Занятие-путешествие «Зов морошковой земли»
план-конспект по краеведению на тему

Ядне Надежда Пыеривна

 Познакомить воспитанников с творчеством ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя, с его книгой «Зов морошковой земли»Это небольшой сборник произведений, похожий на энциклопедию, где можно найти и стихи, и рассказы, и сказки, и загадки про наш северный край, про зверей и птиц, о красоте северного края, о мужественных и смелых людях, которые живут на просторах тундры и ведут свой образ жизни.

-          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zov_moroshkovoy_zemli.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-путешествие «Зов морошковой земли»

Цель:

  • познакомить воспитанников с творчеством ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя, с его книгой «Зов морошковой земли»

Задачи:

  • способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения наизусть, полного ответа на вопрос;
  • развивать у воспитанников внимательное и бережное отношение к слову, интерес к родной культуре;
  • воспитывать любовь к родному краю, желание познать его, уважительно относиться к обычаям и традициям своего народа.

Оборудование:

  • тематический стенд: «Зов морошковой земли»
  • выставка книг ненецких писателей и поэтов;
  • выставка поделок, изделий из меха, бисера, образцы национальной ненецкой одежды.

Форма проведения: занятие – путешествие.

Ожидаемый результат:знакомство воспитанников с творчеством ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя.

Воспитатель:Добрый день, уважаемые гости,  ребята! Сегодня мы с вами совершим необычайное путешествие в страну  поэзии ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя. Мы отправляемся в путешествие по его книге «Зов морошковой земли». Ягода морошка является символом земли Ямальской, а для тех, кто впервые приехал на Север, она как необычайное лакомство.

Воспитанник:

Морошковый белый цветок.

Дороги и реки,

Крик стаи гусиной

И топот оленей,

Везущих аргиш.

Мой ненецкий край,

На груди у России

Полярной звездою

Ты ярко горишь.

Два наших народа

Сошлись на рассвете:

Во взглядах – улыбка,

Как дружбы исток...

С тех пор и навеки,

В российском букете

Сияет

Морошковый белый цветок!

Мой край заполярный –

Хрустальное донце,

Под знаменем алым

Ты молод,

и если вся Родина- радости солнце,

Ты –

Этого солнца

Сияющий луч!

Дороги и реки,

Крик стаи гусиной

И топот оленей,

Везущих аргиш,

Мой ненецкий край,

На груди у России,

Полярной звездою ты ярко горишь!

Воспитатель: Поэтично звучит название книги «Зов морошковой земли». Это небольшой сборник произведений, похожий на энциклопедию, где можно найти и стихи, и рассказы, и сказки, и загадки про наш северный край, про зверей и птиц, о красоте северного края, о мужественных и смелых людях, которые живут на просторах тундры и ведут свой образ жизни. Во время нашего путешествия  мы с вами полетаем на вертолёте, затем наше путешествие продолжится на оленьей упряжке. В чуме оленевода попьём чаю, походим по заснеженной тундре, прислушаемся к жизни обитателей тундры. Но для нашего путешествия необходимо одно важное условие: взять с собой в путешествие …воображение. Итак, наше путешествие начинается, и мы с вами отправляемся на вертолётную площадку.

Воспитанник:

Вертолёт.

Мы глядим во все глаза,

Из металла стрекоза,

У неё забавный вид:

На спине не крылья – винт,

Как невиданный цветок.

Лопасть - это лепесток.

Вот цветок из лопастей

Закрутился

Всё быстрей,

Превращаясь в светлый круг!

«Стрекоза» качнулась вдруг

И взлетела в небеса,

Вот какие чудеса!

Начинается полёт.

До свиданья,

Вертолёт!

Воспитатель: Наш вертолёт пролетает над бесконечной тундрой. Красоту её воспевает в своих произведениях поэт. Наряду с различными жанрами, автор создал много литературных загадок. Ребята, попробуйте отгадать загадки:

- она как оленья шкура,

От моря до моря лежит-

То рыжей, то белой, то зелёной

Становится… (тундра)

-гусиный пух тундру заметает,

А гусей нигде нет…(снег)

-цветная занавеска небо закрывает,

А в тундре от неё светлее становится…(северное сияние).

-вечер на костре заката чайник кипятит,

Белым паром землю покрывает…(туман).

Воспитатель: Какой наблюдательностью, чуткостью к природе должен обладать человек, чтобы так точно передать различные состояния природы, какими знаниями необходимо владеть, каким поэтическим даром, чтобы в таком маленьком произведение, как загадка, суметь раскрыть столько прекрасных картин северной тундры.

Мы поднимаемся вверх и пролетаем над нашим родным поселком Ныда, и вертолёт устремляется в тундру. Глядим в иллюминатор вертолёта, под нами мелькают ниточки рек с редкими кустарниками по берегам и бескрайние равнины заснеженной тундры. Далеко впереди появились еле различимые силуэты, приглядевшись,мы, видим, что это чума. Зимой чума очень трудно разглядеть, так как они сливаются с заснеженной землёй. Покрытие чумов сделано из оленьих шкур, а они как мы знаем в основном светлые. Вертолёт снижается и приземляется рядом с чумами. Собачий лай приветствует нас, отовсюду выбегают собаки, а за ними малыши, так как дети школьного возраста все в это время находятся в поселке, проживают в школе-интернат. Шествие заключают мамы, бабушки. Наш вертолёт сделал остановку в оленьем стойбище.

Воспитанник:

Кочевье.

По земле ползёт позёмка,

Перепутывая тропы…

А олени бродят в тундре

Снежный наст они копытят,

Вкусный ягель достают.

И с оленями кочуют

По заснеженным просторам

Люди, знающие тундру,

Люди северных широт.

И живут в просторных чумах:

Где их тёплые постели,

Где вскипает чай горячий,

Где как брата гостя ждут.

Воспитатель:Северная тундра холодная и суровая. Писатель П. Явтысый рассказывает нам в своей книге о мужественных, смелых и добрых людях, которым покорилась эта земля, потому что они преданно и беззаветно её любят, такими простыми и в тоже время емкими словами выразил поэт значение тундры в жизни ненцев.

Есть такой волшебный дом

Тундра вся вместилась в нём

Птицы, звери-вся природа

Вся история народа.

Воспитатель:Нас приглашают в чум. В нём тепло и уютно от печки буржуйки, на которой к нашему приходу закипает чайник.

Воспитанник:

Утром, вечером и днем

Медный чайник над огнём

Закипает и гудит,

И как будто говорит:

«Хочешь в тундре долго жить,

Надо с чаем в дружбе быть.

Ты у стада так устал,

Что почти бессильным стал…

Чаю крепкого попьёшь-

Силу прежнюю вернёшь!

А когда трещит мороз

И в дороге ты замёрз-

Пей из чашки не спеша,

Отогреется душа…

Если гости входят в чум,

Я помочь тебе хочу:

Чтоб узнал ты от гостей

Больше разных новостей.

Добрым словом привечай

Добавляй в их чашки чай!

Отогреется душа-

И беседа хороша.

Воспитатель:Зимний день короткий и мы прощаемся с гостеприимными хозяевами, нам надо торопиться. Путешествие продолжается….

Мы выходим из чума и нам предлагают прокатиться на оленьей упряжке. А во  время катания мы послушаем «Песенку ездового».

Воспитанник:

Песенка ездового.

Эй, беги, беги олень,

Через тундру веселей!

Пусть горит весенний день

Ярким солнцем эйя-эй, хэй, хэй!

Куропатка улетай

С нашей тропки поскорей!

В заполярный едем край,

Едем быстро, эйя-эй! Хэй, хэй!

Воспитатель:Оленья упряжка мчится быстро, только брызги снежные разлетаются во все стороны от копыт оленей. Вот, мы подъезжаем к оленьему стаду, которое зорко охраняют пастухи-оленеводы. Над стадом клубится пар от ноздрей оленей и лес, оленьих рог устремлены ввысь. Олень даёт  ненцам-оленеводам почти всё: пищу, жилище, одежду, обувь. Так же олень, средство передвижения.

Ненцы любят и дорожат своими оленями, заботятся о них. Считают их верными друзьями. Ненцы говорят: «Мань ил' ми»- что значит - «моя жизнь».

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки Прокопия  Явтысыя:

-Лес не лес, туча не туча-

То по тундре кочует,

То на одном месте кружится(стадо оленей).

-Радость пастуха оленевода-

На четырёх палочка дрожит.

Обсохнет к маме побежит(новорожденный оленёнок)

-Олень от них убегает, а они не отстают(нарты)

-Бегут два брата наперегонки,

А обогнать друг друга не могут(лыжи).

Воспитатель:Ребята, вот мы с вами отгадали загадки про оленей, а сейчас послушаем сказку «Как олени рогатыми стали».

Воспитанник: Давно это было…. Однажды зимой, в лютый мороз, нашли пастухи в сугробе раненого юношу. Стрела пронзила его сердце. Думали сначала, что он умер, а когда отогрели-ожил и вспомнил, что с ним произошло. Жил он, оказывается, в верхнем мире, который за облаками раскинулся. Великому Нуму-Владыке Неба-родным племянником приходился. Хорошо жилось. По мягким облакам за солнышком гонялся, звёзды как морошку на зубах пробовал. Но страшному колдуну, который в нижнем мире живёт-прячется, не нравилось это. Выточил он чёрную стрелу и пронзил ею доброе сердце юноши. Три дня и три ночи падал юноша на землю. А когда упал и ударился, дыхание совсем остановилось. Только сердце всё ещё боролось со смертью. Вот таким нашли его…

Рассказал юноша о себе и говорит: «За своё спасение я в долгу не останусь». И говорит пастуху, который его к себе в чум принёс: «Тебе подарю очень дорогой подарок. С большим значением он будет. Слушай меня пастух! Утром, когда подарок увидишь, не заблудись умом в живом кустарнике. А какую пользу от моего подарка получишь - сам догадаешься». На другое утро пошёл пастух к оленям. А там где паслось его стадо, целый лес живых кустов качается. Смотрит пастух и у каждого оленя красивые рога выросли. Вот ведь как получилось: рогатыми олени стали. С тех пор у оленей защита появилась, они могут вступить в бой на защиту себя и с волком и с рысью… Давно это было.

Воспитатель: Скажите, что общего между сказкой П. Явтысыя и русскими народными сказками? (ответы воспитанников).

Воспитатель:Можно сделать вывод: есть общие черты, присущие фольклору разных народов.

Воспитатель:Зимнее холодное солнце идёт к закату, наступают сумерки, нам нужно торопиться вернуться домой. Лететь над тундрой очень интересно, так хочется побывать в безмолвной тишине тундры, прислушаться к жизни обитателей тундры. Давайте попросим экипаж приземлиться на несколько минут на полянке. Вот откуда-то вылетела стая птичек, и дружно исчезли с поля нашего зрения. Вот где-то пискнула мышь, и сразу в воздухе мелькнула чья-то тень. Это хозяйка северных просторов:

Воспитанник:

Полярная сова.

Как в тундре снег, белым - бела

Летит полярная сова.

 Ей не страшны мороз, зима

И полночи беззвездной тьма.

Следят локаторы ушей

 За перебежками мышей.

И видят их сквозь тьму глаза…

Сова-мышиная гроза.

Воспитатель:Посмотрите, вон за тем сугробом мелькнул серебристый хвост. Это же белый песец.

Воспитанник:

По тундре из конца в конец

Бежит встревоженный песец.

Бежит при солнце и впотьмах.

Песца не голод гонит-страх,

Ведь в тех местах, где он живёт,

Его опасность всюду ждёт.

Воспитатель:

Вы заметили, с какой любовью описывает поэт всё то, что его окружает? Ребята, мы тоже должны любить и беречь наш окружающий мир, ведь это наша родина, земля наших предков, которую мы должны ещё более совершенную оставить будущим поколениям. Наше путешествие заканчивается, и вертолёт берёт курс на посёлок Ныда. А чтобы дорога не казалось скучной, будем отгадывать загадки П. Явтысыя.

Воспитанник:

Лежит на земле белый камешек,

А внутри сердечко стучит(яйцо)

Из пуховой одежды мамы для детишек

Мягкая постелька постелена (гнездо)

Длинноухий модник-летом в сером кафтане бегает,

А зимой - белую одевает(заяц)

Она как снег, от солнца прячется,

А мышки-от неё (сова)

Не буквы, а написаны в строчку.

Без языка, а охотнику всё расскажут (следы зверей)

По речной глади деревянная уточка скользит.

Крыльями о воду бьёт, а взлететь  не может (лодка)

Черный чум три месяца в тундре стоит,

А румяный хозяин тундры за ледовитым океаном кочует (полярная ночь и солнце)

Ночь со сковородки блин в речку уронила, а он не тонет (отражение луны)

С неба летит-пляшет,

Всё, что есть в тундре прячет (снег)

С молчаливым молчит, с крикуном - кричит,

А самого не увидишь (эхо)

Лежит на кочках кусочки янтаря,

В рот положишь-тут же растают(морошка)

Воспитатель:Вот ребята, мы с вами познакомились с ещё одним жанром произведений П. Явтысыя - загадками. Какими  красивыми словами описывает поэт явления северной природы, как красочно звучат загадки и стихи о растениях нашего края.

Воспитанник:

Легенда о морошке.

Девушка-Заря, склоняя взор,

Вышивала бисером узор

После долгой ледяной зимы

Украшала девичьи пимы…

Как-то ветер прилетел во мгле

И рассыпал бисер по земле!

С той поры далекой поутру,

Косы распуская на ветру,

Девушка-Заря по тундре ходит,

Бисер свой по бусинке находит.

На болотных кочках, у дорожки

Ягодки душистые морошки,

Как живые капля янтаря,

Собирает Девушка-Заря.

Воспитатель:Вот таким красивым стихотворением мы завершаем наше путешествие. Всего доброго. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-путешествие "Весёлый экспресс"

Это  вводное занятие  для  воспитанников  первого года обучения  творческого  объединения «Вдохновение»...

Логопедическое занятие "Путешествие в зимний лес"

Занятие  с элементами логоритмики для детей старшего дошкольноо возраста. Целью занятия является использование оздоравливающего  образовательного пространства, полноценного для  речевог...

Занятие- путешествие "Путешествие в танцевальные фантазии"

Презентация занятия в детском обединении "Народный танец" для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Итоговое занятие "Путешествие в страну Знаний"

С каждым годом возрастает количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Наиболее удачной формой работы по профилактике и коррекции речевых нарушений в детском саду комбинированного вида счита...

Занятие «Путешествие по стране «Хорео - Графия»» из цикла занятий по истории хореографического искусства (программа «Мир танца»).

 Занятие построено в форме путешествия с использованием  ИКТ. Применение указанных технологий в дополнительном образовании  существенно облегчает процесс преподавания учебного ма...

Конспект вводного занятия - путешествия "Путешествие по океану "Друзья природы"

Конспект занятия для воспитанников первого года обучения (младшего школьного возраста) по программе "Друзья природы".  Цель занятия - познакомить воспитанников с главными темами учебной программы...

Конспект занятия по самоподготовке. «Занятие – путешествие в страну Почемучек».

Цель:Формирование положительной мотивации к учебной деятельности, используя игровые методы обучения.Задачи: 1.     Обучение воспитанников умению организовать свой труд.2....