья сотня из станицы Берёзовской под командованием старшего лейтенанта К.И. Недорубова. (приложение 3).

2 августа 1942 года в рукопашной схватке сотня уничтожила свыше 200 солдат противника, из которых 70 было уничтожено лично Недорубовым, получившим звание Героя Советского Союза. В Первую мировую войну казак Недорубов воевал на Юго-Западном и Румынском фронтах. За время войны стал полным Георгиевским кавалером. В Гражданскую войну сначала воевал на стороне белых в 18-м Донском казачьем полку Донской армии. В 1918 году попал в плен и перешёл на сторону красных. 7 июля 1933 года был осуждён по статье 109 УК РСФСР на 10 лет ИТЛ за "злоупотребление властью или служебным положением" (разрешил колхозникам использовать на еду оставшееся после посева зерно). Три года работал в Волголаге на строительстве канала Москва-Волга, за ударную работу был досрочно освобождён и награждён советским орденом. В Великую Отечественную войну не подлежащий призыву 52-летний казак, старший лейтенант К.И. Недорубов, в октябре 1941 года сформировал в станице Берёзовской (ныне Волгоградская область) донскую казачья сотню из добровольцев и стал её командиром. Вместе с ним в сотне служил и его сын Николай. На фронте с июля 1942 года. Его эскадрон (сотня) в составе 41-го гвардейского кавалерийского полка, в ходе налётов на противника 28 и 29 июля 1942 года в районе хуторов Победа и Бирючий, 2 августа 1942 года под станицей Кущёвской, 5 сентября 1942 года в районе станицы Куринская и 16 октября 1942 года у села Маратуки, уничтожил большое количество живой силы и техники противника. До конца своей жизни этот несгибаемый воин открыто и с гордостью носил советские ордена и Георгиевские кресты.

ИНТЕРЕСНО, ЧТО…

    В австро-венгерской армии существовала официальная инструкция – вступать в бой с казаками, лишь имея пятикратное численное превосходство

    За все годы войны среди казаков не оказалось ни одного дезертира. Данное обстоятельство не имеет аналогов в мировой военной истории

   Кубанское войско было единственным, в котором всегда имелись пешие казачьи части – пластунские батальоны.

   Казаки и в том числе Кубанское казачье войско было одним из самых подготовленных дисциплинированных военных соединений русской армии.

    Именно здесь, на Кавказском фронте, проходил службу войсковой священник Константин Образцов. В 1915 году в «Кубанском казачьем вестнике» было опубликовано стихотворение «Ты, Кубань, ты наша Родина», написанное  им на Кавказском фронте и которое легло в  основу Гимна Краснодарского края.

Великая Отечественная война

Казаки вступили в борьбу с врагом с первых часов войны. Первыми казаками, вступившими в бой с немецкими частями на Западном фронте были казаки 94-го Белоглинского полка. Бойцы этого подразделения бились с врагом, наступавшим в направлении Ломжи, в часы царившего вокруг общего замешательства – уже ранним утром 22 июня 1941 года.
Особо памятен героизм, проявленный казаками в битве под Москвой. Эскадрон 37-го полка из кавказской группы Л. М. Доватора во главе с лейтенантом Владимиром Красильниковым вёл отчаянный бой с наступающей пехотой и танками гитлеровцев. За два часа доблестные казаки отбили три яростных атаки противника, уничтожили 5 танков и около 100 фашистских пехотинцев. В том бою выжило только семь казаков.
В начале 1942 года казачьи добровольческие дивизии были зачислены в кадровый состав советских вооруженных сил и поставлены на полное гособеспечение. В марте 1942 года в результате объединения двух донских и двух кубанских дивизий был сформирован 17-й казачий кавалерийский корпус, под командованием опытнейшего военачальника, ветерана Первой мировой и Гражданской войны генерал-майора Н. Я. Кириченко. 2 августа 1942 г. под станицей Кущевской бойцы этого казачьего подразделения, входившего в состав 12-й Терско-Кубанской, 13-й Кубанской и 116-й Донской казачьих дивизий остановили немецкое наступление на Краснодар со стороны Ростова. Казаки уничтожили около 1800 гитлеровцев, взяли 300 пленных, захватили 18 орудий и 25 минометов.
В 1943 году началось формирование конно-механизированных групп. Группы обладали прекрасной мобильностью, ведь для переходов по-прежнему использовалась лошадь. (приложение 4).Казаки умело использовали свои традиционные навыки в изменившихся условиях ведения боя.
Огромную роль сыграли казачьи подразделения в освобождении Европы и в решающей Берлинской операции – не в первый раз казакам было освобождать Европу.
За совершённые подвиги и героизм, проявленные в боях с врагом тысячи казаков были награждены боевыми орденами и медалями, а 262 казаков стали Героями Советского Союза.
Как мы видим, в годы Великой Отечественной войны Сталин был вынужден вспомнить о казаках, их бесстрашии, любви к Родине и умении воевать. В Красной Армии были казачьи кавалерийские и пластунские части и соединения, которые совершили героический путь от Волги и Кавказа до Берлина и Праги, заслужили множество боевых наград и имен Героев. По общему признанию, кавалерийские корпуса и конно-механизированные группы отлично показали себя в ходе войны с германским фашизмом, но уже 24 июня 1945 года, сразу после парада Победы, И.В. Сталин приказал маршалу С.М. Буденному приступить к расформированию кавалерийских соединений, т.к. кавалерия как род Вооруженных сил упразднялась.
Главной причиной этого Верховный Главнокомандующий назвал острую необходимость народного хозяйства в тягловой силе.

Казачеству было предложено доживать свой век в виде фольклорных ансамблей (со строго определенной тематикой), да в фильмах типа "Кубанские казаки".



Казак и конь в мирном труде

В плоть до середины XX в. лошадь оставалась незаменимым помощником казака в его земледельческом труде и важнейшим средством передвижения. Показателем заботы о ней, как о других сельскохозяйственных животных, может служить и престиж ветеринарного дела. В начале XX в. в станице Ладожской братья Д. и Р. Хохлины освоили профессии ветеринарного фельдшера на средства станичного общества. Впоследствии они стали весьма уважаемыми в станице людьми.
Казаки не только воевали, но и занимались земледелием. У каждой казачьей семьи был свой земельный пай, который нужно было обрабатывать, и боевой конь становился помощником своему хозяину в мирном труде
. Обработка земли, перевозка всевозможных грузов, и не только…

3 июня 1794 года войсковой судья Черномории Антон Головатый подписал распоряжение об организации почты. По старым военным дорогам проложили почтовый гон. На Таманском и Азовском шляхах было организовано по десять почтовых станций. А вот Ставропольский шляхв пределах Черномории имел за Екатеринодаром только одну станцию- Васюринскую. Каждая станция должна была иметь двенадцать лошадей для почтовых упряжек и верховой подседловки для нарочных курьеров, шесть повозок и казачью команду из шести погонщиков. Курени обязали регулярно поставлять на закреплённую за ними станцию определённое количество лошадей. Почтовые станции на Кубани располагались в степи, в стороне от населённых пунктов, поэтому лошади всегда были обеспечены подножным кормом.

Черноморские почтовые трактаты по сравнению с сибирскими или трактатами Центральной России обладали одним завидным преимуществом. И.Д. Попко так пишет об этом: «Видимые недостатки черноморских станций окупаются одним, сокрытым под их камышовой крышей, нравственным достоинством: здесь вы никогда не услышите неблагозвучного… «Нет лошадей!». И потом лошади, которых дают вам, лихие черноморские лошади, мчат вас с быстротой, равной вашему нетерпению, а иногда даже превосходят оное».

Казак и конь в современное время

Напомним, что в сентябре 2012 года Владимир Путин утвердил стратегию российского казачества. Вот несколько пунктов документа:
а) привлечение российского казачества к выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации, ...

б) привлечение российского казачества к участию в охране общественного порядка и обеспечении экологической и пожарной безопасности, к реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданской обороне, природоохранной деятельности;
в) максимальное использование в местах традиционного и компактного проживания казаков потенциала казачьих обществ для привлечения членов этих обществ к охране лесов, объектов животного мира, объектов культурного наследия;
д) привлечение российского казачества к государственной и иной службе в других сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В столице действует два кавалерийских батальона, которые входят в Первый оперативный полк полиции. Конные отряды патрулируют лесопарковые зоны и места отдыха, где автомобили или мотоциклы проехать не могут. Также они следят за правопорядком во время массовых мероприятий – например, на концертах или футбольных матчах.
Главная задача кавалеристов – задерживать преступников и пресекать нарушения закона. Чаще всего они борются с разжиганием костров в парках, употреблением алкоголя и наркотиков, а также проверяют разного рода сомнительных личностей.
Единственный в Краснодарском крае кавалерийский взвод УМВД России по Краснодару был сформирован в 2001 году, тогда в нем было всего 4 лошади. 
Сегодня в состав взвода входят 23 лошади – 21 находится на службе, остальные из-за травм не могут нести службу. К каждому животному приставлен сотрудник полиции, который занимается уходом за ним и несет за него ответственность.

Все лошади в конной полиции попадают в кавалерийский взвод примерно в четырехлетнем возрасте. После этого начинается период обучения: их учат не бояться шума, выстрелов и взрывов, больших скоплений народа и т.д.

Конную полицию используют для охраны порядка на футбольных матчах, для патрулирования улиц и парков, а также дачных поселков.

Единственный казачий пост в России. Это особая гордость местных казаков.Как утверждают в войске, несение караула – это старинная традиция. Ее возобновили почти восемь лет назад, уже в XXI веке.(приложение5,6).

Старинную традицию — несение Почетного караула — возобновили в 2006 году. Впервые пост у памятника кубанскому казачеству, установленного перед зданием краевой администрации,  в День России — 12 июня. С тех пор каждое воскресенье и в праздничные дни с ранней весны и до поздней осени ровно в полдень взвод Почетного караула заступает на свои посты.

Тридцать шесть человек — пешая группа, десять — конная. Форма сшита по образцу Первой и Второй сотни Лейб-гвардии Его Императорского Величества Конвоя. В сопровождении Кубанского духового оркестра .

Отбирают казаков в Почетный караул тщательно. Казачий «кастинг» проходит во всех районных обществах войска. Основные требования: рост не менее 175 см, возраст до 32 лет, знание строевых приемов.

«Четыре раза в неделю караульные проходят строевую подготовку. А вольтижировке шашками и искусству наездников их обучают профессиональные тренеры кубанского войска. Молодые казаки дорожат службой в Почетном карауле, относятся к этому с большим трепетом и уважением. Еще бы, ведь они представляют Кубанское казачье войско на торжественных мероприятиях высокого уровня», – рассказывает начальник роты Почетного караула Василий Пинчук.

 По словам советника атамана, казачьего полковника Петра Петренко, на протяжении многих лет церемониал остается практически неизменным. «Правда, в нынешнем году мы добавили новые элементы в вольтижировку с шашками, программа несколько усложнилась», – добавляет он.

В сопровождении Кубанского казачьего духового оркестра строй проходит на центральной улице Краснодара — Красной. К воссозданному памятнику Екатерине Второй, даровавшей казакам земли, к памятнику казакам — основателям Кубани. Это на площади у краевой администрации. Ранее она была Соборной, третий – к памятнику в честь 200-летия Кубанского казачьего войска. Но основная часть церемониала – «Час славы Кубани» – проходит непосредственно на площади перед краевой администрацией. Во время выступлений казаков звучат собранные по городам и весям Кубани забытые казачьи песни. Среди них и лезгинка, в свое время включенная в церемониал по настоянию атамана ККВ Владимира Громова.

Иппотерапия

Иппотерапия является оздоровительной программой, которая пользуется особой популярностью в реабилитационной мировой практике.

Ее уникальность заключается в физическом, психологическом и эмоционально положительном воздействии на пациентов, заболевания которых носят неврологические, психические, физические и прочие серьезные нарушения.

Иппотерапия — это реабилитационная методика, суть которой заключается в общении больных людей с лошадьми.

О том, как лечат лошади, ранее письменно упоминалось во времена Древней Греции античным врачом Гиппократом, который утверждал, что непосредственный контакт с этими животными  помогает больным людям намного быстрее и результативнее идти на выздоровление. По его мнению, верховая езда освобождала больных от темных мыслей и вызывала светлые, веселые и положительные эмоции.

Суть иппотерапии, основанной на том, что лошади лечат людей, состоит в следующем:

  • Верховая езда оказывает хорошую нагрузку почти на все мышцы тела — то расслабляя их, то напрягая;
  • Постепенно происходит улучшение или восстановление утраченных навыков с нарушенными функциями;
  • Развивается координация с равновесием, улучшается физическая форма;
  • При занятиях иппотерапией достигается психологическая гармония.

Лечение иппотерапией состоит не только из верховой езды, но также из непосредственного общения и ухода за лошадью, что позволяет снять стрессовое состояние, избавиться от напряжения, чувства страха или тревожности.

Занятия иппотерапией помогают развить следующие личностные качества – внимательность, чуткость, быстроту реакции, преодоление страхов, обретение уверенности, избавление от агрессивности, возбудимости и замкнутости.(приложение7).

 Иппотерапия пользуется особой эффективностью при следующих заболеваниях:

  • Невропатии, неврозы и прочие заболевания нервной системы;
  • ДЦП, различные форма паралича, нарушения опорно – двигательного аппарата;
  • Аутизм, синдром Дауна, полиомиелит;
  • Речевые нарушения;
  • Поражения органов чувств, приводящие к слепоте, глухоте;
  • Инсульты, травмы (спинные, черепно-мозговые);
  • Нарушение осанки.
  • Сколиоз первой степени.

Однако, конные прогулки имеют и ряд противопоказаний, которые исключают возможность применения иппотерапии в следующих случаях:

  • Ломкость и хрупкость костей – остеомиелит, остеопороз;
  • Гемофилия;
  • Эпилепсия;
  • Аллергические реакции на шерсть лошадей;
  • Острые формы неврологических, психических, сердечно – сосудистых заболеваний;
  • Сколиоз третьей, четвертой степени.

Иппотерапия при ДЦП считается одной из перспективных и эффективных методик лечения, оказывающих на маленьких пациентов благотворное влияние. Благодаря верховой лечебной езде и общению с животным устраняются большинство двигательных и психологических расстройств, присущих церебральному параличу.

Конные прогулки являются одной из дополнительных восстановительных методик иппотерапии, активно применяемых при реабилитации больных, перенесших инфаркт или инсульт. Применение иппотерапии в этот период способствует восстановлению мышечного тонуса, равновесия, координации движений и положительного психоэмоционального состояния.

 

Вывод.

1. Жизнь казака была тесно связана с конём, а порой и зависела от него.

С помощью лошади на Кубани выполнялись все полевые работы, лошадь использовалась в промышленности, лесозаготовках и других отраслях народного хозяйства. Была незаменима при обороне страны. Конечно, в наше время роль коня изменилась. Землю обрабатывают тракторами, средство передвижения- машина, солдату защищать Родину помогает военная техника, но лошади остаются рядом с человеком. Мы с удовольствием смотрим номера с участием коня в цирке, выступления  по конному спорту в манеже, скачки на ипподроме,  ездим на конные прогулки, лечимся. В казачьих кадетских корпусах по-прежнему казачат учат премудростям верховой езды, джигитовке.

2. Конь - верный помощник человека актуально и в наши дни: конные отряды полиции следят за порядком в городах и дачных посёлках. Почётный конный караул - старинная традиция, которую возродили в Краснодаре.

Спортивные достижения коней вызывают такое уважение и восторг, что в Новокубанском районе установлен памятник Анилину, неоднократному победителю многих конных соревнований. Породистые лошади, победители международных соревнований являются достоянием нашей страны.

3. Лошади приносят не только пользу человеку, но и радость общения.

И мы получили столько радости и положительных эмоций во время экскурсии в конно – спортивный  манеж посёлка Октябрьского, что каждый из нас захотел приходить сюда чаще. Все эти факты говорят о том, что лошадь и сейчас важна для человека. А для казака связь с конём это ещё и часть национальной культуры.





Список используемой литературы

1.СитдиковаН.В. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. Ростов н/Д.: « Издательство БАРО- ПРЕСС», 2010

2. О.В.Матвеев. История Кубанского казачества. Краснодар: Традиция, 2007.

3. М.Б. Бодяев. Кубанские были. ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2012

4. « История Кубани в рассказах и иллюстрациях», Е.А. Хачатурова, Н.А. Корсакова, Б.Е. Фролов., Ю.В. Зеленский, Н.В. Мошкина

5. Ресурсы интернета поисковые программы: Coogle, Yandex


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная работа Тема: "Верный друг казака" выполнил: учащийся 9"В" класса Фунт Алексей руководитель : Белашева В.В.- учитель ИЗО и кубановедения

Слайд 2

Цель проекта: Исследовать значение коня для казака в прошлом и настоящем. Задачи проекта: - изучить историю присутствия коня в казачьей культуре - собрать данные о подготовке коня к военной службе - предоставить данные об участии конных казаков в военных действиях - воспитывать любовь к животным, уважение к национальным традициям. -создать творческий отчёт в виде презентации

Слайд 3

Направления исследования 1 Конь в казачьей культуре 2 Традиции в воспитании мальчика-казака и боевого коня 3 Конь казака 4 Воинская служба казака и коня 5 Участие казака и коня в военных действиях 6 Казак и конь в мирном труде 7 Казак и конь в современное время 8 Иппотерапия

Слайд 4

КОНЬ В КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЕ На старинной запорожской картине «Казак Мамай», которая была излюбленной среди украинских и кубанских казаков, и которую изображали чаще всего на дверях или на столе, представлены все стихии космоса казачьей культуры. Сидящий с бандурой казак Мамай, окружен предметами: шашкой, которая висит вместе с гербом на дубе (мировом дереве), возле дуба еще один символ мирового дерева – конь, привязанный к ратовищу пики ( списы ), возле ног обычно изображали разные атрибуты казацкой жизни (пистоль, карты, бутыль).

Слайд 5

Традиции в воспитании мальчика-казака и боевого коня Конь символизировал для казака причастность к мужской субкультуре. Недаром во время обряда "постригов", одного из начальных этапов социализации, мальчика сажали на коня. Особая близость казаков мужчин к лошадям культивировалась с раннего детства.

Слайд 6

Обряд «постригов»

Слайд 7

Конь казака Считается, что конь для казака означает жизнь и волю. Ни больше, ни меньше. И действительно, целые столетия казак и конь всегда вместе в труде и на поле брани. Эти отношения человека и его верного друга вошли в песни, легенды, предания, пословицы и поговорки.

Слайд 9

Воинская служба казака и коня. Воинская служба определялась в 4 года с 21 года. Воинские казачьи соединения – сотни, полусотни, батареи, полки формировались по территориальному принципу. Казаки, не сумевшие справить себе коня, (сироты) получали от станичного правления станичного коня или деньги на его покупку, но конь в таком случае подлежал возврату его станице и сдачи на станичную конюшню, где содержались кони для нужд войска.

Слайд 10

Участие казака и коня в военных действиях.

Слайд 12

Казак и конь в мирном труде В плоть до середины XX в. лошадь оставалась незаменимым помощником казака в его земледельческом труде и важнейшим средством передвижения. Показателем заботы о ней, как о других сельскохозяйственных животных, может служить и престиж ветеринарного дела. В начале XX в. в станице Ладожской братья Д. и Р. Хохлины освоили профессии ветеринарного фельдшера на средства станичного общества. Впоследствии они стали весьма уважаемыми в станице людьми.

Слайд 13

Казак и конь в современное время Почётный караул в г.Краснодаре

Слайд 15

Конная полиция

Слайд 16

Иппотерапия Иппотерапия — это реабилитационная методика, суть которой заключается в общении больных людей с лошадьми.

Слайд 17

Конюшня хозяйсва им. А.И.Майстренко

Слайд 18

Мой любимец

Слайд 19

Лечебное молоко

Слайд 20

Памятка "Польза общения с лошадью" 1. Это общение человека с большим и добрым животным. 2. Это воспитание в человеке доброты. 3. Это иппотерапия . Ее уникальность заключается в физическом, психологическом и эмоционально положительном воздействии на пациентов, заболевания которых носят неврологические, психические, физические и прочие серьезные нарушения. 4.Это лечебное кобылье молоко, которое является для человека биологически более полноценным продуктом, чем коровье. 5.Это кумыс, которым лечили в России туберкулёз, дистрофию и некоторые другие болезни 6. Общение с лошадью даст человеку не только массу положительных эмоций, но и поможет стать здоровым человеком как физически, так и духовно. Наш адрес: Красноармейский район п.Октябрьский ул.Красная 33

Слайд 21

вывод 1. Жизнь казака была тесно связана с конём, а порой и зависела от него. С помощью лошади на Кубани выполнялись все полевые работы, лошадь использовалась в промышленности, лесозаготовках и других отраслях народного хозяйства. Была незаменима при обороне страны. Конечно, в наше время роль коня изменилась. Землю обрабатывают тракторами, средство передвижения- машина, солдату защищать Родину помогает военная техника, но лошади остаются рядом с человеком. Мы с удовольствием смотрим номера с участием коня в цирке, выступления по конному спорту в манеже, скачки на ипподроме, ездим на конные прогулки, лечимся. В казачьих кадетских корпусах по-прежнему казачат учат премудростям верховой езды, джигитовке. 2. Конь - верный помощник человека актуально и в наши дни: конные отряды полиции следят за порядком в городах и дачных посёлках. Почётный конный караул - старинная традиция, которую возродили в Краснодаре. Спортивные достижения коней вызывают огромное уважение и восторг. Породистые лошади, победители международных соревнований являются достоянием нашей страны. 3. Лошади приносят не только пользу человеку, но и радость общения. И я получил столько радости и положительных эмоций во время занятий в конно – спортивной школе посёлка Октябрьского. И сейчас я часто прихожу сюда, чтобы встретиться со своим другом Трелом и угостить его вкусненьким. Все эти факты говорят о том, что лошадь и сейчас важна для человека. А для казака связь с конём это ещё и часть национальной культуры.

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Проектно исследовательская работа «Жизнь и душа народа в песнях донских казаков»

Опираясь на опыт жизни прошлых поколений, человечество определяет свое место в мире, строит настоящее и намечает пути совершенствования и развития общества в будущем. Без прошлого нет и будущего. Имен...

Проектная работа "Культура и быт Краснодарского края. Традиции, обычаи казаков"#кубановедение

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашне...

Проектная работа "Защита Отечества- главная заповедь кубанских казаков"

Работа оформлена в соответствии с требованиями. Тема раскрывается в нескольких направлениях: исторические события, связанные с защитой Отеества, тема казаков-защитников в литературе  и рассказ о ...

Мой дед казак.Проектная деятельность

Творческая деятельность...