Программа «Мой край родной»
статья по теме

Приобщение детей к исследовательской деятельности, к чтению книг и различных литератур, углубленное изучение материальной и духовной культуры местного населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moy_kray_rodnoy_1.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по бурятскому языку

«Мой край родной» (6-9 классы)

Пояснительная записка

Одним из направлений в воспитании личности учащегося является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому, экологическому и физическому становлению учащихся. Как ни странно, но в наше время школьники намного больше знают о далекой Австралии и холодной Антарктиде, чем о том, что происходит в родном селе, районе или регионе. Изучение материальной и духовной культуры должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение бурятского языка  как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.

Необходимость развития знаний, умений, интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

Малое количество часов в классах приводит к тому, что на изучение вопросов краеведческого характера совершенно не остается учебного времени.  Поэтому возникла необходимость более полного и подробного знакомства учащихся со своей местностью, с обычаями и традициями местного населения.

Содержание кружка предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: использование различных источников информации, комплексное исследование, наблюдение, анкетирование, проектирование, составление компьютерных презентаций.

 Программа  кружка «Мой край родной» предусматривает необходимость изучения территории, на которой школьник проживает и которую может непосредственно обозревать, исследовать и предлагать конкретные пути решения возникающих на данной территории проблем.

Цель работы кружка:

- развитие интереса к изучению природы и истории родного края, воспитание патриотизма и любви к малой родине

Задачи:

- сформировать знания о природных особенностях своей местности;  

               - вовлечь учащихся в активную исследовательскую и практическую деятельность;

               - развивать познавательную и творческую активность, наблюдательность, интерес к

окружающему миру и культуре местного населения.

               Программа кружка предполагает вариативность её применения, допускает корректировку её содержания с учетом возрастных особенностей школьников, имеющихся у них теоретических знаний, возможности организаций экскурсий, наблюдений.

               Программа кружка опирается на следующие принципы:

- преемственность;

-доступность;

-наглядность;

-научность;

- опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося

                   При отборе содержания использовались подходы: комплексный, разноуровневый, личностно – ориентированный, гуманистический, экологический, культурологический.

Учебный план программы

                  Программа кружка «Мой край родной» рассчитана на 1 год.

                  В ходе работы кружка изучаются и исследуются особенности географического положения,  изучаются национальная культура, семейная  этика, основные обычаи и традиции местного населения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность лекционного занятия- 40-45 минут. Практические работы,  имеют продолжительность 80-120 минут. Тематическое планирование составлено таким образом, что в нем присутствуют как теоретические, так и практические занятия.

Возраст учащихся: 12-15 лет (учащиеся 6-9 классов).

Планируемые результаты:

1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.

2. Знакомство с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы родного края.

3. Расширение собственного кругозора обучающихся.

4. Использование и совершенствование использования компьютерных технологий в обучении. 5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

6 Участие в конкурсах и конференциях краеведческой направленности.

Содержание программы

Тема 1 Географическое положение – 2 часа

Положение Бурятии на карте Российской Федерации. Географическое положение Кяхтинского района на карте Бурятии. Местоположение села Кудара-Сомон» на карте Кяхтинского района. История формирования территории.

Учащиеся должны знать:

- особенности географического положения своей местности и их влияние на природу; историю формирования территории Бурятии, археологические памятники на территории Кяхтинского района.

Учащиеся должны уметь:

-составлять описание географического положения своей местности;

- работать с различными источниками информации для выяснения истории формирования территории Бурятии.

Тема 2 «Топонимика поселения» - 3 часов

Специфика названий географических объектов на территории Кяхтинского района. Происхождение названий природных объектов на территории поселения. Свидетельства и факты о происхождении названий географических объектов в школьном музее. Составление топонимического словаря поселения.

Учащиеся должны знать:

-особенности образования и происхождения названий территории своей местности;

-историю названий географических объектов, улиц поселения.

Учащиеся должны уметь:

-работать с различными источниками информации для выяснения истории топонимов;

- составлять топонимический словарь.

Тема 3 «Растительный и животный мир» - 3 часа

Растительный и животный мир Бурятии и Кяхтинского района. Положение местности в южной части Бурятии, в зоне лесостепей и степей. Виды растительных сообществ. Виды животных, обитающих в нашей местности. Роль растений и животных в жизни природы и человека.

Учащиеся должны знать:

-виды растительных сообществ нашей местности;

-причины, объясняющие наличие данных видов растительности на определенной территории;

-группы животных, обитающих на территории нашей местности;

-приспособленность растительного и животного мира к среде обитания.

Учащиеся должны уметь:

-определять растения по внешнему виду и по определителю;

-оформлять гербарий собранных растений;

-давать характеристику флоры и фауны своей местности;

-объяснять причины произрастания растений, обитания животных на данной территор

Тема 4 «Экологические проблемы  и традиции местного населения» - 3 часа

Экология как наука о взаимодействии между живыми организмами и окружающей средой.  Мониторинг – наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды. Влияние хозяйственной деятельности человека на компоненты окружающей природы.

Экологические проблемы региона и своей местности, последствия и причины их возникновения, пути решения. Соблюдение экологических традиций местного населения.

Учащиеся должны знать:

-что такое экология;

-причины нарушения экологического равновесия;

-методы охраны природы.

- экологические традиций местного населения.

 

Учащиеся должны уметь:

-выявлять экологические проблемы, определять причину их возникновения;

-находить наиболее эффективные пути решения экологических проблем;

-применять в реальной жизни экологические обычаи и традиции местного населения.

Тема 5. Семейные традиции местного населения- 3 часа.

Семья- главная ячейка общества. Основные ценности семейной жизни. Соблюдение основных правил  при проведении сватовства, бурятских свадеб, милагур.

Учащиеся должны знать:

-культуру ведения семейной жизни;

-основные ценности, особенности, соблюдение основных правил при проведении обычаев, традиции местного населения, ответственность каждого члена семьи перед обществом и самим собой.

Учащиеся должны уметь:

-применять полученные знания в реальной жизни;

-соблюдать основные правила и требования при проведении семейных традиций.

Тема 6. Воспитание детей – 2 часа.

Основные требования в воспитании детей. Уважение к старшим. Трудовое воспитание. Соблюдение норм поведения детей в обществе.

Учащиеся должны знать:

-основные требования поведения детей по отношению к старшим;

-нормы поведения детей в обществе;

-основные требования трудового воспитания в семье.

Учащиеся должны уметь:

-применять полученные знания в реальной жизни;

- вести себя в обществе;

-соблюдать все морально-этические нормы и правила поведения детей.

Тема7. Основные праздники местного населения – 3 часа.

Праздники местного населения. Соблюдение основных  традиций и обычаев при проведении праздников. Понятия: Сагалган, Сурхарбан, Масленица, Сабантуй, Больдер.

Учащиеся должны знать:

-названия праздников;

-основные особенности проведения праздников;

- правила проведения этих праздников.

Учащиеся должны уметь:

-применять полученные знания в реальной жизни;

-соблюдать основные традиции и обычаи при проведении этих праздников;

-не нарушать правила проведения этих праздников.

Тема 8. Народные игры. Устное народное творчество.

Борьба, конные скачки, стрельба из лука, игра на косточках, разбивание костей. Пословицы, поговорки, считалки, загадки, песни и танцы местного населения.

Учащиеся должны знать:

-основные виды игр, спортивных состязаний местного населения;

-правила при их проведении;

-устное народное творчество местного населения.

Учащиеся должны уметь:

-применять полученные знания в реальной жизни;

-соблюдать существующие правила при проведении игр;

-применять пословицы и поговорки, песни и танцы в реальной жизни.

Тема 9. Традиционная кухня  местного населения.

Белая пища. Мясная пища. Основные способы приготовления национальной кухни. Основные правила угощения национальными блюдами.

Учащиеся должны знать:

-названия национальных блюд;

-особенности  их приготовления.

Учащиеся должны уметь:

-применять полученные знания в реальной жизни;

-готовить национальные блюда:

-оформлять и угощать гостей национальными блюдами.

Тема 10.Бурятская национальная одежда.

Особенности бурятской национальной одежды. Разновидности одежды. Правила ношения национальной одежды.

Учащиеся должны знать:

-названия национальной одежды;

-разновидности нац.одежды;

-правила ношения одежды.

Учащиеся должны уметь:

-применять полученные знания в реальной жизни;

-правильно носить национальную одежду;

-соблюдать правила ношения одежды.

Тема 11. Национальная медицина.

Лекарственные растения. Особенности национальной медицины. Методы лечения.

Учащиеся должны знать:

-особенности нац. медицины местного населения;

-разновидности лечения;

-применение лекарственных трав и других методов лечения.

Учащиеся должны уметь:

-применять полученные знания;

-оказать медицинскую помощь до прихода специалистов:

-применять местные методы лечения до прихода специалистов..

Тема 12.  «Проектная деятельность» - 4 часа

Разработка проектов краеведческого направления. Ознакомление учащихся с основными требованиями при разработке проектов.

Учащиеся должны знать:

-понятие «проектирование», его значение для охраны природы;

-пошаговый механизм составления проекта.

Учащиеся должны уметь:

-самостоятельно составлять проект;

- работать в группе;

- публично защитить свой проект.

Учебно-тематический план

программы дополнительного образования

«Мой край родной»

Тема/раздел

Кол-во часов

Практическая часть

лекция

 практ.раб

экскурсии

1

Географическое положение

2

2

2

Топонимика поселения

3

1

1

1

3

Растительный и животный мир

3

1

1

1

4

Экологические традиции в культуре.

3

1

1

1

5

Семейные традиции.

3

2

1

6

Воспитание детей.

2

1

1

7

Основные обычаи, праздники

3

2

1

8

Народные игры, пословицы и поговорки

3

2

1

9

Традиционная пища

2

1

1

10

Бурятская национальная одежда

3

1

1

1

11

Национальная медицина

3

1

1

1

12

Проектная деятельность

4

3

1

ИТОГО

34

16

5

13

Календарно-тематическое планирование «Мой родной край»

(34 ч, 1 час в неделю)

Тема занятий

Вид занятия

Кол-во часов

Результаты

1-2

Географическое положение

лекция

2

. Местоположение села Кудара-Сомон» на карте Кяхтинского района. История формирования территории.

Топонимика поселения – 3 часа

3

Специфика названий географ. объектов на территории поселения и его окрестностей

Лекция

1

Поиск информации о топонимах своего поселения

4

Составление словаря о топонимах села и его окрестностей

практ

1

Топонимический словарь «Топонимика с.Кудара-Сомон и его окрестностей»

5

Оформление топонимического словаря

практ

1

Составление презентации

Растительный и животный мир – 3 часа

6

Растительный и животный мир местного населенияч

лекция

1

Сообщения о растениях и животных нашего края.

7

Сообщества растительного и животного мира нашей местности

экскурсия

1

Подбор стихов, загадок о растениях и животных нашей местности

8

Фоторабота «Это все вокруг нас»

экскурсия

1

Выставка фотографий

Экологические проблемы  и традиции местного населения» - 3 часа

9

Экология- наука о взаимодействии живых организмов и среды обитания

лекция

1

Схематично изобразить цепь питания одного из видов животных

10

Экологические проблемы Бурятии, Кяхтинского района и пути их решения

лекция

1

Сообщения

11

Обряды поклонения хозяевам гор, рек.

практика

1

Презентации

Семейные традиции – 3 часа

12

Семья – основа общества

лекция

1

Интеллектуальная игра

13

Сватовство, свадьба

практика

1

презентация

14

Милагур

практика

1

презентация

Воспитание детей – 2 часа

15

Воспитание детей в семьях.

лекция

1

Ролевые игры

16

Правила поведения детей в семье, в обществе

практика

1

Тестовые работы

Основные праздники местного населения – 3 часа

17

Праздники местного населения

лекция

1

сообщения

18

САгалган, Сурхарбан

практика

1

презентация

19

Масленица,Сабантуй

практика

1

презентация

Народные игры. Устное творчество – 3 часа

20

Народные игры

лекция

1

сообщения

21

Разновидности игр

практика

1

презентация

22

Пословицы, поговорки,песни,танцы

практика

1

презентация

Национальная кухня – 2 часа

23

Особенности национальной кухни

Лекция

1

сообщения

24

Особенности приготовления нац.блюд

практика

1

презентация

Бурятская национальная одежда – 3 часа

25

Национальная одежда

лекция

1

сообщения

26

Разновидности нац.одежды

практика

1

презентация

27

Верхняя одежда, обувь

практика

1

презентация

Национальная медицина – 3 часа

28

Лекарственные растения

практика

1

презентация

29

Особенности нац.медицины

лекция

1

презентация

30

Основные методы лечения

лекция

1

сообщения

Проектная деятельность – 4 часа

31

Ознакомление учащихся с основными требованиями при разработке проектов

лекция

1

Каждый создает идею проекта краевед.напрвления

32-33

План разработки проектной работы

практика

2

34

Защита проектов

Твор.отчет

1

Защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Программа !Мой край родной"

Программа внеурочной деятельности...

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...

Классный час «Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»

laquo;Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»...