Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.
рабочая программа по теме
Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №5
Центрального района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО»
на заседании
Директор ГБСКОУ школы (VII вида) №5: Зам. директора по УВР: методического объединения
__________________________ ____________________ учителей начальных классов
/Волошенюк Т.П./ /Балунова И.Г./
Протокол № ____ от _______2012 г.
«____» __________ 2012 г. «____» _________2012 г.
Руководитель МО:
_____________________________
МП /Пиляева А.А/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 4Б КЛАССЕ
НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
102 часа (3 часа в неделю)
Учитель: Сынкова Олеся Владимировна
Стаж: 10 лет
Категория: первая
Санкт – Петербург
2012 год.
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы по литературному чтению за основу взята программа для общеобразовательных учреждений составленная в соответствии с учебником «Родная речь» – 4 класс, составители: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Коррекцигнно-развивающее обучение Начальные классы (I-V). Подготовительный класс под редакцией С.Г.Шевченко. (Автор программы по предмету –Ю.А. Костенко). Программа предназначена для учащихся Государственного специального (коррекционном) образовательного учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VII вида) №5. Учащиеся школы имеют стойкое нарушение чтения и письма (дизграфия, дислексия, дизорфография), ЛГНР. Большинство учащихся требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимания содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
В программу по литературному чтению интегрирован урок история Санкт – Петербурга, с целью ознакомления учащихся с историей своего города, воспитания патриотизма и гражданственности, уважения к своей Родине, через художественную литературу. В учебно-тематическом плане на данный раздел отводится 8 часов.
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе рассчитана на 136ч – 3 часа в неделю и 1 час внеклассное чтение (вариативная часть учебного плана).
Формы организации учебного процесса: фронтальная и индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах. Преобладающими формами текущих контрольных работ, являются тексты для диагностики скорости чтения и усвоения прочитанного.
В рабочую программу внесены изменения.
Для реализации здоровья сберегающих компонентов добавлены: беседы, уроки – экскурсии ( «Как стать здоровым?», Твой выбор- здоровье», Будьте здоровы!»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Введение. Итоги летнего чтения. | 1 |
2 | Летописи. Былины. Жития. | 9 |
3 | Чудесный мир классики. | 18 |
4 | Поэтическая тетрадь. | 7 |
5 | Литературные сказки. | 10 |
6 | Делу время – потехе час. | 7 |
7 | Страна детства. | 7 |
8 | Поэтическая тетрадь. | 4 |
9 | Природа и мы. | 9 |
10 | Поэтическая тетрадь. | 5 |
11 | Родина. | 4 |
12 | Страна Фантазия. | 3 |
13 | Зарубежная литература. | 10 |
14 | Санкт – Петербург в художественной литературе. | 8 |
Всего: | 102 |
Содержание учебного предмета.
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведен ни.
Былины. Летописи. Жития (9 ч)
О былинах.
«Ильины три поездочки».
Летописи. Жития.
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»
«И вспомнил Оле! копя своего...»
«Житие Сергия Радонежского».
Из русской классической литературы (18 ч)
1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая нора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (7 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. Л. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. Л. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. II. Л. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (10 ч.)
1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Балок. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час (7ч.)
I Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные |реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна далекого детства (7ч.)
I. В. С. Житков: «Как я ЛОВИЛ человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (4ч.)
1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин
«Бабушкины сказки»: 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка
с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (9ч.)
1. Д. II. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (5ч.)
1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»; 3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина (4ч.)
1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»;
3. А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»;
4. Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна «Фантазия» (3ч.)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (10 ч)
1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»
Санкт – Петербург в художественной литературе (8ч.) М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва!» « Родина». «Бородино». К.Паустовский «Жильцы старого дома». А. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».
Внеклассное чтение (34ч)
Что интересного я прочитал летом. Былина «Садко». А.Толстой « Садко».
С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика». А.Пушкин «Сказка о золотом петушке». В.Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване – царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи – царевны». Рассказы и басни Л.Н.Толстого. А.П.Чехов «Белолобый». А.Фет « Кот поет, глаза прищуря…» «Печальная береза». И. С.Никитин « Лес». Е. А. Баратынский « Весна». И.А.Бунин «Утро». Т. Белозеров «Кладовая ветра». Моя любимая сказка братьев Гримм. П.П.Бажов Сказы «Малахитовая шкатулка». Рассказы Н.Носова. В. Осеева: « Почему?», « В классе». Б.С. Житков: «Про слона», «Про обезьянку», «Беспризорная кошка». Д.Киплинг « Маугли». Саша Черный « Дневник фокса Микки». Рассказы В. Бианки. Е.Баратынский « Весна». А.Ахматова « Ива». Стихи С.А. Есенина. К.Рылеев « Иван Сусанин». А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города». Сказки Г. Х. Андерсена. Сельма Лагерлеф «Чудесные путешествия Нильса из Швеции».
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы
Обучающиеся должны:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Тематическое планирование составлено в соответствии изложения программного материала и формулировки тем в учебнике, при сохранении самой логики программы.
Формы и средства контроля.
В соответствии с требованиями программы предусматриваются следующие виды контроля:
-подробный и выборочный пересказ;
-чтение наизусть;
-творческие работы;
-контрольные работы.
Количество итоговых контрольных работ – 8ч
Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения и контрольный тест.
Перечень учебно-методических средств обучения
для учителя:
1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1 Программа Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В «Литературное чтение»- М.: Просвещение, 2009г., стр. 80 – 93.
2. «Родная речь» Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 ч. Сост. Климанова Л. Ф. и др.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006г.
3. Тексты по проверке техники чтения. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова.- М.: Астрель, 2005г.
4. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. 4 класс. Методическое пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс» - М.: Просвещение, 2004г.
для обучающихся:
1. «Родная речь» Учебник для 4 класса. В 2 ч. Сост. Климанова Л. Ф. и др.3 изд.- М.: Просвещение, 2007г.
2. Панкова О.Б. Проверочные работы по литературному чтению. 4 класс. - М. Экзамен, 2011г.
3. Кузнецова М.И. Контроль знаний: самостоятельные работы по литературному чтению.- М.: Экзамен, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)...
рабочая программа по литературному чтению 10 класс.(Русская группа)
Рабочая программа по литературному чтению.(10 класс .По Хайдаровой Р.З.)...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Данная рабочая программа составлена к учебнику Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 2 часа в неделю....
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению . 7 класс. VIII вид.
Адаптированная программа по литературному чтению для учащихся 7 класса, обучающихся по коррекционно-развивающей программе VIII вида (легкая умственная отсталость). Программа составлена на 2014-2015 уч...
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс) ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс) ОС "Школа 2100"...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Перспектива"
Представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету МАТЕМАТИКА автор Петерсон Л. Г. в соответствии с ФГОС , учебной программой и учебниками...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Перспектива"
Представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету МАТЕМАТИКА автор Петерсон Л. Г. в соответствии с ФГОС , учебной программой и учебниками...