Программа дополнительного образования – кружок «Патриоты России»
рабочая программа (7 класс)
Программа дополнительного образования – кружок «Патриоты России» для 7-8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioty_rossii_2.docx | 44.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 ст.Зольской»
Утверждаю Утверждаю
зам.директора по ВР директор МБОУ СОШ №4
_________ Остапенко Т.А. ________Шуткова М.А.
________2017г. ________2017г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Патриоты России »
( гражданско-патриотическое направление)
Срок реализации:1 год
Возраст обучающихся:13-14
Всего:72 часа (2 раза в неделю)
Автор: Корнеева Н.М.
2015-2016 учебный год
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «Патриоты России»
7 КЛАСС
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АНГЛИЙСКАЯ ГРАММАТИКА»
- ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТОПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АНГЛИЙСКАЯ ГРАММАТИКА»
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АНГЛИЙСКАЯ ГРАММАТИКА»
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Патриоты России» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 7 классов МБОУ СОШ №4 станицы Зольской Кировского района разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. http://standart.edu.ru/
- Конвенции ООН о правах ребенка.
- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
- Устава школы
- Образовательной программы МБОУ СОШ №4.
- Учебного плана МБОУ СОШ №4 по внеурочной деятельности.
При разработке программы учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися 7х классов на основе программы «Патриоты России» играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
При составлении рабочей программы «Патриоты России» для учащихся 7х классов учитывались следующие факторы:
-Образовательные потребности детей.
-Особенности учащихся классов (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации).
-Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество;
важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности,
независимости и безопасности государства.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель:
создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи:
- развитие учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан;
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России
- формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;
- воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через поисково-краеведческую работу;
- повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной активности;
- воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества;
- привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма
Срок реализации: 2017 – 2018г., программа рассчитана на 72 часа в год.
Ценностные ориентиры: программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Виды деятельности:
- Проявлять интерес к изучаемому курсу; формировать любовь к окружающему, людям Родине.
- Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье.
- Знать о том, что самое дорогое у человека – его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи. Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения.
- Принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем.
- Знать основные достопримечательности родного города, его историю возникновения, историю села. Знать инфраструктуру городского окружения с атрибутами городской жизни, уметь самостоятельно ориентироваться в этой обстановке; объяснять роль различных профессий в нашей жизни; соблюдать правила уличного движения; иметь представление о хозяйстве человека и его роли в развитии этого хозяйства.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Знать символику России. Исследовать жизнь древних славян на примере героических сказок. Знать государственные праздники России.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Формы контроля:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; диспуты, викторины; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов: викторина, конкурс знатоков истории, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме и т.д.
Планируемые результаты освоения программы.
Метапредметными результатами изучения программы «Патриоты России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;
- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.
Познавательные УУД
Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;
- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;
- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
- способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью:
- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе:
- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Формирован- ие осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-важные даты в жизни семьи;
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким;
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов России;
-имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.
-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-вести здоровый образ жизни;
-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;
-делать приятное своим родным и близким;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки;
-исполнять народные танцы, пляски;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи;
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,
знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-смотрю мультфильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества;
- уважительно отношусь к другим людям;
-не нарушаю правила и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-участвую в народных праздниках;
-участвую в сохранении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Цели |
1. | Вводное занятие | 1 | Мотивировать учащихся на активную работу |
2. | Россия - Родина моя. Символы государства. | 1 | Развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину. |
3. | Родной край – частица России. Символика края. | 4 | Развивать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. |
4. | Родная станица | 6 | Развивать у детей интерес к познанию родного села; познакомить с историей возникновения; воспитывать любовь к малой родине, чувство патриотизма. |
5 | Нравственная позиция-гражданственность | 4 | Расширить знания детей по теме «Гражданственность» и «Свобода»; закрепить права и обязанности гражданина; формировать чувство гордости за свою Родину. |
6. | Я - ученик. | 4 | Познакомить с традициями школы, её символикой, правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их. |
7. | Защита творческих проектов | 2 | Развивать умение выступать перед аудиторией, излагать свои мысли четко, ясно. |
8. | Моя семья. | 8 | Формировать понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи. |
Раздел 2.-Я и моё здоровье (11 часов). | |||
9. | Что такое гигиена | 1 | Познакомить с понятием «гигиена», ее составляющими; показать значение гигиены в жизни человека |
10. | Культура питания: самые полезные продукты | 2 | Воспитывать у учащихся культуру питания; уважительное отношение к традициям питания |
11. | Физкультура и спорт | 1 | Продолжать работу по формированию привычки к здоровому образу жизни |
12. | Закаливание | 1 | Продолжать работу по формированию привычки к здоровому образу жизни |
13. | Вредные привычки | 1 | Продолжать работу по профилактике вредных привычек |
14. | Первая медицинская помощь | 2 | Знакомство с правилами оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях |
15. | Безопасное поведение | 1 | Формирование культуры поведения на дороге, улице. Объяснить нормы безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств; -повторить нормы безопасного поведения при переходе проезжей части; -воспитывать внимательность, наблюдательность, осторожность. |
16. | Режим дня | 1 | Учить правильно планировать свое время |
17. | Защита творческих проектов | 1 | Развивать умение выступать перед аудиторией, излагать свои мысли четко, ясно. |
Раздел 3. Я – защитник Родины (29 часа) | |||
18. | История военной символики и формы (мундира) | 1 | Познакомить с военной символикой и формой, историей ее образования. |
19. | Виды войск в России | 2 | Познакомить с родами войск в России. |
20. | Русский солдат | 2 | Рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании. |
21. | Русские полководцы. | 4 | Создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского, А.В.Суворова как великих полководцев, почитаемых народом |
22. | Маршал победы Г.К. Жуков | 1 | Создать целостный образ Маршала Победы Г.К.Жукова |
23. | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 2 | Расширить знания учащихся об истории родного края в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза. |
24. | День защитника Отечества. | 2 | Познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность. |
25. | Крым-наш! | 4 | Расширять знание учащихся о вновь обретённом регионе России |
26. | Дети войны. | 3 | Расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения. |
27. | День победы | 6 | Познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся |
28. | Защита творческих проектов | 2 | Развивать умение выступать перед аудиторией, излагать свои мысли четко, ясно |
29. | Итоговое занятие | 2 | Развивать умение анализировать завершенную работу |
1.Знакомство с особенностями кружка, программой и т.д.
Раздел 1. Я- гражданин РФ (29 часов)
2.Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.
3.1Символика края. Достопримечательности края. Люди и их занятия.
3.2Страницы истории Ставропольского края (1ч.)
3.3.География и природа Ставропольского края. Кировский район (1ч.)
3.4 Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Ставропольского края «Моё родное Ставрополье».(1ч.)
4.1 Происхождение станицы. (2ч)
Дата образования села. Документы, рассказавшие о происхождении села. Исторические предпосылки для его основания.
4.2 «Так начиналась станица моя…».(2ч)
Первые жители села. Их фамилии в топонимике села. Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. Первая улица села.
Тематический поиск. Беседы со старожилами села.
4.3 Легенды села. (2ч) Тематический поиск. Легенды и предания.
4.4 Основные занятия жителей села. (1ч) Земледелие, животноводство и торговля, рыболовство.
4.5.Экскурсии: сельская библиотека. (1ч.)
4.6.Практическое занятие. Составление таблицы «Основные места ст.Зольской (1ч.)
5.1.Круглый стол «Что такое гражданственность».(Личность как член общества. Законы коллектива)
5.2Брейн - ринг «Что такое свобода».Свобода личная и национальная.
5.3.Мои права и обязанности.
5.4.История праздника «День народного единства»
5.5.Внеклассное мероприятие «День народного единства».
6.1 История моей школы (когда была построена, юбилейные даты, школьные традиции школы).(1ч.)
6.2. Правила поведения и обязанности школьника. (1ч.)
6.3. Учителя и выпускники школы. Практическое занятие. Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах. (1ч.)
6.4. Практическое занятие. Деревенские посиделки: история и традиции. (1ч.)
Темы проектов: «Модель ученика», «Моя станица» (виртуальная экскурсия), «Мои права»
«Мои обязанности» и другие
Моя семья
8.1. Общие сведения о родословной. Понятия и термины. (2ч)
Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия, поколение, предок, потомок,
этногенез и т.д. Исторические предки и потомки, фамилии, поколения. Антропонимика. Происхождение фамилии (прозвища), имени, отчества. Их значение.Практическое занятие. Тестирование. Работа с генеалогическим словарем, составление кроссвордов.
8.2. Моя семья. Основные сведения. История семьи. (2ч)Важнейшие сведения по истории семьи. Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения. Фамилия (прозвище), имя, отчество. Дата и место рождения каждого члена семьи, их место жительства. Белые пятна (лакуны) в истории рода. История семьи в письмах, дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Мой род на службе России. Семейные традиции и праздники
Практическое занятие. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Просмотр фотоальбомов.
8.3. «Древо Жизни».(2ч)Способы изображения корней генеалогического древа. Понятие о смешанной восходящей и нисходящей родословной. Мужская восходящая родословная. Виды генеалогических таблиц. Сбор и хранение документов семейного архива.
Практическое занятие. Составление родословной семьи до третьего колена.
8.4 . Практическое занятие. Конкурс творческих работ (2ч)
Раздел 2. Я – и здоровье (11 часов)
9.1.Понятие «гигиена», ее значение в жизни человека (1ч.)
10.1.Понятие «культура питания»; культура приема пищи. Традиции своей национальной кухни. (1ч.)10.2. Значение правильного питания для здоровья человека. (1ч.)
11.1.Значение физических упражнений и занятий спортом.(1ч.)
12.1.Значение закаливания для оздоровления организма; приемы закаливания. (1ч.)
13.1.Понятие «вредные привычки», их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. (1ч.)
14.1.Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при отравлениях лекарственными препаратами. (1ч.)
14.2.Первая помощь при обморожениях. Первая помощь утопающему. (1ч.)
15.1.Безопасное поведение на дороге, на улице. (1ч.)
16.1.Понятие «режим дня», его составляющие. Биологические ритмы и распорядок дня. Как составить режим дня школьника. (1ч.)
17.Защита творческих проектов. Безопасность в доме
Правила безопасности на воде
Курить – здоровью вредить
Мой режим дня
Опасные и безопасные ситуации
Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело
Быть не может красоты без мыла, щетки и воды.
Вкусное часто бывает опасным
Раздел 3. Я – защитник Родины (29 часа)
18.1.Обмундирование в России. История мундира.(1ч.)
19.1.-19.2.Виды войск и их назначение. (2ч.)
20.1.Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. (1ч.)
20.2.Что такое сила воли и духа, оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли(1ч.)
21.1.Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. (1ч.)
22.2.Почитание героев народом. (1ч.)
22.3Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. (1ч.) 22.4.Наука побеждать. Суворовские училища. (1ч.)
22.1.Образ полководца Г.К.Жукова. (1ч.)
23.1.Край в годы Великой Отечественной войны. (1ч.)
23.2.Земляки – герои. (1ч.)
24.1.Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. (1ч.)
24.2.Есть профессия Родину защищать. (1ч.)
«Кым-наш!»
25.1. История. (1ч.)
25.2. Достопримечательности. (1ч.)
25.3.Население и занятие людей. (1ч.)
25.4.Внеклассное мероприятие «Страна, в которой мне хотелось бы жить», посвященный Дню воссоединения Крыма с Россией» (1ч.)
26.1.Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. (1ч.)
26.2.Современные войны и судьбы детей. (1ч.)
26.3.Дети Беслана. (1ч.)
27.1.История праздника. Памятники и память. (1ч.)
27.2.Расстрелянные деревни. (1ч.)
27.3.Бессмертный полк (история и традиции). (1ч.)
27.4.Встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка». (1ч.)
27.5-27.6. Литературно-музыкальный праздник, посвященный Дню Победы(2ч.)
27.7. Защита проектов.Темы проектов:
«Труженики тыла»
«Тотьмичи – Герои советского союза»
«Тотьмичи – участники В.О.В.»
«Рода войск РФ»
Великие полководцы России» и другие
28.Подведение итогов работы за год, планирование на следующий. Оценка достижений кружковцев
Используемая литература:
1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика.
2008, № 8. С. 56 - 62
2. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель.
Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб.,
2007. С. 68 - 75
3. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795.
5. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org
6. материалы с сайта http://referat.ru/
7. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
8. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006г.
9. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
10.Конституция Российской Федерации. Гимн Российский Федерации. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
11.Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г. Круглов. -М.: Просвещение, 1990.
12.Старинные русские пословицы и поговорки [Текст]. -М. : Детская литература, 1993.
13.Детские подвижные игры народов СССР. Составитель: Л.П. Анашкина. Изд. « Просвещение», 1988
14.Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых
15.Географические карты региона, Российской Федерации
16.Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.)
экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Аудиозаписи музыки.
технические средства обучения (средства ИКТ)
Аудиомагнитофон
Компьютер с программным обеспечением
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Список литературы для учеников и родителей:
- Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Приложение А
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, общество.
Героизм - выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей. Независимости и процветания Родины.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести
Долг – уважение к праву другого, признание достоинств его личности.
Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.
Доверие – убеждённость человека в чьей-нибудь честности, порядочности.
Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.
Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы В дружбе главное – духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность, доверие, верность, взаимная требовательность.
Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.).
Обещание - добровольное обязательство сделать что-нибудь
Ответственность- право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства.
Правдивость – склонность сообщать достоверную информацию.
Преданность – любовь и верность по отношению к кому-либо или чему-либо.
Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.
Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.
Радость – положительная эмоция человека, внутреннее чувство удовлетворённости, удовольствия и счастья.
Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.
Свобода - возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают. Это право себя ограничивать.
Сострадание – способность почувствовать чужую боль, как свою, и без раздумий оказать помощь ближнему.
Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.
Справедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздания.
Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.
Толерантность – терпимость к образу жизни, поведению и обычаям.
Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.
Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.
Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.
Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.
Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.
Приложение Б
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Анкета (7класс)
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне воспитанности Вашего ребенка, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени проявляются у Вашего ребенка ниже перечисленные качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества
0 –данное качество не развито
ФИО ребенка, класс, ФИО родителя
№ | Качество личности | 2 | 1 | 0 |
1 | Гражданственность | |||
2 | Патриотизм | |||
3 | Скромность | |||
4 | Тщеславие | |||
5 | Справедливость | |||
6 | Уважение к окружающим | |||
7 | Бережливое отношение к природе | |||
8 | Доброта | |||
9 | Вежливость | |||
10 | Совесть | |||
11 | Негативное отношение к вредным привычкам | |||
12 | Милосердие | |||
13 | Смелость | |||
14 | Зависть | |||
15 | Благодарность |
Анкета (7 класс)
Ребята!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне воспитанности гимназистов, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени воспитаны у Вас ниже перечисленные качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества
0 –данное качество не развито
ФИО ребенка, класс
№ | Качество личности | 2 | 1 | 0 |
1 | Гражданственность | |||
2 | Патриотизм | |||
3 | Скромность | |||
4 | Тщеславие | |||
5 | Справедливость | |||
6 | Уважение к окружающим | |||
7 | Бережливое отношение к природе | |||
8 | Доброта | |||
9 | Вежливость | |||
10 | Совесть | |||
11 | Негативное отношение к вредным привычкам | |||
12 | Милосердие | |||
13 | Смелость | |||
14 | Зависть | |||
15 | Благодарность |
Спасибо за помощь в исследовании!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования: кружок "Изонить"
Для учащихся 5-6 классов....
программа дополнительного образования "Кружок любителей словесности"
Программа рассчитана на занятия с детьми 5-7 классов. Позволяет организовать внеклассную работу по русскому языку и литературе....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Программа дополнительного образования объединения «Патриот»
Цель рабочей программы: - воспитание патриотизма, формирование у молодёжи позитивных мировоззренческих взглядов, позиций по основным социальным, историческим, нравственным, политическим проблемам...
Программа дополнительного образования кружка "Патриот"
Программа имеет военно-патриотическую направленность её основные компоненты позволяют формировать готовность граждан к служению Отечеству....
Программа дополнительного образования кружка "Патриот"
Сканированнаякопия титульного листа программы ДО Патриот...
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....