Исследовательская работа "Страницы истории села Воскресенского"
творческая работа учащихся по географии (9 класс) на тему
Страницы истории села Воскресенского Аннотация Бабакина Валерия Дмитриевна Научный руководитель Трухина Людмила Григорьевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя школа № 117, Челябинская область, город Снежинск Цель исследовательской работы: собрать и оформить материал об истории села Воскресенского. Задачи исследовательской работы: - провести диагностику знаний обучающихся о своей «малой» родине; - изучить литературу по теме исследования; - провести интервьюирование жителей села Воскресенского; - провести фотографирование достопримечательностей села Воскресенского; - обобщить материал, оформить презентацию. Актуальность исследования. «Умирают» деревни и села, забываются имена проживавших в этих селах людей, а ведь многие из них погибли в войнах, защищая интересы нашей страны, а оставшиеся в живых внесли свой вклад в восстановление нашей страны. Нужно помнить историю своей «малой» родины, ее жителей, так как без прошлого нет будущего. Исследовательская работа раскрывает некоторые страницы истории села Воскресенского: историю образования села, владельцев села, жизнь населения в разные исторические периоды, трудовые достижения селян в советские время, героические страницы селян в годы войн, прокатившихся на территории нашего государства. Методы исследования: - изучение литературы по теме исследования; - анкетирование обучающихся; - интервьюирование жителей села Воскресенского; - сбор исторических материалов о селе: фотографий, документов . Поставленная цель исследовательской работы была достигнута: собраны интересные факты из жизни села в различные исторические периоды и оформлено наглядное пособие в виде презентации. Собранный материал можно использовать на уроках истории и географии при изучении Челябинской области, на факультативах и кружковых занятиях, в библиотечных беседах, на тематических классных часах. В дальнейшем хочется продолжить поисковую работу о Кашпурове П.А. Все крупнейшие драматические события в России, от седой старины и до сегодняшнего времени, так или иначе оставляли свой след в судьбах сельчан. Изучать и знать историю своей «малой» родины - значит знать историю Урала и России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_rabote_stranitsy_istorii_sela_voskresenskogo.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
«Страницы истории села Воскресенского»
Автор: Баба
Снежинск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение …………………………………………………………………..
1.1. Цель и задачи исследовательской работы………………………стр. 3
1.2. Постановка проблемы. Отражение актуальности темы………..стр. 3-4
1.3 Описание собственного опыта работы в решении
избранной темы……………………… ………………………….стр. 4
1.4. Краткий обзор методов исследования…………………………..стр. 5
II. Основная часть
2.1. Краеведческая работа обучающегося с изложением
накопленного и собранного исторического материала:
2.2.1. Возникновение села Воскресенского. Уральское имение
Клеопиных, Демидовых и Расторгуевых……………………………….стр. 6-7
2.2.2. Село Воскресенское в различные исторические периоды
истории нашего государства …………………………………………...стр. 8
2.2.3. Героические страницы села……………………………………стр. 9-10
III. Заключение …………………………………………………………..стр. 11
IV. Список литературы …………………………………………………стр. 12
V. Приложение ……………………………………………………….стр.13-24
I. ВВЕДЕНИЕ
Тема: «Страницы истории села Воскресенского».
Цель: Собрать и оформить материал об истории села Воскресенского.
Решение поставленной цели работы подразумевает решение следующих задач:
1. Провести диагностику знаний обучающихся 8а класса о своей «малой» родине.
2. Изучить литературу по теме исследования.
3. Провести интервьюирование жителей села Воскресенского.
4. Провести фотографирование достопримечательностей села Воскресенского.
5. Обобщить материал, оформить презентацию.
Степень изученности вопроса
На факультативе по географии меня заинтересовала исследовательская работа и я обратилась к истории села Воскресенского для того, чтобы найти исторический материал об этом селе. Мы живем в России, но у каждого из нас есть «малая» родина, которую мы всегда должны помнить и знать ее историю. Без прошлого нет будущего.
Актуальность исследования определяется значимостью «малой родины» для каждого человека. В наше время люди часто мигрируют по нашей стране, переезжают с места на место, но «малая родина» всегда зовет к себе, любовь к ней остается и передается из поколения в поколение.
К великому сожалению многие села и деревни нашего края потихоньку «умирают». Село Воскресенское находится в трех километрах от города Снежинска, на юго-востоке от озера Синара и для многих жителей нашего города, в том числе и для моих родителей, село Воскресенское является «малой» родиной. Я родилась в городе Снежинске, но село Воскресенское я отношу к моей «малой» родине. Я часто на лето уезжаю в село Воскресенское, где у меня живет прабабушка, которой сейчас 89 лет.
Она мне много рассказывала об истории села, чему она была свидетельницей, о прадедушке, который воевал в годы Великой Отечественной войны, о соседях. Я видела в селе старую церковь, развалины мельницы, старые каменные дома, Мемориал воинам, погибшим в войнах, и мне всегда хотелось больше знать об истории этого старого села.
С чего я начала свою работу?
Какие методы исследования я использовала во время работы?
Прочитала книгу В.Батина и Б.Емельянова «У Синарского истока: история села Воскресенского», а потом решила провести анкетирование в своем классе по ряду вопросов:
1) Знаешь ли ты, где родился?
2) Что ты знаешь о своей «малой» родине?
3) Что ты знаешь о жителях села Воскресенского?
4) Как ты относишься к тому, что «умирают» деревни и села?
Результаты анкетирования:
На первый вопрос ответили 100%, на второй вопрос – 82%, на третий вопрос ответили 29%, а на четвертый сожалеют, что «умирают» деревни и села -52%, равнодушно относятся к этому процессу 48% обучающихся. Поэтому
я считаю, что нам необходимо знать не только место своего рождения, но и историю своей «малой» родины, людей, которые проживают в данном населенном пункте и о том, что же происходит в настоящее время с селами, деревнями нашей страны. Прочитав книгу В.Батина и Б.Емельянова «У Синарского истока: история села Воскресенского», я узнала много нового о селе Воскресенском. Много материала взяла у моей прабабушки, а также мне помогали мои родители, Трухина Л.Г., мой учитель географии и другие.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Анкетирование обучающихся.
3. Интервьюирование жителей села Воскресенского.
4. Сбор исторических материалов о селе: фотографий, документов.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Очень хорошо об истории села Воскресенского сказал его бывший житель, ныне профессиональный художник, живущий в городе Снежинске Борис Александрович Родионов: «Мне кажется, история и судьба села Воскресенского и его жителей столь же уникальны, сколь уникальна и колоритна история всего горнозаводского Урала. Все крупнейшие драматические события в России, от седой старины и до сегодняшнего времени, так или иначе оставлял свой след в судьбах сельчан. События эти лепили суровые и буйные характеры уральцев, народа в основе своей незаурядного, трудолюбивого и одновременно бесшабашного».
Основателем села Воскресенского был новгородский дворянин, главный начальник горных заводов Урала и Сибири Клеопин Никифор Герасимович.
На территории, где сейчас расположено село Воскресенское и вокруг него, были поселения русских, татар и башкир. Н.Г.Клеопин получает от государства обширный участок земли в окрестностях озера Синара, где он и основывает свое новое имение в сельце Ново-Воскресенское в 1749 году.
Село Воскресенское не сразу стало носить это название, сначала оно называлось сельцо Ново-Воскресенское, а в народе его называли Клеопино по фамилии хозяина, но со временем оно поменяло свое название. Жители – крепостные Н.Г.Клеопина, переселенные на Урал из его родового Новгородского имения, занимались преимущественно земледелием, ловлей рыбы, сбором грибов и ягод, а также животноводством, охотой, пчеловодством, мелким ремеслом.
В тот период времени село было огорожено крепостными стенами, а мужское население было записано в казаки и защищало близлежащие деревни от набегов башкир.
При Клеопиных село было небольшим, насчитывая 33 двора, 166 жителей. В нем имелось в это время всего две улицы: Нижняя (сейчас Степана Разина) и Большая (сейчас улица Ленина). Вдоль берега реки Синары были построены крестьянские кузницы, река была перегорожена плотиной, и рядом с ней была построена каменная мукомольная мельница с амбаром.
В 1751 году была построена деревянная церковь с колокольней. Церковь была освящена в день Воскресения Христова, получив наименование Воскресенской, а деревню стали называть селом Ново-Воскресенским. Позднее эта церковь сгорела и в 1822 году стали строить новую кирпичную церковь.
В 1784 году Клеопины продают село вместе с крепостными крестьянами уральскому заводчику Демидову Н.Н. И впервые в документах по продаже село называется не Ново-Воскресенское, а уже как село Воскресенское. Село превратилось в призаводское селение Каслинского завода, бывшие помещичьи крестьяне – в заводских крепостных. Основным их занятием стало вскоре производство древесного угля и доставка его на заводы – сначала Каслинский, потом в Кыштымский, а затем и в Сысертский. Облик углежога, везущего на лошади в мерном коробе продукцию своего тяжкого труда с документальной достоверностью и большой художественной выразительностью показал в скульптуре «Углевоз» талантливый каслинский литейщик-самоучка Василий Федорович Торокин.
В конце 1792 года в селе Воскресенском была была проведена перепись населения, интересно то, что фамилий крестьяне не имели, были только имена и прозвища. Позднее появились фамилии: Вагановы, Егановы, Шалыгины, Вологодские, Белозеровы, Батины, Трухины и т.д. Фамилии давались по прозвищам или по прежнему месту жительства отцов и дедов, которые были переселены на Урал Никифором Клеопиным из его родового Новгородского имения. Кроме переселенцев в состав жителей вошла некоторая часть местных башкир и татар, и белых людей. Отсюда такие фамилии, как Атмажитовы, Родионовы, Пленниковы, Бродягины и другие.
Но и до нашего времени, зная фамилию, имя и отчество человека, не всегда можно его найти, а если знаешь кличку, местные жители сразу же покажут, где живет этот человек. Бытовали прозвища: Корень, мочало, Дуга, ерш, Капуста, Бродяжкин, Швабра и другие
( Каслинская районная газета «Красное знамя» от 05.12.1972г.).
Двадцать пять лет Демидовым принадлежало село Воскресенское и его жители. За это время, как говорили воскресенцы «Демидовы и кола не воткнули», то есть ничего не построили. (Книга В.Батина и Б.Емельянова «У Синарского истока: история села Воскресенского»).
В 1809 году село Воскресенское продается купцу первой гильдии Льву Ивановичу Расторгуеву. В обязанности крепостных заводских крестьян по-прежнему, как и при Демидове Н.Н. входили и добыча руды, выжигание древесины и перевозка угля для нужд Каслинского, Кыштымского и Сысертского заводов, работа в поле и на золотом промысле.
Село стало развиваться и это доказывается хотя бы тем, что во времена Клеопиных в селе было 2 улицы, то при Расторгуеве Л.И. село состояло из 12 улиц :это Большая (ныне Ленина), Нижняя (Степана Разина), Верхняя (Дзержинского), Летник (1 Мая), Зимник
(9 января), улица Кыргызы (Мира) – по названию небольшой деревни Кыргыз, в которой жили крещенные башкиры, деревня эта с образование прихода вошла в село Воскресенское и застроилась в улицу, улица Большая Зарека или Кслинская (Революционная) – в память о событиях на ней в годы Гражданской войны и другие улицы. В селе в это время проживало 425 человек.
В 1929 году в селе был организован колхоз «Синара», который позднее переименовали в колхоз имени Сталина, председателем которого был избран Блинов Иван Васильевич..
В 1960 году Воскресенский колхоз стал отделением Тюбукского совхоза. Появились фермы, телятники, свинарники, на которых работали воскресенцы. По заготовке кормов и по надою молока Воскресенское отделение Тюбукского совхоза занимало достойное место в Каслинском районе. Труд некоторых работников совхоза был отмечен наградами нашей страны. Атмажитовой Людмиле Михайловне, мастеру машинного доения, в 1973 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда; Трухина Валентина Николаевна, мастер машинного доения, стала кавалером ордена Трудового Красного Знамени; Кожевников Николай Егорович, скотник, кавалер ордена Трудового Красного Знамени; Атмажитов Александр Петрович, бригадир Воскресенской фермы, кавалер ордена Трудового Красного Знамени; Панов Михаил Васильевич, комбайнер, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и другие.
После начала строительсва города Челябинск-50 (ныне города Снежинска) многие молодые люди стали уезжать на работу и на постоянное место жительство в этот город Постепенно село Воскресенское все более ощутимо приобретало признаки «умирающего» села.
В настоящее время в селе 41 улица, по переписи населения в 2010 году постоянно проживает 287 человек. Но, к сожалению, в селе закрыта школа, не работает клуб, почтовое отделение. То есть село Воскресенское тоже можно отнести к «умирающим» селам, так как сейчас там живут в основном одни пенсионеры, нет никакого производства.
Но село Воскресенское не исчезло с лица земли, как некоторые соседние деревушки. Многие воскрсенцы, перебравшиеся в горд Снежинск, не бросили свои усадьбы в селе , строят добротные дома, проводя в них летние и выходные дни, а в последнее время и зимы, выращивая экологически чистые овощи, некоторые занимаются еще и животноводством и птицеводством.
Город, по возможности, помогал селу. В 1971 году снежинцами были произведены восстановительные работы на полуразрушенной плотине на озере Синара, проложили дорогу в заречной части села, было возведено несколько кирпичных домов, горожане приняли активное участие в возрождении Храма на селе. В 1987 году Тюбукский совхоз выделил снежинцам участок земли для садоводов, который быстро стал осваиваться, сейчас мы называем эту территорию «24 сады».
Следующие страницы моей работы – это героические страницы, так как, начиная с русско-японской войны, мне удалось проследить участие воскресенцев в истории России.
1904-1905 годы. Русско-японская война, а затем Первая Мировая.
На полях Первой Мировой войны погибло более 30 человек.
На фронтах Гражданской войны воевало более 300 селян, погибло 56 воскресенцев.
Но и на территории села тоже происходили сражения с белыми, в результате которых погибло 10 воскресенцев, которые были захоронены на деревенском кладбище. В селе были арестованы и зверски убиты большевики Горнов Василий Николаевич, Малашев Василий Степанович.
Территория села Воскресенского была освобождена от белых 18 июля 1919 года 43 полком под командованием Василия Ивановича Чуйкова. Маршал Советского Союза В.И.Чуйков в 1969 году посетил село Воскресенское и город Снежинск. В городе позднее одной из новых улиц было присвоено его имя, а на доме № 16 установлена памятная доска.
В войне с Финляндией воскресенцы тоже приняли участие, а четверо из них, сложили там свои головы.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Мужчины призывного возраста ушли на фронт. Тяжелая мужская работа легла в основном, на женские плечи: убирали урожай с полей, заготавливали сено для армейских лошадей, пилили дрова, ухаживали за скотом в колхозе.
Несмотря на тяготы, воскресенцы помогали Красой Армии не только трудом, но и материально. В период битв под Москвой проходил сбор средств на танковую колонну имени Челябинского комсомола, Уральского добровольческого танкового корпуса, выкупали денежно-вещевые лотереи, собирали деньга на танковую колонну «Челябинские колхозники», внесли свой вклад и на строительство корабля «Челябинский комсомолец». Кроме того, люди передавали для отправки на фронт валенки, шерстяные носки, варежки и другие теплые вещи, а также ягоды и сухие грибы.
В декабре 1941 года село приняло 100 эвакуированных детей из города Ленинграда. Прожили ленинградские дети в Воскресенском 3,5 года. Местные жители чем могли, помогали детям. .
Храбрыми, достойными воинами проявили себя многие уроженцы села.
Из села Воскресенского на фронт ушли около 500 мужчин , 308 из них погибли или пропали без вести. В 1975 году в селе был открыт Мемориал в память о погибших воскресенцах, не вернувшихся с различных войн.
Среди вернувшихся с Великой Отечественной войны был мой прапрадед, Лепаловский Александр Иванович. Он прошел всю войну, дошел до города Берлина, осовбождал несколько государств, был неоднократно ранен. Награжден орденом Великой Отечетвенной войны и медалями.
Среди воскресенцев, отдавших жизнь за Родину есть Герой Советского Союза Кашпуров Петр Афанасьевич.
Когда я работала над этой темой, у меня возникла мысль о том, что в нашем городе мало знают о гроях-воскресенцах, живших рядом с нашими родителями, дедушками и бабушками, учившимися с ними в сельской школе. В дальнейшем я бы хотела продолжить поисковую работу о Герое Советского Союза Кашпурове Петре Афанасьевиче.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставленная цель исследовательской работы была достигнута. Исследовательская работа помогла мне собрать интересные факты из жизни села в различные исторические периоды и оформить наглядное пособие в виде презентации.
Где можно использовать оформленный материал?
Материал, который я подготовила, можно использовать на уроках географии и истории, когда изучают Челябинскую область, в кружковых и факультативных занятиях, в библиотечных беседах, на тематических классных часах.
Материал был передан в семейный архив Лепаловских, в музей боевой славы МБОУ СОШ №117, в краеведческий музей города Касли.
Вывод.
Все крупнейшие события драматические события в России, от седой старины и до сегодняшнего времени, так или иначе оставляли свой след в судьбах сельчан. Изучать и знать историю своей «малой» родины, значит знать историю Урала и России.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атлас. География. Челябинская область. 5-11 класс, Челябинск, издательство «Край Ра», 2015г.
2. В.Батин, Б.Емельянов. У Синарского истока: история села Воскресенского, Снежинск, ООО «Фирма Сокол», 2006г.
3. Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинский Урал. Справочное учебное пособие для 6-9 классов основной школы, Челябинск, Абрис, 2007 г.
4. Краеведение. Челябинская область. 7 класс: учебник для средней школы / под редакцией Г.С.Шкребня.-Челябинск,: АБРИС, 2009г.
5. Тетрадь юного краеведа. Познай свой край. Челябинская область. Каслинский район. Челябинск, Абрис, 2007г.
6. Каслинская районная газета «Красное знамя» от 05.12.1972г.
7. Каслинская районная газета «Красное знамя» 10.10.1975г.
8. Фото Трухиной Л.Г., Атмажитова М.А., Белянкиной Т.А., Орловой З.В., Пановой Т., Лепаловской Л.А., Бабакиной В.
9. Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Воскресенское (Челябинская область)
http://www.ifns.su/74/009/000010.html
https://yandex.ru/im ages/search
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская работа "История моего села"
Работа выполнена к юбилею края для школьной НПК...
Исследовательская работа "История моего села"
Исследовательская работа ученицы 9 класса Буниной Веры о с.Великополье Оршанского района...
Информационно-методический бюллетень : Исследовательская работа «История моего села»
Тема исследовательской работы «История моего села». Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человек...
История и население села Воскресенское Каслинского раона Челябинской области
Истории и население села Воскресенского Аннотация Цель исследовательской работы: собрать и оформить материал об истории села Воскресенского. Задачи исследовательской работы: - провести ...
Исследовательская работа "История села Елховки Шатковского района" в номинации "История малой Родины"
Цель: изучение родного края на примера села Елховки Шатковского района Нижегородской области...
Исследовательская работа "История села Оля"
В работе собран материал по истории села с начала его основания 1842 года и до нашего времени....
Исследовательская работа "История села история России"
Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – село, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множе...