Образовательный проект "Экологическое воспитание - грани и возможности"
проект по краеведению на тему

Абдуллина Айгуль  Халитовна

             Человек и природа – это вечная и всегда актуальная тема. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологической культуры, духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.           

       Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого , ПОЯВИЛАСЬ новая наука – экология как родственный предмет биологии. На сегодняшний день она перестала быть только частью ботаники, зоологии, эта проблема объединяет нас всех: и литераторов, и химиков, и географов, и историков- всей школы.   Как следствие этого появилась экологическая культура.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ:

“Экологическое воспитание – грани и возможности”

 Просмотр фильма:  “Экологический кризис!”

Введение:

             Человек и природа – это вечная и всегда актуальная тема. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологической культуры, духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.           

       Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого , ПОЯВИЛАСЬ новая наука – экология как родственный предмет биологии. На сегодняшний день она перестала быть только частью ботаники, зоологии, эта проблема объединяет нас всех: и литераторов, и химиков, и географов, и историков- всей школы.   Как следствие этого появилась экологическая культура.    

 Цель:   

 Главная цель экологического воспитания школьников – формирование экологической культуры, мировоззрения и сознания на основе принципов:

1.гуманизации - развитие у детей оправданных нравственно - экологических норм поведения, воспитания доброты, сочувствия, справедливости, отзывчивости, сострадания, гражданской ответственности через активные природоохранные действия, самостоятельную исследовательскую работу;

2. заинтересованности детей - предполагает разработку содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, стимулирующего возникновение мотивации к познанию и самооценке в процессе деятельности;

3. комплексности - предполагает использование всего арсенала педагогических методов и приемов, позволяющих полностью раскрыть содержание предмета;

4. непрерывности и преемственности исходят из необходимости постепенного наращивания экологических знаний и передачи информации от старших к младшим;

5. наглядности - наиболее ярко реализуется на экологической тропе, так как природные объекты и комплексы дают возможность познакомить детей с важнейшими природными  процессами, экологическими связями, взаимодействием человека и природы.

6.  региональности - исходит из целесообразности экологического воспитания и образования на примере места проживания учащихся. Способствует изучению истории и культуры родного края, в наибольшей степени  воздействует на эмоциональное восприятие материала, способствует развитию внутреннего чувства ответственности за состояние окружающей среды.  

    Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  1. Обучащая-

Экологическое образование, то что дается на уроках, раскрыть самих  понятий:  “Экология”, “Экологичская культура”, и “Экологическое образование”

  1. Познавательная:  

обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;

3. Развивающая:

-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе, мотивация к сохранению окружающей среды.

    Этапы реализации:  

  1. Начальный этап:  Ознакомление с состоянием края. Экскурсии. Дать понять причину произошедшего. 

А почему же это происходит?  Ведь экологии уделяется очень много внимания и со стороны правительства. Объявляются тематические годы. “2017 год – год Экологии”  2013 год – год Охраны окружающей среды”,  в школах проводятся классные часы, акции “Чистые пруды и родники”, “Чистый четверг”, выступление агитбригад “Охрана природы дело каждого”  Но этого, значит, недостаточно.

     Причину мы видим в следующем:   В сегодняшнем мире, где преобладают экономические отношения, приглушены человеские ценности. Фунционирует кафе, цель- зарабатывание денег, а то что остается после них, остается вне внимания. Результат на лицо.  Территории массового прибывания засорены, водоемы сел загрязнены бытовыми отходами, отходами сельского хозяйства.

Одним из путей повышения эффективности экологического образования является включение в содержание программы или  проектов краеведческих материалов .

     Педагогу следует помнить, что на маленького человечка в процессе формирования личности влияют:

- природа и родной язык;

- общение в семье, в школе, окружающая среда;

- его деятельность;

- средства массовой информации, искусство и литература;

- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

 Во время летних каникул учащиеся видят своими глазами засоренность озер и рек. Территория в ужасном состоянии.  Также можно в течение года организовать виртуальные экскурсии с целью ознакомления с состоянием отдаленных мест. Вряд ли Комсомольские учащиеся  побывали на озере Озонкуль.  Для этого можно создать сайт “Мин вокруг нас”, где можно будет ознакомить детей с другими памятниками природы Учалинского района. Каждая, близлежащая школа, снимает фильм  и отправляет на сайт.

Создание фильма повысит интерес учащихся, ведь современные дети больше разбираются в этой области. Также  включаются учителя географии, истории, башкирских языков и литературы, информатики.

Экологически культурная личность должна, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, знать природу своего родного края:

- местные природные условия и особенности;

- реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животных, климат и т.д.;

- охраняемые природные объекты;

- животных, птиц местной фауны;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

 Надеемся, что убедили. Мотивация есть!

2.  Основной этап:  

Мы предлагаем следующую систему работ по достижению поставленных цели и задач.

Мы составили:  

Перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края».

Намечен  план работы с родителями. Ведь в  формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.

-Летом во всех школах функционирует Трудовой лагерь. Давайте, по -очередно организуем субботники по очистке многолюдных территорий: Калкан, Ургун, Ворожеич, Аушкуль и родник Аулия, водопад возле деревни Тунгатарово,  Озонкуль, Иремель. Пусть взрослые увидят работу детей и изменят отношение.

Риск: безопасность детей при очистке и при подвозе !

   Губим природу своими же руками.
Европейские экологи подсчитали: если дело так и дальше пойдёт, то к 2025 г. на каждые 3 кг рыбы в Мировом океане будет приходиться 1 кг мусора. А на российских берегах озёр и рек, лесных полянках, в городских парках уже сейчас на одного отдыхающего приходится с полкило пластикового мусора.

Калкановское  озеро - любимое место отдыха жителей Учалинского района. Сюда приходят рыбачить, загорать, жарить шашлыки. Но убирать за собой остатки пляжного стола отдыхающие на природе не любят. Поэтому светлый прибрежный песок щедро перемешан с обломками пластиковых вилок и пробок от бутылок. Если копнуть чуть глубже, можно найти целый пластиковый стаканчик или пакет. Обёртки от мороженого, пакеты из-под чипсов, пластиковые бутылки, будто поплавки, болтаются в воде, застревают в камышах, а кое-где и сбиваются в островки. Берега озера усыпаны полиэтиленовыми «полторашками» от пива и обломками одноразовой посуды. Как ни странно, эта картина местных жителей не расстраивает. 
- А кому они там мешают? - недоумевает молодая женщина на пляже. - Там, где люди купаются, мусора нет. А что он там, в камышах, плещется - так его ж с берега и не видно. 

- Даже если захочешь куда-то выкинуть мусор, урны вечно забиты, - жалуется молодая мама, прогуливающаяся с коляской вдоль берега. - Уточек жаль. Плавают среди всего этого пластика и едят его…

- Есть предложение главам администрации г. Учалы и Учалинского района  и главам сельских поселений: нужно установить контейнеры для мусора и во время вывозить мусор.

3. Заключительный этап:

Итак, экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности.  Можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.  

     Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать последствия человеческой деятельности.

После проведенных работ, организация Детского Сабантуя.

И мы переходим к партнерам: 

  1. Администрация школы и Отдела образования

Так как очистка территории в наших силах, но при  вывозе мусора необходима помощь и администрации,

 2.ЖКХ.

 3. АТП.

4. Родители (разрешение на труд)

Срок реализации:  1 год

     Вместе:  (на руках цветущее дерево Жизни!)

Ты знаешь, так хочется жить
В зимнем саду спящей вишне
Чтоб по весне расцвести
Деревом для новой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.

Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизац...

статья "Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями"

статья "Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями"        Материал Всероссийской научно- практической конференцииМГГУ им. М. А. Шолохова...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Образовательный проект "Экологическое воспитание - грани и возможности"

           Человек и природа – это вечная и всегда актуальная тема. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при включении в образовательное пространство»

Цель семинара: Повышение уровня методической компетенции педагогов  в сфере инклюзивного образования....