Статья "Использование проектной деятельности в эколого-краеведческом образовании"
статья по краеведению (5 класс) на тему

Еремина Ирина Сергеевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

  «ИСТОРИЯ ГОРОДА И ЕГО ЗНАМЕНИТЫХ ГОРОЖАН»

Еремина И.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_proektnaya_deyatelnost.doc770.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

                    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  «ИСТОРИЯ ГОРОДА И ЕГО ЗНАМЕНИТЫХ ГОРОЖАН»

Еремина И.С.

        В современном обществе актуализируется необходимость в людях, которым близки понятия «духовность», «гражданственность», «патриотизм», «нравственность». [5]

        Перед современным  воспитателем стоит задача - воспитание творческой, всесторонне развитой личности, ориентирующейся в реальной действительности, обладающей чувством принадлежности к своей Родине. Именно в  дошкольном возрасте развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре, закладываются предпосылки гражданских качеств.[6]

        В общении с детьми, выезжая на экскурсии по городу, совершая походы в библиотеки мы выяснили, что у детей  наблюдается дефицит знаний о родном городе. Считаем, что главной целью краеведения является воспитание гражданина, любящего и знающего свой край, именно краеведение является важным звеном в совместной образовательной деятельности с детьми. Поэтому краеведческий компонент стал определяющим фактором в  выборе темы нашего проекта «История города и его знаменитых горожан».

        Работа над проектом проходила в несколько этапов. Каждый этап предусматривал постановку задач и деятельность проектной группы.[7]

  • Первый этап — начальный. Его задачей стало определение темы и выбор группы участников.

        Чтобы воспитать патриотов своего города, нужно хорошо знать город, расширить представление детей об истории города, обогащать  и углублять знания о достопримечательностях родного города, его жителях. Участниками проекта стали наши воспитанники Назир Султана и Карасев Илья. Дети обладающие тягой к знаниям, проявляющие живой интерес ко всему новому. Султана родилась в далеком Узбекистане, живущая в Ульяновске с двухлетнего возраста, просто растворялась в потоке информации, улавливая даты, фамилии, события прошлого и настоящего. Илья, любит познавать мир с помощью компьютерных программ, он проявил интерес к фотографиям, как современного города, так и старого Симбирска. Представление  презентации на защите проекта -основная задача Ильи.

  • Второй этап- планирование, задачами которого явились анализ проблемы и определение источников информации.

        На втором этапе работы над проектом использовался принцип историзма[6], который сводился к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее. Мы затронули значимые даты, события и имена нашего города, в настоящем и прошлом. Источниками информации в нашей работе стала методическая литература, энциклопедии, подбор книг и журналов.

  • Третий этап — принятие решения, подразумевает работу с информацией, синтез и анализ идей.

        Работая с информацией, анализируя на третьем этапе работу над проектом было принято решение организовать экскурсию детей по значимым местам города. Мы посетили Ульяновский Государственный Педагогический Университет, возложили цветы к памятникам Героя России Дмитрия Разумовского и Героя Советского Союза генерал-майора Ивана Полбина. Во время экскурсий дети имели возможность посмотреть улицы города, прослушать историю возникновения названия улицы, увидеть памятники знаменитых горожан, сфотографироваться. Цель данной экскурсии - формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории города. Именно на третьем этапе работы над проектом родилась идея — написать письмо от лица наших воспитанников с предложением  создать Золотую книгу почета маленьких граждан Ульяновской области, куда будут вписаны фамилии детей, которые являются примером.

  • Четвертый этап-  выполнение, работа над проектом, его оформление.

        На четвертом этапе работы над проектом была подготовлена презентация, в основу которой положены авторские фотографии. Дети отлично ориентировались при просмотре презентации, с легкостью узнавали знакомые улицы и памятники города.

  • Пятый этап  работы над проектом,  задачей которого  является анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

        Ознакомление с родным городом  должно стать  центром, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:[8]

  1. Формирование у детей любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему малой Родины.
  2.  Развитие эмоционально — ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.
  3.  Воспитание у дошкольников чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в родном городе, сопричастности к этому.
  4. Формирование умений ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.
  • Шестой этап. Защита проекта.

        Защита проекта проходила 1 апреля 2015 года в рамках VII регионального конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Мой проект». Дети блестяще справились с поставленными задачами, отвечали на дополнительные вопросы комиссии. С огромным удовольствием слушали слова благодарности от членов комиссии за полученные знания. Но самым значимым итогом  проекта был ответ на наше письмо  от  министра образования и науки Ульяновской области Е.В. Уба, в котором было рекомендовано создать  Золотую книгу почета выпускников  МАДОУ ЦРР — детского сада №178 «Облачко».На данный момент в МАДОУ существует Золотая книга почета, в которую внесены имена детей, занявшие призовые места в городских, областных и региональных конкурсах.

Литература:

  1. Географическое краеведение: Учебное пособие /Под общ. ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2002.
  2.  Из этнической истории Ульяновской области (краткие очерки): Сборник. - Ульяновск: обл. газетное изд-во, 1993.
  3. Народная культура Поволжья: методическое пособие/ Под ред. С.Н. Митина.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
  4. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / под ред. В.В. Благовещенского. - Ульяновск: "Дом печати", 1997.
  5. ПЕДАГОГИКА ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА:ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Самара,2015.
  6. Педагогический портал «О детстве» статья «Детский проект».
  7. «Проектная деятельность в детском саду» cтатья,  автор  С.А.Боброва г.Тобольск
  8. «Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста». статья, автор Малеева С.П.,г.Казань октябрь 2014г.
  9. Русский дом. Самарский ИПК ПРО. Самара, 1995.
  10. Ульяновский областной центр Детско-Юношеского Туризма и Краеведения "Народная газета". Альманах "Зеркало".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер классу "Исследовательская и проектная деятельность школьников в биологическом образовании"

План мастер - класса:Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, в сфере организации и проведения исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи :создание условий для пр...

Особенности проектной деятельности в дошкольной системе образования .

Метод проектов является эффективным методом организации совместной деятельности ребенка и взрослого, в результате которой развивается познавательная активность и инициативность ребенка, поддерживается...

Тема: «Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования»

На современном этапе развития дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изме...

Статья "Проектная деятельность как средство индивидуализации образования"

Статья "Проектная деятельность  как средство индивидуализации образования"...

Доклад "Мотивация проектной деятельности в объединении дополнительного образования"

В данной статье рассматриваются вопросы мотивации проектной деятельности в дополнительном образовании....