Урок кубановедения по теме "Дольмены"
план-конспект урока по краеведению (5 класс)

Литвиненко Людмила Геннадьевна

Технология личностно-ориентированного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dolmeny.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по кубановедению «Дольмены».

Личностно ориентированный урок  по кубановедению «Дольмены» разработан с использованием технологии доктора педагогических наук, Заслуженного учителя РФ Шогана Владимира Васильевича. В основе его технологии – создание учебного модуля, отражающего идеальную модель жизнедеятельности человека. Модуль – это движение учителя вместе с учащимися от микромодуля (части урока) к модулю урока, блока уроков, личностно- значимой теме – модулю. Основными компонентами урока при таком подходе становятся:

- микромодуль – мотивация;

- микромодуль – образ;

-микромодуль – анализ;

-микромодуль – действие;

- микромодуль – проповедь.

Мотивация, образ, анализ, действие, проповедь–вывод – что может быть естественнее в жизнедеятельности человека? Совокупность всех этих приемов и есть технология.

Тема урока:  Дольмены.

Цели:    Ознакомление учащихся с историей дольменов.

            Развитие творческих способностей, аналитического мышления.

           Воспитание  уважения к памяти предков.

Технология: личностно-ориентированный урок с использованием проектной технологии.

Ход урока.

  1. Микромодуль – мотивация.

Интригой на уроке является стихотворение Ирины Макаровой.

«Средь синих гор, где в неге дремлют облака,

Где пенье птиц и аромат цветов,

Пронзая мыслью расстоянья  и века,

Стоит Дольмен – посланье мудрецов.

В нем каждый атом знанием лучит,

И в унисон ему волна шумит,

И в дождь, и в зной, с мечтой одной

Стоит в горах Дольмен нетленный,

Чтоб передать любовь Вселенной!».

-Какие мысли возникли у тебя, слушая стихотворение? Автор назвал дольмен посланием мудрецов. А ты с ним согласен или хочешь поспорить? Как мы должны относиться к дольменам? Почему? Попробуем вместе ответить на эти вопросы, совершив путешествие в страну дольменов.

  1. Микромодуль – образ.

Учитель перевоплощается в экскурсовода, а дети в экскурсантов в ходе заочной экскурсии в Геленджик (просмотр видеофильма «Дольмены Геленджика»).

После окончания экскурсии дети пишут отзывы на разноцветных листочках: если экскурсия понравилась, ребята оценивают свои  впечатления на листочке желтого цвета; если остались равнодушными – используют листок фиолетового цвета.

  1. Микромодуль – анализ.

Анализ документов «Ученые о дольменах». Работа в группах.      

Задание: подобрать из источников характеристики дольменов, отразить их затем в творческом поэтическом и художественном проекте.

Историки.

Дольмены представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. В переводе с нижнебретонского языка само слово «дольмен» означает «каменный стол». Жившие на Западном Кавказе горские народы адыги (черкесы), считали дольмены священными сооружениями, почитали их и охраняли. Местные жители с давних времен не строят в этой области домов и ходят к дольменам лишь в крайних случаях, когда хотят попросить их о чем-то крайне важном. Здесь  не принято сомневаться: если желание сильное, искреннее и, главное, доброе, - оно непременно сбудется.

        Дольмены уникальны: нигде в мире не обнаружены памятники, которые были бы конструктивно близки и в то же время предшествовали кавказским. Первый дольмен был обнаружен близ местечка Геленджик в 1794 году академиком Петром Палласом, который путешествовал по окраинам Российского государства.

        Культура с сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья – от Таманского  полуострова до г. Очамчири и бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные  районы. Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов.

        Радиоуглеродный анализ показал, что Западно-Кавказские дольмены строились с 2700г. до н.э. по 1400 г. до н.э., т.е. дольменам от 4700 до 3400 лет (минимальный возраст).

        

        Археологи.

        Обычно дольмены подразделяют на четыре типа: плиточные, составные, корытообразные и монолиты. Плиточный монолит состоит из крышки и пола, состоящего из одной большой или нескольких более мелких (пяточных) плит; камера прямоугольная или трапециидальная. В боковых плитах имеются пазы, в которые входят абсолютно точно подогнанные задняя и передняя плиты. Передняя плита, обрамленная выступами боковых плит и нависающим козырьком, образует портал. Поскольку дольмены часто находились под курганными насыпями, эти же выступы ограждали оползание насыпи на переднюю плиту дольмена. Составные дольмены являются довольно редкими постройками. Они строились из отдельных блоков. Форма камеры: прямоугольная, трапециевидная, подковообразная, круглая и многогранная. Корытообразные дольмены встречаются довольно часто. В скале или огромной глыбе камня высекалось углубление, похожее на глубокое корыто, затем прикрывалось плитой сверху или опрокидывалось; делалось отверстие и портальные выступы. Дольмены-монолиты, целиком вытесанные из одной глыбы камня или в скале, встречаются очень редко.

        

        Аналитики.

        Отверстия дольменов закрывались каменными пробками – втулками фаллической формы весом до 150 кг. Форма втулок очень любопытна. Внешне она очень близка к форме ультразвуковых излучателей, применяющихся в современной технике для фокусирования ультразвукового потока. В древних излучателях главную роль играл состав породы, из которой изготовлялась втулка, и геометрия ее поверхности. Дольмены имеют совершенную форму и определенные математические пропорциональные соотношения внутренней камеры дольмена. Плиты весом от 3 до 30 тонн соединены пазами с точностью до миллиметра. Для постройки дольменов выбираются определенные породы песчаника и перемещаются порою за десятки километров. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит не допускала ни малейшей щели.  В настоящее время воспроизвести технологию постройки дольменов – в те сроки, в какие строили изначальные мегалиты – не представляется возможным.  При строительстве дольменов необходима была большая точность измерительных работ. Этот способ применялся при возведении Стоунхенджа, Великой Пирамиды и других массивных сооружений древности.

        

        Исследователи.

        Обнаружено, что мегалиты генерируют высокочастотные и электромагнитные волны. Их активность  возрастает на восходе и закате солнца, а также усиливается в переломные дни года – весенние и осенние равноденствия.

         В чем же причина данных явлений в мегалитах? Дольмены строились из кварцевого песчаника. Кварц создает акустические и электрические волны. Самовозбуждение кристаллов кварца в мегалитах происходит за счет постоянного распространения на Земле акустических волн и электрических разрядов. Они образуются от деформации земной коры, вызванной в результате тектонической деятельности, землетрясений, извержений вулканов и приливно-отливных влияний Солнца, Луны и других планет. Под воздействием электрического тока кристаллы кварца генерируют ультразвук. Дольмены не только генерируют ультразвук, но и излучают его направленно в виде луча, о чем свидетельствуют конструктивные особенности дольменов. Они представляют собой раструб, расширяющийся в направлении от задней стенки к передней.

        Дольмены строились на разломах в земной коре. В этих местах наблюдаются сильные энергетические потоки. У кавказских дольменов была еще одна важная функция – сигнализаторов и «успокоителей» приближающегося землетрясения.  Перед сильным подземным толчком растут напряжение в блоках горных пород, происходят так называемые форшоки (предварительные небольшие по силе землетрясения). Все это улавливается чувствительным  акустическим прибором – дольменом: он начинает гудеть. Старейшины объявляли тревогу, и жители окрестных селений выходили из домов на открытые места. Подчас  с землетрясением небольшой силы дольмен «справлялся» сам.

        

        Философы.

        Дольмены воздвигались в местах, где наблюдаются аномалии геомагнитных процессов. Исходя из теории Вернадского о ноосфере, рассматривающей планету как единый организм, любое место силы планетарного масштаба можно рассматривать как акупунктурную точку данного организма. Цели, которые стремились достичь древние мудрецы с помощью возводимых сооружений: гармонизация с окружающим миром и окружающего пространства, получение сокровенных знаний, передача или прием информационных потоков, обретение силы, просветления. Находясь внутри дольмена-резонатора, посвященный мог получать информацию с высших уровней Вселенского Разума, которая могла касаться не только прошлого, но и настоящего и будущего.

        Дольмены являются приемниками космической энергии, отражая звездную силовую конфигурацию. Эта конфигурация взаимосвязана с Землей энергетическими точками, в которых издревле строили храмы и находились культовые места. Таким образом, дольмен не просто обсерватория, но и храм, а все дольмены вместе (с другими мегалитическими постройками) образуют единую храмовую сеть, энергетическое тело Земли. Таким образом, их можно использовать как катализатор индивидуальных и групповых процессов человека. Адыги в начале века утверждали, что того, кто идет к «домам вечности», не будучи призванным богами, ждет страшная кара. Однако искренне

желающий воспользоваться мистической силой дольмена может при желании приобщиться к таинствам Вселенной, получит энергетическую помощь, ответы на выстраданные ответы. Верят, что энергетика дольменов способна пробудить дремлющие в человеке таланты и способности: это зоны соприкосновения и взаимодействия разных уровней бытия, где возможна встреча с самим собой, ведущая к единению с Землей, человечеством, Вселенной.

  1. Микромодуль – действие.

        Дети рисуют рисунки по теме (можно заготовки сделать заранее). Работы вывешиваются на доске. Коллективно готовится художественный  проект «Долина дольменов».

  1. Микромодуль-проповедь.

- Представим себе, что мы пришли к своим предкам в долину дольменов. Как мы себя здесь поведем? (Высказывания детей).

- Сегодня наблюдается коммерциализация дольменов. Как вы оцениваете то, что за посещение дольменов берут деньги?

- Сегодня люди придумали дольменам разные имена: Солнечный, Лунный, дольмен Любви, Нежности,  Силы Духа, Сердце Матери, Тор. Поделитесь своими мыслями по этому поводу.

        -Дольмены были забыты тысячелетиями. И только сейчас люди вновь пытаются постичь их предназначение. Хотя многие народы в своих легендах раскрывали суть этих сооружений. Мегрелы, например, называли их «домами великанов», казаки – «богатырскими хатами», адыги сохранили легенды о том, что дольмены построили великаны для карликов. Великаны духа построили дольмены для карликов духа. Какая удивительная прозорливость! Сейчас в каждом человеке живет этот карлик – карлик сомнения, неверия, эгоизма, и от каждого человека зависит решение – остаться карликом или стать великаном. Выбор за вами!

        После посещения дольменов многие отмечают, что они ощутили там мир и покой. И, наверное, это и есть высшая оценка этим местам: они дают нам состояние Мира – то, к чему стремятся все религии. Следующая ступень – увеличение осознанности, понимания жизни на пути к Мудрости.

-Прослушивание стихотворения «Дольмен Силы Духа». 

Поделитесь своими мыслями и чувствами.

«Окружают меня тишина и покой.

В ритме каждого дня сохранен ритм земной.

Для Вселенной твой век лишь минута одна.

Ты живешь, Человек, в ритме нового дня.

Много сделал вреда на Земле твой собрат.

Все исправить сполна люди мира спешат.

Наша помощь нужна, наши знанья, советы.

Мы подскажем их вам, чтоб летели по свету,

Как дыханье весны, как любви озаренье,

Как прекрасные сны – голубые виденья.

Мы их в жизнь претворим, и воскреснет планета.

В ясном свете зари для Любви и для Света».

-Написание детьми синквейма по теме.

Например:

«Дольмен

Таинственный, совершенный.

Хранит, зовет, просвещает.

Послание мудрецов – опыт предков.

Познаю».

- Домашнее задание.

 Напишите эссе: «На уроке я понял, что…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку кубановедения на тему "Музеи Краснодара"

Презентация к уроку кубановедения на тему "Музеи Краснодара"...

Презентация к уроку кубановедения "Сафари - парк в г.Геленджике"

Презентация к уроку кубановедения на тему "Сафари - парк в г.Геленджике"...

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС

Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...