Внеурочная деятельность для 6 кл. "Уникальный Петербург"
методическая разработка по краеведению (6 класс) на тему
Внеурочная деятельность проводиться в форме экскурсий и выполнении мини-проектов. Цель курса: изучение уникальных черт Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
unikalnyy_peterburg_habarova_m._s._1_ch.docx | 55.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 289 с углубленным изучением предмета «Физическая культура» Красносельского района
Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО на заседании Методического совета ГБОУ Ш-И № 289 Протокол № ___ от «____»__________2016 г. | ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета ГБОУ Ш-И №289 Протокол №___ от «____»____________2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Ш-И № 289 _____________Карягин С.Н.. Приказ №_____________ от «__»____________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Уникальный Петербург»
Учитель: Хабарова М. С.
Год реализации программы: 2016/2017 учебный год
Класс: 6
Общее количество часов по плану: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Пояснительная записка
В настоящее время актуальнейшей является проблема патриотического воспитания детей и молодёжи. Воспитательное воздействие культурного наследия родного города становится важнейшим фактором формирования патриотизма. Любовь к своему городу, чувство уважения и причастность к его истории, культуре - результат целенаправленной и последовательной деятельности старшего поколения петербуржцев в воспитании достойных наследников. Воспитание «красотой родного города, красотой окружающего мира» позволяет детям воспринимать мир ярким и многогранным, усиливает творческую познавательную деятельность, способствует развитию социально значимой активности. Юным петербуржцам, нашим современникам, жителям Санкт-Петербурга, предстоит сделать его еще красивее и сохранить то, что представляет ценность в наши дни.
Программа туристско-краеведческого направления «Уникальный Петербург» включает в себя теоретическую и практическую часть. Для реализации поставленных задач содержание курса ориентирует на диалог, самостоятельность мышления и самовыражения, что способствует творческому развитию учащихся.
В программу включены темы, создающие у учащихся представление об особенных, уникальных чертах города Санкт-Петербурга, его символах, дворцах и великом писателе А. С. Пушкине. Значительная роль отводится практической деятельности: экскурсиям, наблюдениям, проектам.
Новизной образовательной программы является многообразие творческих приемов и методов, используемых в реализации программы. Дети знакомятся с технологией проектной культуры, получают опыт публичной защиты своих исследований.
Цель программы: воспитание личности юных петербуржцев через изучение уникальных черт Санкт-Петербурга.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование представления о городе как среде обитания горожан.
- Способствовать расширению знаний учащихся о петербургском наследии и его создателях, формированию познавательного интереса к его дальнейшему изучению
- Формировать понятие «Культурная столица» через раскрытие значения культурных и архитектурных объектов, как памятников истории и культуры.
- Формировать способность к обобщению и систематизации знаний о городе, уметь устанавливать причинно-следственные связи.
- Формирование нравственно-этических норм поведения в городе.
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов детей.
- Развитие когнитивной сферы ребенка: художественно-эстетического восприятия, творческого воображения. Интеллектуальных процессов.
- Развитие активного словаря ребенка, умение рассказывать о городе. Проявлять собственное отношение к событиям и фактам из жизни города.
- Развитие умений устанавливать связи между историческими событиями.
- Развить умение замечать необычное, интересное развивать у детей интерес к изучению истории и культуре родного края
Воспитательные:
- Воспитание любви к родному городу и бережного отношения к традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
- Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
- Воспитание культуры общения и культуры поведения.
Режим занятий
Занятия проводятся по «плавающему» графику: теория – 1,2 раза в месяц + экскурсия 1 раз в четверть.
Методы, используемые в работе
Словесные:
- рассказ педагога с использованием наглядного материала;
- опросы для выявления знаний;
- обсуждения и беседы на предложенные темы;
- размышление
Практические:
- использование мультимедийных материалов;
- работа с картой города и Ленинградской области;
- творческие задания (интервью, эссе), составление кроссвордов по изучаемой теме;
- занятие-беседа;
- экскурсии, посещение музеев, выставок;
- игры;
- конкурс;
- творческий отчет.
Поисковые:
- мозговой штурм;
- разработка и защита проектов;
- презентация.
- итоговое занятие-викторина «Знаешь ли ты свой город?», «Сочинение-фантазия «Если бы я был губернатором…»
Содержание программы.
Данная программа предназначена для учащихся 6 класса средней школы и рассчитана на 1 учебный год в количестве 34 часов.
Новизна программы внеклассных мероприятий состоит в возможности познакомить учащихся с уникальными особенностями города Санкт – Петербурга:
- Морской Петербург
- Дворцы Санкт-Петербурга – Екатерина Великая
- Пушкинский Петербург
- Ленинград в годы Великой Отечественной войны.
В программе применяется метод проектов, выполнение обучающимися мини- проектов, проведение исследований и фотоотчетов, написание эссе, участие в интеллектуальных играх.
Вводное занятие.
Теория: Я - Петербуржец! Я в городе этом живу! Цели и задачи предстоящей деятельности. Куда пойдем, что увидим, что узнаем. Техника безопасности.
Екатерина Великая
Теория: Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России.
Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…».
Планировка города. Зимний дворец и Эрмитаж. Таврический дворец. Медный всадник. Э.М. Фальконе.
Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов
Практика: Исследовательская работа. Кто расположен на памятнике Екатерине II ? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты?
Экскурсия в Екатерининский дворец и Эрмитаж
Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования.
Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты
Пушкинский Петербург
Теория: Царскосельский лицей.
Пушкинские адреса Петербурга. Последняя дорога Пушкина.
Практика: Экскурсия в Домик станционного смотрителя.
Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12
Ленинград в годы Великой Отечественной войны.
Теория: Блокада. Жизнь города в годы войны.
Ленинградский зоопарк. Вклад района в дело победы.
Сберегли, сохранили.
Улицы Московского района, носящие имена героев ВОВ.
Практика: Экскурсия в Музей Блокады Ленинграда
Морской Петербург.
Роль Петра первого в основании Балтийского флота, обучение Петра в Голландии. Адмиралтейство, памятник Петру-плотнику.
В 1704 г.в Петербурге была заложена Адмиралтейская верфь – будущий центр кораблестроения в России.
Практика:
Экскурсия на ледокол Красин.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Уникальный Петербург».
Личностные универсальные учебные действия:
В рамках когнитивного компонента будет сформирован:
- историко-географический образ Санкт-Петербурга, знание основных исторических событий, связанных с историей Санкт-Петербурга, знание истории и географии своего города, его достижений и культурных традиций;
- освоение общекультурного наследия Санкт-Петербурга и общемирового культурного наследия.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- уважение истории, культурных и исторических памятников;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Метапредметные результаты
- способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками
Личностные результаты
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учащиеся должны владеть:
- способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -
- чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
Подходы, которые используются для реализации поставленных задач:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетными формирование метапредметных умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход
- личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта.
- проблемный подход
Формы подведения итогов реализации программы:
- опросы и беседы;
- творческие задания;
- практические задания;
- ведение дневника наблюдений, блога.
Примерные требования к знаниям и умениям учащихся:
Знать:
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия
Уметь:
- грамотно произносить, писать и использовать краеведческие термины, названия памятников;
- ориентироваться по карте Санкт-Петербурга
- узнавать изученные памятники по описанию, по иллюстрациям; объяснять значимость конкретных памятников для жизни горожан, для Петербурга, России;
Иметь навык:
- выражать свое впечатление в виде небольших творческих работ;
- отвечать на вопросы и рассказывать об основных памятных местах города и выдающихся людях.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название модуля (раздела, темы) | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Тема 1. Екатерина Великая | 12 | 2 | 10 |
3. | Тема 2. Морской Петербург | 6 | 2 | 4 |
4. | Тема 3. Ленинград в годы Великой Отечественной войны. | 8 | 2 | 6 |
5. | Тема 4. Пушкинский Петербург | 6 | 2 | 4 |
Итоговое занятие | 1 | 1 |
Учебно-тематическое планирование.
1 год
34 часа
№ | Тема | Кол-во часов | Вид занятий (форма, метод) | Содержание | Оснащение |
1 | Введение | 1 | Беседа Мозговой штурм | Я - Петербуржец! Я в городе этом живу! Цели и задачи предстоящей деятельности. Куда пойдем, что увидим, что узнаем. Техника безопасности. Что такое интервью? Что такое фоторепортаж? | Презентация |
2 | Екатерина Великая | 1 | Обсуждения и беседы на предложенные темы; Размышление. Составление рассказа | Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования. Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнате Составление вопросника для поездки на экскурсию в музей | Презентация |
3, 4, 5, 6, 7 | Екатерина Великая | 5 | Экскурсия или квест-игра Интервьюирование | Зимний дворец и Эрмитаж | Фотоаппарат блокнот |
8-12 | Екатерина Великая | 5 | Экскурсия Интервьюирование | Екатерининский дворец | Фотоаппарат блокнот |
13 | Екатерина Великая | 1 | Подготовка мини-проекта, презентации | Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…». Планировка города. Зимний дворец и Эрмитаж. Таврический дворец. Медный всадник. Э.М. Фальконе. | Компьютер Мультимедийное оборудование |
14 | Морской Петербург | 1 | Конкурс эссе, рисунков | Роль Петра первого в основании Балтийского флота, обучение Петра в Голландии. Составление вопросника для поездки на экскурсию в музей | Презентация Фильм |
15-18 | Морской Петербург | 4 | Экскурсия Фоторепортаж Интервьюирование | Ледокол Красин | Фотоаппарат блокнот |
19 | Морской Петербург | 1 | Брейн-ринг | Адмиралтейство, памятник Петру-плотнику. В 1704 г.в Петербурге была заложена Адмиралтейская верфь – будущий центр кораблестроения в России. | Компьютер Мультимедийное оборудование |
20 | Ленинград в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Просмотр фильма о Блокаде Беседа | Блокада. Жизнь города в годы войны. Ленинградский зоопарк. Вклад города в дело победы. Сберегли, сохранили. Улицы, носящие имена героев ВОВ. | Фильм |
21-26 | Ленинград в годы Великой Отечественной войны. | 6 | Экскурсия Фоторепортаж | Посещение Музея Блокады Ленинграда | Фотоаппарат блокнот |
27 | Ленинград в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Творческий отчет (эссе, рассказ на затронувшую тему) | Блокада. Жизнь города в годы войны. | Компьютер Мультимедийное оборудование |
28 | Пушкинский Петербург | 1 | Рассказ беседа, Виртуальная экскурсия | Царскосельский лицей. Пушкинские адреса Петербурга. Последняя дорога Пушкина. Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12 | Компьютер Мультимедийное оборудование |
29-32 | Пушкинский Петербург | 4 | Экскурсия Интервьюирование | Посещение домика станционного смотрителя | Фотоаппарат блокнот |
33 | Пушкинский Петербург | 1 | Брейн-ринг | Пушкин – наше все! | Компьютер Мультимедийное оборудование |
34 | Итоговое занятие | 1 | итоговое занятие-викторина | «Знаешь ли ты свой город?» | Компьютер Мультимедийное оборудование |
Материально–техническое обеспечение
Оснащенный кабинет для проведения занятий,
Мебель: столы, стулья, магнитная доска,
Карты и планы Петербурга, краеведческая литература.
Мультимедийные средства обучения, компьютер, видеопроектор и экран.
Методическое обеспечение
- Творческие задания на определенную тему (рассказать о событии с точки зрения участника).
- Дидактические игры. Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность ребенка, на его эмоциональную сферу являются игры, на составлении пары, на нахождение третьего лишнего;
- Наглядные пособия и дидактические материалы:
- Рабочие тетради (для записи опорных слов или дат)
- Наборы открыток с изображением города изд. Корона принт:
«Санкт-Петербург. Виды старого города», «Львы и сфинксы Петербурга», «Дворцы пригородов Санкт-Петербурга», «Портреты Российских императоров», «Петербургские мосты», «Петербургские фонари», «Триумфальные арки Петербурга», «Доходные дома», «Памятники Петру 1 в Петербурге», «Петербургские дворцы», «Памятники Великой Отечественной войны в Ленинграде –Петербурге», «Петербургские православные храмы», «Многоконфессиональный Петербург».
- Альбом гравюр А. Зубова
- Фоторепродукции картин Русского музея
- Фотоальбом Эрмитаж
Мультимедийные материалы-презентации к занятиям:
- Символы Петербурга;
- Детство Петра 1;
- Основание Петербурга;
- Петропавловская крепость;
- Васильевский остров;
- Домик Петра 1;
Летний сад и Летний дворец Петра 1; - Кунсткамера;
- Невский проспект;
- Над Петербургом на дирижабле (проект «Чудеса России);
- Меншиковский дворец;
- Стрелка Васильевского острова. Ростральные колоны;
- Адмиралтейство. Скульптура. Кораблик;
- Медный всадник. Гром-камень;
- Блокада Ленинграда. Блокадный зоопарк;
- Памятники Победы;
- Конные монументы города;
(Материалы пополняются по мере прохождения нового материала.)
- фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» ,
- фильм снятый на «Ленфильме» - «Петр Первый»,
- «Как царь Петр арапа женил».
- Хроникально-поэтический фильм о Петербурге-Ленинграде из цикла документальных передач итальянского телевидения "Культурные столицы Европы".kinofilms.tv›
- карты города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
16. poetry-city.ru›piter.html Стихи о Петербурге
17. photocityspb.narod.ru›Audio песни о Санкт-Петербурге и Ленинграде
Список литературы для учащихся
- Александрова Е.Л. Остров Рус в Литориновом море. Историческое прошлое северных окрестностей Санкт–Петербурга. - СПб., 2000.
- Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. Чудесный город. - СПб., 1998.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З. Краеведение – страницы жизни нашего края. - СПб., 2006.
- Ефимовский Е. Путешествие в Санкт-Петербург. - СПб., 1996.
- Семенова М. Мы – Славяне. – СПб., 2006.
- Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт–Петербурга. - СПб., 2002.
- Суслов В.Н. Рассказы о Ленинграде. - Л., 1984.
Список литературы для педагога:
- Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. - СПб., 1993.
- Арьев А.А. Ивангородская летопись, 1492 – 2001. - СПб., 2001.
- Гиппинг А.И. Нева и Ниеншанц. - СПб., 2003.
- Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы. - Л., 1985.
- Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. - СПб., 1994.
- Ермолаева Л.К. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1992-1997.
- Золочевская Н.Н. Выборг: Очерк-путеводитель. - Л., 1980.
- Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1994.
- Кепп Е.Е. Выборг. - Выборг, 1992.
- Кирпичников А.Н. Древний Орешек. - Л., 1980.
- Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. - Л., 1984.
- Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д., Старая Ладога – древняя столица Руси - СПб., 1996.
- Крепость Ивангород – новые открытия - СПб., 1997.
- Лелина Е.И. Петропавловская крепость. - СПб., 1996.
- Некрасов Б. Гранитная летопись. - Л., 1971.
- Платунов А.М. Так строился Петербург - СПб., 1997.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2002.
- Синдаловский Н.А. Петербург. Путеводитель. СПб., 2001.
19.Сорокин П.Е., Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц. - СПб., 2001.
20. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов. Рек и каналов, мостов и островов /Алексей Владимирович, Алексей Ерофеев.-М.: АСТ:СПб.:Астрель-СПб, 2009 -752 с.
21. Михайлов А.М. Санкт-Петербург: 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях / А.М. Михайлов.- М.: Эксмо, 2011.-320 с.
22. Царев Р.Я. Санкт-Петербург. Необычные прогулки, которые перевернут ваше представление о Северной столице / Царев Р.Я.-М.: Эксмо, 2012.- 320с.: ил.-(Туризм).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета отъезжающему на каникулы
- Название города, (населенного пункта), почему он так назван? Сколько ехал?
- Название реки (моря, озера). Топонимика
- Посети краеведческий музей. Что понравилось?
- Есть ли другие музеи в месте твоего отдыха?
- Легенды связанные с появлением города, реки, горы и т.д.
- Сфотографируй достопримечательность данной местности.
- Привези фото самого старого дома, самого красивого дома (фонтана, памятника и т. д.).
- Самый интересный день каникул.
- Что запомнилось?
- С кем подружился? Рассказывал ли новым друзьям о Петербурге?
- Как живут и как проводят досуг местные жители?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смирнова Алла Николаевна, учитель английского и испанского языков ГБОУ СОШ №35 Санкт-Петербурга. Методическая тема "Внеурочная деятельность".
Из опыта работы...
Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей. Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку.
Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей.Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку....
Рабочая программа внеурочной деятельности_Пешком по Санкт-Петербургу. Часть 1
Актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью осуществлять постоянную и целенаправленную работу по систематизации, совершенствованию и расширению метапредметных умен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологический портрет Санкт-Петербурга» для учащихся 5-6 классов
Содержание курса «Экологический портрет Санкт-Петербурга» включает самые основные вопросы взаимодействия человека и созданной им городской среды. Краеведческий подход с использов...
Конспект внеурочной деятельности по биологии на тему: «Зрение. Глаз – как уникальное создание природы»
Конспект и презентация внеурочной деятельности по биологии на тему: «Зрение. Глаз – как уникальное создание природы»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешком по Санкт-Петербургу"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешком по Санкт-Петербургу" для 5 класса...