ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
проект по краеведению на тему

Проектное задание.Работа выполнена совместно с Рублевской Ларисой Владимировной учителем русского языка и литературы, Васильевой Людмилой Евгеньевной учителем русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2_3_2.docx53.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ГПО «Ленинградский областной институт образования»

Факультет менеджмента Кафедра педагогики и психологии

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

    КПК: «Государственно-общественное управление общеобразовательной                организацией в условиях введения профессионального стандарта педагога»

           Выполнили:            Рублевская Лариса Владимировна,  

                                  учитель русского языка и литературы,

Васильева Людмила Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы,

Тюбина-Москвина Инна Михайловна,

учитель истории и обществознания

 

 

 

МОУ «СОШ № 6»

Тихвинский район

Введение.

Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нём живет - значит, укрепить основы государственности. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Система гражданско-патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями. Создание системы гражданско-патриотического воспитания предполагает совместную деятельность школы с учреждениями дополнительного образования, военно-патриотическими клубами, школьными музеями, Советом ветеранов и другими организациями города по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания.

Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

 Цель проекта

Формирование и развитие социально активной личности с чувством национального самосознания и осознанной гражданской позиции на базе школьного музея боевой славы для возрождения и развития семейных, человеческих и социально-значимых ценностей.

Задачи

• Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей.

• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями.

• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.

• Привлечение к сотрудничеству других организаций, ставящих перед собой сходные цели.

• Увеличение музейной аудитории за счет реализации проекта.

Социальная направленность

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

  Актуальность

Чем дальше в будущее смотрим,

 тем больше прошлым дорожим

        Особенно актуальной сегодня становится проблема памяти поколений и сохранения традиций. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого нашей Родины. Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества,  подрастающего поколения.  Проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура нравственности. Тревожит незначительный интерес к истории Отчизны, непонимание её закономерностей, схематических представлений о прошлом, углубляются противоречия между старшим и молодым поколениями. Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка.

Каждая экспозиции в музее представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Наш музей создан на основе материалов работы поисковых групп учащихся школы о воинах Советской Армии, о ветеранах Великой Отечественной войны. В школьном музее проводятся экскурсии обзорные и тематические, посвященные праздникам. Наибольший интерес школьников вызывают тематические экскурсии и часы мужества. Интерес,  несомненно, возникает от того, что люди, о которых рассказывают школьники-экскурсоводы, жили рядом, это родственники, соседи, это герои, чьими именами названы улицы нашего города.

Конкретные ожидаемые результаты.

Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков.

В школе достигнуты некоторые положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся при помощи музея истории родного края. Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе работы проекта, установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между школой и родителями.

Участники проекта

Администрация школы, учителя, учащиеся, родители, жители 1 микрорайона.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Основные стратегии:

1.Создание или обновление поисковой группы музея.

2. Изучение краеведческой литературы.

3. Сбор материалов и реставрация экспонатов.

4. Создание экспозиций, разделов музея.

5. Оформление интерьера музея.

6.Создание совета и актива музея.

7. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

8. Организация группы экскурсоводов

9. Создание летописи проекта.

10. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Рабочий план реализации проекта.

1

Создание или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея.

Открытие кружка «Колесо истории. Поиск». Введение операции «Поиск»,

2

Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея.

1.Школа вчера и сегодня

2.Из истории школы

3.Его гордое имя – УЧИТЕЛЬ

4.От праздника к празднику

5.Выпускники о родной школе

6.Есть такая профессия- Родину защищать

7.Выпускники-офицеры

8.Они выполняли интернациональный долг

9.Воины-контрактники

10.Дорогами памяти

11.Достойная смена

12.Этих дней не смолкнет слава

13.Тихвинский   район – фронту

14.Учителя-ветераны войны

15.«Я ушла из вагонной теплушки…»

16.Наши выпускники-медалисты

3

Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов.

4

Введение операции «Ветеран». 

5

Конкурс сочинений «Мои корни», рисунков «Древо жизни».

6

Создание кинолетописи проекта.

Система управления:

Основные методы работы, технологии (пути) реализации проекта:

- Поисковая деятельность;

- Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн и конфликтов;

- Экскурсии по музейным выставкам;

 - Музейные уроки;

- Уроки Мужества;

- Подготовка экскурсоводов, экскурсионная деятельность;

-Кружковая работа;

- Вахта памяти: шефство над ветеранами войны и труда; благоустройство памятников и захоронений на сельском кладбище воинам ВОВ;

- Диспуты, круглые столы;

- Оформление тематических выставок.

-Составление Книги Памяти.

 

 

Дальнейшее развитие проекта

Проект будет продолжаться и охватывать все большее количество учащихся. Дальнесрочные планы и мероприятия по развитию проекта:

  1. Организация и проведения конференции «Пусть поколения помнят»
  2. Вовлечение начальных классов в историко-краеведческое движение в соответствии с возрастом.

Музей – большой помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить школу, показывает, кем стали выпускники нашей школы. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся. Школьный музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Музей – это многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение музейных предметов.

В этом определении достаточно четко синтезированы культурологический (ценностно-охранительный) и педагогический (научно-методическая основа деятельности, направленная на знакомство и организацию передачи знания) аспекты:

- образовательная и воспитательная деятельность;

- просветительская деятельность;

- музейная среда.

В настоящее время разработаны единые подходы к музейной деятельности в школе:

- накопление и сохранение социальной информации;

- познание и передача знаний, традиций, представлений, эмоций;

Речь идет о единстве следующих направлений музейной и образовательной (учебной) сфер деятельности:

- познавательного, в основе которого лежит информация о предмете и сам реальный предмет.

Познавательное направление в музейном пространстве можно разделить на две составляющие: информирование (получение сведение о музее, его коллекциях или через музей и его коллекции) и образование (усвоение знаний в процессе музейной коммуникации на основе знакомства или изучения музейных предметов);

- творческого, направленного на создание качественно нового, более высокого интеллектуального уровня предмета (деятельности), которое состоит из наблюдения прошлого, познание существа проблемы, создания и проверки идеи «озарения», реализация этой идеи;

- коммуникативного, который актуализируется через диалог личности с идеалами и вечными ценностями культуры.

В школьных музеях проходят встречи с местными жителями – ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др. На базе школьных музеев успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции. Как правило, вокруг музеев формируются школьный взрослый актив, создаются органы самоуправления, совет музеев, совет содействия, секции, рабочие группы. При этом развиваются сотрудничества музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками и т.д.

С помощью специалистов актуализируются тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьного  музея  пополняются новыми материалами, отражающими мало изученные или забытые страницы региональной и местной истории.

Разнообразны и эффективны возможности музея в патриотическом, трудовом и нравственном воспитании учащихся, в развитии художественных вкусов, привитии навыков эстетической деятельности.

Дальнейшее развитие поучительного опыта взаимодействия, взаимодополнения школы и музея в деле формирования нового человека, его обучения и воспитания представляется нам особенно плодотворным на базе научно обоснованной системы «музей — школа». Эффективность работы такой системы будет тем выше, чем более заинтересованными, более взаимно требовательными окажутся оба этих воспитательных института.

 Формирование системы «музей — школа», для которой, на наш взгляд, созданы уже немалые предпосылки, — это качественно новый этап. Он потребует не только упрочения контактов между ними и органами управления народным образованием и культурой, обслуживающими их научными коллективами. Потребуется освоение других, в значительной степени новых направлений деятельности.

В сферу деятельности музея должны быть непременно включены все возрастные группы ребят, начиная с младших школьников. Как утверждают специалисты, именно в раннем детском возрасте наиболее активно формируются потребности, общая культура человека, в том числе и музейная культура. Значит, чем раньше в сферу воспитания ребенка включится музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем.

В работе с детьми всех возрастов оказываются эффективными, как показывает практика, специальные экспозиции и выставки, специальные детские музейные комнаты. Кстати, детские галереи — своеобразные музеи в музеях — уже существуют в разных странах мира. Важно, чтобы к этому делу наряду с музейными работниками были причастны педагоги, воспитатели.

Дифференцированный подход предполагает учет ситуации посещения музея: приходит ли школьник в музей один, с родителями, с товарищами, со школьной экскурсией. Для всякого такого случая важно иметь конкретные средства оптимизации процесса осмотра экспозиции, скажем, путеводители — с включением в них вопросов, заданий и т. п.

Наибольший эффект дает музейная работа со школьниками, организованная на основе цикловых форм: лекториев, клубов или кружков при музеях.

Музей – это многофункциональный институт социальной памяти, где реализуется общественная потребность в отборе, сохранении группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая передаче из поколения в поколение музейных предметов.

В школьном музее происходит обучение и воспитание, пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и материальной и духовной культуры народов. Подлинность музейной информации придает в полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Это обстоятельство особенно важно, когда речь идет о молодежи. Ведь школьник, подросток, юноша, вступающий в жизнь, более чем кто-нибудь другой нуждается в получении не только аргументированных, но и эмоционально-выразительных сведений.

Роль музея в школьном образовании.

-воспитательная

-образовательная

Примером может быть работа музея и школы по развитию краеведческого движения школьников. Будучи планомерной и систематической, эта работа развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя.

Значительно обогащают функциональное предназначение школ по образовательной и воспитательной деятельности конференции по краеведению, организуемые силами учителей и учащихся, экспедиционная работа со школьниками, которая пополняет музейные коллекции школ. Различные формы собирательской деятельности приводят в конце концов к созданию содержательного школьного музей.

В процессе формирования у школьников ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории особое место принадлежит школьному краеведению. Краеведение в школе - это действенная форма обогащения учащихся знаниями о своем родном крае, прекрасное средство воспитания наблюдательности, инициативы, любви и уважения к традициям своего народа. Систематические краеведческие наблюдения и исследования способствуют проявлениям чувства уважения к традициям своего народа, любви к родному краю. Во время систематических занятий в школьном музее происходит формирование мировоззрения, развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, развитие личности, способность к самоактуализации и самореализации.

В современных условиях роль школьных музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс. Духовно нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тем компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, её культурно-исторических традициях, достижениях лучших её представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанников с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея. Можно сказать о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно - познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.

Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково – собирательной работе, изучение и описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов, Аспект Пресс, Москва, 1999.

2. Баранова И. И., Дмитриев В. А. Задачи этнографического музея в свете материалов июньского /1983/ пленума ЦК КПСС //Научно-практическая многосторонняя конференция «Музей и этнографические проблемы современности», тезисы докладов, Л.,1984.

3. Кузьмина Е. Е. Роль музея в решении этнических проблем, Музей и этнология, отв. ред. Е. Л.Галкина, М.,1997.

4. Мазур Е. Идентичность: сознание – самосознание – образ я. Университетские исследования, 2010 http://uresearch.psu.ru/files/articles/179_26524.doc дата посл. обращения 17.09.2014

5. Марутян А. Т. Роль памяти в структуре национальной идентичности. Теоретические вопросы, Ереван, 2006, (на арм. яз.).

6. Мастеница Е. Г. Культурное наследие и музей в условиях современного мегаполиса // Музей XXIвека: взгляд в прошлое и будущее. Пермь,1999. http://www.pandia.ru/text/77/28/96233.php дата посл. обращения 20.09.2014

7. Музей. РМЭ http://museum.ru/rme/dictionary.asp?40

8. Музейное дело России, под ред. Каулен М.Е., М., 2010.

9. Музеи под открытым небом, Российская музейная энциклопедия (РМЭ), М.2001, с. 393.

10. Muzeum, ежеквартальный журнал ЮНЕСКО, издание на руссом языке, N 161, 1989.

11. Поправко Е. А. Музееведение, ВГУЭС, 2005. www.twirpx.com

12. Ривьер Ж. А. Эволюционное определение экомузея // MUSEUM,1985, № 148.

13. Сорокина Г. Г. Историко ̶ этнографический музей и социокультурные проблемы современного общества, Санкт-Петербург, 2006. Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии, на правах рукописи. http://www.ceninauku.ru/page_25379.htm дата посл. обращения 27.09. 2014.

14. Сотникова С. И. Музеология, М., 2012.

15. Станюкович Т. В. Этнографическая наука и музеи, Л., Наука, 1978.

16. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология, М., Аспект Пресс, 2009.

17. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/stef/12.php дата посл. обращения 14.09. 2014.

18. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела, М.,2005.

19. Экомузеи. РМЭ. museum.ru/rme/sci_eco.asp

20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис, М. 1996.

21. Этнографические музеи. Большая советская энциклопедия (БСЭ), т.28, с.500.

22. Этнографические музеи. РМЭ, http://museum.ru/rme/sci_etno.asp

23. Этнополитология. Тема 2. Этничность и этническая идентичность, 2. Содержание понятия «идентичность» http://nicbar.ru/etnopolitologia_02.htm дата посл. обращение 14.09.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей - хранитель народной памяти, центр гражданско-патриотического и нравственного воспитания учащихся

Статья о  деятельности  школьных музеях  Старооскольского городского округа. Школьный музей является не только хранителем народной памяти, но и центром гражданского и патриотического во...

Экскурсия в школьном музее "Колокола Памяти"

Материал экскурсии представлен в виде презентации. Возрастная категория детей и взрослых не обозначена....

Тема урока: «Связующая нить: урок в школьном музее» «Мы памятью тех озарены…»

laquo;Связующая нить: урок в школьном музее»Тема урока: «Мы памятью тех озарены…»Пояснительная записка. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисцип...

Урок в музее. Урок "Производство ткани". Конспект занятия в школьном музее "Русь народная".

В музее «Русь народная» были проведены учебные занятия по технологии для учащихся 5-х классов. Тема интерактивных занятий: «Получение пряжи и ткани. Ткачество». Данный конспект...

Сценарий экскурсии в школьный музей. «Чемодан памяти»

Расширение знаний школьников по истории страны, познакомить ребят с предметами солдатского быта;- воспитывать патриотизм и уважение к людям старшего поколения;- развивать эстетическое воспитание детей...