Про милую ставропольскую сторонку.
классный час по краеведению (9 класс) на тему

Голякова Галина Анатольевна

Классный час, целью которого является воспитание уважения и терпимого отношения к представителям других национальностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pro_miluyu_stavropolskuyu_storonku.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

"Про  милую  ставропольскую  сторонку"

Цель:

- познакомить учащихся с обычаями и традициями народов, проживающих на Ставрополье.

- прививать ребятам уважительное и терпимое отношение к представителям других национальностей.

- донести до учащихся мысль о том, что на Ставрополье счастливо жить можно только в том случае если представители всех национальностей будут уважать друг друга.

Учитель: Ребята, каждый из вас хоть раз задумывался над тем, что такое Родина. Кто-то скажет,   что это страна, где человек родился и вырос и где живет народ, к которому он принадлежит. Другие ответят, что это –  родной дом. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестер, дедушек и бабушек... Несомненно одно: для всех собравшихся здесь малой родиной является Ставрополье.

  Наш сегодняшний разговор посвящен народам, проживающим в Ставропольском крае, их уникальным национальным культурам. Конечно, многое охватить за столь небольшое время, мы не сможем, т.к. культура каждого народа – это очень обширное понятие. Но если мы сегодня попробуем приобщиться хотя бы к нескольким традициям народов, проживающих на Ставрополье, это будет первый шаг к улучшению взаимоотношений между ними .

Удивителен и неповторим наш край. Ставрополье является частью Северного Кавказа – самого многонационального района нашей страны.

  Знаете ли вы, сколько народов проживает на территории Ставрополья?   Свыше 100 народов!

  Это и русские, и украинцы, и ногайцы, и армяне, осетины и черкесы, абазины, адыгейцы, кабардинцы, балкарцы, аварцы, лезгины – всех не перечислишь!   (7) Здесь есть большие по численности народы с древней письменностью и своей историей, есть малочисленные . Их языки принадлежат к славянским, тюркским, германским, романским, дагестансим, армянским группам. Бок  о  бок  здесь соседствуют православие, армяно-григорианство, протестантство, ислам, католичество, иудаизм.

Такое соседство, несмотря на определенные сложности, бесспорно, является благом, поскольку создает условия для взаимного обмена опытом и духовного обогащения — ведь культура каждого народа неповторима!

  Отношения между людьми разных национальностей иногда складываются сложно. А ведь неуважительные отношения между соседями часто приводят к ожесточению и могут вылиться в большую беду.

      Чтобы не дать развиться на Северном Кавказе националистическому экстремизму, нужно иметь элементарное представление о чужих традициях и обычаях, нормах поведения. И неважно, где мы были рождены, сейчас мы живем здесь вместе единой семьей! И нам жить на Ставрополье вместе. Поэтому для нас для всех Ставрополье  –  родная любимая сторонка!

Поэт Константин Ходунков, сибиряк, теперь проживающий в нашем крае,  был настолько поражен красотой нашего края, что посвятил ему такие строки .

        Ученица читает стихотворение:

Ставрополье мое, Ставрополье!

Вправе ль я тебя так называть,

Набиваясь на статус сыновий,

Коль Сибирь – моя родина-мать?

……

Я к тебе прикипел, Ставрополье.

Здесь я был и прельщен, и гоним,

И теперь с чувством ласки и боли

Называю своим и родным.

Учитель: Разумеется, сосуществование и взаимодействие различных народов подчинено сложным закономерностям и имеет не только культурный аспект. Но не подлежит сомнению, что тактичное и уважительное отношение к культурным традициям друг друга – один из лучших путей к достижению взаимопонимания. Вглядитесь в обряды, вслушайтесь в слова и мелодии, и вы почувствуете что-то близкое и понятное –  общечеловеческое . В русских и адыгских, украинских и татарских, греческих и армянских  народных обычаях,  запечатлены общие и вечные образы и темы. Наше знакомство с традициями народов, населяющих Ставропольский край,  мы начнем с рассказа об обычаях и праздниках русского народа. 

          Ученик 1: Русский народ уникален. Наравне с высокоразвитой культурой современного мира он чтит старинные традиции своих дедов и прадедов.

        Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далекое прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси.

        Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.  Свадебные торжества обычно проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января).  Очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестным. Если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов) Потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданого и дату проведения свадебных гуляний). Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

        Ученик 2: Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков .Их задабривая  блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела провожали зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигание соломенного чучела Зимы. Всю масленичную неделю родственники ходили на блины то к теще, то к золовке... Везде царила атмосфера праздника и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев. В них участвовало мужское население, для которого было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

        Игра на деревянных ложках - отражение самобытности русской культуры и народных традиций. И сегодня мы хотим предложить вам послушать выступление учащихся нашей школы.

        Выступление вокальной группы школы( игра на деревянных ложках)

   Учитель:        В продолжение нашего разговора мы побеседуем об обычаях и праздниках ногайского народа.

        Ученик 3: Ногайцы- старейшие жители северокавказских степей. Корни ногайского эпоса уходят в Золотую Орду. Этноним ногайцев происходит от имени одного из деятелей этого государства- хана Ногая, который отделился от Золотой Орды и сформировал самостоятельное политическое объединение Ногайскую Орду. В конце 14 века в нее входил ряд крупных племен, кочевавших на обширных территориях Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Приазовья. В процессе формирования ногайского этноса важную роль сыграли половцы ( кипчаки), язык которых составил основу ногайского. Основным видом хозяйственной деятельности было кочевое скотоводство. По вероисповеданию ногайцы- мусульмане, вынесли эту религию еще из Золотой Орды.

        У ногайского народа  много традиционных праздников. Обилием торжеств характеризовался март. Как и у многих народов Востока, у ногайцев год начинался с весеннего месяца - март (навруз.). В этот месяц в день весеннего равноденствия - куьнделим (21 марта) устраивался Навруз-байрам праздник Нового года. В этот день группа юношей ходила по аулу с ветками облепихи или терна, на которые были прикреплены подснежники. Юноши заходили в дома, предлагали подснежники, пели песни, получали подарки. В этот день пекли различные сладости, резали жертвенных животных, устраивали игрища. Люди ходили в гости друг к другу. Ненужные старые вещи предавали огню. Если погода позволяла, молодѐжь за околицей устраивала качели, здесь организовывали гулянья, жгли костры, вокруг них плясали.

        Ученик 4: А вот земледельческий праздник Сабантой (буквально праздник плуга) играл среди праздников главную роль. Это был праздник первой весенней борозды. Его проводили после встречи Нового года (Навруза.). Совет старейшин аула выбирал «хана». Он глава и распорядитель всего праздника. Им становился мудрый и уважаемый старик. Не избирали старика с редкой бородой, с редкими волосами на голове, ибо из-за таких «недостатков» мог быть неурожай. На Сабантое проводилась обрядовая вспашка. Еѐ выполнял хан, а ханий бросала на пахоту семена, потом они вдвоѐм поливали землю и имитировали уже жатву урожая. На празднике  особую роль играл ряженный в маску козла теке (буквально козѐл). Он имел право высмеять жадных баев, лжецов, лентяев. Ещѐ теке воспевал доброту, скромность, трудолюбие и выполнял роль организатора развлечений, игр. Сабантой праздник показа стариками своей мудрости, молодѐжью силы, удали, мастерства в исполнении песен, танцев. Юноши состязались в джигитовке, в стрельбе из ружья и лука, соревновались силачи и борцы, наездники. Устраивался конно-спортивный праздник. Ногайский Сабантой выступал как аграрный праздник, воспевал весеннюю полевую работу, силу, здоровье человека. В нѐм переплетались мотивы справедливости, гуманизма, дружбы между народами, несмотря на их религии.

        Традиционным блюдом ногайцев являлся - лакум. И сегодня мы хотим угостить вас этим блюдом.

Угощение присутствующих лакумом.

Учитель: Продолжим наше знакомство с обычаями народов Ставропольского края рассказом об  обычаях и праздниках осетин.

Ученик 5: Аланы-осетины  -   носители древней и богатой традициями и обычаями культуры, особую роль в которой играло застолье.

        Собирались за осетинским столом не просто попить, поесть и хорошо провести время - это было своего рода испытание: поведение участников трапезы должно было быть безукоризненным, за ним наблюдали десятки глаз, от его манер, слов, зависело, какое о нем (и его семье) сложится впечатление. Сервированный для приема пищи стол считался у осетин святыней. Ни один человек не мог сквернословить около стола, сидеть к нему боком или спиной. За столом было много песен, величественных и образных тостов и благопожеланий, рассказов и быличек, часто весьма поучительных.

Произнеся речь за благополучие младших, глава стола передавал им бокал с долей младших (кастары хай). Обряд этот символизировал послушание младших старшим. Младшие выслушивали все пожелания в свой адрес и благодарили за внимание.

Спустя какое-то время они с разрешения главы пиршества подносили ему и его помощникам долю старшего (хистараггаг). Без разрешения выходить из-за стола было непозволительно. Самый последний тост произносили за изобилие, высказывая в нем пожелание всеобщего мира, добра, блага. Все вставали из-за стола тогда, как поднимался старший.

Ученик 6: Один из любимых осетинами праздников - НОГБОН  

        Новый год по старому стилю — приходится на 12-14 января. 

Ногбон связан с солнцестоянием, - не зря наши предки молились: «Да удлинится наша жизнь так же, как удлиняется день». 

На рассвете каждая семья разжигала перед домом костер. Каждому хотелось, чтобы его костер был больше, ярче горел, и поэтому село ярко освещалось, языки пламени тянулись к небу. Люди собирались вокруг костров, молодежь с песней «Сой-сой» обходила костры. Глядя, как догорает огонь, высказывали пожелание, чтобы несчастья и козни врагов сгорели вместе с ним. 

        К новогоднему столу начинали готовиться заранее. Считалось, что чем обильнее стол, тем богаче будет наступающий год. Почетное место на столе занимал Артхурон — большой пирог, олицетворяющий солнце. Этого пирога должны были отведать все домочадцы, угощать им посторонних не полагалось. 

Угощение присутствующих осетинскими пирогами.

           

Учитель:        А теперь поговорим об обычаях и традициях армянского народа.

        Ученик 7: В конце 18-ого столетия на территории нынешнего края появилась группа армян из Закавказья. 28 октября 1799 года Павел Первый подписал « Высочайшую грамоту», согласно которой армянам-переселенцам выделялась земля для жилья и хозяйственной деятельности. Им было « дозволено основать город на месте, где были старые Маджары, с наименованием оного Святой крест».
        Город Святой Крест ( армяне, выходцы из Карабаха, назвали по-своему- Карабаглы) стал городом лишь по названию. В конце 19 века здесь числилось 905 домов, в то время , как в соседнем селе Прасковее-1864.

        Так как для армян огромную ценность представляет семья и родственные связи, все важнейшие вехи в семье окружены особыми обычаями. Так, национальные традиции армянского народа можно увидеть в проведении свадебных обрядах. Армянская свадьба поражает размахом и гостеприимством. В небольших селениях в буквальном смысле слова на свадьбу приходит весь народ.

Армянская свадьба – это уникальный праздник, неповторимый по своей торжественности, щедрости и красоте. Это не день, даже не два дня – это недельные гулянья, сопровождающиеся богатым столом, огромным количеством подарков, длинными и красивыми тостами. Есть и более экзотические проявления: жертвенный бык, джигитовка, выстрелы в воздух и многое- многое другое.

        Ученик 8: Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю приходит весна... Летом, в начале августа, когда становится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов.

        С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело. День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина - Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье - «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.

Многие традиции армянского народа соединяют в себе христианские и древние языческие праздники. В последнюю неделю Великого поста, за неделю до Пасхи, отмечается праздник весны – Цахказард (аналог нашего Вербного воскресенья). В этот день принято наряжать жилища при помощи веток вербы и оливы, освященных в церкви. В этот день армяне идут в церковь, где надевают на голову венки из вербы. Дома накрывается праздничный стол с постными блюдами. Это день ассоциируется с началом весны. Люди дарят друг другу цветы, поздравляя с пробуждением природы.

        Армяне очень любят танцевать. Ни одно торжество не обходится без танцев. Сегодня учащиеся нашей школы покажут вам один из традиционных армянских танцев.

Исполнение армянского национального танца учащимися школы.

        Учитель: В конце мы расскажем вам об обычаях и традициях казаков. Это не национальность в общепринятом смысле этого слова. Это этнокультурная общность людей. Казачество сыграло важную роль в освоении ставропольских земель.

         Ученик 9: Термин «казаки» был принят на Руси для обозначения независимого вооружённого населения на различных незаселённых территориях, КАЗА́КИ, этническая группа, в основном в составе русского народа.

        Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни.

        Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.

        Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:

Уважительное отношение к старшим;

Безмерное почитание гостя;

Уважение к женщине (матери, сестре, жене).        

 Казаки очень музыкальны . Все праздники и гулянья обязательно сопровождались песнями. И сегодня мы хотим исполнить казачью нароную песню.

Вокальная группа школы исполняет казачью песню.

  Учитель:   Есть несколько высказываний известных людей, которые учат нас уважительному отношению не только к своему народу, но и к народам проживающим рядом с нами:          

        "История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней — взаимная терпимость"

Эмиль Золя, французский писатель

        «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества»

 С. Лихачёв, советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

        "Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»

 Б. Шоу, ирландский драматург, писатель.

        - Ребята чему научило нас сегодняшнее мероприятие?

(Уважительному отношению к другим народам.)

        - Закончить наш сегодняшний классный час хотелось бы стихотворением, в котором содержится очень важная мысль : к какой национальности мы не принадлежали бы, мы все - россияне, и Родина у нас - Россия!

Ученица читает стихотворение о России.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Милая сердцу сторонка"

У каждого человека есть на земле такое место, где ему по-особому тепло. Это город, деревня, село, улица, дом и двор, ступеньки, ведущие к порогу, где впервые ощутил мир и себя, откуда началась ...

Конкурс чтецов по творчеству поэта-дальневосточника П.С.Комарова «Сторонка дальняя моя»

Поэтическое наследие Петра Степановича Комарова…Всю свою жизнь поэт прожил на Дальнем Востоке. Он не мыслил себя в иных краях, возможно, более благодатных, чем наше Приамурье.Тема близкой, милой его с...

Презентация "Родная сторонка"

Фото малой Родины....

Эта русская сторонка - это Родина моя

Музыкально-литературная композиция...

Программа "Я и родная сторонка"

Программа нравственно-патриотической направленности...

Литературный вечер "Я любуюсь родимой сторонкой...", посвящённый творчеству В. И. Белова

Путешествие по страницам произведений В. И. Белова. Посвящено 85-летию со дня рождения писателя....

КВН – игра: «Ох, девчонки, девчонки! Не стойте в сторонке!»

КВН - игра содействует созданию положительных эмоций посредством совместного мероприятия, развивает коммуникативные качества подростков. В процессе игры формируются  умения применять п...