Краеведение. Развитие торговли в 18 -19 веках. Симбирское купечество.
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему
Закрепление у учащихся комплекса знаний о понятии "" всероссийская ярарка"" с привлечением краеведческого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._simbirskaya_yarmarka.docx | 47.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Симбирское купечество. Развитие торговли и культура.
Конспект интегрированного урока для учащихся 8 класса.
Цель урока: закрепить у учащихся комплекс знаний о понятии «всероссийский рынок» на основе краеведческого материала; углубить знания о культуре родного края.
Задачи урока.
- Образовательные:
- Расширять знания учащихся о всероссийском рынке, его формах на примере развития торговли в Симбирске в 18- 19 веках.
- Сформировать представление о влиянии торговли на разные стороны жизни людей.
- Закрепить знания учащихся о развитии всероссийского рынка и о культурных ценностях родного края.
- Развивающие:
- Дальнейшее развитие регулятивных (целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция) и коммуникативных (учебное сотрудничество, поиск и сбор информации) УУД учащихся.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к малой родине.
- Способствовать развитию интереса к родному языку.
- Воспитывать уважение к труду.
- Способствовать формированию позитивного отношения к идеям меценатства и благотворительности.
Тип урока по дидактическим целям:
обобщение и закрепление изученного материала.
Форма урока: урок - игра.
Основные понятия: всероссийский рынок, купечество, меценатство, ярмарка.
Оборудование: интерактивная доска, оформленные под торговые прилавки столы, костюмы.
Домашнее задание: подготовить индивидуальные сообщения о симбирских купцах, желательно о родственниках, имеющих отношение к купечеству или к сохранению и приумножению культурных ценностей родного края.
План урока:
Этапы. | Время. | Приемы и методы. |
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 3 мин. | Беседа учителя. |
2. Первичное закрепление (конструктивное) | 5 мин. | Выступление учеников. Презентация. |
3. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | 25 мин. | Выступления учащихся. Творческие выступления групп. |
4.Закрепление. | 8 мин. | Работа с викториной, загадками, проецируемыми на доску. |
5.Рефлексия | 2 мин. | Подведение итогов занятия. Использование смайликов. |
6. Информация о домашнем задании. | 2 мин. | Объяснение учителя. |
Симбирское купечество. Торговля и культура.
Интегрированный урок
истории, литературы, русского языка
и мировой художественной культуры.
Если Россия есть страна надежд, то вы - самая лучшая надежда, вы русские купцы.
Ход урока.
Вступительное слово учителя истории.
Тема нашего урока «Симбирское купечество. Торговля и культура». Сегодня мы рассмотрим как Симбирск из «дворянского города» превращался в торгово-промышленный, что этому способствовало и что представляло собой симбирское купечество. Здесь же на уроке мы увидим ярмарку во всём её великолепии.
Учитель словесности.
О ярмарке в Симбирске есть замечательное стихотворение Евгения Евтушенко («Ярмарка в Симбирске»), строчки из которого станут лейтмотивом нашего урока.
Ярмарка!
В Симбирске ярмарка.
Почище Гамбурга!
Держи карман!
Шарманки шамкают,
и шали шаркают,
и глотки гаркают:
«К нам! К нам!»
В руках приказчиков
под сказки-присказки
воздушны соболи,
парча тяжка.
А глаз у пристава
косится пристально,
и на «селедочке»
перчаточка.
Но та перчаточка
в момент с улыбочкой
взлетает рыбочкой
под козырек,
когда в пролеточке
с какой-то цыпочкой,
икая,
катит
икорный бог.
И богу нравится,
как расступаются
платки,
треухи
и картузы,
и, намалеваны
икрою паюсной,
под носом дамочки
блестят усы.
А зазывалы
рокочут басом,
торгуют юфтью,
шевром,
атласом,
пречистым Спасом,
прокисшим квасом,
протухшим мясом
и Салиасом.
Учитель истории.
Ярмарка нас ждёт впереди, а сейчас послушаем краткую справку о развитии торговли в Симбирске во второй половине 19 века.
Ученик. В 60-90-е годы 19 века Симбирск из «дворянского города» постепенно превращался в торгово-промышленный центр. Этому способствовало то, что город находился в среднем течении главной артерии России - реки Волги. Здесь проходили торговые тракты: Казанский, Саратовский, Уральско-Московский и Саранский. По этим трактам провозилось огромное количество сельскохозяйственных продуктов и промышленных товаров. Из-за Волги через село Промзино на реке Суре шли к Симбирску скотопрогонные дороги: Батракская и Симбирская, по которым ежегодно прогоняли до 40 000 голов скота. Симбирская торговля существовала в трех формах: ярмарки (оптовая торговля), базары (обмен и сбыт сельскохозяйственной продукции) и лавочная торговля. Особое значение имели ярмарки. Они устраивались три раза в год. Среди них самой значительной была Сборная ярмарка, которая стояла в одном ряду со знаменитой Макарьевской в Нижнем Новгороде. Продолжалась Сборная ярмарка 3 дня в первую неделю Великого поста - конец февраля-начало марта. Местом для проведения служили Столбы - так назывался гостиный двор (на месте Центрального Универмага).
Комментарии учителя истории.
Немного из истории:
Самым крупным торгом была Сборная ярмарка. Точных сведений о возникновении этой ярмарки не сохранилось. По всей вероятности, она началась или в последнем десятилетии XVIII века, или в самом начале ХIХ века. Обороты её вначале были очень незначительные. Так, городской доход в 1808 году от сдачи в аренду торговых лавок и магазинов на ярмарке составил всего 88 рублей 42 копейки. Однако, по мере увеличения населения г.Симбирска торг на ярмарке стал возрастать. В 1840-х годах оборот ярмарки превысил миллион рублей, а в 1860 году Симбирская Сборная ярмарка заняла четвёртое место между всеми ярмарками России. Год 1882-й стал для нашей ярмарки самым удачным - привоз товаров на ярмарку превысил десять миллионов рублей. Но затем обороты ярмарки стали с каждым годом сокращаться и к концу века не превышали четырёх миллионов рублей.
Ярмарки с момента возникновения сменили несколько мест в городе, пока, наконец, не перебрались за овраг речки Симбирки. Ярмарочная площадь была куда больше, чем Ульяновский Центральный рынок, она занимала территории нынешних заводов «Утёс» и «Контактор». С северо-востока к ярмарочной площади примыкала ещё Базарная с мучной и бакалейной торговлей, обжорным, тележным и колёсным рядами.
В Симбирск привозили мануфактуру – бумажные и шерстяные материи, сырые кожи и кожевенные изделия, железо, медь и изделия из них, кубовую краску и вообще москательный товар, хлеб в зерне и муку, колониальные товары, сахар, свечи, тульские самовары, церковные колокола. Отдельные площадки отводились под торговлю деревянными изделиями, кустарной продукцией и лошадьми. Торговали и готовой одеждой, мехами, ювелирными изделиями, парфюмерией, а также книгами.
На ярмарку, в лучшие её годы, съезжалось до пятидесяти тысяч человек – это немногим меньше численности населения Симбирска.
Презентация №1.
(Основное содержание.)
- Торгово-промышленный центр.
- Почему больше развивалась торговля, а не промышленность?
- Нет железных дорог, нет крупных предприятий. Но проходили торговые пути.
- Торговые тракты.
- Сборная ярмарка - самая значительная ярмарка Симбирска.
Столбы- гостиный двор на торговой площади.
- А теперь давайте представим, что мы очутились в 19 веке на Гостином дворе. Вот уже слышен зазывала ярмарочный - коробейник.
Коробейник: Давай - подходи,
И других приводи!
Хоть я сам не пригож,
Но товар привез - хорош!
Есть ниточки,
Есть - катушечки.
Подходите покупать,
Девчоночки - душечки!
Иголки не ломки.
Нитки, тесемки.
Румяна, помада,
Кому чего надо!
Учитель. А теперь пора послушать наших купцов: откуда они прибыли и какой товар привезли.
Иркутские купцы.
1.Сами мы иркутские 4. Вот орешки
Меха у нас сибирские Хороши орешки
Давай - покупай Вкусные на меду
Налетай - выбирай. Давай в шапку накладу.
Московские купцы.
2. А мы - московские 5. А московский наш медок
Шали - ивановские Кушай девка, паренек,
Давай - покупай Кушайте и пейте
Забирай - выбирай! Денег не жалейте!
Симбирские купцы.
3. У нас у симбирских 6 . У нас у симбирских
Товару - барка Товару хватит всякого
Мыла пахучие Тары- бары, растабары
Ситцы нелинючие! Расторгуем все товары!
Учитель истории. Итак, откуда к нам прибыли купцы и зачем?
Ученики.
К нам на симбирскую землю прибывали купцы отовсюду. Сегодня здесь, кроме местных торговцев, приехали гости из Иркутска, Москвы.
Но на ярмарку люди приходили не только за товаром. Здесь узнавали последние новости, получали информацию о жизни в других городах.
На ярмарке было много развлечений, ведь это праздник! Сюда приводили детей, так как здесь часто устраивали цирк, устанавливали карусели.
Свои представления показывали местные артисты - и среди них всеми любимый Петрушка. Который мог не только похвалить. Но и покритиковать, и даже проучить.
Выступление Петрушки.
(Звучит музыка Стравинского «Петрушка».)
Учитель словесности. Мы предлагаем вашему вниманию отрывок из комедии о Петрушке, созданной на основе народных сказаний. (Лубочное издание регулярно выпускалось Е. Коноваловым примерно с 1910 по 1917 год.)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Петрушка Уксусов.
Цыган,
Лошадь.
Музыкант.
Действие первое
Петрушка. А вот и ребятишки! Здорово, парнишки! Бонжур, славные девчушки, быстроглазые вострушки! И вам бонжур, нарумяненные старушки, моложавые с плешью старички! Я ваш старый знакомый — мусью фон-гep Петрушка. Пришел вас позабавить, потешить да и с праздником поздравить. Вот какой я!
Появляется Цыган с лошадью.
Цыган. Здравствуй, мусью Петр Иванович! Как живешь-поживаешь, часто ли хвораешь?
Петрушка. А тебе какое дело? Уж не доктор ли ты?!
Цыган. Не бойся, я не доктор... Я цыган Мора из хора, пою басом, запиваю квасом, заедаю ананасом!
Петрушка. А ты языком не болтай, зубы не заговаривай. Говори, что надо, да мимо проваливай.
Цыган. Мой знакомый француз Фома, который совсем без ума, говорит, что тебе хорошая лошадь нужна, чтобы призы на скачках брать.
Петрушка. Это, брат, дело. Мне лошадь давно заводить приспело. Хочу и я поскакать да призы на скачках брать. Только хороша ли лошадь?
Цыган. Не конь, а диво: бежит — дрожит, спотыкается, а упадет — не поднимается. По ветру без хомута гони в три кнута. На гору бежит — плачет, а с горы так скачет, а как завязнет в грязи, так оттуда уж сам вези! Отменная лошадь!
Петрушка. Ого-го! Вот так лошадь! А какой масти?
Цыган. Лошадь не простая: пегая с пятнами, золотая, с гривою, лохматая, кривая, горбатая — аглицкой породы с фамильным аттестатом.
Петрушка. Ого-го! Такую-то мне и надо. А дорого ли стоит?
Цыган. По знакомству не дорого возьму: триста.
Петрушка. Что ты, фараоново племя, дорого просишь?! Как у тебя язык не сломался запросить три сотни?
Цыган. Сколько же дашь, чего не пожалеешь?
Петрушка. Бери два с полтиной да в придачу дубину с горбиной.
Цыган. Мало! Прибавь ребятишкам хоть на молочишко.
Петрушка. Хочешь сто рублей?
Цыган. Экой скупой! Прибавляй больше.
Петрушка. Хочешь полтораста с пятаком?
Цыган. Дешево. Ну, делать нечего, по рукам — давай деньги.
Петрушка. Давай сначала лошадь.
Цыган. Получишь и лошадь из полы в полу, только давай сначала задаток.
Петрушка (неожиданно). Изволь, брат Цыган, держи карман. Вот только я, приятель, сбегаю, мелочь разменяю. (Скрывается.)
Цыган. Эй, скоро ли задаток?
Голос Петрушки. Погоди капельку, кошелек потерял.
Петрушка (появляется с дубиной и начинает бить Цыгана). Вот тебе сто, вот тебе полтораста! (Цыган убегает.) Ого-го! От такого задатка не поздоровится! Музыкант! Давай-ка сюда лошадь. Тпру, тпру! Стой, не брыкайся! У-у, не лошадь, а огонь! Стой! Нужно сосчитать зубы, сколько ей лет. (Смотрит ей в рот.) Лошадь совсем молодая: ни одного зуба еще во рту нет! Прощайте, ребята, прощай, жисть молодецкая! Я уезжаю, музыкант.
Музыкант. Далеко ли?
Петрушка. Вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской, с колокольчиком, на Вязьму, на Валдай, а ты никому не болтай: я тебе за это гостинец привезу. (Скачет и поет.)
Заложу я тройку борзу
Темно-карих лошадей!..
Ученики. Таков ярмарочный герой Петрушка. Интересны были представления с его участием!
В толпе можно было встретить и шарманщика с его постоянным спутником попугаем, который за пятачок мог предсказать судьбу.
В этой круговерти иногда у зазевавшихся торговцев пропадал товар. Поэтому за порядком на ярморочной площади наблюдали полицмейстер и группа полицейских.
Учитель истории. Предоставим полицейским возможность заниматься своим благородным делом, а сами вернёмся к главным людям на ярмарке. Послушаем наших купцов. Не только товары у них хороши. Они хотят похвастаться богатством и красотой своего родного края.
Иркутские купцы. Приехали мы из таежных краев. Богат наш край. Собрали товар и с установлением снежного покрова собрались к вам. Привезли меха сибирские, грибы и орехи. Орехи - очень полезный продукт, ведь не зря больным врачи рекомендуют орехи. А брусника и клюква? Это вкусно и питательно.
Учитель истории. Богат ваш край, иркутчане. И далек был ваш путь, и опасно ваше дело. Нелегок был хлеб купца. Вообще к купцам всегда относились неоднозначно. Это касается и симбирского купечества.
Ученик. С одной стороны - стяжатели, с другой - благотворители. Например: богатейшая купеческая семья Акчуриных. Свое состояние они сделали сначала на торговле сырой шерстью, а затем на производстве сукна из нее. В д.Старое Тимошкино на их фабрике рабочие подвергались жесточайшей эксплуатации. В то же время, когда в 1880-81 ггоды в Поволжье была сильнейшая засуха и голод, Тимербулат Курамшевич Акчурин бесплатно кормил от 150- до 320 человек на 7 тысяч рублей.
Ученик. Прославился благотворительностью и купец КирпичниковА.П. После его кончины по завещанию было перечислено 200 тысяч рублей на богодельню и детский приют.
Алексей Петрович Кирпичников, купец 2-й гильдии, еще 1882 году пожертвовал 2 дома, а затем 20 тыс. рублей для размещения в них богадельни и детского приюта, а после своей кончины завещал городу еще 200 тыс. рублей на содержание этих заведений. В 1894 году его младший брат Александр добавил на их содержание 110 тыс. рублей.
Еще 110 тыс. рублей в том же году на содержание богадельни и приюта пожертвовал сын торговца сукном и мануфактурой Александр Петрович Конурин.
Вместо небольших, отдельно стоящих домов появилось огромное по протяженности трехэтажное кирпичное здание, занявшее целый квартал. Всего в богадельне содержалось 211 неимущих.
Учитель истории.Вот такие были купцы. А теперь давайте послушаем наших гостей из Московии Великой.
Московские купцы. Московия тоже богата своими торговыми традициями и край наш не беден. Недалеко от Москвы есть город Вологда, где местные мастерицы прославились искусством плетения кружев.
А сколько богатств в наших лесах! Взять хотя бы лекарственные травы. Ромашка, крапива и другие - очень хорошие помощники в борьбе со всякой хворью. А о пользе меда и говорить не приходится!
Учитель словесности. Вот слушала я москвичей и подумала. А ведь купцы всегда любили свой край и старались приумножить не только богатства свои. Но и прославить свою малую родину. Иначе как объяснить тягу купцов к искусству.
Например: симбирский предприниматель Федор Степанович Степанов жертвовал деньги на развитие Симбирской чувашской учительской школы. А его сын - Михаил Федорович в 1898 году создает хор из рабочих, а в 1901 там же открывает театр. На средства купечества строились церкви, открывались учебные заведения. Велика роль симбирского купечества!
А теперь пора послушать наших земляков.
Симбирские купцы. Мы тоже можем похвастаться богатствами нашего края. Ведь не зря Алексей Михайлович еще в 1648 году «положил глаз» на наш край. Сколько рыбы в нашей матушке - Волге. А необозримые поля ржи, пшеницы, подсолнечника.
Семечки - это продукт в котором 90% растительного жира.
А симбирские валенки! Что бы мы делали без них на морозе.
Ученик. Говоря о торговле в нашем крае, нельзя не упомянуть и прасолов - так называли странствующих торговцев. С огромным узлом за спиной и с железным аршином в руке они ходили по глухим деревням. Предлагали необходимые товары - посуду, ткани и безделушки. Иногда товар меняли на натуральные продукты, при этом не забывали «надуть» покупателей. Частенько прасолы отпускали свой товар в долг, а к концу уборки урожая заявлялись за расчетом и скупали у должников за полцены мед, масло, кожу. Среди прасолов встречались и чужеземцы - цыгане, китайцы.
Учитель истории. Развивая торговлю с кем-либо, купцы стремились узнать побольше о человеке, ведь договор иногда заключался на одном честном слове. Также стремились узнать об экономике края, чтобы знать, какой товар везти на продажу. Ну и раз уж собрались мы с вами в Симбирске, давайте вспомним историю нашего края.
Викторина.
- Когда был основан наш город?
- С какой целью был основан наш город?
- Кто был основателем Симбирска?
- Что вы знаете о названии нашего города?
- В 1671 году город пытался захватить «разбойник». Кто это был?
- Бывал ли в нашем городе другой «разбойник» - Е. Пугачев?
- Кто из великих государей посещал Симбирск - Ульяновск?
- Бывал ли в нашем городе А.С. Пушкин?
- К кому приезжал А.С. Пушкин?
- С какой целью?
- Назовите людей, прославивших наш город.
Учитель словесности. Что-то мы позабыли о наших купцах. Ну как идет торговля? Для торговой сделки важно не только наличие товара, но и хитрость, бойкость купца. Прислушайтесь, как торговцы хвалят свой товар, при этом не забывая поддеть, кольнуть своих соседей.
Круговорот пословиц и поговорок.
Об Иркутске.
Хороша Москва, а Иркутск лучше.
Кто в Иркутске проживет три года, того и в Москве не обманешь.
У нас в Сибири бабы коромыслом соболей бьют.
Славна Москва калачами, а Иркутск соболями.
Страшна Сибирь слухом. А люди лучше вашего живут.
Иркутчане - ребята хваткие. Семеро одного не боимся.
О Москве.
Московский человек хлеб и соль водит.
Москва, что доска: спать широко, да кругом метет.
Живи, живи, ребята, пока Москва не проведала.
Новгород - отец, Киев - мать, Петербург - голова, а Москва - сердце России.
Москаль - ворона, а привязчивее черта.
Славится Москва невестами, колоколами да калачами.
О Симбирске.
Симбиряне и в Москве свои валенки узнают.
У симбирянина грудь всегда мерзнет: пятки в Свияге, а уши в Волге.
У нас в Симбирске и уха с блинами.
У симбирян и деготь - красный товар.
Виден Симбирск, да семь дней идем.
Волга у нас - речка важная: донышко серебряно, а крутой бережок яблоками позолочен.
Учитель. Ой и задиристые купцы здесь собрались, не дают друг другу спуску. Умны как и триста лет назад. А вы не желаете блеснуть своим умом, смекалкой. Отгадайте-ка торговые загадки.
Торговые загадки.
- Не в меру, не на вес, а у всех есть? (Ум.)
- Два купца всю жизнь в обгонку ходят, а обогнать друг друга не могут? (Ноги.)
- Чего не купишь ни за какие деньги? (Здоровье.)
- Всем нужен, да не всякий сделает? (Хлеб.)
- Сам в шерсти, а кожи нет? (Валенок.)
- За чем купец торгует? (За прилавком.)
- Мужик купил три козы, заплатил за них 12 рублей. По чём козы с рынка вышли? (По земле.)
- Что в пустом кармане когда- нибудь да бывает? (Дырка.)
- Не жнёт, не косит, а обедать просит? (Лодырь.)
Учитель словесности. Вот и подходит к концу наша ярмарка. Начинали мы разговор о ней словами Евгения Евтушенко и перед завершением послушаем финальный отрывок стихотворения «Ярмарка в Симбирске».
Ученик.
Ярмарка!
В России ярмарка.
Торгуют совестью,
стыдом,
людьми,
суют стекляшки,
как будто яхонты,
и зазывают на все лады.
Тебя, Россия,
вконец растрачивали
и околпачивали в кабаках,
но те, кто врали и одурачивали,
еще останутся в дураках!
Тебя, Россия,
вконец опутывали,
но не для рабства ты родилась —
Россию Разина,
Россию Пушкина,
Россию Герцена
не втопчут в грязь!
Нет,
ты, Россия…
Тебе великая дана судьба,
и если даже ты стонешь,
падая,
то поднимаешь сама себя!
Ярмарка!
В России ярмарка.
В России рай,
а слез — по край.
Но будет мальчик —
он снова явится
и скажет праведное:
«Вставай!»
Учитель. Подошла к концу ярмарка. Её участники и себя показали, и товар продали и домой гостинцев понакупали, и новости узнали. Ждет купцов путь дальний и нелегкий. И хочется напутствовать их словами известного публициста 19 века Николая Полевого, с которыми он обратился к выпускникам Московской Коммерческой Академии : «Если Россия есть страна надежд, то вы - самая лучшая надежда, вы русские купцы.» Я думаю, лучше сказать о значении купечества в развитии экономики и культуры страны нельзя.
Домашнее задание.
Учитель. Наверное, некоторые из вас имеют далеких родственников - купцов. К следующему уроку подготовьте рассказ о них.
Запишите задание:
подготовить индивидуальные сообщения о симбирских купцах, желательно о родственниках, имеющих отношение к купечеству или к сохранению и приумножению культурных ценностей родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ремесла и торговли в Западной Европе
Задания для обучающихся 6 класса по истории Средних веков (тест, кроссворд, ребус,схема).Excel....
Интегрированный урок. История+краеведение. Развитие Липецкого курорта.
Одним из брендов города Липецка является минеральная вода. Когда появился курорт и как развивался узнают ученики на этом уроке....
Развитие торговли 19 в
Разработка урока 8 класс история Казахстана....
Урок экономики с элементами здоровьесбережения по теме: «Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли»
Учитель экономики МАОУ «СОШ № 16» г. СыктывкараТутринова Татьяна ГарриевнаУрок экономики с элементами здоровьесбережения по теме: «Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптово...
Торговля. Виды торговли. Формы торговли.
Презентация к уроку экономики по теме: "Торговля. Виды торговли. Формы торговли." - 6 класс...
Урок истории в 6 классе "Развитие торговли в средневековой Европе
Презентация к уроку по истории средних веков в 6 классе "Развитие торговли в средневековой Европе".Повторение изученного на предыдущих урокахПостановка задачи на урокеПоложительные и о...
Развитие торговли в средние века практикум
Разработка практикума по теме Развитие торговли в средние века для 6 класса. Предполагает самостоятельную работу с текстом и картой. Работу предваряет видео по теме и введение в тему....