Город – центр российского образования и просвещения
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему
Методическая разаботка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 23.81 КБ |
презентация ч.1 | 2.45 МБ |
презентация ч. 2 | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №277
Кировского района
Городской конкурс компьютерных дидактических материалов
«Наследие»
«Город – центр российского образования и просвещения».
Выполнила: Тихомирова Мария Сергеевна,
учитель истории.
Санкт-Петербург
2015
Тема урока: Город – центр российского образования и просвещения.
Программа: Л.К. Ермолаевой
Класс: 8
Урок изучения нового материала.
Цель урока: Создать условия для формирования представления об уровне образования людей XIX века.
Задачи урока:
- Сравнить образование сегодня с образованием двухсотлетней давности
- Систематизировать знания учащихся о истории города
- Создать условия для формирования целостной картины истории государства и города
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся систематизируют уже имеющиеся у них знания о образовании жителей города первой половины XIX века;
Учащиеся узнают, в каких образовательных учреждениях можно было получить среднее и высшее образование, кто и где мог его получить;
Учащиеся познакомились с историей создания Зоологического музея.
Оборудование:
- Ермолаева Л.К. Казакова Н.В. и др. История и культура Санкт- Петербурга. Часть 2 (XIX - начало XX века). 8 класс. Спб.: СМИО Пресс, 2014.- Стр. 67-72.
- Презентация
Ход урока:
- Организационный момент. Вступительное слово учителя (1 мин.)
Учащиеся готовятся к уроку.
- Изучение нового материала
- Объявление темы, целей и задач урока
Слайды 1 и 2. Учитель говорит вступительное слово. Объявляет тему, цели и задачи урока. Делается краткая запись.
- Введение в тему.
Отсутствие знаний рождало петербургские легенды, невероятные истории. «Фонтаном ведьм» называли один из фонтанов на Царскосельской дороге… Твердили о том, что Исаакиевский собор уйдёт под землю. Упорно ходили слухи: «Петербург – проклятый город, погибнет от воды, и море его проглотит»…
Но были и другие легенды: «Петербург будет существовать до тех пор, пока стоит Медный всадник», «Петербург – новый Рим, ему предсказано быть вечным городом»… Многие горожане верили в потусторонние силы, увлекались спиритизмом.
- Чему учились в XIX веке?
Слайд 3.
Задание: составьте расписание занятий для знатного молодого человека первой половины XIX века (в нём должно быть не менее 5 предметов). Выслушиваем ответы учащихся. Учитель делает заметки на доске. Затем на экран выводятся предметы, изучаемые в первой половине XIX века. Даётся краткий комментарий. Кого же читали петербуржцы? (Проходим по гиперссылке «Литература»).
Слайд 4.
Учащиеся говорят, какие произведения Шекспира и Скотта могли читать петербуржцы. Учитель дополняет их ответы.
Помимо Шекспира, Шиллера и Скотта читали и древних авторов, например, Эзопа и Овидия. Даётся краткий комментарий.
Слайд 5.
Учащиеся выполняют задание «Эзопов язык»: «Собрался как-то Ксанф в баню и послал Эзопа узнать, много ли там народу. Эзоп вернулся и сказал, что видел только одного человека. Обрадованный Ксанф поспешил в баню, но когда пришёл, увидел там огромную толпу. Эзоп объяснил разъярённому Ксанфу: «Лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались, но шли дальше. И только один, споткнувшись, наклонился и отбросил камень с дороги. Я и подумал, что народу тут много, а человек – один». Какую мысль «зашифровал» Эзоп? Кого в России называли «русским Эзопом»? (На экране появляется портрет И.А. Крылова).
Возвращаемся по гиперссылке к слайду №3 (в правом нижнем углу).
Слайд 3.
Какие ещё знания могли понадобиться в период промышленного переворота? На экране появляются новые предметы.
Где же могли получить образование петербуржцы? (переходим по гиперссылке в правом нижнем углу на слайд 6).
- Начальное и среднее образование в XIX веке.
Слайд 6.
В XIX веке было несколько видов школ, например, приходские училища и классические гимназии. Задание: «У вас на карточках есть описание образования в училище и гимназии. Определите, какое описание какому учебному заведению соответствует? Почему вы так решили?»
Задание: 1. Могли быть одноклассными (1 год обучения) и двухклассными (2 года обучения). В одноклассных изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных, кроме этого, изучалась история. 2. Обучение было платным и продолжалось 7 лет. Изучали литературу, историю, географию, русскую словесность, математику, Закон Божий.
Ответ: 1 – приходское училище, 2 – классическая гимназия.
Делается краткая запись.
- Высшее образование в XIX веке.
Слайд 7.
Перед вами учебные заведения XIX века и их названия. Установие соответствие.
Слайд 8.
Проверьте правильность своих ответов (возможен вариант взаимопроверки).
Слайд 9.
Где ещё можно было получить высшее образование в Петербурге? Делается краткая запись.
Слайд 10.
Кто мог учиться в высших учебных заведениях? Делается краткая запись. В каких высших учебных заведениях могли учиться дворяне, а в каких – разночинцы?
Слайд 11.
Проверим правильность ваших ответов. Сначала на экране появляются учебные заведения, в которых могли учиться дворяне. Затем – разночинцы (Университет, Медико-хирургическая академия, Технологический институт). Делается пометка в тетради.
Слайд 12.
Задание «Чижик-пыжик, где ты был»?: «Его матерью была дочь Павла I, отцом – младший сын герцога Ольденбургского. Их сын, принц Пётр Георгиевич Ольденбургский, основал в Петербурге на собственные средства училища, больницы, приюты… В 1835 году он приобрёл дом №6 по набережной Фонтанки против Летнего сада и открыл в нём Училище правоведения». Почему учеников Училища прозвали «чижиками-пыжиками»?
Слайд 13.
Ответ: студенты Императорского училища правоведения носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами. Согласно популярной петербургской легенде, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками».
- Центры просвещения.
Слайд 14.
Что такое центр просвещения? Делается краткая запись?
Вопрос: «Какие центры просвещения могли существовать в XIX веке»? Ответ: музеи, библиотеки (для помощи выводятся на экран рисунки-подсказки).
Слайд 15. Музеи, которые работали в XIX веке. Знакомство с историей появления зоологического музея (видео по гиперссылке на изображении Зоологического музея).
Слайд 16.
В 1814 году была открыта первая публичная библиотеке. Первое здание для неё спроектировал архитектор Е. Соколов. Но позже она была перенесена в здание, построенное по проекту архитектора К. Росси. Директором библиотеки был А.Н. Оленин.
III. Закрепление пройденного материала.
Работа в группах. Учащимся предлагается решить кроссворд.
Вопросы к кроссворду на слайде 17.
Слайд 18.
Проверка кроссворда. Дайте определение выделенному слову.
IV. Подведение итогов урока.
Слайд 19. Учащимся задаётся домашнее задание – написать сообщение на одну из предложенных тем. Выставляются оценки за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока: Создать условия для формирования представления об уровне образования людей XIX века. Сравнить образование сегодня с образованием двухсотлетней давности Систематизировать знания учащихся о истории города Создать условия для формирования целостной картины истории государства и города
Чему учились в XIX веке? Литература Иностранный язык «Владение пером» История Разбирались в искусстве Музыка Пение Рисование Танцы Математика Физика Химия Геология Экономика
Литературное чтение петербуржцев Эзоп Овидий
«Эзопов язык» Собрался как-то Ксанф в баню и послал Эзопа узнать, много ли там народу. Эзоп вернулся и сказал, что видел только одного человека. Обрадованный Ксанф поспешил в баню, но когда пришёл, увидел там огромную толпу. Эзоп объяснил разъярённому Ксанфу : «Лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались, но шли дальше. И только один, споткнувшись, наклонился и отбросил камень с дороги. Я и подумал, что народу тут много, а человек – один». Какую мысль «зашифровал» Эзоп? Кого в России называли «русским Эзопом»?
«Школы» XIX века. Приходское училище - один из типов начальной школы в дореволюционной России . Классическая гимназия - общеобразовательное среднее учебное заведение с обучением древним языкам .
Высшее образование Технологический институт Лицей Университет
Высшее образование
Где ещё можно было получить высшее образование? Училище правоведения Институт корпуса и нженеров путей сообщения Медико-хирургическая академия
Кто мог учиться в высших учебных заведениях? Дворяне представитель привилегированного служилого сословия Разночинцы «люди разного чина и звания »: низшие придворные, статские и отставные воинские служители, которые не записывались ни в купечество, ни в цехи; д ети личных дворян (до 1818 г.); и нтеллигенция
«Чижик-пыжик, где ты был»? Его матерью была дочь Павла I , отцом – младший сын герцога Ольденбургского . Их сын, принц Пётр Георгиевич Ольденбургский , основал в Петербурге на собственные средства училища, больницы, приюты… В 1835 году он приобрёл дом №6 по набережной Фонтанки против Л етнего сада и открыл в нём У чилище правоведения. Почему учеников Училища прозвали «чижиками-пыжиками»?
«Чижик-пыжик, где ты был»? Студенты Императорского училища правоведения носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами. Согласно популярной петербургской легенде, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками ». Алексей Алёхин
Домашнее задание: Подготовь сообщение на одну из предложенных тем: Где обучались девушки? Книжная лавка Смирдина. Особняк Н.П. Румянцева.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музеи XIX века Эрмитаж Ботанический сад Зоологический музей Центральный музей железнодорожного транспорта
Публичная библиотека а рх. Е. Соколов а рх. К. Росси
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция развития МБОУ ДОД Центра дополнительного образования детей города Димитровграда.
Концепция развития МБОУ ДОД Центра дополнительного образования детей города Димитровграда.Концепция состоит из: титульного листа, пояснительной записки, конкурентных преимуществ Центра, целей и ...
Петербург - центр российского образования и просвещения (первая половина XIX в.)
Петербург - центр российского образования и просвещения (первая половина XIX в.): методическая разработка урока по Истории и культуре города для 8 класса с элементами проектной деятельности....
Город - центр образования и просвещения. Презентация к уроку по ИКП 8 класс. УМК Л.К. Ермолаевой
Презентация содержит информацию по параграфу 6 учебника Л.К. Ермолаевой. Подходит для комбинированного урока....
План воспитательной работы МУДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района города Саратова на 2016-2017 учебный год
В данном плане представлен 2-й этап воспитательной системы учреждения "Становление системы"...
Воспитательная система МУДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района города Саратова
Для педагога показателями успешности его работы могут служить сложившиеся гуманные отношения учащихся с окружающим социумом, которые можно характеризовать при помощи четырех последовательно выстроенны...
Город - центр российской науки
Презентация на тему: "Город - центр российской науки.Одной из особенностей русской науки XIX в. было то, что в стенах Академии наук, российских университетов, других научных учреждений, нес...