Арзамас – в годы Великой Отечественной войны.
план-конспект урока по краеведению (10 класс) на тему

Желина Юлия Владимировна

Виртуальная экскурсия общеметодологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Арзамас в годы ВОВ124 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ ХХ ВЕКА

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Желина Юлия Владимировна

Район

город Арзамас

Место работы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа  №8»

Должность

Учитель истории и обществознания

Общая информация

Тема урока

Арзамас – в годы Великой Отечественной войны.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности.

Вид урока

Виртуальная экскурсия.

Цели урока

1.Формирование историко-культурной самоидентификации обучающихся с ОВЗ посредством изучения героических страниц родного города.

2.Оценка  вклада арзамасцев в победу в Великой Отечественной войне.

Задачи урока

Образовательный аспект: 

-вооружить обучающихся с ОВЗ системой знаний, умений и навыков о положении города Арзамас в годы Великой Отечественной войны;

-совершенствовать у обучающихся с ОВЗ умение планировать деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Развивающий аспект:

-развивать слуховые параметры внимания, зрительное восприятие логическое мышление, пространственное воображение, память;

-корригировать  уровень развития связной устной речи;

-повысить икт компетенции.

Воспитательный аспект:

-активизировать познавательную активность обучающихся с ОВЗ к истории родного города и в целом интерес к предмету

- воспитывать положительное отношение обучающихся с ОВЗ к общечеловеческим ценностям, нравственные качества личности.

Необходимое оборудование

ТСО (интерактивная доска, проектор, компьютер)

Дидактическое обеспечение

Индивидуальные маршрутные листы урока, опорный картинный план  темы урока, индивидуальные эталоны анализа исторических источников, ЭОР  и интернет ресурсы о ВОВ.

Аудитория обучающихся

10 класс, наполняемость класса 10 человек.

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину, за историческое прошлое народа России;
  • осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
  • предметные
  • Формирование способностей применять знания по истории Великой Отечественной войны для оценки вклада арзамасцев в победу в войне;
  • Развитие умения проводить поиск информации в исторических текстах, музейных экспонатах, понимать и интерпретировать информацию.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД:

  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

частичное планирование и контроль способа решения;

  • осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
  • оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватное восприятие предложенной оценки учителя, товарища;
  • различение способа и результата действия.
  • в сотрудничестве с учителем постановка учебной задачи;
  • проявление познавательной инициативы в сотрудничестве с одноклассниками.

Познавательные УУД:

  • осуществление поиска необходимых сведений для выполнения заданий с использованием дополнительной информации из  Интернета;
  • осуществление записи выборочной информации  с помощью ИКТ;
  • выражение речи в устной и письменной форме;
  • анализ, сравнение и классификация явлений, устанавливание причинно-следственные связей;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • синтез как составление целого из частей,  достраивание и восполнение недостающих компонентов;
  • логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологического высказывания, овладение диалогической формой речи;
  • допуск возможности существования у людей различных точек зрения, ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии с ним;
  • стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирование собственного мнения и позиции;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулирование вопросов, необходимых для совместной работы с партнёрами;
  • адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
  • аргументация своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • точная, последовательная и полная передача партнёру необходимой информации как ориентир для построения действий;
  • осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Текущий, тематический контроль образовательных результатов обучающихся с ОВЗ по разделу ВОВ.

Фронтальная, групповая, индивидуальная  формы диагностики достижения результатов обучения обучающихся с ОВЗ. Интерактивная форма обучения.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Дополнительная

  • Фёдоров В.Д., Е.П. Титков история Нижегородской области. Учебное пособие. – Арзамас – Нижний Новгород, АГПИ, 2010. – 397 с.

Интернет-ресурсы

ЭОРы

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Технологии и методы  работы учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации

деятельности,  методы работы обучающихся.

1.Организационный

2 мин.

Приветствие учащихся.   Фиксация отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку. Организация внимания обучающихся.

Инструктивно – продуктивный метод обучения.

Приветствие учителя. Организация рабочего места.

Исполнительский метод работы.

2. Вводно-мотивационный

5

мин.

1.Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент (кадры о ВОВ, озвученные  Ю.Б Левитаном) и определить какому историческому событию будет посвящён урок.

https://www.youtube.com/watch?v=vMfi_JL3ld0

2.Вводное слово учителя:

Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для всего нашего народа. До сих пор точная цифра погибших в этой войне людей  не установлена. Среди погибших  есть и наши земляки. Все они занесены в Книгу Памяти.

Работа с ИКТ.

1.Наглядный, побуждающий, инструктивно-продуктивный методы обучения.

2.Информационно-сообщающий метод обучения.

1.Смотрят видеофрагмент.   Анализируют полученную видеоинформацию.

Отвечают на поставленный вопрос.

2.Воспринимают информацию на слух.

Фронтальная форма деятельности.

Исполнительский, репродуктивный методы работы.

3.Актуализация знаний

8 мин.

1.Учитель предлагает вспомнить, что такое Книга памяти погибших в ВОВ с опорой на видеосюжет.

http://nntv.tv/?id=75526

2.Учитель организует проверку домашнего задания: обучающиеся должны были собрать сведения о родственниках – участниках ВОВ с опорой на электронный ресурс «Книга памяти».

3.Учитель  просит обучающихся выдвинуть предположение о теме предстоящего урока с опорой на картинный план.

1.Работа с ИКТ.

Наглядный, побуждающий, инструктивно-продуктивный, интерактивный методы обучения.

2. Инструктивный, побуждающий методы

Обучения.

3.Пождающийи, иллюстративный метод

обучения.

1.Смотрят видеофрагмент. Анализируют и воспроизводят полученную видеоинформацию.

2. Озвучивают собранную информацию.

3. Выдвигают предположение

и обосновывают его.

Воспроизводят тему урока и записывают в маршрутный лист.

1.Фронтальная форма деятельности.

Репродуктивный метод работы.

2.Самостоятельная,

Индивидуальная формы деятельности.

Репродуктивный метод работы.

3. Фронтальная форма деятельности.

Частично – поисковый, репродуктивный методы работы.

4. Изучение нового материала

15

мин.

1. Учитель ставит проблемный вопрос:

Какой вклад внесли арзамасцы в победу в Великой Отечественной войне?

2.Учитель предлагает обучающимся разделиться на пять групп и совершить виртуальную экскурсию в Историко-художественный музей г. Арзамаса  и посетить выставку « Этот день мы приближали как могли...»  http://www.museum.arzamas.net/

На выставке представлены подлинные экспонаты - фотографии, документы, плакаты, награды, фронтовые письма и другие реликвии минувшей войны, которые расскажут вам:

- о судьбах героев;

- о тружениках тыла, кто в суровое лихолетье обеспечивал армию и страну продовольствием и сырьем;

- звуковая страница познакомит вас с популярными мелодиями военных лет.

3.Учитель  организует деление класса

на группы по два человека. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания.

Технологии проблемного и дифференцированного  обучения. Работа с ИКТ.

2.Инструктивный, побуждающий, интерактивный методы обучения.

3.Инструктивно - продуктивный метод обучения.

1.Запись вопроса в маршрутный лист урока.

2.Работают с ПК.

---Знакомяться с экспонатами музейной выставки по группам:

-1-я группа ищет информацию о арзамасцыах– героях ВОВ;

-2-я группа исследует деятельность железнодорожного узла города во время ВОВ;

3-я группа узнаёт, что такое движение «Двухсотников»;

-4-я группа комментирует арзамасскую промышленность в годы войны;

-5-я группа готовит выступление о деятельности арзамасских школьников в годы ВОВ.

-В парах

кооперируют усилия

по решению учебной задачи.

-Согласовывают

усилия по решению

учебной задачи.

Договариваются

и приходят

к общему мнению

в совместной

деятельности.

Осуществляют

взаимоконтроль

процесса выполнения задания.

 Групповая, парная, дифференцированная форма деятельности Исполнительский, частично-поисковый методы работы.

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

10 мин.

1.Учитель предлагает каждой паре обучающихся выбрать  комментатора для воспроизведения полученной информации.

2.Учитель раздаёт каждой группе эталон ответа на бумажном носителе:

-название источника;

-вид исторического источника;

-автор (если присутствует);

-дата;

-анализ информации;

-оценка информации.

3.Учитель просит обучающихся занести  полученную информацию в маршрутный лист урока.

4.Учитель подводит обучающихся к ответу на проблемный вопрос: 

Какой вклад внесли арзамасцы в победу в Великой Отечественной войне?  с опорой на маршрутный лист урока и электронный ресурс Карта памяти, где  представлен рассказ ученицы одной из арзамасских школ на данную тему.

http://memory-map.prosv.ru/ - /memorial-10638/type=map¢er=55.39417041475133,43.76745217059401&zoom=14

5.Учитель корректирует ответы обучающихся, помогает формулировать выводы урока.

Технология дифференцированного обучения.

1,2.Инструктивно – продуктивный метод обучения.

3. Инструктивно – продуктивный метод обучения.

4.Стимулирующий, интерактивный методы обучения.

Инструктивно – продуктивный метод обучения.

1.Выбирают комментаторов.

2.-Воспроизводят информацию с опорой на алгоритм ответа. –Обобщают  полученную информацию, устанавливают причинно-следственные связи.

-В ходе заслушивания

ответов друг друга обучающиеся осуществляют

самоконтроль

понимания и анализа исторического источника.

-Формируют  собственное

мнение и позицию.

3. Заполняют маршрутный лист урока.

4. -Работают с ПК.

-Читают представленный ресурс.

-Анализируют.

-Отвечают на поставленный вопрос.

- Участвуют в обсуждении.

-Осознанно выстраивают  устное связное речевое

Высказывание.

-Обосновывают

своё мнение.

5. Записывают  ответ на проблемный вопрос в маршрутный лист урока.

Групповая, парная, дифференцированная форма деятельности.

Репродуктивный метод работы.

Фронтальная форма деятельности.

Исполнительский. частично-поисковый, репродуктивный методы работы.

6. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

3 мин.

1.Учитель благодарит обучающихся за работу на уроке.

2. Учитель проводит рефлексию урока:

-предлагает обучающимся с помощью голосования выбрать лучшего комментатора урока;

-просит обучающихся озвучить какие трудности в учебной деятельности они испытали в ходе урока?

-что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем справиться с такой работой?

-что вам понравилось на уроке?

3.Учитель комментирует и оценивает работу каждого обучающегося.

Стимулирующий и побуждающий методы обучения.

-Обучающиеся оценивают процесс и результат своей деятельности на уроке.

-Осуществляют оценку работы одноклассников.

-  Выявляют причины своего успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

-Определяют степень реализации целей урока.

Фронтальная, индивидуальная формы деятельности.

Исполнительский, репродуктивный методы работы.

7. Организация изучения домашнего задания

2

мин.

Собрать сведения о памятных местах и мемориалах города Арзамаса, посвящённых победе в ВОВ   с опорой на электронный ресурс «Карта памяти».

http://memory-map.prosv.ru/

Работа с ИКТ.

Инструктивно – продуктивный метод обучения.

Самостоятельная форма деятельности. Метод самоорганизации обучения.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Дипломатия в годы Великой Отечественной войны: Тегеран – Ялта – Потсдам. «Третий фронт» Второй мировой войны

Проблемная конференция по вопросам о роли советской дипломатии в победе над фашизмом и использованием ИКТ-технологий....

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Великие ученые и их открытия в годы Великой Отечественной войны

Этот урок по программе Немецкий язык. 11кл. Бим И.Л, Рыжова Л.И., Садомова Л.В и др,    находится в теме «Der wissenschaftlich - technische Fortschritt. Was hat er uns gebracht?&r...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...