Водные легенды Донбасса
проект по краеведению (6 класс) на тему
Донецкий край славен исторически известными реками:Кальмиус(река Калка),где принял бой с половцами князь Игорь;Северский Донец - поилец всего Донбасса;река Бахмутка,известная своими солёными водами ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Легенда о реке Кальмиус Донецкого края | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение.Разработка урока. 6 класс
Выполнила Лысяк В.В.
Тема . «Водные» легенды Донбасса.Легенда «О ясноглазой Речке и гранитном Исполине»
Цель: -знакомить обучающихся с легендами Донбасса;
-способствовать формированию сознательной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных социальных ценностей;
-воспитание патриотических чувств,уважительного отношения к культурному и историческому прошлому родного края;
-развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества,
мышления,памяти,воображения.
Оборудование: презентация по теме,тетради,листы А-4 формата,фломастеры. Межпредметные связи : история,география.
Ход урока (Слайд 1)
Люблю тебя, моя Отчизна!
Люблю тебя, Донецкий край!
Ты-мой исток,вода,чтобы напиться,
Ты-воздух мой,ты-мой хлеб и соль.
(О.Курипко)
L .Организационный момент.
ll. Эвристическая беседа:
-Дети,кто знает,что такое краеведение?
-Назовите ассоциативный ряд к слову «краеведение»(изучение природы,населения,хозяйства,истории и культуры какой-либо части страны)
-Подберите синонимы к слову «краеведение»(краезнание,изучение края)
(Слайд 2)
-Прочитайте,сделайте вывод:краеведение-это... -Запишите определение в тетрадь. lll. Работа над новым материалом. Вступительное слово учителя. Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое.У всех народов,во все времена были люди,которые хорошо знали окружавшую их местность,её природу,прошлую и современную жизнь,фольклор.Безвестные народные «краезнатцы»были знатоками родных мест.Свои знания исторического,географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям,тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. (Слайд 3)
Сообщение группы «Географы».
-Протекает в Донецком крае славная речка,которую называют Кальмиус.Начинается она около города Ясиноватая и впадает в Азовское море у Мариуполя.В своём течении проходит через редкие на земле геологические образования .Покинув Донецкий кряж,пересекает древний гранитный массив Приазовской возвышенности. (Слайд 4)
Сообщение группы «Историки».
-С Кальмиусом связаны многие исторические события от времён скифов и половцев до трагической битвы русичей с татаро-монголами на Калке.Первое описание природы и жизни народов ,некогда заселявших территорию нашего края (Скифию),принадлежит известному древнегреческому историку Геродоту.
(Слайд 5)
Сообщение группы «Лингвисты».
-Поисками происхождения названия реки Кальмиус стали заниматься относительно недавно , лишь в середине девятнадцатого века.Известный геолог О.Б.Иваницкий,изучавший в 1833-1841 годах горные породы Донбасса,полагал , что название реки происходит от тюркского каль –золото.Также есть версии,что первое название реки происходит от старославянского кала-холм, каменистая местность ;скифы называли Калк-Кочевая река. (Слайд 6)
Собщение группы «Историки».
-Ещё в шестнадцатом веке в государственных бумагах царя Ивана Грозного река именовалась Кала(Калка). На возможность возникновения современного названия реки Кальмиус повлияло возникновение татарской дороги-Кальмиусской сакмы.Она проходила вдоль речки Кали и шла от неё к речке Миус (по- татарски рог). У этой дороги в устье реки Кали казаки возвели крепость и назвали Кальмиус. (Слайд 7) Учитель .Туристов и жителей Донетчины всегда интересовали события ,были, легенды нашего края.Сегодня мы познакомимся с одной из них.
-Дети,кто из вас скажет ,что такое легенда? (Слайд 8)
-Назовите виды легенд. (Слайд 9)
Vl. Работа над текстом легенды « О ясноглазой Речке и гранитном Исполине»
1.Выразительное чтение легенды. В давние времена жили в наших краях могучие богатыри-суровый Кряж и древний гранитный Исполин. Сказочно богат был Кряж, несметными были его подземные сокровища.Владел он меловыми горами Придонцовья, огромными залежами соли,громадными месторождениями ценнейшего флюорита,а в глубоких недрах хранил безмерное количество каменного угля.Но больше ,чем своими сокровищами, гордился богатырь своей дочерью- голубоглазой Речкой. Называл он её Золотая, и другие её так называли. Родилась Речка на овражистых склонах Кряжа из множества чистых родников.Щедро дарил ей отец свои глубинные подземные воды,одевал в зелёный наряд лугов,не скупился на украшения.Радовала всех красавица. Катила она воды в цветущих берегах, но никак не видела своего пути к синему морю.
Его загораживал мощный гранитный Исполин.(Слайд 10)
В поисках моря покинула Речка отцовские края и там,где перешла на землю Исполина, оставила небольшой водопад, который до сих пор радует людей. Непростой была дорога беглянки: огибала возвышенности,преодолевала каменистые перекаты , делала замысловатые повороты. Ныне, взглянув на русло сверху, можно увидеть выписанные Речкой замысловатые буквы,особенно изящна многокилометровая омега у посёлка Кирсаново.
Гранитный Исполин лежал у моря со времён сотворения земли.Ему наскучило нескончаемое время, и он уже не видел ничего,что могло бы его порадовать.Весело и неутомимо журчавшая Речка,обласкала своими волнами гранитного Исполина,и оттаяло его каменное сердце.Открыл он для неё свой разлом в гранитах,через который и покатила дальше свои воды неуёмная Речушка.К морю. (Слайд 11)
Очень хороша была юная красавица в обрамлении гранитных берегов.Полюбилась весёлая Речка Исполину, подарил он ей бриллиантовые серёжки. Это были две кимберлитовые трубки(в наши дни нашли их геологи на берегах у посёлка Староласпа).Наряжал богатырь красавицу в золото. Из глубины разломов ,где по трещинам в гранитах поднимались из недр расплавленные металлы,брал Исполин глыбы, пронизанные золотыми прожилками, и опускал их в реку .Она шаловливо играла блестящими камням ,истирая большие глыбы в золотой песок,и уносила в море.
Старался радовать Исполин свою гостью: возвёл у её берегов скалы, похожие на крепости и башни,поставил на страже покоя загадочные каменные фигуры,из своих подземных сокровищниц разложил для неё на берегах дорогие украшения. И сейчас находят люди в русле Речки окаменевшие кораллы,крупные синие и зелёные кристаллы флюоритов и прозрачные фиолетовые аметисты. (Слайд 12)
Проходят миллионы лет, но незыблемыми остаются Донецкий Кряж и Приазовская возвышенность, и всё также заботливо смотрит Исполин на свою вечно юную красавицу и слушает музыку её волн.
2.Беседа по вопросам.
-Понравилась ли вам легенда?
-О какой речке идёт речь?
-Какие богатыри обосновались в наших краях?
-Чем владел могущественный Кряж?
-Кем больше всего гордился богатырь?
-Почему Речка не видела своего пути к морю?
-На что похожа Речка,если взглянуть на неё сверху?
-Почему оттаяло сердце Исполина?
-Что дарил гранитный Исполин голубоглазой красавице? -Во что наряжал он Речку? -Что находят люди в русле Речки в наши дни? -Что можно в тексте легенды назвать сказочным, а что – реальным?
-К какому виду легенд можно отнести данную?
3.Работа в группах (работа фломастерами на отдельных листах).
1-я группа.Определить жанр,тему,идею текста.
2-я группа.Разделить легенду на смысловые части,озаглавить их.
3-я группа.Создание «Ассоциативного дерева».
4-я группа.Составление сенквейна (подведение итогов).
4.Проверка работ,выполнение соответствующих записей в рабочих тетрадях
(Слайд 13) (Слайд 14)
V.Рефлексия.Тест.
1.Сказочно богат был:
а)Исполин;
б)Кряж;
в)Гранит;
2.Гордился богатырь Кряж:
а)своими богатствами;
б)своей дочерью;
в)своими лугами;
3.Отец называл дочь Речку:
а)Золотой;
б)Алмазной;
в)Коралловой;
4.Что дарил Кряж Речке: а)гранитные камни; б)луговые растения; в)подземные воды;
5.Что оставила Речка там ,где перешла она в землю Исполина:
а)высокий холм;
б)журчащий водопад;
в)пологий берег;
6.Геологи нашли алмазные трубки на берегах Речки у посёлка:
а)Старобешево;
б)Новоазовска;
в)Староласпа;
Vl.Подведение итогов урока.
-О чём шла речь на уроке?
-Что нового и интересного узнали?
Vll. Выставление оценок с комментированием
Vlll.Домашнее задание: в сети –Интернет найти и прочитать легенду о реке Бахмутка; подготовиться к пересказу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия "Водная и прибрежно-водная растительность Тульской области"
Материал представляет собой методическую разработку открытого урока "Водная и прибрежно-водная растительность Тульской области", которая может быть использована для проведения занятий биологического ц...
водно-спортивный праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья "Водные забавы"
Конспект-сценарий водно-спортивного праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья....
Поэты Донбасса о войне
Поэты Донбасса о войне...
Урок краеведения "Овеянный легендами курган. Легенда о Саур-Могиле « Легендарный курган»"
Урок позволяет познакомить детей с легендарным местом в Донецкой Народной Республике, названным Саур-Могилой,заглянуть за завесу истории и легенд, раскрыть творческие способности наших учеников....
Легенды и мифы Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе».
Дистанционное обучение с использованием ЭР. Разработка урока литературы в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции. Геродот "Легенда об Арионе"...
Конспект урока по предмету "Профильный труд" в 9 классе по теме: "Краски водные и неводные. Изготовление связующих для водных красок"
Урок по профилю "штукатурно - малярное дело" представлен конспектом и презентацией...
Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе.
Познакомить учащихся с особенностями водного туризма и требованиями к уровню подготовки туриста-водника и правилами безопасного поведения в водном походе....