Элективный курс "Пушкин в Нижнем Новгороде"
элективный курс по краеведению по теме

Макарова Елена Владимировна


Программа элективного курса по литературному краеведению рассчитана на 17 часов. Курс рассказывает о связи русского поэта Александра Сергеевича Пушкина с Нижегородским краем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пушкин в Н.Новгороде26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

"Пушкин в Нижнем Новгороде"

                                                                                             Макарова Елена Владимировна

                                                                                    учитель русского языка и литературы

Курс «Пушкин в Нижнем Новгороде» является частью Программы по профессиональной ориентации обучающихся и включает в себя элементы таких учебных дисциплин, как «Литература», «История России» и «Историческое краеведение». Данный курс рассчитан на одну учебную четверть в 8 -11-x классах гуманитарного и филологического профиля для углубления знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина, о времени его пребывания на Нижегородской земле, для закрепления знаний по литературоведению.

Курс предполагает посещение музея А.С. Пушкина (пл. Минина) и экскурсию по маршруту Б. Покровка – пл. Минина – Кремль – ул. Рождественская – ул. Б. Печерская – территория Нижегородской ярмарки, т. е. однодневную поездку в г. Н. Новгород (в каникулы).

Краеведческое содержание курса призвано завершить формирование у старшеклассников представления о личности всемирно известного поэта. Учащиеся знакомятся с фактами пребывания А.С. Пушкина в Нижегородской губернии. Также в рамках курса предполагается дать сведения о декабристах – нижегородцах.

Главной задачей учебного аспекта курса «Пушкин в Нижнем Новгороде» является систематизация, обобщение и дальнейшее закрепление материала по теме «А.С. Пушкин: жизнь и творчество» в рамках учебных дисциплин «Литература» и «Литературное краеведение», «Историческое краеведение», закрепление литературоведческих понятий.

Культуроведческий аспект курса предполагает расширение знаний об архитектуре и исторических местах Нижнего Новгорода и области (с. Б. Болдино)

Историческая справка:

Имя поэта теснейшим образом связано с Нижним Новгородом и Нижегородской землей. Всем известно с. Большое Болдино, своеобразная «литературная столица» России, где когда-то раскрылся, а точнее проявился талант Пушкина.

В Нижнем Новгороде поэт побывал один раз, осенью 1833 года. Два неполных дня (2-3 сентября) пробыл он в городе, где его губернатор Бутурлин принял за ревизора. Этот сюжет он позднее подарит Н. Гоголю. Был в Кремле, в архиве и Спасо-Преображенском Соборе – поклонился праху Кузьмы Минина, в ополчении которого был его предок Гаврила Пушкин.

Род Пушкиных тесно связан был с нашим краем с глубокой древности. Ржевские – Приклонские – Чичерины – Пушкины: эти имена встречаются в архивных нижегородских документах. Заглянул А.С. Пушкин и на Нижегородскую ярмарку, описание которой он дал три года ранее в романе «Евгений Онегин». До этого он лишь слышал о ярмарке, теперь побывал, но попал под закрытие ее и оставила она впечатление «бального разъезда, когда карета Гончаровых уже уехала».

О курсе

Данный элективный курс предназначен для работы в 8 - 11 классах. Занятия проводятся один раз в 2 недели в течение одного учебного года. Предполагается чтение лекций, проведение практических (семинарских) занятий и итоговый контроль знаний учащихся. Курс рассчитан на 17 часов и завершается зачетом.

Общие понятия, употребляемые при изучении курса

  1. Биография и автобиография. Генеалогическое древо.
  2. Роды литературы. Эпос, лирика и драма. Их различия в зависимости от позиции автора по отношению к изображаемому материалу. Различные жанровые формы внутри родов. Роман, повесть, рассказ, поэма. Комедия и трагедия в драме. Лирическая поэма, стихотворение в лирике. Эпистолярный жанр и его развитие в 19 веке.
  3. Художественный образ, троп – особая форма отражения действительности, «магический кристалл» (А.С. Пушкин), трансформирующий явление жизни. Понятие о метафоре и эпитете.
  4. Тема произведения как его концентрированное содержание. Идея – основная мысль произведения.
  5. Построение художественного произведения. Понятие о композиции, завязке, кульминации и развязке. Сюжет произведения как «цепочка причин и следствий» (Б.В. Томашевский). Фабула.
  6. Архивы, архивные документы.
  7. Музей, музей-заповедник.

Программа курса

Тема

Занятия, ч

теория

практика

всего

1. Краткая биография поэта. Исторические корни рода Пушкиных

1

1

2

2. Нижний Новгород начала 19 века. Двухдневное пребывание поэта в городе. Нижний глазами поэта

2

2

4

3. Нижний глазами поэта

4. Первая поездка в Б. Болдино: Болдинская осень 1830 года.

1

1

2

5. Анализ «Маленьких трагедий»

1

1

2

6. Письма Пушкина Н. Гончаровой

1

1

2

7. Поездка Пушкина в Б. Болдино в 1833 г.

1

1

2

8. Осень 1824 года в Б. Болдино. «Сказка о золотом петушке»

                    1

1

9. Зачет по итогам курса

1

1

1

Всего

8

9

17

Содержание занятий

1. 1) Краткая биография поэта. 2) Исторические корни рода Пушкиных - 2 часа (лекция и семинар).

2, 3. Нижний Новгород в начале XIX века. Пребывание Пушкина в Нижнем Новгороде. Описание маршрута поэта по Нижнему Новгороду. Упоминание о декабристах В.А. Давыдове, А.И. Якубовиче, А.З. Муравьеве и Е.П. Оболенском, которые останавливались в гостинице Деулина. Архитектурные достопримечательности и культурные центры Нижнего Новгорода, которые посетил поэт. Макарьевская ярмарка в романе в стихах «Евгений Онегин» – 4 часа (2+2(презентации, буклеты, маршрутные карты, анализ отрывков из художественных произведений и писем А.С. Пушкина)

4. Болдинская осень 1830 года — наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина. Затворничество в имении Большое Болдино из-за объявленного холерного карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой. За это время завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написана поэма «Домик в Коломне», стихотворения «Элегия», «Рифма», «На перевод Илиады», «Труд», «Прощанье», «Заклинание», «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы», «Два чувства дивно близки нам…» - 2 часа (лекция и анализ произведений).

5. Один из шедевров мировой литературы - «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина — цикл коротких пьес для чтения, который состоит из четырех произведений: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

 - 2 часа (просмотр отрывков экранизаций пьес с последующим анализом).

6. Личность Натальи Николаевны Гончаровой, супруги Александра Сергеевича Пушкина. Письма А.С. Пушкина из Б. Болдино будущей супруге представляют чрезвычайный интерес. Письма могут рассказать многое и об авторе писем, и об адресате, их отношениях, мыслях, чувствах.... - 2 часа.

7. Пушкин провёл в Болдине октябрь 1833 года, причём в этот раз он написал почти так же много произведений: поэмы «Медный всадник» и «Анджело», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму» и ряд стихотворений, а также закончил «Историю Пугачёва». - 2 часа (лекция и практическая работа).

8. Осенью 1834 года Пушкин снова довольно долго прожил в Болдино, но написал всего одно произведение: это была «Сказка о золотом петушке» (это самая загадочная сказка, написанная поэтом, поэтому читаем ее внимательно и анализируем образы героев и художественные особенности) - 1 час.

9. Зачет по итогам курса в форме творческой работы и теста. Рефлексия по итогам курса - 2 часа.

По согласованию с администрацией школы и с родителями учащихся – поездка в г. Нижний Новгород.

Рекомендованная литература

1. Болдинская осень. Стихотворения, поэмы, маленькие трагедии, повести, письма, критические статьи, написанные А. С. Пушкиным в селе Болдине Лукояновского уезда Нижегородской губернии / Составитель Н. В. Колосова. Сопроводительный текст В. И. Порудоминского и Н. Я. Эйдельмана. Предисловие и научная консультация Т. Г. Цявловской. — М.: Молодая гвардия, 1974.

2. Ахматова А. Болдинская осень (8-я глава «Онегина<»>) // Ахматова А. О Пушкине: Статьи и заметки. — Л., 1977.

3. Беляк Н. В., Виролайнен М. Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории: (Судьба личности — судьба культуры) // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1991. — Т. 14. — С. 73—96.

4. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826—1830). — М.: Советский писатель, 1967. — 723 с.

5. Головин В. В. «Барышня-крестьянка»: почему Баратынский «ржал и бился» // Русская литература. — 2011. — № 2. — C. 119—135.

6. Елифёрова М. Шекспировские сюжеты, пересказанные Белкиным. Почему «ржал» Баратынский? // Вопросы литературы. 2003. № 1.

7. Краснобородько Т. И. Болдинские полемические заметки Пушкина: (Из наблюдений над рукописями) // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1991. — Т. 14. — С. 163—176.

8. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя // Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 21—184.

9. Смольников И. Ф. Болдинская осень. — Л.: Детская литература, 1986. — 142 с.

Список литературы по курсу

- сборник стихотворений А.С. Пушкина (в любом издании)

-сборник сказок А.С. Пушкина (в любом издании)

-сборник прозаических произведений А.С. Пушкина (в любом издании)

-драматические произведения А.С. Пушкина (в любом издании)

- Путеводитель по Нижнему Новгороду

Интернет-ресурсы

http://letopisi.org/index.php

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.boldinomuzey.ru/

http://www.hist.nnov.ru/push/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ экспериментальной работы по английскому языку в МБОУ СОШ № 172 Московского района г. Нижнего Новгорода (2007-2012 год)

Современные родители не могут не понимать необходимости знания иностранного языка в наши дни, так как «происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, в средствах коммуникации (использование...

Тулупова О.В. Нижний Новгород, НИРО Профессиональная педагогическая позиция современного учителя

Тулупова О.В.Профессиональная педагогическая позиция современного учителя...

Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода"(на анг.)

Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода" на английском языке. Может быть использована как на уроке, так и как тематический классный час....

Презентация "Знакомство с Нижним Новгородом"

Презентация "Знакомство с Нижним Новгородом" может быть востребована на уроках краеведения  или в  проведении внеклассных мероприятий....

Урок-презентация. Образ метели в повести А.С. Пушкина "Метель". Учитель МБОУ СОШ №74 Шерстянкина Л.Л. г. Нижний Новгород.

Данный урок развивает творческие способности, мышление учащихся. Тип урока: мастерская, интегрированный,  с использованием ИКТ. Задачи: формирование аналитических навыков при работе с текстом. Ра...

«Французский след» на улицах Нижнего» Методическая разработка экскурсии по Нижнему Новгороду

Цель нашей экскурсии –повысить интерес к истории Нижнего Новгорода и к истории нашей страны не только учеников гимназии но и французских гимназистов и туристов .Актуальность этой тематики в том.что на...

Классный час: Путешествие по "старому" Нижнему: Нижний Новгород 800+.

Классный час: Путешествие по "старому" Нижнему: Нижний Новгород 800+....