Программа ВНД по краеведению.
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему
Программа ВНД по краеведению для 5-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vnd_po_kraevedeniyu.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В целях углубленного изучения школьниками истории своей семьи, родословных, истории своего родного края, мы предлагаем программу внеурочной деятельности «Краеведение». Программа курса разработана на основе авторской программы Хертек С.С. «Краеведение».
Данная программа составлена для учащихся 5-7х классов. Всего часов-34, в неделю-1 час.
Цели и задачи данного курса: изучение семейно-родственных отношений тувинцев в комплексе с родословными для сохранения преемственности поколений; воспитание в духе знания народных традиций и обычаев; воспитание любви к родине – патриотизма через понятия «малая родина»; «родовые земли предков» и т. д.; объяснение значения родственников и родственных связей для человека и необходимости знания родословной семьи и рода каждым нормальным человеком; обучение умению правильно составлять и оформлять родословные семьи и рода.
Содержание программы:
1. Введение. 1ч
2. Понятие о родословной. Генеалогия как наука изучающая происхождение семей и родов. Способы составления родословных. Значение родословных. Понимание родословной тувинцами .2 ч
3. Понятие о роде. Особенности тувинского рода. 2ч
4. Понятие о родстве. Виды и степени родства у тувинцев (прямые кровные родственники – мать, отец, сестра, брат, двоюродные сестры и братья, дядя, дедушки, бабушки и т. д.) боковые близкие родственники – дальние родственники. Родня по матери. Родня по отцу. 2ч
5.Термины родства у тувинцев и ее особенности. 2ч
6.Традиции и обычаи уважительного отношения к родственникам. Почитание старших. Отношение к женщине. Забота о сиротах. 2ч
7.Традиции и обычаи для сохранения преемственности поколений (усыновление ребенка, обычай родственников гостить друг у друга, обычай «назын дилээр» и т. д.). 2ч
8. Звщита проектов «Моя родословная». 1ч
9. Понятие о родоплеменных группах. Родоплеменные группы тувинского народа – Хертек, Салчак, Иргит, Кужугет… История их происхождения и расселения.6ч
19. Родовые земли – гора, озеро, река, аржааны, и т. д.). Традиции и обычаи родоплеменных групп по сохранению биоразнообразия родовых земель. Поклонение фамильному дереву родоплеменной группы. 2ч
20. Родоплеменные группы в Бай-Тайгинском кожууне РТ. Их происхождение и расселение 2ч.
21.Защита проектов по темам: «Знаменитые люди моей родоплеменной группы. Их дела и поступки – пример для подражания». «Происхождение моей родоплеменной группы». «Легенды и предания о происхождении родоначальника моего рода, племени». «Какие сведения есть, в литературе о моих родственниках, предках?» 4ч.
Зачет -2ч
По завершении данного курса, ребята должны представить свои проекты (родословные, которые составлялись в течение всего курса обучения, другие проектные работы) в качестве зачетной итоговой работы. Родословные должны быть максимально информированными, расширяющиеся вправо и влево, и оформлены правильно и творчески.
Таким образом, научить школьников графически изображать родословную своей семьи представляется важным и необходимым. Потому что родословные позволяют хранить память о предках, что само по себе достойно внимания, и тем самым мы позволяем детям осознать ответственность перед прошлым поколением и сохранить преемственную связь с ним.
Календарно-тематический план
№ | Название тем | Кол. часов | Сроки |
1 | Введение Понятие о родословной. Генеалогия как наука изучающая происхождение семей и родов. Способы составления родословных. Значение родословных | 1 2 | |
2 | Понимание родословной тувинцами | 2ч | |
3 | Понятие о роде. Особенности тувинского рода. | 2ч | |
4 5 6 | Понятие о родстве. Виды и степени родства у тувинцев (прямые кровные родственники – мать, отец, сестра, брат, двоюродные сестры и братья, дядя, дедушки, бабушки и т. д.) боковые близкие родственники – дальние родственники. Родня по матери. Родня по отцу. Термины родства у тувинцев и ее особенности. Традиции и обычаи уважительного отношения к родственникам. Почитание старших. Отношение к женщине. Забота о сиротах. Традиции и обычаи для сохранения преемственности поколений (усыновление ребенка, обычай родственников гостить друг у друга, обычай «назын дилээр» и т. д.). Защита проектов | 2ч 2 2 2ч 1ч. | |
8 9 | Понятие о родоплеменных группах. Родоплеменные группы тувинского народа – Хертек, Салчак, Иргит, Кужугет… История их происхождения и расселения. Родовые земли – гора, озеро, река, аржааны, и т. д.). Традиции и обычаи родоплеменных групп по сохранению биоразнообразия родовых земель. Поклонение фамильному дереву родоплеменной группы. Родоплеменные группы в Бай-Тайгинском кожууне РТ. Их происхождение и расселение | 6ч 3ч 2 | |
10 | Защита проектов по темам: Знаменитые люди моей родоплеменной группы. Их дела и поступки – пример для подражания. Происхождение моей родоплеменной группы. Легенды и предания о происхождении родоначальника моего рода, племени. Какие сведения есть, в литературе о моих родственниках, предках | 5ч | |
11 | Зачет | 2ч | |
ИТОГО: | 34ч |
Список литературы:
- Биче-оол С. М. Традиционные брачно-семейные отношения тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве /Автореферат. – Л., 1974.
- Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки – М., 1961.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика.– И., 2000.
- История Тувы – М., 1964.– Т. 1.
- Кенин-Лопсан М. Б. Тыва чоннун бурунгу ужурлары – К., 1994.
- Кенин-Лопсан М. Б. Тыва чанчыл. – К., 1999.
- Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. – И., 1951.
- Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре. – К, 2001.
- Кужугет А. К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев. – К., 2002.
- Монгуш М. В. История буддизма в Туве.– Новосибирск, 2001.
- Ондар У. К. Как составлять родословные. Учебно-методическое пособие. – К., 2001.
- Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. – М., 1969.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярощевского. – М., 1990.
- Салчак К. Б., Салчак Л. П. Тыва улусчу педагогиканыц хожулдези. – К., 1970.
- Сердобов Н. А. история формирования тувинской нации – К., 1970.
- Тувинско-русский словарь. – М., 1968.
- Чулдум Ч. М. Улусчу педагогикага ажыглаар чамдык состернин, ужурларныц чижек тайылбыры. – К., 1999.
- Вайнштейн С. И. Личные имена, термины родства и прозвища тувинцев // Ономастика – М., 1969.
- Дажы-Норбу Ч. Потомки хозяина тайги //Тува XX век. Народная летопись –К., 2001.
- Дьяконова В. П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов. //Традиционное воспитание детей у народов Сибири. –Ленинград, 1988.
- Самдан З. Б. Тыва улустун аас чогаалында езу-чанчылдарны аныяктар кижизидилгезинге ажыглаары //Тыва улустун чанчылдары болгаш езулалдары. К., 1991.
- Куулар Д. С. О тувинских легендах преданиях //УЗТНИИЯЛИ. –вып. VII, 1959
- Маннай-оол М. Х. Обычаи тувинского народа //УЗТИПЛ –вып. XIX, 2002.
- Байыр-оол М. Торел билбеске тоорээр //Башкы, 2001. –№ 3.
- Монгуш Ч. XX век Генофонд народонаселения Тыва через призму родословных //Башкы, 2002. –№ 1.
- Ондар У. К., Лопсан А. Д., Бузур-оол А. А. Родословные – как учебный и научный материал в исследовании генофонда народонаселения Тыва //Башкы, 2001. № 2.
- Ондар У. К. Сохранение генофонда народонаселения Республики Тыва. //Башкы, 2003. № 2.
- Саая И. Исследование талантов по родословным //Башкы, 1999. № 1.
- Доваадор А., Доргул-торел, ха-дунма аразында хундулежип адажыры //Ленинчи Орук, 1992. –сент. 12.
- Донгак А. Торел салгалын канчаар санаарыл //Шын, 1995. –сент. 8.
- О. Сара. Тыва аажы-чанга кижизидээли //Шын, 1994, –май 17.
- Соскал А. Иванов кто Тюлюшу. //Содействие, 1993, № 1.
- Ховалыг М. Торел харылзаалар //Кадын, 1996, –№ 2.
- Хомушку Ч. Ог-буле болгаш доргул-торел терминнеринин дугайында демдеглелдер // Тыва Республика, 1990. –июль 14.
- Шаалы А. 9 угбашкынын тоогузу (Аймак торел дугайында //Шын, 1997. –июль 22.
- Чульдум Ч. Назын дилээри //Тыва Республика, 1996. –март 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному краеведению
Рабочая программа по литературе Забайкальского края...
Программа по Историческому краеведению
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» Возраст обучающихся: 14-15 лет Срок реализации программы: 1 год Курс содержит материалы по истории...
Программа по литературному краеведению Ульяновской области
Программа для 5-11 классов общеобразовательных школ по литературному краеведению Ульяновской области, разработанная УИПК ПРО в 2008 году...
Программа по литературному краеведению
Программа по литературному краеведению для 9 класса...
Программа по искусствоведческому краеведению, 8 класс
Программа разработана на основе программы "Узоры Тверского края" (Доскиевой Е.Н.) и программы "Музыкальное краеведение" (Волошиной). основа на краеведческом материале Тверской области....
Программа по технологическому краеведению (8 класс)
Программа разработана на основе книги Калмыковой Л. "Народное искусство Тверской земли"....
Программа по географическому краеведению Ульяновской области
Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...