Методическая разработка к уроку кубановедения "Нагайцы на Кубани"_6 класс
методическая разработка по краеведению (6 класс) на тему

Мурзина Ольга Алексеевна

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок – практикум

Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа в группах, самостоятельная работа.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технологии, используемые при проведении урока:

1.  Элементы технологии проблемного обучения

2.  Элементы технологии РКМ (развитие критического мышления)

3.  Информационно-коммуникационные технологии

4.  Игровые технологии

5.  Здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_6_klasse_na_temu_nogaytsy_na_kubani.docx82.66 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект урока кубановедения в 6 классе                                                                на  тему: «Ногайцы на Кубани»          

Тип урока:  комбинированный.

Цель урока: Познакомить учащихся с кочевыми ногайскими племенами, появившимися на Кубани в конце XV века.

Задачи:       

     1. Обучающая: дать представление  о тюркоязычных  ногайских племенах, проживавших на территории родного края в конце XV – начале XVII веков.

    2.  Развивающая: продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа различных источников информации осмысливать процессы, события и явления  в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

     3. Воспитательная: привитие интереса к отечественному многонациональному, неделимому культурному и духовному наследию родного края, его сохранению и приумножению; воспитание бережного отношения к историческому прошлому Кубани.

Формирование УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные:  умение слушать, сотрудничать с одноклассниками, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работа с терминами.

Основные понятия:

 Улус – территориальная единица.

Мурзы -  верховные правители улусов.

Беи - второстепенные феодальные владетели.

Ахуны - мусульманское духовенство.

Уездени - третьестепенные владетели.

Чагары - зависимые крестьяне.

Оборудование: интерактивный  комплекс, презентация к уроку, раздаточный материал (Приложения); атлас «История Кубани», учебник                Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов. Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2010 г.,


ХОД УРОКА:

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организация детей к уроку

Вступительное слово

Проверка отсутствующих.

 

Коммуникативные действия 

- настроить

продуктивное

взаимодействие  со

сверстниками и

взрослыми в процессе

коллективной

деятельности;

- корректировать

поведения

Актуализация опорных знаний по ранее изученному материалу (проверка домашнего задания)

Учитель. На прошлом уроке мы  познакомились с племенами адыгов. А  сейчас проверим ваши знания.  

Решим тест: Оцените утверждения и поставьте в соответствующем квадрате значок «+» или  «-».

1.Жанеевцы проживали в нижнем течении Кубани.  

Верно                Неверно

Ответ  учащихся: Верно. Жанеевцы проживали в нижнем течении Кубани

2. В предгорьях и горах получила распространение подсе́чно-огнево́е земледе́лие, на равнине-подсечная система земледелия. (Неверно).

Верно                     Неверно

Ответ  учащихся: Неверно. В предгорьях и горах получила распространение  подсечная система земледелия.

3. Основным занятием крестьян было наездничество - набеги с целью захвата пленных и имущества. (Неверно)

   Верно                 Неверно

Ответ  учащихся: Неверно. Основным занятием крестьян было земледелие.

4. Знатные адыги строили дома из дерева и соломы. Считалось, что возведение дома с крепкими стенами выдаёт человека малодушного и трусливого. (Верно)

Верно                 Неверно

Ответ  учащихся: Верно. Чем тоньше стены, тем больше уважение к знатному адыгу.

5. Пши распоряжались не только своей родовой землей, но и общинной, раздавая её подвластным жителям. (Верно).

   Верно             Неверно

Ответ  учащихся: Верно. Пши  могли распоряжаться не только своей родовой землей, но и общинной.

Обменяйтесь заданиями и  оцените работу друг друга.  Правильные ответы и критерии  вы увидите на слайде.

Закрепление полученных знаний.

Регулятивные:

- планирование

последовательности

деятельности,

прогнозировать её  

результаты;

- контроль и

оценка достигнутых

результатов своей и чужой

деятельности;

Коммуникативные:

 -умение аргументировать свое

мнение;

Познавательные

-формирование  перерабатывать,

систематизировать

информацию.

Постановка учебной задачи

Постановка проблемного вопроса:

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о народах, проживавших на Кубани.  От названия этого народа произошло название плётки у казаков. О каком народе пойдёт речь?

Сформулируйте  тему  нашего  урока.

Послушайте краткую информацию, вспомните название Темы 8 попробуйте определить, какой временной отрезок будет охвачен и сформулируйте цель нашего урока:

Ногайцы — один из народов, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в.  до  н. э. — XIII в. н. э. (саки, сарматы, гунны, усуни, канглы, кенегесы, асы, кыпчаки, уйгуры, аргыны, найманы, кереиты, кунграты, мангыты и др.). Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногайцы оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде. Первые сведения о появлении ногайцев в степях Северного Кавказа относятся к концу XV века. В XVIIвеке они были вытеснены на правый берег Волги калмыками.

- Кто такие ногаи?  ( потомки различных тюркских и монгольских племен, входивших в улус золотоордынского темника Ногая  ).
– Род это -?
( коллектив родственников )

-  Племя – это? (объединения родов )

  -Ислам – Это? (мировая религия, вера в Аллаха).

 Перед вами надписи:  ногаи - потомки различных тюркских и монгольских племен, входивших в улус золотоордынского темника Ногая; род - коллектив родственников; племя – объединения родов; ислам – мировая религия, вера в Аллаха.

Работа  по карте

Ответ на проблемный  вопрос

- ногайка 

- НОГАЙЦЫ

- Ногайцы на Кубани. 

(Народы Кубани в XVI в.)

Познакомиться с ногайскими племенами, проживавшими на территории нашего края в конце XV – начале XVII веков.

Предметные цели:

- формирование у учащихся

конкретных знаний

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

(способность к

преодолению препятствий).

Познавательные:

-  умение строить логическую

цепь рассуждения

Коммуникативные:

- владение всеми видами деятельности;  

-  умение аргументировать свое мнение;

Открытие нового знания

Учитель. Достаточно ли нам полученных знаний о ногайцах, хотелось бы вам узнать о них больше?

Работа в группах:

Давайте самостоятельно разделимся  на  группы, работаем с содержанием § 20  

 стр. 95-97 и дополнительным материалом (Приложение 2) ответим на следующие вопросы:

 1 группа -  происхождение нагайцев, ногайцы в степях Северного Кавказа

2 группа - ногайское кочевье,

занятие населения

 3 группа -  об общественной структуре                   у ногайцев;

 4  группа -  расскажет о том, какую религию исповедовали ногайцы и  о её роли в жизни ногайского общества.

 

Фронтальный  опрос

Задача  детей в группах – прочитать  чем занимались ногайцы, во что верили, что представляла собой общественная структура  ногайцев.  Записать главное их  в свой  «Исследовательский  лист» (Приложение 1), доказать  выдержками из текстов.

Самостоятельная работа групп.

Группы презентуют свои разделы исследовательского листа, остальные группы во время презентации заполняют, разделы листа, относящиеся к вопросам, выступающей группы:

1.Возникновение названия «ногайцы» связано с именем золотоордынского хана Ногая. Ногайская орда выделилась из Золотой орды к началу  XV века, став самостоятельным феодальным государством, занимая территорию от Северного Прикаспия и Приаралья до Туры и Камы и от Волги до Иртыша. Основное население:кочевые тюркские и монгольские племена:уйгуры, уйсуны,найманы,керейты,  кыпчаки,болгары Появление ногайцев в степях Северного Кавказа в конце  XV века. В XVIIвеке они были вытеснены на правый берег Волги калмыками. Признав власть крымского хана, образовали разрозненные улусные объединения, рассеянные по степям от Дуная до Кубани и Терека: Орда Едисан, Орда Едишкуль, Орда Джембойлук, Буджакская Орда

  2. Ногайцы – народ кочевой, живут в войлочных кибитках, которые перевозят на телегах. Основным занятием ногайцев было: кочевое скотоводство, рыболовство, охотой  коневодство, изготовление сукна, обработка кожи.

3. Орда делилась на улусы. Во главе улусов стояли мурзы(князья).

Общественная структура: Мурзы- беи- уздени-  свободные крестьяне- чагары- рабы (ясыри).

4. Ногайцы исповедовали ислам. Мусульманское духовенство относилось к привилегированным слоям общества

Познавательные:

 -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

- подведение под понятие;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  

– адекватное использование речевых средств для

решения коммуникационных задач;

- достижение договоренностей и согласование

общего решения  в  группах.

Валеологическая минутка (двигательная)

Под музыку дети выполняют комплекс упражнений «Физминутка «Веселый танец»

http://pedsovet.su/ns/47682

Первичное  закрепление  

Индивидуальная работа:

 Задания № 1, № 2, № 3, №4 (Приложение 3)

   Обменяйтесь заданиями и  оцените работу друг друга.  Правильные ответы и критерии  вы увидите на слайде.

Регулятивные:

 - волевая саморегуляция;

-  самоконтроль.

Познавательные:

-  выполнение логических

операции: сравнение,

анализ, синтез, обобщение,

классификация,

установление аналогий.

Коммуникативные

-  осуществлять контроль;  

Рефлексия

1. Рефлексия содержания уч.материала:

 Работаем с контурной картой.

 Нанесём на контурную карту места расселения ногайцев (№5 рабочая тетрадь стр. 48.)

- Услышав и  прочитав  о ногайцах на Кубани,  предлагаю ответить, верны или неверны данные утверждения,

 если верно савим -

неверно- знак «-»

1. Жили ногайцы в войлочных кибитках, которые перевозили на больших телегах.

(Верно).

2. Ногайцы занимались земледелием и  коневодством, поэтому у них было постоянное  место жительства.  (Неверно).

3. Во главе улусов стояли  чагары, которые представляли служилое сословие. (Неверно).

4. К низшим слоям населения относились крестьяне-скотоводы, крепостные и рабы. (Верно).

Проверим:          - -

2.Саморефлексия учащихся:

Выскажите свое мнение:

Сегодня я узнал …

Было интересно…

Было трудным для меня …

Меня удивило….

Я выполнял…

Я смог…

Я попробую…

Мне захотелось…

Познавательные:

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные

- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Подведение итогов

Заключительное   слово

Учитель фиксирует на  доске ответы  детей. Результатом работы является  вывод: 

Сегодня я узнал о том, где проживали ногайцы.

Было трудным для меня запомнить кто такие мурзы, уздени,  чагары.

Меня удивило то, что ногайцы из войлока  делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры…..и  т.д.

 Домашнее задание (1 мин.)

  1. Параграф № 20, стр. 95-97
  2. Выполнить задания № 3, стр. 97 Подготовить сообщения по теме:                        « Турецкие янычары».

Записывают домашнее задание в дневники.

Приложение 1

Происхождение нагайцев

Ногайцы на Кубани

Ногайское кочевье,

занятие населения

  Общественная

структуре у ногайцев

Религия ногайцев и  о её роль в жизни ногайского общества

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ

Приложение 2

Дополнительный материал для учащихся:

1 группа.  

Ногайцы — один из народов, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в.  до  н. э. — XIII в. н. э. (саки, сарматы, гунны, усуни, канглы, кенегесы, асы, кыпчаки, уйгуры, аргыны, найманы, кереиты, кунграты, мангыты и др.). Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногайцы оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде. В 1550-х гг. правобережье р. Кубани стало составной частью Крымского ханства, к тому времени окончательно попавшего в зависимость от Турции. Заселено оно было ногайцами - потомками тюркско-монгольских племен, входивших когда-то в Золотую Орду. С распадом Золотой Орды на рубеже XIV и XV вв. из нее мы делилась Ногайская Орда, получившая свое название по имени золотоордынского темника Ногая. С присоединением Казанского и Астраханского ханств к Русскому государству Ногайская Орда распалась на ряд улусов, т. е. самостоятельных родо-племенных объединений, одно из которых под названием Малая Ногайская Орда, или Казыев-улус (основателем его был Казы-мурза), поселилось на степных просторах Прикубанья. К XVII в. Малая Ногайская Орда распалась еще на ряд самостоятельных орд - Буджакскую, Едичкульскую, Едисанскую, Джембойлуковскую и другие.

Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногайцы оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде. В 1550-х гг. правобережье р. Кубани стало составной частью Крымского ханства, к тому времени окончательно попавшего в зависимость от Турции. Заселено оно было ногайцами - потомками тюркско-монгольских племен, входивших когда-то в Золотую Орду. С распадом Золотой Орды на рубеже XIV и XV вв. из нее мы делилась Ногайская Орда, получившая свое название по имени золотоордынского темника Ногая. С присоединением Казанского и Астраханского ханств к Русскому государству Ногайская Орда распалась на ряд улусов, т. е. самостоятельных родо-племенных объединений, одно из которых под названием Малая Ногайская Орда, или Казыев-улус (основателем его был Казы-мурза), поселилось на степных просторах Прикубанья. К XVII в. Малая Ногайская Орда распалась еще на ряд самостоятельных орд - Буджакскую, Едичкульскую, Едисанскую, Джембойлуковскую и другие.

2 группа

     Ногайцы занимались кочевым и  отгонным скотоводством (овцы, козы, крупный рогатый скот), коневодством, в, поэтому все время передвигались и не имели постоянного места жительства. Жили они в войлочных кибитках, которые перевозили на больших телегах. Главным мерилом их богатства являлся скот. Самые знатные имели по нескольку тысяч голов лошадей,  коров и овец. Занимались также охотой и рыболовством. Охотой ногайцы промышляли круглый год, и это пополняло их продовольственные запасы, особенно зимой. Отсутствие поселков и городов явилось одной из причин слабого развития у них технических ремесел. Из ремёсел были развиты изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбабаши.  Они производили луки, стрелы, седла, повозки, телеги. Более развитыми у них были домашние промыслы, основанные на животноводческом сырье.  Хозяйство ногайцев было преимущественно натуральным; все, что производилось в кочевых аулах, здесь же в основном и потреблялось. В то же время ногайцы вывозили за пределы Кубани немалое количество скота, получая за это железо, соль, зерно от русских купцов.

3 группа

У ногайцев этого времени были еще сильны родо-племенные отношения. Во главе орд стояла выделившаяся из родо-племенной верхушки знать (султаны, мурзы и др.). Степная аристократия ведала всеми делами ногайцев, начиная от определения мест для кочевий и заканчивая разрешением внутрисемейных споров. Она была практическим хозяином пастбищ, степных рек и простых крестьян-кочевников, которые безоговорочно подчинялись ей. Орды делились на поколения, поколения - на аулы, аулы - на казаны (семьи). Значительную прослойку ногайской знати составляло мусульманское духовенство - ахуны, кадии и др. Они разбирали судебные дела, осуществляли необходимые религиозные обряды на свадьбах, похоронах и т. д., получая за это соответствующее вознаграждение. К низшим слоям населения относились крестьяне-скотоводы, крепостные и рабы. Кочевники-скотоводы формально были свободными людьми, но фактически, в силу сословной и экономической зависимости от знати, их свобода была ограниченной. Частые голодные годы, бескормица, эпидемии приводили к обнищанию значительной массы крестьян, которых называли байгушами, т. е. неимущими. Крестьяне,  которые попадали не только в экономическую, по и в личную зависимость от своих богатых и знатных соплеменников, назывались чагарами, т. е. зависимыми. Самыми же бесправными людьми были ясыри, т. е. рабы. Они являлись по сути дела живой вещью хозяина, с которой он мог сделать что угодно: продать, обменять или даже убить.

4 группа.

Исла́м—  монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха).  В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия.

Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман.

Ногайцы исповедовали ислам. Ислам стал проникать на территорию проживания кочевых тюркских племен-предков ногайцев, видимо, еще с Х-ХI вв. Массовая же их исламизация началась в Золотой Орде с официальным введением ханом Узбеком мусульманства  в  качестве  государственной религии в 1312 году. В  XV веке   у ногайских племен уже довольно прочно утвердился ислам, который оказал огромное влияние на их духовную культуру.


Приложение 3

Задание № 1

Переставить буквы в словах так, чтобы получились названия основных ногайских племён:

     НЙАНАМЫ- _____________________  (найманы).

     ИПЧАЫКК - _____________________ (кыпчакы).

     АГОЛБРЫ_______________________ (болгары).

    СУЙЫНУ-_______________________ (уйсуны).

Задание № 2

Выстроить (пронумеровать) общественную структуру ногайцев: от высшего лица к социальной группе, занимающей, самое унизительное положение в обществе.

  1. 1. Беи        2. Свободные крестьяне – скотоводы         3.Чагары           4. Узден                                  5. Мурзы      6. Рабы        7. Хан

Ответ: 7, 5, 1, 4, 2, 3 ,6.

Задание № 3

1

Беи

А

Крепостные крестьяне

2

Чагары

Б

Третьестепенные владетели

3

Уздени

В

Рабы

4

Ясыри

Г

Второстепенные владетели

1

2

3

4

Г

А

Б

В

Задание № 4

Отметить верные утверждения.

  1. Ногайцы исповедовали ислам.
  2. Духовенство  не относилось к привилегированным слоям общества.
  3. Занятия религиозными обрядами не приносило весомых доходов духовенству.
  4. Ногайское духовенство имело значительные стада скота и крепостных крестьян.
  5. За совершение свадебных или похоронных обрядов ногайцы жертвовали в пользу

             священников четвёртую часть средств, предназначенных на данные мероприятия.

   

Ответ: № 1,4,5


Список использованной литературы

  1. Трёхбратов Б.А. и др. Кубановедение: Учебник  для 6 класса общеобразовательных учреждений.  –Краснодар: Перспективы образования, 2010.
  2. Поурочное планирование к учебнику кубановедения. 6 класс. Н.Ю. Голикова, О.Ю. Морозова, А.А. Прядущенко. – Краснодар: Традиция,2012.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1. Конспект урока кубановедения в 6 классе на тему: «Ногайцы на Кубани», учителя кубановедения Пошивач Натальи Михайловны, МБОУ СОШ села Экономического муниципального образования Крымского района Краснодарского края.  

2. http://www.kazaks.net/istoriya-kubani-s-drevneyshih-vremen-do-kontsa-xix-v/glava-ii-kuban-1563/3-nogaytsy-i-1569/

3.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Ислам

4.http://www.odnoselchane.ru/?sect=2466

5. Физминутка «Веселый танец», учителя  МБОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР Анатольевой Эльвиры Васильевны http://pedsovet.su/ns/47682


Конспект урока по кубановедению
в 6 классе

Ногайцы на Кубани

(конспект урока по кубановедению 6 классе)

                                                                                                                                                                        подготовила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку английского языка в 7 классе "Environmental Protection\'\'.

Методическая разработка к уроку английского языка в 7 классе "Environmental Protection\'\'....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...

Методическая разработка открытого урока по математике для 5 класса. Тема урока "Среднее арифметическое"

Тип урока: изучение нового материала (первый из пяти по данной теме).Цель урока: создание условий для формирования понятия среднего ...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...

Методическая разработка. Конспект урока и презентация для 6 класса. Тема урока "Цветок ,его значение и строение .Соцветия "

Конспект урока и презентация  используются на уроках биологии в 6 классе. Данная разработка урока позволяет активизировать учебную деятельность учащихся, повысить эмоциональность восприятия. Испо...