Эта русская сторонка - это Родина моя
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально- литературная композиция: « Это русская сторонка-это Родина моя»
- Необозримая ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек . Степей –необъятный простор. Это-Россия!
- Ты смотришь в спокойное небо. Бредешь лесными тропами. Сидишь у прохладной реки. Шагаешь по большаку. Это- Россия!
- Ты видишь древние стены Кремля .Блеск куполов над храмами Жизни минувшей след. Это- Россия!
- Ты видишь сотни радостных глаз. Движется людское море. Песня летит над толпой. праздники площадь бурлит . Это тоже- Россия!
(Стих о Родине)
5.История отражается в жизни людей , в облике городов и сел ,в красках художника , в рифмах поэта ,в слове писателя. Она в песне народа, в музыке композитора в летописи времени.
6. Сегодня мы попробуем прикоснуться к русской истории , к той, которая ожила для нас в звуках, став одним из прекрасных творений человека – песней.
«Утро России» Музыка А.Голубовский
Слова Г.Гранкин
7.Гармонист играет песни
Песни Родины моей.
Ах, на свете нет чудесней
Песни русской веселей!
8. Ширь да удаль льет тальянка
Переливчатой волной,
Будто где-то на гулянке
Слышишь голос молодой.
9. Речь, тальяночка, тальянка
Голосистей песни лей,
Чтобы ноги на земле
Заходили веселей!
Русская народная песня « Как у наших у ворот» (хоровод).
10.А знаете ли вы , что не всегда на Руси привечали песню, веселый танец, игру на музыкальных инструментах? Однажды в конце 17 века, почти 400 лет назад к Москве-реке двигалась процессия монахов .Они сопровождали пять доверху нагруженных подвод.
11. Из-под соломы виднелся то резной завиток ,то отполированная трубочка. Путь обоза лежал к пустыням и обозам. Встречные прохожие ,увидев мрачную процессию крестились.
12.Наконец подводы остановились, монахи принялись разгружать их. На землю полетели домры ,гусли, рожки и свирели, бубны и трещотки. Гора инструментов росла.
13. Потом все это подожгли. Поднялся столб огня и дыма. Не прошло и часа , как все то из чего умелые руки могли извлечь множество звуков- то печальных, то веселых, превратилось в золу и тлеющие угли В то время считали церковную музыку – музыкой достойной, а игру на народных инструментах-« грехом, равным пьянству».
14. Еще более строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами. Скоморохи- это музыканты -профессионалы. Они бродили по городам и деревням, показывали представления, пели остроумные куплеты.
15.Высмеивали жадных купцов, капризных бояр. Народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла их, инструменты и традиции исполнительства, а потом и возродила их к новой жизни.
Русская народная песня « Коробейники» ( исполняют учащиеся муз. школы.)
Скоморох Тюха :Здравствуйте хозяева и хозяюшки, молодушки! Здравствуйте гости и гостюшки!
Скоморох Матюха: Вот мы и пришли к вам на праздник. ,На вас посмотреть и себя показать .
Тюха: Подходите ближе, подходите да глаза свои протрите.
Матюха: Мы развеселые потешники , известные скоморохи и насмешники.
Тюха: За медный пятак , покажем вам и эдак и так. Довольны будете здорово, удовольствий с три короба.
Один другому :Здорово ,Федул чего губы надул?
-Кафтан прожег.
-А можно ль зашить?
-Один ворот остался.
Матюха: Подходите ближе, подходите потешки наши посмотрите.
Русская народная песня « В деревне было в Ольховке»
- Жизнь крестьян заключалась прежде всего в труде. По деталям, штрихам из народных песен можно судить о тяжести крестьянского труда.
- Однако в этих песнях жалобы людей на тяжесть, нет и намека на презрение или неуважение к труду.
- Труд, по народным понятиям , каким бы тяжелым он не был, был важнейшим условием жизни. Больше всего трудовых песен создавалось на Волге , Каме Дону.
- В этих песнях слышался вековой стон русского народа .В этих песнях работные люди смеялись над хозяевами, а также призывали своих товарищей преодолевать трудности
- Да вы ребята бери дружно , тащить сваюшку нам нужно, да вы ребята не робейте, свою силу не жалейте.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
« Вниз по матушке по Волге»
- Издавна Россия славилась работами русских умелиц- кружевниц, столяров, плотников, и др. Да и у нас в школе, пока мы с вами отдыхаем трудолюбивые руки не знают скуки . А эти золотые руки у наших мастериц: Затонской Е. И. и Малаховой Н. Г.
- Почти у каждого ученика в школе есть изделия связанные руками Екатерины Ивановны. А какие сказочные персонажи , веселящие взгляд детворы, разлеглись около фонтана. Все это сделали умелые руки Наталь Георгиевны.
Русская народная песня
« По двору-двору»
- Ты откуда русская зародилась музыка?
То ли чистом поле , то .ли в лесе мглистом.
В радости ли? В боли ?
Или в птичьем свисте.
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль, в чьем ты сердце билась с самого начала. Как же ты явилась, как же зазвучала?
11.Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси –уронили гусли.
12.Их порою вешней ,нашли не удивились. Ну а песня ,с песней. На Руси родились!
« У моей России» Слова Нина Соловьёва
Музыка Георгий Струве
Ваня: Красна девица Танюша, ты куда, куда ходила?
Таня:Я на ярмарку ходила и ведро себе купила.
Ваня: Что дала?
Таня: Что дала.
Ваня: За ведро –рубль дала, коромысло-полтора
Таня :Девица, девица сходи за водой.
Таня: Я волка боюсь, я лисы боюсь, я медведя боюсь.
Ваня: Волк на работе , лиса на болоте , платьице мыла подол замочила. Сама –то смеется , хохолок трясется.
Все дети: Девица , девица- сходи за водой.
Русская народная песня
« Пошла млада за водой»(хоровод с муз. инструментами)
1.Много русских народных песен мы с вами знаем. Поем мы их на семейных праздниках , слушаем в исполнении певцов .
2.Некоторые песни настолько любимы нами, так они близки нам по духу, что у них есть авторы. Например песня» Вниз по Волге реке» написана декабристом К.Ф Рылеевым и называлась « Смерть Ермака».
3. Источником песни «Степь да степь кругом» послужило стихотворение Сурикова « В степи», которое основывалась на старой ямщицкой песне « Степь Моздокская».
4.Всем известная песня «Ой полным полна моя коробушка» является началом поэмы русского поэта Некрасова « Коробейники» . У Сурикова есть стих « Рябина», которое стало известной песней « Что стоишь качаясь….»
Песня « Тонкая рябина»
МОЛОДИЦА: Здравствуйте ребятишки, славные парнишки! Здравствуйте и вы девчушки ,быстроглазые вострушки! Поклон и Вам гости дорогие6! Еду я с ярмарки слышу, ложки стучат, бубны гремят, смех и веселье! Да у вас праздник тут.
Всех кто с нами пожелает
Веселиться и плясать, в хоровод я приглашаю
Приходите поплясать!
ХОРОВОД: « На горе то калина!
- Песня русская –это просторы
По которым всю жизнь мне идти.
- Это батюшка Дон у Ростова
Это матушка Волга в пути.
- Ты пойди, полети над полями
Где притихла кормилица рожь.
- Там подружишься ты с соловьями
И как иволга ты запоешь.
- Песня русская- ветер и парус.
Даль невиданная досель.
- Это- молодость, это не старость.
Это май, это зелень земель.
- Все она своим сердцем объемлет
Ей и двадцать и тысячу лет.
- Песню русскую. Русскую землю так люблю , что и слов больше нет!
Песня« Ты Россия моя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....
Русская берёзка-символ Родины моей.
Воспитательское занятие на тему «Русская берёзка-символ Родины моей»....
Урок русского языка "Чувство родины"
Урок русского языка.Комплексный анализ текста...
Мероприятие «Русская береза - символ Родины моей»
Цель: Формирование гармонически развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа и имеющей сознательную и нравственную позицию....
Тема: Русский язык гимн Родине слагает. Синонимы.
Образовательные: закрепить знания учащихся о синонимах; продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов Развивающие: формировать умение6 употреблят...
Русский язык гимн Родине слагает. Синонимы.
Цели урока: Образовательные: закрепить знания учащихся о синонимах; продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов Развивающие: формир...
Долгосрочный развивающий проект для детей подготовительной к школе группы "Это русская сторонка"
Долгосрочный развивающий проект для детей подготовительной к школе группы "Это русская сторонка"...