№ урока |
| Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
|
план | факт |
Введение. ( 1 ч) |
1 | Кубань - перекрёсток цивилизаций. Средневековый период этнополитической истории Кубани.
| 1 час | 02.09 |
| Карта Краснодарского края.
| Раскрывать специфических исторических и кубановедческих терминов. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю края. |
Раздел I. Природа малой родины и человек. (7 часов)
|
2 | Источники информации о малой родине. | 1 час | 09.09 |
| Учебник рабочая тетрадь, мультимедийное оборудова ние, интернет ресурсы.
| Комментировать и формулировать понятия. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. знать исторические источники. Исследовать географию районов края по карте. Изучить природные объекты и памятники природы, истории и культуры. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. |
3 | Особенности природы Кубани и своей местности. | 1 час | 16.09 |
|
4 | Растения, которые нас окружают. Животные - обитатели населённых пунктов. | 1 час | 23.09 |
|
5 | Природные достопримечательности и памятники природы, истории и культуры. | 1 час | 30.09 |
|
6 | Влияние человека на природу своей местности. | 1 час | 7.10 |
|
7 | Население Кубани и вашей местности. |
| 14.10 |
|
8 | Виды хозяйственной деятельности жителей Кубани. |
| 21.10 |
|
|
Раздел II. История Кубани (IV - XVI вв.) (14 часов) |
9 | Гунны: образ жизни и общественный строй. Завоевательные походы гуннских племён. | 1 час | 28.10 |
| Толковые словари, энциклопе -дии. Презентация «Великая Булгария». Презентация «Тмутараканское княжество».
Учебник рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация «Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа».
| Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Искать в сети Интернет информацию о находках археологов. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Характеризовать природно-климатические условия жизни кочевников. Характеризовать основные занятия кочевников и особенности их быта. Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Рассказывать с помощью карты о местоположении знаменитых курганов. Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения кочевников Прикубанья. Называть причины основания итальянских колоний на Черноморском побережье Кавказа. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала, работать по карте. Сравнивать особенности традиций, образа жизни, культуру адыгов и ногайцев. |
10 | Великая Булгария в степях Прикубанья и Ставрополья. | 1 час | 11.11 |
|
11 | Образование государства у хазар и рост его могущества. | 1 час | 18.11 |
|
12 | Артания. Восточные походы киевских дружин в первой половине X в.: Олег, Игорь. | 1 час | 25.11 |
|
13 | Основание Тмутараканского княжества. Княжение Мстислава Владимировича в Тмутаракани. | 1 час | 02.12 |
|
14 | Тмутараканский камень. | 1 час | 09.12 |
|
15 | Византийский контроль над Тмутараканью . | 1 час | 16.12 |
|
16 | Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями. | 1 час | 23.12 |
|
17 | Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа. | 1 час | 13.01 |
|
18 | Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа. | 1 час | 20.01 |
|
19 | Племена адыгов после распада Золотой Орды. Расселение. | 1 час | 27.01 |
|
20 |
| 1 час |
|
|
Ногайцы на Кубани. |
| 03.02 |
21 | Борьба горцев против турецких завоевателей | 1 час | 10.02 |
|
22 | Политика Московской Руси на Северном Кавказе. | 1 час | 17.02 |
|
|
Раздел III. Культура народов Прикубанья в Средние века. (8 часов) |
23 | Язычество славян. | 1 час | 24.02 |
| Карта Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование. | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Искать в сети Интернет информацию о находках археологов. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
|
24 | Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. | 1 час
| 03.03 |
|
25
| Тмутаракань - очаг христианства на краю «русского мира». | 1 час | 10.03 |
|
26 | Христианизация Алании. | 1 час | 17.03 |
|
27
| Памятники христианской культуры VIII - IX вв. | 1 час | 24.03 |
|
|
28 | «Тмутараканские» сюжеты в «Повести временных лет». | 1 час | 7.04 |
|
|
29 | Героический эпос «Нарты». | 1 час | 14.04 |
|
| Анализировать «Тмутараканские» сюжеты в «Повести временных лет», героический эпос «Нарты». |
30
| Героический эпос «Нарты». |
| 21.04 |
|
|
1 час |
|
|
|
|
Раздел IV. Духовные истоки Кубани. (4 часа) |
31 | День славянской культуры и письменности. | 1 час
| 28.04 |
| Карта Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование | Находить и группировать информацию по данной теме. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.
|
32 | Христианская символика на Северо-Западном Кавказе. | 1 час
| 05.05 |
|
33 | Главное событие христианства. Пасха в кубанской семье | 1 час
| 12.05 |
|
34 | Житийная литература. | 1 час | 19.05 |
|
| Итого | 34ч | - | - |
|
|