Экология территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
элективный курс (экология, 9 класс) на тему

Бородинова Алина Павловна

 

Программа курса предназначена школьникам 9 классов общеобразовательных школ, подготавливающих старшеклассников к изучению предмета биология на профильном уровне.

Цель изучения учебного курса «Экологии территории»:

  • закрепить научно-методические основы окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на примере ЯНАО;
  • оценивать значимость экологических проблем г. Надыма и района при решении социальных и народно-хозяйственных задач;
  • оценивать состояние экологических систем на территории и степень нагруженности их основных компонентов по статистическим данным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_territorii.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по курсу

Экология территории

Автор: Бородинова  А.П.,

учитель географии «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Надыма 

Адрес школы: ЯНАО, г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., 55

Домашний адрес: ЯНАО,

г. Надым, ул.Сенькина, д. 1, кв. 41

Надым, 2007

Пояснительная   записка

В последние десятилетия в мире возрос интерес по всем аспектам взаимодействия человеческого общества и природы. Это связано с тем, что научно-технический прогресс и рост производительных сил предопределяют усиление использования природных ресурсов и увеличение воздействия человека на природу, а это в свою очередь, часто приводит к ее ухудшению, деградации и истощению природных богатств. Особенно, это касается северных территорий, т.к. это влияние настолько сильно и длительно, что влечет за собой глубокие необратимые и опасные изменения отдельных территорий, нарушающее естественное равновесие и ведущее к деградации природы.

Наряду с этим и в условиях современного высокого уровня развития производительных сил сохраняется зависимость человека от природы. Эта зависимость проявляется и в самом человеческом организме, состояние которого связано определенным образом с климатическими условиями, геохимической обстановкой, определяется природными условиями и ресурсами.

Программа курса предназначена школьникам 9 классов общеобразовательных школ, подготавливающих старшеклассников к изучению предмета биология на профильном уровне.

Цель изучения учебного курса «Экологии территории»:

  1. закрепить научно-методические основы окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на примере ЯНАО;
  2. оценивать значимость экологических проблем г. Надыма и района при решении социальных и народно-хозяйственных задач;
  3. оценивать состояние экологических систем на территории и степень нагруженности их основных компонентов по статистическим данным.

Основные задачи:

- воспитание экологической культуры;

- развитие умения использовать знания, в том числе и в нестандартных ситуациях.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  1. примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
  2. главные заказники,
  3. основные экологические проблемы и пути их решения.

Учащиеся должны уметь:

  1. выявлять по картам и другим источникам знаний основные черты компонентов при роды;
  2. выявлять особенности условий работы и быта человека для конкретных территорий округа;
  3. владеть примерами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Содержание  курса «Экология территории»

Курс рассчитан на 12 часов.

Введение.

Современная экология - наука о строении, развитии и функциях природных систем и влиянии на них деятельности человека

Термин «экология», его появление в рамках биологической науки.

Основные исторические этапы развития экологии и принципы их выделения. Особенности каждого этапа.

Тема 1: Экологические аспекты природопользования.

Понятие «природопользование». Виды природопользования: ресурсное, отраслевое, территориальное.

Отраслевое природопользование. Проблемы природопользования в горнодобывающей промышленности. Промышленное лесопользование. Промысловое природопользование. Транспорт: проблемы загрязнения и пути их решения.

Отраслевой и территориальные принципы, проблемы их сочетания в регионе.

Экологические объекты территории.

Выделите наиболее загруженные транспортом улицы и их участки. Подсчитайте количество проходящих единиц транспорта в час в разное время дня (в часы пик и между ними).

Практическая работа. Выделите наиболее загруженные транспортом улицы и их участки. Подсчитайте количество проходящих единиц транспорта в час в разное время дня (в часы пик и между ними).

Тема 2: Человек в условиях Севера.

Особенности жизни и деятельности людей в условиях малой инсоляции, низких температур, полярной ночи и полярного дня, ветров и метелей, многолетней мерзлоты, консерватизм природы зоны арктической пустыни, тундры, лесотундры, северной тайги и уязвимость ландшафтов.

Коренные жители (ненцы, ханты, коми, селькупы) - постоянные жители северных высоких широт. Приспособленность их организмов, одежды, жилищ, образа жизни, питания, способов хозяйственной деятельности к суровым условиям природы.

Экологический календарь ненцев, селькупов, хантов.

Практическая работа. Выявление видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитания. Зарисовка и описание отдельных видов растений и животных. Использование население даров природы.

Творческая работа: проекты охраны растительного и животного мира своей местности (на примере заказника «Надымский»).

Творческая работа: отражение природы в народном творчестве, народных промыслах и искусстве. Защита работ.

Тема 3: Экологические проблемы г. Надыма и района.

Экологические проблемы города: природно-ландшафтные, ресурсно-хозяйственные, антропо- экологические. Разрушение естественных ландшафтов.

Виды загрязнения окружающей среды: химическое, биологическое, твердыми отходами. Проблема городских свалок. Загрязнение воздушного бассейна, вод, растительности. Главные источники загрязнений: промышленное производство, транспорт, коммунальное хозяйство. Основные вещества - загрязнители атмосферного воздуха.

Практические работы

  1. Выявите природные объекты в районе, подлежащие охране как памятники природы.
  2. Опишите выявленные памятники природы (схемы описания их есть в отделах охраны природы). Каковы ваши предложения по их сохранению и улучшению?
  3. Отметьте стрелкой на карте места сброса промышленных вод и отходов в реки, озера.
  4. Обозначьте на карте дымовые трубы промышленных предприятий, выбрасывающие ядовитые дымы и газы. По возможности укажите основное направление и про тяженность дымового факела, состав дыма, густоту и цвет. Накрывают ли эти дымы жилые постройки? В какое время года чаще,  и при каких ветрах?
  5. Покажите значками основные места отдыха населения по берегам рек, озера Янтарное.

Тематическое планирование курса

Тема

Количество часов

Вид занятий

Введение

1

Теория

Экологические аспекты природопользования

3

Теория и практика

Человек в условиях Севера

4

Теория и практика

Экологические проблемы г. Надыма и района

4

Теория и практика

Оценка знаний

Достижения учащимися планируемых результатов выявляются в следующих формах:

  1. Защита лабораторных и практических работ.
  2. Ведение портфолио работ, выполняемых в процессе обучения.
  3. Текущие и тематические собеседования по изученным темам.

Вопросы к зачету по «Экологии территории»

  1. Географическое положение округа, города.
  2. Минерально-сырьевые ресурсы Ямала.
  3. Климат Ямала.
  4. Почвы, вечная мерзлота.
  5. Растительный, животный мир округа.
  6. Физико-географическое районирование.
  7. Экология территории.
  8. Экология как паука, основные понятия и законы.
  9. Рациональное природопользование.
  10. История и перспективы развития экологии.
  11. Экологический потенциал окружающей среды.
  12. Экологические объекты региона.
  13. Экологический контроль и мониторинг.
  14. Природа и человек в тундре.
  15. Экологический календарь.

Список литературы.

  1. Авцын А.П., Жаворонков А.А., Марачев А.Г. и др. Патология человека на Севере. М. Медицина, 1985 г.
  2. Агеджанян Н.А Экология человека. М. «Крук», 1994 г.
  3. Деряпа Н.Р., Рябинин И.Ф. Адаптация человека в полярных районах Земли. Л.. Медицина, 1977 г.
  4. Зарубин Г.П., Новиков Ю,В. Гигиена города. М , Медицина, 1986 г.
  5. Никитин Д.П., Новиков Ю.В.. Окружающая среда и человек. М., Высшая школа, 1986 г.
  6. Прохоров Б. Б. Экология человека: Социально-демографические аспекты. М„ Наука, 1991 г.
  7. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник. М., Просвещение, 1992 г.
  8. Сусой Е.Г. Экологический календарь ненцев// Северные просторы. №1-6 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историко-географическая характеристика территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Программа элективного курса предлагается обучающимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на углубление и расширение знаний и умений по профильному предмету география, знакомство с метод...

Животные и растения Ямало-Ненецкого автономного округа

Материал может  быть использован при изучении тем касающихся севера....

История развития лыжных гонок в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа

Спорт в нашей стране всегда держался на энтузиастах, подвижниках, людях увлеченных и творческих. Такие и стояли у истоков спорта в Ноябрьске, это люди крепкой закваски и большого мужества, спорт для н...

Программа в каникулярное время для обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» Ямало-Ненецкого автономного округа «Путешествуем с английским»

Программа в каникулярное время  «Путешествуем с английским» основана на принципах личностно ориентированного и деятельностного подходов в воспитании школьников и направлена на формирование коммун...

Ямало-Ненецкий автономный округ

Конспект урока предназначен для обучающихся 9 классов. Основная цель урока: развитие коммуникативный умений, отработка лексических знаний по теме "Ямало-Ненецкий автономный округ"...

Топонимика Ямало-Ненецкого автономного округа

Цель данного исследования является выявление особенностей топонимии Ямало-ненецкого автономного округа.Задачи работы заключаются в следующем:- определить сущность понятия топонимика;- выяснить особенн...

ЗАКОН О МЕРАХ ПО СОДЕЙСТВИЮ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ, ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ИМ ВРЕДА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ЗАКОН О МЕРАХ ПО СОДЕЙСТВИЮ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ, ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ИМ ВРЕДА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГ...