Проектная работа "Защита Отечества- главная заповедь кубанских казаков"
проект (8 класс)
Работа оформлена в соответствии с требованиями. Тема раскрывается в нескольких направлениях: исторические события, связанные с защитой Отеества, тема казаков-защитников в литературе и рассказ о прадеде, ветеране Великой Отечественной войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_korpus.doc | 521.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 | Любовь к Родине заключается в 1) ее защите, 2) в конкретных делах и поступках, 3) призывах к патриотизму, 4) свое мнение |
2 | Знаете ли вы своих предков, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1) да, 2) нет |
3 | Собираетесь ли вы свою дальнейшую судьбу связать с военной службой 1) да, 2) нет. |
4 | Какие черты характера присущи казаку-защитнику? Перечислить три. |
1 | Любовь к Родине заключается в 1) ее защите, 2) в конкретных делах и поступках, 3) призывах к патриотизму, 4) свое мнение |
2 | Знаете ли вы своих предков, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1) да, 2) нет |
3 | Собираетесь ли вы свою дальнейшую судьбу связать с военной службой 1) да, 2) нет. |
4 | Какие черты характера присущи казаку-защитнику? Перечислить три. |
1 | Любовь к Родине заключается в 1) ее защите, 2) в конкретных делах и поступках, 3) призывах к патриотизму, 4) свое мнение |
2 | Знаете ли вы своих предков, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1) да, 2) нет |
3 | Собираетесь ли вы свою дальнейшую судьбу связать с военной службой 1) да, 2) нет. |
4 | Какие черты характера присущи казаку-защитнику? Перечислить три. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Курганинский казачий кадетский корпус» Краснодарского края
Проектная работа
« Произведения литературы, приблизившие Победу»
выполнена учащимися 8 «Б» класса
руководитель Баженова Н. В.,
учитель литературы
Курганинск,
2019
Содержание
1. Введение
2. Основная часть:
2.1 Защита Отечества- правое дело.
2.2 История становления кубанского казачьего войска.
2.3. Вклад моих родных в защиту родной Кубани.
2.4 Образ казаков-защитников в литературе
3. Заключение
4 Список используемой литературы
Введение
Литература всегда оказывала огромное влияние на людей. Не случайно М. Горький утверждал: «Литература- учебник- жизни». Произведения, их герои, совершённые ими поступки учат нас различать добро и зло, правду и ложь, справедливое от бесчестного.
Актуальность проекта:
Между прошлым, настоящим и будущим существует закономерная преемственность – прошлое готовит настоящее, а настоящее, в свою очередь, готовит будущее. Мы должны знать литературные произведения. Которые приближали победу и увековечили память о тех грозных событиях.
Цель проекта: исследование литературных произведений о Великой Отечественной войне.
Объект исследования: литературные произведения о Великой Отечественной войне, написанные в годы войны или позже.
Гипотеза: анализ исторических фактов и литературных произведений , использование их в собственной практике позволит решить духовно-нравственные проблемы в современном обществе.
Задачи проекта:
- провести анализ лирических произведений военной тематики,
- в рамках исследования обобщить материал, знание которого необходимо для выполнения задания №3 ОГЭ по русскому языку,
- проанализировать тему войны в литературе и ее влияния на жизнь современного подрастающего поколения.
Этапы работы над проектом
Название этапа | Задача | Сроки |
Подготовительный этап | Сбор информации о Великой Отечественной войне, подбор произведений для проекта и их анализ | 1 неделя апреля |
Исследовательский этап | Найти произведение для проекта и проанализировать | 2 неделя апреля |
Аналитический этап | Обсуждение и анализ полученных результатов | 3 неделя апреля |
Завершающий этап | Систематизировать информацию | 4 неделя апреля |
Результаты проектной деятельности | -создание презентации, -использование полученных сведений на уроках мужества, классных часах, уроках литературы, -удовлётворение работой, желание работать дальше. |
В своей работе я использовал следующие методы:
- изучение и систематизация собранного историко-литературного материала,
- опрос и тестирование учащихся 8 классов,
-обращение к сети Интернет,
-анализ литературных произведений,
-беседа с родственниками.
Апробация: исследование проводилось на базе ГБОУ КШИ «Курганинский казачий кадетский корпус» В нем приняли участие 47 учащихся 8 «А», «Б», «В» классов. С результатами исследования были ознакомлены ученики на уроке истории казачества.
Практическая значимость: в ходе исследования была проверена подготовленность учащихся к выбору будущей профессии, к выбору духовно-нравственных ориентиров в жизни, что поможет учащимся в дальнейшем правильно организовать работу по саморазвитию личности.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется её значимость. Основная часть включает в себя четыре главы. Заключение подводит итоги проведенной работы, содержит предложения по практическому использованию полученных результатов. Завершает работу список используемой литературы и приложения ( слайды презентации).
Основная часть
2.1 . Защита Отечества- правое дело.
Казак не может cчитать себя казаком, если не знает и соблюдает традиции и обычаи казаков. Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составляли 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Что же такое Отечество и кто может называться его защитником? Думаю, что каждый сможет ответить на этот вопрос. Я лично под Отечеством понимаю землю моих предков. Отечество – это люди, и каждый человек в отдельности, это и природа, и традиции, и законы, и принятые порядки, это дом, в котором живу, город, в котором учусь, это мои родные и близкие. Наиболее лучшее объяснение этому термину принадлежит Г. Р. Державину: «Самое лучшее предназначение есть защищать своё Отечество». Защитником Отечества может быть воин с оружием в руках, врач, спасающий больных, пожарный, ответственно выполняющий свою работу, учитель, дающий знания, и даже сам школьник, конкретно воспитанник нашего кадетского корпуса, который добросовестно учится и стремится в будущем свои силы и знания применить на благо Родины. Так, среди учащихся 8-ых классов было проведено исследование в 4 направления.
№ | Вопрос |
1 | Любовь к Родине заключается в 1) ее защите, 2) в конкретных делах и поступках, 3) призывах к патриотизму, 4) свое мнение |
2 | Знаете ли вы своих предков, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1) да, 2) нет |
3 | Собираетесь ли вы свою дальнейшую судьбу связать с военной службой 1) да, 2) нет. |
4 | Какие черты характера присущи казаку-защитнику? Перечислить три. |
Для каждого казака защита своей Родины – это святая обязанность, заповедь, которой он придерживается всю жизнь. Казаки не терпели трусов и считали первейшей добродетелью храбрость. Добрая слава о смелости казаков распространилась по всему миру, их стремились пригласить на службу и французские короли, и немецкие военачальники. Неудивительно, что смелость казаков-защитников нашла отражение и в казачьих пословицах и поговорках: «В Бога. Верь, врага- бей, землю ори», « «Казак на службе горит, а без службы тухнет», «Казаки –глаза и уши армии (Суворов)»…
2.2 . История становления кубанского казачьего войска.
Кубанское казачество, как самостоятельная единица, сформировалась во второй половине XIX в. Формальной датой возникновения можно считать 19 ноября 1860 г., время образования Кубанского казачьего войска. В начальный период русско-турецкой войны 1787–1791 гг. под покровительством князя Г.А. Потемкина было сформировано Черноморское казачье войско. Первоначально оно комплектовалось в форме волонтерных команд из казаков, служивших ранее в Запорожской Сечи. Но, в связи с малочисленностью бывших запорожцев, доступ в войско уже с октября 1787 г. получили представители разных социальных слоев российского общества.
В 1792–1794 гг. Черноморское казачье войско было переселено на Правобережную Кубань. И именно с этого момента принято считать время начала освоения казаками кубанских земель. Однако численность войска оказалась недостаточной для охраны границы и экономического освоения данного региона. Поэтому российское правительство организовало трехэтапное переселение на Кубань украинских крестьян. Вторая ветвь – это складывание русской этнографической группы в форме Кавказского линейного казачьего войска. В 1794 году, переселённые на Кубань донские казаки основали несколько станиц вверх по реке Кубани от Усть-Лабинской крепости и составили собой Кубанский казачий полк. В 1801–1804 гг. ряд казачьих станиц на Кубани основали казаки Екатеринославского казачьего войска, образовав, таким образом, Кавказский казачий полк. А в 1825 г. на Кубанскую линию были переселены казаки Хоперского казачьего полка. Далее, Высочайшим приказом от 25 июня 1832 г. шесть линейных полков и три казачьих войска были объединены в Кавказское линейное казачье войско.Указом Императора Александра II 8 февраля 1860 г. правое крыло Кавказской линии было преобразовано в Кубанскую область, а левое 19 ноября 1860 г. – в Терскую область. Черноморскому казачьему войску было повелено называться Кубанским казачьим войском. В его состав, помимо черноморцев, вошли первые шесть бригад Кавказского линейного казачьего войска. Остальные бригады составили Терское казачье войско. С этого момента начинается отсчет времени существования Кубанского казачьего войска именно с даты его основания.
Однако, старшинство Кубанского казачьего войска принято считать по старшинству самого старейшего из полков, входивших в Кавказское линейное казачье войско – Хоперского, а именно с 1696 года. Таким образом существует три даты старшинства формирования Кубанского казачьего войска: 1696 год – по старшинству Хоперского казачьего полка Кавказского линейного казачьего войска, вошедшего позже в Кубанское казачье войско; 1792 год – с момента переселения на Кубань черноморских казаков; 1860 год – с момента объединения Черноморского казачьего войска и некоторых частей Кавказского линейного казачьего войска и образования Кубанского казачьего войска. Перед объединением численность Черноморского казачьего войска составляла около 180 тысяч человек. От Кавказского линейного казачьего войска в Кубанское казачье войско вошло почти 100 тысяч человек. Согласно годовому отчету за 1862 г. в Кубанском казачьем войске числилось 195636 мужчин и 189814 женщин. Казачество активно участвовало во всех войнах России XVIII — XIX веков. Особую популярность ему снискали войны, направленные на защиту христианства и православия, которые вела Россия в Европе и на Кавказе. Память о доблести казаков до сих пор жива у народов, защищенных казаками. В этих войнах казачество проявило себя как защитник христианства и православия, только теперь уже не самостоятельно, а от имени Российской Империи. В результате объединения двух войск, в войсковом составе Кубанского казачьего войска за 1861 г. значилось: частей – 42, генералов – 47, штаб-офицеров – 84, обер-офицеров – 652, унтер-офицеров и урядников – 2460, рядовых казаков – 32071. В мае 1889 г. в войске сформировали 1-й Черноморский полк. В 1860–1864 гг. действия кубанских казаков в составе отдельных отрядов войск Кубанской области сыграли важную роль в завершении многолетней Кавказской войны. Во время волнений в Польше в 1863–1864 гг. кубанцы участвовали в боевых действиях против повстанцев. Нелегкую службу несли казаки и на границах с Турцией и Ираном. Значительные силы Кубанское казачье войско выставило в годы русско-турецкой войны 1877–1878 гг.: 25 конных полков, 12 пеших пластунских батальонов, 5 конно-артиллерийских батарей и 2 сотни императорского конвоя. Один конный полк и две сотни пластунов были отправлены на Балканы, 14 полков, один пластунский батальон и четыре батареи – на Кавказско-Малоазиатский театр военных действий, остальные находились в пределах Кубанской области и Черноморской губернии. Для участия в русско-японской войне 1904–1905 гг. в Кубанском казачьем войске мобилизовали 1-й Екатеринодарский, 1-й Уманский полки, шесть второочередных пластунских батальонов и 1-ю Кубанскую казачью батарею. Несмотря на то, что казаки прибыли на театр военных действий в заключительный период войны, они участвовали в ряде операций и их безвозвратные потери за три с небольшим месяца составили 116 человек. В начале Первой мировой войны Кубанское казачье войско выставило 33 конных полка, 18 пластунских батальонов,5 конных батарей, 32 особых конных сотни и две сотни Варшавского дивизиона (примерно 48,5 тысяч человек). Всего за годы Великой войны было мобилизовано чуть более 106 тысяч кубанских казаков. Во второй половине XIX и начале XX веков Кубанское казачье войско пребывало в зените своей славы, в своем расцвете. Жизнь войска вошла в стабильное русло. Войско владело огромными земельными наделами, имело управление отличное от управления других губерний России, имело и самобытное местное самоуправление. Кубанское казачье войско управлялось наказным атаманом, назначаемым императором, который являлся одновременно и начальником Кубанской области. С 1888 года Кубанская область была разделена на 7 отделов, во главе которых стояли атаманы, назначаемые наказным атаманом. Во главе станиц и хуторов стояли выборные атаманы, утверждавшиеся атаманами отделов. До 1870 года исполнительную власть в кубанских станицах осуществляло станичное правление, состоявшее из атамана и двух избранных судей. С 1870 года суд стал независимым и отделен от правления, в которое входили атаман, его помощник, писарь и казначей. Важнейшей функцией казачьей общины была земельно-распределительная. Земельная площадь Кубанского казачьего войска составляла свыше 6 миллионов десятин, из которых 5,2 миллионов принадлежало станицам. Остальные земли находились в войсковом запасе и в собственности казачьих офицеров и чиновников. Кубанские казаки были глубоко верующими людьми. Первая на Кубани Покровская церковь была построена на Тамани еще в конце XVIII в. В 1801 г. в Екатеринодаре был воздвигнут пятиглавый Войсковой Собор. В начале XX в. на территории войска было уже 363 церкви, 5 мужских и 3 женских монастыря, а также один скит. К началу XX века в России существовало 11 казачьих войск общей численностью 4,5 млн. человек. Наиболее крупными из них были Донское, Кубанское и Терское войска. Но политические события, последовавшие после революции 1917 года, почти перечеркнули все, что делало казачество для страны в предыдущие столетия. 24 января 1919 года была принята директива о беспощадной борьбе с казаками. И долгие годы из истории искоренялись даже напоминания о казаках-защитниках, их воинских подвигах и славе. Кубань дорогой ценой заплатила за установление советской власти. Из меморандума Краевой Рады известно, что только за весну-осень 1918 года здесь погибло 24 тысячи человек. Советские источники дают не менее устрашающую картину белого террора. Тем не менее, в 1918 г. — начале 1920 г. краю удалось избежать негативного воздействия политики военного коммунизма и расказачивания, так как с осени 1918 года и до весны 1920 года Кубань находилась в тылу деникинской армии. В совокупности с мощным сельскохозяйственным потенциалом, наличием портов, это создало, сравнительно с другими регионами России, более благоприятные условия для экономического развития. То же можно сказать и о положении дел в сфере культуры и просвещения. В годы гражданской войны Екатеринодар стал одной из малых литературных столиц России. Кубанские казаки приняли активное участие в Великой Отечественной войне, отважно сражаясь в рядах Красной армии, в составе которой также были регулярные казачьи соединения. Одним из ярчайших примеров тому служит подвиг казаков 17-го казачьего кавалерийского корпуса под станицей Кущевской Краснодарского края, которые верхом на лошадях отразили крупнейшую танковую атаку противника. Этот подвиг вошел в историю как знаменитая «Кущевская атака», за которую 17-й казачий кавалерийский корпус, сформированный из кубанских и донских казаков-добровольцев, был переименован в 4-й Гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус. По окончании войны кубанские казаки в числе отдельных казачьих воинских подразделений приняли участие в Параде Победы на Красной площади в июне 1945 года. Образ кубанского казака, известный советскому человеку в частности из кинофильма «Кубанские казаки», был сильно стилизован и подстроен под идеологию советского времени, в связи с чем, во многом не соответствовал исконному кубанскому казачеству, смыслом жизни которого испокон веков было служение Отечеству и Святой Православной вере.
2.3. Вклад моих родных в защиту родной Кубани.
М ой прадедушка Пётр Емельянович родился 20 августа 1908 года. Воевал на втором Белорусском фронте. Во время Великой Отечественной войны был ранен и контужен. После госпиталя он продолжил защищать свою Родину и дошёл до Берлина. В период с 1945 по 1975 года был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», награждён орденом Ленина и орденом Отечественной войны II степени. К юбилеям 25-летия, 30-летия и 50-летия вручены памятные медали, посвященные Великой победе над фашистской Германией. Умер 19 ноября 1982 года.
2.4 Образ казаков-защитников в литературе
«…Вся история России сделана казаками.» – так характеризовал роль казаков в становлении российской государственности Лев Николаевич Толстой. Литература о казаках и казачестве своими корнями уходит в древнерусские предания и былины, с их красочными и героическими описаниями первых казаков, стоявших на защите нашего Отечества. Былина «Битва Ильи Муромца с жидовином» рассказывает о противостоянии казаков под предводительством старого казака и атамана Ильи Муромца Хазарскому каганату. Эти источники относятся к X веку, что является фактом раннего упоминания о казаках не только в литературе, но и в истории. В литературном произведении XV века «Сказание о Мамаевом побоище», посвящённом событиям Куликовской битвы, упоминаются «неведомые люди воинского сословия, зовомие донски козаци». Здесь мы видим исторический факт, когда донские казаки пришли на помощь князю Дмитрию Донскому с иконой Пресвятой Богородицы «Гребенская».
Жизнь казаков, образ героя-казака и традиции казачьего народа отображались во многих произведениях литературы, включая баллады (думы), эпистолы (письма запорожских казаков турецкому султану), легенды и сказки. Ярким примером литературного творчества является «Повесть об Азовском осадном сидении казаков», записанная в сороковых годах XVII века. Образ казака, его мужественность и самопожертвование, силу духа, углубленность в свои мысли и переживания ярко выражают казацкие думы, являющиеся музыкально-поэтическими произведениями, исполняемыми под аккомпанемент бандуры (кобзы). Знамениты произведения «Маруся Богуславка», «Дума про Байду» и другие, которые воспевали подвиг казаков в борьбе с татарами и турками, рассказывали о нелегкой судьбе в турецком плену и последующей борьбе казака в неволе, желании обрести свободу, т.к. казак может жить только свободным и независимым. Впоследствии из баллад и дум появился песенный фольклор. Казачьи исторические песни составляют две трети текстов русского воинского фольклора.
Автор первой летописи кубанского казачества, герой, погибший в плену у горцев, наказной атаман Черноморского казачьего войска генерал-майор Яков Герасимович Кухаренко является автором народной сказки «Вороной конь», статей «Пластуны» и «Овцы и чабаны в Черномории», имеющих этнографический характер. В оперетте «Черноморский быт на Кубани между 1794 и 1796 годами» Яков Герасимович описал быт кубанских казаков конца XVIII века при заселении кубанской равнины. В 1880 году в Киеве было издано собрание сочинений под названием «Збирнык творив Кухаренко, наказного атамана земли вiйска Чорноморского». О жизни казаков, их традициях, семейных драмах и героизме рассказал Николай Васильевич Гоголь в своём произведении «Тарас Бульба». Тему казачества затронул в «Капитанской дочке» Александр Сергеевич Пушкин. В своем стихотворении «Казак» Александр Сергеевич раскрыл характер человека и взаимоотношения между людьми.
Ярко выражались казачьи мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова. Кавказская война, поездки по Кавказской линии, жизнь и пребывание Максима Юрьевича в терских и кубанских станицах дарили поэту бесценный материал для дальнейших произведений, где присутствовал казачий мотив. Казаки по достоинству оценили деятельность М.Ю. Лермонтова, особенно поэтическую прелесть «Казачьей колыбельной песни». В Тамани, где некоторое время жил Максим Юрьевич, сейчас существует его музей. Наряду с М.Ю. Лермонтовым, о казачьей жизни Кавказа писали А.С. Пушкин («Под буркою казак, Кавказа властелин…»), К. Рылеев («Наброски поэмы из кавказского военного быта»), С. Нечаев («Воспоминание»), А. Шидловский («Гребенский казак»), Е. Хамар-Дабанов («Проделки на Кавказе»), Н. Мартынов («Гуаша», «Герзель-Аул»).
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил казачество и относился к нему с благоговением. Произведение «Казаки» приближает нас к быту казаков, к их характеру и мировоззрению. События XX века, период Гражданской войны ярко отражены в произведениях Михаила Александровича Шолохова «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина». Неоценимый вклад в историю казачества внес известный писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль. Свой писательский путь он начинал под псевдонимом «Казак Луганский». В 1832 году Даль публикует «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Владимир Иванович проделал огромную работу по сбору, обработке и публикации казачьих сказок, рассказов из истории казачества и преданий. События ХХ века яростно и беспощадно вторглись в судьбу казачества, принося боль и слезы в сердца казачьего народа. Первая мировая война, Гражданская война, эмиграция за рубеж, репрессии против казаков, оставшихся на своих родных землях, высылка из любимых и родных сердцу хуторов, уничтожение и кровавый террор против казачества должны были убрать из народной памяти понятие «казак». Казалось, что после такого «расказачивания» и «раскулачивания» должны были превратить в пыль историю казачества, убрать из сознания народа образ создателей и защитников нашего Отечества. Можно было уничтожить миллионы казаков и членов их семей, но нельзя уничтожить казачий дух, который так же выражается в слове! Слово о казаках стало ещё громче звучать в произведениях писателей Василия Дюбина – «Забурунный край», Ивана Шухова – «Горькая линия» и – «Кочубей», Виктора Лихоносова – «Наш маленький Париж». В стихотворениях и поэмах о казаках своё отношение к казачеству выразили Павел Васильев, Дмитрий Кедрин, Владимир Цыбин, Борис Куликов, Сергей Королев, Борис Примеров, Витислав Ходарев, Иван Варавва, Юрий Беличенко и многие другие поэты, неравнодушные к жизни казачьего народа. Назвать все имена и произведения русских писателей и поэтов, посвятивших свои произведения казачеству, не представляется мне возможным, ибо их количество велико. Это говорит о том, что казачество всегда было, есть и будет одной из важных частей российской истории и общества.
3. Заключение.
Проанализировав исторический материал, изучив литературные произведения и обобщив ранее известный материал, я убедился в том, что эта тема не только интересная, но и полезная. Цель работы достигнута. Гипотеза подтвердилась. Данные проектной работы можно использовать на уроках истории, истории казачества, на уроках мужества, классных и воспитательных часах. Проанализировав собранный материал, я пришёл к выводам:
- нужно уважать традиции прошлого,
- почтительно относиться к подвигу казаков-защитников, брать с них пример,
-читать и анализировать литературные произведения, которые отражают героическое прошлое нашей Родины,
- продолжить работу по сбору материала о своих родственниках, которых по праву можно считать казаками-защитниками.
Каждый должен помнить, что, когда он получит образование, выбрав профессию по душе, должен отдать свои силы и знания на благо своей Родины, опираясь на славные традиции прошлого казаков и на примеры исторических личностей, которых по праву можно считать защитниками Отечества
4. Список используемой литературы.
- Алмазов Б. А. Казаки. СПб.: Золотой век-Диамант, 1999
- Анфимов Н. В., Юркин Н. Ф., Кусый В. А. История родного края.- Краснодар, 2006
- Лотышев И. П. Путешествие по родному краю.- Краснодар, 2010
- Ткаченко П. И. кубанские пословицы и поговорки народов Северного Кавказа.- Краснодар: «Традиция», 2012
- Чистяков В. И., Озеркова Р. А. Край родной- Краснодар, 2005
- Щербина Ф. А. История кубанского казачьего войска- Краснодар, 1993
- Юркин Н. Ф. Край мой любимый. –Краснодар, 1977.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме: «Свадебный обряд кубанских казаков».
Классный час рекомендован для классов казачьей направенности с целью повышения познавательного интереса к культуре и традициям казачества....
Кубанские казаки в Отечественной войне 1812 года
Кубанские казаки в Отечественной войне 1812 года...
Кубанские казаки в Отечественной войне 1812 года. (Интерактивный плакат)
Интерактивный плакат (презентация) "Кубанские казаки в Отечественной войне 1812 года" является учебно- методическим пособием. Его можно использовать как на уроках кубановедения при изучении соответств...
Водохозяйственная деятельность кубанских казаков
Своеобразной спецификой , обусловленной природными особенностями края , наряду с рыболовством , обладали и традиции освоения водного пространства Кубани....
Кинжалы кубанских казаков
данная презентация предназхначена для изучения оружия кубанских казаков....
кубанские казаки в войне 1812 года
урок- викторина, посвященный 200- летию Отечественной войны 1812 года...
Презентация к урокам кубановедения "Традиционная одежда кубанских казаков", 8 класс
этапы формирования традиционного мужкого костюма кубанских казаков, женский казачий костюм...