Школьный музей – центр формирования музейной образовательной среды
методическая разработка по теме
Материал содержит цели и задачи по созданию образовательного пространства используя музейную педагогику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_muzey.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный музей – центр формирования
музейной образовательной среды.
Цель проекта: формирование системы работы школы по созданию условий для развития музейной образовательной среды, формирование коммуникативных компетенций.
Задачи:
• Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;
• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;
• Формирование научных и профессиональных интересов;
• Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Основные направления деятельности
- Поисковая деятельность
- Научно – исследовательская деятельность
- Культурно- массовая
Основные методы работы, технологии реализации проекта
Для реализации проекта используются следующие методы работы
- Поисковая деятельность;
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн;
- Экскурсии по музейным выставкам;
- Музейные уроки;
- Уроки Мужества;
- Экскурсионная деятельность;
- -Подготовка экскурсоводов;
- Уроки истории 9-11 классов;
- Шефство над ветеранами войны и труда;
- Диспуты, круглые столы;
- Оформление тематических выставок.
Введение
В Малиновской школе всегда уважительно относились к истории поселка, истории школы. В 70-е годы в школе была создана музейная комната имени Н.И. Кузнецова. Пионерской дружине было присвоено имя героя разведчика, именно отсюда начинаются первые странички истории создания музея, начало поисковой деятельности. Времена меняются , меняются обычаи, традиции и нравы. На некоторый период музейная комната прекратила свое существование, при реконструкции школы 2010 году было решено отвести специальное помещение для развития музейной деятельности, как одного из важных факторов развития гражданско- патриотического воспитания, научно исследовательской деятельности учащихся. Для жителей поселка Малиновский известие о том, что в школе будет создан музей истории поселка, было очень значимо. По местному радио в течение нескольких месяцев было объявлено о сборе материалов для создания музея, писались объявления, ученики школы совместно с родителями , Советом Ветеранов городского поселения Малиновский, заместителем главы городского поселения Малиновский организовали бурную деятельность по сбору материалов в музей. на деньги местных предпринимателей были оформлены музейные комнаты. Школьный музей при реконструкции разместился в бывшей школьной столовой. 12 июня 2011 года в школе вновь начал свою работу музей. На торжественное открытие музея были приглашены старожилы поселка, ветераны войны и труда. Музей стал культурным центром всего городского поселения и гордостью его жителей. В музее два зала: один зал для проведения лекций и встреч, второй зал экспозиционный. Музей открыт не только для учащихся школы, но и для всех жителей поселка Малиновский и его гостей.
В рамках введения Федеральных государственных образовательных стандартов как начального, так и основного общего образования , создание музейной образовательной среды весьма актуально , музейная образовательная среда способствует не только формированию универсальных учебных действий но и позволяет реализовать основные направления программы «Духовно- нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования»:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Страна. Патриотизм. Солидарность.
Гражданственность. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
При реализации программы «Воспитания и социализации» на ступени основного общего образования: создание творческих проектов, толерантность подросткового сообщества, культуросообразность его развития, включенность подростков в процесс самообразования.
Девиз музея: Без прошлого нет настоящего. Без настоящего нет будущего.
Поисковая деятельность.
Цель: развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи:
- Формирование гражданско- патриотические качества учащихся
- Формирование навыков поисковой деятельности
- Стимулирование познавательного интереса и познавательной активности учащихся.
Формы и методы реализации:
1. Сбор информации о старожилах поселка, ветеранах войны и труда, деятелей культуры, образования.
2. Участие в конкурсах проектных и исследовательских работ различного уровня.
3. Проведение уроков мужества, классных часов, встреч.
Научно- исследовательская деятельность учащихся
Цель: формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи:
- Формирование приемов и навыков музейной деятельности
- Умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное
- Умение работать с научной литературой, составлять доклад, выдвигать гипотезу
Направления:
Внеурочная деятельность:
1. Кружок «Музееведение. Истоки» ( 6-9 класс)
2. Кружок проектная и исследовательская деятельность (5 класс)
3. Кружок «Я исследователь» (1-2 классы)
4. Кружок « Юный краевед» ( 1-4 класс)
Урочная деятельность:
1. Проведение уроков «История ХМАО» 10-11 класс.
2. Проведение уроков «Окружающий мир» 3-4 класс.
3. Проведение уроков профориентации. 7-8 класс.
4. Проведение игровых уроков 1-2 классы
Модель реализации:
Культурно- массовая деятельность
Цель: приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию – через практическое участие.
Задачи:
- Способствовать творческому развитию личности, способной ориентироваться в любой жизненной ситуации;
- Развивать навыки общения с людьми разного возраста, навыки мобильности;
- Воспитывать у учащихся чувство любви к малой родине, чувство гражданственности и патриотизма.
Перспективный план работы музея ( Приложение№1)
План работы музея с Советом Ветеранов войны и труда городского поселения Малиновский. ( Приложение№2)
Сценарий игрового урока для учащихся 1-2 классов. ( Приложение №3)
Положение о конкурсе проектных и исследовательских работ «Наши земляки»
( Приложение №4)
Вывод: Музей – является одним из центров школьной жизни. Деятельность музея была оценена на районном конкурсе «Музеев и уголков боевой славы», школьный музей МБОУ СОШ п. Малиновский занял третье место среди общеобразовательных учреждений Советского района. В архивах музея имеются сценарии уроков, творческих встреч, фото и видеоматериалы. Благодаря деятельности школьного музея учащиеся школы принимают активное участие в конкурсах различного уровня, учувствуют в школьных конференция. Одним из направлений работы музея является организация творческих конкурсов на уровне школы и поселка: « Наши земляки», «История семейной фотографии», « Спортивная семья- здоровая нация», и многих других. Одним из направлений воспитательной программы школы является направление «Я гражданин России», в рамках данного направления опираясь на материалы школьного музея, учащиеся и педагоги проводят уроки мужества, классные часы, музейные уроки.
Музейная образовательная среда- это пространство созданное нами, все то что хранит наша история, примеры и опыт наших предков , дающий возможность переосмыслить и понять прошлое, совершать обдуманные поступки здесь и сейчас и воплотить свои мечты в будущем.
Приложение№1.
План работы музея.
№ | Мероприятия | Сроки | Участники |
1 | Поисковая работа | В течение всего периода | Учащиеся |
2 | Проведение экскурсий | В течение всего периода | Учащиеся |
3 | Подготовка выставок: Не меркнет золото победы. Школьные годы чудесные К юбилею Дома культуры « Таланты и поклонники» К юбилею поселка « Трудом славен человек» | Май 2012 Октябрь 2012 Апрель 2013 Май 2013 | Учащиеся Совет Ветеранов Родители педагоги |
4 | Творческие встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, первопроходцами поселка, ветеранами педагогического труда, администрацией поселка | В течение всего периода | Учащиеся, Совет ветеранов |
5 | Оформление стендов: « И в памяти остались имена» « Наши выпускники – наша гордость» «Моя малая родина» | 2011год 2012 год 2013 год | Учащиеся, Совет ветеранов |
6 | Участие в районных конкурсах и акциях. | В течение всего периода | Учащиеся, Совет ветеранов. |
Приложение№2.
План работы музея с Советом Ветеранов войны и труда
городского поселения Малиновский.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Декада пожилого человека | октябрь | Совет Ветеранов Баранова Л.В. |
2 | Встреча в клубе ветеранов , выпуск поздравительной газеты к юбилею округа | ноябрь | Совет Ветеранов Совет при Президенте школы |
3 | Поздравления долгожителей с юбилеем , днем рождения. | в течение года | Баранова Л.В. Совет Ветеранов |
4 | Декада, посвященная Дню защитника Отечества | Январь- февраль | Совет Ветеранов Баранова Л.В. |
5 | Поздравления в клубе «Сударушка» | март | Баранова Л.В. |
6 | Акция «Милосердие», акция «Забота» | апрель | Совет Ветеранов Баранова Л.В. |
7 | Участие в мероприятиях, посвященных празднику «День победы» | май | Совет Ветеранов Баранова Л.В. |
Приложение №3.
Урок – игра « Учимся играя»
Цель: воспитание любви к родному краю, культуре и традициям коренных народов.
Задачи:
Формирование познавательных универсальных учебных действий
Развитие творческих способностей учащихся
Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.
Ход урока.
-Ведущий ( одет в костюм манси). Дорогие ребята мы рады вас приветствовать в нашем музее.
Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир культуры народов ханты и манси.
а начнем мы с самого простого.
Скажите вы любите отгадывать загадки.
А вот мы сейчас проверим. Предлагаем вам отгадать хантыйские загадки.
Божественная девушка греет, божественный сын играет на музыкальном инструменте, такой-сякой танцует. (Солнце, ветер, снег)
Лесную полосу мягким устлали, речную полосу жестким устлали. (Снег, лед)
Седая старуха заячью шерсть разбрасывает. (Снег идет)
Белая ткань расстилается, черная ткань сворачивается. (День и ночь)
Сто человек одну грудь сосут. (Река)
Легкий наездник вершины дерева. ( Белка)
Молодцы ребята. Справились с загадками.
А вот мужчины ханты и манси были отличными охотниками.
Предлагаем вам отправиться на охоту вместе с охотником Салвалом.
Игра « На охоту»
( ведущий делит детей на несколько групп, каждая группа озвучивает определенный эпизод в рассказе)
1-группа озвучивает собаку Урмана и произносит гав-гав
2-группа озвучивает ветер (ши-ши) и лыжи ( ших-ших)
3- группа озвучивает выстрел и треск деревьев (Бах-бах и треск – треск)
4- группа озвучивает крик ворон (кар-кар)
Один ученик озвучивает изречение охотника.
Рано утром охотник Салвал собрался на охоту. Он взял с собой верного пса Урмана. Урман весело повизгивал.( ав-ав). Салвал встал на лыжи. (Ших- ших) шуршали лыжи по снегу. Морозный ветерок дул в лицо Салвалу (Ши-ши). Вдруг Урман залаял. (гав-гав). Салвал прислушался. Затрещали ветки деревьев ( треск- треск), Вдалеке показался лось. . Салвал выстрелил ( бах- бах), стая ворон взлетела с дерева с криками ( кар – кар), залаял Урман (гав-гав). Опустив ружье Салвал весело сказал : « Эй –Я», охота удалась.
- Молодцы ребята. Понравилась вам охота?
Ну а сейчас мы с вами попробуем изготовить безликую куклу-оберег.
Кроме кукол людей, существуют и куклы богов. В них вселяются духи, которые защищают людей от болезней, зла, неудачного промысла. Такие куклы священны. Взрослые за ними ухаживают, приносят им подарки, шьют
одежду по сезонам и даже делают для них маленькую посуду. Для взрослых это не игра, а священный обряд почитания духов и предков, которые уходят в Нижний мир.
Давным-давно взрослые решили, что у детей тоже должна быть кукла, но для игры. Она должна выглядеть так же, как и сами люди, но у нее не должно
быть лица. Традиционные хантыйские куклы тоже не имеют лица. Так считалось кукла не навредит ребенку , в нее не вселятся злые духи.
Куклы, головку которых заменяет клюв водоплавающей птицы, называли васы – акань с прилегающей к нему шкуркой; на нее нашивались полоски из сукна, сверху надевалась меховая одежда, имитирующая взрослую. Кукла изготовленная из беличьих хвостов называлась :ланки – акань.
- Ребятам предлагается изготовить куклу самостоятельно при поддержке ведущего.( заранее готовятся кусочки ткани, процесс изготовления куклы не занимает много времени.
Молодцы ребята, свои куклы можете взять с собой и подарить вашим близким.
Ну а мы завершаем наш урок , узнав еще об одной традиции ханты и манси.
У народов манси береза слыла священным деревом богини Земли, а в Якутии и по сей день ее считают покровительницей рода. Если красную ленту завязать на ствол березы, то это убережет от дурного глаза.
-Мы предлагаем вам взять ленточки, завязать их на нашей березке и загадать желание. Ни кому не говорите о вашем желании , оно обязательно исполнится. ( ребята завязывают ленточки на дерево)
-Вот и закончился наш урок.
-Скажите, что интересного вы сегодня узнали?
-Чему научились?
Мир ханты – манси интересен и богат.
Традиций много и культура уникальна.
Мы рады вам всегда помочь
и разгадать земные тайны.
Желаем вам успехов и удачи.
И ждем вас снова в гости мы.
Приходите с мамой, папой
И много найдете в музее вы.
Приложение № 4
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном конкурсе проектных и исследовательских работ «Наши земляки», посвященного Дню рождения Ханты - Мансийского автономного округа
I. Общие положения
1.1.Школьный конкурс «Наши земляки» (далее Конкурс) посвящен Дню рождения Ханты - Мансийского автономного округа .
1.2.Основными целями и задачами конкурса являются:
развитие интереса учащихся к истории Отечества, малой Родины воспитание у школьников патриотических чувств, уважения к старшему поколению, ветеранам войны и труда;
увековечение памяти наших земляков, павших за свободу и независимость Родины;
развитие творческих способностей учащихся; .
Организаторами Конкурса является администрация МБОУ COШ п Малиновский;
1.3.Настоящее Положение определяет общий порядок организации и проведения Конкурса.
11. Участники конкурса
2.1. Конкурс проводится среди учащихся 3-8 классов.
III. Организация и порядок проведения конкурса
3.1.Классный коллектив предоставляет на конкурс одну творческую работу.
3.2.Конкурс проводится в два этапа:
первый этап - подготовка и сдача проектов.( до 15.12.2012) второй этап - защита проектов. (17.12.2012)
- 3.3. Состав жюри конкурса:
IV.Требования к представляемым на Конкурс работам
4.1.Работы принимаются в файловой папке.
4.2.Шрифт А-14. Times New Roman.
4.3.Количество страниц не более 5-6.
4.4.Работа должна содержать: введение (о ком рассказ и почему выбран именно этот участник или группа участников), основная часть, вывод ( итог работы, что достигли, узнали).
4.5.Можно использовать рисунки, фотографии.
V. Защита.
5.1.Защита проекта может проходить в виде презентации, творческого выступления, содержать стихи, песни.
5.2.В защите проекта могут принимать участие от 1 до 6 человек.
VI. Награждение
6.1.Все участники проекта награждаются грамотами и дипломами.
Совет
музея
Школьное научное
общество
Совет ветеранов городского поселения
Музей города
Советский
Библиотека
городского поселения
Районный конкурс исследовательских работ «Я гражданин России»
Р России»
«Первые
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный музей - центр духовной культуры
В данном докладе представлен материал из опыта работы создания школьного этногорафического музея. Краеведческая работа с учащимися отражает патриотическое воспитание и обогащает д...
Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников
Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...
Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников
В выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея....
Школьный музей – центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания
Все чаще и чаще в последние годы мы задаемся вопросом о низком уровне духовности, нравственности подрастающего поколения. Характерными особенностями молодежной среды сегодня называются такие как &laqu...
Школьный музей – центр краеведческой работы в селе и школе.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, ...
Диагностико-консультационный центр как ресурс формирования эффективной образовательной среды
Родители(законные представители) детей не всегда имеют достаточные педагогические и психологические знания, не всегда ставят в приоритет индивидуальное развитие ребенка и могут самостоятельно осущ...