Историко-географическая характеристика территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
элективный курс по географии (9 класс) на тему
Программа элективного курса предлагается обучающимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на углубление и расширение знаний и умений по профильному предмету география, знакомство с методологией научного познания и разными формами познавательной деятельности. Цель учебного курса: изучение исторического пути малочисленных народов ямальского Севера с древности до наших дней, их социальном, духовном, нравственном опыте; развитие интереса и уважения к историко-культурным ценностям и природе края; анализ и раскрытие причинно-следственных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriko-geograficheskaya_harakteristika.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Историко-географическая характеристика территории
Автор: Бородинова А.П.,
учитель географии «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Надыма
Адрес школы: ЯНАО, г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., 55
Домашний адрес: ЯНАО,
г. Надым, ул.Сенькина, д. 1, кв. 41
Надым, 2007
Если кто-нибудь скажет тебе,
что Север мрачен и беден, то знай,
что он севера не знает. Ту радость
и бодрость, и силу, какую дает Север,
вряд ли можно найти в других местах.
Н. Рерих
Пояснительная записка
Большое видится на расстоянии. Посмотрим на топографическую карту со знакомыми очертаниями Ямала и Гыдана, изгибами великой Оби, с голубыми змейками рек и пятнами бесчисленных озер, с голубой штриховкой болот, зеленными массивами лесов и белыми болотами тундр - это Тюменский север или Ямал. За свою историю наш край, который сегодня называется Ямало-Ненецким округом, пережил много этапов, прожил много разных, не похожих друг на друга жизней.
На протяжении веков складывалась традиционная культура ненцев, максимально приспособленная к природным условиям их обитания, - занятие оленеводством, связанные с ним кочевой образ жизни и переносное жилище, средства передвижения, не разрушающие хрупкий покров тундры, одежда, достаточно теплая и удобная, а также общественный строй, анимистические представления и шаманство, соответствующие определенному уровню развития народа.
Длительные связи с другими народами оказали свое влияние на культуру ненцев.
Преобразования в области хозяйства и культуры, проведенные на Севере за годы Советской власти, также внесли значительные изменения в традиционную культуру.
С образованием Ямальского (Ненецкого) национального округа с центром в селе Обдорск (ныне - город Салехард) в крае началось бурное (на фоне предшествующей истории) экономическое и общественное развитие.
В связи с развитием нефти и газа традиционные отрасли хозяйства (оленеводство и рыболовство) отошли на второй план. В настоящее время продолжает углубляться социальная дезадаптация коренных северян. А молодое поколение выросшее здесь, не имеет подробного представления об истории края и населения Надымского района, Ямало-ненецкого округа. Поэтому требуется усиленное внимание к различным аспектам краеведения, в первую очередь - к историческому.
Программа курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на углубление и расширение знаний и умений по профильному предмету география, знакомство с методологией научного познания и разными формами познавательной деятельности.
Цель учебного курса:
- изучение исторического пути малочисленных народов ямальского Севера с древности до наших дней, их социальном, духовном, нравственном опыте;
- развитие интереса и уважения к историко-культурным ценностям и природе края;
- анализ и раскрытие причинно-следственных связей.
Учащиеся должны знать:
- особенности физико- географического положения;
- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края;
- примеры современных географических исследований и наблюдений территории ок руга;
- основные источники знаний о своем крае.
Учащиеся должны уметь:
- определять по картам физико - георафическое положение территории;
- работать с различными источниками географических знаний.
Содержание курса ««Историко-географическая характеристика территории»
Лекционный курс рассчитан на 15 часов.
Введение.
Ямало-Ненецкий автономный округ на карте Западной Сибири. Природные условия и основные географические объекты на территории округа. Административное устройство и краткая экономическая характеристика округа.
Тема 1: Ямал в древности.
Данные археологии. Гипотезы о происхождении ненцев, первые контакты Руси с Югрой. Народы земли Обдорской. Торговые пути XIV - XVII вв. Поход Ермака, первые опорные пункты на Севере. Обдорск и возникновение обдорской ярмарки, Мангазея, мангазейские торговые походы. Надымский городок: характеристика материальных останков и научная гипотеза.
Тема 2: Освоение Обского Севера в XVII-XIX вв.
Образование Сибирской губернии с центром в Тобольске. Колонизаторская политика центра. Русская церковь и другие религии. Хэнский стан, борьба православия с язычеством.
Выступления, мятежи. Движение В. Пиеттомина - протест ненецкой и хантыйской бедноты против насилия князей, чиновников, купцов.
Особенности экономического развития. Появление и рост рыбопромышленности в крае. Сельскохозяйственные эксперименты в условиях Крайнего Севера.
Тема 3: Культура края.
История ненецкого оленеводства. Охотничий промысел. Морская охота и рыболовство. Экологический календарь, традиции землепользования. Родовая организация. Власть и лидерство. Мир вещей. Боги и люди. Шаманство.
Творческая работа: «Мое географическое открытие своего района (с привлечением историко-литературных, музейных материалов).
Тема 4: Путешественники на Ямале.
Первые исследователи полуострова. Экспедиции Д.Л. Овцына (1734-1737 гг.), Ю. Кушелевского (1863,1864 гг.), Н. Хондажевского (1879г.). Экспедиция Тобольского губернского музея 1916 года и очерк Г.М. Дмитриева-Садовникова «Река Надым». Научно-хозяйственные экспедиции. Экспедиция В.П. Евладова.
Тема 5: Установление Советской власти, начало социалистических преобразований.
Провозглашение Советской власти. Деятельность Т. Сенькина. Особенности военных действий в годы гражданской войны. Восстание в Обдорске - показатель кризиса большевистского режима 1921 года. Административное управление. Комитет Севера. Особенности системы местного управления. Трудности организации советов. Родовые советы. Извращение и ошибки в национальной политике и их последствия. Создание Ямало-Ненецкого национального округа.
Тема 6: Колхозно-совхозное строительство. «Культурная революция».
Развитие традиционных отраслей хозяйства. Надымский оленеводческий совхоз. Организация торгово-заготовительных промыслово-оленеводческих хозяйств. Кооперация. Коллективизация. Особенности коллективного строительства. Культурное строительство: школы, культбазы, красные чумы, создание национальной письменности и литературы. Медицина.
Тема 7: Репрессивная политика на Ямале. Ямал в годы Великой Отечественной войны.
Спецпереселение. Лагеря НКВД на территории округа.
Наступательные операции гитлеровцев. «Голубой песец». Помощь Ямала в снабжении фронта необходимыми товарами, сбор средств на нужды войны.
Политическая работа и военный всеобуч.
Боевые подвиги северян. Герои Советского Союза: А. Зверев, И. Корольков, Н. Архангельский.
Тема 8: Послевоенный Ямал.
Перевод народного хозяйства края на мирные рельсы. Развитие рыболовства, пушного промысла. Негативные последствия перевода на оседлость коренных народов Обского Севера.
История «Строительства 501/503»: причины строительства, особенности контингента. Устройство лагерей. Женщины в лагерях. Ликвидация стройки, консервация.
Тема 9: Нефтегазовое освоение.
История, открытие западно-сибирской нефтегазовой провинции. Первые месторождения, освоение месторождения «Медвежье». Строительство города Надым и рабочих поселков.
Народы Ямальского Севера в условиях интенсивного промышленного освоения региона. Разрушение векового уклада, образа жизни, среды обитания, забвение национальной культуру малочисленных народов.
Тема10: Надым сегодняшний.
Современная экономическая и демографическая ситуация в округе и районе. История Надыма в названиях его улиц.
Творческая работа:
«Старая фотография рассказывает», «Моя коллекция открыток (календарей, марок)».
Письменные источники. Рукописные памятники: летописи, письма, послания, дневники, записки, документы официальных учреждений и частных лиц.
Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления, местные газеты.
Устные источники. Памятники устного народного творчества: предания, сказки, песни, поговорки, загадки.
Воспоминания, рассказы местных жителей, родителей - свидетелей исторических событий.
Практическая работа 4. Выявить и записать образцы народного творчества жителей Ямала.
Творческая работа: «Рассказ-воспоминание моего (моей) папы (мамы) о памятном событии в истории освоения города».
Материалы топонимики (о происхождении, содержании и развитии местных географических названий).
Творческая работа: с привлечением историко-литературных, музейных материалов выяснить происхождение названия одного из географических объектов города Надыма (улицы, поселка, реки, озера).
Тема | Количество часов | Вид занятий |
Введение. | 1 | Теория |
Ямал в древности | 1 | Теория и практика |
Освоение Обского Севера в XVII-XIX вв. | 1 | Теория и практика |
Культура края. | 1 | Теория и практика |
Путешественники на Ямале. | 2 | Теория и практика |
Установление Советской власти, начало социалистических преобразований. | 1 | Теория и практика |
Колхозно-совхозное строительство. «Культурная революция». | 1 | Теория и практика |
Репрессивная политика на Ямале. Ямал в годы Великой Отечественной войны. | 2 | Теория и практика |
Послевоенный Ямал. | 1 | Теория и практика |
Нефтегазовое освоение. | 2 | Теория и практика |
Надым сегодняшний. | 2 | Теория и практика |
Итого: | 15 |
Литература
- Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф. Мангазея. Ч. 1-2. - М., 1980 -1981.
- Головнёв А.В., Зайцев Г.С., Прибыльский Ю.П. История Ямала. 2-е изд. Тобольск - Яр-Сале, 1994.
- Головнёв А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург, 1995.
- Долгих Б.О. Очерки поэтической истории ненцев и энцев. - М., 1970.
- Древняя история Нижнего Приобья. Под. Ред. А.В. Збруевой. - М., 1953.
- Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север.
- Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. - Тюмень, 1992.
- Иванов СВ. Скульптура народов севера Сибири XIX - первой половины XX века. - Л., 1970.
- Косинская Л.Л., Федорова Н.В. Археологическая карта Ямало-Ненецкого автономного округа. - Екатеринбург, 1994.
- Красная книга языков народов России: Энциклопедический словарь-справочник. - М., 1994.
- Красный Север (окружная газета).
- Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов. - Томск, 1979.
- Матвеев А.В., Зах В.А. Памятники древних и средневековых культур Ямала. - Тюмень, 1994.
- Ненецкая песня. - Салехард, 1993.
- Ненецкие сказки. - Вологда, 1984.
- Праздники народов Севера (сборник методических рекомендаций) - Салехард: Окр. Центр национальных культур, 1994.
- Радуга на снегу. Культура, традиционное и современное искусство народов советского Крайнего Севера. - М., 1972.
- Ругин Р.П. Легенды, мифы, сказки народа ханты.
- 35.Северное сияние. - Л., 1987.
- 36.Северные просторы, (журналы)
- 39.Сусой Е.Г. Из глубины веков. - Тюмень, 1995.
- 40.Танцы народов Севера (сост. М.Я. Жорницкая). - М, 1988.
- 44.Хомич Л.В. Ненцы. - С-Пб., 1994.
- 47.Ямальский меридиан (журнал).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
Программа курса предназначена школьникам 9 классов общеобразовательных школ, подготавливающих старшеклассников к изучению предмета биология на профильном уровне.Цель изучения учебного курса «Эко...
Животные и растения Ямало-Ненецкого автономного округа
Материал может быть использован при изучении тем касающихся севера....
История развития лыжных гонок в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа
Спорт в нашей стране всегда держался на энтузиастах, подвижниках, людях увлеченных и творческих. Такие и стояли у истоков спорта в Ноябрьске, это люди крепкой закваски и большого мужества, спорт для н...
Программа в каникулярное время для обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» Ямало-Ненецкого автономного округа «Путешествуем с английским»
Программа в каникулярное время «Путешествуем с английским» основана на принципах личностно ориентированного и деятельностного подходов в воспитании школьников и направлена на формирование коммун...
Ямало-Ненецкий автономный округ
Конспект урока предназначен для обучающихся 9 классов. Основная цель урока: развитие коммуникативный умений, отработка лексических знаний по теме "Ямало-Ненецкий автономный округ"...
Топонимика Ямало-Ненецкого автономного округа
Цель данного исследования является выявление особенностей топонимии Ямало-ненецкого автономного округа.Задачи работы заключаются в следующем:- определить сущность понятия топонимика;- выяснить особенн...
ЗАКОН О МЕРАХ ПО СОДЕЙСТВИЮ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ, ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ИМ ВРЕДА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ЗАКОН О МЕРАХ ПО СОДЕЙСТВИЮ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ, ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ИМ ВРЕДА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГ...