Рабочая программа по курсу "Детская литература Алтая"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Микитюк Лариса Геннадьевна

Рабочая программа

 

«Детская литература Алтая » 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dla_5_kl._pit.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                      Рабочая программа «Детская литература Алтая »

 

                                       Пояснительная записка.

        Проблема регионального компонента содержания образования в настоящее время очень актуальна. Процесс регионализации разворачивается стихийно. Особенно благоприятные возможности для выращивания «нормальной этничности» предоставляют предметы художественного цикла, в том числе литература.

       Курс литературы призван ввести учеников в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Чтение – это один из важнейших и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. Художественное литературное произведение своим духовным нравственно – эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю.

        В образовательной системе  школы функциональность регионального компонента в немалой  степени определяется принципом его содержательной целостности.                      

    Принцип предусматривает различный характер относительной самостоятельности региональной составляющей в структуре общего содержания образования  в соответствии с разными возрастными возможностями школьников  в усвоении учебного материала и целями образовательного процесса.      

          Включение  в региональный компонент содержания образования такого предмета, как «Алтайские писатели - детям», оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует в нём гражданина России, любящего Родину и берущего на себя ответственность за свой родной край, его настоящее и будущее.

Программа построена на следующих принципах:  

- принцип жанрового разнообразия;

- принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой»;

- принцип идейно – художественной значимости;

- принцип актуализации;

- принцип целостного восприятия художественного произведения;

- принцип регионализации.

      Произведения алтайских писателей и поэтов отличаются содержательностью, проникнуты особой любовью ко всему окружающему, написаны ярким, самобытным языком, присущим тем людям, у которых чувство Родины - «большой» Отчизны, дополняется чувством Родины «малой», первоначальной.

Цель программы:  знакомство учащихся с произведениями алтайских поэтов и писателей.

Задачи:

- привлечь внимание детей к чтению произведений алтайских авторов;

- вызвать интерес к чтению путём знакомства с произведениями своих земляков;

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

-обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка, прививать любовь к «малой Родине»;

- воспитывать бережное отношение ко всему окружающему;

- воспитывать детей патриотами своего родного уголка, родной земли.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся .

     Обучающиеся должны:

- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

- составлять план к прочитанному;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать  простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать названия, темы и сюжеты 2-3 литературных произведений писателей Алтая;

- знать наизусть не менее 3 стихотворений алтайских поэтов;

- знать не менее 2-3 алтайских сказок и легенд, уметь их пересказывать;

- уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, уметь продолжить ответ;

- давать реальную самооценку выполнения проделанной работы, учебного задания.

Механизм оценки получаемых результатов.

     Для оценки полученных результатов используются следующие формы учёта знаний, умений и навыков:

- текущий устный опрос учащихся по теме урока;

- проведение письменных опросов учащихся в виде тестов после обобщения знаний по теме;

- проведение соревнований и конкурсов на звание « Лучшего чтеца»;

- организация практикумов по выразительному чтению произведений по ролям с последующим анализом своего выступления;

- самостоятельное письменное составление плана произведения  

- составление рассказов о своих наблюдениях: из жизни школы, своего класса, за состоянием природы своего края;

- наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над выразительностью исполнения произведения;

- рисование иллюстраций к прочитанным произведениям.

Информационное обеспечение.

1.Базисный учебный план для образовательных учреждений Алтайского края , реализующих программы общего образования. Барнаул 2004 г.

2.Закон Российской Федерации «Об образовании». Ст. 2.

3. Штец А.А. «Национально – региональный компонент в культурно – ориентированном образовании». Под научной редакцией А.А. Леонтьева. Выпуск  4 – М.Балас,2000г. Стр 185,189.

Место предмета в учебном плане- 20 часов ( по 1 часу в неделю во втором полугодии)

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол.ч.

контроль

Изменения

1

Знакомство литературой Алтая.

1

2

Фольклор Алтая

1

3

Стихотворения Василия Нечунаева

1

4-7

Сказки Юстасии Тарасовой

4

8-9

Сказки Елены Ожич

2

10-13

Анна Никольская Эксели «Про Бабаку Косточкину»

4

14-15

Рассказы Виктора Сидорова

2

16-17

Произведения Виталия Бианки

2

18

Читательское восприятие сюжетов и героев произведений писателей Алтая  ( конкурс чтецов, рисунков)

1

*

19-20

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...

Программа элективного курса "Литература Алтая 20 века"

Рабочая программа элективного курса составлена для учащихся 11 класса и знакомит с богатейшей литературой Алтая 20 века...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа по музыке, 6кл.,Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, ФГОС. Рабочая программа по музыкальнй литературе, первый год обучения. Сост. Соколова В.И., ФГОС

Рабочая программа по музыке для 6 кл. разработана в соответствии с ФГОСом, а также с учетом возможностей авторской программы "Музыка" Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской. В программе отражены осовные ее разд...