ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Это – наш парк!»
рабочая программа по краеведению на тему

Направленность дополнительной образовательной программы экологическое образование средствами туризма и краеведения. 

Новизна программы - наряду с теоретическим изучением основ социального проектирования будет проходить практическая апробация полученных знаний, что в перспективе подразумевает не просто приведение в порядок, уборку, а модернизацию, обустройство парка. 

 

 Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы заключаются в том, что она направлена на формирование реального понимания личной сопричастности каждого ученика в развитии благополучия окружающей среды,  росту благосостояния своей малой Родины через решение актуальной для небольшого микрорайона социальной проблемы. Практические занятия по программе связаны с приобретением социальных, организационных, представительских умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx411.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Сыктывкара

(МАОУ «СОШ №22» г. Сыктывкара)
«22 №-а шöр школа»

Сыктывкарсамуниципальнöйасъюраланавелöдан учреждение

(«22 №-а ШШ МАВУ»)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

 «Это – наш парк!»

Составитель

Учитель истории и обществознания

Борейко С.А.

Сыктывкар 2018

«Если каждый человек,

 на куске земли своей сделал всё,

что он может, как прекрасна

 была бы земля наша»

А.П. Чехов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Одним из важнейших средств воспитания патриотизма является экологическое  краеведение.

Экологическое краеведение знакомит учащихся с экологической ситуацией своего края, проблемами, которые встречаются на территории области, способствует  привитию культуры экологического поведения.

Экологическое краеведение способствует воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе; воспитание личностного отношения к конкретным фактам нерационального использования природных богатств, воспитывать чувство патриотизма, эстетического восприятия природы и бережного отношение к ней, развить умения и навыки, способствующие самостоятельно в дальнейшем совершать поиск информации и рационально выбирать приемы и методы работы с выбранными источниками информации.

Одним из способов выражения идеи улучшения экологической среды является социальное проектирование. Социальное проектирование организуется языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Рядом со школой  №22 г. Сыктывкара находится парк, там растут  неухоженные тополя. На сегодняшний день это место находится в удручающем состоянии. Жители близлежащих домов там выгуливают собак, засоряют эту территорию. А ведь эта зона могла бы стать прекрасным местом отдыха для взрослых и детей.

Направленность дополнительной образовательной программы-

экологическое образование средствами туризма и краеведения

Актуальность. Сегодня много говорится о гражданском обществе, гражданском воспитании, приобщении детей, студентов, взрослых граждан к активной общественной деятельности, выработке у них позитивной, созидательной социальной позиции, что в свою очередь является одной из главных воспитательных  задач учителя.

Нормативно-правовая основа

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Устав школы
  • Положение о дополнительной общеобразовательной программе

Педагогическая целесообразность

Данная программа, направлена на:

  • формирование активной жизненной и гражданской позиции;
  • приобретение опыта работы в команде;
  • организации различного уровня мероприятий;
  • умение работать с большой аудиторией людей;
  • формирование правильных ценностных ориентиров.

Новизна

Наряду с теоретическим изучением основ социального проектирования будет проходить практическая апробация полученных знаний, что в перспективе подразумевает не просто приведение в порядок, уборку, а модернизацию, обустройство парка.

Практическая значимость выражается в том, что  данная территория является центральным местом нашего микрорайона,  а значит это возможность появления новой зоны места отдыха  для жителей микрорайона. Кроме того благоустройство парка - поддержание  благоприятной экологической ситуации микрорайона.

Цель  - повышение социальной активности учеников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении  экологической и социальной ситуации в местном сообществе.

Задачи:

1. Привлечь внимание школьников к актуальным социальным и экологическим  проблемам местного сообщества

2. Включить учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению актуальных проблем своими силами;

3.Повысить общий уровень культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации.

 Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программзаключаются в том, что она направлена на формирование реального понимания личной сопричастности каждого ученика в развитии благополучия окружающей среды,  росту благосостояния своей малой Родины через решение актуальной для небольшого микрорайона социальной проблемы. Практические занятия по программе связаны с приобретением социальных, организационных, представительских умений.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 14-18 лет.Дети данной возрастной группы способны на разном уровне выполнять предлагаемые задания, так как в этот возрастной период происходит примерное определение своих индивидуальных способностей и возможностей, в мыслях и действиях доминирует юношеский максимализм, стремления попробовать себя во всех видах деятельности для того, что бы расширить знания о своих способностях.

Появляется стремление общаться со взрослыми на равных, обострённое чувство справедливости. Таким образом, все эти возрастные особенности в рамках данной программы можно использовать с максимальной выгодой для учащихся.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – учебный год. Программа рассчитана на 26 часов. Подразумевается, что в процессе реализации программы,  необходимо организовать  деятельность в соответствии со следующими этапами:I этап – разработкапроекта, II этап - реализация проекта, III этап – подведение итогов работы над проектом.

Формы занятий

Формы  теоретических занятий можно определить как групповые, в зависимости от изучаемого материала, возможны применения тренингов, лекций,  экскурсий, обсуждений,  моделирования, исследования.  Также могут применяться индивидуальные формы работы, например, консультации по частным вопросам.Практические формы  занятий: мозговой штурм, дискуссия, проведение анкетирования, интервьюирования, социологического опроса, работа в группах по направлениям проекта, моделирование, изготовление макета, презентация проекта.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Формирование основных социально-личностных компетенций учащихся, необходимых для успешного участия в реализации гражданских инициатив: умения и навыки работы в команде, планирования и организации деятельности, расчета необходимых ресурсов, анализа результатов и т.д.;развитие исследовательского и критического мышления школьников; приобретение и совершенствование учащимися практических навыков и умений выступления перед аудиторией, повышению личной уверенности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Презентация проекта на конференциях, конкурсах, на встрече с представителями администрации Эжвинского района г. Сыктывкара.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Ожидаемые результаты.

Теоретические

Практические

Раздел 1. Введение в социальное проектирование (2 часа).

1

Понятие, цели задачи социального проектирования

1.

2

Формирование группы.

1.

Создание группы - участников социального проекта.

 Раздел 2. Разработка проекта. (13 часов).

3

Изучение общественного мнения

1.

2.

В ходе изучения социальной ситуации формируется объективное представление о наличии определенных проблем  местного сообщества

4

Формулировка актуальной социальной проблемы

1.

Обозначение актуальной социальной проблемы.

5

Изучение возможностей участия в проекте.

1.

Представление возможностей группы по реализации проекта.

6

Определение цели и задач социального проекта.

1.

Четкая формулировка цели проекта и

 перечень конкретных задач

7

Составление плана работы

1.

Составление плана работы групп, распределение обязанностей между членами группы, выбор ответственных в каждой группе

8

Составление рабочего графика.

1.

Рабочий график.

9

Определение обязанностей и их распределение в команде.

1.

Список членов команды с указанием обязанностей каждого.

10

Определение ресурсов

1.

Список необходимых ресурсов.

11

Оформление проекта.

3.

Словесное описание предполагаемых действий, графическое изображение (чертежи, схемы и т.д.), числовые показатели, анализ анкет, необходимые для осуществления планируемых действий.

Раздел 3. Реализация проекта (2 часа + 5 часов резервного времени).

12

Проведение плановых мероприятий.

Количество часов планируется исходя из объёма работы (из резерва).

5

Точное и полное выполнение плана всех пунктов плана.

13

Оценка выполнения плана.

1.

Отчёт членов группы по реализации проекта.

14

Корректировка хода реализации проекта.

1.

Новая (откорректированная) версия плана

Раздел 4. Итоги работы над проектом. (4 часа).

15

Анализ результатов работы над проектом.

1.

Аналитические материалы. Отчет о работе над проектом.

16

Информирование общественности о результатах работы.

1.

1

Публикации в СМИ, публичный отчёт и др.

17

Подведение итогов работы надпроектом

1.

Определение перспектив развития проекта в дальнейшем.

 Итого:

14

12

.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение в социальное проектирование

Тема 1. Понятие, цели задачи социального проектирования

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде: а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений; б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.); в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Тема 2. Формирование группы

Формирование команды (необходимо создать группу единомышленников, оценить  возможности и  степень участия каждого члена группы).   Формирование корпоративной культуры (внутренние правила, обычаи, ритуалы, символика).

Раздел 2 Разработка проекта

Тема 3.  Изучение общественного мнения

Изучить социальную ситуацию в микрорайоне. Провести социальный опрос жителей         микрорайона, учащихся и учителей школы.Встреча с директором школы, представителями власти Эжвинского района, депутатами. Составить подробный отчет о проведенном исследовании.

Тема 4. Формулировка актуальной социальной проблемы

Сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которой может принять участие группа. При выборе необходимо учитывать: важность проблемы для микрорайона, масштабность (какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы)

Тема 5. Изучение возможностей участия в проекте

Изучить возможности команды, которая непосредственно будет заниматься реализацией проекта.

Тема 6. Определение цели и задач социального проекта

Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен   социальный проект. Сформулировать основную цель социального проекта: разработать проект по благоустройству территории.  Учитывая, что найти спонсоров или переустроить этот парк своим силами учащимся не под силу, другая цель проекта:  привлечь внимание общественности и местных властей к этой проблеме.В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы. Одна из них - создание рабочих групп по направлениям деятельности и формулировка конкретных целей и задач каждой группы.

Тема 7. Составление плана работы

Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта. Определить ответственных за каждый пункт плана.

Тема 8. Составление рабочего графика

Составить график выполнения всех пунктов плана. Оформить график в виде таблицы.

Тема 9. Определение обязанностей и их распределение в команде

Составить перечень обязанностей, необходимых для реализации плана. Описать основное содержание каждой обязанности. Распределить обязанности между членами команды.При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е. учитывать желание участника, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности.

Тема 10. Определение ресурсов и  источников их получения

Определить круг необходимых ресурсов (материальных, финансовых, волонтерских, информационных, спонсорских).  

Тема 11. Оформление проекта

Оформление проекта в виде словесного описания предполагаемых действий, подбор наглядного материала, оформление диаграмм, графиков, таблиц, схем. Создание блога в сети интернет. Отбор и размещение фотографий, Составление слайд-презентации, создание видеоролика и др. 

Раздел 3. Реализация проекта

Тема 12. Проведение плановых мероприятий

Реализация намеченной программы действий.

Тема 13. Оценка выполнения плана

Отчёт участников группы о ходе реализации проекта.

Тема 14. Корректировка хода реализации проекта

Изменить план по итогам оценки и контроля плановых мероприятий.

Раздел 4. Итоги работы над проектом

Тема 15. Анализ результатов работы над проектом

Подвести итоги выполнения поставленных задач.  Анкетирование участников проекта.Отметить вклад каждого участника проекта в его реализацию. Составить отчет команды о работе над социальной проблемой

Тема 16. Информирование общественности о результатах работы

Проинформировать с помощью прессы общественность о результатах реализации проекта.  Собрать материалы для средств массовой информации, посвященные проекту  (репортаж, письма-отзывы, мнение специалистов и др.)

Тема 17. Подведение итогов работы над проектом

Определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях.

Методическое обеспечение программы

I этап - разработка проекта

  1. Тема 3. Изучение общественного мнения. Провести анкетирование среди учащихся. Примерные вопросы анкеты:

 1. Почему молодежь уезжает из Сыктывкара?

Варианты ответов:

А. Отсутствие перспектив найти достойную работу

Б. Получить хорошее образование

В. Низкий уровень досуга

Г. «Серость, невзрачность»  города, его внешний вид»

2. Что вы можете  сделать сейчас, чтобы изменить ситуацию?

  1. Тема 4. Формулировка актуальной социальной проблемы

На основе анализа анкеты по изучению общественного мнения формулируется социальная проблема: в Эжве недостаточно благоустроенных мест для  отдыха, где жители района могли бы проводить свободное время. Рядом со школой находится бесхозный парк, там растут тополя, но сегодня он находится в плачевном  состоянии.

  1. Тема 5. Изучение возможностей участия в проекте

В ходе осуществления приема «Мозговой штурм», участники проекта могут обозначить направления, по которым будут работать. Также они называют формы работы, возможные ресурсы. То есть они отвечают на вопрос «Как можно организовать работу над проектом, чтобы решить социальную проблему»

Организация приема «Мозговой штурм» выстраивается в соответствии со следующими этапами:

I этап — создание банка идей.

Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.

II этап — анализ идей.

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

III этап — обработка результатов.

Группа отбирает самые интересные решения и назначает спикера, который рассказывает о них учащимся и учителю.

  1. Тема 6. Определение цели и задач социального проекта

 Сформулировать основную цель социального проекта: разработать проект по благоустройству территории.  Учитывая, что найти спонсоров или переустроить этот парк своим силами учащимся не под силу, другая цель проекта:  привлечь внимание общественности и местных властей к этой проблеме. В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы. Одна из них - создание рабочих групп по направлениям деятельности и формулировка конкретных целей и задач каждой группы.Как разделать учеников на группы? Можно заранее в кабинете расставить парты таким образом, чтобы получились деление на  4 группы. У каждой группы – свой символ - иллюстрация. Дети заходят в кабинет и выбирают тот символ-иллюстрацию, который их заинтересовал. После рассадки  учитель объясняет смысл происходящего, а именно деление школьников на группы.  

Возможные символы – иллюстрации:

C:\Users\user\Desktop\Заказы\реклама\История.jpg

C:\Users\user\Desktop\Заказы\реклама\slide-1.jpg

C:\Users\user\Desktop\Заказы\реклама\0_10.jpg

C:\Users\user\Desktop\Заказы\реклама\505070836 (1).jpg

Затем - формулировка конкретных целей и задач каждой группы.

I группа – «историки». Цель: описание истории парка. Задача: сбор информации о пришкольном парке.

II группа – «аналитики». Цель: анализ информации по проблеме. Задачи: разработать анкету; провести опрос, проанализировать полученнуюинформацию.

IIIгруппа  -  «пиарщики». Цель: привлечение внимания общественности к данной проблеме. Задачи: снять видеоролик; создать  блог в сети интернет для обсуждения.

IVгруппа - «дизайнеры».Цель: разработать примерный план парка. Задачи: изучить особенности территории; на основе социологического опроса составить план – схему, макет парка.

  1. Тема 7. Составление плана работы

Возможный вариант составления плана работы для  каждой группы

Название группы

Мероприятия

Ответственные

Ресурсы

Сроки

«пиарщики»

1.снять видеоролик

2. создать группу на сайте «Вконтакте»

3. написать статью в местную газету

4. встреча с представителями администрации Эжвинского района

5…..

Петров Василий

Интернет, компьютер, фото и видео аппаратура

Ноябрь- январь

  1. Тема 8. Составление рабочего графика

Составить график выполнения всех пунктов плана. Оформить график в виде таблицы.

Понедельный график выполнения работы

Название группы_ «историки»_ Месяц  - октябрь

Неделя

 Содержание работы

Выполнение работы

1

Посещение школьного музея

Необходимо собрать материал: фото, документы, статьи СМИ

2

Интервьюирование

Необходимо взять интервью у жителей близлежащего дома, у выпускников школы – очевидцев посадки тополей и создания парка на месте бывшего катка, у директора школы.

3

…..

4

….

II этап - реализация проекта

  1. Тема 12. Проведение плановых мероприятий

Реализация намеченной программы действий. Участники группы выполняют запланированную работу. Представляют промежуточный и конечный результат  работы групп.

Тема 13. Оценка выполнения плана

Отчёт участников группы о ходе реализации проекта можно организовать в виде дискуссии, точнее,  в виде  «заседание экспертной группы» с заранее назначенным председателем («панельная дискуссия») на котором вначале обсуждается намеченная проблема участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всей группе. Каждый участник выступает с сообщением, которое, впрочем, не должно перерастать в долгую речь;

  1. Тема 14.  Корректировка хода реализации проекта

Изменение плана по итогам оценки плановых мероприятий выполняется при необходимости.

III этап – подведение итогов работы над проектом

  1. Тема 15. Анализ результатов работы над проектом

Подвести итоги выполнения поставленных задач рекомендуется посредством анкетирования участников проекта.Цель анкеты: соотнести результаты с поставленной целью. Рекомендуется также составить отчет команды о работе над социальной проблемой.

Примерные вопросы анкеты:

Вопросы анкеты:

  1. Достигнута ли цель проекта?
  2. Какой была атмосфера проведения социального проекта?  
  3. Каковы сильные и слабые стороны проекта? (Что получилось?  Что не получилось?  Почему?).
  4. Какой вклад в общий результат работы внесли лично  вы?
  5. Чему научились в ходе реализации проекта? Какие качества развили в себе?
  6. Ваши предложения по дальнейшей реализации проекта?

Отметить вклад каждого участника проекта в его реализацию можно при помощи  методики, разработанной Фелицией Тиббитс.

 Критерии оценки работы в группе:

• Не забывает цели, задачи работы.

• Сотрудничает с другими членами группы.

• Работает, не мешая другим.

• Вежлив со всеми членам группы.

• Честно выполняет свою часть работы.

• Ищет пути улучшения работы группы.

Критерии для самооценки участника групповой работы.

Как вы сами себя оцениваете по следующим позициям (оценки:А — очень хорошо, В — хорошо, С — посредственно, D — плохо)?

• Уважительное отношение к другим.

• Интерес к другим людям, чужому мнению.

• Умение слушать других.

• Увлеченность работой.

• Способность воспринимать чужие проблемы.

• Способность справедливо судить о других.

• Умение сотрудничать с другими.

• Способность сначала думать, потом действовать.

• Честность.

• Искренность.

2. Тема 16.  Информирование общественности о результатах работы

Проинформировать с помощью прессы общественность о результатах реализации проекта.  Собрать материалы для средств массовой информации, посвященные проекту  (репортаж, письма-отзывы, мнение специалистов и др.). Так же организовать обсуждение проекта в сети Интернет.

3.Тема 17. Подведение итогов работы над проектом

Определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях.

Список использованной литературы.

  1. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007.
  2. Гугнина О.В.  Активные и интерактивные методы в преподавании обществознания.  Оренбург, 2014.
  3. Иванов А. Программы социальной, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях новых требований стандартов обучения / А. Иванов //Вестник образования. – 2011. - №6
  4. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. М., 2003
  5. Немчинова Ж.Е. Программа факультативного курса" Основы разработки и реализации социального проекта» /http://открытыйурок.рф/статьи/537063/
  6. Новикова Е.Б. проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы / Е.Б. Новикова // Управление начальной школой. – 2010. - №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...