Рабочая программа по краеведению 8-9 классы.
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Савинова Ирина Ивановна

Рабочая программа разработана на основании п.2.7.ст.32 Закона РФ «Об образовании».

Федерального компонента государственного стандарта общего образования , утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г.№ 1089.

Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03. 2004г. ,

В соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 года № 760 в региональном базисном плане часы регионального компонента использовать на ведение учебного курса – Краеведение

 ( историческое ) в объеме  35 часов:1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_8-9_klassy.docx49.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

        Тойдинская средняя общеобразовательная школа

     Панинского муниципального района Воронежской области

                             

Рассмотрено

на заседании   методического объединения учителей

 Протокол № ___  

от «         »  __________ 2017  г.,

Руководитель:   ________  

  /            ./

Утверждено:                

 Директор школы:

________  /Коротенко Н.И.

«_____» «_________2017 г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

             по предмету: Краеведение (историческое).

                                       для  8-9 классов      

                                                                                     разработала

                                                                                                            Учитель: Савинова И.И

2017 год.

                                   

Рабочая программа разработана на основании п.2.7.ст.32 Закона РФ «Об образовании».

Федерального компонента государственного стандарта общего образования , утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г.№ 1089.

Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03. 2004г. ,

В соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 года № 760 в региональном базисном плане часы регионального компонента использовать на ведение учебного курса – Краеведение

 ( историческое ) в объеме  35 часов:1 час в неделю.

 

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать)

  • основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
  • рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание курса « Краеведение (историческое)»

                                                        8 класс - 35 часов.


Тема 1. История Воронежского края в истории России.( 2ч)

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники – хранилища исторической памяти.

Ученые-краеведы Воронежской области, исследования по истории края.

Тема 2. Воронежский край в древности.(2ч)

Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. – по выбору учителя).

 Тема 3. Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств.(4ч)

Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край – окраина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в XIV–XV вв. «Белые пятна» в истории Воронежской земли.

 Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.(5ч)

Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об основании города Воронежа.

Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.

 Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке.(6ч)

Образование Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635–1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края.

Политическая обстановка в крае в XVII – начале XVIII века. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707–1708 гг.)

 Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.(5ч)

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 года, его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696–1700 гг. Русские и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения – школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.

Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).

Памятные места и памятники петровской эпохи в крае, их современное состояние.

Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке.(3ч)

Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII века

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.

Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII века.

Повседневная жизнь жителей края.

 Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века.(6ч)

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)

Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского.

Выдающиеся земляки – А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

Повторение (2ч)

9 класс- 34 часов.


Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX века.(4ч)

Реформа 1861 года в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии. Народническое движение в крае. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.

Деятели культуры – уроженцы Воронежского края – М.А. Веневитинов, И.А. Бунин, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури, М.Е. Пятницкий и др.

 Тема 2. События начала XX века в истории Воронежского края.(3ч)

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905–1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае.

Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии.

 Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 года.( 4ч)

События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Провозглашение советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Начало вооруженной борьбы на Дону. Гражданская война в губернии летом 1918 – зимой 1919 гг., летом – осенью 1919 г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 году Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918–1920 гг.)

 Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 годы.(8ч)

Восстановление и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 году в Воронежскую область. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве.

 Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.(8ч)

Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.

Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945–1950 гг.).

 Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950–1990 годы.(3ч)

Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в г. Воронеже и области.

Достижения наших земляков в области культуры.

 Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области.(4ч)

Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

Развитие образования и культуры в Воронежской области.

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения.

Тематическое планирование.

8 класс.

№ п.п.

Название тем.

Количество

часов.

1

История Воронежского края в истории России.

2

Воронежский край в древности.

2ч.

3

Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств.

4ч.

4

Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.

5ч.

5

 Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке.

6ч.

6

 Воронеж и Воронежский край при Петре I.

5ч.

7

 Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке) .

3ч.

8

Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века.

6ч.

9

Повторение

2ч.

10

Итого

35ч.

9класс

№ п.п.

Название тем.

Количество часов.

1

Воронежская губерния во второй половине XIX века.

4ч.

2

События начала XX века в истории Воронежского края.

3ч.

3

Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 года.

4ч.

4

Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 годы.

8ч.

5

Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.

8ч.

6

Хозяйственное и культурное развитие области в 1950–1990 годы.

7

Современный этап развития Воронежа и области.

4ч.

8

Итого

34ч.

УМК:

Учебное пособие 8-9 класс. В.И.Панова, А.О.Амелькин. Науч.ред. Б.Я.Табачников.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края,2012г.

 Учебное пособие 8-10 класс. Люби и знай родной край. Ю.А.Савинков, Я.Е.Львович, Л.Ф.Попова и др. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края,2008г.


Календарно-тематическое планирование 8 класс (35ч).

ур.

Дата

Тема

разделов,

урока

Кол-во

часов.

Основное

содержание.

Дом.

задание

Примечание.

Пл.

Факт.

Тема 1. История Воронежского края в истории России.( 2ч)

1

История как часть истории нашей страны.

1

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники – хранилища исторической памяти.

Подготовиться по вопросам: зачем надо изучать историю края.

2

Развитие воронежского краеведения.

1

Ученые-краеведы Воронежской области, исследования по истории края.

Сообщение об одном из ученых.

 Тема 2. Воронежский край в древности.(2ч)

3

.

Появление человека в Воронежском крае.

1

Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».

§1.вопросы 1-7

4

Кочевые народы в эпоху металлов.

1

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае.

Работа с картой.

Тема 3. Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств.(4ч)

5

Появление славян в Придонье.

1

Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край – окраина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха.

§2.сообщение о городище Титчиха.

6

Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.).

1

Версии происхождения слова Воронеж.

Найти информацию из дополнительных источниках.

7

Воронежский край в период феодальной раздробленности.

1

Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в XIV–XV вв.

Сообщение о монгольском нашествии.

8

Повторение  по теме: Воронежский край в период древности.

1

Решать исторические задачи и проблемные ситуации.

Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.(5ч)

9

Воронежский край в составе Российского государства.

1

Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства.

Работа с картой.

10

 Освоение «дикого поля» .Борьба России с крымскими татарами.

1

Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году.

Работа с документами.

11

Основание Воронежской крепости.

1

Царский указ об основании города Воронежа.

§3 вопросы 1-5

12.

Учебная  экскурсия по Воронежу.

1

Составить план экскурсии.

13

Повторение по теме: Воронежский край в период образования Российского государства.

1

Тестирование.

Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке.(6ч)

14.

Образование и развитие Воронежского уезда.

1

Состав и занятия населения.

Поиск информации из различных источниках.

15

Строительство Белгородской черты (1635–1658 гг.)

1

города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар.

§3

16.

Развитие строительства, ремесла, торговли в городах края.

1

Развитие ремесла, торговли в городах края. Воронеж – торговый город.

17

.

Политическая обстановка в крае в XVII – начале XVIII века.

1

Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.).

Сообщение о Фроле Разине.

18

Политическая обстановка в крае в XVII – начале XVIII века.

1

Образование воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707–1708 гг.) .

Сообщение о выступлении донских казаков.

19

13.

Урок- зачет по теме : социально-экономическое и политическое развитие края в 17 в.

1

Тестирование.

Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.(5ч)

20

Деятельность Петра Великого в Воронеже.

1

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 года, его результаты.

§4 вопросы 1-7.

Характеристика Петра 1.

21

.

Строительство Азовского флота в Воронеже.

1

. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696–1700 гг. Русские и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди».

Сообщение о мастерах- кораблестроителях.

22

Хозяйственное развитие Воронежского края в к.17-начало 18вв.

1

Первые учебные заведения – школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).

23

Памятные места Петровской эпохи в крае.

1

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.

Составить план экскурсии по памятным местам.

24.

Урок- зачет по теме: Воронежский край при Петре Великом.

1

Тестирование.

Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке.(3ч)

25

Образование Воронежской губернии.

1

Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII века.

26

Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII века.

1

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли..

§5вопросы 1-4

27

Общественно-культурная жизнь губернии в 18в.

1

Архитектура и строительство в крае. Е.А. Болховитинов и его деятельность.

Сообщение о первом краеведе.

 Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века.(6ч)

28

Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812г.

1

Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Воронеж – место заготовки обмундирования, фуража, продовольствия.

Презентация о участниках – воронежцах.

29

Общественно-политическая жизнь губернии.

1

Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)

§6 вопросы 1-6.

30

Социально-экономическое развитие края.

1

Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

31

Вклад воронежцев в культуру России.

1

Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского.

Сообщение о поэтах.

32

33

34-35

Вклад воронежцев в культуру России.

Урок-зачет: социально-экономическая, политическая история края в первой половине 19 века.

Итоговое повторение.

1

1

2

Выдающиеся земляки – А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

Систематизировать знания о Воронежском крае.

Защита творческих работ. Учебные экскурсии.

Сообщение о писателях- земляках.

Тестирование.

Презентация по курсу.

Календарно-тематическое планирование 9 класс (34 часов)

        

урока

дата

Тема раздела, урока.

Кол-во

часов

Основное содержание

урока

Домашнее

задание

Примечание

План.

Факт.

Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX века.(4ч)

1


Реформа 1861 года в губернии: особенности ее проведения и последствия.

1

Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии.

Активизировать знания из курса истории России.

§6 вопросы

2

Народническое движение в крае.

1

Народническое движение в крае. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.

Сообщение об одном деятелей социальных движений.

3

Деятели культуры – уроженцы Воронежского края.

1

Деятельность: М.А. Веневитинов, И.А. Бунин, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури, М.Е. Пятницкий и др.

Сообщение об одном деятелей

культуры.

4

Урок –зачет : Воронежская губерния в пореформенный период.

1

Проект на любую тему.

Тема 2. События начала XX века в истории Воронежского края.(3ч)

5.

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян.

1

Положение рабочих, крестьян в губернии. Развитие промышленности.

§7 вопросы

6

Революция 1905–1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии.

1

Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае.

§8 вопросы

7

Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии.

1

Изменение внешнего облика

Воронежа, открытие памятников.

Сообщение о культурной жизни края.

^ Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 года.( 4ч)

8

События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии.

1

Установление двоевластия в стране.

§9 вопросы

9

Провозглашение советской власти осенью 1917 года в крае.

1

Провозглашение советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах.

§9 вопросы

10

Гражданская война в губернии.

1

Начало вооруженной борьбы на Дону. Гражданская война в губернии летом 1918 – зимой 1919 гг., летом – осенью 1919 г.
Окончание гражданской войны в крае в 1922 году Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918–1920 гг.)

11

Урок –зачет: Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 года

Фронтальный опрос.

Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 годы.(8ч)

12



Восстановление и реконструкция промышленности.

1

Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 году в Воронежскую область.

§10 вопросы

13

Индустриализация в Воронежской области.

1

Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации.

14

Коллективизация в Черноземном крае.

1

Драматизм проведения коллективизации в Черноземье.

§10 вопросы

15

Сталинские репрессии в Воронежском крае.

1

Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих.

16

Сталинские репрессии в Воронежском крае.

1

Массовые репрессии церковнослужителей.

Сообщение о массовых репрессия воронежцев.

17

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве.

1

Переход ко всеобщему среднему образованию.

18

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве.

1

Преображение города Воронежа.

Сообщение о культурной жизни края в этот период.

19

Урок – зачет: Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 годы.

1

Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.(8ч)

20

Воронежская область в начале войны.

1

Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.

Работа с картой.§11 вопросы

21

Военные действия на территории Воронежской области.

1

Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Собирать информацию о подвигах земляков

22

Боевые подвиги наших земляков годы войны

1

Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле.

§11

23

Трудовые подвиги наших земляков.

1

Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

Встречи с ветеранами.

24

Практикум: сочинение «Война в судьбе моей семьи».

1

Написать сочинение

25

Заочная экскурсия по местам боевой славы.

1

Составить план экскурсии.

26

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945–1950 гг.).

1

27

Урок- зачет: Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства

1

Систематизировать знания по теме.

Тестирование. Или проект по теме.

 Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950–1990 годы.(3ч)

28

Воронежская область в период «оттепели».

1

Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.сельское хозяйство.

§12 вопросы

29

Воронеж в 70-80 –е годы.

1

Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное строительство.

Подготовка к диспуту на тему: Социальные проблемы деревни сегодня.

30

Достижения наших земляков в области культуры.

1

Развитие образования в области. Воронежские писатели.

Сообщение о писателях.

тема 7. Современный этап развития Воронежа и области.(4ч)

31

Экономика края на современном этапе развития: ее особенности.

1

Крупные предприятия края. Перспективы развития области.

§13 вопросы

32


Развитие образования и культуры в Воронежской области.

1

Современная архитектура и строительство. Современная театральная жизнь.

Сообщение о деятелях культуры.

33

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения.

1

Современное состояние экономики. Крупные предприятия области. Особенности развития сельского хозяйства.

Эссе на тему: как изменилась жизнь в твоём селе.

34

Итоговое повторение

1

Защита творческих работ.

Презентации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ (ФАКУЛЬТАТИВ) 6 КЛАСС

Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребёнок мало знает о том уголке, где он живёт, которы...

Рабочая программа по краеведению в 5 классе

В данное рабочей программе представлена пояснительная записка к учебному курсу, учебно-тематическое планирование на 35 часов из расчёта 1 раз в неделю и интернет-ресурсы....

Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса

Пояснительная  записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...

Рабочая программа по краеведению (7-9 классы).

Рабочая программа по краеведению с приложением 7-9 класс....

Рабочая программа по Краеведению Хакасии 5 класс(ФГОС)

Рабочая программа включает пояснительную записку курса, календарно-тематическое планирование, литературу....

Рабочая программа по краеведению в 6 классе

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края.Программа рассчитана на учащихс...

Рабочая программа по краеведению для 5 класса

Программа предназначена для изучения родного края и привития любви к малой родине...