Патриотическое воспитание в сельской школе
материал по краеведению на тему

                    Патриотическое воспитание  в сельской школе

ФГОС «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника школы – любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ» на «осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину». Базовой национальной ценностью российского общества является патриотизм.

Патриотическое воспитание школьников является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в школе. Важнейшими задачами общеобразовательных школ является формирование гражданственности, патриотизма, воспитание нравственной культуры. Как никогда, в современном мире идея патриотизма, проблема патриотического воспитания актуальна в сельской местности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n._prakt._konf._patriotcheskoe_vospitanie.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

                    Патриотическое воспитание  в сельской школе

ФГОС «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника школы – любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ» на «осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину». Базовой национальной ценностью российского общества является патриотизм.

Патриотическое воспитание школьников является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в школе. Важнейшими задачами общеобразовательных школ является формирование гражданственности, патриотизма, воспитание нравственной культуры. Как никогда, в современном мире идея патриотизма, проблема патриотического воспитания актуальна в сельской местности.

Главная задача патриотического воспитания в школе: учить детей любить Родину! Любовь к Родине, к своему Отечеству – чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Как можно не любить свою Родину, свою землю, людей, живущих и работающих на ней?

        Академик  Лихачев писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему родному городу, к своему селу, родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой любовью к своей стране и ее народу».

Патриотическое чувство в большей степени произрастает из чувства любви к малой Родине, уважительного отношения к национальным традициям и культуре, гордости за свой народ, за свою фамилию, семью.

    Чувство патриотизма – это чувство причастности ко всему: культуре и цивилизации своей страны; радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны. Формирование именно такого, основанного на великодушии чувства любви к Родине – главная задача патриотического воспитания сегодня.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные дела и поступки. «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом», - подчеркивал Белинский.

Патриотическое воспитание предполагает  разнообразные формы и методы. Это и дополнительные образовательные программы; социальные и краеведческие проекты; коллективные творческие дела; посадка деревьев, создание Аллеи Победы; публикации в периодической печати; подготовка и проведение праздников, посвященных юбилейным и знаменательным датам района, республики; участие в республиканских и всероссийских конкурсах с поисково-исследовательскими работами и сочинениями. Все эти формы и методы отражены в книге из опыта работы «Патриотическое воспитание в сельской школе».

Являясь автором нескольких книг, мною также внесен небольшой вклад по патриотическому воспитанию молодого поколения. Две первые книги по истории больших Нолей и Елымбаево принимали участие в республиканском конкурсе «Книга года». Книга «Елымбаево: история и судьбы» является номинантом конкурса. Книга «Память ушедших лет» посвящена памяти всех моих родных и близких, всех известных и незнакомых мне родственников. Сборник методических материалов «Патриотическое воспитание в сельской школе» является итогом моей многолетней творческой педагогической деятельности.

Мне  часто задают вопрос, в том числе и воспитанники школы-интерната: «А как вы начали писать книги?». Началось все очень просто. Создавалась и готовилась к изданию книга по истории сел и деревень нашего района. Нас, учителей истории, попросили написать историю близлежащих деревень. Во главе этого большого дела стояла Вера Александровна Сорокина, тогда руководитель районного музея. Это было впервые, написать коротко многовековую историю было просто и одновременно тяжело.

 Эта маленькая просьба переросла в большое серьезное увлечение на многие годы. Первоначально весь собранный материал был оформлен в альбомах. Позднее появилась мысль собрать материал о жизни деревни в том объеме, сколько можно было в то время и издать книгу. Задача состояла в том, чтобы написать в своих книгах такую историю, которую можно было увидеть, услышать и понять простому жителю деревни. Таким образом, изданы две книги совершенно чужих мне деревень, даже родственников моих здесь нет.

Я выражаю слова великой благодарности жителю деревни Елымбаево Зое Тихоновне Черновой. Сколько незабываемых встреч  с жителями деревень было именно благодаря ей. Было много воспоминаний, событий и много человеческих судеб в их рассказах.

Но этого было недостаточно. Нужны были документальные подтверждения их рассказов и воспоминаний. Две первые книги полностью написаны на местном материале. Большую неоценимую помощь оказал районный архив. Был предоставлен полный доступ к архивному материалу. Ценный материал найден по истории колхозов, о трудовом фронте времен Великой Отечественной войны. Сохранились почти все Книги протоколов колхозных собраний со времен организации колхозов.  Бесценный материал найден по истории Елымбаевской гидроэлектростанции. Сохранились протокола собраний совета данной стройки. Также благодаря работникам районного военного комиссариата имела возможность полистать книги учета времен войны. Так я познакомилась с судьбой моего дедушки-фронтовика и других родственников, участников войны. Значительное место в книгах уделено воспоминаниям живых свидетелей истории. Они должны быть экспонатами не только музейного фонда, но и составной частью архива.

Неиссякаемым источником патриотического воспитания подрастающего поколения является Великая Отечественная война. Чем меньше остается тех, кто приблизил День Победы, тем отчетливо яснее становится живой интерес в боевых и трудовых подвигах наших предков. Уходит прошлое, но не должны остаться бесследными события и люди ушедших лет. Пройдут годы, века, наши потомки,  оглядываясь с некоторым упреком на нас, будут искать фамилии своих предков по известным всем книгам: «Книга памяти», Они защищали Родину», «Они ковали Победу». Где же они? Как важно именно сейчас, пока еще живы ветераны войны, найти своего родственника в названных книгах и отметить, написать, ради будущего наших детей. Именно это я и пыталась проследить в своих книгах, составляя родословные семей и фамилий.

Задача состояла также в том, чтобы написать историю, не выезжая в города в поисках архивного материала. Согласитесь, все это требует,  в том числе трудовых и материальных затрат. Мысли здесь таковы: там могут храниться документы многие годы и столетия, а на местах очень важно успеть сопоставить документы, хранящиеся в архивах с живыми свидетелями истории. Если документы и воспоминания совпадают, данный материал представляет большую ценность. Получается в итоге не просто очерки о жизни в деревне, а исторические документальные очерки.

Когда готовилась к изданию книга «Память ушедших лет» пользовалась материалами республиканского архивного фонда. Не сразу, а по истечении времени, был получен положительный ответ. Также были обращения в архив города Уржум. Особое место уделено Похозяйственным книгам деревень не только нашего района, но и Сернурского, Параньгинского, Моркинского районов. Они хранятся в сельских поселениях. Здесь можно найти материал по истории семьи, фамилий, дворов даже предвоенного времени. Следует отметить, Похозяйственные книги того времени отличаются своей точностью и достоверностью.

Велико значение домашнего архива. Они должны занять особое место в доме.

Медаль дедушки или бабушки – это бесценные реликвии любой семьи. Еще весомыми являются документы к ним. Надо воспитывать в детях бережное отношение к старым фотографиям. Их немного бывает в доме.

        Патриотическое воспитание школьников способствует формированию таких качеств, как ценностное отношение и любовь к близким и родным нам людям, к образовательному учреждению, своему селу, народу, России.

        В завершение своего выступления хочу выразить слова великой  благодарности работникам архива за вашу работу, за бережное отношение к архивному материалу. Также за доброжелательное, внимательное отношение к нам, кто с разными просьбами приходят к вам. Без вашей помощи и участия не было бы моих книг по истории деревень и многих-многих известных судеб. Вы тоже – патриоты своего дела, земли марийской и нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Линейка открытия месячника патриотического воспитания в школе

В нашей школе стали традиционными месячники гражданско-патриотического воспитания. Начинается месячник с торжественной линейки открытия, на которой классы знакомятся с планом проведения месячника....

Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Текст выступления на школьном мероприятии "День открытых дверей в МОУ Овчинниковская СОШ"...

Конференция и экскурсия как эффективные методы патриотического воспитания в школе

Школе как социальному субъекту принадлежит ведущая роль в осуществлении и успешной социализации подростка. В ФГОС ООО предусматривается решение таких основных задач как...

Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников.

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников. Привитие любви к своему народу начинается с изучения...