Школьный музей – центр формирования музейной образовательной среды
методическая разработка по теме

Баранова Лариса Владимировна

Материал содержит цели и задачи по созданию образовательного пространства используя музейную педагогику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_muzey.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный музей – центр формирования

 музейной образовательной среды.

Цель проекта: формирование системы работы школы по созданию условий для развития музейной образовательной среды, формирование коммуникативных компетенций.

Задачи:

• Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;

• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;

• Формирование научных и профессиональных интересов;

• Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

Основные направления деятельности

- Поисковая деятельность

- Научно – исследовательская деятельность

- Культурно- массовая

Основные методы работы, технологии реализации проекта

Для реализации проекта используются следующие методы работы

 - Поисковая деятельность;

- Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн;

- Экскурсии по музейным выставкам;

- Музейные уроки;

- Уроки Мужества;

- Экскурсионная деятельность;

- -Подготовка экскурсоводов;

- Уроки истории 9-11 классов;

- Шефство над ветеранами войны и труда;

- Диспуты, круглые столы;

- Оформление тематических выставок.

Введение

В Малиновской школе всегда уважительно относились к истории поселка, истории школы. В 70-е годы в школе была создана музейная комната имени Н.И. Кузнецова. Пионерской дружине было присвоено имя героя разведчика, именно отсюда начинаются первые странички истории создания музея, начало поисковой деятельности. Времена меняются , меняются обычаи, традиции и нравы.  На некоторый период музейная комната прекратила свое существование, при реконструкции школы 2010 году было решено отвести специальное помещение для развития музейной деятельности, как одного из важных факторов развития гражданско- патриотического воспитания, научно исследовательской деятельности учащихся.  Для жителей поселка Малиновский известие о том, что в школе будет создан музей истории поселка,  было очень значимо. По местному радио в течение нескольких месяцев было объявлено о сборе материалов для создания музея, писались объявления, ученики школы совместно с родителями , Советом Ветеранов городского поселения Малиновский, заместителем главы городского поселения Малиновский организовали бурную деятельность по сбору материалов в музей. на деньги местных предпринимателей были оформлены музейные комнаты. Школьный музей при реконструкции разместился в бывшей школьной столовой. 12 июня 2011 года в школе  вновь начал свою работу  музей. На торжественное открытие музея были   приглашены старожилы поселка, ветераны войны и труда. Музей стал культурным центром всего городского поселения и гордостью его жителей. В музее два зала: один зал для проведения лекций и встреч, второй зал экспозиционный. Музей открыт не только для учащихся школы, но и для всех жителей поселка Малиновский и его гостей.

 В рамках введения Федеральных государственных образовательных стандартов как начального, так и основного общего образования , создание музейной образовательной среды весьма актуально , музейная образовательная среда способствует не только формированию универсальных учебных действий но и позволяет реализовать основные направления программы «Духовно- нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования»:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Страна. Патриотизм. Солидарность.

Гражданственность. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

При реализации программы «Воспитания и социализации» на ступени основного общего образования: создание творческих проектов, толерантность подросткового сообщества, культуросообразность  его развития, включенность подростков в процесс самообразования.

Девиз музея: Без прошлого нет настоящего. Без настоящего нет будущего.

Поисковая деятельность.

Цель: развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Задачи:

  1. Формирование гражданско- патриотические качества учащихся
  2. Формирование навыков поисковой деятельности
  3. Стимулирование познавательного интереса и познавательной активности учащихся.

Формы и методы реализации:

1. Сбор информации о старожилах поселка, ветеранах войны и труда, деятелей культуры, образования.

2. Участие в конкурсах проектных и исследовательских работ различного уровня.

3. Проведение уроков мужества, классных часов, встреч.

 

Научно- исследовательская деятельность учащихся

Цель: формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Задачи:

  1. Формирование приемов и навыков музейной деятельности
  2. Умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное
  3. Умение работать с научной литературой, составлять доклад, выдвигать гипотезу

Направления:

Внеурочная деятельность:

1. Кружок «Музееведение. Истоки» ( 6-9 класс)

2. Кружок проектная и исследовательская деятельность (5 класс)

3. Кружок «Я исследователь» (1-2 классы)

4. Кружок « Юный краевед» ( 1-4 класс)

Урочная деятельность:

1. Проведение уроков «История ХМАО» 10-11 класс.

2. Проведение уроков «Окружающий мир» 3-4 класс.

3. Проведение уроков профориентации. 7-8 класс.

4. Проведение игровых уроков 1-2 классы

Модель реализации:

Культурно- массовая деятельность

Цель:  приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию – через практическое участие.

Задачи:

  1. Способствовать творческому развитию личности, способной ориентироваться в любой жизненной ситуации;
  2. Развивать навыки общения с людьми разного возраста, навыки мобильности;
  3. Воспитывать у учащихся чувство любви к малой родине, чувство гражданственности и патриотизма.

Перспективный план работы музея ( Приложение№1)

План  работы музея с Советом Ветеранов войны и труда городского поселения Малиновский. ( Приложение№2)

Сценарий игрового урока для учащихся 1-2 классов. ( Приложение №3)

Положение о конкурсе проектных и исследовательских работ «Наши земляки»

 ( Приложение №4)

Вывод: Музей – является одним из центров школьной жизни. Деятельность музея была оценена на районном конкурсе «Музеев и уголков боевой славы», школьный музей МБОУ СОШ п. Малиновский занял третье место среди общеобразовательных учреждений Советского района. В архивах музея имеются сценарии уроков, творческих встреч, фото и видеоматериалы. Благодаря деятельности школьного музея учащиеся школы принимают активное участие в конкурсах различного уровня, учувствуют в школьных конференция. Одним из направлений работы музея является организация творческих конкурсов на уровне школы и поселка: « Наши земляки», «История семейной фотографии», « Спортивная семья- здоровая нация», и многих других. Одним из направлений воспитательной программы школы является направление «Я гражданин России», в рамках данного направления опираясь на материалы школьного музея, учащиеся и педагоги проводят уроки мужества, классные часы, музейные уроки.

Музейная образовательная среда- это пространство созданное нами, все то что хранит наша история, примеры и опыт наших предков , дающий возможность переосмыслить и понять прошлое, совершать обдуманные поступки здесь и сейчас и воплотить свои мечты в будущем.

Приложение№1.

План работы музея.

Мероприятия

Сроки

Участники

1

Поисковая работа

В течение всего периода

Учащиеся

2

Проведение экскурсий

В течение всего периода

Учащиеся

3

Подготовка выставок:

Не меркнет золото победы.

Школьные годы чудесные

К юбилею Дома культуры

« Таланты и поклонники»

К юбилею поселка « Трудом славен человек»



Май 2012

Октябрь 2012

Апрель 2013

Май 2013


Учащиеся

Совет Ветеранов

Родители

педагоги

4

Творческие встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, первопроходцами поселка, ветеранами педагогического труда, администрацией поселка

В течение всего периода

Учащиеся, Совет ветеранов

5

Оформление стендов:

« И в памяти остались имена»

« Наши выпускники – наша гордость»

«Моя малая родина»

2011год

2012 год

2013 год

Учащиеся, Совет ветеранов

6

Участие в районных конкурсах и акциях.

В течение всего периода

Учащиеся, Совет ветеранов.

Приложение№2.

План работы музея с Советом Ветеранов войны и труда

городского поселения Малиновский.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Декада пожилого человека

октябрь

Совет Ветеранов

Баранова Л.В.

2

Встреча в клубе ветеранов , выпуск поздравительной газеты к юбилею округа

ноябрь

Совет Ветеранов

Совет при Президенте школы

3

Поздравления долгожителей с юбилеем , днем рождения.

в течение года

Баранова Л.В.

Совет Ветеранов

4

Декада, посвященная Дню защитника Отечества

Январь- февраль

Совет Ветеранов

Баранова Л.В.

5

Поздравления в клубе «Сударушка»

март

Баранова Л.В.

6

Акция «Милосердие», акция «Забота»

апрель

Совет Ветеранов

Баранова Л.В.

7

 Участие в мероприятиях, посвященных празднику

 «День победы»

май

Совет Ветеранов

Баранова Л.В.

Приложение №3.

        Урок – игра « Учимся играя»                                

Цель: воспитание любви к родному краю, культуре и традициям коренных народов.

Задачи:

Формирование познавательных универсальных учебных действий

Развитие  творческих способностей учащихся

Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

Ход урока.

-Ведущий ( одет в костюм манси). Дорогие ребята мы рады вас приветствовать в нашем музее.

Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир культуры народов ханты и манси.

а начнем мы с самого простого.

Скажите вы любите отгадывать загадки.

А вот мы сейчас проверим. Предлагаем вам отгадать хантыйские загадки.

Божественная девушка греет, божественный сын играет на музыкальном инструменте, такой-сякой танцует. (Солнце, ветер, снег)

Лесную полосу мягким устлали, речную полосу жестким устлали. (Снег, лед)

Седая старуха заячью шерсть разбрасывает. (Снег идет)

Белая ткань расстилается, черная ткань сворачивается. (День и ночь)

Сто человек одну грудь сосут. (Река)

Легкий наездник вершины дерева. ( Белка)

 

Молодцы ребята. Справились с загадками.

А вот мужчины ханты и манси были отличными охотниками.

Предлагаем вам отправиться на охоту вместе с охотником Салвалом.

Игра « На охоту»

( ведущий делит детей на несколько групп, каждая группа озвучивает определенный эпизод в рассказе)

1-группа озвучивает собаку Урмана и произносит гав-гав

2-группа озвучивает ветер (ши-ши) и лыжи ( ших-ших)

3- группа озвучивает выстрел и треск деревьев (Бах-бах и треск – треск)

4- группа озвучивает крик ворон (кар-кар)

Один ученик озвучивает изречение охотника.

Рано утром охотник Салвал  собрался на охоту. Он взял с собой верного пса Урмана. Урман весело повизгивал.( ав-ав).  Салвал встал на лыжи. (Ших- ших) шуршали лыжи по снегу. Морозный ветерок дул в лицо Салвалу (Ши-ши).  Вдруг Урман залаял. (гав-гав). Салвал прислушался. Затрещали ветки деревьев ( треск- треск), Вдалеке показался лось. . Салвал выстрелил ( бах- бах), стая ворон взлетела с дерева с криками ( кар – кар), залаял Урман (гав-гав). Опустив ружье Салвал весело сказал : « Эй –Я», охота удалась.

 - Молодцы ребята. Понравилась вам охота?

Ну а сейчас мы с вами попробуем изготовить безликую куклу-оберег.

Кроме кукол людей, существуют и куклы богов. В них вселяются духи, которые защищают людей от болезней, зла, неудачного промысла. Такие куклы священны. Взрослые за ними ухаживают, приносят им подарки, шьют

одежду по сезонам и даже делают для них маленькую посуду. Для взрослых это не игра, а священный обряд почитания духов и предков, которые уходят в Нижний мир.

Давным-давно взрослые решили, что у детей тоже должна быть кукла, но для игры. Она должна выглядеть так же, как и сами люди, но у нее не должно

быть лица. Традиционные хантыйские куклы тоже не имеют лица. Так считалось кукла не навредит ребенку , в нее не вселятся злые духи.

Куклы, головку которых заменяет клюв водоплавающей птицы,  называли васы – акань с прилегающей к нему шкуркой; на нее нашивались полоски из сукна, сверху надевалась меховая одежда, имитирующая взрослую. Кукла изготовленная  из беличьих хвостов  называлась :ланки – акань.

- Ребятам предлагается изготовить куклу самостоятельно при поддержке ведущего.( заранее готовятся кусочки ткани, процесс изготовления  куклы не занимает много времени.

Молодцы ребята, свои куклы можете взять с собой и подарить вашим близким.

Ну а мы завершаем наш урок , узнав еще об одной традиции ханты и манси.

У народов манси береза слыла священным деревом богини Земли, а в Якутии и по сей день ее считают покровительницей рода. Если красную ленту завязать на ствол березы, то это убережет от дурного глаза.

-Мы предлагаем вам взять ленточки, завязать их на нашей березке и загадать желание. Ни кому не говорите о вашем желании , оно обязательно исполнится. ( ребята завязывают ленточки на дерево)

-Вот и закончился наш урок.

-Скажите, что интересного вы сегодня узнали?

-Чему научились?

Мир ханты – манси интересен и богат.

Традиций много и культура уникальна.

Мы рады вам всегда помочь

и разгадать земные тайны.

Желаем вам успехов и удачи.

И ждем вас снова в гости мы.

Приходите с мамой, папой

И много найдете в музее вы.

Приложение № 4

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном конкурсе проектных и исследовательских работ «Наши земляки», посвященного Дню рождения Ханты - Мансийского автономного округа

I. Общие положения

1.1.Школьный конкурс «Наши земляки» (далее Конкурс) посвящен Дню          рождения Ханты - Мансийского автономного округа .

1.2.Основными целями и задачами конкурса являются:

развитие интереса учащихся к истории Отечества, малой Родины воспитание у школьников патриотических чувств, уважения к старшему поколению, ветеранам войны и труда;

увековечение памяти наших земляков, павших за свободу и независимость Родины;

развитие творческих способностей учащихся; .

Организаторами Конкурса является администрация МБОУ COШ п Малиновский;

1.3.Настоящее Положение определяет общий порядок организации и проведения Конкурса.

11. Участники конкурса

2.1. Конкурс проводится среди учащихся 3-8 классов.

III. Организация и порядок проведения конкурса

3.1.Классный коллектив предоставляет на конкурс одну творческую работу.

3.2.Конкурс проводится в два этапа:

первый этап - подготовка и сдача проектов.( до 15.12.2012) второй этап - защита проектов. (17.12.2012)

  1. 3.3. Состав жюри конкурса:

IV.Требования к представляемым на Конкурс работам

4.1.Работы принимаются в файловой папке.

4.2.Шрифт А-14. Times New Roman.

4.3.Количество страниц не более 5-6.

4.4.Работа должна содержать: введение (о ком рассказ и почему выбран именно этот участник или группа участников), основная часть, вывод ( итог работы, что достигли, узнали).

4.5.Можно использовать рисунки, фотографии.

V. Защита.

5.1.Защита проекта может проходить в виде презентации, творческого выступления, содержать стихи, песни.

5.2.В защите проекта могут принимать участие от 1 до 6 человек.

VI. Награждение

6.1.Все участники проекта награждаются грамотами и дипломами.

Совет

музея

Школьное научное

общество

Совет ветеранов городского поселения

Музей города

Советский

Библиотека

городского поселения

Районный конкурс исследовательских работ «Я гражданин России»

 Р России»

«Первые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей - центр духовной культуры

В данном докладе представлен материал из опыта работы создания школьного этногорафического  музея. Краеведческая работа с учащимися отражает патриотическое воспитание и обогащает д...

Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...

Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников

В  выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании  нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея....

Школьный музей – центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания

Все чаще и чаще в последние годы мы задаемся вопросом о низком уровне духовности, нравственности подрастающего поколения. Характерными особенностями молодежной среды сегодня называются такие как &laqu...

Школьный музей – центр краеведческой работы в селе и школе.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае  и его лучших людях, ...

Диагностико-консультационный центр как ресурс формирования эффективной образовательной среды

Родители(законные представители) детей не всегда имеют достаточные педагогические и психологические знания, не всегда ставят в приоритет индивидуальное развитие ребенка и могут самостоятельно осущ...