Внеурочная деятельность для 6 кл. "Уникальный Петербург"
методическая разработка по краеведению (6 класс) на тему

Внеурочная деятельность проводиться в форме экскурсий и выполнении мини-проектов. Цель курса: изучение уникальных черт Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл unikalnyy_peterburg_habarova_m._s._1_ch.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 289 с углубленным изучением предмета «Физическая культура» Красносельского района

Санкт-Петербурга

          РАССМОТРЕНО

 на заседании Методического совета

ГБОУ Ш-И № 289

Протокол № ___

от «____»__________2016 г.

                  ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

ГБОУ Ш-И №289

Протокол №___

от «____»____________2016 г.

       УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Ш-И № 289

_____________Карягин С.Н..

Приказ №_____________

от «__»____________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 «Уникальный Петербург»

Учитель: Хабарова М. С.

Год реализации программы: 2016/2017 учебный год

Класс: 6

Общее количество часов по плану: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

Пояснительная записка

В настоящее время актуальнейшей является проблема патриотического воспитания детей и молодёжи.  Воспитательное воздействие культурного наследия родного города становится важнейшим фактором формирования патриотизма. Любовь к своему городу, чувство уважения и причастность к его истории, культуре - результат целенаправленной и последовательной  деятельности старшего поколения петербуржцев в воспитании достойных наследников. Воспитание «красотой родного города, красотой окружающего мира» позволяет детям воспринимать мир ярким и многогранным,  усиливает   творческую познавательную деятельность, способствует развитию социально значимой активности. Юным петербуржцам, нашим современникам, жителям Санкт-Петербурга, предстоит сделать его еще красивее и сохранить то, что представляет ценность в наши дни.

Программа туристско-краеведческого направления «Уникальный Петербург»  включает в себя теоретическую и практическую часть. Для реализации поставленных задач содержание курса ориентирует на диалог, самостоятельность мышления и самовыражения, что способствует творческому развитию учащихся.

В программу включены темы, создающие у учащихся представление об особенных, уникальных чертах города Санкт-Петербурга, его символах, дворцах и великом писателе А. С. Пушкине. Значительная роль отводится практической деятельности: экскурсиям, наблюдениям, проектам.

Новизной образовательной программы является многообразие творческих приемов и методов, используемых в реализации программы.  Дети знакомятся с технологией проектной культуры, получают опыт публичной защиты своих исследований.

Цель программы: воспитание личности юных петербуржцев через изучение уникальных черт Санкт-Петербурга.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формирование представления о городе как среде обитания горожан.
  2. Способствовать расширению знаний учащихся о петербургском наследии и  его создателях, формированию познавательного интереса к его дальнейшему изучению
  3. Формировать понятие «Культурная столица» через раскрытие значения культурных и архитектурных объектов, как памятников истории и культуры.
  4. Формировать способность к обобщению и систематизации знаний о городе, уметь устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Формирование нравственно-этических норм поведения в городе.

Развивающие:

  1. Развитие познавательных интересов детей.
  2. Развитие когнитивной сферы ребенка: художественно-эстетического восприятия, творческого воображения. Интеллектуальных процессов.
  3. Развитие активного словаря ребенка, умение рассказывать о городе. Проявлять собственное отношение к событиям и фактам из жизни города.
  4. Развитие умений устанавливать связи между историческими событиями.
  5. Развить умение замечать необычное, интересное развивать у детей интерес к изучению истории и культуре родного края

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к родному городу и бережного отношения к традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
  2. Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
  3. Воспитание культуры общения и культуры поведения.

  1. Режим занятий

  1. Занятия проводятся по «плавающему» графику: теория – 1,2 раза в месяц + экскурсия 1 раз в четверть.

Методы, используемые в работе

Словесные:  

  • рассказ педагога с использованием наглядного материала;
  • опросы для выявления знаний;
  • обсуждения и беседы на предложенные темы;
  • размышление

Практические:

  • использование мультимедийных материалов;
  • работа с картой города и Ленинградской области;
  • творческие задания (интервью, эссе), составление кроссвордов по изучаемой теме;
  • занятие-беседа;
  • экскурсии, посещение музеев, выставок;
  • игры;
  • конкурс;
  • творческий отчет.

Поисковые:

  • мозговой штурм;
  • разработка и защита проектов;
  • презентация.
  • итоговое занятие-викторина «Знаешь ли ты свой город?», «Сочинение-фантазия «Если бы я был губернатором…»

   

Содержание программы.

Данная программа предназначена для учащихся 6 класса средней школы и рассчитана на 1 учебный год в количестве 34 часов.

Новизна программы внеклассных мероприятий состоит в возможности познакомить учащихся с уникальными особенностями города  Санкт – Петербурга:

  • Морской Петербург
  • Дворцы Санкт-Петербурга – Екатерина Великая
  • Пушкинский Петербург
  • Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

В программе применяется метод проектов, выполнение обучающимися мини- проектов, проведение исследований и фотоотчетов, написание эссе, участие в интеллектуальных играх.

Вводное занятие.

Теория: Я - Петербуржец! Я в городе этом живу! Цели и задачи предстоящей деятельности. Куда пойдем, что увидим, что узнаем. Техника безопасности.

Екатерина Великая

Теория: Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России.

 Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…».

 Планировка города.  Зимний дворец и Эрмитаж. Таврический дворец. Медный всадник. Э.М. Фальконе.

Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов

 Практика: Исследовательская работа. Кто расположен на памятнике Екатерине II ? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты?

Экскурсия в Екатерининский дворец и Эрмитаж

Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования.

Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты

Пушкинский Петербург

Теория: Царскосельский лицей.

Пушкинские адреса Петербурга. Последняя дорога Пушкина.

Практика: Экскурсия в Домик станционного смотрителя.

Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12

Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

Теория: Блокада. Жизнь города в годы войны.

Ленинградский зоопарк.  Вклад района в дело победы.

Сберегли, сохранили.

Улицы Московского района, носящие имена героев ВОВ.

Практика: Экскурсия в Музей Блокады Ленинграда

Морской Петербург.

Роль Петра первого в основании Балтийского флота, обучение Петра в Голландии. Адмиралтейство, памятник Петру-плотнику.

В 1704 г.в Петербурге была заложена Адмиралтейская верфь – будущий центр кораблестроения в России.

Практика:

Экскурсия на ледокол Красин.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Уникальный Петербург».

Личностные универсальные учебные действия:

В рамках когнитивного компонента будет сформирован:

  • историко-географический образ Санкт-Петербурга, знание основных исторических событий, связанных с историей Санкт-Петербурга, знание истории и географии своего города, его достижений и культурных традиций;
  • освоение общекультурного наследия Санкт-Петербурга и общемирового культурного наследия.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • уважение истории, культурных и исторических памятников;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные результаты 

  • способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками

Личностные результаты

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учащиеся должны владеть:

  • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 
  • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

Подходы, которые используются для реализации поставленных задач:

  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетными формирование метапредметных умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
  • дифференцированный подход
  • личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта.
  • проблемный подход

Формы подведения итогов реализации программы:

  • опросы и беседы;
  • творческие задания;
  • практические задания;
  • ведение дневника наблюдений, блога.

                           

Примерные требования к знаниям и умениям учащихся:

Знать:

  • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
  • о создателях и хранителях этого уникального петербургского  наследия  

                                 

Уметь:

  • грамотно произносить, писать и использовать краеведческие термины, названия памятников;
  • ориентироваться по карте Санкт-Петербурга
  • узнавать изученные памятники по описанию, по иллюстрациям; объяснять значимость конкретных памятников для жизни горожан, для Петербурга, России;

Иметь навык:

  • выражать свое впечатление в виде небольших творческих работ;
  • отвечать на вопросы и  рассказывать об основных памятных местах города и выдающихся людях.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название модуля (раздела, темы)

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1.

Введение

1

1

2.

Тема 1.  Екатерина Великая

12

2

10

3.

Тема 2. Морской Петербург

6

2

4

4.

Тема 3. Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

8

2

6

5.

Тема 4. Пушкинский Петербург

6

2

4

Итоговое занятие

1

1

Учебно-тематическое планирование.

1 год

34 часа

Тема

Кол-во часов

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

Оснащение

1

Введение

1

Беседа

Мозговой штурм

Я - Петербуржец! Я в городе этом живу! Цели и задачи предстоящей деятельности. Куда пойдем, что увидим, что узнаем. Техника безопасности.

Что такое интервью?

Что такое фоторепортаж?

Презентация

2

Екатерина Великая

1

Обсуждения и беседы на предложенные темы;

Размышление.

Составление рассказа

Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов

Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования.

Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнате

Составление вопросника для поездки на экскурсию в музей

Презентация

3,

4, 5,

6,

7

Екатерина Великая

5

Экскурсия

или квест-игра

Интервьюирование  

Зимний дворец и Эрмитаж

Фотоаппарат

блокнот

8-12

Екатерина Великая

5

Экскурсия

Интервьюирование

Екатерининский дворец

Фотоаппарат

блокнот

13

Екатерина Великая

1

Подготовка мини-проекта, презентации

Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России.

 Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…».

 Планировка города.  Зимний дворец и Эрмитаж. Таврический дворец. Медный всадник. Э.М. Фальконе.

Компьютер

Мультимедийное оборудование

14

 Морской Петербург

1

Конкурс эссе, рисунков

Роль Петра первого в основании Балтийского флота, обучение Петра в Голландии. Составление вопросника для поездки на экскурсию в музей

Презентация

Фильм

15-18

 Морской Петербург

4

Экскурсия

Фоторепортаж

Интервьюирование

Ледокол Красин

Фотоаппарат

блокнот

19

 Морской Петербург

1

Брейн-ринг

Адмиралтейство, памятник Петру-плотнику.

В 1704 г.в Петербурге была заложена Адмиралтейская верфь – будущий центр кораблестроения в России.

Компьютер

Мультимедийное оборудование

20

Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

1

Просмотр фильма о Блокаде

Беседа

Блокада. Жизнь города в годы войны.

Ленинградский зоопарк.  Вклад города в дело победы.

Сберегли, сохранили.

Улицы, носящие имена героев ВОВ.

Фильм

21-26

Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

6

Экскурсия

Фоторепортаж

Посещение Музея Блокады Ленинграда

Фотоаппарат

блокнот

27

Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

1

Творческий отчет (эссе, рассказ на затронувшую тему)

Блокада. Жизнь города в годы войны.

Компьютер

Мультимедийное оборудование

28

Пушкинский Петербург

1

Рассказ беседа,

Виртуальная экскурсия

Царскосельский лицей.

Пушкинские адреса Петербурга. Последняя дорога Пушкина.

Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12

Компьютер

Мультимедийное оборудование

29-32

Пушкинский Петербург

4

Экскурсия

Интервьюирование

Посещение домика станционного смотрителя

Фотоаппарат

блокнот

33

Пушкинский Петербург

1

Брейн-ринг

Пушкин – наше все!

Компьютер

Мультимедийное оборудование

34

Итоговое занятие

1

итоговое занятие-викторина

«Знаешь ли ты свой город?»

Компьютер

Мультимедийное оборудование

                   Материально–техническое обеспечение

Оснащенный кабинет для проведения занятий,
Мебель: столы, стулья, магнитная доска,
Карты  и  планы  Петербурга,  краеведческая  литература.
Мультимедийные средства обучения,  компьютер, видеопроектор и экран.

                   Методическое обеспечение

  1. Творческие задания на определенную тему (рассказать о событии с точки зрения участника).
  2. Дидактические игры. Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность ребенка, на его эмоциональную сферу являются игры, на составлении пары, на нахождение третьего лишнего;
  3. Наглядные пособия и дидактические материалы:
  • Рабочие тетради (для записи опорных слов или дат)
  • Наборы открыток с изображением города изд. Корона принт:

«Санкт-Петербург. Виды старого города», «Львы и сфинксы Петербурга», «Дворцы пригородов Санкт-Петербурга», «Портреты Российских императоров», «Петербургские мосты», «Петербургские фонари», «Триумфальные арки Петербурга», «Доходные дома», «Памятники Петру 1 в Петербурге», «Петербургские дворцы», «Памятники Великой Отечественной войны в Ленинграде –Петербурге», «Петербургские православные храмы», «Многоконфессиональный Петербург».

  • Альбом гравюр А. Зубова  
  • Фоторепродукции картин Русского музея
  • Фотоальбом Эрмитаж

Мультимедийные материалы-презентации к занятиям:

  • Символы Петербурга;
  • Детство Петра 1;
  • Основание Петербурга;
  • Петропавловская крепость;
  • Васильевский остров;
  • Домик Петра 1;
    Летний сад и Летний дворец Петра 1;
  • Кунсткамера;
  • Невский проспект;
  • Над Петербургом на дирижабле (проект «Чудеса России);
  • Меншиковский дворец;
  • Стрелка Васильевского острова. Ростральные колоны;
  • Адмиралтейство. Скульптура. Кораблик;
  • Медный всадник. Гром-камень;
  • Блокада Ленинграда. Блокадный зоопарк;
  • Памятники Победы;
  • Конные монументы города;

(Материалы пополняются по мере прохождения нового материала.)

  • фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» ,
  • фильм снятый на «Ленфильме» - «Петр Первый»,
  • «Как царь Петр арапа женил».
  • Хроникально-поэтический фильм о Петербурге-Ленинграде из цикла документальных передач итальянского телевидения "Культурные столицы Европы".kinofilms.tv
  • карты города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

   

     16.  poetry-city.rupiter.html Стихи о Петербурге

                 17. photocityspb.narod.ruAudio песни о Санкт-Петербурге и Ленинграде

Список литературы для учащихся

  1. Александрова Е.Л. Остров Рус в Литориновом море. Историческое прошлое северных окрестностей Санкт–Петербурга. -  СПб., 2000.
  2. Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. Чудесный город. -  СПб., 1998.
  3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З. Краеведение – страницы жизни нашего края. -  СПб.,  2006.
  4. Ефимовский Е. Путешествие в Санкт-Петербург. -  СПб., 1996.
  5. Семенова М. Мы – Славяне. – СПб., 2006.
  6. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт–Петербурга. -  СПб., 2002.
  7. Суслов В.Н. Рассказы о Ленинграде. -  Л., 1984.

Список литературы для педагога:

  1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. -  СПб., 1993.
  2. Арьев А.А. Ивангородская летопись, 1492 – 2001. -  СПб., 2001.
  3. Гиппинг А.И. Нева и Ниеншанц. -  СПб., 2003.
  4. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы. -  Л., 1985.
  5. Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. -  СПб., 1994.
  6. Ермолаева Л.К. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1992-1997.
  7. Золочевская Н.Н. Выборг: Очерк-путеводитель. -  Л., 1980.
  8. Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. -  СПб., 1994.
  9. Кепп Е.Е. Выборг. -  Выборг, 1992.
  10. Кирпичников А.Н. Древний Орешек. -  Л., 1980.
  11. Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. -  Л., 1984.
  12. Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д., Старая Ладога – древняя столица Руси -  СПб., 1996.
  13. Крепость Ивангород – новые открытия -  СПб., 1997.
  14. Лелина Е.И. Петропавловская крепость. -  СПб., 1996.
  15. Некрасов Б. Гранитная летопись. -   Л., 1971.
  16. Платунов А.М. Так строился Петербург -  СПб., 1997.
  17. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2002.
  18. Синдаловский Н.А. Петербург. Путеводитель. СПб., 2001.

19.Сорокин П.Е., Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц. -  СПб., 2001.

20. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов. Рек и каналов, мостов и островов /Алексей Владимирович, Алексей Ерофеев.-М.: АСТ:СПб.:Астрель-СПб, 2009 -752 с.

21. Михайлов А.М. Санкт-Петербург: 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях / А.М. Михайлов.- М.: Эксмо, 2011.-320 с.

22. Царев Р.Я. Санкт-Петербург. Необычные прогулки, которые перевернут ваше представление о Северной столице / Царев Р.Я.-М.: Эксмо, 2012.- 320с.: ил.-(Туризм).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета отъезжающему на каникулы

  1. Название города, (населенного пункта),  почему он так назван? Сколько ехал?
  2. Название реки (моря, озера). Топонимика
  3. Посети краеведческий музей. Что понравилось?
  4. Есть ли другие музеи в месте твоего отдыха?
  5. Легенды связанные с появлением города, реки, горы и т.д.
  6. Сфотографируй достопримечательность данной местности.
  7. Привези фото самого старого дома, самого красивого дома (фонтана, памятника и т. д.).
  8. Самый интересный день каникул.
  9. Что запомнилось?
  10. С кем подружился? Рассказывал ли новым друзьям о Петербурге?
  11. Как живут и как проводят досуг местные жители?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей. Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку.

Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей.Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку....

Рабочая программа внеурочной деятельности_Пешком по Санкт-Петербургу. Часть 1

Актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью осуществлять постоянную и целенаправленную работу по систематизации, совершенствованию и расширению метапредметных умен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологический портрет Санкт-Петербурга» для учащихся 5-6 классов

Содержание курса «Экологический портрет Санкт-Петербурга» включает самые основные во­просы взаимодействия человека и созданной им городской среды. Краеведческий под­ход с использов...

Конспект внеурочной деятельности по биологии на тему: «Зрение. Глаз – как уникальное создание природы»

Конспект и презентация внеурочной деятельности по биологии на тему: «Зрение. Глаз – как уникальное создание природы»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешком по Санкт-Петербургу"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешком по Санкт-Петербургу" для 5 класса...