Программа !Мой край родной"
методическая разработка (9 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_kray_rodnoy_vneurochka.doc | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»
Утверждено
на педагогическом совете
протокол № 31 от 30.08.2012
директор МБОУ «С(К)СОШ № 15»
приказ № 56 от 30.08.2012
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Автор программы
учитель истории
МБОУ «С(К)СОШ №15»
Береснева Е.А.
Чусовой 2012 г
Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»
Пояснительная записка
Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 2 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Пермского края.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой край родной» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.
Программа факультатива
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)
1.Территория и географическое положение края. Знакомство с картой края, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья ”.(3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(2 ч )
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица”.(1 ч)
Урок-экскурсия по улицам д. Бечевинка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты
Тема 6: “Наша школа”. (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
Тема 7: “Моя малая Родина”.(2 ч)
1. Экскурсия
2. Знакомство с историческими памятниками.
Тема 8: “Природа нашего края”.(6 ч)
- Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Пермского края.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своего края.
4. Климат (2 ч)
Климатическая область расположения края; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
Тема 9: «Что дает наш край стране».(2 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране».
Тема 10: “Наш край богат талантами”.(2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
5. Концерты для ветеранов войны.
Тема 12: «Герб края».(2 ч)
- Лекция по геральдике.
- Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.
Тема 13: “Красная книга родного края”.(2 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Творческая работа-создание Красной книги
Учебный план
Тема | Количество часов | всего часов | |||
теория | практика | экскурсии | массовые мероприятия | ||
1. Введение | 1 | - | - | - | 1 |
2. Мой край на карте Родины | 1 | 1 | - | - | 2 |
3 . Я и моя семья | 1 | 2 | - | 3 | |
4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 1 | 1 | 2 | ||
5. Моя улица | 1 | 1 | - | 2 | |
6. Наша школа | 1 | 1 | 2 | ||
7. Моя малая Родина | - | 1 | 1 | 2 | |
8. Природа нашего края | 3 | 3 | - | 6 | |
9. Что дает наш край стране | 1 | 1 | - | 2 | |
10. Наш край богат талантами | 1 | 1 | 2 | ||
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 | 1 | 1 | 1 | 4 |
12. Герб района | 1 | 1 | 2 | ||
13. Красная книга родного края. | 1 | 1 | 2 | ||
Всего часов: | 12 | 15 | 6 | 1 | 34 |
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении программы факультатива «Мой край родной» учащиеся должны знать:
- Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);
- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения;
- Знакомство со «знакомым» радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).
Учащиеся должны уметь:
- участвовать с беседами с информантами;
- посещать музеи и другие культурные учреждения;
- участвовать в игровой забаве, в праздниках.
Приложение 1
Занятие 1. Тема: “Герб и флаг России”.
Программное содержание.
- Формировать устойчивый интерес и желание изучать государственную символику родного государства.
- Расширять и обогащать знания детей о гербе и флаге России.
- Обобщить элементарные представления детей о происхождении и функциональном назначении российского герба и флага, символическом значении цвета и образов (орёл, всадник).
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, высказывать собственное мнение.
- Закрепить умение и навыки в самостоятельной художественной деятельности, умение передавать в рисунке свое представление, добиваясь выразительности.
- Воспитывать чувства патриотизма, любви к России, родному городу, гордости за родное отечество.
Наглядные пособия и материалы:
- рисунки герба и флага России;
- эмблемы детских команд; фишки для викторины;
- изобразительный материал;
- музыкальное сопровождение.
Материал и оборудование:
- альбомные листы,
- гуашь, кисти,
- баночки с водой,
- салфетки,
- цветные карандаши и.т. д.
Итак, внимание, вопросы викторины:
- Какие отличительные знаки нашей Родины вы знаете? (Флаг и герб)
- Что означает Российский флаг? (Единство страны)
- Сколько цветов в Российском флаге?
- Что означает белый цвет? (Мир и чистоту совести).
- Синий цвет? (Небо, верность и правду).
- Красный цвет? (Огонь и отвагу).
- Что изображено на гербе? (Двуглавый орёл).
- Что изображено на монетах?
- Как называются монеты, на которых изображён всадник? (Копейка).
- Для чего нужен герб? (Чтобы отличить одно государство от другого, монеты своей страны от иностранных монет, для печатей и т.д.)
Игровая разминка “Необычный рисунок”.
Занятие 2. Тема: “Знакомство с гербом и флагом родного города
Программное содержание.
- Формировать устойчивый интерес и желание изучать государственную символику родного города.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, высказывать собственное мнение.
- Совершенствовать умения владеть простейшими приемами техники “Цветные нитки”, самостоятельно выполнять работу по образцу.
Наглядные пособия и материалы.
- Иллюстрации флага и герба Российской федерации, родного города.
Приложение 2. Занятие на тему «Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства»
Цель:
- Знакомство с понятием родства кровного и духовного (свойство, близочество) и с другими родственными наименованиями.
- Изучение родственных связей по восходящей линии и боковым трех видов.
- Продолжение работы над своей родословной.
Базовые понятия:
- кровное родство;
- духовное родство;
- крестный (воспеемник).
Оборудование:
- таблица №1 «Таблица кровного родства»;
- таблица № 2 « Перечень древних родственных наименований»;
- таблица № 3 «Схема прямого родословия».
Формы организации деятельности учащихся:
- беседа;
- музейная лекция;
- лекция;
- встреча со священником;
- самостоятельная работа.
Задачи, прогнозируемый результат:
- Установи личности, имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков.
- Разбери подробно свои родственные связи – восходящую, боковые трех видов, нисходящую, смешанную восходящую.
- Распиши по наименованиям своих родственников.
- Продолжи заполнение таблицы прямого родословия.
- Начни заполнение таблицы поколенных росписей.
Таблица кровного родства
прадед |
| я |
|
|
|
дед |
| сын |
|
|
|
отец |
| внук |
|
|
|
я |
| правнук |
Боковые линии
Первая |
| Вторая |
| Третья | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отец |
|
|
| Дед |
|
|
| Прадед |
|
|
|
| Брат |
|
|
| Дядя |
|
|
| Двоюродный дед |
Я |
|
|
| Отец |
|
|
| Дед |
|
|
|
| Племянник |
|
|
| Двоюродный брат |
|
|
| Двоюродный дядя |
|
|
|
| Я |
|
|
| Отец |
|
|
|
|
|
|
|
| Двоюродный племянник |
|
|
| Троюродный брат |
|
|
|
|
|
|
|
| Я |
|
|
Мужское нисходящее родословное древо
Смешанная восходящая вертикальная схема
Перечень древних родственных наименований
- Пращур – отец прадеда;
- стрый великий – двоюродный дед;
- тетка великая – двоюродная бабка;
- стрый – дядя по отцу;
- стрый малый – двоюродный дядя (двоюродный брат отца или матери);
- тетка малая – двоюродная тетка (двоюродная сестра родителей);
- братанич – племянник (сын брата);
- сестричин – племянник (сын сестры);
- сестрична – племянница (дочь сестры);
- первые стрытные братья и сестры или первая брату чада – двоюродные братья и сестры;
- вторые стрытные или внучатые братья и сестры или вторая брату чада – троюродные братья и сестры;
- внуки стрытные – двоюродные племянник и племянница;
- отчим – муж матери;
- мачеха – жена отца;
- пасынок или пасерб – сын мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
- падчерица – дочь мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
- единокровные братья и сестры – от одного отца, но разных матерей;
- удиноутробные братья и сестры – дети, сближенные браком отца одного и матери другой;
- свекор – отец мужа;
- свекровь – мать мужа;
- тесть – отец жены;
- теща – мать жены;
- зять – муж дочери, так же принято называть мужа сестры;
- невестка – или сноха – жена сына, так же называют жену брата;
- деверь – брат мужа;
- шурин – (швагер) брат жены;
- золовка (свесть) – сестра мужа;
- свояченица – сестра жены;
- сватья (свать) и сваха – родители мужа и жены между собой;
- ястров (ястровица) – жены деверя (жена мужина брата);
- свояк – муж свояченицы (муж жениной сестры).
|
|
|
| --------------- 63 | – VI | колено | ||
|
|
| --------------- 31 |
| – V | колено | ||
|
| --------------- 15 |
|
| – IV | колено | ||
| 6 --------------- 7 |
|
|
| – III | колено | ||
2 --------------- 3 |
|
|
|
| – II | колено | ||
| 1 |
|
|
|
|
| – I | колено |
Помни имя свое
География рода. Фамилия. Флаг семьи. Верования. Обычаи, традиции, праздники семьи (рода). События, легенды, загадки, домыслы семьи (рода).
Цели:
• Продолжить работу над заполнением таблиц и схем.
• Продолжить систематизацию фактов, рассказывающих о членах семьи (рода).
Базовые понятия:
- генеалогия;
- способы образования фамилий.
Оборудование:
- таблица № 1 «Перечень способов образования фамилий»;
- карта мира;
- карта России;
- словарь «Религии мира»;
- словарь фамилий;
- условные хронологические схемы № 1 и №2.
Формы организации деятельности учащихся:
- беседа;
- работа с картой;
- работа со словарем;
- самостоятельная работа.
Задания, прогнозируемый результат:
• Составление карты расселения членов рода.
• Сбор галереи фотопейзажей, рисунков, полотен, связанных с географией твоего рода.
• Исследование происхождений фамилий твоего рода, формулирование гипотезы появления твоей фамилии или запись истории ее возникновения.
• Установление религиозной принадлежности членов семьи (рода).
• Выделение в рабочих записях фактов, рассказывающих об обычаях, традициях, праздниках семьи (рода).
• Описание наиболее ярких членов твоего рода (характеры, привычки, увлечения, творчество, чудачество, болезни, добродетели, пороки, благочестивость, любимые песни, мелодии, книги, пословицы и т.д.).
• Выделение в своих рабочих записях фактов, граничащих с легендами, домыслами, загадками.
• Построение хронологической схемы жизненного пути самых ярких представителей вашей семьи (рода), запись биографии.
• Построение синхронной хронологической таблицы событий в стране и мире, используя семейный календарь и схему прямого родословия.
«Перечень способов образования фамилий»
- Крестильное имя;
- внутрисемейное прозвище;
- имя отца;
- имя деда;
- мирское имя (прозвище);
- от женского крестильного;
- принадлежность по сословию;
- искусственно созданные;
- редкие;
- умышленно измененные;
- по профессии;
- по роду занятий;
- по принадлежности к нации;
- по месту жительства и т.д.
Приложение 3. «Природа родного края»
Цели занятия:
- познакомить с разнообразием растительного и животного мира Волгоградской области;
Дидактический материал, используемый на занятии:
а) рисунки и репродукции растений и животных;
б) набор открыток «Зелёная аптека», «Лекарственные растения»;
в) экологические игры:
- «Угадай по описанию животных»,
- «Угадай по описанию деревья и кустарники»,
- игра–лото «Редкие и исчезающие виды Волгоградской области».
План занятия
I. Знакомство с растительным и животным миром Вологодской области:
а) деревья и кустарники (показ открыток, репродукций);
б) травянистые растения.
II. Растения, находящиеся под охраной закона.
С помощью открыток и репродукций, ребята знакомятся с исчезающими растениями.
III. Проведение игр для закрепления пройденного материала.
а) Угадай по описанию растения и кустарник
- Многолетнее травянистое растение до 50 см высоты с одной или несколькими цветочными стрелками. Листья широкояйцевидной формы, черешковые, составляют розетку. Мелкие невзрачные цветки собраны в цилиндрические колосья. Плод – коробочка. Размножается семенами. Используют в медицине при желудочных заболеваниях и в качестве отхаркивающего средства (подорожник).
- Одно или двулетнее травянистое растение 10 – 40 см высоты. Стебли прямостоячие, простые или ветвистые. Листья очередные с крупными лировиднораздельными трилистниками; нижние – широкояйцевидные, черешковые, верхние – продолговатые, почти сидячие. Цветки одиночные. Верхние и боковые лепестки – сине – фиолетовые, нижний лепесток – всегда жёлтый. Плод – многосеменная коробочка. Цветёт с апреля до осени, плоды начинают созревать с июня. Размножается только семенами (фиалка трёхцветная (Иван – да – Марья)).
- Многолетнее травянистое растение до 60 – 100 (150) см высоты с длинным ползучим корневищем и мелкими зеленоватыми цветками, собранными в длинные ветвистые колосовидные соцветия. Стебель покрыт мелкими мягкими шипами. Цветёт с июня до октября; плоды созревают в июле – октябре. Используют в медицине листья, собранные в период цветения (май – сентябрь). В листьях содержатся: аскорбиновая кислота, каротин, витамин К, дубильные вещества, муравьиная кислота (крапива двудомная).
б) Игра – лото «Редкие и исчезающие растения Вологодской области»
Учащимся раздаётся игровое поле. Педагог показывает открытку с изображением растений, дети находят такое же изображение на своём поле и закрывают картинку фишкой, при этом давая правильное название растению. Результаты подводятся по тому, кто быстрее и внимательнее закроет своё поле.
в) Угадай по описанию животных.
- Хищный хитрый зверь с рыжеватым пушистым мехом. Его можно встретить во всех странах мира. Питается птицами и мелкими зверьками (лиса).
- Это крупное сильное дикое животное обитает в лесах Европы, Северной Африки. Его тело покрыто грубой щетиной. Питается желудями, насекомыми, грызунами (кабан).
- Лесной зверёк, распространенный во многих странах. К зиме меняет окраску меха с буро – серого цвета на белый. Питается травой, листьями, древесной корой и корнями растений (заяц – беляк).
- Пушной зверёк с шелковистым мехом. В нашей стране разводится в заповедниках. По берегам рек и озёр роет норы или строит хатки. Питается корой осины, ивы, водными растениями (бобр).
- Хищник семейства куньих. Распространён в Европе и Азии. У нас в стране встречается повсюду. У него длинная, блестящая шерсть, две чёрные полосы на голове. Живёт в норах. Уничтожает насекомых – вредителей, принося большую пользу сельскому хозяйству (барсук).
- Самый крупный зверь наших лесов. Питается орехами и ягодами, но иногда нападает на мелких животных. Разрывает муравейники и гнёзда диких пчёл (медведь).
IV. Подведение итогов занятия, поощрение самых активных.
Приложение 4 Занятие «Знакомимся с предприятиями деревни»
Цель занятия:
- познакомиться с предприятиями деревни Бечевинка;
- знакомство с интересными людьми.
- познакомиться с достопримечательностями села.
Беседа по дороге к месту экскурсии:
- Кто знает, какие предприятия находятся в нашем городе? (Заправка, СХТ (сельхозтехника); гараж, где стоят автобусы).
- А как правильно называется это предприятие? (ответа не последовало).
- Вот мы подошли к первому предприятию. Прочитайте на воротах, как оно называется.
- Какая техника здесь находится?
- Для чего нужна эта техника?
- Мы подошли, как вы говорили, к гаражу с автобусами. Какая надпись есть на воротах?
Далее знакомство происходит с АЗС (автозаправочная станция), РЭС (районная электростанция). Ребята увидели и узнали названия тех предприятий и организаций, которые часто встречаются на их пути, но не знакомы (гостиница, типография, РОВД (милиция), военкомат, сбербанк, музыкальная школа, Центр досуга, Мемориал погибшим воинам и др.)
Приложение 5. Занятие. «Краеведческий музей»
Цели занятия:
- познакомиться с музеем;
- рассмотреть экспозиции музея;
Занятие проводилось в краеведческом музее в форме экскурсии. Экскурсию проводит экскурсовод.
1.Напишите о своих впечатлениях после посещения галереи.
…………………………………………………………………
………………………………………………………………….
………………………………………………………………….
2. Нарисуй экспонат, который тебе больше всего понравился в галереи. Опиши его.
3. Напиши, какие музеи ты хотел бы увидеть.
…………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………….
- Напиши короткое сочинение «Когда в музее полночь». Если хочешь, проиллюстрируй его рисунками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"
Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...
Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"
Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
Программа «Мой край родной»
Приобщение детей к исследовательской деятельности, к чтению книг и различных литератур, углубленное изучение материальной и духовной культуры местного населения....
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)
на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...
Классный час «Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»
laquo;Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»...