Формы и методы интеграции основного и дополнительного образования
статья по краеведению по теме

Формы и методы интеграции основного и дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание форм и методов интеграции содержания общего и дополнительного образования, реализуемых музеем образовательной организации.

Дурова Людмила Витальевна, учитель истории, руководитель школьного музея «Наши истоки»

Воспитание  патриотизма,         гражданственности подрастающего поколения всегда является одной из главных задач, а в современных условиях это особенно актуально. Воспитывая в учащихся сознательное отношение к Родине, Отчизне, важно формировать умение любить свою малую родину. Наверное, поэтому в настоящее время многие учителя в своей урочной и внеурочной деятельности всё чаще стали обращаться к  краеведческому материалу с целью формирования ценностных ориентаций. Именно музей образовательного учреждения, основное направление которого краеведение, является уникальной точкой преломления культуры и образования. Значит, важная задача каждого образовательного учреждения – создать музей, что мы и сделали в Богородской средней   школе. Главным результатом нашей   деятельности стал комплексный краеведческий музей «Наши истоки», открытый в 2004 году.

Наш школьный музей, как и любой другой, интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных предметов. Это одно из главных направлений деятельности музея. Поэтому, кроме экскурсий, у нас сложилась и другая важная форма работы музея — использование его материалов как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности по предметам. Музейное дело в Богородской школе используется практически во всех школьных дисциплинах как в виде параллельной программы или в виде элементов уроков: математики и истории (хронология края, хронология событий в посёлке, задачи с конкретным краеведческим материалом), русского языка  и других.

Инновационные технологии в работе школьного краеведческого музея

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов (технология проектного обучения). В “Федеральном  государственном стандарте” отмечается, что важным компонентом современного урока и внеурочной деятельности является проектная деятельность учащихся. Именно она мотивирует учащихся на получение прочных, социально значимых знаний.

В качестве неоспоримых достоинств проектного метода обучения можно назвать высокую степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности обучающихся; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.

Как развить мотивационную сферу учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся?

ФГОС  предусматривает внеклассную проектную деятельность по всем предметам. У  школьников формируются умения осуществлять самостоятельный поиск и сбор информации в разных источниках; анализировать, представлять собранную информацию в наглядном виде; работать в группе, самостоятельно и совместно принимать решения; оформлять итоги своей работы и уметь представлять их перед аудиторией.

Использование проектного метода от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов (Проект 4 класса «Изготовление куклы. Изготовление одежды для кукол») к долговременным, метапредметным (Проект 2,3 классов « Берёза – русская душа»); от личных проектов (Проект Капитонова Н. «Моя семья и я») к групповым и общеклассным (Проект «Масленица»), являются самыми продуктивными в развитии мотивационной сферы учения.

Развитие мотивационной сферы учения в ходе совместной воспитательной проектной деятельности даёт позитивные результаты. В Богородской школе использование проектной деятельности в урочное и неурочное время началось с 2012 года. Толчком послужила проведенная на базе нашей школы межрайонная научно - практическая конференция юных исследователей «Ресурс будущего». Наше скромное участие (проект Ж.Р. Баранцевой) победителей не принесло, но мы увидели внешние мотивы, стали изучать свои возможности, планировать будущую деятельность.

Со своими лучшими проектами наши ученики ежегодно выступают в районных конкурсах проектов. В 2012 году Морозова Наташа на конкурсе «Интеллектуал года», заняла первое место с проектом «Математика на страже здоровья».

В 2013 году районная научно-практическая конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере» участвовал  проект ученицы 9 класса Ведякиной Вероники «Курская битва в истории страны» и еще ряд проектов патриотической направленности, связанных с семейными исследованиями. В этой связи хочется сказать, что в настоящее время современные семьи (на примере родителей наших учеников) все чаще интересуются успехами своих детей.  И я считаю, что работа над проектами больше сближает и объединяет детей и их родителей. Это такой новый тип сотворчества, главным условием которого является общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Кроме того, подобная работа активизирует и обогащает родителей воспитательными умениями, поддерживает их уверенность в собственных педагогических способностях.

В 2014 году в районном смотре-конкурсе школьных проектных команд «Твоё открытие» также первое место заняла команда 2   и 3 классов с проектом «Береза – русская душа»

В 2015 в этом же конкурсе были отмечены наш социальный проект «Встречаем Масленицу»(участники команды 6 класс) и творческий проект «Цветы в подарок»(Солоницына Екатерина 10 класс).

В 2016 году на III смотре-конкурсе школьных проектных команд «Твоё открытие» проект 4 класса «Городецкая роспись» стал призером в своей возрастной категории.  

В сентябре-декабре 2017 года наши обучающиеся работали над общешкольным проектом «Дети-герои России». Каждому классу нужно было найти информацию об одном  современном школьнике – герое. Результатом работы стала  презентация, в которой ребята рассказывают друг - другу  о своих героях.

Технология учебно-исследовательского обучения нацелена на   обучение учащихся навыкам исследовательской работы. Учащиеся по желанию выбирают тему исследования и работают над ней, используя методы социологического опроса, анкетирования, интервьюирования.       Исследуя какую-то тему, краеведы обязательно связывают её с общеисторическими  процессами, устанавливают достоверность. Так, работая над темой «История села Богородское» обучаясь в 8 классе, Морозова Наталья, после поступления в ЦОД, продолжила её  с привлечением нового материала из областного архива.

В 2014 году две работы наших учеников Волковлй Елизаветы и Волкова Григория вышли в финал конкурса «Моя семья в истории страны». В номинации «Семейная реликвия» Лиза рассказала о своем слепом от рождения дедушке, чья школьная золотая медаль хранится дома. Гриша рассказал о дяде, погибшем в годы войны. Для написания своих работ ребятам пришлось связываться с архивами города Москвы, с военкоматами. Итогом исследований Елизаветы стала победа в конкурсе и опубликование её работы в газете «Нижегородский рабочий». И ходе своей работы Гриша узнал, как и где погиб его дядя, где находится его могила.

В рамках работы экспериментальной площадки на базе школьного музея Малышев Семён, Кайнова Дарья, Волков Григорий, Солоницына Екатерина стали активными участниками проекта «Время, к которому можно прикоснуться», проводимого в Воскресенском районе депутатом Манухиным. Исследовательские работы ребят вошли в книгу, где рассказывается о жителях района - участниках Великой Отечественной войны.

В нашем музее представлено много экспонатов художественной вышивки. Это так заинтересовало Попрухину Дарью и Арисову Зою, что они стали изучать, какие ещё виды вышивок были в Нижегородской области. Свою работу они представили на районной конференции «Ремёсла Нижегородской области», проводимой экспериментальной площадкой на базе Воскресенского Детского Центра.

Работа с инвентарной книгой - это тоже своеобразное исследование. Например, оформляя  экспозицию, мы не просто находим место каждому экспонату, а изучаем его. Если сначала запись в архивной книге состояла из  названия и указания, кто и когда принёс, то сейчас наша архивная книга содержит интересный познавательный  материал.

    Вот, например,   раздел «История детского движения»

Пионерский барабан – ударный мембранный музыкальный инструмент, обтянутый кожей. Сохранность: целый, нигде не повреждённый, но со стёршейся краской. Взят из бывшей пионерской комнаты, помещения, где решались пионерские дела.        Пионерские атрибуты предназначались для проведения мероприятий пионерской организации, существовавшей в Богородской школе. С выноса пионерского знамени под звуки горна и барабана начинался торжественный сбор дружины.

                         Игровые  технологии

В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие познавательную активность учащихся. В ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение. Если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%, поэтому авторы различных игровых методических разработок настаивают на их применении. Это одна из причин, по которой музейный квест или иная форма интерактивного занятия в музее является более эффективной для развития универсальных учебных действий, чем традиционная экскурсия – лекция. Квест – это разновидность компьютерных игр, но я практикую и музейный квест, так как главное – насыщенность информационного поля – есть в музее. Для этого надо отгадать загадки и найти в пространстве музея необходимые объекты.

Технология личностно- ориентированного образования.  Постоянно ведется учеба актива музея, в ходе которой рассматривается: как работать с источниками, как провести встречу,  как вести документацию музея, работать с фондами музея, как составить экскурсию и т.д. Это способствует профориентации учащихся, которые  осваивают навыки музееведения, научно-исследовательской работы.

Интеграция даёт следующие положительные результаты:

наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся, увеличивается количество победителей творческих конкурсов, дети приобщаются  к истинной культуре.

Заключение

      Если проследить динамику развития учебной мотивации, мы увидим, что с каждым годом обучения с использованием проектной деятельности возрастают внутренние мотивы обучения. Ученики уже достаточно ясно понимают, что знания нужны не для того, чтобы доставить кому-то удовольствие или чтобы не быть хуже других, а для того, чтобы быть умным, развитым, получить хорошее образование и в дальнейшем престижную работу. В доказательство могу привести статистику поступления наших учащихся-участников проектных команд: ЦОД, Московский институт культуры, Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.

Ценность дополнительного образования детей через организацию внеурочной деятельности состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.

Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, если в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей  является эффективным средством реализации требований ФГОС.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция основного и дополнительного образования

Формирование целостногообразовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования...

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

ФГОС второго поколения: интеграция основного и дополнительного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного о...

Роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника.

В данной статье отображена роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника....

Образование: скрытое сокровище» (из опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования)

Материал выступления на Международной Российско-Белорусской конференции...