Программа «Мой край родной»
статья по теме
Приобщение детей к исследовательской деятельности, к чтению книг и различных литератур, углубленное изучение материальной и духовной культуры местного населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по бурятскому языку
«Мой край родной» (6-9 классы)
Пояснительная записка
Одним из направлений в воспитании личности учащегося является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому, экологическому и физическому становлению учащихся. Как ни странно, но в наше время школьники намного больше знают о далекой Австралии и холодной Антарктиде, чем о том, что происходит в родном селе, районе или регионе. Изучение материальной и духовной культуры должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение бурятского языка как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.
Необходимость развития знаний, умений, интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Малое количество часов в классах приводит к тому, что на изучение вопросов краеведческого характера совершенно не остается учебного времени. Поэтому возникла необходимость более полного и подробного знакомства учащихся со своей местностью, с обычаями и традициями местного населения.
Содержание кружка предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: использование различных источников информации, комплексное исследование, наблюдение, анкетирование, проектирование, составление компьютерных презентаций.
Программа кружка «Мой край родной» предусматривает необходимость изучения территории, на которой школьник проживает и которую может непосредственно обозревать, исследовать и предлагать конкретные пути решения возникающих на данной территории проблем.
Цель работы кружка:
- развитие интереса к изучению природы и истории родного края, воспитание патриотизма и любви к малой родине
Задачи:
- сформировать знания о природных особенностях своей местности;
- вовлечь учащихся в активную исследовательскую и практическую деятельность;
- развивать познавательную и творческую активность, наблюдательность, интерес к
окружающему миру и культуре местного населения.
Программа кружка предполагает вариативность её применения, допускает корректировку её содержания с учетом возрастных особенностей школьников, имеющихся у них теоретических знаний, возможности организаций экскурсий, наблюдений.
Программа кружка опирается на следующие принципы:
- преемственность;
-доступность;
-наглядность;
-научность;
- опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося
При отборе содержания использовались подходы: комплексный, разноуровневый, личностно – ориентированный, гуманистический, экологический, культурологический.
Учебный план программы
Программа кружка «Мой край родной» рассчитана на 1 год.
В ходе работы кружка изучаются и исследуются особенности географического положения, изучаются национальная культура, семейная этика, основные обычаи и традиции местного населения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность лекционного занятия- 40-45 минут. Практические работы, имеют продолжительность 80-120 минут. Тематическое планирование составлено таким образом, что в нем присутствуют как теоретические, так и практические занятия.
Возраст учащихся: 12-15 лет (учащиеся 6-9 классов).
Планируемые результаты:
1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.
2. Знакомство с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы родного края.
3. Расширение собственного кругозора обучающихся.
4. Использование и совершенствование использования компьютерных технологий в обучении. 5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
6 Участие в конкурсах и конференциях краеведческой направленности.
Содержание программы
Тема 1 Географическое положение – 2 часа
Положение Бурятии на карте Российской Федерации. Географическое положение Кяхтинского района на карте Бурятии. Местоположение села Кудара-Сомон» на карте Кяхтинского района. История формирования территории.
Учащиеся должны знать:
- особенности географического положения своей местности и их влияние на природу; историю формирования территории Бурятии, археологические памятники на территории Кяхтинского района.
Учащиеся должны уметь:
-составлять описание географического положения своей местности;
- работать с различными источниками информации для выяснения истории формирования территории Бурятии.
Тема 2 «Топонимика поселения» - 3 часов
Специфика названий географических объектов на территории Кяхтинского района. Происхождение названий природных объектов на территории поселения. Свидетельства и факты о происхождении названий географических объектов в школьном музее. Составление топонимического словаря поселения.
Учащиеся должны знать:
-особенности образования и происхождения названий территории своей местности;
-историю названий географических объектов, улиц поселения.
Учащиеся должны уметь:
-работать с различными источниками информации для выяснения истории топонимов;
- составлять топонимический словарь.
Тема 3 «Растительный и животный мир» - 3 часа
Растительный и животный мир Бурятии и Кяхтинского района. Положение местности в южной части Бурятии, в зоне лесостепей и степей. Виды растительных сообществ. Виды животных, обитающих в нашей местности. Роль растений и животных в жизни природы и человека.
Учащиеся должны знать:
-виды растительных сообществ нашей местности;
-причины, объясняющие наличие данных видов растительности на определенной территории;
-группы животных, обитающих на территории нашей местности;
-приспособленность растительного и животного мира к среде обитания.
Учащиеся должны уметь:
-определять растения по внешнему виду и по определителю;
-оформлять гербарий собранных растений;
-давать характеристику флоры и фауны своей местности;
-объяснять причины произрастания растений, обитания животных на данной территор
Тема 4 «Экологические проблемы и традиции местного населения» - 3 часа
Экология как наука о взаимодействии между живыми организмами и окружающей средой. Мониторинг – наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды. Влияние хозяйственной деятельности человека на компоненты окружающей природы.
Экологические проблемы региона и своей местности, последствия и причины их возникновения, пути решения. Соблюдение экологических традиций местного населения.
Учащиеся должны знать:
-что такое экология;
-причины нарушения экологического равновесия;
-методы охраны природы.
- экологические традиций местного населения.
Учащиеся должны уметь:
-выявлять экологические проблемы, определять причину их возникновения;
-находить наиболее эффективные пути решения экологических проблем;
-применять в реальной жизни экологические обычаи и традиции местного населения.
Тема 5. Семейные традиции местного населения- 3 часа.
Семья- главная ячейка общества. Основные ценности семейной жизни. Соблюдение основных правил при проведении сватовства, бурятских свадеб, милагур.
Учащиеся должны знать:
-культуру ведения семейной жизни;
-основные ценности, особенности, соблюдение основных правил при проведении обычаев, традиции местного населения, ответственность каждого члена семьи перед обществом и самим собой.
Учащиеся должны уметь:
-применять полученные знания в реальной жизни;
-соблюдать основные правила и требования при проведении семейных традиций.
Тема 6. Воспитание детей – 2 часа.
Основные требования в воспитании детей. Уважение к старшим. Трудовое воспитание. Соблюдение норм поведения детей в обществе.
Учащиеся должны знать:
-основные требования поведения детей по отношению к старшим;
-нормы поведения детей в обществе;
-основные требования трудового воспитания в семье.
Учащиеся должны уметь:
-применять полученные знания в реальной жизни;
- вести себя в обществе;
-соблюдать все морально-этические нормы и правила поведения детей.
Тема7. Основные праздники местного населения – 3 часа.
Праздники местного населения. Соблюдение основных традиций и обычаев при проведении праздников. Понятия: Сагалган, Сурхарбан, Масленица, Сабантуй, Больдер.
Учащиеся должны знать:
-названия праздников;
-основные особенности проведения праздников;
- правила проведения этих праздников.
Учащиеся должны уметь:
-применять полученные знания в реальной жизни;
-соблюдать основные традиции и обычаи при проведении этих праздников;
-не нарушать правила проведения этих праздников.
Тема 8. Народные игры. Устное народное творчество.
Борьба, конные скачки, стрельба из лука, игра на косточках, разбивание костей. Пословицы, поговорки, считалки, загадки, песни и танцы местного населения.
Учащиеся должны знать:
-основные виды игр, спортивных состязаний местного населения;
-правила при их проведении;
-устное народное творчество местного населения.
Учащиеся должны уметь:
-применять полученные знания в реальной жизни;
-соблюдать существующие правила при проведении игр;
-применять пословицы и поговорки, песни и танцы в реальной жизни.
Тема 9. Традиционная кухня местного населения.
Белая пища. Мясная пища. Основные способы приготовления национальной кухни. Основные правила угощения национальными блюдами.
Учащиеся должны знать:
-названия национальных блюд;
-особенности их приготовления.
Учащиеся должны уметь:
-применять полученные знания в реальной жизни;
-готовить национальные блюда:
-оформлять и угощать гостей национальными блюдами.
Тема 10.Бурятская национальная одежда.
Особенности бурятской национальной одежды. Разновидности одежды. Правила ношения национальной одежды.
Учащиеся должны знать:
-названия национальной одежды;
-разновидности нац.одежды;
-правила ношения одежды.
Учащиеся должны уметь:
-применять полученные знания в реальной жизни;
-правильно носить национальную одежду;
-соблюдать правила ношения одежды.
Тема 11. Национальная медицина.
Лекарственные растения. Особенности национальной медицины. Методы лечения.
Учащиеся должны знать:
-особенности нац. медицины местного населения;
-разновидности лечения;
-применение лекарственных трав и других методов лечения.
Учащиеся должны уметь:
-применять полученные знания;
-оказать медицинскую помощь до прихода специалистов:
-применять местные методы лечения до прихода специалистов..
Тема 12. «Проектная деятельность» - 4 часа
Разработка проектов краеведческого направления. Ознакомление учащихся с основными требованиями при разработке проектов.
Учащиеся должны знать:
-понятие «проектирование», его значение для охраны природы;
-пошаговый механизм составления проекта.
Учащиеся должны уметь:
-самостоятельно составлять проект;
- работать в группе;
- публично защитить свой проект.
Учебно-тематический план
программы дополнительного образования
«Мой край родной»
№ | Тема/раздел | Кол-во часов | Практическая часть | лекция | |
практ.раб | экскурсии | ||||
1 | Географическое положение | 2 | 2 | ||
2 | Топонимика поселения | 3 | 1 | 1 | 1 |
3 | Растительный и животный мир | 3 | 1 | 1 | 1 |
4 | Экологические традиции в культуре. | 3 | 1 | 1 | 1 |
5 | Семейные традиции. | 3 | 2 | 1 | |
6 | Воспитание детей. | 2 | 1 | 1 | |
7 | Основные обычаи, праздники | 3 | 2 | 1 | |
8 | Народные игры, пословицы и поговорки | 3 | 2 | 1 | |
9 | Традиционная пища | 2 | 1 | 1 | |
10 | Бурятская национальная одежда | 3 | 1 | 1 | 1 |
11 | Национальная медицина | 3 | 1 | 1 | 1 |
12 | Проектная деятельность | 4 | 3 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 16 | 5 | 13 |
Календарно-тематическое планирование «Мой родной край»
(34 ч, 1 час в неделю)
№ | Тема занятий | Вид занятия | Кол-во часов | Результаты |
1-2 | Географическое положение | лекция | 2 | . Местоположение села Кудара-Сомон» на карте Кяхтинского района. История формирования территории. |
Топонимика поселения – 3 часа | ||||
3 | Специфика названий географ. объектов на территории поселения и его окрестностей | Лекция | 1 | Поиск информации о топонимах своего поселения |
4 | Составление словаря о топонимах села и его окрестностей | практ | 1 | Топонимический словарь «Топонимика с.Кудара-Сомон и его окрестностей» |
5 | Оформление топонимического словаря | практ | 1 | Составление презентации |
Растительный и животный мир – 3 часа | ||||
6 | Растительный и животный мир местного населенияч | лекция | 1 | Сообщения о растениях и животных нашего края. |
7 | Сообщества растительного и животного мира нашей местности | экскурсия | 1 | Подбор стихов, загадок о растениях и животных нашей местности |
8 | Фоторабота «Это все вокруг нас» | экскурсия | 1 | Выставка фотографий |
Экологические проблемы и традиции местного населения» - 3 часа | ||||
9 | Экология- наука о взаимодействии живых организмов и среды обитания | лекция | 1 | Схематично изобразить цепь питания одного из видов животных |
10 | Экологические проблемы Бурятии, Кяхтинского района и пути их решения | лекция | 1 | Сообщения |
11 | Обряды поклонения хозяевам гор, рек. | практика | 1 | Презентации |
Семейные традиции – 3 часа | ||||
12 | Семья – основа общества | лекция | 1 | Интеллектуальная игра |
13 | Сватовство, свадьба | практика | 1 | презентация |
14 | Милагур | практика | 1 | презентация |
Воспитание детей – 2 часа | ||||
15 | Воспитание детей в семьях. | лекция | 1 | Ролевые игры |
16 | Правила поведения детей в семье, в обществе | практика | 1 | Тестовые работы |
Основные праздники местного населения – 3 часа | ||||
17 | Праздники местного населения | лекция | 1 | сообщения |
18 | САгалган, Сурхарбан | практика | 1 | презентация |
19 | Масленица,Сабантуй | практика | 1 | презентация |
Народные игры. Устное творчество – 3 часа | ||||
20 | Народные игры | лекция | 1 | сообщения |
21 | Разновидности игр | практика | 1 | презентация |
22 | Пословицы, поговорки,песни,танцы | практика | 1 | презентация |
Национальная кухня – 2 часа | ||||
23 | Особенности национальной кухни | Лекция | 1 | сообщения |
24 | Особенности приготовления нац.блюд | практика | 1 | презентация |
Бурятская национальная одежда – 3 часа | ||||
25 | Национальная одежда | лекция | 1 | сообщения |
26 | Разновидности нац.одежды | практика | 1 | презентация |
27 | Верхняя одежда, обувь | практика | 1 | презентация |
Национальная медицина – 3 часа | ||||
28 | Лекарственные растения | практика | 1 | презентация |
29 | Особенности нац.медицины | лекция | 1 | презентация |
30 | Основные методы лечения | лекция | 1 | сообщения |
Проектная деятельность – 4 часа | ||||
31 | Ознакомление учащихся с основными требованиями при разработке проектов | лекция | 1 | Каждый создает идею проекта краевед.напрвления |
32-33 | План разработки проектной работы | практика | 2 | |
34 | Защита проектов | Твор.отчет | 1 | Защита проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/16/picture-59862.jpg)
Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"
Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-122287-1390292292.jpg)
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-847261-1478694514.jpg)
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)
на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/21/picture-1403113-1650567659.jpg)
Классный час «Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»
laquo;Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/10/picture-1518365-1712775137.jpg)
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....