Конкурс чтецов по творчеству поэта-дальневосточника П.С.Комарова «Сторонка дальняя моя»
методическая разработка по теме
Поэтическое наследие Петра Степановича Комарова…
Всю свою жизнь поэт прожил на Дальнем Востоке. Он не мыслил себя в иных краях, возможно, более благодатных, чем наше Приамурье.
Тема близкой, милой его сердцу родной стороны воплощена во многих стихах Комарова. В его произведениях гражданственность выявляется как отражение души; это – образ мышления, позиция. Стихи поэта освещены горячим светом Времени, в котором он жил и работал, осознавая себя сыном своей великой Родины, в них заложено высокое понимание долга, любви к Родине, смысл человеческого предназначения на Земле.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конкурс чтецов по творчеству поэта-дальневосточника П.С.Комарова «Сторонка дальняя моя»
Цель: воспитание любви к природе, к Родине.
Задачи: знакомство с поэтическим наследием поэта-дальневосточника П.С.Комарова; развитие креативных способностей воспитанников; отработка навыков выразительного чтения; развитие навыков преодоления страха публичных выступлений.
Конкурсные стихотворения: «Зима в Эвенкии», «Снегопад», «Приамурье», «Золотая просека», «Ледоход на Уссури», «Начало города», «Иволга», «Сихоте-Алиньский перевал».
Ход конкурса.
Ведущая.
Сторонка дальняя моя,
С перепелами вдоль обочин.
Твоею славой славен я,
Твоей заботой озабочен.
Благословен мой край, и в нём –
Наш труд, наш дом, где всё знакомо.
Я – нитка в знамени твоём
Над черепичной крышей дома.
В этом коротком, звучащем, как песня, стихотворении, которое можно поставить рядом с лучшими образцами лирической русской поэзии, заложено высокое понимание долга, сыновней любви к Родине, а в итоге – смысл человеческого предназначения на Земле. И было бы странно, если бы чья-то душа не отозвалась на это согласным чувством. Таково извечное воздействие поэтического слова, объединяющего людей. К этому Пётр Комаров всегда стремился.
Давно уже замечено, что стихи Комарова музыкальны. В них каждая строка выверена на слух. Он любил читать их своим друзьям и товарищам. Написанные в строгой классической манере, без всякой зауми, они проникают в душу, их хочется выучить наизусть и повторять. Особенно это характерно для пейзажной лирики. Вслушайтесь, как звучит «Зима в Эвенкии». Оно прямо-таки завораживает. (Чтение стихотворения «Зима в Эвенкии».)
Пейзаж сибирский за окном –
Светлей и проще.
Сребротканым волокном
Покрылись рощи.
Во вспышках инея тайга,
В огнях морозных.
Горят леса, горят снега
И синий воздух.
То скачут белые огни,
Как горностаи,
То рассыпаются они
Между кустами.
Река. Сугробы до колен.
Ледяшки в искрах.
Идёт за соболем эвенк
На лыжах быстрых.
И я готов пойти туда,
Следить часами
За голубым сияньем льда
Его глазами,
Следить и видеть: даль ясна,
И не однажды
Живёт и холод и весна
В былинке каждой. (1940 год.)
Ведущая. В годы первых пятилеток на всю страну гремела слава «покорителей природы»… это сейчас, озабоченные бедственным положением лесов и рек, мы бьём во все колокола, чтобы сохранить животный и растительный мир и воздух, которым дышим. Но тогда об экологических проблемах мало кто не думал. Героем произведений поэзии и прозы был человек, идущий в лес с пилой и топором, охотник, добытчик пушнины, во много раз перевыполнивший план, строитель, врубающийся в тайгу со своей мощной техникой. Стихотворение Комарова «Снегопад» о трагедии лесных жителей, беззащитных перед натиском неразумной силы. (Чтение стихотворения «Снегопад».)
Кривые сучья подняты пугливо
К вершинам гор. Тайга молчит, пока
Над ней несут заснеженную гриву
Косматые, седые облака.
И пригоршни игольчатые тихо
Ложится снег. Под елью вековой
Усталая скрывается лосиха,
И рядом – лось. Как верный часовой,
Он вдаль глядит, и вздрагивают губы, -
На них снежинки тают, - и во мгле
Дымятся ноздри. К сумрачной скале
Слетают пара медленные клубы.
Распущены невидимой рукою
Тенёта белые от неба до земли.
Серебряной качает головою
Скрипучий кедр. Над северной рекою
Высокие сугробы залегли.
И вот по ним скользит на лёгких лыжах
Охотник смелый. Влажные следы
Ведут его к сохатому. Всё ближе
Упрямый зверь. Предчувствие беды
Его по насту гибельному гонит.
Лежат рога на взмыленной спине.
И свищет ветер, и следы погони
Покрыты кровью. Выстрел в тишине
Гремит тайфуном. И опять всё тихо.
Давно прошёл таёжный снегопад.
И только лось к испуганной лосихе
Уже не возвращается назад. (1929 – 1940 годы.)
Ведущая. Пётр Комаров родился 5 июля 1911 года в деревне Боево Кретецкого уезда бывшей Новгородской губернии (теперь это Ленинградская область). Отец – рабочий Кулотинской брезентной фабрики, много лет отдавший на предприятии частного владельца вредному цеху, решил переселиться на Дальний Восток. Ранней весной 1918 года он со всем семейством прибыл в город Свободный, а затем с Суражевской пристани подался в зазейские места. С той поры судьба поэта неразрывно связана с Дальним Востоком. Перечитывая циклы стихов Комарова, нетрудно заметить, что любовь к Дальнему Востоку проходит через всё его творчество.
Тема близкой, милой его сердцу родной стороны особенно удачно воплотилась в стихотворении «Приамурье», ставшем по сути, уже хрестоматийным. Над «Приамурьем» он работал с особой тщательностью, как будто знал, что со временем это стихотворение станет своеобразным гимном нашему краю. (Чтение стихотворения «Приамурье».)
Край далёкий – с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, - это ты
Разбудил голосами высокими сыновей золотые мечты.
Много стран в эти годы видали мы,
По дорогам солдатским пыля,
Только нам и за дальними далями
Снилась наша родная земля:
Небеса с колдовскими закатами,
И тайги вековечный покой,
И амур с берегами покатыми,
И вечерний туман над рекой.
Выйдешь в поле – весна над равниною
Из цветов вышивает узор,
Вереницу следит журавлиную
Голубыми глазами озёр.
И любая берёзка знакома нам.
Только крикнешь – на все голоса
Птичьим щебетом, свистом и гомоном
В тот же миг отзовутся леса.
Лось идёт ли по склону отлогому,
Головой раздвигая кусты,
Или рысь возвращается к логову –
В каждом шорохе слышишься ты.
Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую, -
Да моя сторона велика.
Как посмотришь – не хватит и месяца
Обойти и объехать её.
Только в песне да сказке уместится
Приамурье моё! (1944 год.)
Ведущая. В детстве поэт любил слушать рассказы отца об охоте. Ранними летними утрами Петя убегал на Зею с удочкой ловить рыбу. Это было одно из самых любимых его занятий. Река безотчётно манила к себе будущего поэта. Много удивительного и загадочного таилось в мире природы. Но где найти слова, и какие нужны сочетания слов, чтобы передать то, что живёт в душе, звенит и плещется, как золотая рыбка в сетях из сказки Пушкина?
Впечатления детства и отрочества потом отзовутся в стихах Петра Комарова, когда он повзрослеет и начнёт основательно пробовать свои силы в творчестве. (Чтение стихотворений «Золотая просека», «Ледоход на Уссури».)
«Золотая просека»
Ни шороха, ни звука. Тишина.
Осенней паутины поволока.
И неба голубая вышина.
И просека, зовущая далёко.
Грибная прель, знакомая давно.
Берёзы в запоздалой позолоте.
Озёрных далей синее окно,
Скучающая цапля на болоте…
Мне кажется, почти ещё вчера
Сюда моё заглядывало детство,
И след от пионерского костра,
Наверно, сохранился по соседству.
Берестяной наполнив туесок
Пунцовою смородиной лесною,
Я отдыхать садился на песок
У дерева, под крышей навесною.
Оно шумело, ветви наклоняя,
То тихо и задумчиво, то строго,
И просекой казалась для меня
Всей нашей жизни первая дорога.
Иди и не сворачивай, иди,
Руками раздвигая паутинки,
И вырастут фиалки на пути
И лютиков литые золотинки.
Кукушка прокричит тебе вослед,
Разгадывать судьбу твою захочет,
И ты пересчитаешь сколько лет
Она тебе сегодня напророчит.
И я иду с мечтой наедине.
Звенят неугомонные синицы.
Деревья пересказывают мне
Забытые лесные небылицы.
Как будто всё по-прежнему в лесу:
Свернётся лист спиралями витыми,
И дрогнет в паутине на весу,
И промелькнёт краями золотыми.
И сразу детство слышится во всём:
В застенчивой, как девочка, берёзке,
В сухой былинке, в запахе грибном,
В неуловимом птичьем отголоске.
Но я полжизни прожил и теперь,
Прислушиваясь к птицам на опушке,
Напоминаю сам себе: «Не верь
Лесному волхвованию кукушки!»
Куда б меня дороги не вели –
Весной, на кратковременных привалах,
Не видел я, как лютики цвели,
И не искал на просеке фиалок.
Пришёл июнь. И только полоса
Моей зари с лесами стеле вровень,
На лютики упала не роса –
Упали капли человечьей крови.
Их смоет дождь. А жизнь велит: иди,
Иди – и не сворачивай с дороги,
И что бы ни случилось впереди –
Увидишь солнце на своём пороге.
Здесь будет всё: небес голубизна,
Осенней паутины поволока,
Берёзы в золоте, лесная тишина,
И просека, зовущая далёко. (1940 – 1941 годы.)
«Ледоход на Уссури»
Воздушные замки рисуя,
Заря обошла небосклон.
Я вышел на берег Уссури,
Где с таволгой шепчется клён.
Была тишина, и казалось,
Её не нарушат шаги.
Но к той тишине прикасалось
Живое шуршанье шуги.
В каком-то порыве едином,
Навстречу приморской весне,
Плывут почерневшие льдины –
Откуда, неведомо мне.
Вон прорубь осталась на льдине.
К ней, леечкой рысцою гоня,
С границы бойцы приводили
Поить вороного коня.
И девушку, может, встречали
У проруби зимней порой,
А после – украдкой скучали,
Что не было встречи второй.
Когда-то, такая простая,
Она улыбалась им тут.
А льдины плывут, и растают,
И память о ней унесут. (1939 год.)
Ведущая. О гражданственности иногда говорят как о чём-то сверхданном. Но гражданственность выявляется как отражение души; это – образ мышления, это – позиция художника, литератора. У Петра Комарова она органична. Его творчество освещено горячим светом Времени, в котором он жил и работал, постоянно осознавая себя сыном своей великой Родины, а если нужно – солдатом. (Чтение стихотворения «Начало города».)
Строителям Комсомольска.
Я припомнить всего не смогу
Про костры на ночном берегу,
Про тайгу, что шумела вчера,
И про первый удар топора.
Это – чёрные гари во мгле
И постель на промокшей земле,
Это – наш балаган у реки
И зелёные тучи мошки.
Было страшно идти, не солгу,
В нелюдимую эту тайгу.
И поймёшь ли, почувствуешь ты
Горький привкус амурской шульты?
(Так зовётся коричневый сок,
Что в бёрёзовых дуплах засох.)
Булку хлеба со свежей кетой
Мы в тайге запивали шультой.
Я припомнить всего не смогу
Про землянки в декабрьском снегу,
Тесноту непрогретую нар
И походной буржуйки угар.
Это – в зиму буранов лихих
Полушубок один на двоих,
Это – светлая грусть в тишине
О подруге своей, о жене.
К нашей песне прислушайся ты,
Стань свидетелем нашей мечты.
В новый город она привела,
Чтобы ты в нём счастливо жила. (1939 год.)
Ведущая. Не скажешь о нём, что при жизни Комаров был мало известен или не признан. Его стихи печатались в центральных газетах и журналах, звучали по Всесоюзному радио, имя Петра Степановича, особенно в годы войны и послевоенные, стало появляться в печатных изданиях на Урале и в Сибири, его знали многие читатели Москвы, Ленинграда. Сам он не мог, конечно, не замечать возрастающего интереса к его творчеству.
И всё-таки настоящая, широкая известность пришла позднее. Среди поэтов, своим творчеством связанных с Дальним Востоком, первое место, бесспорно, принадлежит ему. Петр Комаров счастливо соединил в себе революционную страстность и оригинальное восприятие мира. Его стихи отличаются яркой образностью, глубинным проникновением в сущность предмета. Требовательно относился он ко всему, что выходило из-под его пера. Это был человек большого трудолюбия, целеустремлённый, с сильным характером, что, разумеется, не могло не сказаться на развитии его дарования.
Когда о Комарове говорят, что он – певец Дальнего Востока, то это, конечно, вполне справедливо. Но в его стихах с неизменной любовью воспеваются не одни лишь красоты Уссурийской тайги, горных хребтов, падей или Зейской равнины, но и величие труда наших земляков, и мужество пограничников. (Чтение стихотворения «Иволга».)
Прислушайся, как иволга поёт,
К нам издалёка в рощу залетая.
Опять, опять покоя не даёт
Тебе и мне певунья золотая.
Ей ни к чему, что через этот лес
Солдатская дорога проходила
И что травою зарастает здесь
Артиллериста свежая могила.
А ты стоишь без каски у холма,
Не думая, что, может быть, когда-то
Свирелью птицы Родина сама
В бой провожала русского солдата.
И вот он спит сейчас глубоким сном,
Как будто лёг под этой крышей плотной,
Чтоб вместе с нами в сумраке лесном
Всегда дивиться иволге залётной. (1944 год.)
Ведущая. Указом Советского правительства Государственной премии были удостоены циклы стихов Петра Комарова, созданные в последние годы: «Зелёный пояс», «Маньчжурская тетрадь» и «Новый перегон». К сожалению, Пётр Степанович комаров не дожил до этого дня. Он умер 30 сентября 1949 года. Оглядывая мысленно путь, пройденный Комаровым, думаешь о том, как много он сумел сделать за свою недолгую жизнь – трудную и всё-таки прекрасную в служении народу. Вот его последняя исповедь:
Сторонка родная, где прожиты годы,
И дом, как маяк, у реки.
Войду в поговорку иль выйду из моды,
Припомнят меня земляки.
- Он жил для тебя и работал неплохо,
Бродил по дорогам лесным,
Был сыном твоим до последнего вздоха
И верным солдатом твоим.
Они для меня прозвучат, как награда –
Простые слова земляков.
И лучшей награды поэту не надо
Во веки веков …
Много лет прошло с тех пор. Книги Петра Комарова продолжают выходить в разных издательствах страны, его стихи звучат на многих языках. Исполнилась заветная дума поэта. Имя его не забыто. Кажется, само время прокладывает дорогу его стихам. Им долго жить. (Чтение стихотворения «Сихоте-Алиньский перевал».)
Такой подъём, такая высота –
За облака тебя уносит поезд.
И твой сосед на новые места
Глядит из-под небес,
Чуть-чуть забеспокоясь.
Вон там, в долине плещется река,
И всё в ней неоправданное было,
Как будто чья-то девичья рука
В лесные травы ленту обронила.
А поезду – и реки нипочём,
И эти вот заоблачные горы:
Он со своим усердным «толкачом»
Взбирается в небесные просторы.
- Да, перевал!.. – воскликнет кто-нибудь –
А как же те, что днями и ночами
До самых туч прокладывали путь?
Кто двигал их, какими «толкачами»?
И сразу все столпятся у окна –
Из всех купе соседи и соседки,
Твоих друзей припомнят имена –
Простых героев новой пятилетки.
А поезд мчит… Чуть-чуть блеснёт река,
Струясь навстречу пляшущему бую.
И кажется, что девичья рука
Здесь обронила ленту голубую. (1946 год.)
Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов, посвящённый творчеству С.Я.Маршака
Сценарий конкурса чтецов, посвящённого 125 летию со дня рождения С.Я.Маршака. Данный конкурс проводился среди учащихся школы II вида. Эффективность проводимого конкурса состоит в том, что ходе ег...
Конкурс чтецов по творчеству амурских поэтов «Русь… Россия… Родина моя.»
«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленький уголков и состоит наша общая, великая ро...
Конкурс чтецов по творчеству М.Ю.Лермонтова
Материал представляет собой сценарий проведения конкурса чтецов для учащихся школы....
Шаблон грамоты для награждения за участие в конкурсе чтецов, посвященном творчеству Сергея Есенина.
Грамота (конкурс чтецов по творчеству Сергея Есенина)....
Конкурс чтецов по творчеству писателей Тюменской области. «Писатели, живущие рядом»
Расширение знания детей старшего дошкольного возраста о писателях Тюменской области....
Сценарий внутриклассного конкурса чтецов, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова.
Использовали для внутриклассного конкурса чтецов и повторения биографии....
Окружной конкурс чтецов, посвященного творчеству Л.В.Лапцуя, в рамках XXXVI Лапцуевских чтений, 2024г.
Проведение ежегодных, лапцуевских чтений стало в нашем округе доброй традицией. Имя Л. В. Лапцуя – известно не только у нас на Ямале, в его родных местах, но и во всей стране и за рубежом. Леони...