Программа по Историческому краеведению
рабочая программа (краеведение, 8 класс) по теме
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Курс содержит материалы по истории Чудовского района, Новгородского края с древнейших времён до наших дней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_po_Istoricheskomu_kraevedeniyu_2.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
им. Н. А. Некрасова»
Рассмотрена на педагогическом совете школы №1 им. Н. А. Некрасова
Протокол №1 от 28.09.09
«Утверждаю»
Директор школы №1 им Н. А. Некрасова
___________________А. В. Машкова
«___»_____________2009 г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Историческое краеведение»
Авторы программы:
Шандер Т. И., Ольховский Э. С.,
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Педагог дополнительного образования: Шандер Татьяна Ивановна
Чудово
2009
Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность программы
Родная страна становится ещё дороже и родней, если знаешь её историю. Краеведческий материал повышает интерес школьников к предмету. Когда учащиеся узнают, что какое то историческое событие нашло отражение в истории родного города, района, области, то у них повышается интерес к истории вообще и истории родного края в частности. В школе №1 им Н. А. Некрасова есть многое для того, чтобы изучать краеведение. Созданы «Музей боевой славы», кабинет краеведения, собрана библиотечка книг по краеведению. Многие из книг подарены музею ветеранами войны и труда. В альбомах собраны все краеведческие публикации, сделанные в местной прессе. Знания по краеведению востребованы детьми.
Новизна, актуальность программы
Изучение краеведения в системе дополнительного образования осуществляется впервые, как эксперимент. Это особенно актуально в связи со знаменательной датой – 1150-летием Великого Новгорода. Чудовский край – это частица Великой Новгородской земли.
Появились новые книги, посвящённые этому событию. В Чудовской районной библиотеке состоялась презентация книг:
- «От Фонтанки до Званки», которая знакомит читателей с жизнью и творчеством Г. Р. Державина в Санкт-Петербурге и на Новгородской земле. Научный редактор С. М. Некрасов.
- «А. А. Аракчеев и Грузино». Автор В. Н. Папешин исследует малоизвестный период жизни графа Аракчеева, который владел имением Грузино, и превратил его в великолепный архитектурно-парковый ансамбль.
В 2012 году будет отмечаться другая знаменательная дата – 1150 лет зарождения Российской государственности.
Цель программы:
- дать знания по истории родного края;
- воспитание чувства уважения и привязанности к родному краю, чувства гордости своим краем, его историей и достопримечательностями.
Задачи:
- Обогатить знания по истории Великого Новгорода и Чудовского района (обучающие).
- Привить детям потребность посещать музеи Новгорода и Чудова.
- Способствовать накоплению учащимися печатных материалов по истории родного края (развивающие).
- Воспитывать любовь к родному краю (воспитывающие).
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 72 часа (56 часов – теоретические занятия, в т. ч. 3 часа – итоговое повторение, тестирование; 16 часов – практические занятия). Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся 14-15 лет.
Помимо теоретических занятий программа предусматривает экскурсии по родному краю, посещение музеев, походы к памятникам героев, экскурсии на предприятия города, встречи с интересными людьми.
Ожидаемые результаты
Изучив программу, ученики смогут участвовать в краеведческих олимпиадах, конференциях, в написании исследовательских работ; будут посещать музеи, приобретать книги по истории родного края.
Формы подведения итогов реализации программы:
- итоговое тестирование;
- решение и составление кроссвордов по различным темам;
- участие в краеведческих олимпиадах.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. | Вводный урок. Что такое краеведение? Виды краеведения. Историческое краеведение Первобытный строй на территории нашего края Ильменские славяне в древности Новгород Великий Происхождение Чудова На тракте почтовом. Село Ям-Чудово По седым водам Волхова (история судоходства по реке) Званский период в жизни Державина Усадьба графа Аракчеева в Грузино Военные поселения на территории нашего края Лермонтов М. Ю. в Селищинском военном городке Строительство железной дороги Петербург-Москва Некрасов Н. А. в Чудовской Луке Успенский Г. И. в Сябреницах Народовольцы в нашем крае Чудовский промышленный район на рубеже 19-20 веков Революционные события в нашем крае Чудовские предприятия в послереволюционный период Общественно-политическая жизнь Чудовского района в предвоенные годы События Великой Отечественной войны на территории нашей области и района. Герои земли Новгородской Новгородчина и Чудовский район в период восстановления и послевоенного развития Чудовский район на современном этапе Решение кроссвордов Составление кроссвордов Итоговое повторение Итоговое тестирование | 1 1 3 4 2 2 2 4 5 2 2 3 2 2 2 4 4 4 3 6 4 5 1 1 2 1 | 1 1 2 2 2 2 2 3 4 2 1 3 1 1 2 4 4 4 3 3 4 2 2 1 | 1 2 1 1 1 1 1 3 3 1 1 |
72 | 56 | 16 |
Содержание изучаемого курса
1. Первобытный строй на территории нашего края - 1 час (теория)
Появление на территории нашего края после отступления последнего ледника первобытных людей. Самая древняя в Новгородской области стоянка первобытного человека на р. Вельгия, (Боровичский район). Неолитические стоянки на территории Чудовского района. Характер обнаруженных предметов, орудий труда. Начало изготовления орудий труда из железа. Возникновение земледелия с появлением железных орудий труда. Разложение родового строя, появление больших семей.
2. Ильменские славяне в древности – 3 часа (2 – теория, 1- практика)
Расселение славян в долине реки Волхов и озера Ильмень. Основное занятие земледелие. Земледельческие системы и основные орудия труда. Городища. Религия. Жальники. Жальник в д. Рогачи - памятник истории. Отношения ильменских славян. Основание Новгорода. Версии происхождения названия города. Призвание Рюрика. Сущность норманской теории. Памятник «Тысячелетия России» в Новгороде. Роль Новгорода в составе государства - Древняя Русь. Князья Владимир 1-й и Ярослав Мудрый в Новгороде.
3. Новгород Великий – 4 часа (2 – теория, 2- практика)
Возникновение в Новгороде аристократической республики. Планировка Новгорода: стороны, концы, Кремль с Софийским собором. Юрьев и Антониев монастыри. Новгород, открытый археологами. А. Арциковский и В. Янин – руководители Новгородской археологической экспедицией. Новгород - центр ремесла и международной торговли. Купеческие компании. Иностранные торговые дворы в Новгороде. Колонизация северных земель. Пятины. Социальный состав населения Новгорода. Роль бояр в экономической и политическое жизни города. Высший орган и должностные лица Новгородской республики. Высокий уровень культуры и благоустройства в Новгороде. Высокий уровень грамотности населения. Берестяные грамоты. Особенности новгородской архитектуры. Присоединение Новгорода к Московскому государству при Иване 3-ем.
4. Происхождение Чудова – 2 часа (2 – теория)
Переписная оброчная книга Водской пятины 1500 г. Перечень деревень, впервые упомянутых в этой книге. Приближающийся 510-летний юбилей ряда чудовских деревень. Переписная оброчная книга Вотскоё пятины 1539 г. Первое упоминание деревень Чудово и Боровое, положивших начало нашему городу. Краткая их характеристика.
5. На тракте почтовом – 2 часа (2 – теория)
Возникновение почтового тракта Петербург-Москва. Чудово - ямское село. Особенности ямского промысла. Разновидности ямщиков и ездоков. Почтовая станция в центре села Чудово. Успенская и Троицкая церкви и другие достопримечательности села. Связь книги А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" с нашими местами. Реконструкция почтового тракта Петербург-Москва, превращение его в первоклассное шоссе. Троицкий мост через Кересть - памятник истории. Упадок ямского промысла после открытия движения но Николаевской железной дороге.
6. По водам седого Волхова – 2 часа (2 – теория)
Путь «из варяг в греки» - древний водный путь, проходивший через наш край. Волхов - водная артерия международной торговли Новгорода. Ушкуйники. Вышневолоцкая водная система, одним из звеньев которой является Волхов. Пороги на Волхове – препятствие для судоходства. Меры, которые предпринимались для улучшения судоходства на Волхове. Сиверский и Вишерский каналы. Типы судов, ходивших по Волхову, способы их передвижения. Характеристика судовых рабочих. Основной поток судов в сторону Петербурга. Невыгодность из-за порогов возвращения судов из Петербурга. Развитие судостроения в приволховских деревнях. Падение роли Вышневолцкой водной системы с открытием движения по Николаевской железной дороге.
7. Жизнь званская – 4 часа (3 – теория, 1- практика)
Званский период в жизни и творчестве поэта Г. Р. Державина. Описание державинской Званки. Дарья Алексеевна, жена поэта и другие постоянные обитатели Званки в летние месяцы. Стихотворения поэта, написанные в Званке. Державин и епископ Евгений. Смерть поэта в Званке, похороны его в Хутынском монастыре. Основание Званско-Знаменского монастыря на основе завещания Д.А. Державиной.
8. Усадьба графа Аракчеева в Грузино – 5 часов (4 – теория, 1- практика)
Доаракчеевская история Грузина. Версии относительно происхождения названия села. А. А. Аракчеев - владелец Грузинского имения, положительные и отрицательные стороны его деятельности. Крайняя противоречивость в его отношениях о крестьянами. Александр 1-й в Грузино. Обустройство Грузино по проектам выдающихся русских архитекторов Ф. И. Демерцова и В. П. Стасова. Творения в Грузино замечательных скульпторов И. Мартоса, С. Гальберга. Семёнова. Грузино - один из самых выдающихся архитектурно-парковых ансамблей первой половины 19в. Гибель усадьбы в годы Великой Отечественной войны.
9. Военные поселения на Волхове – 2 часа (2 – теория)
Цели, преследовавшиеся созданием военных поселений. Создание военных поселений в Высоковской волости на территории нашего района. Перевод государственных крестьян на положение поселённых хозяев, их сопротивление. Аракчеев - начальник военных поселений России. Строительство Селищенского штабного городка и ротных поселений 1-го округа военных поселений на Волхове. Графская дорога. Организация жизни, быта военных поселян. Причины их тяжёлого положения. Восстания военных поселян на Волхове. Ликвидация военных поселений. Селищенский военный городок - памятник истории первой половины 19 века.
10. Лермонтов в Селищах – 2 часа (1 – теория, 1- практика)
Перевод корнета М. Ю. Лермонтова с Кавказа в Селищенский военный городок, где был расквартирован Гродненский Гусарский полк. Прохождение военной службы. А. Арнольди и Краснокутский – офицеры, с которыми поэт близко сошёлся. Стихотворения и картины, созданные Лермонтовым в Селищенском военном городке.
11. Николаевская железная дорога – 3 часа (3 – теория)
Необходимость строительства железной дороги между Петербургом и Москвой. Почему дорога шла мимо Новгорода. Выдающийся инженер-путеец П. П. Мельников, проектировавший и руководивший строительством северного участка железной дороги, контора которого находилась в Чудово. Строительство железнодорожных (деревянных мостов через Волхов и Мсту. Выдающийся инженер-мостостроитель Жравский. Перестройка железнодорожных мостов в конце 70-х годов (замена деревянных ферм металлическими). Ииженер-мостостроитель Белелюбский. Тяжёлые условия труда в жизни строителей дороги. Открытие Николаевской железной дороги. Типы паровозов и вагонов, эксплуатируемых на дороге. Строительство Чудовского вокзала. Железнодорожные станции Чудово в Волхово. Значение Николаевской железной дороги для нашего края.
12. Пребывание Н. А. Некрасова в Чудовской Луке – 2 часа (1 – теория, 1 - практика)
Приобретение дома с наделом земли в Чудовской Луке. Стасть поэта к охоте. Некрасов и местные крестьяне. Егерь Миронов. Знаменитый Чудовский цикл стихотворений, созданных летом 1874 года. Создание после смерти поэта сельскохозяйственной школы его памяти. Создание в доме Некрасова музея, его посещение.
13. Жизнь и творчество Г. И. Успенского в д. Сябреницы – 2 часа (1 – теория, 1 - практика)
Произведения писателя, созданные на основе наблюдений и впечатлений, почерпнутых в нашем крае. Русские писатели, деятели культуры, народовольцы, побывавшие в гостеприимном доме Успенского. Создание в Сябреницах после смерти писателя школы его памяти. Деятельность В. С. Серовой по музыкальному просвещению крестьян в нашем крае. Попытка создания ею в д. Сябреницы крестьянской консерватории или хорового дома.
14. Народовольцы – 2 часа (2 – теория)
Наш земляк-народоволец А. В. Тырков, участник покушения на Александра 2-го. Сибирская ссылка в Минусинске. Встреча там с В. И. Лениным. Возвращение после ссылки в д. Варгежа. Посещение здесь в 1914 г. Тыркова английским писателем Гербертом Уэлсом. Распоряжение Ленина о материальной помощи семье Тыркова после раволюции. Бегство С. Л. Перовской от жандармов на станции Волхово (Соснинская Пристань). Пребывание в д. Сябреницы народоволок Антекман и В. Фигнер.
15. Чудовский промышленный район в конце 19 – начале 20 вв. – 4 часа (4 – теория)
Предпосылки создания фабричной промышленности в нашем крае. Отходничество крестьян. Крестьянские промыслы. Появление капиталистых крестьян. Первоначальное накопление капиталов. Старейшие чудовские предприятия: стекольно-хрустальный завод Кузнецова, спичечная фабрика «Солнце». Производство спичек – главная отрасль Чудовского промышленного района. В. А. Лапшин – российский спичечный король. Развитие фарфоро-фаянсовой промышленности. Волховская и Грузинская фарфоро-фаянсовые фабрики И. Е. Кузнецова. Начало производства чудовского цемента. Лесная промышленность, предприниматель Любищев, Дыренков. Зарождение пароходства на Волхове. Пароходная компания братьев Забельных. Особенности формирования рабочего класса. Крестьянский характер капитализма в нашем крае.
16. Революционные события в нашем крае – 4 часа (4 – теория)
Тяжёлые условия труда на предприятиях Чудовского промышленного района, особенно на предприятиях принадлежавших И. Е. Кузнецову.
Стачка 1901 г. на Чудовском стекольно-хрустальном заводе Кузнецова.
Создание социал-демократического кружка на Грузинской фарфоро-фаянсовой фабрике. Крупнейшая стачка рабочих Грузинской фарфоро-фаянсовой фабрики и спичечных фабрик Лапшина (ноябрь 1905 г.) Волнения на чудовских предприятиях после февральских событий в Петрограде. Установление на предприятиях рабочего контроля. Предотвращение рабочими закрытия Грузинской фарфоро-фаянсовой фабрики Кузнецовым. Формы борьбы чудовских крестьян. Установление Советской власти на Новгородчине.
17. Чудовские предприятия в послереволюционный период – 4 часа (4 – теория)
Национализация предприятий И. Е. Кузнецова, В. А. Лапшина и др. коммунистические субботники. Участие чудовских рабочих в создании 2 КДО, сражавшегося на Восточном фронте. Скорбь чудовских трудящихся в связи со смертью В. И. Ленина, сбор средств на памятник вождю в Новгороде. Реконструкция чудовских предприятий. Чудовские спички – лучшие в мире. Станция Чудово становится рабочим посёлком. Новые названия чудовских предприятий. Создание колхозов в чудовских деревнях. Массовые раскулачивания и выселения, особенно латышских крестьян.
18. Общественно-политическая жизнь Чудовского района в предвоенные годы – 3 часа (3 – теория)
Образование Чудовского района. Рабочий посёлок Чудово становится городом. Ликвидация неграмотности. Основание средней школы №1. Открытие рабочих клубов имени Ленина и 1-го мая. Участие молодёжи в художественной самодеятельности. Ленинградский малый оперный театр – культурный шеф чудовцев. Массовая оборонно-спортивная работа. Открытие в Чудово аэроклуба. Участие чудовцев в выборах всех уровней по Конституции 1936 г. Избранные ими депутаты. Разрушение церквей. Сталинские репрессии.
19. Наш край в годы Великой Отечественной войны – 6 часов (3 – теория, 3- практика)
В начале суровых испытаний. Первая бомбардировка Чудова. Боевые действия на подступах к Чудову. Боевое крещение 311 дивизии. Упорные бои в Чудово, противник занимает город. Тихвинские оборонительная и наступательная военные операции. Занятие нашими войсками плацдармов на левом берегу Волхова севернее Грузино. Любанская наступательная операция. Трагедия 2-й ударной армии. Драматический выход из окружения в районе Мясного Бора. «Долина смерти». Кровопролитные бои местного значения за высоты, насыпи железных и шоссейных дорог и другие объекты. Наступательная операция по ликвидации Любано-чудовской группировки противника. 44 дивизия в боях за Чудово. Освобождение родного города. Массовый героизм на чудовской земле: подвиги Н. В. Оплеснина, «Огненного экипажа», экипажа лётчиков В. А. Гречишникова, политрука И. М. Барсукова. Наши земляки – Герои Советского Союза. Экспедиция «Долина» на чудовской земле.
20. Экономическое развитие Новгородчины и Чудовского района в послевоенный период – 4 часа (4 – теория)
Восстановление промышленности, транспорта, жилья. Восстановление колхозов и совхозов, сёл и деревень. Образование, культура, здравоохранение, физкультура.
21. Чудовский район на современном этапе – 5 часов (2 – теория, 3- практика)
Промышленность, сельское хозяйство, общественно-политическая жизнь, образование, культура, здравоохранение, спорт. Почётные граждане г. Чудово. Герб г. Чудово.
Методическое обеспечение программы:
- фотографии;
- тесты, кроссворды по темам;
- схемы (Селищенский военный городок);
- слайды (памятные места В.Новгорода и Чудова);
- разработки экскурсий («Новгородский Кремль», «Памятник 1000-летие России», «Памятники героям ВО войны в В.Новгороде и Чудово);
- лекционный материал по всем темам.
Литература
Ольховский Э. С. Летопись Чудовского района // Виконт. Великий Новгород, 2007.
Смирнов В. Россия в бронзе. Памятник «Тысячелетию России» и его герои // Вече. М., 2002.
Райков Г. П. Софийский собор Великого Новгорода // Алаборг. СПб., 2007.
Чудово и Чудовский район. текст А. Ходяков, оформление В. Буханов // Лики России. СПб., 1997.
Путеводитель по Новгородскому Кремлю. На основе труда М. Г. Порфирова «Новгородский кремль» // СПб., 2008.
Перчаткин С. Н. Чудово // Лениздат. 1984.
Орлов С. Н. Наша Новгородская земля // Лениздат. 1981.
Петров М., Петров А., Золин П. Наша Новгородская земля // Лениздат. 1985.
Гриневская Н. И. Если ехать вам придётся // Лениздат. 1986.
Золин П. Н. Сто новгородских сёл // Новгород. 1991.
Тюрин В. В. На земле Садко // Лениздат. 1986.
Папешин В. Н. «А. А. Аракчеев и Грузино» // Чудово. Издательство МУ «ИПО«Родина». 2008.
«От Фонтанки до Званки». Научный редактор Некрасов С. М. // СПб. ООО «Савож». 2009.
«Чудово от А до Я». Справочник для школьника. Составитель Л. Н. Маркина // МУ «МЦБС». 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский
Курс «Историческое краеведение» построен на материале истории России, поскольку эти курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...
Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский
Курс «Историческое краеведение» построен на материале истории России, поскольку эти курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...
Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс
Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...
рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе
Рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе. Она расчитана на 34 учебных часа....
Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)
Рабочая программа составлена с использованием основных элемнтов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...
Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)
Рабочая программа для 8 класса содержит основные элементы ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, а так же системы оценивания...
Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)
Рабочая программа составлена с использованием основных элементов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...