Исследовательская работа по истории села.
творческая работа учащихся по краеведению (7 класс) на тему
Мной реализуется образовательный краеведческий проект "Село мой родное". Результаты исследований помогают участвовать обучающимся в региональных конкурсах исследовательских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
selo_nashe_staroe_dobroe.docx | 628.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.С.Маркелова с.Максимовка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Областной конкурс исследовательских работ «Страницы истории родного края»
Номинация
«Земля предков»
Тема исследовательской работы:
«Село наше старое, доброе»
Работу выполнила:
Даливалова Зейнаб
7 класс
Руководитель:
Теплова Галина Валерьевна
2016 год.
Оглавление
1.Сведения о возникновении села Максимовка.
2. «Легенда о Максимовке» - история возникновения названия села.
3.Становление Советской власти в селе.
4. История церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с.Максимовка.
5.Школа глазами трёх поколений.
6.Жизнь села в годы Великой Отечественной войны.
7.Село сегодня.
Моя исследовательская работа актуальна, так, как в ней рассматривается тема основания, становления и истории села Максимовка, зарождение и формирование традиций. На уроках и классных часах учащиеся знакомятся с историей становления России, Саратовской области, а темы малых деревень изучаются вскользь. Мне кажется, что это важно знать каждому человеку, проживающему на своей Родине. У каждого села есть своя собственная история, свои особенности. Эти сведения есть в архивах и фондах библиотек, но в основном их хранит народная память. Вот об этом я хотела написать в своей работе.
Цель моей исследовательской работы – изучить историческое прошлое и этапы становления села Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- анализ документальных источников и специальной литературы, содержащих информацию об истории села Максимовка, материалов личных воспоминаний старожилов, интервью с лицами, имеющими отношение к селу;
- изучение основных этапов становления села Любимовка, особенностей воздействия исторических эпох на жизни сельчан;
Объектом исследования была история с. Максимовка.
Предмет исследования включал историю зданий в селе, взаимосвязь исторических эпох, судьбы жителей села.
Методы исследования:
- знакомство с легендами как способом изучения родного края;
- изучение архивных материалов, материалов школьного музея;
- метод опроса старожилов села;
- изучение воспоминаний свидетелей событий;
- поиски информации в краеведческой литературе;
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.…
Но всякое дерево имеет корни, которые связывают его с землей.
Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад.
Это наша история, это наши деды и прадеды. Это их дела».
В.М.Песков.
1.Сведения о возникновении села Максимовка.
Старожилы села, говоря о названии села Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области, ссылаются на древнюю легедду, которую они слышали от своих дедов и отцов в раннем возрасте. По их расскзам, в нашей местности находили убежище беглые крестьяне, скрывавшиеся от тяжёлого барского гнёта. Село было вольное – не было в нём ни помещика, ни барина.
По словам бывшей сотрудницы Саратовского музея имени Радищева Вальковой Лады Валентиновны, наше село возникло в середине восемнадцатого века. В августе 1774 года Емельян Пугачёв был схвачен в Саратовском Заволжье (по некоторым данным – на окраине нынешнего села Александров Гай). Остатки его армии разбежались по всему Заволжью, вот тогда-то стрелки Пугачёва стали скрываться от властей и спасаться в глухих местах. Они селились вдоль небольших речушек. По всей вероятности, в это время и образовалось село Максимовка.
В прошлые времена село утопало в зелени. Большой массив леса подступал к домам с западной стороны. Недалеко отсела протекает река Карабулак, а само село разделяет небольшая речка Максимочка, названная так по названию селения. В ней когда-то рыбачили, купались, чистили русло каждый год. Теперь река обмелела. Нет и леса – он был вырублен и распахан под поля в годы Советской власти.
2. «Легенда о Максимовке» - история возникновения названия села.
Как возникло сегодняшнее название села? Никто точно не знает. Другого называния жители не помнят, а передаётся из уст в уста легенда о первом поселенце – Максиме. Якобы он ехал с семьёй издалека в поисках лучшей жизни. В наших местах у телеги сломалась ось. Остановился Максим для ремонта, да и не поехал дальше, так понравилось ему место. Здесь поставил избу и стал жить с семьёй. К нему вскоре присоединились другие крестьяне. А село назвали Максимовкой в честь первого поселенца.
На основе этой легенды учитель русского языка и литературы Максимовской школы Теплова Г.В. создала стихотворение «Легенда о Максимовке».
Легенда о Максимовке.
История села родного овеяна легендами,
Слагались издавна они отцами и прадедами.
Давным-давно мой край родной пустынным был и тихим,
И населением его был лось да вепрь дикий.
В ту пору людям жить пришлось под гнётом,
Доля тяжкая – тянуть мужицкое ярмо,
Оброк платить последнею рубашкою.
И вот решил наш праотец покончить с долей рабскою,
Забрав с собой жену, детей, покинул землю барскую.
Нехитрый скарб свой прихватив, перекрестились: «СБогом!»
Уселись разом на телегу, Савраске крикнув: «Трогай!»
Тяжёлой дума их была на том пути суровом,
Что ждёт их? Какова судьба на месте дальнем, новом?
Прошли часы, и солнца жар сморил их. Вот досада:
Ось у телеги надломилась, чинить телегу надо.
Максим, так звали мужика, принялся за работу.
Жена с детьми пошли к реке, напиться им охота.
Так время быстро пронеслось. Что остановит бег?
Семья решила, не страшась, устроить здесь ночлег.
Чем так скитаться по Руси и долюшку бранить,
Земля и руки, что ещё рабочим людям надо?
Нашли от счастия ключи, то – за труды награда.
Вслед за Максимом потянулись на это место люди.
Село Максимовкой назвали, пусть так оно и будет.
Растут леса, шумит вода,
Цветёт земля родная!
И мы должны её беречь,
Плоды преумножая!
(Теплова Г.В. 2009 год)
3.Становление Советской власти в селе.
В 1917 году до жителей села докатилась весть о том, что произошла революция. Беднота приняла новость с радостью, а кулаки затаились. Вот как рассказывал об организации советской власти в селе Трусов О.А.: «В 1918 году это было, прибыл я с фронта – шла война с империалистами. Вместе со мной прибыл в Максимовку Стенников Ф.Л. В это время в селе работал кулацкий комитет под руководством Антоничева. Трусов О.А., Строганов С.Ф., Григорьев И.П. уехали в Вольск, поступили в Чрезвычайную Комиссию по борьбе с контрреволюцией. В 1920 году в селе вспыхнуло восстание кулаков. На борьбу с ними из Вольска был вызван отряд красноармейцев. Кулаки хотели расправиться со Стенниковым, но жители села собралист на сход и потребовали его освобождения. После его освобождения в селе был избран ревком, организован отряд из бедноты «Красная гвардия» Комиссаром отряда был всё тот же Ф.Л.Стенников».
По воспоминаниям Григорьева И.В., первым председателем сельского совета был избран Степанов Корней Николаевич. Не было в совете своей печати, тогда сложились бедняки по рублю и заказали первую печать. Землю кулаков поделили. Председателя Степанова сменил Меркулов В.И. в 1930 году, а в 1936 году Мурзандеев П.И. (материалы школьного музея)
(Приложение. Фото 1. Воскресник в селе Фото 2. Первая машина)
4.История церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с.Максимовка.
Старожилы села Максимовка вспоминают, что стояла церковь в селе ещё во времена их дедов и прадедов. Точного времени создания церкви узнать не удалось. Приблизительно это середина восемнадцатого века. Лес на строительство привезён был издалека, сплавляли его потом по Терешке, затем волокушами доставляли в село. Средства на строительство собирали всем миром, кто что мог. До церкви в селе стояла часовенка, расположенная на кладбище.
Руководил строительством церкви батюшка Розов. По профессии он был инженером. Под его руководством и по его проекту выстроили деревянный сруб из сосен и колокольню. Жил Розов в большом доме на месте старого маслопрома (сегодняшний дом Аникиных на Центральной улице села). На месте дома Лопуховых была старая почта, а до почты там жил дьякон церкви. Рядом с домом Осиповых сохранился фундамент старого магазина, в подвале которого торговали керосином. На месте ГРП стоял деревянный домик – сторожка, там жил церковный сторож.
Церковь вышла удивительная: высокая, изящная, строгая и простая, хоть и сделана она была из цельных брёвен, не казалась тяжёлой, а словно парила над окрестностью. Названа она была в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Потому и престольный праздник в селе – праздник Покрова Пресвятой Богородицы. (Фото 3. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Максимовка)
Во времена советской власти в городах и сёлах разрушали церкви, сносили храмы, соборы, монастыри. Не обошла эта беда стороной и наше село. К счастью, сносить старинное здание 18 века не стали, сняли колокола, сломали колокольню. Внутреннее убранство верующие смогли уберечь, сохранили старые иконы и утварь церковную в домах. В одной избе устроили молельню, там и собирались по христианским праздникам.
Из воспоминаний Дунчевой Марии.
Летом 1924 года всех проводили на работы в дальние поля. Председатель привёз бригаду рабочих их других деревень. Они снимали колокола. Большой колокол последний раз гулко загудел и упал, вмяв землю на несколько сантиметров. А сельчане уже бежали с полей, женщины плакали. Не поздоровилось тогда работникам заезжим, но колокола всё же увезли. А в стенах церкви устроили склад зерна. Позже под старинными сводами была библиотека. Затем устроили сельский клуб. Рядом строился в 1988-89 годах новый дом культуры, вскоре он открылся, и старое здание церкви опустело., всё больше ветшало.
В 1996-97 годах верующие бабушки отремонтировали часть старой церкви, рабочие провели туда газ, принесли старинные иконы, хранившиеся по домам. Ходили прихожане в этот уголок и мечтали о возрождении всего здания, собирали пожертвования на реставрацию здания. Но летом 2006 года село утратило старинные стены навсегда. Бесценный памятник архитектуры погиб в пожаре. Теперь на его месте стоит Поклонный крест.
В начале нового двадцать первого века сельчане решили, что церковь селу необходима. До этого в Максимовке был организоан молельный дом. А на месте сгоревшей деревянной церкви установлен поклонный крест.
И вот летом 2013 года на просьбы жителей села откликунулся депутат районного собрания Романов .Он выделил средства, организовал работы по ремонту подходящего здания, пожертвования жителей тоже были приобщены к средствам спонсора. Всё лето и осень шли работы внутри помещения, снаружи здание тоже приобрело новый вид. Рабочие перекрыли кровлю. Всё село ждало, когда привезут купола с крестами.
В холодный осенний день собрались жители в центре села. Подошла техника, привезли голубые купола. Сначала установили самый большой центральный купол, на него прикрепили крест. Затем расположили два купола меньших размеров.
Радостно вздохнули все: и глубоко верующие люди, и те, кто в церковь не ходит. Ведь существует в селе поверье, что старая церковь – Покрова Пресвятой Богородицы давала оберег селу, людям от невзгод, болезней, тягот. Церковь пропала, и оберегать некому стало. Новая церковь – новые надежды на добро, процветание села.
5.Школа глазами трёх поколений.
ИЗБА – ЧИТАЛЬНЯ
В первые годы советской власти в Максимовке появилась изба-читальня. Находилась она на месте старого маслопрома (ныне – дом Абрамова В.П.). Там учили азы грамоты, буквы, цифры. Ходили туда как дети, так и взрослые, у которых была тяга к знаниям. Грамотных на селе можно было по пальцам пересчитать. Затем избу-читальню перенесли на место сегодняшней больницы. И обучать грамоте крестьян уже приезжали из города учителя.
Так направили к нам молоденькую учительницу Карцеву Людмилу Петровну. Она очень красиво одевалась – по городскому, сельские бабы таких одежд и не видели, а на ногах – ботиночки, на шее – косыночка. Была она из образованной семьи: отец – судья, мама – интеллигентка, хорошо музицировала, знала поэзию. В селе парни сразу обратили на Людмилу Петровну внимание, особенно один – Григорьев Пётр Илларионович. Но был он из мужицкой семьи, грамотой владел плохо. Родители девушки были против такого жениха. Тогда Пётр стал учиться, постепенно образование его стало хорошим, и его назначили заведовать этой избой-читальней. Но родители Людмилы не хотели его признавать, и тогда молодые люди расписались втайне от них. Пётр стал одеваться культурно – пиджак купил, сорочку, сапоги. В город ездил – причёску делать по тогдашней моде. А всё ради любимой. Сельчане просили школу открыть в селе, чтобы детей учить.
ПЕРВАЯ ШКОЛА
Точной даты постройки первой школы не выяснено. Известно, что примерно в тридцатые годы. Школа построена была деревянная, большая – на 9 классов. Была она на месте дома Погребных, напротив современной школы. Окружена школа была по периметру кустами акации и деревянным забором. Окружал школу большой сад с множеством деревьев, тропинки вели в разные его стороны. Доходил он до сегодняшнего поля вширь и до дома Ведерниковых в длину. Яблони плодоносили, вишни давали ягоды. А посажены деревья были после постройки школы, так что в сороковых годах сад уже был.
На фотографиях есть выпуск предвоенного сорокового года. В военное и послевоенное время сельские дети не всегда ходили в школу. Кому-то не в чем было пойти, одежды было мало, носили дети в семьях по очереди и сапоги, и ватники. Сумки - котомки шили из мешковины, положат туда кусок хлеба, ручку с пером да и пойдут в школу. Писать было не на чем, бумаги тоже не было. Между строк в газетах писали. Кто три, кто четыре класса оканчивал. Надо было работать, родителям помогать, зарабатывать на питание.
Ходили ученики на поля помогать колоски собирать. И нельзя было колосок выщелучить и в рот зерно класть – накажут, пристыдят при всех! Колхозные поля полоть ходили, а есть очень хотелось. Нарвут перьев лука, наедятся до зелёных слюней и запьют водичкой – вот и еда. А в войну эвакуированные в село прибывали, так ещё голоднее стало.
На станции на железной дороге пленные немцы работали. Голодные, оборванные, жалкие. Глядя на них, пропадала ярость – люди ведь тоже. И некоторые женщины носили им еду.
А в 50-е годы жизнь наладилась. Приехали новые учителя. Школа зажила полной жизнью. ( Фото4. Учителя – 60-е годы)
Из воспоминаний Брызгалиной Н.А. – выпускницы 1970 года.
«С теплотой вспоминаю свою первую учительницу Коробкову Клавдию Павловну. На класс был большой – 30 человек. И чтобы не отставать от программы из-за большого количества учеников, из-за бесконечных перерывов на то, чтобы погреться ( топили голландку в каждом классе, но всё равно было очень холодно – руки стыли), она оставляла нас после уроков. Тогда было обидно, а сейчас понимаешь, как она переживала за нас. Ходи мы в походы, пели песни, танцы разучивали. Удивляюсь, сколько сил было у этой хрупкой женщины! Она одна вырастила двух дочерей, сердце было больное. Мы бегали по утрам её встречать, несли её сумку до школы. А если заболеет, навещали её, боялись, что нас могут передать другой учительнице.
Помню всех учителей с их особенностями. Высокую и элегантную Людмилу Петровну и маленькую добродушную Антонину Петровну объединяло одно: когда они рассказывали, снимали очки, переводили взгляд в окно, как будто сами уносились в другое время, в другие страны, на другие континенты, и нас с собой уносили.
Однажды мы пошли в лес в поход и нашли там лосёнка. Может, лосиха нас испугалась, а может, отбился он как. Но так или иначе, мы его в Максимовку приволокли. Валя- -моя двоюродная сестра - его у себя поселила. Назвали лосёнка Машкой.. Сначала кормили молоком из бутылочки, а потом весь класс приносил кто что мог, потому что росла Машка не по дням, а по часам. Вале дома попадало, когда она убавляла рацион у домашней скотины в пользу лосёнка. Решили: пусть по селу ходит, сама себе корм добывает. Очень ксоро Машка поняла, что больше и слаще угощают у магазина. Так она там как часовой стояла. Приезжал даже фотограф из районной газеты её снимать. Росла лосиха, её многие побаиваться стали. Да и огороды она обчищала частенько. Тогда и увезли у нас Машку в питомник. Мы поплакали, потом успокоились» (Фото 5. В старой школе)
Историческая справка.
Первые исторические сведения о школе в нашем селе относятся к концу 20-х годов. В те годы была начальная школа, она размещалась в поповском доме в центре села. Директором школы был Соколов Пётр Николаевич. В начале 30-х годов было построено деревянное здание, отапливаемое дровами. (Фото 6.)
Она была семилетней, располагалась напротив современного здания школы. Директором была Феоктистова Валентина Фёдоровна. Самый большой выпуск был в 1954 году- 64 выпускника. В 1956 году школа была реорганизована в восьмилетнюю. Директором стала Линькова Анна Семёновна, она проработала до 1976 года. Самый большой выпуск в эти года был в 1968 году – 32 выпускника. Новое здание школы было построено в 1975 году. Первый выпуск – 22 выпускника. В 1983 году школа приобрела статус общеобразовательной школы.
Школа сегодня.
В 90-е годы руководила школой Лопухова Любовь Александровна. Она смогла подобрать и сплотить дружный коллектив педагогов.
(Фото 7.Коллектив школы 1995 год)
Одним из направлений работы школы стал фольклор. В школе были организованы кружки по изучению фольклорного наследия села. Семёнова С.В. организовала ансамбль «Заплатки», который исполнял народные песни, обряды, танцы. На уроках физкультуры ребята разучивали народные игры. На литературе и истории изучались материалы по истории родного края, велась краеведческая работа по сбору материалов. Школа занимала призовые места на смотрах художественной самодеятельности. Учителя и работники школы также выступали с фольклорными номерами на сценах районного о областного домов культуры.
С 2006 года школой руководит молодой и энергичный директор Симонова Е.Н. За 10 лет выпускники показали высокие результаты на ЕГЭ и ГИА. В коллективе работают квалифицированные учителя – предметники. Школа оснащена компьютерной техникой и интерактивными досками, является участником конкурсов и проектов муниципального и регионального уровней. (Фото8.Коллектив учителей 2015 года)
Огромный путь прошла школа с момента зарождения до наших дней, многое неузнаваемо изменилось. Но главное неизменно: стремление педагогов дать детям знания и навыки, которые помогут им стать настоящими людьми, любящими свою землю, свой край.
6. Жизнь села в годы Великой Отечественной войны.
Наступили тяжёлые года Великой Отечественной войны. Многие жители села Максимовка ушли на фронт. Отважно воевали сельчане на фронтах. Два наших односельчанина удостоены высокой награды – Герой Советского Союза. Это артиллерист Николай Степанович Маркелов, чьё имя присвоено сельской школе в 2015 году, и лётчик Николай Михайлович Казаков. Более ста человек ушли на фронт из села в годы Великой Отечественной войны, немногие вернулись в родные края. (фото 10. Ветераны села – 90 е годы.)
Клопов Андрей Иванович Григорьев Василий Илларионович Брагин Пётр Иванович
Кузнецов Василий Сергеевич Новиков Иван Иванович Черненко Татьяна Архиповн
Аксенов Александр Иванович Аникин Петр Иванович Антоничев Иван Яковлевич
Новиков Григорий Петрович Новиков Василий Иванович Фомин Михаил Михайлович
Маркелов Михаил Иванович Кулагин Фёдор Ильич Коптилов Николай Александрович
Среди ветеранов, вернувшихся с полей сражений
Лысяков Михаил Сергеевич 1926 г.р., служивший на 3-ем Белорусском фронте в стрелковом полку, освобождавший Литву, Латвию, Польшу, дошедший до Кёнихсберга, награждённый орденом Славы третьей степени.
Водяхина Клавдия Фёдоровна, 1922 г.р., зенитчица, воевавшая на юго-западном фронте, потерявшая на войне отца и брата Василия.
Сенотов Николай Борисович, 1923 г.р., прошедший войну в составе 494 стрелкового полка 74 стрелковой дивизии Западного фронта, награждённый медалью «За отвагу».
Кузнецов Пётр Захарович 1924 г.р.,участник боёв на Курской дуге, сражения под Прохоровкой, где был ранен. После войны служил в ставке Верховного Главнокомандующего. За мужество и героизм награждён орденос «Славы» третьей степени, медалями «За отвагу», за победу над Японией.
Карпухин Василий Григорьевич 1922 г.р., воевал в 120 миномётном полку, затем был преброшен на Дальний восток. Домой вернулся в марте 1947 года, награждён медалями «За боевые заслуги», за победу над Японией.
Новиков Николай Николаевич 1916 г.р., воевал в 226 миномётном полку 36 бригады, защищал Москву, был ранен. Снова встал в строй и участвовал в боях на Курской дуге.Трижды ранен, демобилизован по инвалидности в 1944 году.
К сожалению, до наших дней ни один ветеран Великой Отечественной войны в селе не дожил. (Фото 10. Ветераны села)
Нелегко пришлось тем, кто остался в селе, надо было обрабатывать землю, растить и убирать урожай, работать на фермах и в мастерских. Труд этот лёг на плечи женщин и детей. Вот лишь некоторые воспоминания тех сельчан, которые трудились в тылу.
Воспоминания Водянкиной А.А.
«Родилась 23 марта 1913 года, с 15 лет работала в колхозе поваром. В 1932 году вышла замуж за Водянкина Н.И., в 1936 году родила дочь. В 1941 проводила мужа на фронт. Он писал письма, но вскоре пропал без вести. Одна растила дочь. Копала окопы, работала на железной дороге, на аэродроме, поваром. Сил не жалела. Верила в Победу. А когда радостная весть пришла, плакала от счастья за дочь и от горя потери мужа»
Воспоминания Водяхиной К.Я.
«Мне во время войны было 15 лет, в семье нас было пятеро детей. Отца на фронт забрали в 1942 году, брат попал в штрафной батальон и пропал под Сталинградом. Школу я бросила-нужно было хлеб сеять, картошку сажать на дальних полях. В 1942 году в день рождения отпустили меня на речку купаться. Там на берегу я увидела голодного волка. Глаза голодные, тощий. Я бежать хотела, а ноги не слушались. Волк постоял и в лес побежал. Жалко его было и страшно»
Теплова Г.И. и Теплов В.И. вспоминают…«Родились мы перед войной. Работать ещё не могли. Но голод хорошо запомнился. У Вячеслава Ивановича отца забрали на фронт, когда год ему исполнился. Больше он отца не видел. Мы рады были луковице, репке, бегали летом на дальние огороды за перьями лука, чтобы поесть. Дома мать пекла лепёшки, перемолов семена травы с зерном. Ходили на поля собирать колоски для колхоза. Если увидят, что зёрнышки в рот положили, наказывали, стыдили – весь урожай предназначался для фронта.
В школу ходили в послевоенные годы, нечего было обуть-одеть, мы по очереди валенки носили, а сумку-торбу мама сшила из мешковины. Писали между строк на газетах, чернила замерзали, а чтобы руки согреть, дышали на них. Всего четыре года я проучилась, надо было помогать родителям, работать. Трудное было время, но обиды на страну не было. Верили, что всё наладится»
Воспоминание Лопухова М.С.
«Когда война началась, мне было 12 лет. Отец в 1941 г. ушёл на войну. Мы с матерью бедно жили, колючки, семена лебеды толкли в муку и пекли лепёшки. В 13 лет стал работать в колхозе: пахал, сеял, полол колхозные огороды. Из Москвы к нам эвакуировались родственники - 9 человек. Мать от зари до зари работала»
Воспоминание Кузнецовой В.В
«Отец ушёл из семьи в 1941г. Мать нас шестерых одна поднимала. Я старшая была, пошла на трактор в колхоз работать. Это труд и для мужчин нелёгкий, а мне 17 было. Но я не жаловалась на жизнь. После трудовой смены собирались вечерами с молодёжью, слушали сводки с фронта, вязали бойцам варежки, думали, вдруг родному человеку попадут.»
Жители с.Максимовка, награждённые медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»:
Абрамова Анна Степановна, Антоничева Мария Яковлевна, Брагина Мария Васильевна, Балаев Василий Яковлевич, Водянкина Анастасия Алексеевна, Карпухина Анна Матвеевна, Костина Анна Павловна, Лысяков Иван Сергеевич, Новиков Фёдор Васильевич, Журавлёва Анна Сергеевна, Тильтигина Анна Илларионовна, Брагин Григорий Петрович.
7. Село сегодня.
Сегодня село Максимовка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области – это 724 жителя. В селе работает общая общеобразовательная школа, где обучаются дети села Максимовка и станции посёлка Комсомольский, педагогический коллектив школы насчитывает 13 человек. В 2016-17 учебном году в школу пришло 9 первоклашек. Выпускники школы учатся в вузах и сузах области и страны. В современном садике воспитываются две группы дошколят.
В селе есть свой фельдшерско-акушерский пункт, действует станция скорой помощи. Насчитывается 7 крестьянско-фермерских хозяйств, которые обрабатывают землю, выращивая зерновые культуры. Современное здание сельского дома культуры не пустует в праздники и будни, так как в селе организован фольклорный ансамбль «Рябинушка», известный не только в районе, но и в области, ему присвоено звание народного ансамбля России. (Фото 11. Ансамбль «Рябинушка»)
Работают три магазина, почтовое отделение, сельская библиотека, администрация села.
Много замечательных людей родилось, выросло и жило в селе. Молодёжь получила образование и разъехалась по области и стране. Но все родившиеся в Максимовке с теплом и трепетом относятся к родным местам, родной истории и культуре. Если каждый человек будет помнить родную землю, знать историю своего рода, своего села, традиции своих предков, передавать эти знания своим детям, тогда не будет непомнящих родства «Иванов», тогда будет в сердцах людей гордость за Родину, страну, свой народ. Я горжусь селом – землёй отцов и дедов, знаю историю её, постараюсь преумножить богатства земли родной, чтоб гордились селом последующие поколения.
Моя работа доказала, что история моего села неотделима от истории России. А значит и история государства складывается из судеб её граждан, будь то сельский житель или горожанин, подросток или умудрённый опытом человек. Историю творим мы – жители нашей великой страны. И знать страницы прошлого своего края – наша обязанность, ведь не зная прошлого невозможно постичь настоящее и тем более строить планы на будущее.
Используемые источники.
- Ванчинов Д.П., Данилов В.Н., Ченакал Д.Д. Трудящиеся Поволжья – фронту. – Саратов, 1084.
- Книга Памяти. Они ковали Победу в тылу 1941-1945 (2) – Саратов: Детская книга, 2004.
- Книга Памяти (2) Р.Ф. Саратовская область – Саратов: Детская книга, 1994
- Левин И.С. Грозные годы. – Саратов:Приволж.кн.изд – во, 1984.
- Фонды школьного музея МБОУ «ООШ с.Максимовка»
- Материалы личных альбомов жителей села.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"
Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...
Исследовательская работа "Поэты нашего села"
Исследовательская работа направлена на более подробное изучение малой Родины. Работа по литературному краеведению подразумевала знакомство с жителями села Мухино (Амурская область, Шимановски район) и...
Исследовательская работа "Страницы истории села Воскресенского"
Страницы истории села Воскресенского Аннотация Бабакина Валерия Дмитриевна Научный руководитель Трухина Людмила Григорьевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя школа № 117, Челя...
Исследовательская работа " Экологическое состояние села Поводимово Дубенского района"
презентация к исследовательской работе...
исследовательская работа " Первая пионерка села Сибирь - Мясникова А.И."
История судьбы первой пионерки Мясниковой Антонины Семёновны...
Исследовательская работа по краеведению "Село Новосильское: о чем молчат названия улиц…"
исследовательская работа по краеведению...
Исследовательская работа «Топонимика родного села Малка»
Исследовательская работа«Топонимика родного села Малка»...