Программа внеурочной деятельности «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР»
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу.
Есенин С. А.
Пояснительная записка
Программа «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» составлена для работы во внеурочное время с обучающимися 5-9 классов Михайловской СОШ и направлена на воспитание любви к родному краю, малой родине, знакомство с историческим прошлым края, русской усадебной архитектурой, храмовой и современной архитектурой, приобщение к художественной культуре родного края, формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся, на адаптацию их в социокультурной среде.
Программа способствует развитию личности учащихся посредством знакомства с историей, культурой и художественными традициями родного края, в процессе знакомства с «чудесами Некрасовского поселения ЯМР» Ярославской области.
Программа внеурочной деятельности «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» является актуальной, так как способствует решению важных проблем - формированию гражданской идентичности, воспитанию юных патриотов своей Родины, развитию творческой личности.
В основе программы лежит идея: каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей родины, поэтому необходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи, художественные традиции.
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» - Байрон Д.
Технологии и методы обучения. В программе заложены здоровьесберегающие технологии; информационные и коммуникативные технологии; технология сотворчества; игровые технологии; интерактивные методы обучения.
Цель программы: приобщение школьников к исследовательской деятельности в ходе знакомства с историческим прошлым края, русской усадебной архитектурой, храмовой и современной архитектурой края, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических чувств, художественно-эстетическое воспитание учащихся, сформировать представление об особенностях изображения архитектуры в различных видах изобразительного искусства.
Задачи программы: образовательные:
- расширить знания об истории родного края, малой родины,
- познакомить с «Чудесами Некрасовского поселения ЯМР» историческим прошлым края, русской усадебной архитектурой, храмовой и современной архитектурой,
- приобщить к художественной культуре родного края в ходе исследовательской деятельности;
- сформировать навыки грамотного интервьюирования местного населения, старожилов родного края;
- научить пользоваться разными источниками для получения информации об обычаях и обрядах родного края;
воспитательные:
- сформировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, культуре, к художественным традициям и историческому прошлому родного края, природе;
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам и чистым помыслам;
- сформировать любовь и уважение; получить эстетическое удовольствие от процесса и результата творческой деятельности;
- сформировать умение самостоятельно распределять обязанности в группе, организовывать исследовательскую и художественно-эстетическую деятельность;
развивающие:
- развивать умения воспринимать, перерабатывать, систематизировать краеведческий материал и воплощать его художественных образах;
- развить творческий потенциал и способности обучающихся в области изобразительного искусства на примере природы и архитектуры родного края:
- развивать художественно-эстетический вкус, исследовательские способности.
Общая характеристика программы.
Программа строится на интеграции исторических, искусствоведческих, художественных и социальных знаний.
Направлена на углубление знаний об основных правилах изображения пейзажа и архитектурных объектов на плоскости и в объеме, о перспективе и цветоведении; расширение представлений о средствах выразительности в живописи, графике, архитектуре. В процессе обучения школьники приобретают опыт восприятия, анализа произведений искусства и памятников архитектуры края; передачи настроения и эмоционального состояния изображаемого объекта в живописных, графических, скульптурных материалах.
Данная программа способствует повышению познавательного интереса к изобразительному искусству, МХК, историческому краеведению, технологии.
Источником информации могут быть материалы, имеющиеся в городских архивах, фондах библиотек, школьном историко-краеведческом музее «Страницы истории»; личные встречи с деятелями культуры поселка и старожилами; экскурсии по родному краю, материалы ежегодных муниципальных и школьных исследовательских конференций «Вокруг тебя мир!», где представляются результаты исследовательских работ обучающихся.
Принципы обучения: культуросообразности, наглядности, доступности,
поэтапности, научности, связи обучения с практикой.
Данный курс направлен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и культурологического подходов в обучении.
Виды художественно-творческой деятельности:
- рисование с натуры, по памяти и представлению пейзажа, архитектурных построек, природных объектов;
- создание тематических композиций с изображением местной архитектуры различными художественными материалами;
- фотографирование архитектуры, составление фотоколлажей;
- лепка из цветного пластилина барельефов и моделей церквей;
- беседы об изобразительном искусстве и архитектуре на примере творчества ярославских мастеров; выполнение творческих работ и проектов.
Режим работы. Программа внеурочной деятельности «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» составлена для обучающихся 11-16 лет и рассчитана на 1 год обучения, всего 68 часов в год.
Место проведения занятий: учебный кабинет, школьный историко-краеведческий музей «Страницы истории», экскурсии по территории поселка, Некрасовского сельского поселения, Ярославскому краю.
Формы проведения занятий: практические занятия; самостоятельная работа; экскурсии по родному краю; фотосъемка; выставки творческих работ обучающихся; просмотр и обсуждение презентаций и фотографий, фильмов, посвященных памятникам архитектуры Ярославского района, п. Михайловский, творчеству ярославских художников, встречи с интересными людьми, исследовательская практика; работа с разными источниками информации; фотовыставка; рисование с натуры.
Программа предусматривает чередование индивидуального творчества обучающихся с коллективной или групповой деятельностью.
Формы контроля:
- текущий контроль: обсуждение произведений изобразительного искусству выставка детского творчества в школе (музее).
- итоговый контроль: защита творческих проектов на тему: «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР»
Результаты реализации программы
Первый уровень обучения:
- приобретение новых знаний о «чудесах Некрасовского поселения ЯМР», об истории родного края;
- приобретение новых знаний об особенностях ярославской усадебной и храмовой архитектуры и наружной отделки храмовых построек; расширение представлений о средствах выразительности в различных видах изобразительного искусства; углубление знаний об основных правилах изображения пейзажа, архитектурных объектов на плоскости и в объеме;
- расширение кругозора, словарного запаса по художественной культуре и историческому краеведению;
- формирование желания общаться с исторической культурой, участвовать в анализе произведений искусства и архитектуры;
- углубление знаний о синтезе искусств, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, о различных художественных материалах и технологиях.
Второй уровень обучения:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, искусству и произведениям художественной культуры;
- закрепление навыков исследовательской работы в области культуры и исторического краеведения;
- формирование положительного отношения к совместной творческой деятельности; закрепление навыков организации и выполнения самостоятельной работы, оценивания результатов индивидуальной и совместной художественно-творческой деятельности; формирование эстетических чувств, самостоятельности, коммуникабельности, ответственности, гражданственности, толерантности;
Третий уровень обучения:
- приобретение опыта художественно-творческой деятельности;
- приобретение опыта передачи в живописных, графических, скульптурных работах настроения, эмоционального состояния и характера архитектуры; самоанализ произведений искусства и памятников архитектуры;
- самоорганизация творческой деятельности;
- анализ и систематизация результатов деятельности.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы, разделов | Количество часов | Характеристика видов деятельности обучающихся | ||
Всего часов | Аудиторн. часы | Внеадит. часы | |||
I. | Исторические места нашего края. |
|
|
|
|
| Введение. Вводное анкетирование по теме: «Что я знаю об истории родного края». Инструктаж по правилам поведения, технике безопасности и противопожарной безопасности. | 1 | 1 |
|
|
| История родного края. Путешествие по маршрутам краеведов. Фотографирование. | 1 |
| 1 | Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей «Страницы истории» |
| Первое чудо – Попадьинское селище. | 1 | 1 |
| Экскурсия. |
| Рисование с натуры пейзажа (Попадьинского селища) | 1 |
| 1 | Рисование с натуры пейзажа |
| Второе чудо – первая победа в смутное время. Егорьевская битва 1609 г. | 1 |
| 1 | Экскурсия в музей. |
| Рисование тематической композиции «Переломная битва» | 3 | 3 |
| Рисование по представлению. |
| Оформление выставки. | 1 |
| 1 |
|
II. | Русская усадебная архитектура. |
|
|
|
|
| Третье чудо – барский дом в п. Михайловский/ Михайловское, сельская усадьба Гарявина (Горяинов). Бывший дом Юрия Васильевича Горяинова. Пример провинциального классицизма в русской архитектуре. Дом предводителя уездного дворянства. | 1 |
| 1 | Экскурсия в музей. |
| Бывший дом Юрия Васильевича Горяинова. Пример провинциального классицизма в русской архитектуре. Дом предводителя уездного дворянства. | 3 |
| 3 | Зарисовка с натуры памятников архитектуры. |
| Знакомство с ярославскими изразцами, с особенностями внутренней отделки построек. | 1 |
| 1 | Экскурсия в музей. |
| Лепные барельефы и изразцы усадьбы Горяинова. | 1 | 1 |
|
|
| Разработка эскизов. Лепка и роспись изразца. | 1 | 1 |
|
|
| Пленэр. Усадьбы Ю.В. Горяинова. | 2 |
| 2 |
|
| Парк - непременная принадлежность русской усадьбы. Пленэр. Парк усадьбы Горяинова. | 3 |
| 3 |
|
| Приобретение опыта по созданию композиции по памяти в теплой гамме «Осень в Михайловских парках». | 3 | 3 |
|
|
| Четвертое чудо – «Пастуховские дачи» на Красном холме. Усадьба Николая Петровича Пастухова в имении Красный Холм остался лишь один из прекрасных флигелей Пастухова, построенный по проекту ярославского архитектора Н.И. Поздеева. | 3 |
| 3 | Экскурсия. Фотографирование. |
| Зарисовка с натуры (пленэр) или копирование по фотографии памятников архитектуры. | 3 |
| 3 |
|
| Парковый комплекс в поселке Красный холм. Зарисовка с натуры. (пленэр) | 3 |
| 3 |
|
| Оформление выставки рисунков и фотографий. | 2 |
| 2 |
|
III. | ПЕЙЗАЖИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ (волжские просторы, пляж, аллеи, парк). |
|
|
|
|
| Пятое чудо – наша река Волга. Волга… река – матушка. | 1 | 1 |
|
|
| Волжские просторы. Зарисовка с натуры уголков природы | 2 |
| 2 |
|
| Пляж. Зарисовка с натуры уголков природы. | 2 |
| 2 |
|
| Аллеи. Зарисовка с натуры уголков природы. | 2 |
| 2 |
|
| Парк. Зарисовка с натуры уголков природы. | 3 |
| 3 |
|
| Оформление выставки. | 2 |
| 2 |
|
IV. | Храмовая архитектура. |
|
|
|
|
| Шестое чудо – церковь Петра и Павла. Фотографирование памятника архитектуры. | 2 |
| 2 |
|
| Храм в Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николая (фресковые росписи внутри храма) с. Григорьевское. Зарисовка с натуры (или по фотографии)памятников архитектуры. | 3 |
| 3 |
|
| Церковь Михаила Архангела в Норской слободе. Рисование по представлению памятников архитектуры. Копирование. | 3 |
| 3 |
|
| Оформление выставки рисунков и фотографий. | 1 |
| 1 |
|
V. | Архитектура XX столетия и современная архитектура. |
|
|
|
|
| Здание научно-исследовательского института Животноводства и кормопроизводства. Деятельность. История. | 1 | 1 |
|
|
| Здание научно-исследовательского института Животноводства и кормопроизводства. Зарисовка с натуры архитектуры. | 3 |
| 3 |
|
| НИИ Повышения квалификации работников сельского хозяйства. Зарисовка с натуры архитектуры. | 3 |
| 3 |
|
| ГСАС «Ярославская» (агрохимическая служба). Зарисовка с натуры архитектуры. | 3 |
| 3 |
|
| Культурно-спортивный центр. Зарисовка с натуры архитектуры. | 2 |
| 2 |
|
| Наша любимая школа. Зарисовка с натуры архитектуры. | 2 |
| 2 |
|
| Улицы поселка в перспективе. Зарисовка с натуры. | 3 |
| 3 |
|
| Получение опыта создания архитектурной композиции «Зимние улочки Михайловского» с учетом перспективы | 2 | 2 |
|
|
| Знакомство с творчеством ярославских мастеров, беседа на тему «Ярославская архитектура в графическом искусстве» | 1 | 1 |
|
|
| Наши новостройки. Зарисовка с натуры архитектуры. | 2 |
| 2 |
|
| Оформление выставки рисунков и фотографий. | 1 | 1 |
|
|
VI. | Седьмое чудо – люди нашей Земли. |
|
|
|
|
| ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА кто они? | 1 |
| 1 |
|
| Экскурсия в музей. Беседа с людьми, знающими Героев. | 2 |
| 2 |
|
| М.П. СОЛОВЬЕВ | 1 |
| 1 |
|
| Н.И. ЛЕБЕДЕВ | 1 |
| 1 |
|
| Мой прадед и дед? Рисование по памяти и представлению. | 2 |
| 2 |
|
| Моя прабабушка и бабушка ? Рисование по памяти и представлению. | 2 |
| 2 |
|
| Народные таланты нашего края. Встречи и интервьюирование интересных людей. А.Н. Насолодина, Т.В. Ерофеева, А.А.Насолодин, учителя - ветераны. | 5 |
| 5 |
|
| Иллюстрирование литературных произведений. Стихи о волжских просторах местных поэтов В.Мокина, В. Желтова, Т. Архипова, В. Кошкин, С. Зеркалий, Т.Соколова, Г. Кузьмин, Г.Музалевская (по выбору) | 2 |
| 2 |
|
| Оформление выставки рисунков и фотовыставки. | 2 |
| 2 |
|
| Итоговое занятие Проект «Не вчера тут предки поселились». Зачем нужен такой «учет» всяких чудес - достопримечательностей? А всё к тому, что | 1 | 1 |
|
|
| Заключительное анкетирование и мини-сочинение «Край родной, я горжусь тобой!». | 1 | 1 |
|
|
Литература:
- Беловинский, Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2003.
- Сафиканов М. Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР в стихах и прозе. –Ярославль, ООО «Ремдер», 2011
- КНИГИ ИЗ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО ФОНДА
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2011.
- Монастыри и храмы земли Ярославской: краткая иллюстрированная энциклопедия: в 3 томах/ авт.-сост.: М. Шиманская. - Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2001.
- Рапов, М. А. Каменные сказы. Сокровища древней русской архитектуры Ярославской области, 2-е изд. - Ярославль: ВВК изд.,1972.
- Рутман, Т. А. Храмы и святыни Ярославля/ Т. А. Рутман. - Ярославль.: Изд-во Александра Рутмана, 2005.
- Фрески Ярославля XVII - нач. XVIII века / В. Г. Брюсова. - Москва: Искусство, 1983.
- Храмы Ярославля в фотографиях конца XIX - начала XX века. - Ярославль: изд-во Александра Рутмана, 2001.
- Голенкевич, Н. П. Художественная жизнь Ярославля конца XIX -первой трети XX столетия: творческие объединения. Выставки. Художники / Н. П. Голенкевич. - Москва, 2002.
- Жельвис, В. И. Прогулки по Ярославлю: Путеводитель. - Ярославль: Верхняя Волга, 2001.
- Кудрявцев, Ф. Ф. Золотое кольцо - Л.: Издательство Аврора, 1974.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_glavnoe_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_sem_chudes_nekrasovskogo_poseleniya.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР»
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу.
Есенин С. А.
Пояснительная записка
Программа «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» составлена для работы во внеурочное время с обучающимися 5-9 классов Михайловской СОШ и направлена на воспитание любви к родному краю, малой родине, знакомство с историческим прошлым края, русской усадебной архитектурой, храмовой и современной архитектурой, приобщение к художественной культуре родного края, формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся, на адаптацию их в социокультурной среде.
Программа способствует развитию личности учащихся посредством знакомства с историей, культурой и художественными традициями родного края, в процессе знакомства с «чудесами Некрасовского поселения ЯМР» Ярославской области.
Программа внеурочной деятельности «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» является актуальной, так как способствует решению важных проблем - формированию гражданской идентичности, воспитанию юных патриотов своей Родины, развитию творческой личности.
В основе программы лежит идея: каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей родины, поэтому необходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи, художественные традиции.
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» - Байрон Д.
Технологии и методы обучения. В программе заложены здоровьесберегающие технологии; информационные и коммуникативные технологии; технология сотворчества; игровые технологии; интерактивные методы обучения.
Цель программы: приобщение школьников к исследовательской деятельности в ходе знакомства с историческим прошлым края, русской усадебной архитектурой, храмовой и современной архитектурой края, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических чувств, художественно-эстетическое воспитание учащихся, сформировать представление об особенностях изображения архитектуры в различных видах изобразительного искусства.
Задачи программы: образовательные:
- расширить знания об истории родного края, малой родины,
- познакомить с «Чудесами Некрасовского поселения ЯМР» историческим прошлым края, русской усадебной архитектурой, храмовой и современной архитектурой,
- приобщить к художественной культуре родного края в ходе исследовательской деятельности;
- сформировать навыки грамотного интервьюирования местного населения, старожилов родного края;
- научить пользоваться разными источниками для получения информации об обычаях и обрядах родного края;
воспитательные:
- сформировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, культуре, к художественным традициям и историческому прошлому родного края, природе;
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам и чистым помыслам;
- сформировать любовь и уважение; получить эстетическое удовольствие от процесса и результата творческой деятельности;
- сформировать умение самостоятельно распределять обязанности в группе, организовывать исследовательскую и художественно-эстетическую деятельность;
развивающие:
- развивать умения воспринимать, перерабатывать, систематизировать краеведческий материал и воплощать его художественных образах;
- развить творческий потенциал и способности обучающихся в области изобразительного искусства на примере природы и архитектуры родного края:
- развивать художественно-эстетический вкус, исследовательские способности.
Общая характеристика программы.
Программа строится на интеграции исторических, искусствоведческих, художественных и социальных знаний.
Направлена на углубление знаний об основных правилах изображения пейзажа и архитектурных объектов на плоскости и в объеме, о перспективе и цветоведении; расширение представлений о средствах выразительности в живописи, графике, архитектуре. В процессе обучения школьники приобретают опыт восприятия, анализа произведений искусства и памятников архитектуры края; передачи настроения и эмоционального состояния изображаемого объекта в живописных, графических, скульптурных материалах.
Данная программа способствует повышению познавательного интереса к изобразительному искусству, МХК, историческому краеведению, технологии.
Источником информации могут быть материалы, имеющиеся в городских архивах, фондах библиотек, школьном историко-краеведческом музее «Страницы истории»; личные встречи с деятелями культуры поселка и старожилами; экскурсии по родному краю, материалы ежегодных муниципальных и школьных исследовательских конференций «Вокруг тебя мир!», где представляются результаты исследовательских работ обучающихся.
Принципы обучения: культуросообразности, наглядности, доступности,
поэтапности, научности, связи обучения с практикой.
Данный курс направлен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и культурологического подходов в обучении.
Виды художественно-творческой деятельности:
- рисование с натуры, по памяти и представлению пейзажа, архитектурных построек, природных объектов;
- создание тематических композиций с изображением местной архитектуры различными художественными материалами;
- фотографирование архитектуры, составление фотоколлажей;
- лепка из цветного пластилина барельефов и моделей церквей;
- беседы об изобразительном искусстве и архитектуре на примере творчества ярославских мастеров; выполнение творческих работ и проектов.
Режим работы. Программа внеурочной деятельности «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» составлена для обучающихся 11-16 лет и рассчитана на 1 год обучения, всего 68 часов в год.
Место проведения занятий: учебный кабинет, школьный историко-краеведческий музей «Страницы истории», экскурсии по территории поселка, Некрасовского сельского поселения, Ярославскому краю.
Формы проведения занятий: практические занятия; самостоятельная работа; экскурсии по родному краю; фотосъемка; выставки творческих работ обучающихся; просмотр и обсуждение презентаций и фотографий, фильмов, посвященных памятникам архитектуры Ярославского района, п. Михайловский, творчеству ярославских художников, встречи с интересными людьми, исследовательская практика; работа с разными источниками информации; фотовыставка; рисование с натуры.
Программа предусматривает чередование индивидуального творчества обучающихся с коллективной или групповой деятельностью.
Формы контроля:
- текущий контроль: обсуждение произведений изобразительного искусству выставка детского творчества в школе (музее).
- итоговый контроль: защита творческих проектов на тему: «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР»
Результаты реализации программы
Первый уровень обучения:
- приобретение новых знаний о «чудесах Некрасовского поселения ЯМР», об истории родного края;
- приобретение новых знаний об особенностях ярославской усадебной и храмовой архитектуры и наружной отделки храмовых построек; расширение представлений о средствах выразительности в различных видах изобразительного искусства; углубление знаний об основных правилах изображения пейзажа, архитектурных объектов на плоскости и в объеме;
- расширение кругозора, словарного запаса по художественной культуре и историческому краеведению;
- формирование желания общаться с исторической культурой, участвовать в анализе произведений искусства и архитектуры;
- углубление знаний о синтезе искусств, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, о различных художественных материалах и технологиях.
Второй уровень обучения:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, искусству и произведениям художественной культуры;
- закрепление навыков исследовательской работы в области культуры и исторического краеведения;
- формирование положительного отношения к совместной творческой деятельности; закрепление навыков организации и выполнения самостоятельной работы, оценивания результатов индивидуальной и совместной художественно-творческой деятельности; формирование эстетических чувств, самостоятельности, коммуникабельности, ответственности, гражданственности, толерантности;
Третий уровень обучения:
- приобретение опыта художественно-творческой деятельности;
- приобретение опыта передачи в живописных, графических, скульптурных работах настроения, эмоционального состояния и характера архитектуры; самоанализ произведений искусства и памятников архитектуры;
- самоорганизация творческой деятельности;
- анализ и систематизация результатов деятельности.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы, разделов | Количество часов | Характеристика видов деятельности обучающихся | ||
Всего часов | Аудиторн. часы | Внеадит. часы | |||
I. | Исторические места нашего края. | ||||
Введение. Вводное анкетирование по теме: «Что я знаю об истории родного края». Инструктаж по правилам поведения, технике безопасности и противопожарной безопасности. | 1 | 1 | |||
История родного края. Путешествие по маршрутам краеведов. Фотографирование. | 1 | 1 | Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей «Страницы истории» | ||
Первое чудо – Попадьинское селище. | 1 | 1 | Экскурсия. | ||
Рисование с натуры пейзажа (Попадьинского селища) | 1 | 1 | Рисование с натуры пейзажа | ||
Второе чудо – первая победа в смутное время. Егорьевская битва 1609 г. | 1 | 1 | Экскурсия в музей. | ||
Рисование тематической композиции «Переломная битва» | 3 | 3 | Рисование по представлению. | ||
Оформление выставки. | 1 | 1 | |||
II. | Русская усадебная архитектура. | ||||
Третье чудо – барский дом в п. Михайловский/ Михайловское, сельская усадьба Гарявина (Горяинов). Бывший дом Юрия Васильевича Горяинова. Пример провинциального классицизма в русской архитектуре. Дом предводителя уездного дворянства. | 1 | 1 | Экскурсия в музей. | ||
Бывший дом Юрия Васильевича Горяинова. Пример провинциального классицизма в русской архитектуре. Дом предводителя уездного дворянства. | 3 | 3 | Зарисовка с натуры памятников архитектуры. | ||
Знакомство с ярославскими изразцами, с особенностями внутренней отделки построек. | 1 | 1 | Экскурсия в музей. | ||
Лепные барельефы и изразцы усадьбы Горяинова. | 1 | 1 | |||
Разработка эскизов. Лепка и роспись изразца. | 1 | 1 | |||
Пленэр. Усадьбы Ю.В. Горяинова. | 2 | 2 | |||
Парк - непременная принадлежность русской усадьбы. Пленэр. Парк усадьбы Горяинова. | 3 | 3 | |||
Приобретение опыта по созданию композиции по памяти в теплой гамме «Осень в Михайловских парках». | 3 | 3 | |||
Четвертое чудо – «Пастуховские дачи» на Красном холме. Усадьба Николая Петровича Пастухова в имении Красный Холм остался лишь один из прекрасных флигелей Пастухова, построенный по проекту ярославского архитектора Н.И. Поздеева. | 3 | 3 | Экскурсия. Фотографирование. | ||
Зарисовка с натуры (пленэр) или копирование по фотографии памятников архитектуры. | 3 | 3 | |||
Парковый комплекс в поселке Красный холм. Зарисовка с натуры. (пленэр) | 3 | 3 | |||
Оформление выставки рисунков и фотографий. | 2 | 2 | |||
III. | ПЕЙЗАЖИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ (волжские просторы, пляж, аллеи, парк). | ||||
Пятое чудо – наша река Волга. Волга… река – матушка. | 1 | 1 | |||
Волжские просторы. Зарисовка с натуры уголков природы | 2 | 2 | |||
Пляж. Зарисовка с натуры уголков природы. | 2 | 2 | |||
Аллеи. Зарисовка с натуры уголков природы. | 2 | 2 | |||
Парк. Зарисовка с натуры уголков природы. | 3 | 3 | |||
Оформление выставки. | 2 | 2 | |||
IV. | Храмовая архитектура. | ||||
Шестое чудо – церковь Петра и Павла. Фотографирование памятника архитектуры. | 2 | 2 | |||
Храм в Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николая (фресковые росписи внутри храма) с. Григорьевское. Зарисовка с натуры (или по фотографии)памятников архитектуры. | 3 | 3 | |||
Церковь Михаила Архангела в Норской слободе. Рисование по представлению памятников архитектуры. Копирование. | 3 | 3 | |||
Оформление выставки рисунков и фотографий. | 1 | 1 | |||
V. | Архитектура XX столетия и современная архитектура. | ||||
Здание научно-исследовательского института Животноводства и кормопроизводства. Деятельность. История. | 1 | 1 | |||
Здание научно-исследовательского института Животноводства и кормопроизводства. Зарисовка с натуры архитектуры. | 3 | 3 | |||
НИИ Повышения квалификации работников сельского хозяйства. Зарисовка с натуры архитектуры. | 3 | 3 | |||
ГСАС «Ярославская» (агрохимическая служба). Зарисовка с натуры архитектуры. | 3 | 3 | |||
Культурно-спортивный центр. Зарисовка с натуры архитектуры. | 2 | 2 | |||
Наша любимая школа. Зарисовка с натуры архитектуры. | 2 | 2 | |||
Улицы поселка в перспективе. Зарисовка с натуры. | 3 | 3 | |||
Получение опыта создания архитектурной композиции «Зимние улочки Михайловского» с учетом перспективы | 2 | 2 | |||
Знакомство с творчеством ярославских мастеров, беседа на тему «Ярославская архитектура в графическом искусстве» | 1 | 1 | |||
Наши новостройки. Зарисовка с натуры архитектуры. | 2 | 2 | |||
Оформление выставки рисунков и фотографий. | 1 | 1 | |||
VI. | Седьмое чудо – люди нашей Земли. | ||||
ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА кто они? | 1 | 1 | |||
Экскурсия в музей. Беседа с людьми, знающими Героев. | 2 | 2 | |||
М.П. СОЛОВЬЕВ | 1 | 1 | |||
Н.И. ЛЕБЕДЕВ | 1 | 1 | |||
Мой прадед и дед? Рисование по памяти и представлению. | 2 | 2 | |||
Моя прабабушка и бабушка ? Рисование по памяти и представлению. | 2 | 2 | |||
Народные таланты нашего края. Встречи и интервьюирование интересных людей. А.Н. Насолодина, Т.В. Ерофеева, А.А.Насолодин, учителя - ветераны. | 5 | 5 | |||
Иллюстрирование литературных произведений. Стихи о волжских просторах местных поэтов В.Мокина, В. Желтова, Т. Архипова, В. Кошкин, С. Зеркалий, Т.Соколова, Г. Кузьмин, Г.Музалевская (по выбору) | 2 | 2 | |||
Оформление выставки рисунков и фотовыставки. | 2 | 2 | |||
Итоговое занятие Проект «Не вчера тут предки поселились». Зачем нужен такой «учет» всяких чудес - достопримечательностей? А всё к тому, что | 1 | 1 | |||
Заключительное анкетирование и мини-сочинение «Край родной, я горжусь тобой!». | 1 | 1 |
Литература:
- Беловинский, Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2003.
- Сафиканов М. Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР в стихах и прозе. –Ярославль, ООО «Ремдер», 2011
- КНИГИ ИЗ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО ФОНДА
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2011.
- Монастыри и храмы земли Ярославской: краткая иллюстрированная энциклопедия: в 3 томах/ авт.-сост.: М. Шиманская. - Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2001.
- Рапов, М. А. Каменные сказы. Сокровища древней русской архитектуры Ярославской области, 2-е изд. - Ярославль: ВВК изд.,1972.
- Рутман, Т. А. Храмы и святыни Ярославля/ Т. А. Рутман. - Ярославль.: Изд-во Александра Рутмана, 2005.
- Фрески Ярославля XVII - нач. XVIII века / В. Г. Брюсова. - Москва: Искусство, 1983.
- Храмы Ярославля в фотографиях конца XIX - начала XX века. - Ярославль: изд-во Александра Рутмана, 2001.
- Голенкевич, Н. П. Художественная жизнь Ярославля конца XIX -первой трети XX столетия: творческие объединения. Выставки. Художники / Н. П. Голенкевич. - Москва, 2002.
- Жельвис, В. И. Прогулки по Ярославлю: Путеводитель. - Ярославль: Верхняя Волга, 2001.
- Кудрявцев, Ф. Ф. Золотое кольцо - Л.: Издательство Аврора, 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "География чудес"
Курс «География чудес» призван восполнить знания обучающихся о чудесных уголках Земли и помочь в формировании неповторимого «образа» нашей страны и каждого материка. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Чудеса химии» для обучающихся 5 - 6 классов
Данный курс внеурочной деятельности «Чудеса химии» был создан с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, ко...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5-6 класс "чудеса химии"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов общеинтеллектуального направления "Чудеса химии"...
Программа внеурочной деятельности по теме "Чудеса химии в повседневной жизни человека" 9 класс
Программа включает в себя несколько разделов личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса; учебно-тематический план; календарно тематическое планирование; требования к усвоению уч...
Программа внеурочной деятельности "Семь струн"
Программа внеурочной деятельности "Семь струн"...