Водные легенды Донбасса
проект по краеведению (6 класс) на тему

Лысяк Валентина Владимировна

Донецкий край славен  исторически известными реками:Кальмиус(река Калка),где принял бой с половцами князь Игорь;Северский Донец - поилец всего Донбасса;река Бахмутка,известная своими солёными водами ...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведение.Разработка урока. 6 класс

Выполнила   Лысяк В.В.

Тема .   «Водные» легенды Донбасса.Легенда  «О ясноглазой Речке и гранитном Исполине»

Цель:  -знакомить обучающихся с легендами Донбасса;

-способствовать формированию сознательной гражданской позиции и     патриотизма как важнейших духовно-нравственных социальных ценностей;

        -воспитание патриотических чувств,уважительного отношения к культурному и историческому прошлому родного края;

        -развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества,

мышления,памяти,воображения.

Оборудование: презентация по теме,тетради,листы А-4 формата,фломастеры.                                 Межпредметные связи : история,география.

        Ход урока        (Слайд 1)

                                                            Люблю тебя, моя Отчизна!

                                                               Люблю тебя, Донецкий край!

                                                                            Ты-мой исток,вода,чтобы напиться,

                                             Ты-воздух мой,ты-мой хлеб и соль.

                                                                                               (О.Курипко)

L .Организационный момент.

ll. Эвристическая беседа:

-Дети,кто знает,что такое краеведение?

-Назовите ассоциативный  ряд к слову «краеведение»(изучение природы,населения,хозяйства,истории и культуры какой-либо части страны)

-Подберите синонимы к слову «краеведение»(краезнание,изучение края)

                                                                                                       (Слайд 2)

-Прочитайте,сделайте вывод:краеведение-это...                                                        -Запишите  определение в тетрадь.                                                                                    lll.  Работа над новым материалом.                                                              Вступительное слово учителя. Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое.У всех народов,во все времена были люди,которые хорошо знали окружавшую их местность,её природу,прошлую и современную жизнь,фольклор.Безвестные народные «краезнатцы»были знатоками родных мест.Свои знания исторического,географического, культурного характера устно или в различных  документах они передавали последующим поколениям,тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.                                                                                                (Слайд 3)

    Сообщение группы «Географы».

     -Протекает в Донецком крае славная речка,которую называют Кальмиус.Начинается она около города  Ясиноватая и впадает в Азовское море у Мариуполя.В своём течении проходит через редкие на земле геологические образования .Покинув  Донецкий  кряж,пересекает древний гранитный массив Приазовской возвышенности.                                                     (Слайд 4)

Сообщение группы «Историки».

-С Кальмиусом связаны многие исторические события от времён скифов и половцев до трагической битвы русичей с татаро-монголами на Калке.Первое описание природы и жизни народов ,некогда заселявших территорию нашего края (Скифию),принадлежит известному древнегреческому историку Геродоту.

                                                                         (Слайд  5)

Сообщение группы «Лингвисты».

-Поисками происхождения названия реки Кальмиус стали заниматься относительно недавно , лишь в середине девятнадцатого века.Известный геолог О.Б.Иваницкий,изучавший в 1833-1841 годах горные породы Донбасса,полагал , что название реки происходит от тюркского  каль –золото.Также есть версии,что первое название реки происходит  от старославянского кала-холм, каменистая местность ;скифы называли Калк-Кочевая река.                                                                                 (Слайд  6)

        Собщение группы  «Историки».

-Ещё в шестнадцатом веке в государственных бумагах царя Ивана Грозного река именовалась Кала(Калка). На возможность возникновения современного названия реки Кальмиус повлияло возникновение татарской дороги-Кальмиусской сакмы.Она проходила вдоль речки Кали и шла от неё к речке Миус (по- татарски рог). У этой дороги  в устье реки Кали казаки возвели крепость и назвали Кальмиус.                                                        (Слайд  7)                                                                 Учитель .Туристов и жителей Донетчины всегда интересовали события ,были, легенды нашего края.Сегодня мы познакомимся с одной из них.

-Дети,кто из вас скажет ,что такое легенда?  (Слайд   8)

-Назовите виды легенд.                                       (Слайд   9)

Vl. Работа над текстом легенды « О ясноглазой Речке и гранитном Исполине»

  1.Выразительное чтение легенды. В  давние времена жили в наших краях могучие богатыри-суровый Кряж и древний гранитный Исполин. Сказочно богат был Кряж, несметными были его подземные сокровища.Владел он меловыми горами Придонцовья, огромными залежами соли,громадными месторождениями ценнейшего флюорита,а в глубоких  недрах   хранил безмерное количество каменного угля.Но больше  ,чем своими сокровищами, гордился богатырь своей дочерью- голубоглазой Речкой. Называл он  её Золотая, и другие её так  называли. Родилась Речка на овражистых  склонах Кряжа из множества чистых родников.Щедро дарил ей отец свои глубинные подземные воды,одевал в зелёный наряд лугов,не скупился на украшения.Радовала всех красавица.  Катила она  воды  в цветущих берегах, но никак не видела  своего пути к синему морю.

Его загораживал мощный гранитный Исполин.(Слайд   10)

    В поисках моря покинула Речка отцовские  края и там,где перешла  на землю  Исполина, оставила небольшой водопад,  который до сих пор радует людей. Непростой была дорога беглянки: огибала возвышенности,преодолевала каменистые перекаты , делала замысловатые повороты.  Ныне, взглянув на русло сверху, можно увидеть выписанные Речкой замысловатые  буквы,особенно изящна  многокилометровая   омега у посёлка Кирсаново.

Гранитный Исполин лежал у моря  со времён сотворения земли.Ему наскучило нескончаемое время, и он уже не видел ничего,что могло бы его порадовать.Весело и неутомимо журчавшая Речка,обласкала своими волнами гранитного Исполина,и оттаяло его каменное сердце.Открыл он для неё свой разлом в гранитах,через который и покатила  дальше свои воды неуёмная Речушка.К  морю.                 (Слайд 11)

Очень хороша была юная красавица в обрамлении гранитных берегов.Полюбилась весёлая  Речка Исполину, подарил он ей бриллиантовые серёжки.  Это были  две кимберлитовые трубки(в  наши дни нашли их геологи  на берегах у посёлка  Староласпа).Наряжал богатырь красавицу в золото. Из глубины разломов ,где по трещинам в гранитах поднимались из недр  расплавленные  металлы,брал Исполин  глыбы, пронизанные золотыми прожилками, и опускал их в реку .Она шаловливо играла блестящими  камням ,истирая большие глыбы в золотой песок,и уносила в море.

Старался радовать Исполин свою гостью: возвёл у её берегов скалы, похожие на  крепости и башни,поставил  на страже покоя  загадочные каменные фигуры,из своих подземных сокровищниц разложил для неё на берегах дорогие украшения. И  сейчас находят люди в русле Речки окаменевшие кораллы,крупные синие и зелёные кристаллы флюоритов и прозрачные фиолетовые аметисты.                                               (Слайд  12)

Проходят миллионы лет, но   незыблемыми остаются Донецкий Кряж и Приазовская возвышенность, и всё также заботливо смотрит Исполин на свою вечно юную красавицу и слушает музыку её волн.

2.Беседа по вопросам.

-Понравилась ли вам легенда?

-О какой речке идёт речь?

-Какие богатыри обосновались в наших краях?

-Чем владел могущественный Кряж?

-Кем больше всего гордился богатырь?

-Почему Речка не видела своего пути к морю?

-На что похожа Речка,если взглянуть на неё сверху?

-Почему оттаяло сердце Исполина?

-Что дарил гранитный Исполин голубоглазой красавице?                                               -Во что наряжал он Речку?                                                                                                          -Что находят люди в русле Речки в наши дни?                                                                        -Что можно в тексте легенды назвать сказочным, а что – реальным?                                    

-К какому виду легенд можно отнести данную?

3.Работа в группах  (работа фломастерами на отдельных листах).

1-я группа.Определить жанр,тему,идею текста.

2-я группа.Разделить легенду на смысловые части,озаглавить их.

3-я группа.Создание «Ассоциативного дерева».

4-я группа.Составление сенквейна (подведение итогов).

4.Проверка работ,выполнение соответствующих записей в рабочих тетрадях

        (Слайд  13) (Слайд 14)

V.Рефлексия.Тест.

1.Сказочно богат был:

а)Исполин;

б)Кряж;

в)Гранит;

2.Гордился богатырь Кряж:

а)своими богатствами;

б)своей дочерью;

в)своими лугами;

3.Отец называл дочь Речку:

а)Золотой;

б)Алмазной;

в)Коралловой;

4.Что дарил Кряж Речке:                                                                                       а)гранитные камни;                                                   б)луговые растения;                  в)подземные воды;

5.Что оставила  Речка там ,где перешла она в землю Исполина:

а)высокий холм;

б)журчащий водопад;

в)пологий берег;

6.Геологи нашли алмазные трубки на берегах Речки у посёлка:

а)Старобешево;

б)Новоазовска;

в)Староласпа;

Vl.Подведение итогов урока.

-О чём шла речь на уроке?

-Что нового и интересного узнали?

 Vll.     Выставление оценок с комментированием

Vlll.Домашнее задание: в сети –Интернет  найти и прочитать  легенду о реке Бахмутка; подготовиться к пересказу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Водная и прибрежно-водная растительность Тульской области"

Материал представляет собой методическую разработку открытого урока "Водная и прибрежно-водная растительность Тульской области", которая может быть использована для проведения занятий биологического ц...

водно-спортивный праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья "Водные забавы"

Конспект-сценарий водно-спортивного праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Поэты Донбасса о войне

Поэты Донбасса о войне...

Урок краеведения "Овеянный легендами курган. Легенда о Саур-Могиле « Легендарный курган»"

Урок позволяет познакомить детей с легендарным местом в Донецкой Народной Республике, названным Саур-Могилой,заглянуть за завесу истории и легенд, раскрыть творческие способности наших учеников....

Легенды и мифы Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе».

Дистанционное обучение с использованием ЭР. Разработка урока литературы в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции. Геродот "Легенда об Арионе"...

Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе.

Познакомить учащихся с особенностями водного туризма и требованиями к уровню подготовки туриста-водника и правилами безопасного поведения в водном походе....