Проектная работа "Культура и быт Краснодарского края. Традиции, обычаи казаков"#кубановедение
проект по краеведению (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла?Любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа#кубановедение | 31.26 КБ |
Презентация к проекту#кубановедение | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.
Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, наблюдаем в витринах современных магазинов старые кубанские крынки, прялки, как элементы высшего эстетства. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести в своей работе. Выбранная мной тема работы подразумевает духовное и нравственное обогащение, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств. Ибо, по моему мнению, патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности человека.
Цель работы – выявить особенности и ценность семейной обрядовой культуры казаков, ее своеобразие; богатство обрядов и традиций казаков.
Задачи:
- Проследить основные традиции казачьих семей;
- Рассмотреть особенности соблюдения обычаев казаков, связанных с рождением ребенка, свадьбы, проводов в армию;
Методы исследования: анализ и синтез справочной литературы по быту и традициям казаков.
Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон.
- Обычаи и традиции казаков.
Люди, которые переселялись на Кубань, принесли с собой свои обряды, обычаи, говор. Селились здесь и выходцы из Украины и представители других народностей.
Культура и обычаи этих народов переплетались и взаимно дополняли друг друга.
Это были не украинские или русские обряды, обычаи и язык, а образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции.
На Кубани существуют богатые устные народные традиции. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Чаще всего эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице.
Нетерпимые к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете дней и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: уважительное отношение к старшим, безмерное почитание гостя, уважение к женщине (матери, сестре, жене).Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.
- Рождение ребенка
Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.
Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.
В поверьях казаков существовали и заговоренные места, которые могли быть реальными и вымышленными. В таких местах можно было вылечиться от телесных и духовных недугов. Такими местами были, например, остров Буян или море-акиян.
В христианской вере у казаков тоже была своя помощница. Главной помощницей казака была Богородица. Ее упоминали в самых различных транскрипциях: Пресвятая Матушка Богородица, мать Божья Пресвятая Богородица, царица Небесная, Пречистая Христова Божья Матерь, Матушка Божья, Матерь Мария, Всепятая мати.
1.2 Свадебные обряды
Свадьба – сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В разное время они у казаков проводились по-разному. В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Три века назад свадьба проходила упрощенным порядком. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: «Ты, Федосья, будь мне жана», «Ты, Иван Семенович, будь мне муж». После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков.
Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: сватовство, смотрины, своды, вечеринка, свадьба. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября или Пасхальных праздников – на Красную Горку). Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, и если она им люба, начинали приготовления к сватовству. Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами. После этого мать и отец одевались по праздничному, обряжали сына и шли к будущим сватам. В каждом казачьем войске были несколько различные, но в общих чертах схожие обряды сватовства.
Примерно через неделю невестины мать и отец едут к родителям жениха, где осматривают хозяйство, комнаты, знакомятся с семейством будущего зятя. Если гости довольны, им предлагается называться сватами, на что те отвечают, что пока еще раненько. В день бракосочетания невеста рано утром до восхода солнца вставала, обходила весь свой двор, мысленно прощалась со всем, что ей было дорого. Приехавшего жениха сажают за стол рядом с невестой. Родители невесты благословляют и напутствуют молодых. Затем молодые на тройке лошадей отправляются в церковь. После венчания жених и невеста едут в дом родителей невесты, где их поздравляют ее отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие.
Участники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую, а мужчины в женскую одежду. Среди них было немало «цыган», которые приставали к прохожим с предложением «погадать», нередко заходили во дворы «воровать» кур. В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-300 рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.
1.3 Проводы на службу
У кубанских казаков особое место среди обрядов жизненного цикла занимал ритуал проводов на службу, который включал несколько этапов:
- Подготовка к проводам – подготовка снаряжения, согласование регламента со станичной администрацией, материальное обеспечение проводов.
- Собственно проводы – вечерняя трапеза, в которой принимали участие родственники – в обязательном порядке крестные родители, иногда молодёжь. «Ужин» мог длиться до утра, сопровождался напутствиями отслуживших свой срок, уважаемых казаков.
- За ним следовал завтрак, основные ритуалы которого – родительское благословение иконой и хлебом, перевязывание полотенцем крест-накрест и обряжение казака, как жениха: цветок, платочки, которые прикалывали к его одежде девушки, и в первую очередь – невеста.
Затем следовало прощание и ритуальный уход с родительского двора: через ворота, верхом на коне, которого под уздцы могла выводить мать, невеста, или пешком, в сопровождении родителей и гостей. Это могло дополняться «заворотними» ритуалами: возвращение на непродолжительное время в дом, возвращение и откусывание пирожка, хлеба, остаток которого возвращался в святой угол, отдача за воротами хлеба первому встречному, выбрасывание полотенца или двух полотенец на дорогу и т.п., символизировавших счастливую дорогу и возвращение домой.
После построения на станичной церковной площади, напутственного слова атамана и, как вариант, казаков – Георгиевских кавалеров, молебна, казаки в сопровождении родственников и станичников отправлялись к месту назначения с прощальной остановкой в каком-либо примечательном, знакомом, «пограничном» месте станичного юрта – река, курган, дерево. Здесь, с подношением обязательной чарки, и происходило окончательное прощание.
Проводы, начиная с ужина и заканчивая отъездом казаков, сопровождались исполнением исторических, военно-бытовых, плясовых и специальных «проводных» песен.
Во время благословения, проводов могло происходить вручение дедовского, родительского оружия, использовались охранительные молитвы и обереги, в т.ч. «земля родная» и т.п.
Своими особенностями обладали вторые и последующие проводы, в том числе на войну, которые были неизбежны в связи с продолжительной казачьей службой. Но в любом варианте этого обряда чётко прослеживается идея долга, готовности к смерти и надежда на благополучное возвращение в родительский дом.
Само возвращение также носило ритуализированный характер: встреча станичниками «служивых» у прощального места, благодарственное слово станичного атамана и стариков, продолжительные гостевые визиты родственников, к родственникам и сослуживцам.
Заключение
По мере перехода казаков к оседлому образу жизни и землепашеству, вместе с формированием у них патриархальной семьи и сельской поземельной общины складывался и комплекс традиционной календарной обрядности, дополнивший существовавшие прежде воинские ритуалы.
Рассмотренные обычаи и традиции культуры казаков показывает слияние различных религиозных представлений, но обрядовые формы, в большинстве своем, связаны с христианским мировоззрением. Хотелось бы отметить, что не только обычаи и приметы, но и фольклорные формы, их отражающие, находят аналогии в ритуалах других групп казачества, а также у русских и украинцев.
Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. Россия – многонациональное государство. На знании истоков казачества, его традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов.
Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Оно имеет высокую идею в форме Святая Русь или Мать – Сыра Земля и необходимо сохранить эту константу, трансформировать через века в современность.
Тот, кто не уважает традиции своего народа, не хранит их в своем сердце, тот не уважает не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих предков.
Список используемых источников:
- Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества (конец XIX – первая половина XX вв.) // Традиционная культура и дети. – Краснодар: Экспериментальный центр развития образования, 1994.
- Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества в XVIII – начале XX вв. [Электронный ресурс]. URL: gipanis.ru
- Конспект открытого занятия: Праздники и обряды казаков. [Электронный ресурс]. URL: nsportal.ru
- Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2001.
- [Электронный ресурс]. URL: http://cossacksculture.mgutm.ru
- [Электронный ресурс]. URL:https://www.kanevskadm.ru/
«Культура и быт Краснодарского края»
Работу подготовила:
Сотникова Дарья, 15 лет,
учащаяся 10 класса МБОУ СОШ № 4
г. Апшеронск, Апшеронского района
Руководитель:
Пономарева Елена Александровна,
учитель истории
МБОУ СОШ № 4 г. Апшеронска
г. Апшеронск
2017
Содержание
Введение............................................................................................................................1
1.Обычаи и традиции казаков…………………………………………………………...2
1.1. Рождение ребенка……………………………………………………………………3
1.2.Свадебные обряды……………………………………………………………………4
1.3 Проводы на службу…………………………………………………………………...5
Заключение………………………………………………………………………………...6
Список используемых источников………………………………………………………7
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования – выявить особенности и ценность семейной обрядовой культуры казаков, ее своеобразие; богатство обрядов и традиций казаков. Задача исследования: Проследить основные традиции казачьих семей; Рассмотреть особенности соблюдения обычаев казаков, связанных с рождением ребенка, свадьбы, проводов в армию; Методы исследования: анализ и синтез справочной литературы по быту и традициям казаков.
«Кубань - моя малая Родина» Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться.
Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков
Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа Не убей Не укради Не прелюбодействуй Трудись по совести Не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков Заботься о детях своих и родителях Дорожи девичьим целомудрием и женской честью Помогай бедным, не обижай сирот и вдов Не обижай сирот и вдов Защищай от врагов свое Отечество
Казачьи законы: Уважительное отношение к старшим. Безмерное почитание гостя. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Рождение ребенка Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорождённому все родные и друзья отца приносили в дар ружьё, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней ребенка носили в церковь для «получения молитвы». По возвращению из церкви домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял её с казаком.
Рождение ребенка Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.
Свадебные обряды На глазах у понравившейся дивчины, казак-хлопец бросал шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом или крёстным свататься.
Свадебные обряды В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-300 рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.
Проводы казака на службу У кубанских казаков особое место среди обрядов жизненного цикла занимал ритуал проводов на службу, который включал несколько этапов: Подготовка к проводам – подготовка снаряжения, согласование регламента со станичной администрацией, материальное обеспечение проводов. Собственно проводы – вечерняя трапеза, в которой принимали участие родственники – в обязательном порядке крестные родители, иногда молодёжь. «Ужин» мог длиться до утра, сопровождался напутствиями отслуживших свой срок, уважаемых казаков. За ним следовал завтрак, основные ритуалы которого – родительское благословение иконой и хлебом, перевязывание полотенцем крест-накрест и обряжение казака, как жениха: цветок, платочки, которые прикалывали к его одежде девушки, и в первую очередь – невеста.
Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего, не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданственности и патриотизма «Кубань моя – степная дочь России», посвященный 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель
Цели урока:дать подробную информацию по проблеме освоения кубанских земель черноморскими казаками, оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани, закрепить и углубить знания об обр...
Кубановедение. Классный час "Краснодарскому краю- 75: помним, гордимся, наследуем"
Материал для Единого Всекубанского классного часа "Краснодарскому краю- 75: помним, гордимся, наследуем". 1 сентября 2012....
Традиции, обычаи воспитания казаков
Этапы воспитания- рождение, крестины, возрастные процессы воспитания...
тест к уроку кубановедения по теме "Символика Краснодарского края"
тест содержит вопросы по казачьим регалиям...
Урок№5 по кубановедению для 6 класса по ФГОС Разработал учитель кубановедения: Орещенко Елена Александровна МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко Краснодарский край г. Усть-Лабинск
Тема. природные объекты и памятники природы, истории и культурыПредметные задачи:- познакомить учащихся с классификацией и разнообразием природных объектов и памятников культуры Кубани, своей местност...
Традиции, обычаи и обряды донских казаков
Статья поможет в изучении традиций, обычаев и обрядов донского казачества....
СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ "Традиции и обычаи казаков "
Очень интересна история казачества. И воины они, и земледельцы, и самобытны они, и непреклонны. Какими они были и какие они сейчас - тема этого занятия....