Рабочая программа по курсу "Детская литература Алтая"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Рабочая программа
«Детская литература Алтая » 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dla_5_kl._pit.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Детская литература Алтая »
Пояснительная записка.
Проблема регионального компонента содержания образования в настоящее время очень актуальна. Процесс регионализации разворачивается стихийно. Особенно благоприятные возможности для выращивания «нормальной этничности» предоставляют предметы художественного цикла, в том числе литература.
Курс литературы призван ввести учеников в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Чтение – это один из важнейших и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. Художественное литературное произведение своим духовным нравственно – эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю.
В образовательной системе школы функциональность регионального компонента в немалой степени определяется принципом его содержательной целостности.
Принцип предусматривает различный характер относительной самостоятельности региональной составляющей в структуре общего содержания образования в соответствии с разными возрастными возможностями школьников в усвоении учебного материала и целями образовательного процесса.
Включение в региональный компонент содержания образования такого предмета, как «Алтайские писатели - детям», оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует в нём гражданина России, любящего Родину и берущего на себя ответственность за свой родной край, его настоящее и будущее.
Программа построена на следующих принципах:
- принцип жанрового разнообразия;
- принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой»;
- принцип идейно – художественной значимости;
- принцип актуализации;
- принцип целостного восприятия художественного произведения;
- принцип регионализации.
Произведения алтайских писателей и поэтов отличаются содержательностью, проникнуты особой любовью ко всему окружающему, написаны ярким, самобытным языком, присущим тем людям, у которых чувство Родины - «большой» Отчизны, дополняется чувством Родины «малой», первоначальной.
Цель программы: знакомство учащихся с произведениями алтайских поэтов и писателей.
Задачи:
- привлечь внимание детей к чтению произведений алтайских авторов;
- вызвать интерес к чтению путём знакомства с произведениями своих земляков;
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
-обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка, прививать любовь к «малой Родине»;
- воспитывать бережное отношение ко всему окружающему;
- воспитывать детей патриотами своего родного уголка, родной земли.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся .
Обучающиеся должны:
- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;
- составлять план к прочитанному;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать названия, темы и сюжеты 2-3 литературных произведений писателей Алтая;
- знать наизусть не менее 3 стихотворений алтайских поэтов;
- знать не менее 2-3 алтайских сказок и легенд, уметь их пересказывать;
- уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, уметь продолжить ответ;
- давать реальную самооценку выполнения проделанной работы, учебного задания.
Механизм оценки получаемых результатов.
Для оценки полученных результатов используются следующие формы учёта знаний, умений и навыков:
- текущий устный опрос учащихся по теме урока;
- проведение письменных опросов учащихся в виде тестов после обобщения знаний по теме;
- проведение соревнований и конкурсов на звание « Лучшего чтеца»;
- организация практикумов по выразительному чтению произведений по ролям с последующим анализом своего выступления;
- самостоятельное письменное составление плана произведения
- составление рассказов о своих наблюдениях: из жизни школы, своего класса, за состоянием природы своего края;
- наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над выразительностью исполнения произведения;
- рисование иллюстраций к прочитанным произведениям.
Информационное обеспечение.
1.Базисный учебный план для образовательных учреждений Алтайского края , реализующих программы общего образования. Барнаул 2004 г.
2.Закон Российской Федерации «Об образовании». Ст. 2.
3. Штец А.А. «Национально – региональный компонент в культурно – ориентированном образовании». Под научной редакцией А.А. Леонтьева. Выпуск 4 – М.Балас,2000г. Стр 185,189.
Место предмета в учебном плане- 20 часов ( по 1 часу в неделю во втором полугодии)
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол.ч. | контроль | Изменения |
1 | Знакомство литературой Алтая. | 1 | ||
2 | Фольклор Алтая | 1 | ||
3 | Стихотворения Василия Нечунаева | 1 | ||
4-7 | Сказки Юстасии Тарасовой | 4 | ||
8-9 | Сказки Елены Ожич | 2 | ||
10-13 | Анна Никольская Эксели «Про Бабаку Косточкину» | 4 | ||
14-15 | Рассказы Виктора Сидорова | 2 | ||
16-17 | Произведения Виталия Бианки | 2 | ||
18 | Читательское восприятие сюжетов и героев произведений писателей Алтая ( конкурс чтецов, рисунков) | 1 | * | |
19-20 | Резерв | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс
Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...
Программа элективного курса "Литература Алтая 20 века"
Рабочая программа элективного курса составлена для учащихся 11 класса и знакомит с богатейшей литературой Алтая 20 века...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по музыке, 6кл.,Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, ФГОС. Рабочая программа по музыкальнй литературе, первый год обучения. Сост. Соколова В.И., ФГОС
Рабочая программа по музыке для 6 кл. разработана в соответствии с ФГОСом, а также с учетом возможностей авторской программы "Музыка" Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской. В программе отражены осовные ее разд...