Воспитательная система МУДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района города Саратова
методическая разработка на тему
Для педагога показателями успешности его работы могут служить сложившиеся гуманные отношения учащихся с окружающим социумом, которые можно характеризовать при помощи четырех последовательно выстроенных глаголов: любить, понимать, сострадать, помогать. Главная трудность – превратить эти общие понятия в реальные жизненные ориентиры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная система УДО | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ"
ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА
ул. Дегтярная, д. 7, г. Саратов, Россия, 410004,
т/ф (8452) 29 31 24; e-mail: oktcdo@yandex.ru
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МУДО ЦДОдД
_________Л.А. Чепенко
СОГЛАСОВАНО
МБОУ ДОД ДДТ п.г.т.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
муниципального учреждения
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Октябрьского района города Саратова
СОСТАВИТЕЛЬ:
заместитель директора
по воспитательной работе
Ахмеджанов Александр Камильевич
Саратов
2015
«Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого, точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
А. С. Макаренко
- Индивидуально-групповой компонент
О Муниципальном учреждении дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Октябрьского района города Саратова было создано в ноябре 1987 года и имеет в своей структуре, помимо основного здания, 7 подростковых клубов, расположенных на территории района. МУДО "Центр дополнительного образования для детей" ведет не только образовательную деятельность для детей, но так же является центром культуры, просвещения и досуга для жителей всего Октябрьского района города Саратова. В наших объединениях занимаются более 2000 детей. Более 500 детей приходят в подростковые клубы ежедневно в рамках свободного посещения. В июле 2014 года Центр дополнительного образования для детей переехал в другое здание по адресу Дегтярная улица, дом 7.
В Центре дополнительного образования для детей ведется активная работа по вовлечению подростков в образовательную и досуговую деятельность – проводятся массовые конкурсы, игры, беседы и другие мероприятия, направленные на развитие цельной, интеллектуальной, эстетически богатой, нравственной и внутренне свободной личности ребенка. Организуются и проводятся массовые мероприятия с учащимися, а так же районные конкурсы, игры, праздники, создаются условия, необходимые для содержательного досуга детей и родителей.
В актовом зале регулярно организуются и проводятся мероприятия районного масштаба, такие как конкурс-концерт «Созвездие талантов», «Радуга детства», посвященная Дню защиты детей, День Победы, День семьи, игры КВН и многое другое.
Образовательная деятельность ведется по пяти направленностям: художественная, социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, естественнонаучная и туристско-краеведческая.
Среди учащихся немало победителей различных районных, областных и даже международных конкурсов декоративно-прикладного творчества, рисунка, вокала, хореографии и спорта.
На основе всего выше сказанного педагоги МУДО ЦДОдД разрабатывают модифицированные и авторские образовательные программы по выше указанным направлениям деятельности. Занятия детей способствуют формированию у них углубленного интереса к различным отраслям знаний, науке и технике, литературе и искусству. В результате обучения учащиеся развивают свои творческие способности в той степени, которая соответствует их возможностям. Спектр представленных в учреждении объединений позволяет детям определить для себя интересное направление деятельности. Наиболее способные из них представляют свое творчество на выставках, фестивалях и конкурсах различного уровня.
- Ценностно-ориентационный компонент
Задача социального становления личности ребенка является важнейшей для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, направленная на создание условий для социализации ребенка. Среди этих институтов особое место занимают Воспитательные системы образовательных учреждений, работа которых, строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности.
Новые социальные условия требуют существенного переосмысления теории и методики социализации личности ребенка. В связи с этим нуждаются в уточнении содержание, формы и методы работы социальной направленности. Опираясь на традиционные подходы к организации работы связанной с воспитанием детей и подростков, взрослые сталкиваются с трудностями:
- включения детей в активную творческую деятельность, вне рамок объединения;
- побуждения активной позиции в различных типах социальных отношений;
- формирования взаимоотношений взрослых и детей в процессе решения значимых задач.
Суть методологического подхода, в данном случае, видится в создании условий самореализации, развития и расширении сознания детей в том, чтобы они сумели найти свое место в системе социальных отношений, изучая себя и совершенствуясь.
Цель воспитательной работы:
Помощь растущему человеку в духовном и интеллектуальном развитии, содействие социализации и жизненному самоопределению.
Задачи:
- внесение воспитания в рамки текущих педагогических процессов и расширение его функциональной роли;
- объединение отдельных видов воспитания (нравственного, эстетического, патриотического, физического и т.д.) в единый, целостностный процесс;
- подготовка детей к ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения;
- соответствие уровня социальных отношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
- развитие мышления детей и подростков, их интеллигентности, внутренней состоятельности и внешней культуры;
- упрочнение норм уважения к людям труда: производственного, интеллектуального, обслуживающего; исключение проявлений презрения, оскорбительности, независимо от того, какое место данный род трудовой деятельности занимает в иерархии общественного производства;
- творческая поддержка и предоставление возможности самовыражения одаренным учащимся;
- создание обстановки эмоционального комфорта и осознания личностной успешности;
- пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ).
Ключевые понятия, характеризующие сущность воспитательной системы МУДО ЦДОдД и перспективный личностный ориентир:
● индивидуальность; ● доброта;
● самостоятельность; ● творчество;
● активность; ● коллектив.
Принципы социализации личности:
Методологический подход к деятельности МУДО ЦДОдД, опирающийся на уважение к ребенку, требует ориентации на принципы своевременной социализации личности, т.е. тех основных требований, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам работы, обеспечивающим формирование у детей и подростков социального опыта и готовности к его преобразованию.
Учитывая вышесказанное, целесообразно определить следующие основополагающие принципы социализации личности в МУДО ЦДОдД:
- гармонизация общечеловеческих и личностных ценностей в организации жизнедеятельности учащихся;
- самопознание →саморазвитие → самореализация → самовыражение учащихся и педагогов;
- включенность всех участников педагогического процесса в реальные социально-значимые отношения;
- взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления;
- добровольность включения ребенка в творческую или игровую деятельность;
- индивидуальный подход в подборе форм, методов, приемов и средств воспитательной работы;
- вера в возможности ребенка.
- Функционально-деятельностный компонент
По отношению к личности ребенка, воспитательная система МУДО ЦДОдД может выполнять следующие функции:
- Образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
- Воспитательную, содействующую нравственному становлению личности учащегося;
- Защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
- Компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
- Интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий детское объединение может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как внутри объединения, так и вне его.
Формы работы можно объединить в три группы по признаку включенности в реальные социально-значимые отношения:
Первая группа – реальные социально-значимые дела. Их отличает возможность достижения определенного результата, полезного, как для самих детей, так и для окружающих. Примером таких дел могут быть агитбригады по пропаганде ЗОЖ, мероприятия по защите природы, акции милосердия (благотворительные), ученическое самоуправление и т.д.
Вторая группа – имитационные игры, т.е. игры, которые в большей степени имитируют реальные социальные отношения, (например, игра политической направленности «Выборы президента учащихся МУДО ЦДОдД», деловая игра «Парламент», экономические игры «Менеджер» и «Конкуренция»).
Третья группа – формы досуговой деятельности учащихся, которые также способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального (видимого) результата и не имитируют его (вечера, концерты, выставки и т.д.).
Программа реализации концепции воспитания
Направления | Задачи | Содержание деятельности | Предполагаемый результат | Ответственные |
1. Психолого-педагогическое изучение личности | Всестороннее изучение личности учащегося с целью корректировки воспитательной работы. |
- ценностные ориентации учащихся; - неблагополучные семьи; - «группа риска»; - уровень воспитанности учащихся ( и другие на усмотрение педагогов)
| Коррекция форм, методов, приемов и средств воспитания учащихся МУДО ЦДОдД, обеспечение индивидуального подхода к учащимся. | Педагоги-организаторы, ПДО |
2. Профилактика вредных привычек и противоправного поведения учащихся | Развитие у детей и подростков способности к самопознанию, самоанализу, самоконтролю. |
- «Курение: цена удовольствия - жизнь»; - «Последствия свободной любви»; - «Stop - наркотики»; - «Закон и порядок»; - «Вечера этических размышлений» и т. д. | Распространение информации о возможных негативных факторах, связанных с вредными привычками и противоправным поведением. | Педагоги-организаторы, ПДО |
3. Работа, направленная на охрану здоровья учащихся |
Сохранность и укрепление здоровья учащихся. |
| Сознательное отношение и заинтересованность учащихся в ЗОЖ | Педагоги-организаторы, ПДО |
4. Воспитательная работа внутри объединений МУДО ЦДОдД | Создание условий для реализации духовных, физических и интеллектуальных потребностей учащихся |
| Активизация и ориентация интересов учащихся на интеллектуальное, физическое и духовное развитие. | Педагоги ДО |
5. Организация массовых мероприятий и развлекательных программ | Предоставление возможности учащимся проявить свой творческий потенциал |
| Самореализация и самоутверждение личности учащихся в условиях коллективной творческой деятельности. | Педагоги-организаторы, педагоги ДО, методисты, зам. директора по ВР |
6. Поддержка детского самоуправления | Укрепление социально-значимых связей между учащимися объединений с родителями и педагогами МУДО ЦДОдД |
| Проявление социальной активности и жизненной позиции. | Педагоги-организаторы, педагоги ДО, методисты, зам. директора по ВР |
7. Работа с семьей | Организация взаимодействия семьи и МУДО ЦДОдД |
| Ориентация активности родителей на: - поддержку творческого развития своих детей; - обеспечение реальной социально-правовой помощи и защиты детям в семьях, где они лишены надзора. - содействие в укреплении материально-технической базы МУДО ЦДОдД | Педагог-организатор, педагоги ДО, методисты, зам. директора по ВР, директор МУДО ЦДОдД |
Управление Воспитательной системой и контроль над ходом ее реализации:
Управление системой осуществляется гибко, используются три основные формы принятия управленческих решений:
● В форме соуправления – на высшем уровне управления МУДО ЦДОдД такими органами являются педагогический совет и методический совет.
● В форме самоуправления – инициатива о проведении воспитательных мероприятий исходит от педагогов, родителей и самих учащихся.
● В форме административного управления – если дело требует быстрого решения, то управленец (директор) принимает его единолично или коллегиально на заседании административного совета.
Административная работа:
- Повышение квалификации педагогических работников;
- Знакомство с опытом работы по организации и внедрению ученического самоуправления в других образовательных учреждениях на методическом совете и педагогических советах.
- Дополнение программы «Школа молодого педагога» информацией об организации и внедрении ученического самоуправления;
- Распространение методических материалов по воспитательной работе;
- Сбор информации (мониторинг):
- создание базы данных об учащихся;
- педагогические наблюдения успешности функционирования системы;
- осуществление методик отслеживания вышеуказанного путем анкетирования и тестирования
- анализ собранной информации (составление графиков, диаграмм и т.д.)
Контроль и коррекция
Цели контроля | Анализ Воспитательных систем внутри объединений | Анализ Плана воспитательных мероприятий | Мониторинг нравственной воспитанности и правовой культуры личности | Анализ коррекционной работы с учащимися «группы риска» | Анализ проведения мероприятий | Анализ реализации и коррекция воспитательных систем объединений | Контроль над соблюдением педагогами, учащимися и их родителями норм и правил поведения, способствующих ведению здорового образа жизни | Контроль над правильностью ведения документации |
Объект контроля | Воспитательные системы объединений | План воспитательных мероприятий | Учащиеся МУДО ЦДОдД | Методика коррекционной работы с учащимися «группы риска»; | Реализация воспитательных мероприятий | Реализация Воспитательных систем детских объединений | Введение ценностных ориентиров, норм и правил поведения, способствующих ведению здорового образа жизни. Их соблюдение педагогами, учащимися и их родителями | Документация направленная на воспитание |
Субъект контроля | Педагоги ДО | Педагоги-организаторы | Педагоги ДО | Педагоги-организаторы, Педагоги ДО, Педагог-психолог | Педагоги-организаторы | Педагоги ДО | Все педагогические работники | Все педагогические работники |
Виды и формы контроля | Персональный | Тематический | Обобщающий | Персональный | Персональный, тематический | Персональный | Обобщающий | Персональный |
Методы контроля | Защита Воспитательных систем детских объединений на МС или педсовете, анализ документации | Защита Плана воспитательных мероприятий на педагогическом совете, анализ документации | Изучение и анализ документации | Анализ документации, наблюдение, диагностика | Посещение и отчет о проведении воспитательных мероприятий | Посещение занятий, анализ документации, внутренний мониторинг успешности и индивидуальных достижений. | Наблюдение, беседы, анкеты, опросники | Анализ документации |
Исполнители | Методист, члены педагогического совета | Методист, члены педагогического совета | Методист | Зам. директора по ВР, директор | Методист | Методист, зам. директора по ВР, директор | Методист | Методист |
Сроки | На начало учебного года | На начало учебного года | На конец учебного года | В соответствии с утвержденным на начало учебного года графиком | По соответствующему приказу директора | На конец учебного года | По соответствующему приказу директора | На конец учебного года |
Показатели | Утверждение (при необходимости разработка рекомендаций) | Утверждение (на педагогическом совете) | Аналитическая справка | Справка по итогам контроля. | Анализ и разработка рекомендаций. | Разработка рекомендаций. Планы коррекции. | Аналитическая справка | Рекомендации |
- Пространственно-временной компонент
Связи и отношения МУДО ЦДОдД в рамках работы воспитательной системы:
Отдел образования Администрация Октябрьского района МО «Город Саратов»
Инспектор
по делам несовершеннолетних
Дошкольные учреждения Подростковые клубы
Общеобразовательные Районные библиотеки
учреждения
КДН и ЗП Родители Все с кем мы сотрудничаем
учащихся в рамках организации
акций благотворительности
Условно можно выделить четыре этапа развития и реализации
воспитательной системы:
- первый этап – проектирование системы (апрель-август 2016 года)
- второй этап – становление системы (2016-2017 учебный год)
- третий этап – стабильное функционирование системы (2017-2018 и 2018-2019 учебные года)
- четвертый этап – завершение функционирования, анализ и кардинальная коррекция системы (2019-2020 учебный год)
Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда:
- Диагностико-аналитический компонент
Критерии эффективности воспитательной системы:
- Воспитанность учащихся;
- Защищенность и комфорт ребенка в МУДО ЦДОдД;
- Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в МУДО ЦДОдД;
- Сформированность и сплоченность детских коллективов;
- Репутация детских объединений и МУДО ЦДОдД в целом;
- Проявление индивидуальности воспитательной работы в объединениях.
Методы и приемы изучения результативности
воспитательной системы:
- Мониторинг (опросники, тесты, анкеты);
- Наблюдение;
- Социометрические методы;
- Отчетно-аналитическая деятельность педагогов ДО и педагогов-организаторов.
Формы и способы анализа, оценки и интерпретации
полученных результатов:
- Составление сводной мониторинговой документации;
- Изучение и оценка результатов социометрии;
- Диаграммы, графики;
- Аналитические справки.
Для педагога показателями успешности его работы могут служить сложившиеся гуманные отношения учащихся с окружающим социумом, которые можно характеризовать при помощи четырех последовательно выстроенных глаголов: любить, понимать, сострадать, помогать. Главная трудность – превратить эти общие понятия в реальные жизненные ориентиры.
Заместитель директора
по воспитательной работе Ахмеджанов А. К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно...
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по...
АНАЛИЗ мониторинга системы дополнительного образования в Умётском районе
Современные технологии оценки качества образования...
Из опыта работы. Развитие детской одарённости в системе дополнительного образования МБОУ СОШ 5 города Белореченска.
В нашей школе сложилась система работы с одарёнными детьми в различных сферах деятельности. Школа является инновационной площадкой. Мы реализуем проект «От волонтёрской деятельности к социальной и про...
План воспитательной работы МУДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района города Саратова на 2016-2017 учебный год
В данном плане представлен 2-й этап воспитательной системы учреждения "Становление системы"...
Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»
Программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...
- Мне нравится (1)