Статья "Использование проектной деятельности в эколого-краеведческом образовании"
статья по краеведению (5 класс) на тему
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
«ИСТОРИЯ ГОРОДА И ЕГО ЗНАМЕНИТЫХ ГОРОЖАН»
Еремина И.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proektnaya_deyatelnost.doc | 770.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ИСТОРИЯ ГОРОДА И ЕГО ЗНАМЕНИТЫХ ГОРОЖАН»
Еремина И.С.
В современном обществе актуализируется необходимость в людях, которым близки понятия «духовность», «гражданственность», «патриотизм», «нравственность». [5]
Перед современным воспитателем стоит задача - воспитание творческой, всесторонне развитой личности, ориентирующейся в реальной действительности, обладающей чувством принадлежности к своей Родине. Именно в дошкольном возрасте развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре, закладываются предпосылки гражданских качеств.[6]
В общении с детьми, выезжая на экскурсии по городу, совершая походы в библиотеки мы выяснили, что у детей наблюдается дефицит знаний о родном городе. Считаем, что главной целью краеведения является воспитание гражданина, любящего и знающего свой край, именно краеведение является важным звеном в совместной образовательной деятельности с детьми. Поэтому краеведческий компонент стал определяющим фактором в выборе темы нашего проекта «История города и его знаменитых горожан».
Работа над проектом проходила в несколько этапов. Каждый этап предусматривал постановку задач и деятельность проектной группы.[7]
- Первый этап — начальный. Его задачей стало определение темы и выбор группы участников.
Чтобы воспитать патриотов своего города, нужно хорошо знать город, расширить представление детей об истории города, обогащать и углублять знания о достопримечательностях родного города, его жителях. Участниками проекта стали наши воспитанники Назир Султана и Карасев Илья. Дети обладающие тягой к знаниям, проявляющие живой интерес ко всему новому. Султана родилась в далеком Узбекистане, живущая в Ульяновске с двухлетнего возраста, просто растворялась в потоке информации, улавливая даты, фамилии, события прошлого и настоящего. Илья, любит познавать мир с помощью компьютерных программ, он проявил интерес к фотографиям, как современного города, так и старого Симбирска. Представление презентации на защите проекта -основная задача Ильи.
- Второй этап- планирование, задачами которого явились анализ проблемы и определение источников информации.
На втором этапе работы над проектом использовался принцип историзма[6], который сводился к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее. Мы затронули значимые даты, события и имена нашего города, в настоящем и прошлом. Источниками информации в нашей работе стала методическая литература, энциклопедии, подбор книг и журналов.
- Третий этап — принятие решения, подразумевает работу с информацией, синтез и анализ идей.
Работая с информацией, анализируя на третьем этапе работу над проектом было принято решение организовать экскурсию детей по значимым местам города. Мы посетили Ульяновский Государственный Педагогический Университет, возложили цветы к памятникам Героя России Дмитрия Разумовского и Героя Советского Союза генерал-майора Ивана Полбина. Во время экскурсий дети имели возможность посмотреть улицы города, прослушать историю возникновения названия улицы, увидеть памятники знаменитых горожан, сфотографироваться. Цель данной экскурсии - формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории города. Именно на третьем этапе работы над проектом родилась идея — написать письмо от лица наших воспитанников с предложением создать Золотую книгу почета маленьких граждан Ульяновской области, куда будут вписаны фамилии детей, которые являются примером.
- Четвертый этап- выполнение, работа над проектом, его оформление.
На четвертом этапе работы над проектом была подготовлена презентация, в основу которой положены авторские фотографии. Дети отлично ориентировались при просмотре презентации, с легкостью узнавали знакомые улицы и памятники города.
- Пятый этап работы над проектом, задачей которого является анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
Ознакомление с родным городом должно стать центром, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:[8]
- Формирование у детей любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему малой Родины.
- Развитие эмоционально — ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитание у дошкольников чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в родном городе, сопричастности к этому.
- Формирование умений ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.
- Шестой этап. Защита проекта.
Защита проекта проходила 1 апреля 2015 года в рамках VII регионального конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Мой проект». Дети блестяще справились с поставленными задачами, отвечали на дополнительные вопросы комиссии. С огромным удовольствием слушали слова благодарности от членов комиссии за полученные знания. Но самым значимым итогом проекта был ответ на наше письмо от министра образования и науки Ульяновской области Е.В. Уба, в котором было рекомендовано создать Золотую книгу почета выпускников МАДОУ ЦРР — детского сада №178 «Облачко».На данный момент в МАДОУ существует Золотая книга почета, в которую внесены имена детей, занявшие призовые места в городских, областных и региональных конкурсах.
Литература:
- Географическое краеведение: Учебное пособие /Под общ. ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2002.
- Из этнической истории Ульяновской области (краткие очерки): Сборник. - Ульяновск: обл. газетное изд-во, 1993.
- Народная культура Поволжья: методическое пособие/ Под ред. С.Н. Митина.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
- Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / под ред. В.В. Благовещенского. - Ульяновск: "Дом печати", 1997.
- ПЕДАГОГИКА ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА:ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Самара,2015.
- Педагогический портал «О детстве» статья «Детский проект».
- «Проектная деятельность в детском саду» cтатья, автор С.А.Боброва г.Тобольск
- «Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста». статья, автор Малеева С.П.,г.Казань октябрь 2014г.
- Русский дом. Самарский ИПК ПРО. Самара, 1995.
- Ульяновский областной центр Детско-Юношеского Туризма и Краеведения "Народная газета". Альманах "Зеркало".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к мастер классу "Исследовательская и проектная деятельность школьников в биологическом образовании"
План мастер - класса:Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, в сфере организации и проведения исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи :создание условий для пр...
Особенности проектной деятельности в дошкольной системе образования .
Метод проектов является эффективным методом организации совместной деятельности ребенка и взрослого, в результате которой развивается познавательная активность и инициативность ребенка, поддерживается...
Тема: «Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования»
На современном этапе развития дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изме...
Организация исследовательской и проектной деятельности в учреждении дополнительного образования: проблемы и способы их решения
Из опыта работы....
«Проектная деятельность обучающихся основного уровня образования. Из опыта работы с учащимися 7-8 классов по внеурочной деятельности. Проект «Создание школьной газеты». Видение и перспективы».
выступление на педсовете...
Статья "Проектная деятельность как средство индивидуализации образования"
Статья "Проектная деятельность как средство индивидуализации образования"...
Доклад "Мотивация проектной деятельности в объединении дополнительного образования"
В данной статье рассматриваются вопросы мотивации проектной деятельности в дополнительном образовании....