Рабочая программа по краеведению (7-9 классы).
рабочая программа по краеведению по теме
Рабочая программа по краеведению с приложением 7-9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по краеведению с приложением 7-9 классы. | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Рассказовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор школы ______________ И.А.Бузанов Приказ № 150 от «30 » августа 2014 г. | Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению (протокол № __ от «30» августа 2014 г.) | |||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
для 7-9 классов
на 2014-2015 год
срок реализации: 1 год
составитель: учитель истории
и обществознания
Никольского филиала
имени Героя Советского Союза
З. А. Космодемьянской
Тулупова Ольга Викторовна
2014 год
Пояснительная записка.
Цели курса:
- помочь ученикам не только познакомиться с историей как наукой, некоторыми историческими событиями и процессами, но и проследить их на примере своей малой Родины.
- способствовать формированию интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путём ознакомления с историческими событиями древнейшей истории Тамбовского края;
- воспитывать чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое и настоящее своего края;
- способствовать развитию умения объективно оценивать экономическое, социальное и культурное развитие края.
Задачи курса: цели исторического краеведения реализуются посредством решения ряда задач:
-курс учитывает образовательный минимум предмета история России в основной школе и дополняет его материалом по истории Тамбовского края;
- курс построен на неразрывном единстве новых знаний по истории Тамбовщины и практических действий по решению конкретных исторических проблем;
- курс учит школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать фактические и статистические данные по древнейшей истории края;
- курс призван учить школьников давать свои обоснованные оценки происходившим событиям в своём регионе.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа по историческому краеведению:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Платоновской средней общеобразовательной школы.
Обоснование выбора программы
«Человек меняется, и, чтобы представить себе логику поступков людей прошлого, надо представить себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные, их служебные обязанности, обычаи, одежда; почему они поступали так, а не иначе», - писал Ю.М. Лотман. Следовательно, изучение истории родного края поможет людям лучше представить себе его прошлое, выяснить, почему мы сегодня живём так, а не иначе.
Сегодня Россия окончательно вышла из кризиса и, наращивая темпы экономического роста, активно и успешно решает внутренние социальные проблемы, формирует новый курс внешнеполитических действий. Сегодня мы вновь с гордостью осознаем, что россияне - великий народ. Нам есть что ценить и любить в своей истории, есть что защищать, есть с кем и как дружить. И начинаться становление человека и гражданина великой державы должно с изучения истории любимой Родины, её отдельных частей, слитых, спаянных в единую и великую страну. Наша Родина- Россия, наша родина - Тамбовский край.
Технологии обучения.
Рабочая программа предусматривает использование в процессе изучения курса традиционной классно – урочной технологии, которая является основной, а также информационной коммуникационной технологии обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Механизмы формирования ключевых компетенций заключаются в реализации деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
Содержание курса реализуется по принципам последовательности и системности. Он включает три главы:
- «Тамбовский край с древнейших времён до конца XVIII века»
- «Тамбовская губерния в 1796- 1917 годах»
- «Тамбовщина от революции 1917 года до начала XXI века.
В процессе реализации данных глав с одной стороны, происходит углубление и расширение содержания базовой программы по истории России, с другой стороны, происходит осознание особенностей развития родного края.
Существенное значение имеет развитие собственного отношения обучающихся к прошлому своего региона, их самостоятельный взгляд на роль Тамбовского края в истории страны.
Критериями успешности занятий по курсу «Историческое краеведение: история Тамбовского края» являются:
- степень развития интереса к прошлому родного края;
-степень проявления способностей к изложению истории Тамбовщины;
- степень проявления самостоятельных взглядов, позиций, суждений на
события в своём крае.
Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдения за учащимися в процессе их работы, собеседований с ними, самостоятельных работ, сообщений, практических и лабораторных занятий.
Методы и формы реализации содержания курса «Историческое краеведение: история Тамбовского края»:
- в основе содержания курса реализуются методы проблемно-поисковый и метод обобщения, которые оптимизируют процесс формирования самостоятельных взглядов на историю своего края, осознанного восприятия её особенностей.
Уроки проводятся в следующих формах: урок изучения нового материала, комбинированный урок с элементами практической работы, урок- путешествие, семинар, лабораторная работа, урок- аукцион знаний, урок с использованием электронных средств информации, урок взаимообучения и т.д.
Настоящая программа разработана для обеспечения краеведческого образования в школе.
Курс рассчитан для учащихся 7-9 классов.
Длительность курса – 51 час
0,5 часа в неделю
7 класс - 17 часов
8 класс - 17 часов
9 класс – 17 часов
II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«Историческое краеведение: история Тамбовского края»
Часть I. Тамбовский край с древнейших времён до конца XVIII века.
(17 часов)
Из истории тамбовского краеведения. Как жили наши предки в далёком прошлом. Наш край в период бронзового века. Жизнь наших предков в раннем
железном веке. Цнинская мордва. Тамбовский край в XI-XIII веках. Рязанское пограничье в XIV- XVI века. Заселение Тамбовского края русскими во второй половине XVI- начале XVII века. Тамбовский край на страже южных границ Русского государства. Освоение Тамбовского края в XVII. Православная церковь на территории Тамбовского края в XII-XVII веках. «Бунташный век» на Тамбовщине. Тамбовский край в первой половине XVIII века. Тамбовский край во второй половине XVIII века. Наместник Тамбовского края Г.Р. Державин. Тамбовская епархия в XVIII веке. Народный быт XVII- XVIII веков.
Часть II. Тамбовская губерния в 1796- 1917 годах.
(17 часов)
Окончательное заселение Тамбовского края в первой половине XIX века. Хозяйственная жизнь края в первой половине XIX века. Расцвет крепостного Права. Города и горожане в первой половине XIX века. На службе губернии и России (1800- 1850-е годы). Тамбовский вклад в русскую культуру первой половины XIX века. Отмена крепостного права. Правители губернии и общественные деятели во второй половине XIX века - начале XX века. Труд и быт свободных крестьян. «Оскудение» тамбовского дворянства. Развитие промышленности, торговли и транспорта в пореформенный период. Фабриканты, рабочие, ремесленники. Изменения в облике городов второй половины XIX века- начале XX века. Тамбовские революционеры. Революция 1905-1907 годов в Тамбовской губернии. Тамбовская епархия в XIX века - начале XX века. Культурная жизнь в 1860- 1910 годы.
Часть III. Тамбовщина от революции 1917 года до начала XXI века.
(17 часов)
Первая мировая и Февральская революция 1917 года. Нарастание революционного кризиса. Большевики приходят к власти. Предпосылки Гражданской войны. Тамбовский край в годы Гражданской войны. Крестьянское восстание под предводительством А.С. Антонова. Наш край в 1920-1930 годы. Боевой вклад Тамбовщины в борьбу с немецко- фашистскими захватчиками (1941- 1945). Экономика и общество Тамбовской области в годы В.О. войны. Трудные послевоенные годы (1945-1953). Социально- экономическое развитие Тамбовской области в середине 1950- середине 1960 годов. Экономика Тамбовской области во второй половине 1960- первой половине 1980 годов. Общество и власть в 1950-1980 годы. Культурное развитие. Социально- демографическое развитие края от 1917 года до наших дней. Общественно- политическое развитие и культурная жизнь Тамбовщины в новейшей истории края. Социально- экономическое развитие Тамбовщины на рубеже XX – XXI веков.
III. Учебно -тематический план по историческому краеведению
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебного курса
«_историческое краеведение »
для __7__ класса
№ п\п | Содержание учебного материала | Количество часов | Форма контроля | Практи-ческая работа | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Часть I «Тамбовский край с древнейших времён до конца XVIII века.» | 17 | 17 | |||
Тема №1 «Введение. Наша малая Родина. Далекое прошлое» | 5 | 5 | 0 | |||
Тема №2 «Тамбовский край в XI – XII веках» | 5 | 5 | 0 | Составление хронологических таблиц | ||
Тема №3 «Тамбовский край в XII- XVIII веках» | 7 | 7 | 0 | |||
ИТОГО: | 17 | 17 | 0 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебного курса
«_историческое краеведение »
для __8__ класса
№ п\п | Содержание учебного материала | Количество часов | Форма контроля | Практи-ческая работа | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Часть II. Тамбовская губерния в 1796- 1917 годах. | 17 | 17 | |||
Тема №1 « Тамбовский край в конце XIII- первой половине XIX века» | 7 | 7 | 0 | |||
Тема №2 «Тамбовский край во второй половине XIX –начале XX – века » | 10 | 9 | 1 | Творческий проект «Моя малая Родина» | ||
ИТОГО: | 17 | 16 | 1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебного курса
«_историческое краеведение »
для __9__ класса
№ п\п | Содержание учебного материала | Количество часов | Форма контроля | Практи-ческая работа | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Часть III. Тамбовщина от революции 1917 года до начала XXI века | 17 | 16 | 1 | ||
Тема №1 «Гражданская война в Тамбовской области». | 7 | 7 | 0 | Составление хронологических таблиц | ||
Тема №2 «Тамбовщина в годы войны». | 4 | 4 | 0 | Публичное выступление с докладом, сообщением | ||
Тема №3 «Социально- экономическое развитие Тамбовской области в середине 1960- 1980 годов» | 4 | 4 | 0 | |||
Тема №4 «Тамбовщина XX начала XXI века» | 2 | 1 | 1 | Творческий проект «Горжусь я малой Родиной своей» | ||
ИТОГО: | 17 | 16 | 1 |
VI . НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
V. Литература.
- Историческое краеведение: история Тамбовского края. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов.- Тамбов. ОО «Издательство Юлис», 2010.
- Краеведение как одно из важнейших направлений образовательной и воспитательной работы с учащимися. Методические рекомендации из опыта работы педагогических коллективов области. – Тамбов: ТОИПКРО , 2002.
- Программа курса регионального компонента базисного учебного плана «Краеведение». – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Приложение к рабочей программе
курса «Историческое краеведение: история Тамбовского края»
для 7 класса на 2014-2015 год
Календарно – тематический план
№ п/п | Дата проведения урока | Корректировка | Содержание учебного материала | Количество часов | Виды,формы контроля | |
Часть I. Тамбовский край с древнейших времён до конца XVIII века. | ||||||
1 | Введение. Наша малая Родина. Из истории тамбовского краеведения | 1 | п1 | |||
2 | Как жили наши предки в далёком прошлом | 1 | п2 | |||
3 | Наш край в период бронзового века | 1 | п3 | |||
4 | Жизнь наших предков в раннем железном веке | 1 | п4 | |||
5 | Цнинская мордва. | 1 | п5 | |||
6 | Тамбовский край в XI – XIII веках | 1 | п6. Составление хронологических таблиц | |||
7 | Рязанское пограничье в XIV- XVI века | 1 | п7 | |||
8 | Заселение Тамбовского края русскими во второй половине XVI- начале XVII века | 1 | п8 | |||
9 | Тамбовский край на страже южных границ Русского государства. | 1 | п9 | |||
10 | Освоение Тамбовского края в XVII | 1 | п10 | |||
11 | Православная церковь на территории Тамбовского края в XII- XVII веках. | 1 | п11 | |||
12 | «Бунташный век» на Тамбовщине | 1 | п12 | |||
13 | Тамбовский край в XVIII веке. | 1 | п13-14 | |||
14 | Наместник Тамбовского края Г.Р. Державиным | 1 | п15 | |||
15 | Тамбовская епархия в XVIII веке | 1 | п16 | |||
16 | Народный быт XVII- XVIII веков | 1 | п17 | |||
17 | Повторение | 1 |
Приложение к рабочей программе
курса «Историческое краеведение: история Тамбовского края»
для 8 класса на 2014-2015 год
Календарно – тематический план
№ п/п | Дата проведения урока | Корректи ровка | Содержание учебного материала | Количество часов | Виды, формы контроля |
Часть II. Тамбовская губерния в 1796- 1917 годах. | |||||
1 | Окончательное заселение Тамбовского края в первой половине XIX века | 1 | п18 | ||
2 | Хозяйственная жизнь края в первой половине XIX века. | 1 | п19 | ||
3 | Расцвет крепостного права. | 1 | п20 | ||
4 | Города и горожане в первой половине XIX века | 1 | п21 | ||
5 | На службе губернии и России (1800- 1850-е годы) | 1 | п22 | ||
6 | Тамбовский вклад в русскую культуру первой половины XIX века | 1 | п23 | ||
7 | Отмена крепостного права. | 1 | п24 | ||
8 | Правители губернии и общественные деятели во второй половине XIX века- начале XX века | 1 | п25 | ||
9 | Труд и быт свободных крестьян | 1 | п26 | ||
10 | «Оскудение» тамбовского дворянства | 1 | п27 | ||
11 | Развитие промышленности, торговли и транспорта в пореформенный период | 1 | п28 | ||
12 | Фабриканты, рабочие, ремесленники | 1 | п29 | ||
13 | Изменения в облике городов второй половины XIX века- начале XX века | 1 | п30 Творческий проект «Моя малая Родина» | ||
14 | Тамбовские революционеры. | 1 | п31 | ||
15 | Революция 1905-1907 годов в Тамбовской губернии | 1 | п32 | ||
16 | Тамбовская епархия в XIX века- начале XX века | 1 | п33 | ||
17 | Культурная жизнь в 1860- 1910 годы | 1 | п34 |
Приложение к рабочей программе
курса «Историческое краеведение: история Тамбовского края»
для 9 класса на 2014-2015 год
Календарно – тематический план курса
№ п/п | Дата проведения урока | Корректи ровка | Содержание учебного материала | Количество часов | Виды, формы контроля | ||||||||
Часть III. Тамбовщина от революции 1917 года до начала XXI века | |||||||||||||
1 | Первая мировая война и Февральская революция 1917 года | 1 | п35 | ||||||||||
2 | Нарастание революционного кризиса. | 1 | п36 | ||||||||||
3 | Большевики приходят к власти | 1 | п37 | ||||||||||
4 | Предпосылки Гражданской войны | 1 | п38 | ||||||||||
5 | Тамбовский край в годы Гражданской войны | 1 | п39 Составление хронологических таблиц | ||||||||||
6 | Крестьянское восстание под предводительством А.С. Антонова. | 1 | п40 | ||||||||||
7 | Наш край в 1920-1930 годы | 1 | п41-42 | ||||||||||
8 | Боевой вклад Тамбовщины в борьбу с немецко- фашистскими захватчиками (1941- 1945) | 1 | п43 Публичное выступление с докладом, сообщением | ||||||||||
9 | Экономика и общество Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны. | 1 | п44-45 | ||||||||||
10 | Трудные послевоенные годы (1945-1953) | 1 | п46 | ||||||||||
11 | Социально- экономическое развитие Тамбовской области в середине 1950- середине 1960 годов | 1 | п47 | ||||||||||
12 | Экономика Тамбовской области во второй половине 1960- первой половине 1980 годов | 1 | п48 | ||||||||||
13 | Общество и власть в 1950-1980 годы | 1 | п49 | ||||||||||
14 | Культурное развитие Тамбовского края в 1950- 1980 годы | 1 | п50 | ||||||||||
15 | Социально- демографическое развитие Тамбовского края от революции 1917 года до наших дней. | 1 | п51 | ||||||||||
16 | Общественно- политическое развитие и культурная жизнь Тамбовщины в новейшей истории края. | 1 | п52 | ||||||||||
17 | Социально- экономическое развитие Тамбовщины на рубеже XX – XXI веков. | 1 | п53 Творческий проект «Горжусь я малой Родиной своей» | ||||||||||
Итого | 1 7 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ (ФАКУЛЬТАТИВ) 6 КЛАСС
Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребёнок мало знает о том уголке, где он живёт, которы...
Рабочая программа по краеведению в 5 классе
В данное рабочей программе представлена пояснительная записка к учебному курсу, учебно-тематическое планирование на 35 часов из расчёта 1 раз в неделю и интернет-ресурсы....
Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса
Пояснительная записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...
Рабочая программа по Краеведению Хакасии 5 класс(ФГОС)
Рабочая программа включает пояснительную записку курса, календарно-тематическое планирование, литературу....
Рабочая программа по краеведению в 6 классе
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края.Программа рассчитана на учащихс...
Рабочая программа по краеведению для 5 класса
Программа предназначена для изучения родного края и привития любви к малой родине...
Рабочая программа Историческое краеведение 8 - 9 классы
Пояснительная записка, содержание, цели и задачи, тематическое планирование....