адаптированная программа "Активисты школьного музея"
рабочая программа по краеведению на тему
адаптированная программа "Активисты школьного музея"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_aktivisty_shkolnogo_muzeya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая образовательная программа составлена на основе авторской программы Е. А. Семеновой, к.п.н., ст. преподаватель кафедры общественных дисциплин ИРО г. Липецка, 2006 г.
Цель программы:
Создание условий для развития у обучающихся нравственно-патриотических качеств средствами школьного музея;
Задачи:
Образовательная : формирование знаний у обучающихся о истории родного края;
изучение славной истории школы и сохранение ее традиций.
Развивающая:
развитие навыков проведения исследовательской работы различными методами;
воспитательная:
пробудить и усилить интерес учащихся к истории своего городка, школы, проследить судьбы выпускников разных лет, увидеть, как переплетаются история школы с историей нашего государства.
Новизна программы заключается в том, что при ее изучении большая доля часов отводится на практическую и исследовательскую работу детей.
Программа объединения «Активисты школьного музея» рассчитана на 1 год для детей среднего и старшего школьного возраста. Для реализации программы предусматривается 34 часа, режим работы – 1 час в неделю.
Механизм реализации программы осуществляется посредством применения различных форм образовательного процесса: кружковых занятий, массовых мероприятий, исследовательской работы.
На занятиях используются следующие методы обучения: беседы, лекции, экскурсии, выполнение творческих и практических работ.
Все занятия творческого объединения «Активисты школьного музея» планируются по блокам:
Удивительное слово «краевед»
Липецкий край в солдатских шинелях»
«Родная школа, ее история и традиции»
«Наши знаменитые земляки»
Каждый блок состоит из 8-9 занятий, по окончанию изучения каждого блока издается «Альманах творческих работ обучающихся».
Для успешного проведения уроков по данному курсу в кабинете желательно иметь видео – и аудиоаппаратуру. Использование на занятиях видео -аудиокассет, дисков обогатят представление школьников о тех событиях, которые предлагает учитель.
Домашние задания по данному курсу предлагаются школьникам по желанию, и они носят исследовательский креативный характер:
сбор материала и поиск информации по блокам курса;
тематические рисунки;
доклады, исследования по тому или иному блоку;
фотосессия;
компьютерные презентации.
Программа курса «Активисты школьного музея» не требует специального учебника, так как материал можно почерпнуть в краеведческой литературе; из бесед с очевидцами интересующих нас фактов; в библиотеке; архивах, музее, используя интернет-ресурсы.
Учебно-тематический план
№ п/п | тема | всего часов | теория | практика | формы и методы воспитательной работы |
1 | Удивительное слово «краевед» | 8 | 4 | 4 | Беседы, дискуссии, экскурсии, исследование, анкетирование |
2 | Липецкий край в солдатских шинелях | 9 | 3 | 5 | Беседы, дискуссии, экскурсии, конкурсы, исследование |
3 | «Родная школа, ее история и традиции» | 9 | 1 | 8 | Беседы, фотоконкурс, исследование, анкетирование, сочинение |
4 | «Наши знаменитые земляки» | 8 | 3 | 4 | Беседы, фотоконкурс, исследование, дискуссии, |
всего | 34 | 11 | 23 |
Содержание программы
Тема № 1
Удивительное слово «краевед» (8 часов: 4ч – теория; 4 - практика)
Теория:
Что такое «краеведение», что называется родным краем? (2 часа)
Источники изучения родного края (вещественные, изобразительные, письменные) (2 часа)
Практика:
Наблюдение, описание вещественных, письменных и изобразительных источников своей местности (2 часа)
Правила работы с книгой, библиографией, указателями в библиотеке, Интернет-ресурсами (2 часа)
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: суть понятия «Краеведение»; источники изучения родного края;
правила работы с книгой, Интернет-ресурсами
Учащиеся должны уметь: вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов
исследования.
Тема 2
Липецкий край в солдатских шинелях (9 часов: 3 ч – теория; 5 – практика)
Теория:
Елец – город воинской славы (1 час)
Героический боевой путь 143 стрелковой дивизии (1 час)
Юные герои – антифашисты (1 час)
Практика:
Поиск ветеранов ВОВ однополчан 143 стрелковой дивизии силами поисковых групп (1 час)
Экскурсия в краеведческий музей, работа в архивах, фондах музея (1 час)
Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их
воспоминаний (М. В. Щедрин) (1 час)
Красочное оформление стенда «Боевой путь 143 стрелковой дивизии» (1 час)
Творческие работы «Человек из легенды», «Детство, опаленное войной»,
«Юные герои …» (1час)
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Страницы боевой истории Ельца;
подвиги юных героев – антифашистов (А. Гайтерова, Н. Гусева, А. Оборотов);
боевой путь 143 стрелковой дивизии.
Учащиеся должны уметь:
составлять описание жизни и деятельности выдающихся людей родного края периода ВОВ;
работать в библиотеке, архивах и фондах музея.
Тема 3
Родная школа, ее история и традиции (9 часов: 1ч – теория; 8 ч – практика)
Теория:
Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений (1 час)
Практика:
Сбор информации, оформление исследовательской работы, организация выставки «Учителями славиться Россия, ученики, принося славу ей» (о ветеранах педагогического труда) (2 часа)
Поиск информации о первых выпускниках школы, оформление стенда «Они были первыми» (2 часа)
Организация встречи с бывшим директором школы Поповым Виктором Ивановичем оформление исследования «Капитан школьного корабля» (2 часа)
Организация переписки с выпускниками школы разных лет с целью получения максимально подробной информацией о жизни школы в разные годы (1 час)
Оформление фотовыставки «Школа гордится нами, мы гордимся школой» (1 час)
Учащиеся должны знать:
историю и традиции родной школы
Учащиеся должны уметь:
участвовать в поисковой деятельности по изучению истории и традиций школы.
Тема 4
Наши знаменитые земляки (8 часов: 3 ч- теория; 4ч – практика)
Теория:
Жизнь и творчество Н. Жукова – художника-земляка (1 час)
Жизни и творчество выдающегося композитора современности Т. Н. Хренникова (1 час)
Творческий путь И. А. Бунина (1 час)
Практика:
Подготовка и проведение мини- экскурсии «Наши знаменитые земляки»(1час)
Посещение музеев И.А. Бунина, Н. Н. Жукова. Т. Н. Хренникова (2 часа)
Организация переписки с родственниками Т. Н. Хренникова, сбор материалов для музея (1 час)
Учащиеся должны знать:
Биографию знаменитых людей родом из Ельца – художника Н. Жукова, композитора –
Т. Н. Хренникова, писателя – И. А. Бунина.
Учащиеся должны уметь:
Составить мини-экскурсию по темам блока;
Подбирать краеведческий материал для исследования, рефератов;
Работать с архивным материалом;
Составлять план исследования, его отдельных глав;
Пользоваться краеведческими сайтами;
Размещать краеведческую информацию на школьном сайте;
Проводить заочные экскурсии по темам курса;
Проводить очные экскурсии для младших школьников.
Литература:
1. Горлов В., Новосельцев А., елец веками строился. – Липецкое издательство, 1993
кн. изд-во,1981
2.Прохоров В. А. Липецкая топонимия. – Воронеж: Центр.- Чернозем.
3.Ридингер Н. Очерки истории Елецкого уезда. – Елец: Елецкие куранты, 1993
4. Становление культурно-образовательной среды липецкой области (Елецкий край).-
Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004
5. Шальнев Б. М. Мир детства. Родная культура. Мир детства и отрочества: учебник-
хрестоматия по краеведению Липецкой области для неполной средней школы / В. В.
6. Шахов, Б. М. Шальнев. – Рязань – Липецк: ГЕЛИОН, 1997
Согласована «Утверждаю»
с педагогическим
Советом МОУ СОШ «___»_______________20__год
Им. Т. Н. Хренникова г. Ельца
Протокол №___ от « ____» _____________20___г.
Муниципальное учреждение управление образования города Ельца
Липецкой области
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№ 17 им. Т. Н. Хренникова
города Ельца Липецкой области
адаптированная образовательная программа
творческого объединения
«Активисты школьного музея»
на 2013 – 2014 учебный год
автор:
Ирина Викторовна Хомякова
педагог дополнительного образования
Елец, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"
Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.
laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...
«Разработки интегрированных уроков и внеклассных мероприятий с применением ресурсов школьного музея Дениса Давыдова и музеев Ульяновской области»
В проекте представлены разработки двух интегрированных уроков математики и истории и одного музейного часа с презентациями к ним.Особенностью разработанных уроков и музейного часа является сочет...