Экскурсия "Быт крестьян в XIX веке"
методическая разработка по краеведению на тему
Предварительный просмотр:
Цель: формирование краеведческих знаний на материале музейной практики, создание условий для развития личности путем включения ее в интерактивную деятельность на базе школьного музея.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с предметами крестьянского быта, собранными в школьном музее.
2. Развивать логическое и образное мышление, воображение, эстетическое восприятие исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта.
3. Способствовать формированию национальной и региональной идентичности.
Оборудование: экспозиция школьного музея.
Ход экскурсии:
Здравствуйте! Рады приветствовать вас в школьном музее.
Вашему вниманию представлена экспозиция «Предметы крестьянского быта». В неё входят орудия труда и домашняя утварь конца XIX- середины XX века
Первый раздел посвящен занятиям крестьян. Здесь мы видим орудия сельскохозяйственного труда: грабли, серпы, косу. А также ножницы для стрижки овец. Ниже, на сундуке - корыто и секач, которые использовали при квашении капусты для её измельчения
Экспозицию продолжают предметы домашнего убранства и домашняя утварь. Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Сундуки. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков судили о благосостоянии семьи. У нас представлено 2 сундука.
Старинные прялки представляли собой конструкцию, состоявшую из лопасти на ножке и горизонтально положенного донца. Кудель закрепляли на лопасти. Прядение шло с помощью веретена. Левой рукой пряха дёргала кудель, правой приводила веретено во вращение, тем самым скручивая волокно в нитку. Прялки часто декорировали резьбой и росписью, причём в разных губерниях России бытовали отличные друг от друга стили и приёмы украшения. В крестьянской семье девочек пяти–семи лет сажали за прялочку и учили прясть. При этом существовал обычай сжигать первую напряденную нить. Пепел давали маленькой рукодельнице выпить с водой: чтобы мастерство не пропало. В тринадцать-четырнадцать лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в семнадцать — самостоятельно устанавливать ткацкий стан. И, глядя на нарядно одетую молодицу, соседские парни понимали: такая красавица не просто щеголиха — она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой!
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь.
Дерево на Руси было излюбленным материалом, который использовали в быту для изготовления посуды, инструментов и, конечно, мебели. При обработке дерева использовали все: и ствол, и сучья, и кору. Ничего не выбрасывали, хотя Россия была богата лесами. Дерево было доступно, легко в обработке. Вещи из дерева были практичны в хозяйстве, долго служили и были недороги. Их мог изготовить любой крестьянин, не тратя на это деньги. Чаще всего из дерева делали посуду. Из дерева охотно делали и орудия домашнего труда (ступы, ведра и т.д.), которые были легки в использовании.
Многие крестьяне сами изготавливали для своего дома из дерева мебель: столы, лавки, посудные шкафы, (один из них здесь представлен). Мебель имела простую форму, украшалась резьбой, иногда покрывалась краской. Фигурные ножки и ручки вытачивались на самодельных токарных станках
Традиционной утварью были: кочерга, ухват, это предметы, связанные с очагом и печью. Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.
Так же, как и дерево, распространенным материалом на Руси была глина. Изделия из глины отличались прочностью, долговечностью, особой красотой. Изготавливали из глины в основном посуду. Это и крынки, и горшки. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Технология изготовления была несложной, но требовала определенных умений и навыков. Хорошо сделанная посуда из глины служила очень долго, в ней не портились продукты. На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов
.
Позже появилась железная посуда. Здесь у нас представлены чугунки. Чугунок - крупный сосуд, горшок из чугуна, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части.
Далее вашему вниманию представлена коллекция утюгов.
Рубе́ль— предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелЁм. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце, а нижняя плоскость его имеет ребристую поверхность.
До широкого внедрения электрического освещения использовались керосиновые лампы. Керосиновая лампа — светильник на основе сгорания керосина.
Керосиновые фонари «Летучая мышь» выполняются в ветрозащитном исполнении...
Самовары использовались в быту, на праздничных мероприятиях. Жар самовара использовался не только для изготовления вкуснейших напитков, но и согревал помещение. Открытие принципа гальванопластики приводит в 80-е - 90-е годы 19 века к широкому распространению никелировки, что удешевляла производство самоваров и их стоимость. С этого времени самоваров становится чрезвычайно много: они появляются и в трактирах, и в магазинах, и в гостиницах, и на постоялых дворах, и в монастырях. Их форма и отделка становится всё интереснее и оригинальнее. Самовар — металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. русские мастера.
Вы познакомились с экспозицией «Предметы быта крестьян».
Викторина
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит.
А любому правду скажет.
Всё, как есть, оно покажет. (зеркало)
У бабушки сейф,
Он давно уже не новый.
И к тому же совсем не стальной, а дубовый.
Он скромно стоит у неё в уголочке
В нём бабушка держит халаты, носочки,
Отрезы на платья, немножечко пряжи
Пуховый платочек
И пенсию даже. (сундук)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое.
Всегда под рукою.
Что это такое? (полотенце)
Черненькая собачка,
Свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)
Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём не спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (керосиновая лампа)
Ножек четыре, шляпка одна.
Нужен, коль сядет обедать семья. (стол)
Он круглый, но не шар,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром,
Ведь зовут его в веках люди … (самоваром)
Немного жил,
Многих кормил.
Упал, пропал,
Костей не собрал. (глиняный горшок)
Из русской печи
Кашу тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил……(ухват)
Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не купить уже на рынке
Нынче глиняную ….(кринку)
На речку пошла за водою сестра
И вскоре приносит два полных ведра.
Ни капельки не было её тяжело.
Скажите, что вёдра нести помогло? (коромысло)
Я, не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу.
Идут ко мне, унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые –
Красивые ии гладкие.
Значит, я надёжный друг –
Металлический…….(утюг)
Верчусь. Верчусь – не потею,
Только всё больше толстею. (веретено)
Хор – хорки,
И опять в портки (брусок для заточки косы)
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент –
Самый русский инструмент (балалайка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по истории средних веков "Крестьяне и сеньоры"
Задания по истории средних веков "Крестьяне и сеньоры"...
Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"
Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых....
Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"
Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/23/picture-793157-1464007922.jpg)
Судьбы русских крестьян в середине XIX века
Конспект урока. Урок посторен на принципах технологии развития критического мышления. Используются такие приемы и формы работ , как таблица "всегда, иногда, никогда", анализ картин, литературных текст...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/23/picture-793157-1464007922.jpg)
Судьбы русских крестьян в середине XIX века
В основе урока истории лежит технология развития критического мышления. Документ содержит разработку урока и раздаточный материал...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/31/picture-990810-1514732892.jpg)
Урок по теме: феодалы и крестьяне в Средние века
Цель урока: практическое применение знаний о жизни в средневековой деревне, рыцарском замке, образе жизни феодалов, обязанностях крестьян...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/01/picture-1339201-1625130794.jpg)
Учебное занятие для 9 класса по истории России с учетом регионального компонента. ТЕМА: Быт и обычаи крестьян в 19 веке (на примере сибирского села).
Цель:Показать тесную взаимозависимость жизнедеятельности села от природных условий и ресурсов окружающей местности на примере сибирского села Чумаково.Задачи:- изучить с помощью...