рабочая программа по истории Ненецкого автономного округа
рабочая программа по краеведению на тему
Рабочая программа по истории НАО для студентов СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ud_0.2_istoriya_nao.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, культуры и спорта
Ненецкого автономного округа
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ненецкого автономного округа
«Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова»
(ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова»)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор:
_____________О. В. Данилова
«___»_____________2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД. 02 ИСТОРИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Нарьян-Мар
2017
Рабочая программа учебной дисциплины УД 0.2 «История Ненецкого автономного округа» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности 35.02.21 Оленевод-механизатор, входящей в состав укрупнённой группы специальностей среднего профессионального образования 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Организация-разработчик: ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно – экономический техникум им. В.Г.Волкова»
Разработчик:
Ноготысая Е.А.., преподаватель ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно – экономический техникум им. В.Г.Волкова»
Рассмотрена и одобрена к утверждению на заседании ПЦК гуманитарных дисциплин ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно – экономический техникум имени В.Г.Волкова».
Заключение предметно – цикловой комиссии гуманитарных дисциплин
№__ от «____»__________20__ г.
Председатель ПЦК:_______________/Сыровенко А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД. 02 История Ненецкого автономного округа
- Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности 35.02.21 Оленевод-механизатор, входящей в состав укрупнённой группы специальностей среднего профессионального образования 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
1.2. Учебная дисциплина входит в вариативную часть общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы
для специальностей среднего профессионального образования.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «История Ненецкого автономного округа» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и
системность Ненецкого автономного округа;
- современные версии и трактовки важнейших событий и проблем развития Ненецкого автономного округа;
- взаимосвязь и особенности истории России и региональной истории;
- основные этапы исторического развития региона.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема);
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах реферата, исторического сочинения, исследовательского проекта, публичной презентации;
- определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.
1.4.Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
реферат, подготовка информационных сообщений | |
чтение текста первоисточника; дополнительной литературы; составление плана текста; поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины; | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины УД 0.2 История Ненецкого автономного округа
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
54 | |||
Раздел 1. История Ненецкого края с древнейших времен до конца XIX века | |||
Тема 1.1. Заселение Ненецкого края в древнейшие времена | Древние стоянки человека. Каменный век. Эпоха железа и бронзы. Первобытные племена | 2 | 1 |
Практическая работа : работа с картой | |||
Контрольная работа | - | ||
Задания для самостоятельной работы: Подготовка информационного сообщения «Описание первобытной стоянки человека» | 1 | ||
Тема 1.2. Ненецкий край в X - XV вв. Основание Пустозерского острога. | Доненецкое население (VI - XI вв.). Ненцы (XI - XV вв). Данники Новгородского и Московского княжества. Поход 1499-1500 гг. Основание Пустозерска. | 2 | 2 |
Практическая работа: работа с картой, историческими документами | |||
Контрольная работа | - | ||
Задания для самостоятельной работы: подготовка информационного сообщения | 2 | ||
Тема 1.3. Ненецкий край в XVI – XVII вв. Расцвет Пустозерска | Административно- территориальное устройство. Органы власти. Острог. Расцвет края. Торговля. Рудные экспедиции. Начало упадка. | 2 | 2 |
Практическая работа: работа с картой, историческими документами | |||
Контрольная работа | - | ||
Задания для самостоятельной работы: поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины; | 1 | ||
Тема 1.4. Ненецкий народ (XVI - XVIII вв) | Самоеды (ненцы). Территория и занятия. Верования. Междоусобные войны. Ясак. Набеги на Пустозерск. Восстание Паломы Танабина. | 2 | 2 |
Практическая работа: работа с картой, историческими документами | |||
Контрольная работа | - | ||
Задания для самостоятельной работы: Подготовка информационного сообщения | 1 | ||
Тема 1.5. Пустозерский острог – место ссылки (XVII – XVIII вв) | Место ссылки. Аввакум и его соузники. Участники восстаний. Боярин Матвеев. Князь Голицын. Узники XVIII в. Бывший Пушкин. | 5 | |
Тема 1.6. Ненецкий край в XVIII -XIX вв. | Дальнейшее освоение края. Упадок Пустозерска. Промыслы. Нефтедобыча. Торговля. Экспедиции. Положение ненцев. Печорская компания. Крымская война. | 1 | 2 |
Практическая работа : работа с картой, историческими документами | |||
Контрольная работа | - | ||
Задания для самостоятельной работы: Подготовка информационного сообщения | 1 | ||
Раздел 2. История Ненецкого края в XIX - XX веках. | |||
Тема 2.1. Ненецкий в конце XIX - начале XX века. | Административное деление края. Занятия жителей. Промышленность. Лесозавод «Стелла Поларе». Транспорт и связь. Революционные события на Печоре. Установление Советской власти. Ненецкий край в годы Гражданской войны. | 2 | |
Практическая работа: работа с картой, историческими документами | |||
Контрольная работа | |||
Задания для самостоятельной работы Подготовка информационного сообщения | 1 | ||
Тема 2.2. Ненецкий край в 20-годы. Образование Ненецкого округа. | Создание органов государственной власти на Печоре. Комитет Севера. Начало социалистических преобразований на Севере. | 2 | 2 |
Практическая работа: работа с картой, историческими документами | |||
Контрольная работа | - | ||
Задания для самостоятельной работы: Подготовка информационного сообщения | 1 | ||
Тема 2.3. Ненецкий округ в 30-годы. Нарьян-Мар в 30-годы. . | Адмиистративно - территориальное деление. Коллективизация. Индустриализация. Транспорт и связь. Культурная революция. Белощелье – Нарьян – Мар. Репрессии 30-х годов. | 2 | 2 |
Практическая работа: работа с картой, историческими документами | |||
Контрольная работа по теме | |||
Задания для самостоятельной работы: Подготовка информационного сообщения | 2 | ||
Тема 2.4. Ненецкий округ – ворота в Арктику. | Аэродромы. Перелет М.В. Водопьянова 1936 г. экспедиция на Северный полюс 1937 г. Ф.Б.Фарих. на поиски Леваневского. | 2 | |
Практическая работа: работа с картой, историческими документами | 3 | ||
Контрольная работа | - | ||
Задания для самостоятельной работы: Подготовка информационного сообщения
| 2 | ||
Тема 2.5. Ненецкий округ в годы ВОВв | Округ – фронту. Жизнь в тылу. Трагедия в Баренцевом море. Мандалада. Самолеты от тружеников округа. | 2 | |
Жители нашего округа на фронтах Вов. | 2 | ||
Практическая работа: работа с картой, историческими документами | |||
Контрольная работа | - | ||
Задания для самостоятельной работы: Подготовка информационного сообщения «Тыл в годы войны» | 2 | ||
Тема 2.6. Ненецкий округ во 2-пол. 40-х – 60-е года. | Административно-территориальное устройство. Послевоенное развитие образование и здравоохранение. Культура. Промышленность, транспорт, связь. Сельское хозяйство. | 2 | 2 |
Практическая работа: работа с картой, историческими документами | |||
Контрольная работа | - | ||
Задания для самостоятельной работы: поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины; | 2 | ||
Тема 2.7.Ненецкий округ в 70-80-е годы ХХ века. | Автономия. Приоритеты социальной сферы. Промышленное и хозяйственное развитие. | 2 | |
Практическая работа: работа с картой, историческими документами | |||
Контрольная работа | - | ||
Задания для самостоятельной работы: Информационное сообщение «Твои люди, округ» | 2 | ||
Тема 2.8. Ненецкий округ в годы демократических реформ. | Субъект Федерации. Социальная сфера. Нефтяная отрасль. Развитие экономики. | 2 | 2 |
Практическая работа: работа с картой, историческими документами | |||
Контрольная работа | - | ||
Задания для самостоятельной работы: подготовка информационного сообщения | 2 | ||
Тема 2.9.Ненецкий округ в начале XXI века. | Особенности экономического и политического развития. Культура НАО. | 4 | 3 |
Практическая работа: работа с картой, историческими документами | |||
Контрольная работа | |||
Задания для самостоятельной работы: Информационное сообщение | 2 | ||
Дифференцированный зачет | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гуманитарных и социально – экономических дисциплин»
Объекты и средства материально-технического обеспечения:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий (карты, таблицы, репродукции и т.д.);
- библиотечный фонд;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор
- экран для проектора
- аудиосистема
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
- Канев Ю.В. История Ненецкого края: пособие по краеведению/ Ю.В. Канев. – Нарьян-Мар, 2005. (не переизд.)
- История и культура Печёрского края: материалы к изучению курса по краеведению/сост. Журавлёва Т.И.: Нарьян-Мар, 1997. (не переизд.)
- Край мой ненецкий: книга первая/ сост. Вострикова Н.А., Журавлёва Т.Ю., Подшивалова Н.В.: Нарьян-Мар, 1997. (не переизд.)
- Край мой ненецкий: книга вторая/ сост. Вострикова Н.А., Журавлёва Т.Ю., Подшивалова Н.В.: Нарьян-Мар, 1997.
Дополнительная литература
1. Арктика – мой дом: Полярная энциклопедия школьника/сост.Голубчикова В.Д., Константинов Г.Е.:Северные просторы, Москва, 1998.
2. Жизнь ненецкой тундры: научно-популярный и образовательный материал, пособие для учителей и школьников/сост. Лавриненко О.В., Лавриненко И.А., Нарьян-Мар, 2010.
3. Красная книга Ненецкого автономного округа/отв. Редактор Матвеева Н.В.: Ненецкий информационно-аналитический центр, Нарьян-Мар, 2006.
4. Литературная карта Ненецкого автономного округа:сборник/сост. Л.В.Царькова – Нарьян-Мар, 2009.
5. Ненецкий эпос: Избранные сказки, мифы и легенды/сост. Дуркин А.И. – Санкт-Петербург – Сосновый Бор, «ИНВА», 2010.
6. Воскобойников М.Г. Языки и фольклор народов Крайнего Севера/ М.Г. Воскобойников. – Ленинград: 1969.
7. Казакова З.В. География Ненецкого автономного округа/ З.В. Казакова. – Нарьян-Мар, 1999.
8. Кокорин А.О., Смирнова Е.В., Замолодчиков Д.Г.Изменение климата/А.О. Кокорин, Е.В. Смирнова, Д.Г. Замолодчиков. – Москва, 2013.
9. Коловангина М. Ненецкий округ в годы Великой Отечественной войны: неизвестные страницы/ М. Коловангина. – Нарьян-Мар, 2005.
10. Окладников Н.А. Встречь солнцу/ Н.А. Окладников. – Нарьян-Мар, 2003.
Интернет-ресурсы
nao83.ru›nao/history
nao24.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Усвоенные знания: -основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории родного края; - современные версии и трактовки важнейших проблем истории родного края; - основные исторические термины и даты; | Текущий контроль усвоения знания: - задания на диагностику сформированности хронологических знаний; - упражнения и задания на формирование образов динамичных и относительно статичных исторических фактов; - выполнение самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся (раздел 1-2) Промежуточный контроль: Результаты промежуточной аттестации по дисциплине, проводимой в форме дифференцированного зачета. |
Освоенные умения: | Текущий контроль освоения умений: |
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; | - задания на диагностику сформированности картографических знаний и умений; - упражнения и задания на формирование причинно – следственных связей и закономерностей общественного развития; - упражнения и задания на формулирование теоретических выводов; - составление характеристики социально-экономических и политических явлений жизни общества; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историко-географическая характеристика территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
Программа элективного курса предлагается обучающимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на углубление и расширение знаний и умений по профильному предмету география, знакомство с метод...
Экология территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
Программа курса предназначена школьникам 9 классов общеобразовательных школ, подготавливающих старшеклассников к изучению предмета биология на профильном уровне.Цель изучения учебного курса «Эко...
История развития лыжных гонок в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа
Спорт в нашей стране всегда держался на энтузиастах, подвижниках, людях увлеченных и творческих. Такие и стояли у истоков спорта в Ноябрьске, это люди крепкой закваски и большого мужества, спорт для н...
Программа в каникулярное время для обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» Ямало-Ненецкого автономного округа «Путешествуем с английским»
Программа в каникулярное время «Путешествуем с английским» основана на принципах личностно ориентированного и деятельностного подходов в воспитании школьников и направлена на формирование коммун...
Программа по краеведению "Ненецкий автономный округ. Комплексная характеристика природы, истории и культуры родного края"
Национально-региональный компонент входит в учебную программу по многим предметам с 1 по 9 класс, и составляет от 5 до 10%, но позиционирован он как дополнительная информация к основной теме урока. На...
Об утверждении состава предметных комиссий Ямало-Ненецкого автономного округа для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2019 году
Копия приказа ДО ЯНАО...
Протокол проверки результатов государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования в 2019-2024 г. г.89 - Ямало-Ненецкий автономный округ
Копия протокола по обществознанию. Копия протокола по обществознанию....