Занятие-путешествие «Зов морошковой земли»
план-конспект по краеведению на тему
Познакомить воспитанников с творчеством ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя, с его книгой «Зов морошковой земли»Это небольшой сборник произведений, похожий на энциклопедию, где можно найти и стихи, и рассказы, и сказки, и загадки про наш северный край, про зверей и птиц, о красоте северного края, о мужественных и смелых людях, которые живут на просторах тундры и ведут свой образ жизни.
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zov_moroshkovoy_zemli.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-путешествие «Зов морошковой земли»
Цель:
- познакомить воспитанников с творчеством ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя, с его книгой «Зов морошковой земли»
Задачи:
- способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения наизусть, полного ответа на вопрос;
- развивать у воспитанников внимательное и бережное отношение к слову, интерес к родной культуре;
- воспитывать любовь к родному краю, желание познать его, уважительно относиться к обычаям и традициям своего народа.
Оборудование:
- тематический стенд: «Зов морошковой земли»
- выставка книг ненецких писателей и поэтов;
- выставка поделок, изделий из меха, бисера, образцы национальной ненецкой одежды.
Форма проведения: занятие – путешествие.
Ожидаемый результат:знакомство воспитанников с творчеством ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя.
Воспитатель:Добрый день, уважаемые гости, ребята! Сегодня мы с вами совершим необычайное путешествие в страну поэзии ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя. Мы отправляемся в путешествие по его книге «Зов морошковой земли». Ягода морошка является символом земли Ямальской, а для тех, кто впервые приехал на Север, она как необычайное лакомство.
Воспитанник:
Морошковый белый цветок.
Дороги и реки,
Крик стаи гусиной
И топот оленей,
Везущих аргиш.
Мой ненецкий край,
На груди у России
Полярной звездою
Ты ярко горишь.
Два наших народа
Сошлись на рассвете:
Во взглядах – улыбка,
Как дружбы исток...
С тех пор и навеки,
В российском букете
Сияет
Морошковый белый цветок!
Мой край заполярный –
Хрустальное донце,
Под знаменем алым
Ты молод,
и если вся Родина- радости солнце,
Ты –
Этого солнца
Сияющий луч!
Дороги и реки,
Крик стаи гусиной
И топот оленей,
Везущих аргиш,
Мой ненецкий край,
На груди у России,
Полярной звездою ты ярко горишь!
Воспитатель: Поэтично звучит название книги «Зов морошковой земли». Это небольшой сборник произведений, похожий на энциклопедию, где можно найти и стихи, и рассказы, и сказки, и загадки про наш северный край, про зверей и птиц, о красоте северного края, о мужественных и смелых людях, которые живут на просторах тундры и ведут свой образ жизни. Во время нашего путешествия мы с вами полетаем на вертолёте, затем наше путешествие продолжится на оленьей упряжке. В чуме оленевода попьём чаю, походим по заснеженной тундре, прислушаемся к жизни обитателей тундры. Но для нашего путешествия необходимо одно важное условие: взять с собой в путешествие …воображение. Итак, наше путешествие начинается, и мы с вами отправляемся на вертолётную площадку.
Воспитанник:
Вертолёт.
Мы глядим во все глаза,
Из металла стрекоза,
У неё забавный вид:
На спине не крылья – винт,
Как невиданный цветок.
Лопасть - это лепесток.
Вот цветок из лопастей
Закрутился
Всё быстрей,
Превращаясь в светлый круг!
«Стрекоза» качнулась вдруг
И взлетела в небеса,
Вот какие чудеса!
Начинается полёт.
До свиданья,
Вертолёт!
Воспитатель: Наш вертолёт пролетает над бесконечной тундрой. Красоту её воспевает в своих произведениях поэт. Наряду с различными жанрами, автор создал много литературных загадок. Ребята, попробуйте отгадать загадки:
- она как оленья шкура,
От моря до моря лежит-
То рыжей, то белой, то зелёной
Становится… (тундра)
-гусиный пух тундру заметает,
А гусей нигде нет…(снег)
-цветная занавеска небо закрывает,
А в тундре от неё светлее становится…(северное сияние).
-вечер на костре заката чайник кипятит,
Белым паром землю покрывает…(туман).
Воспитатель: Какой наблюдательностью, чуткостью к природе должен обладать человек, чтобы так точно передать различные состояния природы, какими знаниями необходимо владеть, каким поэтическим даром, чтобы в таком маленьком произведение, как загадка, суметь раскрыть столько прекрасных картин северной тундры.
Мы поднимаемся вверх и пролетаем над нашим родным поселком Ныда, и вертолёт устремляется в тундру. Глядим в иллюминатор вертолёта, под нами мелькают ниточки рек с редкими кустарниками по берегам и бескрайние равнины заснеженной тундры. Далеко впереди появились еле различимые силуэты, приглядевшись,мы, видим, что это чума. Зимой чума очень трудно разглядеть, так как они сливаются с заснеженной землёй. Покрытие чумов сделано из оленьих шкур, а они как мы знаем в основном светлые. Вертолёт снижается и приземляется рядом с чумами. Собачий лай приветствует нас, отовсюду выбегают собаки, а за ними малыши, так как дети школьного возраста все в это время находятся в поселке, проживают в школе-интернат. Шествие заключают мамы, бабушки. Наш вертолёт сделал остановку в оленьем стойбище.
Воспитанник:
Кочевье.
По земле ползёт позёмка,
Перепутывая тропы…
А олени бродят в тундре
Снежный наст они копытят,
Вкусный ягель достают.
И с оленями кочуют
По заснеженным просторам
Люди, знающие тундру,
Люди северных широт.
И живут в просторных чумах:
Где их тёплые постели,
Где вскипает чай горячий,
Где как брата гостя ждут.
Воспитатель:Северная тундра холодная и суровая. Писатель П. Явтысый рассказывает нам в своей книге о мужественных, смелых и добрых людях, которым покорилась эта земля, потому что они преданно и беззаветно её любят, такими простыми и в тоже время емкими словами выразил поэт значение тундры в жизни ненцев.
Есть такой волшебный дом
Тундра вся вместилась в нём
Птицы, звери-вся природа
Вся история народа.
Воспитатель:Нас приглашают в чум. В нём тепло и уютно от печки буржуйки, на которой к нашему приходу закипает чайник.
Воспитанник:
Утром, вечером и днем
Медный чайник над огнём
Закипает и гудит,
И как будто говорит:
«Хочешь в тундре долго жить,
Надо с чаем в дружбе быть.
Ты у стада так устал,
Что почти бессильным стал…
Чаю крепкого попьёшь-
Силу прежнюю вернёшь!
А когда трещит мороз
И в дороге ты замёрз-
Пей из чашки не спеша,
Отогреется душа…
Если гости входят в чум,
Я помочь тебе хочу:
Чтоб узнал ты от гостей
Больше разных новостей.
Добрым словом привечай
Добавляй в их чашки чай!
Отогреется душа-
И беседа хороша.
Воспитатель:Зимний день короткий и мы прощаемся с гостеприимными хозяевами, нам надо торопиться. Путешествие продолжается….
Мы выходим из чума и нам предлагают прокатиться на оленьей упряжке. А во время катания мы послушаем «Песенку ездового».
Воспитанник:
Песенка ездового.
Эй, беги, беги олень,
Через тундру веселей!
Пусть горит весенний день
Ярким солнцем эйя-эй, хэй, хэй!
Куропатка улетай
С нашей тропки поскорей!
В заполярный едем край,
Едем быстро, эйя-эй! Хэй, хэй!
Воспитатель:Оленья упряжка мчится быстро, только брызги снежные разлетаются во все стороны от копыт оленей. Вот, мы подъезжаем к оленьему стаду, которое зорко охраняют пастухи-оленеводы. Над стадом клубится пар от ноздрей оленей и лес, оленьих рог устремлены ввысь. Олень даёт ненцам-оленеводам почти всё: пищу, жилище, одежду, обувь. Так же олень, средство передвижения.
Ненцы любят и дорожат своими оленями, заботятся о них. Считают их верными друзьями. Ненцы говорят: «Мань ил' ми»- что значит - «моя жизнь».
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки Прокопия Явтысыя:
-Лес не лес, туча не туча-
То по тундре кочует,
То на одном месте кружится(стадо оленей).
-Радость пастуха оленевода-
На четырёх палочка дрожит.
Обсохнет к маме побежит(новорожденный оленёнок)
-Олень от них убегает, а они не отстают(нарты)
-Бегут два брата наперегонки,
А обогнать друг друга не могут(лыжи).
Воспитатель:Ребята, вот мы с вами отгадали загадки про оленей, а сейчас послушаем сказку «Как олени рогатыми стали».
Воспитанник: Давно это было…. Однажды зимой, в лютый мороз, нашли пастухи в сугробе раненого юношу. Стрела пронзила его сердце. Думали сначала, что он умер, а когда отогрели-ожил и вспомнил, что с ним произошло. Жил он, оказывается, в верхнем мире, который за облаками раскинулся. Великому Нуму-Владыке Неба-родным племянником приходился. Хорошо жилось. По мягким облакам за солнышком гонялся, звёзды как морошку на зубах пробовал. Но страшному колдуну, который в нижнем мире живёт-прячется, не нравилось это. Выточил он чёрную стрелу и пронзил ею доброе сердце юноши. Три дня и три ночи падал юноша на землю. А когда упал и ударился, дыхание совсем остановилось. Только сердце всё ещё боролось со смертью. Вот таким нашли его…
Рассказал юноша о себе и говорит: «За своё спасение я в долгу не останусь». И говорит пастуху, который его к себе в чум принёс: «Тебе подарю очень дорогой подарок. С большим значением он будет. Слушай меня пастух! Утром, когда подарок увидишь, не заблудись умом в живом кустарнике. А какую пользу от моего подарка получишь - сам догадаешься». На другое утро пошёл пастух к оленям. А там где паслось его стадо, целый лес живых кустов качается. Смотрит пастух и у каждого оленя красивые рога выросли. Вот ведь как получилось: рогатыми олени стали. С тех пор у оленей защита появилась, они могут вступить в бой на защиту себя и с волком и с рысью… Давно это было.
Воспитатель: Скажите, что общего между сказкой П. Явтысыя и русскими народными сказками? (ответы воспитанников).
Воспитатель:Можно сделать вывод: есть общие черты, присущие фольклору разных народов.
Воспитатель:Зимнее холодное солнце идёт к закату, наступают сумерки, нам нужно торопиться вернуться домой. Лететь над тундрой очень интересно, так хочется побывать в безмолвной тишине тундры, прислушаться к жизни обитателей тундры. Давайте попросим экипаж приземлиться на несколько минут на полянке. Вот откуда-то вылетела стая птичек, и дружно исчезли с поля нашего зрения. Вот где-то пискнула мышь, и сразу в воздухе мелькнула чья-то тень. Это хозяйка северных просторов:
Воспитанник:
Полярная сова.
Как в тундре снег, белым - бела
Летит полярная сова.
Ей не страшны мороз, зима
И полночи беззвездной тьма.
Следят локаторы ушей
За перебежками мышей.
И видят их сквозь тьму глаза…
Сова-мышиная гроза.
Воспитатель:Посмотрите, вон за тем сугробом мелькнул серебристый хвост. Это же белый песец.
Воспитанник:
По тундре из конца в конец
Бежит встревоженный песец.
Бежит при солнце и впотьмах.
Песца не голод гонит-страх,
Ведь в тех местах, где он живёт,
Его опасность всюду ждёт.
Воспитатель:
Вы заметили, с какой любовью описывает поэт всё то, что его окружает? Ребята, мы тоже должны любить и беречь наш окружающий мир, ведь это наша родина, земля наших предков, которую мы должны ещё более совершенную оставить будущим поколениям. Наше путешествие заканчивается, и вертолёт берёт курс на посёлок Ныда. А чтобы дорога не казалось скучной, будем отгадывать загадки П. Явтысыя.
Воспитанник:
Лежит на земле белый камешек,
А внутри сердечко стучит(яйцо)
Из пуховой одежды мамы для детишек
Мягкая постелька постелена (гнездо)
Длинноухий модник-летом в сером кафтане бегает,
А зимой - белую одевает(заяц)
Она как снег, от солнца прячется,
А мышки-от неё (сова)
Не буквы, а написаны в строчку.
Без языка, а охотнику всё расскажут (следы зверей)
По речной глади деревянная уточка скользит.
Крыльями о воду бьёт, а взлететь не может (лодка)
Черный чум три месяца в тундре стоит,
А румяный хозяин тундры за ледовитым океаном кочует (полярная ночь и солнце)
Ночь со сковородки блин в речку уронила, а он не тонет (отражение луны)
С неба летит-пляшет,
Всё, что есть в тундре прячет (снег)
С молчаливым молчит, с крикуном - кричит,
А самого не увидишь (эхо)
Лежит на кочках кусочки янтаря,
В рот положишь-тут же растают(морошка)
Воспитатель:Вот ребята, мы с вами познакомились с ещё одним жанром произведений П. Явтысыя - загадками. Какими красивыми словами описывает поэт явления северной природы, как красочно звучат загадки и стихи о растениях нашего края.
Воспитанник:
Легенда о морошке.
Девушка-Заря, склоняя взор,
Вышивала бисером узор
После долгой ледяной зимы
Украшала девичьи пимы…
Как-то ветер прилетел во мгле
И рассыпал бисер по земле!
С той поры далекой поутру,
Косы распуская на ветру,
Девушка-Заря по тундре ходит,
Бисер свой по бусинке находит.
На болотных кочках, у дорожки
Ягодки душистые морошки,
Как живые капля янтаря,
Собирает Девушка-Заря.
Воспитатель:Вот таким красивым стихотворением мы завершаем наше путешествие. Всего доброго. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие-путешествие "Весёлый экспресс"
Это вводное занятие для воспитанников первого года обучения творческого объединения «Вдохновение»...
Логопедическое занятие "Путешествие в зимний лес"
Занятие с элементами логоритмики для детей старшего дошкольноо возраста. Целью занятия является использование оздоравливающего образовательного пространства, полноценного для речевог...
Занятие- путешествие "Путешествие в танцевальные фантазии"
Презентация занятия в детском обединении "Народный танец" для детей с ограниченными возможностями здоровья....
Итоговое занятие "Путешествие в страну Знаний"
С каждым годом возрастает количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Наиболее удачной формой работы по профилактике и коррекции речевых нарушений в детском саду комбинированного вида счита...
Занятие «Путешествие по стране «Хорео - Графия»» из цикла занятий по истории хореографического искусства (программа «Мир танца»).
Занятие построено в форме путешествия с использованием ИКТ. Применение указанных технологий в дополнительном образовании существенно облегчает процесс преподавания учебного ма...
Конспект вводного занятия - путешествия "Путешествие по океану "Друзья природы"
Конспект занятия для воспитанников первого года обучения (младшего школьного возраста) по программе "Друзья природы". Цель занятия - познакомить воспитанников с главными темами учебной программы...
Конспект занятия по самоподготовке. «Занятие – путешествие в страну Почемучек».
Цель:Формирование положительной мотивации к учебной деятельности, используя игровые методы обучения.Задачи: 1. Обучение воспитанников умению организовать свой труд.2....