Экология территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
элективный курс (экология, 9 класс) на тему
Программа курса предназначена школьникам 9 классов общеобразовательных школ, подготавливающих старшеклассников к изучению предмета биология на профильном уровне.
Цель изучения учебного курса «Экологии территории»:
- закрепить научно-методические основы окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на примере ЯНАО;
- оценивать значимость экологических проблем г. Надыма и района при решении социальных и народно-хозяйственных задач;
- оценивать состояние экологических систем на территории и степень нагруженности их основных компонентов по статистическим данным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_territorii.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по курсу
Экология территории
Автор: Бородинова А.П.,
учитель географии «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Надыма
Адрес школы: ЯНАО, г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., 55
Домашний адрес: ЯНАО,
г. Надым, ул.Сенькина, д. 1, кв. 41
Надым, 2007
Пояснительная записка
В последние десятилетия в мире возрос интерес по всем аспектам взаимодействия человеческого общества и природы. Это связано с тем, что научно-технический прогресс и рост производительных сил предопределяют усиление использования природных ресурсов и увеличение воздействия человека на природу, а это в свою очередь, часто приводит к ее ухудшению, деградации и истощению природных богатств. Особенно, это касается северных территорий, т.к. это влияние настолько сильно и длительно, что влечет за собой глубокие необратимые и опасные изменения отдельных территорий, нарушающее естественное равновесие и ведущее к деградации природы.
Наряду с этим и в условиях современного высокого уровня развития производительных сил сохраняется зависимость человека от природы. Эта зависимость проявляется и в самом человеческом организме, состояние которого связано определенным образом с климатическими условиями, геохимической обстановкой, определяется природными условиями и ресурсами.
Программа курса предназначена школьникам 9 классов общеобразовательных школ, подготавливающих старшеклассников к изучению предмета биология на профильном уровне.
Цель изучения учебного курса «Экологии территории»:
- закрепить научно-методические основы окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на примере ЯНАО;
- оценивать значимость экологических проблем г. Надыма и района при решении социальных и народно-хозяйственных задач;
- оценивать состояние экологических систем на территории и степень нагруженности их основных компонентов по статистическим данным.
Основные задачи:
- воспитание экологической культуры;
- развитие умения использовать знания, в том числе и в нестандартных ситуациях.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
- главные заказники,
- основные экологические проблемы и пути их решения.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять по картам и другим источникам знаний основные черты компонентов при роды;
- выявлять особенности условий работы и быта человека для конкретных территорий округа;
- владеть примерами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Содержание курса «Экология территории»
Курс рассчитан на 12 часов.
Введение.
Современная экология - наука о строении, развитии и функциях природных систем и влиянии на них деятельности человека
Термин «экология», его появление в рамках биологической науки.
Основные исторические этапы развития экологии и принципы их выделения. Особенности каждого этапа.
Тема 1: Экологические аспекты природопользования.
Понятие «природопользование». Виды природопользования: ресурсное, отраслевое, территориальное.
Отраслевое природопользование. Проблемы природопользования в горнодобывающей промышленности. Промышленное лесопользование. Промысловое природопользование. Транспорт: проблемы загрязнения и пути их решения.
Отраслевой и территориальные принципы, проблемы их сочетания в регионе.
Экологические объекты территории.
Выделите наиболее загруженные транспортом улицы и их участки. Подсчитайте количество проходящих единиц транспорта в час в разное время дня (в часы пик и между ними).
Практическая работа. Выделите наиболее загруженные транспортом улицы и их участки. Подсчитайте количество проходящих единиц транспорта в час в разное время дня (в часы пик и между ними).
Тема 2: Человек в условиях Севера.
Особенности жизни и деятельности людей в условиях малой инсоляции, низких температур, полярной ночи и полярного дня, ветров и метелей, многолетней мерзлоты, консерватизм природы зоны арктической пустыни, тундры, лесотундры, северной тайги и уязвимость ландшафтов.
Коренные жители (ненцы, ханты, коми, селькупы) - постоянные жители северных высоких широт. Приспособленность их организмов, одежды, жилищ, образа жизни, питания, способов хозяйственной деятельности к суровым условиям природы.
Экологический календарь ненцев, селькупов, хантов.
Практическая работа. Выявление видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитания. Зарисовка и описание отдельных видов растений и животных. Использование население даров природы.
Творческая работа: проекты охраны растительного и животного мира своей местности (на примере заказника «Надымский»).
Творческая работа: отражение природы в народном творчестве, народных промыслах и искусстве. Защита работ.
Тема 3: Экологические проблемы г. Надыма и района.
Экологические проблемы города: природно-ландшафтные, ресурсно-хозяйственные, антропо- экологические. Разрушение естественных ландшафтов.
Виды загрязнения окружающей среды: химическое, биологическое, твердыми отходами. Проблема городских свалок. Загрязнение воздушного бассейна, вод, растительности. Главные источники загрязнений: промышленное производство, транспорт, коммунальное хозяйство. Основные вещества - загрязнители атмосферного воздуха.
Практические работы
- Выявите природные объекты в районе, подлежащие охране как памятники природы.
- Опишите выявленные памятники природы (схемы описания их есть в отделах охраны природы). Каковы ваши предложения по их сохранению и улучшению?
- Отметьте стрелкой на карте места сброса промышленных вод и отходов в реки, озера.
- Обозначьте на карте дымовые трубы промышленных предприятий, выбрасывающие ядовитые дымы и газы. По возможности укажите основное направление и про тяженность дымового факела, состав дыма, густоту и цвет. Накрывают ли эти дымы жилые постройки? В какое время года чаще, и при каких ветрах?
- Покажите значками основные места отдыха населения по берегам рек, озера Янтарное.
Тематическое планирование курса
Тема | Количество часов | Вид занятий |
Введение | 1 | Теория |
Экологические аспекты природопользования | 3 | Теория и практика |
Человек в условиях Севера | 4 | Теория и практика |
Экологические проблемы г. Надыма и района | 4 | Теория и практика |
Оценка знаний
Достижения учащимися планируемых результатов выявляются в следующих формах:
- Защита лабораторных и практических работ.
- Ведение портфолио работ, выполняемых в процессе обучения.
- Текущие и тематические собеседования по изученным темам.
Вопросы к зачету по «Экологии территории»
- Географическое положение округа, города.
- Минерально-сырьевые ресурсы Ямала.
- Климат Ямала.
- Почвы, вечная мерзлота.
- Растительный, животный мир округа.
- Физико-географическое районирование.
- Экология территории.
- Экология как паука, основные понятия и законы.
- Рациональное природопользование.
- История и перспективы развития экологии.
- Экологический потенциал окружающей среды.
- Экологические объекты региона.
- Экологический контроль и мониторинг.
- Природа и человек в тундре.
- Экологический календарь.
Список литературы.
- Авцын А.П., Жаворонков А.А., Марачев А.Г. и др. Патология человека на Севере. М. Медицина, 1985 г.
- Агеджанян Н.А Экология человека. М. «Крук», 1994 г.
- Деряпа Н.Р., Рябинин И.Ф. Адаптация человека в полярных районах Земли. Л.. Медицина, 1977 г.
- Зарубин Г.П., Новиков Ю,В. Гигиена города. М , Медицина, 1986 г.
- Никитин Д.П., Новиков Ю.В.. Окружающая среда и человек. М., Высшая школа, 1986 г.
- Прохоров Б. Б. Экология человека: Социально-демографические аспекты. М„ Наука, 1991 г.
- Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник. М., Просвещение, 1992 г.
- Сусой Е.Г. Экологический календарь ненцев// Северные просторы. №1-6 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историко-географическая характеристика территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
Программа элективного курса предлагается обучающимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на углубление и расширение знаний и умений по профильному предмету география, знакомство с метод...
Животные и растения Ямало-Ненецкого автономного округа
Материал может быть использован при изучении тем касающихся севера....
История развития лыжных гонок в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа
Спорт в нашей стране всегда держался на энтузиастах, подвижниках, людях увлеченных и творческих. Такие и стояли у истоков спорта в Ноябрьске, это люди крепкой закваски и большого мужества, спорт для н...
Программа в каникулярное время для обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» Ямало-Ненецкого автономного округа «Путешествуем с английским»
Программа в каникулярное время «Путешествуем с английским» основана на принципах личностно ориентированного и деятельностного подходов в воспитании школьников и направлена на формирование коммун...
Ямало-Ненецкий автономный округ
Конспект урока предназначен для обучающихся 9 классов. Основная цель урока: развитие коммуникативный умений, отработка лексических знаний по теме "Ямало-Ненецкий автономный округ"...
Топонимика Ямало-Ненецкого автономного округа
Цель данного исследования является выявление особенностей топонимии Ямало-ненецкого автономного округа.Задачи работы заключаются в следующем:- определить сущность понятия топонимика;- выяснить особенн...
ЗАКОН О МЕРАХ ПО СОДЕЙСТВИЮ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ, ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ИМ ВРЕДА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ЗАКОН О МЕРАХ ПО СОДЕЙСТВИЮ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ, ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ИМ ВРЕДА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГ...