Методическая разработка к уроку кубановедения "Нагайцы на Кубани"_6 класс
методическая разработка по краеведению (6 класс) на тему
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок – практикум
Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа в группах, самостоятельная работа.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технологии, используемые при проведении урока:
1. Элементы технологии проблемного обучения
2. Элементы технологии РКМ (развитие критического мышления)
3. Информационно-коммуникационные технологии
4. Игровые технологии
5. Здоровьесберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_6_klasse_na_temu_nogaytsy_na_kubani.docx | 82.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока кубановедения в 6 классе на тему: «Ногайцы на Кубани»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Познакомить учащихся с кочевыми ногайскими племенами, появившимися на Кубани в конце XV века.
Задачи:
1. Обучающая: дать представление о тюркоязычных ногайских племенах, проживавших на территории родного края в конце XV – начале XVII веков.
2. Развивающая: продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа различных источников информации осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.
3. Воспитательная: привитие интереса к отечественному многонациональному, неделимому культурному и духовному наследию родного края, его сохранению и приумножению; воспитание бережного отношения к историческому прошлому Кубани.
Формирование УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы
Коммуникативные: умение слушать, сотрудничать с одноклассниками, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с терминами.
Основные понятия:
Улус – территориальная единица.
Мурзы - верховные правители улусов.
Беи - второстепенные феодальные владетели.
Ахуны - мусульманское духовенство.
Уездени - третьестепенные владетели.
Чагары - зависимые крестьяне.
Оборудование: интерактивный комплекс, презентация к уроку, раздаточный материал (Приложения); атлас «История Кубани», учебник Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов. Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2010 г.,
ХОД УРОКА:
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организация детей к уроку | Вступительное слово Проверка отсутствующих. |
| Коммуникативные действия - настроить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; - корректировать поведения |
Актуализация опорных знаний по ранее изученному материалу (проверка домашнего задания) | Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с племенами адыгов. А сейчас проверим ваши знания. Решим тест: Оцените утверждения и поставьте в соответствующем квадрате значок «+» или «-». 1.Жанеевцы проживали в нижнем течении Кубани. Верно Неверно Ответ учащихся: Верно. Жанеевцы проживали в нижнем течении Кубани 2. В предгорьях и горах получила распространение подсе́чно-огнево́е земледе́лие, на равнине-подсечная система земледелия. (Неверно). Верно Неверно Ответ учащихся: Неверно. В предгорьях и горах получила распространение подсечная система земледелия. 3. Основным занятием крестьян было наездничество - набеги с целью захвата пленных и имущества. (Неверно) Верно Неверно Ответ учащихся: Неверно. Основным занятием крестьян было земледелие. 4. Знатные адыги строили дома из дерева и соломы. Считалось, что возведение дома с крепкими стенами выдаёт человека малодушного и трусливого. (Верно) Верно Неверно Ответ учащихся: Верно. Чем тоньше стены, тем больше уважение к знатному адыгу. 5. Пши распоряжались не только своей родовой землей, но и общинной, раздавая её подвластным жителям. (Верно). Верно Неверно Ответ учащихся: Верно. Пши могли распоряжаться не только своей родовой землей, но и общинной. Обменяйтесь заданиями и оцените работу друг друга. Правильные ответы и критерии вы увидите на слайде. | Закрепление полученных знаний. | Регулятивные: - планирование последовательности деятельности, прогнозировать её результаты; - контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности; Коммуникативные: -умение аргументировать свое мнение; Познавательные -формирование перерабатывать, систематизировать информацию. |
Постановка учебной задачи | Постановка проблемного вопроса: Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о народах, проживавших на Кубани. От названия этого народа произошло название плётки у казаков. О каком народе пойдёт речь? Сформулируйте тему нашего урока. Послушайте краткую информацию, вспомните название Темы 8 попробуйте определить, какой временной отрезок будет охвачен и сформулируйте цель нашего урока: Ногайцы — один из народов, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. — XIII в. н. э. (саки, сарматы, гунны, усуни, канглы, кенегесы, асы, кыпчаки, уйгуры, аргыны, найманы, кереиты, кунграты, мангыты и др.). Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногайцы оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде. Первые сведения о появлении ногайцев в степях Северного Кавказа относятся к концу XV века. В XVIIвеке они были вытеснены на правый берег Волги калмыками. - Кто такие ногаи? ( потомки различных тюркских и монгольских племен, входивших в улус золотоордынского темника Ногая ). - Племя – это? (объединения родов ) -Ислам – Это? (мировая религия, вера в Аллаха). Перед вами надписи: ногаи - потомки различных тюркских и монгольских племен, входивших в улус золотоордынского темника Ногая; род - коллектив родственников; племя – объединения родов; ислам – мировая религия, вера в Аллаха. | Работа по карте Ответ на проблемный вопрос - ногайка - НОГАЙЦЫ - Ногайцы на Кубани. (Народы Кубани в XVI в.) Познакомиться с ногайскими племенами, проживавшими на территории нашего края в конце XV – начале XVII веков. | Предметные цели: - формирование у учащихся конкретных знаний Регулятивные: - волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий). Познавательные: - умение строить логическую цепь рассуждения Коммуникативные: - владение всеми видами деятельности; - умение аргументировать свое мнение; |
Открытие нового знания | Учитель. Достаточно ли нам полученных знаний о ногайцах, хотелось бы вам узнать о них больше? Работа в группах: Давайте самостоятельно разделимся на группы, работаем с содержанием § 20 стр. 95-97 и дополнительным материалом (Приложение 2) ответим на следующие вопросы: 1 группа - происхождение нагайцев, ногайцы в степях Северного Кавказа 2 группа - ногайское кочевье, занятие населения 3 группа - об общественной структуре у ногайцев; 4 группа - расскажет о том, какую религию исповедовали ногайцы и о её роли в жизни ногайского общества.
| Фронтальный опрос Задача детей в группах – прочитать чем занимались ногайцы, во что верили, что представляла собой общественная структура ногайцев. Записать главное их в свой «Исследовательский лист» (Приложение 1), доказать выдержками из текстов. Самостоятельная работа групп. Группы презентуют свои разделы исследовательского листа, остальные группы во время презентации заполняют, разделы листа, относящиеся к вопросам, выступающей группы: 1.Возникновение названия «ногайцы» связано с именем золотоордынского хана Ногая. Ногайская орда выделилась из Золотой орды к началу XV века, став самостоятельным феодальным государством, занимая территорию от Северного Прикаспия и Приаралья до Туры и Камы и от Волги до Иртыша. Основное население:кочевые тюркские и монгольские племена:уйгуры, уйсуны,найманы,керейты, кыпчаки,болгары Появление ногайцев в степях Северного Кавказа в конце XV века. В XVIIвеке они были вытеснены на правый берег Волги калмыками. Признав власть крымского хана, образовали разрозненные улусные объединения, рассеянные по степям от Дуная до Кубани и Терека: Орда Едисан, Орда Едишкуль, Орда Джембойлук, Буджакская Орда 2. Ногайцы – народ кочевой, живут в войлочных кибитках, которые перевозят на телегах. Основным занятием ногайцев было: кочевое скотоводство, рыболовство, охотой коневодство, изготовление сукна, обработка кожи. 3. Орда делилась на улусы. Во главе улусов стояли мурзы(князья). Общественная структура: Мурзы- беи- уздени- свободные крестьяне- чагары- рабы (ясыри). 4. Ногайцы исповедовали ислам. Мусульманское духовенство относилось к привилегированным слоям общества | Познавательные: -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; - подведение под понятие; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; - достижение договоренностей и согласование общего решения в группах. |
Валеологическая минутка (двигательная) | Под музыку дети выполняют комплекс упражнений «Физминутка «Веселый танец» | ||
Первичное закрепление | Индивидуальная работа: Задания № 1, № 2, № 3, №4 (Приложение 3) | Обменяйтесь заданиями и оцените работу друг друга. Правильные ответы и критерии вы увидите на слайде. | Регулятивные: - волевая саморегуляция; - самоконтроль. Познавательные: - выполнение логических операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий. Коммуникативные - осуществлять контроль; |
Рефлексия | 1. Рефлексия содержания уч.материала: Работаем с контурной картой. Нанесём на контурную карту места расселения ногайцев (№5 рабочая тетрадь стр. 48.) - Услышав и прочитав о ногайцах на Кубани, предлагаю ответить, верны или неверны данные утверждения, если верно савим - неверно- знак «-» 1. Жили ногайцы в войлочных кибитках, которые перевозили на больших телегах. (Верно). 2. Ногайцы занимались земледелием и коневодством, поэтому у них было постоянное место жительства. (Неверно). 3. Во главе улусов стояли чагары, которые представляли служилое сословие. (Неверно). 4. К низшим слоям населения относились крестьяне-скотоводы, крепостные и рабы. (Верно). Проверим: - - 2.Саморефлексия учащихся: Выскажите свое мнение: Сегодня я узнал … Было интересно… Было трудным для меня … Меня удивило…. Я выполнял… Я смог… Я попробую… Мне захотелось… | Познавательные: -контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные - формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. | |
Подведение итогов | Заключительное слово Учитель фиксирует на доске ответы детей. Результатом работы является вывод: Сегодня я узнал о том, где проживали ногайцы. Было трудным для меня запомнить кто такие мурзы, уздени, чагары. Меня удивило то, что ногайцы из войлока делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры…..и т.д. | ||
Домашнее задание (1 мин.) |
| Записывают домашнее задание в дневники. |
Приложение 1
Происхождение нагайцев | Ногайцы на Кубани | Ногайское кочевье, занятие населения | Общественная структуре у ногайцев | Религия ногайцев и о её роль в жизни ногайского общества |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ
Приложение 2
Дополнительный материал для учащихся:
1 группа.
Ногайцы — один из народов, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. — XIII в. н. э. (саки, сарматы, гунны, усуни, канглы, кенегесы, асы, кыпчаки, уйгуры, аргыны, найманы, кереиты, кунграты, мангыты и др.). Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногайцы оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде. В 1550-х гг. правобережье р. Кубани стало составной частью Крымского ханства, к тому времени окончательно попавшего в зависимость от Турции. Заселено оно было ногайцами - потомками тюркско-монгольских племен, входивших когда-то в Золотую Орду. С распадом Золотой Орды на рубеже XIV и XV вв. из нее мы делилась Ногайская Орда, получившая свое название по имени золотоордынского темника Ногая. С присоединением Казанского и Астраханского ханств к Русскому государству Ногайская Орда распалась на ряд улусов, т. е. самостоятельных родо-племенных объединений, одно из которых под названием Малая Ногайская Орда, или Казыев-улус (основателем его был Казы-мурза), поселилось на степных просторах Прикубанья. К XVII в. Малая Ногайская Орда распалась еще на ряд самостоятельных орд - Буджакскую, Едичкульскую, Едисанскую, Джембойлуковскую и другие.
Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногайцы оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде. В 1550-х гг. правобережье р. Кубани стало составной частью Крымского ханства, к тому времени окончательно попавшего в зависимость от Турции. Заселено оно было ногайцами - потомками тюркско-монгольских племен, входивших когда-то в Золотую Орду. С распадом Золотой Орды на рубеже XIV и XV вв. из нее мы делилась Ногайская Орда, получившая свое название по имени золотоордынского темника Ногая. С присоединением Казанского и Астраханского ханств к Русскому государству Ногайская Орда распалась на ряд улусов, т. е. самостоятельных родо-племенных объединений, одно из которых под названием Малая Ногайская Орда, или Казыев-улус (основателем его был Казы-мурза), поселилось на степных просторах Прикубанья. К XVII в. Малая Ногайская Орда распалась еще на ряд самостоятельных орд - Буджакскую, Едичкульскую, Едисанскую, Джембойлуковскую и другие.
2 группа
Ногайцы занимались кочевым и отгонным скотоводством (овцы, козы, крупный рогатый скот), коневодством, в, поэтому все время передвигались и не имели постоянного места жительства. Жили они в войлочных кибитках, которые перевозили на больших телегах. Главным мерилом их богатства являлся скот. Самые знатные имели по нескольку тысяч голов лошадей, коров и овец. Занимались также охотой и рыболовством. Охотой ногайцы промышляли круглый год, и это пополняло их продовольственные запасы, особенно зимой. Отсутствие поселков и городов явилось одной из причин слабого развития у них технических ремесел. Из ремёсел были развиты изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбабаши. Они производили луки, стрелы, седла, повозки, телеги. Более развитыми у них были домашние промыслы, основанные на животноводческом сырье. Хозяйство ногайцев было преимущественно натуральным; все, что производилось в кочевых аулах, здесь же в основном и потреблялось. В то же время ногайцы вывозили за пределы Кубани немалое количество скота, получая за это железо, соль, зерно от русских купцов.
3 группа
У ногайцев этого времени были еще сильны родо-племенные отношения. Во главе орд стояла выделившаяся из родо-племенной верхушки знать (султаны, мурзы и др.). Степная аристократия ведала всеми делами ногайцев, начиная от определения мест для кочевий и заканчивая разрешением внутрисемейных споров. Она была практическим хозяином пастбищ, степных рек и простых крестьян-кочевников, которые безоговорочно подчинялись ей. Орды делились на поколения, поколения - на аулы, аулы - на казаны (семьи). Значительную прослойку ногайской знати составляло мусульманское духовенство - ахуны, кадии и др. Они разбирали судебные дела, осуществляли необходимые религиозные обряды на свадьбах, похоронах и т. д., получая за это соответствующее вознаграждение. К низшим слоям населения относились крестьяне-скотоводы, крепостные и рабы. Кочевники-скотоводы формально были свободными людьми, но фактически, в силу сословной и экономической зависимости от знати, их свобода была ограниченной. Частые голодные годы, бескормица, эпидемии приводили к обнищанию значительной массы крестьян, которых называли байгушами, т. е. неимущими. Крестьяне, которые попадали не только в экономическую, по и в личную зависимость от своих богатых и знатных соплеменников, назывались чагарами, т. е. зависимыми. Самыми же бесправными людьми были ясыри, т. е. рабы. Они являлись по сути дела живой вещью хозяина, с которой он мог сделать что угодно: продать, обменять или даже убить.
4 группа.
Исла́м— монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия.
Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман.
Ногайцы исповедовали ислам. Ислам стал проникать на территорию проживания кочевых тюркских племен-предков ногайцев, видимо, еще с Х-ХI вв. Массовая же их исламизация началась в Золотой Орде с официальным введением ханом Узбеком мусульманства в качестве государственной религии в 1312 году. В XV веке у ногайских племен уже довольно прочно утвердился ислам, который оказал огромное влияние на их духовную культуру.
Приложение 3
Задание № 1
Переставить буквы в словах так, чтобы получились названия основных ногайских племён:
НЙАНАМЫ- _____________________ (найманы).
ИПЧАЫКК - _____________________ (кыпчакы).
АГОЛБРЫ_______________________ (болгары).
СУЙЫНУ-_______________________ (уйсуны).
Задание № 2
Выстроить (пронумеровать) общественную структуру ногайцев: от высшего лица к социальной группе, занимающей, самое унизительное положение в обществе.
- 1. Беи 2. Свободные крестьяне – скотоводы 3.Чагары 4. Узден 5. Мурзы 6. Рабы 7. Хан
Ответ: 7, 5, 1, 4, 2, 3 ,6.
Задание № 3
1 | Беи | А | Крепостные крестьяне |
2 | Чагары | Б | Третьестепенные владетели |
3 | Уздени | В | Рабы |
4 | Ясыри | Г | Второстепенные владетели |
1 | 2 | 3 | 4 |
Г | А | Б | В |
Задание № 4
Отметить верные утверждения.
- Ногайцы исповедовали ислам.
- Духовенство не относилось к привилегированным слоям общества.
- Занятия религиозными обрядами не приносило весомых доходов духовенству.
- Ногайское духовенство имело значительные стада скота и крепостных крестьян.
- За совершение свадебных или похоронных обрядов ногайцы жертвовали в пользу
священников четвёртую часть средств, предназначенных на данные мероприятия.
Ответ: № 1,4,5
Список использованной литературы
- Трёхбратов Б.А. и др. Кубановедение: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2010.
- Поурочное планирование к учебнику кубановедения. 6 класс. Н.Ю. Голикова, О.Ю. Морозова, А.А. Прядущенко. – Краснодар: Традиция,2012.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1. Конспект урока кубановедения в 6 классе на тему: «Ногайцы на Кубани», учителя кубановедения Пошивач Натальи Михайловны, МБОУ СОШ села Экономического муниципального образования Крымского района Краснодарского края.
2. http://www.kazaks.net/istoriya-kubani-s-drevneyshih-vremen-do-kontsa-xix-v/glava-ii-kuban-1563/3-nogaytsy-i-1569/
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ислам
4.http://www.odnoselchane.ru/?sect=2466
5. Физминутка «Веселый танец», учителя МБОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР Анатольевой Эльвиры Васильевны http://pedsovet.su/ns/47682
Конспект урока по кубановедению
в 6 классе
Ногайцы на Кубани
(конспект урока по кубановедению 6 классе)
подготовила
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку английского языка в 7 классе "Environmental Protection\'\'.
Методическая разработка к уроку английского языка в 7 классе "Environmental Protection\'\'....
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...
Методическая разработка открытого урока по математике для 5 класса. Тема урока "Среднее арифметическое"
Тип урока: изучение нового материала (первый из пяти по данной теме).Цель урока: создание условий для формирования понятия среднего ...
Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ развивать умение применять знан...
Методическая разработка. Конспект урока и презентация для 6 класса. Тема урока "Цветок ,его значение и строение .Соцветия "
Конспект урока и презентация используются на уроках биологии в 6 классе. Данная разработка урока позволяет активизировать учебную деятельность учащихся, повысить эмоциональность восприятия. Испо...