Технологическая карта внеурочного занятия «Память о русских исследователях Арктики в топонимике нашего города (на примере улицы Петра Петровича Ширшова)»
план-конспект занятия по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Меркулова Галина Петровна

Цели занятия: 1.      образовательная: определить   истоки становления будущего гидробиолога П.Шишова,  его вклад в развитие гидробиологии и океанографии

2.      развивающая:  формировать навыки создания проекта, исследовательской работы с текстом; формировать навыки  устного выступления – защиты созданного материала; формировать умение выделять главное в прослушанном при оформлении  информационного маршрутного листа; формировать умения находить правильный вариант ответа из нескольких предложенных, используя  индивидуальные карты с с QR-кодами.

воспитательная: воспитывать интерес к научной, исследовательской деятельности  и личной жизненной истории П.П. Ширшова; воспитывать чувство патриотизма учащихся, уважение к его наследию  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx35.97 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no1.doc2.99 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no2.doc108.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenieno3.doc1.15 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no4.doc2.38 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no5.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no6.doc87 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no7.doc275 КБ

Предварительный просмотр:

Меркулова Галина Петровна,

учитель  русского языка и литературы высшей категории

МАОУ «СОШ №15 г Челябинска»

Технологическая карта  внеурочного занятия

Тема

«Память  о русских исследователях Арктики в топонимике нашего города (на примере улицы Петра Петровича Ширшова)»

Класс

8-в профильный социально – экономический класс

Тип  занятия

Погружение в новый материал

Цель   занятия

  1. образовательная: определить   истоки становления будущего гидробиолога П.Шишова,  его вклад в развитие гидробиологии и океанографии
  2. развивающая:  формировать навыки создания проекта, исследовательской работы с текстом; формировать навыки  устного выступления – защиты созданного материала; формировать умение выделять главное в прослушанном при оформлении  информационного маршрутного листа; формировать умения находить правильный вариант ответа из нескольких предложенных, используя  индивидуальные карты с с QR-кодами.
  3. воспитательная: воспитывать интерес к научной, исследовательской деятельности  и личной жизненной истории П.П. Ширшова; воспитывать чувство патриотизма учащихся, уважение к его наследию  

Планируемый результат

Личностные УУД: мотивация к творческой  деятельности и сотрудничеству; принятие норм и правил ответственного поведения;

Регулятивные УУД:  целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме создания продукта деятельности, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии;

Познавательные УУД:  работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; умение анализировать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы;

Коммуникативные УУД: умение создавать устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение сотрудничать в группе.

Основные понятия

Краеведение, топонимика,  экспедиции, полярники, летчики, полярная станция, дрейфующие льдины, Северный полюс, гидробиология,  океанограф…

Межпредметные связи

История, литература, кино…

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Раздаточный  информационный материал для каждой группы

- Индивидуальные  карточки с QR-кодами,  распечатанные из приложения  Plickers

- Индивидуальный маршрутный информационный  лист для заполнения сведений по теме  внеурочного занятия

- Цветная бумага, клей, ножницы, листы  А9 для каждой группы

Организация пространства

Работа в группах

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке

ПК, приложения Plickers, телевизор,  раздаточный  информационный материал  для каждой группы,  индивидуальные карточки с QR-кодами;

Программа онлайн таймер по отслеживанию затраченного времени на выполнение работы и на ее  представление https://onlinetimer.ru/#!/timer/2018-05-27T05:11:54.448Z/2018-05-27T05:11:54.448Z/forward/0/2/100/t/run/

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Содержание урока

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на занятие

Формулировать правила поведения

на уроке

и

аргументировать их. 

Проводить инструктаж, настраивать 

детей

на

работу

Друзья мои, я очень рада войти в приветливый наш класс

и для меня одна награда- сиянье ваших умных глаз

Я знаю, в классе каждый гений

Скрестим же шпаги наших мнений

Мы ВМЕСТЕ сочиним урок

Внимание на экран!

Принцип психологической комфортности

УУД:

  • Регулятивные (волевая саморегуляция)
  • Личностные (мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству)

2.Введение темы урока, формулировка проблемы, постановка цели, задач урока. Погружение в проект.

Цель - развивать умение прогнозировать деятельность, ставить перед собой задачи для достижения цели; развивать аналитические умения.

Формулируют проблему, тему, цели урока

Помогает учащимся сформулировать проблему, цель и задачи урока,

Вносит необходимые коррективы

Просмотр фрагмента  из фильма

видеофильма «Русские исследователи полярных широт»

https://www.youtube.com/watch?v=P1vr79vl2N8

- Ребята, почему сегодня  возникла необходимость  установления Дня  полярника в 2013 году?

- Попробуем сформулировать проблему,  начиная ее словами «Как», «Каким образом», «Как удалось ученому»

 

Дети  предлагают варианты и выстраивается  своеобразный план занятия: с какими событиями  связано появление Дня полярника? Кто принимал участие в первой дрейфующей станции? Какими качествами, чертами характера обладали участники экспедиции?  В связи с какими событиями в нашем городе    появилась улица П.П. Ширшова?

  • Какой общей темой объединены  данные слова
  • Как цель сформулируем  для работы на уроке?

(научиться анализировать поэтическое произведение, овладевать навыками анализа поэтического текста)

Сформулируем тему  внеурочного занятия

УУД:

  • Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)
  • Коммуникативные (построение речевых высказываний)
  • Личностные (смыслообразование)

3.Работа над проектом. Изучение нового материала.

Цель –  научиться работать в группе; развивать навык исследовательской работы с текстом; развивать навык характеризовать героя произведения по его портретной характеристике, по поступкам и поведению в рассказе, научиться выявлять мотивы поступков героев, определять характеры героев.

Работать с       текстовой информацией, преобразовывать её, анализировать

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его, приводя цитаты из текста в качестве доказательства

Организовать групповую работу по решению проблемы, изучению темы,

вовлекать в

обсуждение проблемных вопросов

Консультировать при необходимости

Обеспечить

контроль и помощь

за выполнением

задания

Выбор за вами, какую  подтему вы сегодня будете освещать  и  представлять методом свободного выбора информационного материала

Условие:  выполнение условия работы в группах, они традиционны,  предусматривают

  • распределение ролей в группе
  • создание продукта
  • представление результата работы в течение двух минут

 Выбор  осуществляется под руководством учителя:

(Приложение №1: информационный материал  

для каждой группы)

1 группа - Становление профессионального дня исследователей 

2 группа  -    Петр Петрович Ширшов: детские годы, его мечты

3 группа  - Петр Петрович Ширшов: обучение, образование

4 группа -     Первые экспедиции

5 группа -     Экспедиция на «Сибирякове»

6 группа  -    Поход «Челюскина»

7 группа  -    Последние годы жизни

8 группа – задание – Память о П. П. Ширшове

                В добрый путь!

 В вашем распоряжении 7-10 минут.

Влючаю онлайн таймер  

(Приложение №2: отбор материала и его  оформление  по  выбранной подтеме)

УУД:

  • Коммуникативные (адекватное понимание информации письменного сообщения; умение воспроизводить прослушанный текст с заданной степенью свёрнутости; построение речевых высказываний)
  • Личностные (активность участия в обсуждении)

4.Презентация результатов.

Цель — развивать навык грамотно и красиво излагать свои мысли; развивать навык публичного выступления; научиться отвечать на вопросы грамотно и корректно; развивать навык представлять результаты своей деятельности в наглядной форме.

Презентовать результат групповой деятельности

демонстрировать продукт проектирования

Осуществить экспертную оценку качества презентации

Оценить результат проектной деятельности по предъявленным критериям

- Итак, время истекло. Прошу вас представить нам результаты своей деятельности:

каждый в группе отчитывается   о ходе исследования

- Прежде чем приступить к защите созданного проекта, обращаю ваше внимание: каждый из вас получил информационный маршрутный лист.

В то время когда одна из групп защищает свой проект, ваша задача – коротко записывать основные моменты по теме исследования.

(Приложение №3: заполнение информационного,

маршрутного листа)

Прошу работать всех активно и  увлекательно

При необходимости и желании каждый из вас может дополнять выступающих.

Каждый раз включаю таймер

1 группа   -  Установление профессионального дня исследователей 

2 группа  -    Петр Петрович Ширшов: детские годы, его мечты

3 группа  - Петр Петрович Ширшов: обучение, образование

4 группа -     Первые экспедиции

5 группа -     Экспедиция на «Сибирякове»

6 группа  -    Поход «Челюскина»

7 группа  -    Последние годы жизни

8 группа – задание – Память о П. П. Ширшове

 (Приложение №4: представление проекта каждым учеником из группы +  размещение его на доске)

УУД:

  • Коммуникативные (построение речевых высказываний; умение публичного выступления);

  • умение участвовать в беседе;

  • умение анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

  • Личностные (активность участия в обсуждении; социальная значимость полученных результатов)

5.Викторина по теме внеурочного занятия

Усвоение материал.

Цель – усвоение материала, дать оценку собственной деятельности

Определиться с предложенными вариантами ответов, выбрать наиболее подходящий и занести в маршрутный лист

Провести викторину

с использованием

приложения  Plickers

Приложение №5: викторина «День полярника. Имена, навеки вписанные в арктическую историю» внесена в Приложение    Plickers

Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени. Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.

Нажимаем на первый вопрос. Вот тут впервые происходит «магия»: как только вы выбрали вопрос на вашем мобильном телефоне, он автоматически отображается на проекторе через режим Live view. То есть вам не нужно находиться у компьютера и переключать что-либо — всё управление ведётся с телефона.

Дети читают вопрос и поднимают с карточки с вариантами ответа. Учитель нажимает кнопку Scan внизу экрана и попадает в режим сканирования ответов.

Приложение №6. Викторина с использованием новых технических методов учебного занятия  -  с помощью приложения Plickers

Критерии оценивания:

«5» - 10 баллов, «4»- 8-9 баллов,  «3» - 5-7 баллов.        

Количество баллов_________  Отметка________

Приложение №7. Результаты проведённой викторины  по теме  «День полярника. Имена, навеки вписанные в арктическую историю». Автоматический  подсчет в приложении Plickers

УУД:

  • Регулятивные (контроль и коррекция в форме сличения с эталоном; самооценивание своей деятельности; оценка того, что сделано)

6.Подведение итогов урока. Оценивание.

Цель – подвести итоги урока, обобщить сказанное на уроке, сделать выводы по беседе; дать оценку деятельности группы в целом.

Произвести само- и взаимооценивание результатов деятельности по  заданным критериям

найти ошибки и несоответствия результата и намеченной цели

Осуществить вместе с учащимися рефлексивный анализ деятельности по заданным критериям

- Итак, ребята, мы с вами закончили защиту своих работ. Давайте же вернёмся к нашей проблеме, которую мы сформулировали в начале урока и положили в основу проекта. Как звучала проблема?

- Какую роль сыграл  П.П. Ширшов в становлении океанографии и гидробиологии нашей страны?  Какие черты характера ему в этом помогли? Какое образование он получил? Как его личная судьба отразилась на его научной деятельности?

Что вы  усвоили и какие выводы можете сделать по данной проблеме, исходя из полученных данных? Прошу обсудить минутку в каждой группе и дать свой ответ.

- Теперь прошу капитанов команды оценить работу своей группы по предложенным критериям:

1. Достигла ли группа цели проектной деятельности? Всё ли получилось?

2. В чём испытали трудности?

3. Все ли участники группы были активны?

4. Дайте оценку работе группы (слаженно, дружно, добросовестно, чувствовалось ли, что работаете вместе)

УУД:

  • Коммуникативные (построение речевых высказываний)

  • Регулятивные (контроль и коррекция в форме сличения с эталоном; самооценивание своей деятельности; оценка того, что сделано)

7.Домашнее задание.

Цель –

 формирование навыков культуры индивидуального (группового) учебного труда; убедить в посильности выполнения домашнего задания

Работать

с информацией

Включить

учащихся

в запись домашнего задания

-  Ознакомление  с материалами  следующей  темы внеурочного занятия

 

УУД:

  • Регулятивные (прогнозирование, планирование)

8. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итоги собственной деятельности на уроке, оценить свою работу.

Осуществлять рефлексию

Формулировать собственное мнение и аргументировать его

- Ребята, все ли довольны своей работой на уроке?

- Какие открытия вы сделали сегодня для себя?

УУД:

  • Регулятивные (оценка и самооценка)
  • Личностные (способность к рефлексии)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение №2.

Работа в группах: обучающиеся  8в социально – экономического класса отбирают материал, оформляют по  выбранной подтеме.    

Фотографии из архива автора работы


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение №5.  Викторина «День полярника. Имена, навеки вписанные в арктическую историю».

1. Петр Петрович  Ширшов: детские годы, мечты

А. прозвище Пэ Пэ- старший,  отец- книголюб, лодка "Бобырь"

В. прозвище Пэ Пэ- младший, мечта о путешествиях (это правильный вариант ответа)

2. П. П. Ширшов: обучение, образование

А. Биофак Днепропетровска

В. Биофак Одесского института народного образования

С. Соц-ист фак-т Днепропетровска, биофак Одесского института народного образования (это правильный вариант ответа)

3. П.П. Ширшов: первые экспедиции

А. В 1930 году возглавил ботаническую экспедицию АН СССР на Кольский полуостров (это правильный вариант ответа)

В. В 1935 году возглавил ботаническую экспедицию АН СССР на Кольский полуостров

4. П.П. Ширшов: экспедиция на «Сибирякове»

А. Целью экспедиции было впервые пройти весь Северный морской путь северо-восточным проходом в один навигационный сезон

В. 1932 год, Ледокольный пароход “ Сибиряков “, во главе экспедиции стоял профессор О.Ю.Шмидт

С. “Сибиряков” вышел из Архангельска 28 июля 1932 года, во главе экспедиции стоял профессор О.Ю.Шмидт (это правильный вариант ответа)

5. П. П. Ширшов: поход «Челюскина»

А. капитан Воронин, увидав “Челюскин” в первый раз, сказал: “Не счастливый будет корабль!”

В. “Челюскин” вышел из Ленинграда 16 июля 1933 года.

С. “Челюскин” вышел из Ленинграда 16 июля 1933 года. Экипаж – 52 человека, экспедиционный состав – 29 человек... (это правильный вариант ответа)

6. Катастрофа случилась 13 февраля 1934 года. Началось самое сильное сжатие. Корабль  разрезало льдом. Люди сбрасывали на лед все. Радист Кренкель дал свою последнюю радиограмму.

А. Экспедиция  "Сибиряков"

В. Экспедиция  "Челюскин"(это правильный вариант ответа)

7. Новый этап экспедиции – жизнь на дрейфующих льдах: строили бараки, ставили палатки, выпускали газету ”Не сдадимся!”,  лекции по  физике, изучали немецкий язык...

А. После гибели корабля "Сибиряков"

В. После гибели корабля "Челюскин"(это правильный вариант ответа)

8. П.П. Ширшов получил свой первый орден - орден Трудового Красного знамени.

А. за экспедицию “Сибиряков” (это правильный вариант ответа)

В. за экспедицию "Челюскин»

9. П. П. Ширшов: государственный деятель

А. Министра морского флота

В. Министра морского флота,  один из организаторов и первый директор Института океанологии  СССР

С. Министра морского флота,  один из организаторов и первый директор Института океанологии  СССР, председатель Тихоокеанского научного комитета (это правильный вариант ответа)

10. Назовите дату установления профессионального праздника Дня ПОЛЯРНИКА

А. 25 апреля 2013    

В. 21 мая 2013 (это правильный вариант ответа)

С. 25 мая 2013

Д. 21 апреля 2013

11. Рефлексия. Интерес к изучению темы

А. Для меня форма проектной деятельности дает возможность больше  узнать   информации при  погружении в тему

В. Во мне пробудилось с особой остротой чувство  патриотизма и гордости при знакомстве с  жизнью и деятельностью П.П. Ширшова   С. Я горжусь тем, что наша школа №15 расположена на ул. Ширшова, гидробиолога и исследователя Северных широт

Д. Мне было интересно работать, и спасибо за возможность узнать новую страницу в истории изучения Арктики



Предварительный просмотр:

Приложение №6.

Викторина с использованием новых технических методов учебного занятия  -  с помощью приложения Plickers

Фотографии из архива автора работы



Предварительный просмотр:

Приложение №7.

Результаты проведённой викторины  по теме

 «День полярника. Имена, навеки вписанные в арктическую историю»

Автоматический  подсчет в приложении Plickers


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Улицы нашего города. Улица Литейная"

В течение 2011/12 учебного года был разработан и реализован учебный проект «Улицы нашего города». В нём принимали участие обучающиеся 8 класса, занимающиеся в объединении «Нафаня». Цель проекта: выявл...

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий. Тема: Коллективная работа: Улица нашего города.

Методическая разработка занятия, с презентацией. На занятии использовались следующие современные технологии: Коллективная деятельность, здоровьезберегающая, игровая, информационно-коммуникативная техн...

"Улицы нашего города. Улица Советская. Брежинский колодец"

Данный материал представляет собой разработку экскурсионного маршрута по улицам г. Льгова Курской области. Маршрут разработан группой обучающихся творческого объединения "Нафаня" под руководством педа...

Презентация к уроку памяти "Люби и помни славное прошлое нашего города - Абакана!" Гильдебрандт В.А.

Урок-Памяти  разработан в форме игры "Поле Чудес"составил учитель английского и немецкого языка Гильдебрандт Виктория АлександровнаМБОУ СОШ № 5г. Абакан РХ...

Внеклассное мероприятие в 5 классе по русскому языку «Улицы нашего города»

Конспект внеклассного мероприятия «Улицы нашего города»Цели: ознакомить учащихся с понятием «топонимика», научить различать топонимы, урбанонимы, годонимы; установить значение ...

Конспект интегрированного занятия "Их героические имена носят улицы нашего города. Георгий Дмитриевич Костылев" (для детей старший и подготовительной группы ЗПР)

Цель: продолжать формировать чувство гордости за  соотечественников,  защищавших нашу Родину во время Великой Отечественной войны.Задачи:Обучающая:через организацию интегрированного занятия ...

Технологическая карта занятия по русскому языку на тему «Безличные глаголы» (1 часть)

Тип занятия: урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности).Цель для учителя: ознакомление учащихся с понятием «безличный глагол», с лексическими группами безлич...